георгиевский храм юрьев польский изображение слона
Слон на Георгиевском соборе
На фото — один из рельефов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области. На сегодняшний день это единственное известное изображение слона в древнерусском храме. Георгиевский собор, построенный в 1230–1234 годах, известен не только тем, что это один из последних крупных белокаменных храмов домонгольского периода, но и тем, что на его стенах сохранились уникальные рельефы. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, животных (птиц, львов, волков), грифонов и растительные орнаменты.
Рельеф со слоном находится на северной стене храма над второй левой капителью с изображением трех женских масок (одна анфас по центру, две по сторонам в профиль). Миниатюрный рельеф расположен высоко, поэтому его сложно отыскать невооруженным взглядом. Он лучше виден, если немного отойти от собора, так как при взгляде снизу его загораживает одна из масок.
Ну что, сможете найти слона? Чтобы увеличить фото, кликните на него. Фото с сайта flickr.com
Несмотря на то что на Руси слоны не водились, древний мастер довольно точно передал животное, изобразив хобот и бивни (сравните с другими древними изображениями слонов в этом каталоге). Правда, уши у слона слишком длинные и похожи скорее на заячьи, ноги тонковаты и заканчиваются крупными когтями. Но не будем ругать мастера: всё-таки первый живой слон был привезен на русскую землю только в XVI веке (см. Слон Ивана Грозного).
Рельеф со слоном над капителью с изображением масок. Фото с сайта photobook33.ru
Благодаря колоритной внешности слон часто упоминается в мифологических сюжетах. Например, слон и другие экзотические звери встречаются в «Венском Генезисе» — иллюминированной рукописи Книги Бытия, вероятно созданной в Сирии в первой половине VI века.
Животные выходят из Ноева ковчега. Миниатюра «Венского Генезиса», Сирия, VI век. Изображение с сайта biblia.okis.ru
Также рисунок слона с когтями можно увидеть в «Христианской топографии» (VI век), которая была известна на Руси начиная с домонгольского периода. Возможно, рельефное изображение слона — это собирательный образ, который видел древнерусский мастер в рукописях.
Слон с когтями. Миниатюра «Христианской топографии», издание XVI века. Изображение с сайта biblia.okis.ru
На выставке Дарвиновского музея «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» (она продлится до 14 февраля 2021 года), где представлена точная копия рельефа со слоном, специалисты рассказали, что наличие длинных когтей у слона имеет биологическое объяснение. Если животное не стачивает их о грубые поверхности, а также их никто специально не подрезает, то они могут отрасти до такого размера. Поэтому, например, при содержании слонов в неволе рекомендуется наличие твердых прочных поверхностей (бетона), которые помогут ограничить разрастание их когтей (или, скорее, ногтей).
Копия рельефа с изображением слона в Дарвиновском музее на выставке «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси». Как и другие слепки на выставке, эту копию можно потрогать. Фото © Эрики Ефремовой
Тем не менее ученые до сих пор не знают, что побудило древнего скульптора поместить на собор рельеф с изображением слона. Более того, если мы приглядимся к рельефу, станет понятно, что слон явно не на своем месте и, возможно, раньше был частью некой композиции (обратите внимание на обрамляющий слона валик, ему явно не хватает продолжения слева). И действительно, мы знаем, что в XV веке храм внезапно обрушился. В 1471 году его восстановил из старого камня Василий Дмитриевич Ермолин по приказу Ивана III. Но в процессе воссоздания облик собора оказался изменен, он стал ниже примерно в два раза, часть рельефов погибла, изначальный порядок расположения сохранившихся рельефов был утрачен. У мастера не было точного плана и зарисовок белокаменной резьбы, поэтому сюжеты перепутались и образовался своеобразный «ребус» из рельефов. Попытки восстановить первоначальный замысел резьбы, прочесть ее как каменную книгу не прекращаются и по сей день.
bon_a_ventura
BonAventura
Журнал о фотопутешествиях
Как ни странно, привлекательность собора повысилась по причине, для этого, казалось бы, совсем неподходящей. В 1460-х годах своды собора обрушились. Так как слава его уже в это время вышла за пределы суздальского ополья, московский князь Иван III послал знаменитого в ту пору строителя Василия Ермолина восстановить собор.
Речь идет о слонике.
Пытались найти слоника и мы с сыном. Увы! Слоник нам не сдался. В том смысле, что не показался. Смирившись с тем, что все желания придется выполнять самим, без хобота и бивней, мы пошли дальше по Юрьеву. Но слоник не выходил из головы. Наконец, мы решили вернуться и посмотреть слоника, пусть и с подсказкой. Но где ее взять? Страницу с подсказкой я специально не распечатывал, дабы не было соблазна, Интернет на телефоне недоступен. К счастью, в соборе оказался сотрудник, тот самый, который отпирал нам его утром. Он подвел нас к большой фотографии собора, висевшей внутри и на ней пояснил, где нужно искать.
Мда… что я вам хочу сказать. Найти его там без подсказки, кончено, можно, Но стоит заложить на это часа 3-4, затем разбить весь собор на маленькие квадратики и ходить, строго последовательно рассматривая каждый из них. Потому что при простом, пусть и внимательном осмотре, обнаружить слоника невозможно. А если вы не верите во всю эту мистику, а хотите просто насладиться зрелищем, кликайте на подсказку с картинкой.
Большинство отчетов о Юрьеве начинаются с Михайло-Архангельского монастыря, а заканчиваются Георгиевским собором. Самые внимательные еще пишут про комплекс из Покровской церкви и храма Никиты-мученика.
Между тем, есть еще несколько зданий, не столь эффектных, но интересных вдумчивому путешественнику.
Некогда гордый классицистический храм, лишенный глав и окруженный огородами, отведен сейчас под детский дом. И только ваше воображение может дорисовать ему прежние формы. Чтобы найти эту церковь, нужно от земляных валов идти по улице 1 Мая и высматривать ее слева.
От здания бывшей Введенской церкви можно через дыру в заборе (встаньте так, чтобы центр города с валами был за спиной, а церковь чуть справа) пролезть на территорию Свято-Введенского Никоновского монастыря. По легенде, он основан на месте рождения Никона – ученика и сподвижника Сергия Радонежского.
На месте Никольской деревянной церкви в 1666 году была выстроена Никоновская, а в память о Никольской назвали один из пределов. С этого момента началась путаница, продолжающаяся и по сей день – кто-то называет церковь Никольской, кто-то – Никоновской. Церковь тоже сильно изуродована временами, и сейчас узнать ее былой облик сложновато.
Расположенный рядышком Введенский собор сохранился лучше, и сейчас реставририруется.
Выйти из монастыря можно уже через ворота и по улице свернуть направо.
Нужно будет по Краснооктябрьской дойти до Авангардского переулка и повернуть еще раз направо. Там можно будет найти Христорождественскую и Борисоглебскую церкви. Борисоглебская в советское время побывала молокозаводом, была разрушена и сейчас отстраивается практически заново.
А Церковь Рождества Христова сохранилась хорошо. Сейчас ее покрывают толстым слоем шпаклевки и штукатурки. Не знаю, насколько это корректно с точки зрения научной реставрации. На незакрашенных участках видно, что раньше церковь была оштукатурена, но штукатурка лежала тонким слоем поверх кирпича, придавая белый цвет, но не пряча кирпичную фактуру.
Собор Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском
Последний каменный храм домонгольской Руси
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Собор Георгия Победоносца — последний каменный храм, построенный до монгольского нашествия на Русь. Это уникальный памятник архитектуры и истории, о загадках которого ученые спорят до сих пор. А еще это единственный храм с изображением слона, которого не так-то просто разглядеть.
Собор построен в 1230–1234 годах великим князем Владимирским Святославом Всеволодовичем, святым Православной Церкви. Это последний белокаменный храм, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия, которое началось в 1237 году.
Строительство cобора
Строительство собора было настолько значительным событием, что через 350 лет летописец упомянул его в Лицевом своде царя Ивана Грозного — иллюстрированной энциклопедии, созданной в единственном экземпляре. На рисунке из Лицевого свода изображен великий князь Святослав Всеволодович с боярами на фоне Георгиевского собора.
Белый камень
Это известняк. Белокаменное строительство было примерно в десять раз дороже постройки из кирпича из-за сложностей с добычей, транспортировкой и обработкой материала. Поэтому из известняка в XII веке в Западной Европе и на Руси строили только самые важные здания.
Многочисленные перестройки и загадка барельефов собора
В середине XV века собор внезапно разрушился по неизвестной причине. Восстанавливал его мастер Василий Ермолин, которого прислал московской князь Иван III. Восстановить собор в прежнем облике не удалось, вследствие чего изменились форма и высота — храм стал ниже и приземистее, а резное украшение теперь расположено в хаотичном порядке.
Собор много раз менял внешний вид — к нему пристроили новый придел, ризницу и даже колокольню. Древний храм освободили от пристроек только в XX веке — реставрация шла с 1923 по 1980 год. Но воссоздать первоначальный рисунок орнамента до конца так и не удалось.
Резной орнамент и видения Апокалипсиса
Орнамент покрывает практически всю наружную площадь стен. На нем есть фигуры и лики святых, птицы, растения, животные, грифоны и даже слон — его изображений больше нет ни на одном храме в мире. Ученые до сих пор спорят о происхождении и смыслах этих образов. По их мнению резные изображения на соборе — иллюстрация ветхозаветного видения пророка Иезекииля, в котором описывается явленный ему храм:
От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во храме кругом (Иез 41:17—19).
Великомученик Георгий Победоносец
Святой, живший на рубеже III–IV веков. Он был воином на службе римского императора Диоклетиана (284–305). За исповедание веры во Христа правитель-язычник жестоко мучил святого, а затем приказал казнить. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия особо почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знамёнах.
Изображение великомученика Георгия стало частью герба Московского княжества, а затем и герба Российской империи. Сегодня святой Георгий — на гербе Москвы.
Успенский собор московского Кремля
Первый каменный храм Москвы. Был построен в 1326–1327 годах по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Дорога
Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до одноименной станции ехать около 4,5 часов. Дальше — пешком или городским транспортом.
Фото Сергея Николаева/railwayz. info
Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. На станции одна платформа и четыре пары путей. Ежедневно здесь останавливаются поезда дальнего сообщения и электропоезда местного назначения. От станции Юрьев-Польский можно доехать в Москву, Иваново, Александров, Кинешму и ряд других городов. Ближайшие железнодорожные остановки к станции Юрьев-Польский: Леднево, Старково, Бавлены и Кольчугино.
Северная железная дорога находится в основном на севере и северо-востоке Европейской части России. Она проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Тюменской, Тверской, Владимирской областей и Республики Коми. Ее протяженность — 5956 км. Северная железная дорога административно граничит с Московской, Октябрьской и Горьковской железными дорогами.
Текст: Кирилл Баглай. Фото: Владимир Ештокин
Поехать в древний Юрьев-Польский и найти слона с заячьими ушами
Артем Киселев
Юрьев-Польский, древний город со странным для русского уха названием, никакого отношения к Речи Посполитой не имеет, разве что в Смутное время ХVII века поляки его сожгли. Он — младший брат Москвы, появился на свет в 1152 году, через пять лет после ее рождения. Отец-основатель Первопрестольной Юрий Долгорукий повелел заложить крепость для защиты северо-западных границ Владимиро-Суздальского княжества. И нарек городок в свою честь — Юрьев. А дабы избежать путаницы, поскольку местечек со схожими названиями в то время было несколько, добавили — Польский. Что означает: полевой, лежащий среди полей. Крепость-то подняли в обширной безлесной зоне, на Владимирском ополье.
Город обнесли земляным валом шириной в основании 12 метров и высотой до семи (он хорошо сохранился по сию пору), деревянной стеной, а позже в центре укрепления построили восхитительный Георгиевский собор. По словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
Ни одно из ремесел не ценилось, пожалуй, на Руси столь высоко, как резьба по камню.
Белокаменными плитами с ажурным узорочьем в стародавние времена украшали и православные храмы. До наших дней дошло лишь несколько церквей с каменной резьбой.
Несомненно, главной жемчужиной среди них является собор в Юрьеве-Польском. Это — последняя белокаменная постройка на Руси перед монголо-татарским нашествием. С тех пор даже частично повторить резной узор, покрывавший храм, не удавалось никому.
Художники прошлого не только тщательно вырезали на камне библейские сюжеты, святых и ангелов. Они изукрасили стены собора фантастическими гирляндами, рельефными изображениями людей, редких растений, мифических зверей и птиц. Тут львы и грифоны, кентавры и сирины, злые и добрые драконы, гуси со сплетенными шеями.
Самый знаменитый барельеф — слоник с заячьими ушами. Резчик XIII века вряд ли знал, как выглядит слон, поэтому он и получил заячьи уши.
Говорят, у того, кто самостоятельно сможет найти слонозайца среди прочих изображений, сбудется любое желание. Прочим, кто не справится с этим заданием, в утешение остается приобрести копию слоника в сувенирной лавке в виде магнитика и загадывать желания каждый раз, подходя к холодильнику.
Еще в Юрьеве-Польском — великолепный кремль, интересные музеи. В экспозиции Знаменской трапезной церкви можно увидеть карету, на которой в имение князей Голицыных в селе Сима близ Юрьева-Польского привезли раненного осколком ядра генерала Багратиона. Здесь его и похоронили.
Три десятилетия спустя прах героя был перевезен на Бородинское поле. На месте же первого захоронения стоит обелиск, а в княжеском доме размещается единственный в России народный музей Багратиона.
С шатровой колокольни Михайло-Архангельского монастыря открывается потрясающий вид на город, старинные белоснежные торговые ряды и растворяющиеся в знойной дымке пейзажи ополья, от которых перехватывает дыхание.
В хитросплетении узких улочек Юрьева-Польского снимали первую серию «Золотого теленка» с Сергеем Юрским в роли великого комбинатора — это тот самый городок Арбатов из романа Ильфа и Петрова.
В 2008-м Юрьев-Польский сыграл себя самого: в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» он олицетворяет собой подлинную Россию, растворяя в себе людей, пытающихся понять ее суть. Это, конечно, метафоры авторского кино. Но ведь действительно: именно в таких провинциальных несуетных городках с многовековой историей, хранящих полузабытое бесценное культурное наследие, и обитает душа России.
Как добраться
С Ярославского вокзала ежедневно уходят два ночных поезда (на Иваново и Кинешму), время в пути чуть больше четырех часов. Однако расписание и отправления, и прибытия неудобное.
Можно доехать на электричке до Владимира либо Александрова. Оттуда в Юрьев-Польский ходят автобусы.
Самый короткий путь по Щелковскому шоссе (176 км) через Черноголовку и Кольчугино. Трасса незагруженная. Однако по дороге нет интересных достопримечательностей. Занимательнее путешествие, если стартовать по Ярославскому шоссе, а дальше по трассе Р-75 через Александров и Кольчугино (207 км). Правда, качество дороги в районе Кольчугина оставляет желать лучшего.
Самое ухоженное шоссе — Горьковское, через Петушки, Лакинск, Обращиху. Но выезд из Москвы тяжелый, вдоль трассы много деревень, где придется сбрасывать скорость, да и путь самый протяженный — 231 км.
Есть несколько прямых автобусных рейсов из Москвы от Щелковского автовокзала. От него же в первой половине дня отправляются две маршрутки. Дорога займет около четырех часов.
Вкусно и недорого поесть. Обслужат не быстро, но и ждать особо не заставят: от «Золотого теленка» до «Золотого кольца»
■ Кафе «Золотой теленок»
Лучшее место для обеда после прогулки. Находится в центре.
Кормят вкусно. Заказ придется подождать, но оно того стоит — стряпают специально для вас, а не разогревают загодя приготовленные блюда. За 300 руб лей можно наесться до отвала.
Ул. Краснооктябрьская, 30
В этом недавно открывшемся кафе быстрое и ненавязчивое обслуживание. Советую заказать запеченные баклажаны в горшочке. Правда, национальные костюмы официантов совсем не соответствуют названию заведения. Обед обойдется примерно в 350 рублей.
Если вы остановились в гостинице завода «Промсвязь», то будет удобно питаться в этом кафе, расположенном в соседнем здании. Еда без особых изысков, но кухня хорошая, а обслуживающий персонал предельно вежлив. Средний счет — 250 рублей.
■ Кафе «Золотое кольцо»
Рассчитано на непритязательных посетителей, которым нужно быстро перекусить перед осмотром городских достопримечательностей. Два небольших зала с деревянными скамьями без спинок и простое меню. Зато самые низкие цены в городе.
Недорого и комфортно поселиться. Вид из окна на монастырь и Wi-Fi гарантированы: от «Промсвязи» до апартаментов
■ Гостиница завода «Промсвязь»
Ул. Заводская, 1а
Недавно отремонтированная гостиница завода «Промсвязь».
Уютные и хорошо обставленные двухместные номера со всеми удобствами. Находится недалеко от железнодорожной и автобусной станций. Стандартный номер стоит 1800 рублей.
■ Гостиница «Покровская»
Ул. Владимирская, 22а
Новая гостиница в центре города. Номера просторные, с полным набором необходимых аксессуаров. Минус: третий этаж без лифта и в номерах — мансардные окна. За стандартный номер с завтраком нужно будет заплатить 1800 рублей в сутки.
■ Гостиница «Юрьевская»
Советская пл., 1
Наверное, лучший вариант размещения. Из окон гостиницы открывается чудесный вид на Юрьевский кремль. Номера современные, ухоженные, со всеми удобствами. Бесплатный Wi-Fi. Стандартный двухместный номер обойдется в 2000 рублей.
■ Апартаменты в частном доме
Ул. 1 Мая, 5
Если вы любите старину, останавливайтесь в частном доме начала прошлого века. Окна выходят на Георгиевский и Троицкий соборы. В апартаментах — двуспальные кровати. За возможность прикоснуться к истории попросят 2000 рублей.
Георгиевский храм юрьев польский изображение слона
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Юрьев-Польский. Часть вторая: Золотой слоник.
Как ни странно, привлекательность собора повысилась по причине, для этого, казалось бы, совсем неподходящей. В 1460-х годах своды собора обрушились. Так как слава его уже в это время вышла за пределы суздальского ополья, московский князь Иван III послал знаменитого в ту пору строителя Василия Ермолина восстановить собор.
Речь идет о слонике.
Пытались найти слоника и мы с сыном. Увы! Слоник нам не сдался. В том смысле, что не показался. Смирившись с тем, что все желания придется выполнять самим, без хобота и бивней, мы пошли дальше по Юрьеву. Но слоник не выходил из головы. Наконец, мы решили вернуться и посмотреть слоника, пусть и с подсказкой. Но где ее взять? Страницу с подсказкой я специально не распечатывал, дабы не было соблазна, Интернет на телефоне недоступен. К счастью, в соборе оказался сотрудник, тот самый, который отпирал нам его утром. Он подвел нас к большой фотографии собора, висевшей внутри и на ней пояснил, где нужно искать.
Мда… что я вам хочу сказать. Найти его там без подсказки, кончено, можно, Но стоит заложить на это часа 3-4, затем разбить весь собор на маленькие квадратики и ходить, строго последовательно рассматривая каждый из них. Потому что при простом, пусть и внимательном осмотре, обнаружить слоника невозможно. А если вы не верите во всю эту мистику, а хотите просто насладиться зрелищем, кликайте на подсказку с картинкой.
Большинство отчетов о Юрьеве начинаются с Михайло-Архангельского монастыря, а заканчиваются Георгиевским собором. Самые внимательные еще пишут про комплекс из Покровской церкви и храма Никиты-мученика.
Между тем, есть еще несколько зданий, не столь эффектных, но интересных вдумчивому путешественнику.
Некогда гордый классицистический храм, лишенный глав и окруженный огородами, отведен сейчас под детский дом. И только ваше воображение может дорисовать ему прежние формы. Чтобы найти эту церковь, нужно от земляных валов идти по улице 1 Мая и высматривать ее слева.
От здания бывшей Введенской церкви можно через дыру в заборе (встаньте так, чтобы центр города с валами был за спиной, а церковь чуть справа) пролезть на территорию Свято-Введенского Никоновского монастыря. По легенде, он основан на месте рождения Никона – ученика и сподвижника Сергия Радонежского.
На месте Никольской деревянной церкви в 1666 году была выстроена Никоновская, а в память о Никольской назвали один из пределов. С этого момента началась путаница, продолжающаяся и по сей день – кто-то называет церковь Никольской, кто-то – Никоновской. Церковь тоже сильно изуродована временами, и сейчас узнать ее былой облик сложновато.
Расположенный рядышком Введенский собор сохранился лучше, и сейчас реставририруется.
Выйти из монастыря можно уже через ворота и по улице свернуть направо.
Нужно будет по Краснооктябрьской дойти до Авангардского переулка и повернуть еще раз направо. Там можно будет найти Христорождественскую и Борисоглебскую церкви. Борисоглебская в советское время побывала молокозаводом, была разрушена и сейчас отстраивается практически заново.
А Церковь Рождества Христова сохранилась хорошо. Сейчас ее покрывают толстым слоем шпаклевки и штукатурки. Не знаю, насколько это корректно с точки зрения научной реставрации. На незакрашенных участках видно, что раньше церковь была оштукатурена, но штукатурка лежала тонким слоем поверх кирпича, придавая белый цвет, но не пряча кирпичную фактуру.