где в ветхом завете говорится о пришествии христа

Где в ветхом завете говорится о пришествии христа

где в ветхом завете говорится о пришествии христа

Где в Ветхом Завете упоминается Христос?

Есть много ветхозаветных пророчеств об Иисусе Христе. Некоторые переводчики исчисляют их сотнями. Ниже приводятся те, которые считаются наиболее яркими и наиболее важными. О рождении Иисуса: Исаия 7:14, « Итак Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» Исаии 9:6, « Ибо младенец родился нам—Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.» Михей 5:2,«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.»

О служении и смерти Иисуса: Захария 9:9, « Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.» Псалом 22:16-18,«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.»

Вероятно, самое яркое пророчество об Иисусе, и, безусловно, самое длинное- вся глава 53 Исаии. Исайя 53:3-7, «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.»

«Семьдесят седьмин» пророчества Даниила в главе 9, предсказывали точную дату, когда Иисус, Мессия, будет «казнен». Исаия 50:6 точно описывает избиение, что Иисус пережил. Захария 12:10 прогнозирует «пронзениие» Мессии, которое произошло после смерти Иисуса на кресте. Многие другие примеры могут быть предоставлены, но это будет достаточно. Ветхий Завет, несомненно, пророчествует о пришествии Иисуса как Мессии.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Пророчества о Христе

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Количество сбывшихся библейских пророчеств исчисляется сотнями, но сегодня мы почти ничего не знаем о них.

Причина тому проста: Библия описывает историю народа Израиля на протяжении двух тысячелетий — от Авраама до Христа. Однако восприятие прошлого имеет свои закономерности: чем удаленнее от нас по времени то или иное событие, тем слабее наш интеллектуальный и эмоциональный отклик на него.

Действительно, какое может быть дело современному человеку до того, что три тысячи лет назад некто изрек пророчество, которое блестяще сбылось, скажем, две тысячи семьсот лет назад? Слишком давно все это происходило, слишком много воды утекло с тех древних времен.

Но есть одна категория библейских пророчеств, которую можно считать исключением. Правда, сами по себе эти пророчества тоже известны главным образом специалистам по библеистике. Зато о том, как они сбылись, знают сотни миллионов наших современников. Это ветхозаветные пророчества о Христе.

Конечно же, уверенно ориентироваться в сотнях страниц Ветхого Завета могут совсем немногие из верующих. Другое дело — Евангелие. Совсем короткое, и описывающее не двухтысячелетнюю историю Израиля, а всего лишь три с небольшим десятилетия земной жизни Христа. Его содержание в общих чертах знают практически все образованные жители Земли. Но ведь Евангельская история по сути своей является сплошным исполнением ветхозаветных предсказаний о пришествии Мессии-Спасителя. Проблема лишь в том, что мы не всегда можем связать известные нам евангельские события с неизвестными нам словами ветхозаветных пророков, которые подробно описали эти события еще за несколько столетий до того, как они произошли.

Здесь мы предлагаем вниманию читателей двадцать самых ярких и убедительных примеров осуществления таких пророчеств:

1. Рожденный от Девы

Рождество Иисуса от Девы Марии — один из самых известных фактов Евангельского повествования.

Пророк Исаия в VIII веке до Рождества Христова говорит:

…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14).

2. Место Рождества

Богочеловек Христос по человечеству родился в Вифлееме, а по Божеству — рождается от Отца прежде начала времен и сотворения мира.

Пророк Михей в VIII веке до Рождества Христова говорит:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2).

3. Плотник из Назарета

Христос вышел на проповедь Евангелия из маленького городка Назарет, к которому иудеи в то время относились с пренебрежением, как к глухой провинции. По социальному статусу Он был обыкновенным ремесленником — сыном плотника.

Пророк Исаия говорит:

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис 53:2).

Название города Назарет, по мнению многих филологов, происходит от еврейского néser — «росток».

4. Иоанн Предтеча

Проповедь Иисуса была предварена проповедью Иоанна Крестителя, готовившего народ к пришествию Спасителя (Лк 3:16). Пророк Малахия в V веке до Рождества Христова говорит:

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал 3:1).

5. Начало проповеди Иисуса

После ареста Иоанна Крестителя Иисус удалился в провинцию Галилея и поселился в городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Именно оттуда Он начал Свою проповедь Царства Небесного (Мф4:12—17).

Пророк Исаия говорит:

Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую (Ис 8:22—9:1).

6. Вход в Иерусалим на ослике

Накануне иудейской Пасхи радостно встречаемый народом Христос въехал в Иерусалим не на коне, как это подобало бы народному вождю, а на молодом ослике (Лк 19:30—35).

Пророк Захария в VI веке до Рождества Христова говорит:

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9).

7. Предательство друга и ученика

Иуда, называвший себя учеником Иисуса, предал Его после совместной праздничной трапезы (Мф 26:20—21).

Пророк Давид в X веке до Рождества Христова говорит:

Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (Пс 40:10).

8. Тридцать сребреников

Пророк Захария говорит:

И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах 11:12—13).

9. Добровольность страданий

Христос знал, что его арестуют, будут мучить и приговорят к страшной смерти на Кресте. Он легко мог уйти от Своих врагов, но принял все страдания добровольно (Ин 12:27) и ничего не говорил мучителям в Свою защиту (Мк 14:60—61).

Пророк Исаия говорит:

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7).

10. Оплевание и пощечины

После допроса в доме первосвященника арестованному Христу плевали в лицо и били его по щекам (Мф 26:67).

Пророк Исаия говорит:

Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6).

11. …И злодеям причтен

Христа, Который не сделал ничего противозаконного, осудили и распяли вместе с уголовными преступниками (Мк 15:27—28).

Пророк Исаия говорит:

12. Распятие

Иисус был распят, как это обычно делали по-римски: Его руки и ноги прибили к кресту толстыми гвоздями, удерживавшими тело.

Пророк Давид говорит:

…Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс 21:17).

13. «Сойди с креста!»

где в ветхом завете говорится о пришествии христа

Глядя на умирающего в страшных мучениях Иисуса, первосвященники, фарисеи, книжники и простые прохожие смеялись над ним и говорили: «Пусть сойдет с креста, тогда поверим, что он — Сын Божий» (Мф27:40—43).

Пророк Давид говорит:

…Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему (Пс 21:8—9).

14. Жребий об одежде

Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет… (Ин 19:20—24).

Пророк Давид говорит:

Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21:18—19).

15. Уксус для жаждущего

Когда распятый Иисус просил пить, стражники дали ему губку, смоченную уксусом (Ин 19:28—29).

Пророк Давид говорил:

И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс 68:22).

16. Неперебитые голени

Мучения распятых на кресте могли продолжаться несколько дней. Чтобы это страшное зрелище не портило приближающийся праздник иудейской Пасхи, решено было ускорить процесс казни. Обычно для этого распятым перебивали голени молотом, после чего они не могли уже опираться на прибитые к кресту ноги и быстро умирали от удушья, повисая на одних руках. Так сделали и на этот раз. Но когда, перебив голени разбойникам, воины подошли к распятому Иисусу, то увидали, что он уже мертв. Поэтому его кости остались целы (Ин 19:31—33).

Пророк Давид говорит:

Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс 33:21).

17. Тьма над Иерусалимом

Во время казни Иисуса произошло затмение Солнца, на несколько часов Иерусалим погрузился в темноту (Мф 23:44—45).

Пророк Амос в IX веке до Рождества Христова говорит:

И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня (Ам 8:9).

где в ветхом завете говорится о пришествии христа

Уже мертвого распятого Иисуса римский воин на всякий случай пронзил копьем (Ин 19:34).

Пророк Захария говорит:

…Воззрят на Него, Которого пронзили… (Зах 12:10).

19. Погребение у богатого

где в ветхом завете говорится о пришествии христа

Христа должны были похоронить вместе с казненными рядом с Ним разбойниками. Но после казни Его тело по разрешению Пилата забрал богатый и знатный член Синедриона по имени Иосиф, бывший тайным учеником Иисуса. Он со всеми почестями похоронил Христа в специально приготовленной для этого пещере (Мф 27:57—60).

Пророк Исаия говорит:

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9).

20. Спаситель мира

Пророк Исаия говорит:

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис 53:4).

На заставке фрагмент: Ангел с последней трубой. XVII век. Художник Алонос Кано (1601-1667)

Источник

Пророчества о рождении Христа и ожидание Мессии

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Рождество — это то событие в истории человечества, которое доказало всему миру, как это важно — верить. С древних времен, из поколения в поколение, люди ждали рождения Спасителя. И однажды настал день, когда сбылись все пророчества!

Что были это за пророчества? Во что верили и на что надеялись люди до рождения Мессии? Читайте в нашем материале о пророчествах.

Со времен изгнания из рая первых людей, Адама и Евы, все человечество ожидало прихода в мир Того, Кто искупил бы не только грех прародителей, но и личные грехи каждого человека, сделал бы всех людей свободными от рабства страстям и смерти. Вера и надежда людей основывались на тех обетах, которые давал им Господь Бог.

Так как единственным народом древнего мира, который сохранил истинную веру в Бога, являлись евреи, то, по обещанию Божию, именно от них и должен был произойти Мессия (на иврите – Мошиах, на др. греч. – Христос – букв. «Помазанник»).

На протяжении всего ветхозаветного периода (то есть до рождения Христа) в народе избранном находились праведники и пророки, через которых Бог напоминал евреям о необходимости сохранять чистоту веры и быть готовыми принять Искупителя.

Первое прикровенное указание на будущее рождение Спасителя при изгнании прародителей из рая дал Сам Господь Бог.

В словах, обращенных к змею, искусившему людей на грех, Он сказал:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15).

В данном пророчестве под образом змея христианская Церковь понимает падшего ангела Божия Денницу – сатану, дьявола. Под женою понимается Дева, от Которой должен был родиться Спаситель.

Следующим пророчеством о приходе в мир Мессии считается обетование, данное Господом Богом Аврааму.

После того, как Господь испытал веру праведника, Он сказал ему:

«Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22, 18).

В этих словах Бога Церковь видит указание на то, что именно из рода Авраама должен был родиться Мессия.

В конце книги Бытия есть еще одно прикровенное указание на рождение Христа. Перед своей кончиной праведный Иаков в одном из пророчеств, данных своим сыновьям, говорит так:

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49, 10).

Под Примирителем как раз и понимается будущий Спаситель. Смысл же всего пророчества заключается в следующем: народ избранный будет обладать свободой и государственностью до тех пор, пока в мир не придет Иисус Христос, в дальнейшем же, за Его неприятие, все будет утрачено. Под покорностью народов понимается обращение ко Христу язычников.

О рождестве Мессии пророчествовал и святой Михей, живший примерно за семь столетий до Христа.

В своих словах о будущем Мессии, пророк говорит о месте Его рождения:

«И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5, 2).

Здесь прямо назван город, где должен был родиться Мессия, – это Вифлеем.

Целый ряд обетований о рождении Христа сделал святой пророк Исайя, который жил примерно в то же время, что и Михей.

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники. » (Ис 11, 1- 10).

В этом пророчестве раскрывается тема происхождения Спасителя – Он должен был родиться от Девы, Которая происходила бы из рода Иессеева и Давидова (Иессей – отец святого царя и пророка Давида). Во второй части пророчества говорится о приходе ко Христу язычников.

Еще одно из пророчеств Исайи о Христе указывало на Его будущие чудеса, силу, духовную власть, исцеления:

«Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис 35, 4–6).

Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исайей, звучит так:

«Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14).

В этих словах сказано не только о приходе Мессии, но и открыта тайна Боговоплощения – Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве», имя же Его – Еммануил, что в переводе с греческого значит «С нами Бог».

Помимо большого количества пророчеств о месте и самом факте рождения Спасителя в Ветхом Завете имеется немало и других – о Его земном пути, чудесах, страданиях, смерти на кресте и Воскресении.

Все эти предсказания хорошо знал каждый иудей, и каждый происходивший из рода Давидова надеялся, что именно в его семье будет рожден Мессия. Тем печальнее то, что в своей основной массе иудеи не увидели ожидаемого Спасителя в Господе Иисусе Христе. Они просмотрели его – не поверили, или же, как Иуда Искариот, обманулись в своих ожиданиях, думая, что пришел именно земной царь и правитель, который сделает Израиль центром мира. В итоге от не принявшего Христа Израиля, по слову праведного Иакова, «отошел скипетр», и благая весть стала распространяться среди «языков», то есть других, еще языческих, народов.

Источник

Где в ветхом завете говорится о пришествии христа

Где сказано, что Мессия с первого раза не справится со своей задачей, ведь никто не говорил, да и Ветхом Завете нет такого, где было бы сказано, что Мессия придет и во второй раз? Как же рассматривать то, что Иисус должен прийти уже во второй раз?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

О Втором пришествии Мессии предвозвещали еще ветхозаветные пророки. Господь говорит через св. Исаию: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис.66:18). В книге пророка Даниила читаем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

Во время Своей земной жизни, проповедуя Евангелие, Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о Своем Втором пришествии:

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27);

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? (Мф.24:42-44);

— Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:13);

— Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38);

ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк.17:24-25);

Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8);

Когда изумленные ученики смотрели, как возноситься их Божественный Учитель, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11).

Свидетельства о Втором пришествии Мессии мы находим и в книге Апокалипсис: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Откр.1:7).

Во время Первого пришествия Спаситель действовал как Сеятель (Мф.13:3; Лк.8:5), а во Втором будет как Господин жатвы (Мф.9:38; Лк.10:2).

Источник

Христос в Ветхом Завете

Оглав­ле­ние

Новый Завет, как известно, гово­рит прежде всего об Иисусе Христе. При этом ново­за­вет­ные авторы посто­янно утвер­ждают, что во Христе испол­ни­лись вет­хо­за­вет­ные про­ро­че­ства. Но где именно в Ветхом Завете гово­рится о Христе, и откуда мы знаем, что это о Нем — ведь имя напря­мую не названо?

^ Рас­пи­са­ние или знак?

Прежде всего, надо при­знать: в Ветхом Завете мы не нахо­дим таких строк, кото­рые выгля­дели бы мате­ма­ти­че­ски точ­ными дока­за­тель­ствами правоты Нового Завета. Пророк Исайя или царь Давид нико­гда не гово­рили: «В таком-то году в городе Виф­ле­еме у Девы Марии родится сын Иисус, Он сотво­рит много чудес, а потом будет распят у стен Иеру­са­лима и на третий день вос­крес­нет».

Но разве было бы хорошо, если бы они так ска­зали? Вряд ли, ведь тогда у людей не оста­лось бы сво­боды, а вера пред­по­ла­гает сво­бод­ный выбор: ты можешь при­нять слова про­рока, а можешь их отверг­нуть.

Именно поэтому далеко не все видят в Ветхом Завете про­ро­че­ства о Христе. Во вре­мена еван­ге­ли­стов именно этот вопрос раз­де­лил еврей­ский народ: одни уви­дели в Писа­нии, кото­рое они знали (Новый Завет ведь еще не был напи­сан) под­твер­жде­ние всему, чему учили после­до­ва­тели Иисуса из Наза­рета, и стали хри­сти­а­нами. Другие решили, что Он тут ни при чем – именно такое вос­при­я­тие до сих пор отде­ляет иуда­изм от хри­сти­ан­ства.

Что же это за про­ро­че­ства, в кото­рых можно уви­деть, а можно и не уви­деть Христа? В книге К. С. Льюиса «Сереб­ря­ное кресло» (из цикла о Нарнии) есть точный образ: лев Аслан, отправ­ляя двоих ребят в опас­ное путе­ше­ствие, сооб­щает им о знаках, кото­рые помо­гут им в пути. Но не дает им точной карты. Он гово­рит при­мерно так: «На одном из камней в этом раз­ру­шен­ном городе вы уви­дите над­пись. Посту­пите согласно ее пове­ле­ниям». И добав­ляет: «Знаки, кото­рые ты уви­дишь в Нарнии, будут не совсем такими, как ты пред­став­ля­ешь. Вот почему так важно пом­нить знаки наизусть, не обра­щать вни­ма­ния на их внеш­нюю обо­лочку». Дей­стви­тельно, над­пись в раз­ру­шен­ном городе ока­зы­ва­ется такой огром­ной, что про­честь ее можно только с высоты, а ребята, утом­лен­ные доро­гой, рас­се­и­ва­ются, забы­вают о знаках, не пыта­ются соот­не­сти их с тем, что видят вокруг себя, поэтому не могут их рас­по­знать – и путь их ока­зы­ва­ется куда более длин­ным и опас­ным.

И еще одна инте­рес­ная деталь. Та над­пись, кото­рую они должны были про­честь, содер­жала всего два слова: «…подо мной», – это был оста­ток эпи­та­фии древ­него царя. Каза­лось бы, для путе­ше­ствен­ни­ков эти слова не имели ника­кого смысла – но на самом деле под над­пи­сью был вход в под­зе­ме­лье, где и нахо­дился принц, кото­рого они искали. Тот, кто состав­лял текст над­писи, навер­няка не дога­ды­вался, что она будет иметь второй, сокро­вен­ный смысл – но для Бога нет ничего слу­чай­ного, и новый смысл, знак для путе­ше­ствен­ни­ков Аслана, оста­вался сокры­тым до тех пор, пока они сами его не рас­крыли.

Итак, нахо­дим ли мы в Ветхом Завете подоб­ные знаки?

^ В ожи­да­нии Мессии

Прежде всего, нужно понять, что про­ро­че­ства о Христе в Ветхом Завете – это не отдель­ные стихи или главы, а скорее, идеи, кото­рыми про­пи­тано Писа­ние. Напри­мер, пред­став­ле­ние об иску­пи­тель­ной жертве, кровь кото­рой смы­вает грех с чело­века. Другая цен­траль­ная идея Вет­хого Завета – пони­ма­ние Бога как един­ствен­ного истин­ного Царя Изра­иля, Кото­рый одна­жды станет пра­вить Своим наро­дом зримым обра­зом и под­чи­нит Себе при этом весь мир. Тор­же­ствен­ный воз­глас «Гос­подь воца­рился!» звучит и в псал­мах, и в про­ро­че­ских книгах, и отно­сится он именно к этому вре­мени.

Однако Гос­подь в Ветхом Завете неви­дим и недо­сту­пен для чело­века – как же Он может взойти на цар­ский пре­стол, поме­ститься во дворце? Разу­ме­ется, изра­иль­тяне пони­мали Его цар­ство­ва­ние не так мате­ри­а­ли­сти­че­ски. На физи­че­ском пре­столе, как ожи­дали они, вос­ся­дет избран­ный Гос­по­дом царь. Поскольку сим­во­ли­че­ски это избра­ние изоб­ра­жа­лась как пома­за­ние олив­ко­вым маслом, то и своего иде­аль­ного царя изра­иль­тяне назы­вали Пома­зан­ни­ком; на еврей­ском это слово звучит как «Машиах» (отсюда рус­ское «Мессия»), а на гре­че­ском как «Хри­стос».

Ты ли Хри­стос? – спра­ши­вали Иисуса на суде те, кто меньше всего был скло­нен видеть в нем Христа ( Лк. 22:67 ). При­мерно так же спра­ши­вал Христа через своих уче­ни­ков Иоанн Кре­сти­тель: Ты ли Тот, Кото­рый должен придти, или ожи­дать нам дру­гого? ( Лк. 7:19 ). Такое ощу­ще­ние, что Мессию жители Пале­стины в I веке от Р.Х. ожи­дали почти с тем же напря­же­нием, с каким мы ждем незна­ко­мого нам лично чело­века, с кото­рым усло­ви­лись о встрече. Ну что же он запаз­ды­вает? Может быть, вот тот? Или этот? Подойти, спро­сить, что ли…

Откуда же они знали о при­ходе Мессии? Из Писа­ния, кото­рое сего­дня мы назы­ваем Ветхим Заве­том. Гос­подь гово­рил Давиду о его потомке: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном ( 2Цар. 7:14 ). Конечно, в исто­ри­че­ском плане это про­ро­че­ство отно­сится к Соло­мону, люби­мому сыну Давида, кото­рый и построил храм в Иеру­са­лиме. Но земной царь есть лишь намест­ник Царя Небес­ного, и в идеале отно­ше­ния между ними должны стать отно­ше­ни­ями отца и сына.

Кстати, именно из-за этих слов Гос­пода изра­иль­тяне верили, что Мессия, как и вообще любой закон­ный изра­иль­ский царь, будет прямым потом­ком царя Давида. Поэтому и Матфей начи­нает свое Еван­ге­лие с родо­сло­вия Иисуса, поэтому и те, кто Его при­ни­мал, име­но­вали Его «сыном Дави­до­вым».

А Псал­тирь, нося­щая имя царя Давида, гово­рит о Боге и царе такими сло­вами: Сказал Гос­подь Гос­поду моему: сиди одес­ную Меня, доколе положу врагов Твоих в под­но­жие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Уже в еван­гель­ские вре­мена этот стих пони­мался как опи­са­ние отно­ше­ний царя-Мессии (Христа) и Бога. Эту цитату при­во­дил Сам Иисус, спра­ши­вая фари­сеев: как может Давид назы­вать Мессию Гос­по­дом, если Мессия – пото­мок Давида, то есть его сын, как гово­рили в ту пору? Вопрос смутил их до такой сте­пени, что они не просто не смогли на него отве­тить, но и впредь не зада­вали Иисусу каверз­ных вопро­сов ( Мф. 22:4-46 ).

В самом деле, здесь нам при­от­кры­ва­ется тайна, кото­рая не до конца была ясна даже самым бли­жай­шим уче­ни­кам Иисуса: Мессия, с одной сто­роны, про­ис­хо­дит по плоти от Давида, а с другой – неиз­ме­римо больше его. То есть Он – Чело­век, но вместе с тем Он и Бог. Навер­ное, кон­кретно-исто­ри­че­ский смысл этого псалма, свя­зан­ный с зем­ными царями, не вклю­чал в себя столь слож­ного бого­слов­ского эле­мента, но если бы речь шла только об исто­ри­че­ском царе, к чему было бы вклю­чать этот гимн в состав Свя­щен­ного Писа­ния? Навер­няка он имеет и более глу­бо­кое зна­че­ние.

Многие подоб­ные места в Писа­нии уже ко вре­ме­нам Нового Завета вос­при­ни­ма­лись евре­ями как мес­си­ан­ские про­ро­че­ства, ука­зы­ва­ю­щие на гря­ду­щего пра­вед­ного царя. Но каким будет этот царь?

^ Победа или стра­да­ния?

Разу­ме­ется, все хотят видеть своих царей побе­ди­те­лями. Не ска­зано ли и в том же самом псалме: положу врагов Твоих в под­но­жие ног Твоих? ( Пс. 109:1 ). Нечто похо­жее есть и у других про­ро­ков: слав­ный образ тор­же­ству­ю­щего царя, кото­рому покло­ня­ются и поко­ря­ются его былые враги. Но у того же Исайи мы встре­чаем и совсем другой образ: стра­да­ю­щего Мессию. Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни вели­чия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, кото­рый при­вле­кал бы нас к Нему. Он был пре­зрен и умален пред людьми, муж скор­бей и изве­дав­ший болезни, и мы отвра­щали от Него лице свое; Он был пре­зи­раем, и мы ни во что ста­вили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был пора­жаем, нака­зуем и уни­чи­жен Богом. Но Он изъ­язв­лен был за грехи наши и мучим за без­за­ко­ния наши; нака­за­ние мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исце­ли­лись. Все мы блуж­дали, как овцы, совра­ти­лись каждый на свою дорогу: и Гос­подь воз­ло­жил на Него грехи всех нас. Он истя­зуем был, но стра­дал доб­ро­вольно и не откры­вал уст Своих; как овца, веден был Он на закла­ние, и как агнец пред стри­гу­щим его без­гла­сен, так Он не отвер­зал уст Своих ( Ис. 53:2-7 ).

За эти строки и за многие другие про­ро­че­ства о Христе Исайю даже назы­вают «вет­хо­за­вет­ным еван­ге­ли­стом». Но как же так? Разве может Мессия быть одно­вре­менно и побе­ди­те­лем, и побеж­ден­ным? Судьей и под­су­ди­мым? Про­слав­лен­ным и пре­зрен­ным? Ответы на все эти вопросы были даны миру только в Новом Завете, а вет­хо­за­вет­ные про­ро­че­ства не откры­вают нам этой тайны пол­но­стью, они – те самые знаки, что ока­зы­ва­ются не совсем такими, какими ты их себе пред­став­лял. Но их все же слиш­ком много, и тот, кто ищет доб­ро­со­вестно, навер­няка опо­знает хотя бы неко­то­рые из них.

^ Детали и подроб­но­сти

А дальше идет мно­же­ство дета­лей и подроб­но­стей; осо­бенно много вни­ма­ния уде­ляет им еван­ге­лист Матфей. Зна­чи­мой ока­зы­ва­ется бук­вально каждая деталь, причем не только для еван­ге­ли­ста, но и вообще для всех. Когда царь Ирод хочет выяс­нить, где родился новый Царь (причем сам Ирод пони­мает Его цар­ство исклю­чи­тельно в поли­ти­че­ских тер­ми­нах и видит в Мессии угрозу соб­ствен­ному прав­ле­нию), то его совет­ники обра­ща­ются ни к чему иному, как к книге про­рока Михея: И ты, Виф­леем-Ефрафа, мал ли ты между тыся­чами Иуди­ными? из тебя про­изой­дет Мне Тот, Кото­рый должен быть Вла­ды­кою в Изра­иле и Кото­рого про­ис­хож­де­ние из начала, от дней вечных ( Мих. 5:2 ). А когда Иосиф и Мария бегут в Египет и через несколько лет воз­вра­ща­ются домой, то еван­ге­лист при­во­дит слова про­рока Осии: Когда Изра­иль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ).

Кстати, между этими двумя про­ро­че­ствами – нема­лая раз­ница. Михей явно гово­рит о некоем пра­ви­теле, его слова отно­сятся к Мессии вполне одно­значно. Но слова Осии в кон­тек­сте его книги проще понять так: речь идет о самом народе Изра­иля, кото­рый был в еги­пет­ском раб­стве, но Гос­подь вывел его оттуда. То есть неко­то­рые из про­ро­честв, в Еван­ге­лии отне­сен­ных ко Христу, изна­чально могли иметь иной исто­ри­че­ский смысл. Это нор­мально. Более того, если Мессия – иде­аль­ный царь и иде­аль­ный изра­иль­тя­нин, то понятно, что неко­то­рые собы­тия из его жизни будут так или иначе повто­рять собы­тия из жизни других царей и всего изра­иль­ского народа.

Есть в Ветхом Завете и про­ро­че­ства о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом и о все­об­щем вос­кре­се­нии. Ведь еще задолго до рож­де­ния Мессии было напи­сано: Ты не оста­вишь души моей в аде и не дашь свя­тому Твоему уви­деть тление ( Пс. 15:10 ).

Нако­нец, есть в Ветхом Завете и некое подо­бие хро­но­ло­гии – таин­ствен­ная книга Дани­ила. В ней гово­рится, что от вос­ста­нов­ле­ния Иеру­са­лима до появ­ле­ния Мессии должно пройти семь седмин и шесть­де­сят две сед­мины ( Дан. 9:25 ). Правда, срок этот можно отсчи­ты­вать от разных собы­тий, и про­ро­че­ства Дани­ила трак­ту­ются раз­ными тол­ко­ва­те­лями очень по-раз­ному, но издавна суще­ство­вало и такое пони­ма­ние: между вос­ста­нов­ле­нием Храма после вави­лон­ского плена и явле­нием Христа народу прошло шесть­де­сят девять седмин, или 483 года.

^ «Ты – Хри­стос, Сын Бога Живого!»

Обра­тим вни­ма­ние и на то, как в Еван­ге­лии люди узнают в Иисусе дол­го­ждан­ного Мессию, Христа. Иисус спра­ши­вал уче­ни­ков Своих: за кого люди почи­тают Меня, Сына Чело­ве­че­ского? Они ска­зали: одни за Иоанна Кре­сти­теля, другие за Илию, а иные за Иере­мию, или за одного из про­ро­ков. Он гово­рит им: а вы за кого почи­та­ете Меня? Симон же Петр, отве­чая, сказал: Ты – Хри­стос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небе­сах ( Мф. 16:13-17 ).

Он не про­воз­гла­шает себя Мес­сией – Он задает откры­тый вопрос, и только после того, как Петр (другие, видимо, не смогли или не посмели это сфор­му­ли­ро­вать) назвал Его полным мес­си­ан­ским титу­лом, Хри­стос под­твер­ждает его правоту и добав­ляет: чело­век не может сам доду­маться до этого, ему эту тайну откры­вает Бог.

При этом никак не ума­ля­ется сво­бода чело­века при­нять или отверг­нуть эту тайну. Про­ро­че­ства, как мы уже выяс­нили, не имеют силы мате­ма­ти­че­ских дока­за­тельств, и каждое из них можно объ­яс­нить слу­чай­ным сов­па­де­нием, а то и неточ­ным пере­во­дом… Именно поэтому многие зна­токи Вет­хого Завета не видят в нем Христа. Соб­ственно, такова пози­ция иуда­изма: часть про­ро­честв иудеи отно­сят к при­ходу Мессии, кото­рый, с их точки зрения, еще не состо­ялся, а часть – к кому-то или чему-то еще. Напри­мер, 53‑ю главу Исайи, о стра­да­ниях Мессии, они при­ла­гают к народу Изра­иля в целом. А мусуль­мане, почи­тая Иисуса (Ису) как вели­кого про­рока, вовсе не счи­тают Его Сыном Божьим, да и вообще мес­си­ан­ские идеи чужды исламу.

Более того, в иуда­изме то и дело воз­ни­кали люди, кото­рые объ­яв­ляли себя мес­си­ями. Наи­бо­лее изве­стен Саба­тай (или Шабтай) Цви, живший в XVII веке в Осман­ской импе­рии и в конце концов при­няв­ший под угро­зой смерти ислам (но даже это не сму­тило наи­бо­лее рьяных его после­до­ва­те­лей). Назы­ва­лись и другие имена…

Подоб­ные идеи всегда исполь­зо­ва­лись и в поли­ти­че­ской борьбе за власть, и в идео­ло­ги­че­ских войнах за умы людей. Но если мы дей­стви­тельно знаем имя Того, Кто воца­рился над всем миром, Кто принес нам исце­ле­ние от греха и смерти и Кто при­ми­ряет нас с Богом, то эти мани­пу­ля­ции нам уже не осо­бенно важны – ведь самое глав­ное мы уже знаем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *