геди спаси и сохрани ма
Значение молитвы Спаси и сохрани, когда читать и текст на русском языке
В нашей повседневной жизни бывают моменты, когда помочь может только молитва к Высшим силам. Призывы к православным святым творят настоящие чудеса. Одной из самых действенных и простых форм обращения к Господу является молитва «Спаси и сохрани». Главное – иметь под рукой текст, понимать его смысл, осознавать, как следует попросить о помощи, чтобы она пришла.
Когда нужно читать молитву «Спаси и сохрани Господи»
К сожалению, потребность обратиться к этой молитве чаще всего приходит не тогда, когда человек абсолютно счастлив, а тогда, когда над ним или родными людьми нависла угроза или беда.
Поводом для призыва к Господу могут стать:
Слова молитвы помогают даже тогда, когда на безлюдной улице встречаются хулиганы. Бог всегда слышит мольбы о помощи. Молящийся вдруг оказывается под мощной защитой, нападающим что-то мешает, и они быстро ретируются.
Хорошо всегда носить святой текст с собой. Например, защитить себя нательным крестиком со словами «спаси, сохрани», выгравировать их на кольце или браслете, запечатать в кулон.
Лучше всего оберегает эта молитва, если она написана рукой мамы для своего ребенка. Можно свернуть листочек с просьбой о защите несколько раз, обернуть холщовой материей, зашить. Получится сильнейший оберег, который нужно держать ближе к телу.
Значение и смысл
Люди чаще всего вкладывают в слова «спаси, сохрани» физический смысл – то есть просят Господа о защите жизни, здоровья себя или родственников. Это действительно помогает.
Но есть у молитвы и глубокий духовный смысл. Спасти – значит, указать праведный путь. Чтобы человек не оступился, не поддался искушениям, страстям, гневу, неправедным поступкам. Спасение души стоит на первом месте.
Значение этого текста велико. Само понятие «спаси» имеет сокровенный смысл, так как Спасом, Спасителем называют Иисуса Христа.
Молящийся полостью открывает свое сердце Господу. Вера, доверие, смирение, покаяние – это те аспекты нашей жизни, которые помогают в трудную минуту перенести горести, обрести духовный покой. Простые слова настраивают на волну безусловной любви, гармонии, благодарности, покаяния.
Правила чтения
Церковь призывает оставить гордыню, не проявлять самодовольства от того, что человек читает молитву. Не сравнивать себя с теми, кто этого не делает, не взращивать в себе чувство превосходства. Ибо такое поведение отдаляет от Бога. Усердие же будет напрасным.
Правила чтения простые:
Полный текст на русском языке
Самый короткий вариант молитвы произносится так:
«Господи, спаси и сохрани мя (или меня). Аминь!»
«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию!
Провожая близких в дальнюю дорогу, можно прочесть такие слова:
Господи, спаси, сохрани, помилуй, защити в дороге дальней (имя человека)!»
Более полный текст выглядит так:
«Господи милостивый, именем Иисуса Христа и Силою Духа Святого спаси, сохрани и помилуй меня, раба Божьего (имя). Сними с меня порчу, сглаз и боль телесную навсегда. Господи милостивый, изгони беса из меня, раба Божьего. Господи милостивый, исцели меня, раба Божьего (имя). Аминь!»
Молитвы, поистине, творят чудеса. Это проверено неоднократно. Они помогают открыть свою душу Богу, жить осознанной праведной жизнью.
Сильнейшая молитва “Спаси и Сохрани” – что просить у Господа
Молитва «Спаси и сохрани» знакома каждому православному христианину. Если душа хочет молиться, а вокруг нет тишины, уединения и не хватает времени – выручат эти краткие, но емкие слова. Их можно произносить в любое время и в любом месте, в минуты опасности, находясь в пути.
Текст молитвы «Спаси и сохрани» Господу на русском языке
«Господи, спаси и сохрани мя. Аминь.» Такими словами христиане обращаются к Богу в суете дня. Для этой молитвы не существует специально отведенного времени. Она, как дыхание души, – вырывается изнутри, когда на сердце становится особенно тревожно и беспокойно, преследуют навязчивые мысли.
После краткого молитвословия в душе воцаряется тихая радость, мирное устроение. Это означает, что мы услышаны Богом и больше нам беспокоиться не о чем. Растет уверенность в своих силах, решимость, терпение, надежда. Навязчивые мысли, навеянные злой силой, отступают, давая покой, свободу измученной душе.
Божья молитва «Спаси и сохрани» оставлена христианам святыми отцами как некий указатель из лабиринта проблем современного человека. Выходишь из дома – наложи на себя крестное знамение, обратись к Богу. Будешь ощущать защиту, Божье попечение целый день. Не уверен в благополучном исходе начатого дела – сделай то же. Тревожат дурные помыслы, предчувствия – молитвой разгони наветы злой силы. Все это заветы святых отцов.
Молясь, получая ответ на свои прошения, христианин укрепляется в вере, начинает понимать свое место в мире, зависимость от Бога. В сердце рождается любовь, благодарность, укрепляется духовная связь с Господом Иисусом Христом, Пресвятой Богородицей, святыми угодниками, ангельским миром.
Молитва Богородице «Спаси нас»
Особым почитанием в православной церкви пользуется Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа. Она сподобилась великой чести вместить в себя Невместимого Бога, дать Ему часть от своей плоти, крови.
Пресвятая Богородица является воплощением Божьего милосердия, любви к роду человеческому. Хотя душой, телом она пребывает на небесах, но часто покидает свои райские обители, чтобы посетить на земле больных, убогих, страждущих людей.
«Пресвятая Богородице, спаси нас!» – самая краткая молитва Небесной Владычице. Ее нужно сопровождать крестным знамением (можно мысленным), если есть возможность, то поклоном, поясным или земным. Такую молитву чтят в монастырях, которые, как известно, считаются обителью Пресвятой Богородицы.
Также к ней обращаются верующие православные христиане, живущие в миру среди множества дел, забот. Краткость этих слов позволяет беспрепятственно использовать их в любое время, в сложных и неблагоприятных условиях для молитвы. Благодаря обращению «Пресвятая Богородице, спаси нас!» христиане ощущают на себе покров Божьей Матери, чувствуют себя защищенными.
Почему надо читать молитву «Спаси и сохрани»
Краткое молитвословие дает возможность жить духовной жизнью в любом месте и в какое-угодно время, не отрываясь на земные дела. Обращаясь мысленно к Богу двумя-тремя словами, не обязательно внешне отвлекаться от своих обязанностей, работы, общения с другими людьми.
Святые отцы накопили богатый духовный опыт использования кратких молитвословий.
Серафим Саровский для сестер Дивеевского монастыря, которых старец окормлял духовно, составил молитвенное правило, состоящее в основном из кратких молитвословий. Святой учитывал загруженность монахинь различными делами, их усталость в конце дня. Миряне, то есть христиане, живущие в миру, также взяли на вооружение правило Серафима Саровского.
Слова «Спаси и сохрани» относятся к кратким молитвословиям. Это обращение передает все чувства верующего сердца, осознающего свою полную зависимость от Всеведущего и Всемогущего Бога. Достаточно обратиться к Небесному Отцу этими краткими словами, чтобы получить от Него ответ и помощь в любой ситуации.
Как правильно читать молитву
Слова «Спаси и сохрани» читаются преимущественно в течение дня. Поэтому внимание нужно уделять не внешней, обрядовой стороне молитвословия, а внутреннему содержанию этого процесса.
Слова «Спаси и сохрани» необходимо сопровождать чувством смирения, благоговения перед Богом. Иначе они останутся пустым звуком, не достигшим своей духовной цели. Важно, чтобы молитву сопровождал сильный внутренний толчок, идущий из глубины души. В ней должны присутствовать и покаяние, и горячее стремление к Богу в поисках любви, защиты.
Молитва – это целая наука, говорят святые отцы. И учиться ей нужно всю жизнь. Благословение Божие заключено в небольших, но важных, молитвенных обращениях, таких как «Спаси и сохрани», «Господи, помилуй» и др.
Самая сильная молитва на исцеление от болезней, порчи, сглаза: видео.
Как часто вы обращаетесь к Господу? Произносите ли слова «Спаси и сохрани» в течение дня? Напишите в комментариях. Сохраните статью в закладках, поделитесь ею в социальных сетях.
Молитва Спаси и Сохрани
Отличительная способность человека от животного заключается в том, что он способен стремиться к идеалу, к отображению Божьего совершенства в природе. Молитва помогает людям на этом самом пути.
С просьбой к Пресвятой Деве Марии обращаются за помощью или наставлением.
Установить духовный контакт со святым можно через одну из самых известных молитв Спаси и Сохрани.
Значение молитвы Спаси и Сохрани
Молитва позволяет избавить человека от лукавого — врага человеческого общества, который оказывает на нас отрицательное воздействие и творит зло. Все проделки дьявола выпадают в виде серьезных препятствий на долгом жизненном пути. Обращение к Богородице позволяет избавить от искушений. Их в нынешнем мире очень и очень много.
Каждый должен хотя бы раз в день упоминать слова: «Боже, спаси и сохрани» и просто обязан произносить вслух или про себя слова молитвы, чтобы получить силы, которые бы позволяли воздерживаться от грехов человеческих. Ни дьявол, ни порча, ни зло не смогут побороть верующего человека.
Молитва Спаси и Сохрани – это признательность Богу за все его творения и дела, поэтому её нужно произносить с глубокой преданностью и верою, полностью проникаясь мыслью о величии Божьем. Только тогда слова прошения обретут истинное назначение и достигнут определенных целей.
Как правильно читать молитву?
Перед тем как читать молитву, важно очиститься духовно, разгрузиться, забыть о жизненных проблемах, окружающих нас.
Текст молитвы Спаси и Сохрани нужно читать спокойно, вдумываясь в смысл произнесенных слов. Не стоит забывать о прошении помилования за грехи людские.
Во время молитвы нельзя отвлекаться на посторонние вещи, нужно находиться в уединении — в отдельной тихой комнате.
Нужно представлять, что вы напрямую связаны со святым, что вы принимаете участие в судьбе его.
Читайте с надеждой, что ваша молитва будет обязательно услышана. Можно помогать интонацией, главное, чтобы звучало более настойчиво.
Текст молитвы «Спаси и сохрани» Господу на русском языке
Господи милостивый, именем Иисуса Христа и Силою Духа Святого спаси, сохрани и помилуй меня, раба Божьего (имя). Сними с меня порчу, сглаз и боль телесную навсегда. Господи милостивый, изгони беса из меня, раба Божьего. Господи милостивый, исцели меня, раба Божьего (имя). Аминь.
Молитва Богородице «Спаси нас»
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Спаси от бед рабов Твоих, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству.
Пресвятой Богородице помолимся —
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Призри благосердием, Всепетая
Богородице, на мои лютыя телеси озлобления и исцели души моея болезнь.
Пресвятой Богородице помолимся —
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Использование молитвы «Спаси и сохрани»
Многие верующие носят с собой кольца, на которых выгравированы слова «Спаси и сохрани». Таким образом, человек будет всегда защищен от пагубных воздействий, если свято верит в Бога и в молитву.
Важно заметить, что нельзя носить украшения с молитвой «Господи Спаси и Сохрани» бездумно, нужно по-настоящему верить в Небесного Отца, чтобы получить реальную помощь.
Значение и ценность православной молитвы “Спаси и сохрани”
Значение молитвенного обращения
Возникла она в очень далекие времена. Значение этого молебна в русском православии столь огромно и велико для каждого верующего, что переоценить его просто невозможно. Невероятная мощь и сила обращения к Богу с просьбой о помощи просто не могут остаться неуслышанными.
«Спаси и сохрани» – одно из самых частых обращений к Богу
За помощью к Пресвятой Деве Марии обращаются тяжелобольные люди в поисках физического и духовного исцеления. Когда человек чувствует, что сам не в силах противиться искушению, соблазнам и плохим мыслям, он просит о заступничестве с помощью слов «Спаси и сохрани».
Матерь Божья является символом надежды и возрождения, поэтому естественно, что верующие обращаются именно к ней. В словах молитвы сокрыто важное, сакральное значение:
«Спаси и сохрани» – не простые слова, они сопровождают человека всю сознательную жизнь, давая веру и надежду на Высшую помощь.
Эти слова непосредственно являются молитвословием, обращены они именно к Господу. Часто верующие гравируют их на кольцах и других церковных украшениях, постоянно нося с собой. Кроме просьбы о помощи, в данной молитве заключена и благодарность Всевышнему. Истинный христианин с глубокой верой в душе, произнося эту молитву, вкладывает в нее свое собственное, личное значение.
Как правильно читать
Всякий раз, когда человек недоумевает, какими словами молиться и о чем и кого просить, надо просто вспомнить: просим всегда Господа. А о чем просить, и что сказать – Он же и научит. «Господи, вразуми! Господи, помилуй».
Так как эта молитва – ваше обращение к Господу, вполне можно дополнить его своими словами. Они должны быть искренними, идущими от самого сердца и выражать действительно заботящие вас вещи. Но лучше не ограничиваться молитвой, сказанной только своими словами. Существует церковный текст молитвы «Спаси и сохрани». Учители духовной жизни, безусловно, советуют сочетать молебны личные с молитвами церковными, вычитанными из молитвослова. Ведь за ними стоит огромный духовный опыт множества святых отцов, прошедших долгий нелегкий путь.
Место и время для обращения к Богу с мольбой «Спаси и сохрани», значения не имеет. Во вселенной не существует места и времени, где Господь вас не услышит. Но в утреннем молитвословии имеется возможность поблагодарить Всевышнего за заступничество во время ночного сна и попросить о дневном покровительстве.
Во время молебна все помыслы должны быть сосредоточены только на общении с Богом. Чтобы от этого ничего не отвлекало, нужно выбрать тихое уединенное место.
Видео «Молитва матери «Господи, спаси и сохрани детей наших»
В этом видео вы можете прослушать текст обращения к Господу Богу и Пресвятой Богородице.
Использование молитвы «Спаси и сохрани»
В силу того, что это молитвословие обладает невероятной мощью и энергией, христиане очень часто обращаются именно к нему, особенно:
Текст молитвы «Спаси и сохрани»
«Господи милостивый, именем Иисуса Христа и Силою Духа Святого спаси, сохрани и помилуй меня, раба Божьего (имя). Сними с меня порчу, сглаз и боль телесную навсегда. Господи милостивый, изгони беса из меня, раба Божьего. Господи милостивый, исцели меня, раба Божьего (имя). Аминь».
Самое главное, чтобы Ваше обращение к Богу со временем не превратилось в некие привычные словесные формы, сказанные по инерции. Молитва, сказанная от чистого сердца, с искренностью и верой, всегда будет услышана.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
@ СПАСИ И СОХРАНИ!
Это не коммерческая страница. Мы не занимаемся рекламой других сообществ, магазинов и т.д. Мы не предоставляем подобных услуг и не пользуемся ими.
работа администраторской группы сообщества осуществляется на безвозмездной основе и при наличии свободного времени у администраторов.
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Братия! Присмотримся в Евангелии к нраву Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы увидим, что он никогда не соблазняется на грешников, как бы их грехи ни были тяжки. Также нет примера во всем Евангелии, чтоб святые Апостолы соблазнились на кого-либо. Напротив того фарисеи соблазняются непрестанно, соблазняются на Самого Всесовершенного, на вочеловчивщегося Бога; соблазняются до того, что осуждают Его, как преступника, предают смерти поносной; Спасителя распинают на кресте посреди двух разбойников! Из этого естественно вытекает то заключение, что наклонность соблазняться есть тяжкий недуг души, есть признак фарисея. Должно тщательно смотреть за сердцем, и умерщвлять в нем чувство соблазна на ближнего духовным рассуждением, почерпаемым в Евангелии.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Том 1. Аскетические опыты. Фарисей
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Я весь занят попечениями мира, мало озабочен моим душевным бедствием! Жестоко осуждаю малейшие согрешения ближних моих; сам наполнен грехом, ослеплен им, превращен в столп соляной подобно жене Лотовой, не способен ни к какому движению духовному.
Показать полностью.
Не наследовал я покаяния, потому что еще не вижу греха моего. Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его – хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца.
Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы со грехом, кто встал на бодрой страже во вратах дому своего с обнаженным мечом – глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приблизился к нему.
Кто совершит великое дело – установит вражду со грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: Зрение греха своего.
Блаженна душа, узревшая гнездящийся в себе грех! Блаженна душа, узревшая в себе падение праотцев, ветхость ветхого Адама! Такое видение греха своего есть видение духовное, видение ума, исцеленного от слепоты Божественной благодатью.
Святитель Игнатий(Брянчанинов) Том 2. Аскетические опыты. 3рение греха своего
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, значить сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, значит всею душою желать исправления и заглаждения их
Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Покаяние.
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
«Видишь, что зеркало запыленное или закопченное ничего не показует, хотя в него и смотришь, но когда хочешь в нем усмотреть лицо свое, должно отереть его. Тако совесть человеческая имеется; когда многими пороками греховными и беззаконным житием замарана будет, человек в ней не усматривает пороков, на душе своей прилипших. Бедственное и плачевное таковое состояние есть!»
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Татьяна Рубачева
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Движение Жизни
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Татьяна Рубачева
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Татьяна Рубачева
*****
Их последний крупный контингент, ведший традицию от первого ядра добровольцев, прибыл в Константинополь в ноябре 1920 г. из Крыма (эвакуация происходила с 11 по 16 ноября нового стиля; последним на борт последнего корабля поднялся генерал П.Н. Врангель). В те дни примерно на 130 судах Россию покинули около 150 000 военных и гражданских лиц. Константинополь после капитуляции Османской империи был оккупирован войсками Антанты – военными союзниками России. Однако, они отнеслись к русским как к нежеланной обузе (неделю пришлось беженцам в неописуемых условиях ждать разрешения сойти на берег) и потребовали роспуска 60-тысячной армии.
Русские не считали, что борьба проиграна окончательно. Они «оставили Крым не с тем, чтобы жить за пределами своего отечества, как эмиграция. Они хотели оставаться русскими, вернуться в Россию и служить только России. Они уходили со своими учреждениями учебными и санитарными, со своим духовенством, наконец, со своим флотом и со своей военной организацией». Войска временно расположились, почти без средств обустройства, в лагерях Чаталджи, Галлиполи и Лемноса (в районе проливов); флот был отведен в Бизерту (Северная Африка). Вскоре из Чаталджи пришлось отойти дальше: союзники боялись, что русские части возмутятся и захватят Константинополь.
Еще «Сильнее, чем физические лишения, давила нас полная политическая безправность. Никто не был гарантирован от произвола любого агента власти каждой из держав Антанты. Даже турки, которые сами находились под режимом произвола оккупационных властей, по отношению к нам руководствовались правом «сильного» – писал Н.В. Савич, ближайший сотрудник ген. Врангеля, ответственный за финансы.
В числе реквизированных грузов было 45.000 винтовок, 350 пулеметов, сотни тысяч гранат и снарядов, 12 миллионов патронов, 300.000 пудов зерна, 20.000 пудов сахара, 50.000 пудов другого продовольствия, 200.000 комплектов обмундирования, 340.000 – белья, 58.000 пар обуви и многое другое, необходимое для жизни.
Французы взяли себе «в компенсацию» и все русские торговые и военные суда. Затем конфисковали остатки денег врангелевского правительства в парижском банке. Затем – личные счета лиц из окружения Врангеля. Савич, стараясь не обижать французов, пишет, что пропитание русских тоже стоило Франции немалых средств, и считает что в общем-то французская помощь «заслуживала благодарности». Но все же русские были союзниками, и к ним можно было ожидать другого отношения. Французы могли вспомнить хотя бы о том, что именно вступление в войну русской армии – неподготовленное, неудачное, оплаченное большой кровью – спасло Францию в 1914 году. (Маршал Фош позже признавал: «Если Франция не стерта с карты Европы, она этим прежде всего обязана России»)
Еще тяжелее пришлось в Константинополе гражданским беженцам, в том числе предыдущих эвакуаций (из Новороссийска и Одессы). Получить визу в другие страны было невозможно. «Началось тяжелое существование, когда человек всецело поглощен заботами о насущном хлебе, о ночлеге, о том, чтобы как-нибудь добыть средства для своей семьи. Тяжело было видеть старых, заслуженных людей с боевыми отличиями, торгующих разными безделушками на Пере, русскую девушку в ресторанах, детей, говорящих по-русски, в ночную пору на улицах, заброшенных и одичавших. ». Были рады любой работе: «Бывший камергер чистил картошку на кухне, жена генерал-губернатора стояла за прилавком, бывший член государственного совета пас коров. Жены офицеров становились прачками, нанимались прислугой. Появиться в хорошем костюме, обедать в модном ресторане было предосудительным. Это могли позволить себе только спекулянты », – свидетельствуют два других очевидца.
«Мы испили чашу национального унижения до дна. Мы поняли, что значит сделаться людьми без отечества. Весь смысл армии в том и заключался, что, пока была армия, у нас оставалась надежда, что мы не обречены затеряться в международной толпе, униженные и оскорбленные в своем чувстве русских». Думается именно поэтому гражданская колония русских в Константинополе проявила более, чем где-либо, национально-политическое единство, образовав надпартийный Русский Совет и оказав положительное влияние на некоторые первые начинания в европейских эмигрантских столицах.
Французы сокращением пайков, угрозами и обманом старались заставить русских военных либо 1) вернуться в Россию, либо 2) ехать в Бразилию рабочими на плантациях, либо 3) перейти на положение беженцев и «распылиться». Но даже под угрозой голода в Россию вернулись лишь около 6.000 казаков, еще меньше предпочли покинуть армию как беженцы. Часть из них ген. Врангель сам старался устроить в другие страны – больных и менее пригодных к строевой службе.
Дело сильно осложнялось тем, что бывшие члены и дипломаты Временного правительства, созвавшие в Париже «Совещание послов», отказались предоставить зарубежные русские средства для нужд эвакуированной армии. Они считали себя преемниками законной власти, отвергая это право за Врангелем, и повели против сохранения армии активную кампанию. Это очень устраивало французское правительство, которое могло теперь ссылаться на то, что даже «авторитетные русские круги» выступают против «безсмысленного упорствования» Врангеля.
Ген. Врангель был изолирован французами от армии (в этом контексте стоит отметить, что какое-то судно «случайно» протаранило и утопило его яхту; погибло четыре человека). Поддержанием духа воинов занимались ген. А.П. Кутепов и комендант Галлиполи ген. Б.А. Штейфон. О результатах один из гражданских наблюдателей писал:
«Совершилось русское национальное чудо, поразившее всех без исключения, особенно иностранцев, заразившее непричастных к этому чуду и, что особенно трогательно, несознаваемое теми, кто его творил. Разрозненные, измученные духовно и физически, изнуренные остатки армии ген. Врангеля, отступившие в море и выброшенные зимой на пустынный берег разбитого городка, в несколько месяцев создали при самых неблагоприятных условиях крепкий центр русской государственности на чужбине, блестяще дисциплинированную и одухотворенную армию, где солдаты и офицеры работали, спали и ели рядом, буквально из одного котла, – армию, отказавшуюся от личных интересов, нечто вроде нищенствующего рыцарского ордена, только в русском масштабе, – величину, которая своим духом притягивала к себе всех, кто любит Россию».
Парад в Галлиполи:
Это «крошечное русское государство» на берегу Мраморного моря произвело впечатление даже на турок. Вследствие высокого уровня образования большинства русских, «они играли в Галлиполи, безспорно, доминирующую роль, потеснив влияние французов. На улицах городка появились русские вывески и надписи, на домах развивались русские знамена: Галлиполи стал русским городом (в котором русские, составляли около 50 % населения)».
Следует подчеркнуть: ни ген. Врангель, ни ген. Кутепов уже не имели безспорных юридических прав принуждения. Подчинение им было добровольным. Как писал позже, в 1927 г., Н. Савич:
«Таким путем закладывался фундамент морального воспитания и обновления духа большой группы русских людей, пронесшей на своих плечах всю тяжесть междоусобной войны, испытавшей конечное поражение и изгнание, но не растерявшей духа, оставшейся морально целой, не сломленной несчастиями. Она закалилась в испытаниях и на ней оправдались слова поэта: так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат.
Галлиполи 1920-1921Судьба помогла Врангелю выковать моральную силу тридцати тысяч русских людей. Он и его сотрудники и помощники не опустили рук, когда, казалось, их роль в истории была уже сыграна». Они сумели «сохранить будущей России кадр людей, редкий по моральным качествам. ».
Этим людям не было суждено увидеть Россию. Галлиполийское чудо, длившееся около года, было последним подвигом врангелевской армии. Но им предстояло оказать решающее влияние на становление русской политической эмиграции.
М. Назаров
(из книги «Миссия русской эмиграции», 1992 и 1994)