гербы каких городов на храме спас на крови
Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови)
В центре Санкт-Петербурга на канале Грибоедова находится Собор Воскресения Христова на Крови— храм Спаса на крови — очень нарядный и яркий, больше похожий на русский сказочный терем.
Храм привлекает к себе внимание своей необычной архитектурой, выполненной в так называемом «русском стиле».
История
Своему появлению храм обязан трагическому событию в истории России — на этом месте произошло покушение на императора Александра II.
Колокольня, увенчанная золотым куполом, сооружена на месте, где был смертельно ранен император Александр II. Нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний России, участвовавших в создании храма.
Император Александр III, сын погибшего императора, на чрезвычайном заседании Городской Думы, поддержав депутатов, решил на месте гибели отца возвести мемориальный храм.
Изначально построили временную часовню, проект которой за два дня подготовил молодой архитектор Л.Н.Бенуа. Часовня простояла на набережной до 1883г. — начала строительства храма.
Александр III объявил конкурс на лучший проект храма-памятника.
Работа, представленная архитектором Альфредом Александровичем Парландом в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым), была наконец одобрена императором 29 июня 1883 года, но с условием дальнейшей доработки, которую производил архитектор А.А.Парланд. Окончательно этот проект был утвержден только 1 мая 1887 года
История строительства
Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, в присутствии императорской четы — императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. В честь этого события была выбита медаль, которую по традиции вместе с закладной доской заложили в основание будущего престола. Первый камень положил лично император.
Перед этим часть чугунной решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.
Строительство собора длилось 24 года. Его смета составила 4 606 756 рублей (из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное составили пожертвования от императорской фамилии — 1 миллион рублей, государственных учреждений и частных лиц).
Освящение собора произошло 19 августа (1 сентября) 1907 года в присутствии императорской четы — Николая II и Александры Федоровны, великих князей и княжон, министров Двора и высшего духовенства. В этот день в храм проходили только по специальным пропускам, подписанным министром П.Столыпиным.
Шатры, покрытые цветной черепицей, венчают двуглавые орлы, в тимпанах крылец — мозаичные композиции по оригиналам В.М.Васнецова «Страсти Христовы».
На мемориальном храме, возведенном в память о трагической кончине императора Александра II, размещены 20 досок из красного гранита, на которых высечены основные события царствования императора. Одна из досок описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.
Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, средства на его содержание выделяло государство.
Архитектура, особенности
Храм Спаса на крови вобрал все самое лучшее и выразительное из арсенала русского зодчества допетровской Руси и напоминает, как и хотел того император Александр III, московские и ярославские церкви XVI –XVII веков.
Внешний облик храма отличает богатая отделка — резные мраморные наличники, фронтоны-кокошники, мозаичные панно, позолота, эмаль..
При возведении храма были применены передовые для того времени технологии. Так, например, в храме была устроена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я.Тимоховича, а освещение храма было электрическим. В дни праздничных богослужений в соборе зажигали все 1689 электроламп!
Также для собора была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни.
Для покрытия пяти куполов, венчающих центральный объем храма, было применено уникальное для храмового зодчества решение – использовать ювелирную эмаль белого, желтого, зеленого и голубого цветов. Эмаль, не имеющая аналогов в России, была изготовлена на фабрике А.М.Постникова.
Восточная часть собора увенчана тремя небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство храма, поражающее своей красотой и неповторимостью, является одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы.
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, общая площадь которой более 7000 м2!
В 1895 году за право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы — «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых.
Внутри нет ни одной живописной работы. Прекрасные мозаичные картины покрывают всё внутреннее пространство храма.
Победу одержала мастерская Фроловых. С 1896 по 1907 годы ее мастера исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали известные живописцы, такие как, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов и другие.
Летящий с посохом Архангел Гавриил, сообщающий Марии благую весть о рождении будущего Спасителя.
В храме на синем фоне стен представлен земной путь Спасителя — от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены.
Размещение изображений строго продумано — оно отражает мемориальный характер собора.
В храме два ряда окон, из которых свет по всему периметру падает на мозаичное пространство.
В своде главного барабана – лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ».
В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света.
По бокам центрального иконостаса расположены киоты — места для наиболее почитаемых икон. Киоты выполнены из прекрасного уральского родонита (орлеца), коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.
Зеленая ревневская яшма и розовый родонит также были использованы для создания надгробий над могилами императора Александра II и его жены Марии Александровны в Петропавловском соборе.
В левом северном киоте — икона Святого благоверного князя Александра. В правом южном киоте – икона Воскресения Христова,
Икона Святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II, набранная по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Князь склонился перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде».
Мемориальная табличка рядом с иконой Александра Невского, выполненной в Академии художеств.
Икона Воскресения Христова набранная по живописному оригиналу по оригиналу М.В.Нестерова.
14 икон, заполнявшие ниши киотов, не сохранились. Оклады икон, преподнесенные в дар собору во время строительства, были выполнены из серебра, украшены эмалью, позолотой и жемчугом..
Шедевр камнерезного искусства — одноярусный иконостас храма Воскресения, выполнен по эскизу архитектора А.А.Парланда из итальянского мрамора.
Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, ранее украшенные гранеными кристаллами хрусталя, но планируется их воссоздание.
Центральные местные иконы иконостаса «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» набраны в мозаичной мастерской Академии Художеств по живописным оригиналам В.М.Васнецова.
В центре иконостаса находятся царские врата, недавно заново созданные и возвращенные на свое место. Их краткое описание представлено архитектором Парландом А.А. в Отчете о строительстве храма: «Царские врата – из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения (исполнены по рисункам архитектора строителя) — дар Петербургской Купеческой Управы».
Иконостас с другого ракурса
Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород — яшма, мрамор, порфир, лабрадорит, орлец.
Облицовка цоколя четырех пилонов сделана из житомирского лабрадорита, из глубины его темной поверхности проступают ярко-синие, серебряные и золотистые искры.
Каменная скамья
Каменный пол храма представляет собой мозаичный ковер, созданный из красочных сортов итальянского мрамора в Генуэзской фирме «Нови». Более десятка видов камня различных расцветок создали сорок пять практически не повторяющихся узоров. Площадь мраморного пола в храме более 600 кв. м. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм.
Мозаичный пол
Фрагмент мозаики пола
Мозаичный узор
Особое внимание в храме уделено месту смертельного ранения императора, оно обозначено шатровой яшмовой сенью.
Сень – это художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий собой покров или защиту данного места. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре из уральского родонита. За золоченой решеткой с императорской короной находится булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где был смертельно ранен император Александр II.
Архитектор А.А.Парланд писал: «Это место по окончании постройки снова восстановлено в прежнем виде, а именно: уложены часть тротуара с откосом из мелкого камня, часть булыжной мостовой и установлена часть решетки от набережной Екатерининского канала. Камни уложены в той же высоте, как было раньше. Пол сени оказался ниже церковного на 7 ступеней».
Сень представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны
Фрагмент набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью
Одни из дверей храма
Примечательно, что высота храма составляет 81 метр. 1881 год трагической гибели Александра II. Колокольня возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти..
Макет собора
Собор Воскресения Христова произвел на меня огромное впечатление.Это один из многих архитектурных шедевров нашего города, причем обладающий своей очень оригинальной светской и церковной красотой. Очень рекомендую пойти на экскурсию в собор, разочарованы не будете.
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
В центральной части Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, расположена одна из самых известных построек города на Неве, собор Воскресения Христова, часто именуемый Спасом на Крови. Я очень давно хотел поделиться с вами рассказом об этом ярком необычном здании, но в последние несколько лет его навершие было скрыто от глаз за строительными лесами, что портило бы фотографии его фасада. Прогуливаясь по городу несколько недель назад, я с радостью обратил внимание на то, что конструкции сняты и сегодня мы можем видеть здание во всей его красе. Заглянем внутрь вместе?
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)
Как добраться на метро
Адрес Спаса на Крови — набережная канала Грибоедова, 2а. В нескольких минутах ходьбы отсюда, на пересечении набережной и Невского проспекта, расположен выход с пересадочного узла метрополитена «Гостиный Двор» — «Невский проспект».
Стоимость посещения собора без льгот — 350 рублей днем и 400 рублей в вечернее время (осень 2021 года). Приобрести билеты можно на официальном сайте Исаакиевского собора, филиалом которого сегодня является Спас на Крови. Сразу после входа в музей вам предложат присоединиться к группе для прогулки по храму с экскурсией (стоимость уже включена в цену посещения).
Немного истории
Несмотря на то что собор на канале Грибоедова можно назвать одним из самых ярких и праздничных в Петербурге, его появление на этом месте связано с трагическими событиями, унесшими жизнь императора Александра II. Именно здесь 1 марта 1881 года российский правитель был смертельно ранен в результате взрыва бомбы. Сегодня на этом месте в самом соборе возведен небольшой навес, именуемый сенью.
Возведение храма началось через два года после смерти монарха и продлилось до 1907 года. Возглавлял строительные работы архитектор Альфред Александрович Парланд (в некоторых источниках я встречал информацию о том, что соавтором первоначального проекта был архимандрит Игнатий). К числу петербургских работ самого Парланда можно отнести не так много объектов. Он приложил руку к возведению ограды Михайловского сада рядом со Спасом на Крови, часовни и жилого флигеля при храме, пары надгробных памятников, перестроенного сегодня особняка на улице Куйбышева.
Макет собора
Внутреннее оформление
Покрытие внутренних поверхностей Спаса на Крови выполнено из мозаики и самоцветов
Собор Воскресения Христова относится к так называемому русскому стилю, в котором использовались приемы и формы древнерусской архитектуры. Неспроста наш собор напоминает храм Василия Блаженного в Москве.
Наверное, самый частый вопрос, который я слышал от находившихся в стенах храма посетителей: «Чем облицованы стены здания?» Покрытие внутренних поверхностей Спаса на Крови выполнено из мозаики и самоцветов. Немало мозаичных элементов можно встретить и на фасаде здания. Например, со стороны канала Грибоедова хорошо видны выполненные в этой технике гербы российских губерний, областей и городов, из которых поступали пожертвования на строительство собора.
Благодаря использованию яркой мозаики интерьер выглядит очень нарядно
Храм является объектом культурного наследия федерального значения
Сень на месте ранения императора
В 1930 году собор был закрыт, через пару десятков лет его даже хотели разрушить, но, к счастью, эти планы не были осуществлены. В страшные блокадные годы здесь находился морг, позже — хранилище овощей, мастерские и склады. Сегодня Спас на Крови — это один из самых популярных архитектурных музеев города. Благодаря своему удачному расположению и запоминающемуся облику достопримечательность притягивает огромные потоки туристов в любое время года.
Царские врата
Сегодня Спас на Крови — это один из самых популярных архитектурных музеев города
Северный киот
Кстати, раз уж мы заговорили о Москве, то, впервые попав внутрь Спаса на Крови, я сразу же вспомнил такое же яркое оформление соборов Московского Кремля, которые посетил около года назад. Предлагаю вам продолжить знакомство с российской культовой архитектурой в статье об этой поездке.
Мозаики-1: Спас-на-Крови снаружи
Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства. Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте, незабываемое зрелище.
В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора.
Основу художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной «прямым способом», зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.
Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, отчасти А.П.Рябушкин и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
Наиболее удачно проявилась взаимосвязь мозаики с архитектурными формами в наружном оформлении. Большинство этих мозаик набрано упрощенным способом, подчас кубики смальты повторяют кладку стены.
Спас-на-Крови – величественный храм-памятник
Рядом с зеленым Михайловским садом, возле канала Грибоедова находится один из примечательных памятников отечественной архитектуры. Необычный храм-музей появился в конце XIX века по воле российского царя Александра III. В питерский собор приходит много туристов. Их привлекают многоцветный декор фасадов и красивые мозаики, которые украшают интерьеры храма.
Общий вид храма Спаса на Крови
Цареубийство
Вид храма Спаса на Крови с набережной канала Грибоедова
История строительства
На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.
Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови
Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.
Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.
Судьба собора в XX веке
С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.
К городу подступали немецкие войска, работы по сносу отложили. Когда началась блокада, собор стали использовать как морг, и сюда свозили умерших от голода и болезней жителей Ленинграда, а в послевоенные годы Малый оперный театр хранил в здании собора свои декорации и реквизит.
Статус памятника храм получил в 1968 году. Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами.
Вид на соборные купола
Архитектурные особенности
Питерская церковь чем-то похожа на знаменитый Покровский собор, который украшает Красную площадь в Москве. Несмотря на то, что собор посвящен трагическому событию, выглядит он очень празднично, поражая всех яркостью и пестротой отделки. В Санкт-Петербурге бывает много дождливых дней, но даже в непогоду оригинальный храм смотрится нарядно и торжественно.
Вид на храм Спаса на Крови со стороны Михайловского сада
Здание вытянуто с востока на запад перпендикулярно линии канала и имеет ассиметричную форму. К четверику примыкают три абсиды, над которыми возвышаются позолоченные главки. С запада красуется высокая двухъярусная колокольня. Вся постройка декорирована кирпичным узорочьем, которым славятся русские храмы XVII века.
Массивный цоколь облицован сердобольским гранитом, а в нишах находятся 25 досок из темно-красного гранита, на которых записаны главные реформы царя Александра II. Это преобразования в государственном устройстве, которые император провел с 1855 по 1881 годы.
На фасадах размещены разноцветные мозаичные композиции – распятие, пояски, наличники и кокошники площадью 400 кв. м. Одно из главных украшений – выложенные мозаикой гербы российских губерний, уездов и городов. Они смотрятся очень эффектно и привлекают внимание к наружной отделке. Высокий восьмигранный шатер окружают четыре луковичные купола, покрытые цветной черепицей, медью и смальтой.
Внутреннее убранство
Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.
На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.
Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.
Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.
Полезная информация для туристов
В наши дни храм входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Он открыт в любой день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. С конца апреля по конец сентября по собору проводят вечерние экскурсии с 18:00 до 22:30.
Престол собора освящен в честь Воскресения Христова. С 2004 года по воскресеньям и в праздничные дни в храме проходят церковные службы, и на них собирается много верующих. Чтобы не оказаться в плотной толпе туристов и иметь возможность полюбоваться мозаиками без спешки, лучше приходить к открытию.
Внутренний интерьер храма Спаса на Крови
Как добраться
Собор стоит в центральной части города, и до него легко дойти пешком от станции метро «Невский проспект». Выйдите к каналу Грибоедова и пройдите 500 м до храма.