гендерное обучение в начальной школе

Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения?

Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.

гендерное обучение в начальной школе

Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.

К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.

Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.

гендерное обучение в начальной школе

У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.

По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.

Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.

Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.

Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.

гендерное обучение в начальной школе

Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.

Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.

В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.

Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.

Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».

А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.

Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.

гендерное обучение в начальной школе

Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.

В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.

Источник

Гендерное обучение в начальной школе

Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.

Что такое гендерное воспитание

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.

Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.

В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.

В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.

Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».

Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.

Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.

Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.

«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова

Гендерное воспитание в школе

Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.

«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова

Как освободиться от гендерных стереотипов

На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.

Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.

«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова

Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.

1. Подавайте пример

Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.

✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.

2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции

Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.

«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова

✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?

3. Позвольте ребёнку выбирать занятия

Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.

✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.

4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх

Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.

✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.

Что в итоге

Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.

Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.

Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.

гендерное обучение в начальной школе

гендерное обучение в начальной школе

гендерное обучение в начальной школе

гендерное обучение в начальной школе

гендерное обучение в начальной школе

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

гендерное обучение в начальной школегендерное обучение в начальной школеПопробовать бесплатно

Источник

Гендерное обучение. плюсы и минусы.

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул – это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек – кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Источник

Статья по педагогике на тему » Гендерный подход в начальной школе: предпосылки и особенности реализации»

гендерное обучение в начальной школе

Гендерный подход в начальной школе: предпосылки и особенности реализации.

Центральным в нашем исследовании понятием является «гендер». В дословном переводе с английского языка «гендер» обозначает «род».

Новейший философский словарь определяет «гендер» как понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: пол [15]. А энциклопедический словарь по педагогике и психологии трактует понятие «гендер» как различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу, а также термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей, в значительной степени культурально обусловленному[10].

В русский язык понятие «гендер» было введено в начале 1990-х [13]. В науку термин «гендер» был введен с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола. «Гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий. Часто это обусловлено влиянием социальных факторов[8]. Интересно, что в конце 60-х – начале 70-х годов мощная волна женского движения на Западе дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными. Сегодня понятие «гендер» всё шире раскрывается. Педагогика и психология не акцентирует внимание на понятие «пол» как одной из важных характеристик ребёнка[2]. «Пол» выделяется как категория, которая состоит из двух компонентов: пола биологического и пола социального. Данные различия формируются на протяжение всей жизни[7].

Главным противоречием гендерной педагогики является сформированное в течение тысячелетий и заложенное в западной культуре представление о гендерных стереотипах и гендерным тождестве.

Однако, на сегодняшний день, доказывая пользу гендерного обучения, в России проводят исследования три крупных центра. В г.Санкт-Петербург есть научная лаборатория нейропсихологии и нейрофизиологии ребёнка при Федеральном государственном бюджетном учреждение науки институт эволюционной физиологии и биохимии им.И.М.Сеченова Российская Академия Наук, которая изучает общие и индивидуальные особенности реакции основных физиологических систем организма, физиологические механизмы внутрисистемных и межсистемных перестроек. В г.Сергиев Посад имеется «Научный центр психофизиологических и здравоохранительных проблем образования», который исследует половое своеобразие психолого-физиологических особенностей ребенка. В г.Москва работает «Центр гендерных исследований», который занимается проблемой женского раздельного образования и развития. Достижения научных центров практики гендерно ориентированной педагогики позволяют прийти к выводу, что объединение разнополых детей по календарному возрасту и игнорирование половых особенностей психологии и физиологии учащихся разного пола, характерное для современной российской школы, явление антигуманное. Ими была установлена разница в генетической и духовной зрелости разнополых школьников, определены существенные морфологические и функциональные различия в деятельности мужского и женского мозга, доказано, что система архетипов-символов, на которых впоследствии строятся духовно-психологические особенности личности мальчика и девочки, гендерно дифференцирована и биологически детерминирована [14].

В современных школах дифференцированный подход в обучение и воспитание девочек и мальчиков практически отсутствует. Лишь единицы образовательных организаций придерживаются или сохраняют данное обучение. Начальная ступень является важным этапом формировании личности, мышления, выработки учебных действий. Целесообразность раздельного обучения учащихся в начальной школе остается актуальной проблемой в педагогике. Из-за возрастной сложности и насыщенности обучения актуальным находится вопрос организации образовательного процесса на разных ступенях школы. [6]. К началу обучения в начальной школе учащиеся должны характеризоваться рядом особенностей различного генеза, которые нужно учитывать в процессе обучения и воспитания. Данные особенности обусловлены рядом фактов, среди которых учёные выделяют : биологические, социальные, психологические.

Рассмотрим особенности реализации гендерного подхода в обучении начальной школы. В исследованиях отмечено что девочки во многом опережают мальчиков-сверстников. Превосходят в вербальных, в своём роде уступая мальчикам в визуально-пространственных и математических способностях.

Девочки характеризуются стабильностью в оценках, аккуратностью, в отличии имеют весь спектр оценок. При совместном обучении в сравнение со своими сверстниками девочки отличаются большими успехами в обучении. Они лучше воспринимают информацию, прилежны, знают и придерживаются требований школы, достигают успехов несмотря на одаренных мальчиков. Изучив этот феномен, исследователи пытались найти первопричину, что данная разница обусловлена мотивацией детей[3].

Исследования Кудрявцевой В.Т. установили, что от девочек больше требуют дисциплину, подчинениям правилам и нормам, их много опекают, в отличие от мальчиков которых воспитывают в отдалённости, что помогает развивать любознательность, сталкивая со множеством жизненных явлений, тем самым стимулируя познавательную активность [14].

На основании этого, психофизиологические исследования Еремеевой В.Д. показывают, что у девочек в 6-7 лет кратковременной памяти больше, чем у мальчиков[12]. Из-за того, что девочки рождаются намного зрелыми, чем мальчики которые позже начинают осваивать какие-либо действия, существуют различия в организации мозга. Считается, что у детей разного пола скорость созревания мозга различна. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Утомление сказывается неодинаково на работе мозга у детей разного пола. У мальчиков при этом больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правополушарные (пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). Мозг мальчиков, по сравнению с девочками, более прогрессивная, более избирательная, более экономичная функциональная система. У них особенно избирательно активен передний мозг, его лобные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы словообразования. Это делает мышление мальчиков более творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует самореализации. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности выполнения работы у них не велики. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. У девочек хуже развита зрительно-пространственная память, поэтому не исключено, что они могут иметь затруднения при изучении геометрии и физики, где требуется установление соотношений.

Возникает, вопрос о так называемом речевом контроле. Как уже отмечалось, девочки отличаются вербальными способностями от мальчиков, а значит опережают мальчиков в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки проявляются интерес к полным предложениям, быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности сравнимы с 1 классом девочек и 2 м классом мальчиков. Мальчики употребляют слова действия, а девочки предметно-оценочные слова. Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки — на отношения между людьми. При ответе мальчики смотрят в сторону…, а девочки – на учителя — ищут поддержку.

Опыт работы в МБОУ «ЦО №23» г. Тула реализующем гендерный подход, доказывает на основание 2 классов, что на уроках математики девочки используют словестные способности, чем мальчики у которых математика определяется как наука.

В силу биологических и психофизических свойств девочки являются более внушаемыми и комфортными, чем мальчик. Девочки и мальчики приходят к одним и тем же знаниям, но разными путями, используя разные стратегии мышления. У девочек — восприятие более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности.

Д.Хартли изучал отношения школьников мальчиков и девочек к сверстникам. Мальчики оценивают поведение девочек только с хорошей стороны- положительно, а свое – и с отрицательной, и положительной сторон. Девочки себя отмечают с отличной стороны, а поведение мальчиков – с отрицательной[3]. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они воспроизвели впечатление.

Необходимо учитывать особенности эмоциональной сферы у детей. Когда мама долго ругает мальчика, ей кажется, что он не переживает вместе с ней, остаётся равнодушен к её словам. Внешнее равнодушие мальчика объяснятся тем, что у него уже прошёл пик эмоциональной активности на первых минутах разговора. Он не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, он отключил слуховое восприятие, информация до него не доходит. Для сохранения воспитательного влияния на мальчика необходимо ограничить время нотации, но сделать её ёмкой по смыслу, так как мальчик очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Необходимо объяснять ситуацию коротко и кратко. Ругая девочку, надо помнить об её эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что её ругают.

Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой.

На начальной ступени у учащихся преобладает игровая форма. О ней нельзя забывать. На основании исследований МОУ СОШ № 6 г. Арзамаса Нижегородской области, которая работает с учётом психолого-педагогических особенностей полов. В классе девочек обучение основывается на игре как основной дидактической форме обучения в начальной школе. Девочки воспринимают мир эмоционально, через отношение к ним человека. Они играют в такие игры, как «Дочки-матери», «Школа», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Эти игры делают акцент на общение между собой героев. Мальчикам следует предлагает конкурс, путешествие, интегрированный, урок-сказка, тематический игровой, урок-наблюдение, экскурсия — благодаря им ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Такая игровая деятельность позволяет мальчикам продолжать развивать познавательные навыки[7]. Безусловно все эти различия лежат на поверхности обучения и воспитания, а также заметно.

Таким образом, на основании выше сказанного, можно сделать вывод о том, понятие «гендер» пришло на стыке мощного женского движения, которое позволило расширить представление об обучении и воспитание. Для того, чтобы обучать следует учитывать биологические, социальные и психологические факторы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС- Режим доступа: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/experience/nastolnyaya_kniga_uchitelya.pdf

Абубикирова Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996, № 6, С.123-125.

Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопросы психологии.-1987.-№2.-с.152-157

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие детей. Взаимодействие полов.-Ростов-на-Дону: Феникс,1998.-86с.

Александровская М. Раздельное обучение: траектория полета//Обруч.-1998.-№6.-с.18-20

Базарный В.Ф. Раздельное обучение. История и факты. За и против// Народное здоровье.-2013.-№7. Режим доступа: http://domnz.ru/node/3686

Бажанова В.Л., Пимкина С.В. Формы, методы и приёмы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода // Грани познания.- 2009.-№3

Берн Ш. Гендерная психология// СПб.- М.-2001.-с.64-69

Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование// Вопросы психологии.-1990.-№2.-с.118-121

Вербицкий А.А.Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.-с.560

Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб.пособие/ Л.В.Градусова.- М.: ФЛИНТА: Наука,2011.-176с.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по разному, любить по-разному. Нейропедагогика- учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.-Самара: Учебная литература,2007.-104с.

Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации// Вопросы психологии- 1984.-№4.-с.89-95

Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий// Вопросы психологии.-2001.-№2.-с.63-98

Пушкарева Н.А. Гендерная ассиметрия социализации//Гендерный подход в педагогике.-М.:Просвещение,2002.-ч.1.-с.152

Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования.- 1994.- №3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *