гефсиманский сад новоиерусалимского монастыря
Прогулки по Новому Иерусалиму: подмосковный Иордан и Гефсиманский сад
Подмосковный Иерусалим
Этими чарующими видами восторгался и сам царь Алексей Михайлович, приехавший к Никону на освящение деревянной церкви. Говорят, Государь Всея Руси тогда воскликнул: «Какое прекрасное место! Как Иерусалим». Никону понравилось это замечание.
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в середине 17 века патриархом Никоном. Монастырь был задуман патриархом как топографическая икона Святой Земли, где храмы, река Истра, живописные холмы напоминают святые для христиан места. При создании монастыря ближние окрестности стали его частью и их назвали Вифания, Фавор, Елеон, Гефсиманский сад и т.д. Некоторые башни получили названия башен иерусалимских ворот: Дамасская, Гефсиманская, Сионская. В центре находится собор Воскресения Христова. Этот главный храм сооружен по образу храма Господня в Иерусалиме (сюда фото храма 4475).
Российская Палестина была местом паломничества до 1917 года. В 1920 году здесь разместился музей. В 1995 году монастырь возвращен церкви, здесь началось возрождение монашеской жизни.
Грандиозный комплекс возвышается на месте села Воскресенское (в 17 веке оно стало городом Воскресенском, а в 1930 году получил название Истра, по названию реки). Правда, сейчас есть возможность увидеть только часть монастыря, здесь уже несколько лет идет большая реконструкция. Новый Иерусалим сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны.
В 2008 году по решению президента был создан Попечительский совет для оказания помощи в восстановлении монастыря. В марте 2009 года. подписан Указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви». Работы должны быть закончены в 2016 году.
«Павлинье око»
Недавно часть архитектурного ансамбля открылась взору во всей красе, но не было ни дня, чтобы сюда не приезжали туристы и паломники. Мы работаем, хотя полным ходом идет реконструкция, рассказывает экскурсовод Наталья Захарова.
Глаз радует богатое изразцовое убранство. Здесь сохранилась треть многоцветных изразцов 17 века. Подлинную керамику можно увидеть на алтаре. Яркие изразцы символизировали цветущий сад, радость души.
На Руси с давних пор знали, что такое изразцы, но не умели их делать многоцветными. Таким секретом владели белорусские мастера.
Автор замечательных керамических произведений в Новом Иерусалиме – мастер Степан Полубес. На его керамике изображен цветок граната – символ мученической смерти Спасителя. Он напоминает «глазок» на хвосте павлина. «Павлинье око» – так называют изразцы Полубеса. Павлин – райская птица, символ воскресения. Творчество этого мастера вобрало в себя все самое лучшее из декоративного искусства 17 века. Это красочность, сказочные мотивы. Его работы сравнивают с вышивкой на ткани.
Колокольный звон
Щедро украшена уникальными красочными изразцами и колокольня, которую восстановили по чертежам 17 века только в 2013 году. В декабре 1941 года фашисты, отступая, взорвали Воскресенский собор. Центральная его часть и колокольня были разрушены, шатер-ротонда утрачен, позже его восстановили. Восстановить колокольню, от которой сохранилось только полтора яруса, долгие годы не могли. Во время нынешней реконструкции ученые и реставраторы справились с этой задачей. По современной технологии здесь укрепляли фундамент и создавали новый. Бурили скважины и закачивали под давлением раствор на глубину 14 метров.
Перед началом реконструкции на территории обители работали археологи, которые обнаружили остатки плавильной печи, колокольные ямы. Эти ценные экспонаты под открытым небом в скором времени смогут увидеть туристы.
Длань святой Татианы
По первоначальному замыслу в Воскресенском соборе планировалось обустроить 365 приделов, чтобы каждому церковному празднику соответствовал свой. Но всего их было построено 29. Три церкви из них освящены патриархом Никоном. Именно эти храмы меньше всего пострадали в годы Великой Отечественной войны. К ним относится и церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Реставрация этой церкви уже закончена. В ней идут службы. В 17 веке этот храм (иконостас, порталы, фриз) украсили изразцами. После пожара в 18 веке все перестроили. Сделали необычное убранство в стиле барокко, использовали убранство дворцов Петербурга. Сейчас оно восстановлено, на свое место вернулись и изразцы. Теперь отреставрированная церковь выглядит необыкновенно празднично и торжественно. Подолгу стоят люди, любуясь уникальным иконостасом. В 17 веке Воскресенский собор был единственным, где стоял изразцовый иконостас. Со временем их стало 11, до нашего времени дошли семь.
В храме Успения Богородицы особенно часто можно встретить паломниц по имени Татьяна. Со всех концов земли едут православные женщины поклониться своей небесной заступнице. Ведь одна из главных святынь храма – икона святой Татианы. В ковчеге перед иконой хранится длань (кисть) правой руки святой мученицы.
Примерьте сарафан!
Протекающая на территории монастыря река Истра названа Иорданом. На ее берегу в 80-х годах прошлого века был создан музей деревянного зодчества под открытым небом. В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале 19 века, можно видеть разнообразные предметы крестьянского быта. Во время экскурсии всем желающим дают примерить старинные крестьянские сарафаны.
Рядом с усадьбой возвышается деревянная часовня, воссозданная по чертежам 18 века. На берегу Истры стоит ветряная мельница 19 века. Эти деревянные памятники участвовали в съемках известных кинофильмов: «Юные годы Штирлица», «Исаев», «Адмирал», «Дело о мертвых душах».
Посох патриарха
Историко-архитектурный художественный музей «Новый Иерусалим» остается одним из интереснейших в стране. В декабре 2012 года музей временно переехал в небольшое двухэтажное здание – выставочный комплекс, который находится рядом с монастырскими стенами. Сейчас строится новое музейное здание, его площадь составит 28 тысяч квадратных метров.
Самые интересные экспонаты увидеть можно, остальные пока находятся в запасниках.
Туристы толпятся у витрин, где выставлены посох патриарха Никона, его колесница, подарки, коллекция церковной утвари. На втором этаже комплекса экспонируются произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства. Можно посмотреть выставку часов, дворянские и купеческие костюмы, портреты местных богатых особ. Всего в музее насчитывается более 180 тысяч экспонатов.
Земля для вдохновения
Большая экспозиция в музее посвящена Чехову и Левитану, воспевавшим эти места.
Рядом с Воскресенском находилась земская больница, куда студенты медицинских вузов приезжали на практику. С 1881 года бывал здесь и Чехов. Антон Павлович любовался красотой местного пейзажа, вспоминал: «Слушал я, как поет соловей, и ушам не верил». Чехов посещал Ново-Иерусалимский монастырь, приходил туда вместе с гостями и друзьями.
В 1885 году художник Левитан, наслышанный от Чеховых о красоте здешних мест, приезжает на этюды. По словам Антона Павловича, Левитан «чуть не сошел с ума от восторга». Истринские мотивы присутствуют в картинах Левитана: «Река Истра», «К вечеру», «На тяге», «Березовая роща», «Золотая осень», «Деревня Максимовка», «Пейзаж».
— на электричке с Рижского вокзала Москвы до станции Истра или Новый Иерусалим, далее – городским автобусом;
— с автовокзала «Тушино» до Истры можно добраться на автобусе, ехать по Волоколамскому шоссе.
Татьяна Булкина
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
1. Воскресенский собор
Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
2. Скит Патриарха Никона
Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.
3. Силоамская купель
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
4. Гефсиманский сад
Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
5. Башни монастыря
Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
6. Иордан
Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.
Дорога
Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.
От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.
Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.
Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.
Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.
Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин
Путешествие в Новый Иерусалим (Истра) на электричке
Когда мне предложили поехать в тур в Новый Иерусалим, я испытала двойственные чувства. Сначала, слегка подрасстроилась, потому что подумала, что поедем туда на автобусе, а это минимум часа три. Ещё летом мы собирались туда на машине, но подсчитали, что от нас до Истры порядка 120 км и поездка явно не обещает быть лёгкой. Однажды мы возвращались из Рязани 8 часов (!) и с тех пор наш энтузиазм насчет путешествий выходного дня сильно поутих. Но, оказалось, что нашу группу доставит в Истру электричка! Всего 1 час 20 минут — и ты уже на месте! Причем замечу, что это обыкновенный электропоезд, «Ласточки» пролетели бы это расстояние за полчаса. Электрички, конечно, сейчас сильно изменились и превратились в очень комфортабельный вид транспорта. До той же Тулы, на машине ехать часа 4 не меньше, на электричке — меньше двух и это очень здорово!
Рижский вокзал. Утро. Электропоезда
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Новый Иерусалим на Истре — это очень и очень сложная тема. Которая не объясняется в нескольких словах, да и глубина её понятна не каждому.
Центр монастыря — Воскресенский собор с примыкающей к нему (подземной) церковью св. Елены и Константина. Архитектура картинки перед глазами — очень нестандартная, или правильнее сказать, не классическая православная, не совсем русская. Такой сплав из разных культур и времён, но под золотыми православными крестами. Очень интересно, и очень любопытно. При визуальном осмотре включаются совсем другие органы восприятия, ты напряженно всматриваешься, ищешь, ждешь, обдумываешь увиденное.
Этот скромный домик есть Царские палаты!
Воскресенский собор — украшен очень яркими и красивыми поливными изразцами. Собор буквально опоясан изразцовыми лентами. Купола — золотые, но разной формы. Поражает один купол — огромный конус-шатер с ярусами из «окошек» и венчающей всё золотой рубчатой маковкой.
На территории монастыря:
1. Надвратная Входоиерусалимская церковь
2. Воскресенский собор и подземная церковь Елены и Константина
3. Церковь Рождества Христова и Трапезные палаты (музейная экспозиция),
4. Палаты царевны Татьяны Михайловны, Палаты «монастырских детёнышей», Трапезные палаты, Караульные палаты, Солодёжные и кузнечные палаты, Красный погреб
5. Архимандричьи покои и Братский корпус,
6. Надвратная Елизаветинская башня (вход в Гефсиманский сад),
На территории Гефсиманского сада:
7. Скит Патриарха Никона
8. Источник «Силоамская купель»,
а также Музей деревянного зодчества (Гефсиманский сад), в котором есть:
9. Часовня,
10. Изба Кокориных,
11. Мельница,
12. Выставочный корпус и Чайный зал.
Мы идём в Воскресенский собор
Что нужно знать
Если бы мы не попали в Новый Иерусалим, и если бы я не стала искать информацию о его истории, то, наверное, так и думала бы о патриархе Никоне — основателе этого монастыря — шаблонными описаниями: «недалёкий, капризный, жадненький, упёртый, виновник Раскола». Но ко мне пришли очень интересные материалы, читая которые, понимаешь, насколько неоднозначна наша (вообще вся) история, и насколько стерилизована русская история в учебниках, которая потом и является чуть ли не основным источником знаний в жизни о том или ином времени/персонаже для человека. И если сам потом в будущем не поинтересуешься историческими неясностями или не будешь профессионально связан с историей, то так и останешься напичканным сочинённым кем-то кастрированным стандартом.
Историческая иллюстрация или Путь к Русской Палестине
В Европе помимо видимых атрибутов высшей власти (трон, корона, подчинение), существовала тайная сакральная идея наследования христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Иными словами — Римская империя есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле. Византия её преемница и хранительница православия. И для всего православного народа византийский император — верховный глава, а патриарх константинопольский — представитель вселенской церкви.
Суть и цели идеи «Рим — Константинополь» (Второй Рим) заключалась в следующем: сохранение чистоты православия, противостояние натиску иноверцев, борьба с ересями, защита православной веры.
В 17 веке в наследственной властной цепочке появляется ещё одно звено — Москва (Второй Константинополь, Третий Рим, Новый Иерусалим). Рима нет, Константинополь пал, кому теперь защищать православную веру? — Москве. Теперь русский царь — законный наследник Византии.
Первые шаги на этом поприще совершает… Иван IV Грозный. Звучит странно. Но это так. Из разрозненного княжества, раздираемого на части боярами княжества, он создаёт царство, «и не просто одно из европейских королевств, а единственный Третий Рим — Новый Иерусалим». Цена решения этой задачи страшная, но… Грозный «достигает того, что по всей Русской земле, по всей его державе — одна вера, один вес, одна мера!», правда по ходу дела слишком входит в роль великого римского императора.
И, тем не менее — уже «при Иване Грозном центр Москвы (соборы Кремля, Красная площадь, храм Покрова на Рву (Василий Блаженный) имеют неслучайную (!) Иерусалимскую смысловую символику».
Москва должна стать — «преемницей всех духовно-культурных сокровищ человечества, наследницей великих монархий древности». И действительно, Москва — становится преемницей исчезающей столицы православия Константинополя. (Двуглавые орлы с герба Византии переходят на знамена, башни, монеты и пр. Кремль, стена Китай-города, 14 храмов, Ново-Спасский монастырь и Богоявленский монастырь — несут «третьеримскую символику»).
Москва должна стать Третьим Римом (а рядом с ней, следовательно, должен находиться Третий Иерусалим).
Это означает, что:
Москва — духовная столица мира.
Русь — единственная могучая православная держава мира.
Свою лепту в это сакральное дело вносят все последующие после Грозного монархи — Михаил Романов и его сын Алексей Романов (Тишайший).
И Никон — Патриарх Москвы и Всея Руси.
Патриарх Никон (1605–1681, 76 лет).
Человек сложной судьбы.
Умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный.
Место рождения — Нижний Новгород. Национальность — мордвин. Родители — крестьяне. Мирское имя — Никита Минов. Был женат, но в результате семейной драмы он и его жена ушли в монастыри. Она — в Алексеевский женский, он отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит. Там был подстрижен в монахи под именем Никон. Вот его портрет: «В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Он ушёл из скита, вернее, рассорился с основателем скита и всей братией, в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. На материке стал настоятелем захудалого монастыря в Кожеозерской пустыни. Будучи в Москве по делам, произведёт сильное впечатление на молодого царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Получит сан Новгородского митрополита. А в 1652 (47 лет) — Никон станет 6-м патриархом Московским и Всея Руси.
Никон построит три крупных монастыря: Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский Кийостровский монастырь в устье Онеги и Воскресенский монастырь Нового Иерусалима под Москвой на реке Истре
С его именем будет ассоциироваться причина Раскола — ему поставят в вину провокационную «книжную справу» — переписку древнеславянских книг-оригиналов по греческим канонам, отказ от старорусских правил, вопиющую смену крестного знамени двумя перстами на «щепоть» — приведшее к старообрядческим бунтам.
Но… только историки вам скажут, что церковные книги стали переписывать ещё задолго до патриаршества Никона. По велению царя. А казни старообрядцев начались ровно после низложения и опалы Никона. «Все было умело списано на Патриарха Никона, но являлось полностью делом рук светской власти».
Создание Русской Палестины — мест, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа — было главной задачей Никона. Этому он посвятил почти 9 лет своей жизни (1658/53 года — 1667/62 года).
Божественный промысел.
Никон долго идёт к Русской Палестине.
Сначала он примеряется — строит два монастыря на Валдае и на Севере — в них тоже закладывается символичность и Никон набирается опыта.
Иерусалимский Патриарх Паисий дарит ему в это время очень знаковые вещи:
— кипарисовую инкрустированную перламутром модель храма Гроба Господня в Иерусалиме
— книгу «Скрижаль», которая подробно объясняет символику храма, а также других образов и символов церкви. А также ему привозят с Востока книгу «Проскинитарий», дающую подробное описание храма Гроба Господня в Иерусалиме и его обмеры.
Книга потрясает Никона, а кипарисовая модель храма Христова Воскресения наводит на мысль о создании подобного на Руси. Размеры есть. Теперь — нужно найти, «увидеть» правильное место. И оно приходит. Боярин Бобарыкин продаёт земли на реке Истры у села Воскресенское.
Архитектурный замысел.
Никон решает создать два главных топографических образа на Земле Русской из Земли Обетованной. Новый Иерусалим и Русскую Палестину.
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ:
Главный вход в монастырь делают с Востока — или как бы со стороны Елеонской горы. Над воротами входа ставят церковь Входа Господня в Иерусалим.
Воскресенский собор — почти точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме или «евангельская поэма в камне». Он построен на символической Сионской горе.
В нём находятся:
в ю-в части — место казни Христа или пещерная Голгофская церковь; под ней — придел Усекновения главы Иоанна Предтечи;
на западе, в ротонде (под куполом) — место погребения и воскресения Христа или часовня Гроба Господня или Кувуклия (греч. «царская опочивальня»);
на востоке (с внешней стороны примыкает к собору) — место обретения Креста Господня или церковь св. Елены и Константина с источником;
на севере — придел-темница с церковью во имя Божией Матери с каменными Узами Христа;
в с-в части — придел Успения Пресвятой Богородицы
а также копии — Камня, отваленного от Гроба, Камня повития (или миропомазания), Плиты «середина Вселенной», приделов: Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины, алтаря и заалтарных церквей, «Жалостного пути» и Голгофы (о ней читай выше) и мн.др.
У Воскресенского собора — 9 глав: 2 главные над ротондой Гроба Господня — символы Вседержителя, остальные — 7 светильников перед ним.
Монастырь окружают деревянной стеной с 8-ю башнями, что соответствует 8-ми воротам древнего Иерусалима времен земной жизни Иисуса Христа. Башни получили библейские наименования: Дамасская, Ефремова, Варуха, Давидова, Сионская, Гефсиманская.
Рядом с монастырем Никон построит себе скит — символ отшельничества. Это небольшой двухэтажный дом с 2-мя церквями: Богоявления Господня и святых апостолов Петра и Павла. Раньше скит стоял на искусственном острове, который обвивался ручьём, который назвали Кедроном — также искусственном притоком Истры-Иордана.
Голгофская Церковь или место казни христа