гений разума отец русской
О сколько нам ещё открытий
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..
О сколько нам ещё открытий,
Чтоб просветить сей бренный дух.
Ошибок трудных и событий,
Воображений дерзких мук..
Суть тех неведомых прозрений,
Что нам даются может раз,
И мимолетных просветлений,
Сокрытых в блеске его глаз..
И как наш гений парадоксов
Понять способен жизни смысл,
Из тех немыслимых вопросов
В стихах поэт рождает мысль.
Душа поэта улетела,
Оставив нам бессмертный стих.
Как будто так она хотела
Продлить души волшебный миг..
В том постиженьи мирозданий
Мысль обретает дух времён.
Как суть неведомых желаний,
В них разум жизни потаён..
Вновь чередой открытий чудных
Пройдём свой путь мы вековой-
Души путь дерзкий многолюдный
Что жизнь сулит нам жребий свой..
Открытий новых много нам
Дух просвещения готовит,
Как суть пытливого ума
К нам озарение приходит..
Ошибок трудных путь лихой,
В нём гений вечных парадоксов.
Пребудет бог всегда с тобой,
В миг постиженья всех вопросов.
Познаний свет вперёд ведёт
К вершинам, мысль что покоряет.
Чтоб ощутить души полёт,
Поэт пусть мира суть познает.
Талант свершит его прозренья
И в жизнь тот случай воплотит,
Когда в строке стихотворенья
Вновь гений чудо сотворит.
О, сколько нам открытий чудных
Несёт познаний вечный дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
И случай, бог изобретатель..
Что знаний вечных всех искатель
В жизнь воплотив как созидатель
Открыл вселенной вечный круг..
При жизни, следующие сроки А.С.Пушкина
не были опубликованы:
И случай, бог изобретатель
И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд.
В год смерти Пушкина в 1837 году впервые измерил расстояние до звезды Веги русский астроном Василий Струве. Он на Пулковской обсерватории близ Санкт-Петербурга определил годичный параллакс звезды Вега, который составил 0,125 угловой секунды, (реально = 0,129″), что соотвествует расстоянию 8,3 парсека или 27 световых лет. Человек сделал важный шаг на пути познания шкалы космических расстояний.
310 лет назад родился Михаил Ломоносов
Портрет Михаила Васильевича Ломоносова
Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская Архангелогородской губернии, на Русском Севере. В это время Петр I сражался против Османской империи и два года как закончилась та самая Полтавская битва, которую Михаил Васильевич изобразит позже в своей знаменитой мозаике, размещенной в здании Академии наук Санкт-Петербурга. Его детство прошло в петровское время и, безусловно, он восхищался первым российским императором, живя в Российской империи, получившей мощнейший импульс европейского обновления и унаследовавшей от Петра идею о необходимости привлечения к государственной и научной деятельности людей из низших слоев общества, обладавших необходимой энергией и талантами. Тем не менее сам Ломоносов не имел никаких шансов быть затронутым в то время этим мощным восходящим потоком и пробивался к вершинам науки и административным академическим высотам самостоятельно, своими силами. Это он делал вопреки всей логике своего крестьянского бытия, диктующего максимум безбедную зажиточную жизнь продолжателя дела своего разбогатевшего на рыбном промысле и доставке товаров в город родителя.
Петр I умер, когда Михаилу было всего 14 лет, и началась эпоха дворцовых переворотов, когда власть в значительной мере утратила интерес к развитию наук и привлечению к государственной деятельности талантов с окраин. Действие некоторых «социальных лифтов», предполагавших, в частности, необходимость посылать талантливых учеников на учебу за границу, продолжалось разве что по инерции. Идея привлечения к работе в России выдающихся иностранцев также постепенно извратилась, и уже в зрелом возрасте Ломоносов в полной мере поучаствовал в борьбе между набиравшими силу учеными русского происхождения и основной частью Академии, состоящей из иностранцев.
Русский историк Владимир Ламанский к столетию со дня смерти Ломоносова в 1863 году издал биографию великого ученого, в которой впервые отнес его к поморам, этот миф жив до сих пор, но сам Ломоносов, его предки и ближайшие потомки поморами себя никогда не называли, они были лишь «крестьянами Куроостровской волости», «двинянами», «холмогорцами». Во время учебы в Славяно-греко-латинской академии Ломоносов пытался приписать себя к духовному сословию и даже готовился к работе на этом поприще, однако обман быстро раскрылся, и ему еще сильно повезло, что начальство не стало сильно наказывать талантливого ученика. Впрочем, некоторые основания относить себя к духовенству у Ломоносова все же имелись: его мать, которая умерла очень рано, когда Михаилу было всего девять лет, вроде бы была дочерью дьякона.
Главной страстью Ломоносова с молодых лет были книги, образование и науки. Несомненно, его всегда притягивало естествознание, однако почти в равной мере он интересовался и историей, филологией, философией, даже богословием — был едва ли не абсолютным универсалом, которому рано или поздно давалось все, чем бы он ни занимался.
Его отец, по отзывам самого Михаила Васильевича, был по натуре человеком добрым, но «в крайнем невежестве воспитанный»: стремление сына к учености он не особо поощрял, а еще хуже относилась к увлечению подростка книгами его мачеха. До 19 лет Михаил продолжал жить в доме отца, и перелом наступил тогда, когда отец решил его женить вопреки воле самого будущего ученого. Предполагалось, что молодой человек, наконец, остепенится и не будет мечтать о несбыточном. Сказавшись больным и отложив женитьбу, Ломоносов совершил свой знаменитый побег в декабре 1730 года, покинув дом ночью, тайно, ни с кем не простившись, пробираясь некоторое время по полям в одиночестве и далеко не сразу присоединившись к обозу со знакомыми рыбаками, упросив их разрешить ему идти вместе с ними. Какое-то время после этого его считали беглым, а для того, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову и вовсе пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». И таких эпизодов в его дальнейшей жизни случалось немало.
Буйный нрав будущего академика в полной мере проявился, когда его в числе нескольких самых талантливых учеников отправили обучаться за границу горному делу и металлургии. Оказавшись в германском Марбурге в возрасте 25 лет, Ломоносов со всей страстью окунулся в вольную студенческую жизнь. Профессор математики и философии Христиан фон Вольф, курировавший учебу русских студентов, так докладывал о Ломоносове в Петербург: «Он через меру предавался разгульной жизни. Пока он сам был еще здесь налицо, всякий боялся сказать про него что-нибудь, потому что он угрозами своими держал всех в страхе». Ему вторил другой наставник, Иоганн Генкель, который учил Ломоносова уже во Фрайберге и с которым у того вышел серьезный разлад, закончившийся возвращением в Россию: «Он колотил людей, участвовал в драках в винном погребке, братался со здешними молокососами, с самого начала слишком пьянствовал, поддерживал подозрительную переписку с какой-то марбургской девушкой — одним словом, вел себя непристойно».
Учеба в Германии кончилась тем, что Ломоносов самовольно ушел из Фрайберга, а перед тем, как рассказывал Генкель, он в ярости «изрубил и изорвал на мелкие кусочки изданные мною книги, хотя они составляли его собственность» и при этом так бушевал, что привел «все строение в сотрясение». Эти факты приводятся в фундаментальном труде Александра Морозова «Михаил Васильевич Ломоносов», который был опубликован в 1950 году «Молодой гвардией», а в марте 1952 года удостоен Сталинской премии. Самовольное оставление места учебы, а значит, и службы, грозило даже не каторжными работами, а неминуемой смертной казнью. Ломоносов пешком и без денег отправился по Германии с одними лишь пробирными весами и гирьками в кармане, надеясь где-нибудь подработать в качестве горного мастера. В кабаке он попадает в сети вербовщиков и вступает в прусскую армию, из которой ему удается дезертировать спустя несколько недель.
Возвратившись после долгих мытарств в 1741 году Россию, Ломоносов был все же прощен и через некоторое время устроен на работу в Петербургскую академию наук. Однако и там не обходилось, конечно, без скандалов. К тому же в Марбурге Ломоносов оставил жену, о которой он никому не рассказывал и почти два года не давал ей о себе знать, пока она не нашла его наконец через российское посольство. После этого Ломоносов уже не отрицал факта женитьбы, и в 1743 году Елизавета-Христина Ломоносова, в девичестве Цильх с дочерью Екатериной-Елизаветой и своим братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург.
В то же время за дерзкое поведение при академических распрях между «русской» и «немецкой» партиями в апреле 1743 года Ломоносов был заключен на несколько месяцев под стражу. Согласно приводимому известным русским историком Сергеем Соловьевым тексту жалобы, Ломоносов, явившись в Академию наук, «поносил профессора Винсгейма и всех прочих профессоров многими бранными и ругательными словами, называя их плутами и другими скверными словами. грозил он профессору Винсгейму, ругая его всякою скверною бранью, что он ему зубы поправит».
Тем временем на престол 25 ноября 1741 года вступила дочь Петра Елизавета. Елизавета Петровна и Михаил Васильевич были почти ровесниками, у них, как ни странно, имелось много общего, в том числе и нелюбовь к засилию иноземцев — доминированию иностранцев — в основном немцев со времен «бироновщины» — в российском государственном аппарате, науке и образовании. И в Ломоносове внезапно просыпается талант царедворца, помноженный на его явную искренность и риторические таланты. Он подает прошения, составляет разного рода прожекты и, главное, специализируется на произнесении похвальных слов императрице, даже на сочинении од в ее честь. Причем делает это как всегда талантливо. Более того, Ломоносову удается быстро сблизиться с любимцем Елизаветы Иваном Шуваловым, что позволило ему в дальнейшем немало всего сделать на пользу российской науки, в том числе и составить проект Московского университета, который был открыт в 1755 году и являлся во многом детищем самого Ломоносова, основывавшемся на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. Среди прочего, Ломоносов неизменно все время отстаивает права на образование талантливых самородков из самых низов, вспоминая свою собственную нелегкую судьбу.
Благодаря высшему покровительству, Ломоносову удается выйти невредимым из всех спровоцированных им конфликтов, которые грозили по меньшей мере увольнением и отправкой в солдаты. Одновременно поднявшийся по карьерной лестнице Ломоносов плодит вокруг себя массу завистников, которых долгое время возглавлял советник академической канцелярии Иван (Иоганн) Шумахер, родившийся во французском Эльзаце и поступивший на службу к Петру I в 1714 году. Шумахер отличился в свое время тем, что привлек на службу в Россию многих иностранцев и продолжал поддерживать связи с зарубежными учеными. Ломоносов и его единомышленники безуспешно обвиняли Шумахера в растрате; навет был признан ложным, но разного рода конфликты с тех пор не прекращались. Но талант Ломоносова пробивался, несмотря на все жизненные сложности, противоречивость его собственной натуры, низкое происхождение и отсутствие настоящей поддержки в молодые годы.
Всем известны вполне справедливые слова Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Нечасто, впрочем, цитируется продолжение: «. Но в сем университете профессор поэзии и элоквенции не что иное, как исправный чиновник, а не поэт, вдохновенный свыше, не оратор, мощно увлекающий. Однообразные и стеснительные формы, в кои отливал он свои мысли, дают его прозе ход утомительный и тяжелый. Эта схоластическая величавость, полуславенская, полулатинская, сделалась было необходимостию: к счастию, Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова. В Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности — вот следы, оставленные Ломоносовым. Ломоносов сам не дорожил своею поэзиею и гораздо более заботился о своих химических опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч. С каким презрением говорит он о Сумарокове, страстном к своему искусству, об этом человеке, который ни о чем, кроме как о бедном своем рифмичестве, не думает. Зато с каким жаром говорит он о науках, о просвещении! Смотрите письма его к Шувалову, к Воронцову и пр.».
Когда заговаривают о собственно научном наследии Ломоносова, то приводят в первую очередь два, безусловно общепризнанных его достижения: открытие атмосферы у планеты Венеры во время наблюдений ее прохождения по солнечному диску 26 мая 1761 года и формулировку некоего подобия законов сохранения материи и энергии, которую он в разных вариациях упоминал в своих устных лекциях и изложил также в письме Леонарду Эйлеру 16 июля 1748 года: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».
Абсолютно верная интерпретация наблюдений Венеры, которую Ломоносов изложил в письмах, разосланных затем зарубежным естествоиспытателям, не была должным образом осмыслена научным сообществом его времени. Позже атмосферу Венеры переоткрыли при следующих ее прохождениях по солнечному диску. Приоритет Ломоносова был восстановлен советскими учеными, однако на ход самой европейской науки его прозрение фактически не повлияло.
Формулировки же законов сохранения Ломоносовым кажутся интуитивно верными, но сформулированными еще в рамках натурфилософского дискурса, который даже в его времена казался уже архаичным, когда появились общедоступные труды Декарта, Ньютона и Лейбница.
В своей научной деятельности Ломоносов воевал также с трудами Герхарда Фридриха Миллера, создавшего первые наметки теории скандинавского происхождения основателей русского государства, так называемой норманской теории. Так, Ломоносов утверждал, что Миллер намеренно принижает достоинство славян, не способных создать свое собственное государство, и что варяги во главе с Рюриком, согласно «Повести временных лет» «приглашенные» на княжение, были не скандинавами, а балтийскими варягами славянского происхождения. Ломоносов доходил даже до того, что утверждал, будто славяне участвовали в Троянской войне, а затем заселили область Венето.
Не менее сомнительными с современной точки зрения были и нападки Ломоносова на теории Ньютона — теорию всемирного тяготения и теорию о природе света. Несмотря на все уважение, высказанное к своему старшему современнику в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» 1747 году, — его знаменитое «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», — Ломоносов все же не допускал не поддержанного никакой видимой материальной сущностью действия на расстоянии, и в 1760 году в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» заявлял, что «подлинная и бесподозрительная притягательная сила в натуре места не имеет». Еще категоричнее он выступал против корпускулярной теории света, построенной в XVII веке Пьером Гассенди и Исааком Ньютоном. В «Слове о происхождении света» Ломоносов утверждал, что «притяжение» в его чистом виде не что иное, как «потаенное качество из старой Аристотелевой школы, к помешательству здравого учения возобновленное». Таким образом, в теориях Ньютона Ломоносов видел в первую очередь «подновленную схоластику», уже отброшенную предыдущим поколением естествоиспытателей, взявших на вооружение эмпирические методы.
Разумеется, Ломоносов оставался жителем своей эпохи, со всеми ее противоречиями и парадоксами, ему удалось невероятно много во всех сферах науки и организаторской деятельности, и пусть многие начинания Ломоносова с его смертью в апреле 1765 года пришли в расстройство — как тот же Московский университет на какое-то время, — все же это была не просто незаурядная личность, а тот человек, который во многом олицетворяет всю эпоху — с культурными и цивилизационными сражениями, тягой к знаниям и всеобщему просвещению, недопониманием между разными современниками, творящими одно великое общее дело и, наконец, вырывающимися из-под спуда человеческими страстями.
Интересный факт из мира генетики: интеллект – вещь исключительно наследственная
Интеллект НЕ передается от отца к сыну
Идиотизм Отца сыну тоже Не передаётся
Вот и отличные новости! Если отец законченный кретин, то у его сына
к отцовскому кретинизму иммунитет. От слова Совсем! Так что, девочки, не расстраиваемся, если вдруг папа сына был раньше не гож. Это еще как посмотреть…
Интеллект от Отца может передаваться только дочери
Сын может унаследовать интеллект Только от своей матери
Она же, в свою очередь, унаследовала его от своего отца.
Сын гения не получает от своего отца ни капли интеллекта
Дочь гения получает от Отца только половину его интеллекта
Вторая половина от бабушки по отцу. И здесь вот какая штука…
На самом деле, дочь гения получает весь интеллект своего отца.
Но себе забирает только половину. А вторую половину она приберегает,
чтобы передать своему сыну, прибавив к этой половине свою половину.
В результате внук гения – тоже гений! Как вам новость? Просто изумительно, согласны?
Если же у дочери гения родится девочка, то она оказывается вообще
не при делах. Интеллект эта девочка получит от своего отца
и от бабушки по отцу. А её наполовину гениальная мать не передаст
ей свой интеллект. И половинку, прибережённую для сына, сохранит.
Мол, иди, доча, к своему папочке и его мамочке, а мои умные мозги – не про тебя… Даже при всем желании, не получится обмануть природу, а уж генетику и подавно…
Выводы для мужчин:
1. За ум, полученный от рождения, благодари своего деда по матери. По части интеллекта ты его точная копия.
2. Если родился умный сын, благодари жену и тестя. Интеллект он получил от твоего тестя. Твоей заслуги, что сын получился такой умный, нет никакой. Но нет и вины, если сынок не отличается острым умом. За это несут ответственность те же: твоя жена и её отец.
3. Если твоя дочь умница, то это наполовину твоя заслуга. Вторую половину своей сообразительности дочка получила от твоей мамы.
4. Несмотря на то, что твой интеллект от матери, твои поведенческие модели от отца. Поэтому ты можешь невольно повторить его судьбу.
Выводы для женщин:
1. Твой сын по уму – копия твоего отца.
2. Твоя дочь по уму – копия твоей свекрови. (Твоя дочь, твой муж и его мама – яблоки с одной ветки, так что прими этот факт, не удивляйся!).
3. Ты сама по уму – копия своей бабушки по отцу.
Внимательно изучите то, что написано. Это многое объясняет. А как вам генетика?
Гений и не лечишься. Является ли одаренность психическим расстройством?
Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал про кого-то: это талантливый программист, музыкант, дизайнер. Обычно в подобной роли выступает сын маминой подруги, но иногда признаки гениальности проявляют коллеги по работе или кто-то из приятелей. Однако при близком знакомстве с такими персонажами часто оказывается, что одаренность поставляется в комплекте с целым набором ментальных проблем. Один гений страдает периодическими депрессиями, второй мнителен до психоза, третий не пользуется айрподсами, потому что слышит голоса прямо у себя в голове. Четвертый ужасно рассеян и необязателен, пятый страдает от перепадов настроения, которые не лучшим образом сказываются на его работоспособности, шестой не считает нужным мыться и вообще следить за своим внешним видом… Так может быть, одаренность — это болезнь? Что говорят по этому поводу профессиональные исследователи?
Существует очень распространенное мнение, подкрепленное формальной логикой: одаренность — это отклонение от нормы, поскольку «нормой» в обществе как раз таки принято считать индивидуумов со средними способностями, звезд с неба не хватающих. Дарования и «самородки» — это скорее исключение из правила, необычное, выпадающее из привычного ряда явление, иначе мы жили бы в обществе, сплошь состоящем из нобелевских лауреатов. При этом яркий и выдающийся талант в какой-то одной области неизбежно вызывает «перекос» в другой, что и проявляется странностями в поведении, проблемами с социализацией или даже психическими расстройствами. Эдакий «закон сохранения энергии» в ментальной сфере: если где-то прибыло, где-нибудь обязательно убудет. Классический «безумный гений», обаятельный доктор Эмметт Браун из трилогии «Назад в будущее» — это стереотипный представитель такого рода людей. Подобные персонажи с завидной регулярностью появляются во многих литературных произведениях и кинолентах. Но все сказанное выше, опять же, это «обывательская теория». В то время как на сей счет существуют и серьезные, фундаментальные исследования.
Идеи о том, что гениальность — это психическая болезнь, существовали даже в античные времена: еще Аристотель писал, что «ни один великий ум не существовал без примеси безумия». Одним из первых ученых, всерьез занимавшихся исследованием гениальности, был итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо, который опубликовал в 1863 году фундаментальный труд с говорящим названием «Гениальность и помешательство». В своей книге Ломброзо рассматривал биографии многих талантливых людей своего времени, и практически для каждого из них подобрал подходящий психиатрический диагноз. Досталось от итальянца знаменитым ученым, музыкантам и писателям. Благо, все персонажи его бестселлера к моменту выхода книги уже умерли, поэтому автору удалось избежать судебных исков о защите чести и мужского достоинства.
Исследования Ломброзо во многом основывались на слухах и сплетнях, которые всегда сопровождают жизнь великих людей, однако выводы, к которым он пришел, подтверждались и его последователями: попавшие в поле его зрения гении обладали привычками и чертами характера, свойственными для умалишенных. Это и повышенная чувствительность, великолепно развитая интуиция, эмоциональность, чрезвычайно высокая эмпатия, бессознательность творчества и сильная рассеянность, смена периодов кипучей деятельности и подавленности, обидчивость и ранимость, тщеславие. Кроме того, некоторые из описанных Ломброзо гениев страдали пристрастием к алкоголю и другим психоактивным веществам — от относительно безобидного кофе до весьма вредного опия. Подобные черты, к слову, часто приписывают для достоверности образа и вымышленным гениям — вспомните хотя бы Шерлока Холмса и его меланхолию, которую тот лечил при помощи скрипки, кокаина и стрельбы из револьвера по миссис Хадсон стенам собственной комнаты.
В одном из исследований, опубликованных в «Индийском журнале психологии», в частности, утверждается, что для успешной творческой деятельности необходимы следующие компоненты: знания и навыки, способность к нестандартному мышлению, мотивация, интеллект выше среднего и подходящие условия внешней среды. Авторы упоминают подтвержденную статистикой гипотезу о том, что люди с творческими способностями обычно имеют IQ выше 120 пунктов, однако другие источники утверждают, что это относится лишь к понятию «творческий потенциал». «Творческим потенциалом» психологи называют способность создавать что-то новое и необычное, например, написать фантастический роман. В то время как «творческое достижение» — это, собственно, фактическая реализация такого потенциала, то есть, факт написания романа. И для этого высокий IQ по мнению ученых как раз-таки не нужен. Что, в общем, подтверждается эмпирическим путем: достаточно почитать современную фантастику.
Но есть в упомянутом исследовании еще один интересный аспект: та же статистика продемонстрировала, что частота проявления психопатологических симптомов среди творцов обычно выше, чем среди населения в целом. Также ученые отметили: «по общим оценкам художники и артисты примерно в два раза чаще страдают каким-либо психическим расстройством по сравнению с людьми, не обладающими творческими способностями».
Наиболее распространенное среди представителей «креативных профессий» явление — это депрессия в ее клиническом определении. За ней следуют такие расстройства, как алкоголизм, наркомания, биполярные аффективные расстройства (маниакально-депрессивные психозы), заболевания шизофренического спектра и различные суицидальные проявления. При этом для разных сфер творческой деятельности показатели тоже разнятся. Авторы исследования утверждают, что, например, почти 87% знаменитых поэтов страдали от той или иной формы психопатологии, а среди выдающихся ученых этот показатель достигает лишь 28%, что близко к средним показателям в популяции. Более того, в семьях, подаривших миру сразу нескольких талантливых людей, психические расстройства встречаются чаще, чем в семьях, обделенных талантами. Проведенные экспертами психометрические исследования демонстрируют, что очень многие одаренные люди могут проявлять те же симптомы, что и пациенты с психиатрическими патологиями, но у первых они обычно слабее и мягче выражены. Кроме того, некоторые гении научились использовать эти проявления в своих интересах как один из творческих инструментов.
Нейробиологи полагают, что творческий процесс и некоторые психопатологии используют одни и те же когнитивные механизмы. Современные исследования в целом опровергли предположение о том, что правое полушарие мозга ответственно за творчество, страсть, чувственность и поэтичность, в то время как левое — за логическое и ассоциативное мышление. В творческом процессе задействованы сложные «нейросети», структура которых охватывает оба полушария. А вот происходящие в глубинах мозга физиологические процессы, его электрическая активность в процессе написания, например, картины, очень напоминает то, что демонстрирует энцефалограмма страдающего галлюцинациями человека. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что творчество тесно связано с процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе, которые, в свою очередь, завязаны на баланс нейромедиаторов, прежде всего, дофамина. Например, в ходе решения творческих задач подопытные часто приходят в возбужденное состояние, и порой не могут сосредоточиться на одном действии, одновременно пытаясь делать свою основную работу, искать необходимую или полезную информацию, и поминутно отвлекаясь на просмотр котиков в интернете «для вдохновения». Схожее поведение демонстрируют люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Многие ученые отмечают тесную связь между расстройствами настроения и художественным творчеством. Упомянутые в «Индийском журнале психологии» исследования свидетельствуют, что субъекты с циклотимией и маниакально-депрессивными состояниями имели более высокие оценки творческих способностей, чем контрольная группа. Это не означает, что каждый пациент с биполяркой — безусловный гений, но среди талантливых людей встречается немало страдающих аффективными расстройствами. Авторы статьи прямо утверждают: «несколько исследований показывают, что креативность особенно высока среди людей с легкой формой биполярного расстройства».
Совершенно иная картина складывается с шизофренией. В этом отношении Джон Нэш был, скорее, исключением: ученые утверждают, что лишь некоторые виды шизотипии способствует творческим достижениям, в то время как полномасштабная шизофрения, наоборот, подавляет креативный потенциал. Страдающий шизофренией человек, безусловно, способен порождать оригинальные, неожиданные и нетипичные идеи, что удовлетворяет одному из обязательных критериев творчества — нестандартному мышлению, но не всегда в состоянии обуздать и структурировать этот поток образов и мыслей, чтобы превратить задумку в действие. Шизофреник не может отобрать из многообразия своих идей наиболее перспективные и полезные и целенаправленно развивать их, отбросив менее эффективные решения, чтобы найти таким образом блестящее решение задачи. Именно это и отличает болезнь от гениальности. Для шизофрении характерна дезорганизация, физическая и социальная ангедония (трудности с получением удовольствия от социальных взаимодействий и действий, которые обычно приносят положительные эмоции большинству людей). Это оказывает негативное влияние на творческие способности.
В работе Линды Принг, Николы Райдер и Лауры Крейн, в частности, сказано, что люди с расстройствами аутического спектра часто проявляют высокие способности к математике, музыке и изобразительному искусству. Впрочем, то, что некоторые аутисты обладают целым рядом скрытых способностей, уже давно ни для кого не секрет.
В непосредственной связи между талантом и психопатологиями есть все же некоторые сомнения, о чем говорит в своей статье BBC Future. Хотя частично выводы автора этой публикации совпадают с уже озвученными выше доводами индийских психологов: «Используя данные официальной переписи населения Швеции, исследователи установили, что среди представителей подобных творческих профессий в 1,35 раза чаще встречаются люди, страдающие биполярным расстройством (которое ранее называлось маниакально-депрессивным психозом), однако симптомы тревожности, депрессии или шизофрении наблюдаются у них в той же мере, что и у специалистов из других сфер». Аргументом в пользу наличия подобной связи являются исследования американского психолога Кей Редфилд Джемисон, против — публикации английского врача Хэвлока Эллиса, который никакой корреляции, наоборот, не обнаружил.
Однако велик список талантов, чьи психологические отклонения или серьезные психиатрические диагнозы были подтверждены документально. Это, в частности, Николай Васильевич Гоголь, Эрнест Хемингуэй, Эдгар Аллан По, Микеланджело, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Моцарт, Бетховен, Джон Нэш, Вуди Аллен и многие, многие другие. Но гораздо больше тех, кто балансирует в пограничном состоянии, то есть, проявляет очевидные способности в какой-то творческой сфере, однако пока еще не окончательно поехал кукухой. Помимо представителей именно творческих профессий — писателей, художников, поэтов или актеров, широко известны случаи ментальных отклонений у талантливых людей, проявивших себя в совершенно других областях человеческой деятельности.
Самой известной, пожалуй, является история Джона Форбса Нэша, американского математика, лауреата Нобелевской премии в области экономических наук и Абелевской премии, послужившего прототипом главного героя книги Сильвии Назар и ее одноименной экранизации «Игры Разума». Нэш страдал параноидальной шизофренией, от которой долго и с переменным успехом лечился. Со временем ученый смирился со своей болезнью, вернее, научился не обращать внимания на ее симптомы, что заметно помогало ему как в жизни, так и в работе.
Если же мы посмотрим на список знаменитостей, страдавших биполярным расстройством личности, то увидим, что его преимущественно составляют композиторы, художники, писатели, артисты, реже — спортсмены, политики и общественные деятели. Встречаются среди них и довольно неожиданные персоны, такие как, например, Вивиан Ли, актриса, сыгравшая Скарлетт в классической экранизации «Унесенных ветром», известный музыкант Френк Синатра, Кэтрин Зета-Джонс, Селена Гомес, знаменитый режиссер Френсис Форд Коппола, а также человек-шпагат Жан-Клод Ван Дамм.
Помимо прочего Ван Дамм страдал от пагубного пристрастия к кокаину, к которому приобщился, по его собственным словам, из-за крайне напряженного графика съемок. Актер утверждал, что тратил на это вещество порядка 10 000 долларов в неделю и потреблял до 10 граммов в день. В результате в 1999 году он был арестован за вождение в нетрезвом виде, после чего проходил длительный курс реабилитации от наркозависимости. Диагноз «биполярное аффективное расстройство» артисту поставили в 1998 году, тогда же ему была назначена постоянная медикаментозная терапия. В реалити-шоу «Behind Closed Doors» в 2001 году Ван Дамм говорил о том, что перепадами настроения он страдает давно, но с возрастом это превратилось в серьезную проблему: «Когда я был молод, у меня было такое колеблющееся настроение. Но что я могу сделать? У меня сильное биполярное расстройство, и я принимаю лекарства от этого. ».
Еще одним известным деятелем кино с биполярным аффективным расстройством и циклотимией является известный британский комедийный актер и режиссер Стивен Фрай. О своем заболевании Фрай даже снял документальный фильм «Секретная жизнь манимакально-депрессивного пациента» (The Secret Life of the Manic Depressive), удостоенный премии «Эмми» и номинированный на British Academy Television Awards в 2007 году. В фильме Фрай взял интервью у других известных актеров с таким же диагнозом: Робби Уильямса, Кэрри Фишер, Ричарда Дрейфуса и Тони Слэттери.
Заболевание заметно мешало Стивену Фраю на протяжении всей его карьеры: резкие перепады настроения и неожиданные приступы депрессии часто приводили к тому, что он бросал все дела и убегал со съемочной площадки или театральной сцены. Наиболее ярким эпизодом является подобный случай в 1995 году во время подготовки к премьере спектакля West End Cell Mates, когда Фрай покинул театр, сел на паром, идущий из Англии в Европу, и фактически пропал без вести, объявившись лишь через пару дней в Бельгии. Фрай несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, в последний раз это случилось в 2012 году. Он рассказал в интервью Ричарду Херрингу, как это произошло: во время очередных заграничных съемок в результате нервного срыва артист принял «огромное количество таблеток и огромное количество водки», после чего его пришлось вернуть в Великобританию, чтобы он находился под присмотром врачей. Только регулярный прием назначенных медиками препаратов помог Фраю, по его собственным словам, стабилизировать состояние и ослабить проявления недуга.
Большинство исследователей, изучавших вопросы гениальности и психического здоровья, пришли к выводу, что одаренность часто проявляется еще в детстве. Однако яркие способности в той или иной области часто вызывают противодействие и агрессию со стороны общества. Талантливых детей преследуют и травят, считая выскочками. Учителя, сверстники и зачастую даже родители одергивают их, призывают «быть как все». Подавленное стремление к самовыражению часто и выливается либо в депрессии, либо в ментальные расстройства, либо приводит к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами.
Проведенное А.М. Людвигом исследование 1000 выдающихся людей, чьи биографии были опубликованы в New York Times Book Review с 1960 по 1990 год, показало высокий уровень злоупотребления алкоголем среди художников и особенно писателей. Эрнеста Хемингуэя можно назвать хорошим примером гениального автора, которого алкоголизм сначала привел к Нобелевской премии по литературе, а потом — к преждевременной смерти. Чарльз Диккенс страдал от пристрастия к опиуму, которое также сыграло трагическую роль в его судьбе. Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Френсис Скотт Фицджеральд, О.Генри, Эдгар Аллан По, Эрих Мария Ремарк, Сергей Довлатов — эти имена у всех на слуху, и все эти талантливые люди страдали алкоголизмом.
Как бы то ни было, единственное, что мы сейчас совершенно точно знаем о таланте и гениальности, это то, что об этих явлениях известно очень мало. Они по-прежнему слабо изучены, и потому можно строить на этот счет почти любые предположения, которые в итоге могут оказаться верными. Одно можно сказать с определенностью: все гении — немного с прибабахом. И от этого никуда не деться.
VDS серверы от Маклауд просто сумасшедше быстрые.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!