герои гоголя ночь перед рождеством рисунки
Новое в блогах
ИЛЛЮСТРАЦИИ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ К ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она чёрным пятнышком мелькает в небе, набирая звёзды в рукав, а навстречу ей летит чёрт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету».
Иллюстрации Ольги Ионайтис. Издательство «Росмэн», год издания 2009
Укравши месяц, чёрт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.
Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт её Вакула.
Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой.
Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его.
Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе.
Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и чёрт, обронив в трубе месяц.
Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».
Меж тем чёрта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Чёрт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк.
Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой.
Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести.
Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни чёрту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к чёрту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что чёрт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника.
Предвкушая лёгкую добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».
Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)
Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула.
Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой.
В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.
Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане чёрта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских её башмачков.
Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.
В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать.
Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков».
Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».
Иллюстрация М. Родионова, 1952
Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, да и не будет никогда на селе.
Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным.
Харитон Платонов «Оксана», 1888
Бубнов Александр Павлович, 1950-1951
Александр Мицник
Автор неизвестен
Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)
Пересказала Е. В. Харитонова.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с. /briefly/
«Ночь перед Рождеством» в картинках.
А чего стоят его сюрпризы-ребусы, спрятанные в некоторых картинках! Присмотритесь, вам тут никто не знаком?
Да и панораму города над которым летят Вакула с чертом представлять не нужно:
И тут знакомые все лица:
Если кто не в курсе, Потемкин был одноглазый (то ли лишился его на дуэли, то ли в драке с одним из братьев Орловых, а по некоторым версиям и вовсе в результате неудачного лечения обычного ячменя). А про даму в горностаях и так все знают:
Даже если не искать никаких скрытых смыслов, можно просто полюбоваться и насладиться (когда же еще это сделать, как не в эти редпраздничные недели!):
Вечера на хуторе близ Диканьки
Персонажи
Поиск персонажей
Лихой казак, побратим Василя. Влюбился в ведьму Одарку и был готов пожертвовать своей душой, чтобы спасти её.
Трусоватый попович, любовник Хавроньи Черевик.
То ли человек, то ли дьявол в человечьем обличье. Гулял, спаивал казаков, приставал к красивым девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда! Те кто не брал — на того Басаврюк глядел так жутко, что взять было проще. А если взять — то по ночам к взявшей являлась нечисть и истязала несчастную жертву. Предложил Петрусю искать цветок папоротника, чтобы обрести вожделенное богатство.
Кузнец, главный герой повести «Ночь перед Рождеством», сын ведьмы Солохи. Влюблен в дочь Чуба, Оксану и даже готов ради неё связаться с чертом и полететь в Петербург за царскими черевичками.
Тетя Ивана Федоровичка, добрейшей души женщина, посылала племяннику во время службы сушеные груши и чистое белье. На момент повествования имела лет около пятидесяти. Замужем она никогда не была и обыкновенно говорила, что жизнь девическая для нее дороже всего. Впрочем, сколько мне помнится, никто и не сватал ее. Это происходило оттого, что все мужчины чувствовали при ней какую-то робость и никак не имели духу сделать ей признание.
Ведьма, игравшая с казаком Василем (дедом дьяка Фомы) в карты, когда в закладе была его шапка. Знатно шельмит при игре.
В фильме приняла обличье жены Василя.
Цыган, который помог Грицько напугать Солопия Черевика, чтоб он согласился на свадьбу с его дочерью. Выторговал у Грицько волов подешевле, за счет оказанной услуги. Подкинул Солопию красный рукав свитки.
Возлюбленная Левко, козачка, которая приехала в родную деревню после того как некоторое время жила у дальней родни.
Отец Левко, деревенский голова, пользуется в своей деревне большим уважением. Не хотел, чтобы Левко женился на Ганне и на все эти просьбы обычно притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».
Сам сватался к Ганне. Вдов; но у него живет в доме свояченица, которая варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница.
Старый есаул, персонаж повести «Страшная месть». Во время свадьбы сына выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в чудовище, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют.
Помещик того же Гадячского повета, что и Иван Федорович Шпонька, его сосед. Жил в пяти верстах от хутора Вытребеньки, в селе Хортыще.
Щеголеватый парубок, «Голопупенков сын» влюбившийся в Параську Черевик и затеявший авантюру, вместе с цыганом ради того, чтобы Солопий Черевик согласился на их женитьбу.
Названый брат есаула Горбеца, муж Катерины, дочери колдуна.
Русская царица, очарованная простодушием Вакулы, подарившая ему свои старые туфли для его невесты.
Казак, брат Петро, более удачлив и более щедр. Был сброшен своим же братом на столе и его душа пребывала на земле, дожидаясь свершения мести, установленной небесами.
Центральный персонаж однодоменной незаконченной повести, племянник Василисы Кашпоровны. Юноша, 38-ми лет, поручик в отставке. Был в детстве благонравным и послушным мальчиком, на службе — не куролесил и практически не пил. Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз.
Шестилетний брат Пидорки. Любил Петруся, просил отца чтоб тот не бил его за поцелуй с Пидоркой, передавал сообщения двух влюбленных.
Жена Данилы, белокожая и чернобровая, дочь колдуна. Когда прибыл на их хутор её отец — ей снились вещие сны.
Казак, отец Оксаны, один из любовников Солохи — матери кузнеца Вакулы. Ненавидит кузнеца, после того как тот сгоряча побил его. Ленив.
Персонаж экранизации «Пропавшей грамоты», в произведениях Гоголя лично не фигурировал.
Молодой казак, персонаж истории «Майская ночь или утопленница». Влюблен в Ганну, после того как узнал, что его отец тоже к ней сватается, решил проучить его. Встретил мавку-панночку.
Дед дьячка * * ской церкви, Фомы Григорьевича, персонаж повести «Пропавшая грамота». Был послан гетманом к царице с грамотой. Взялся помочь одному из запорожцев, который нехотя сознался что продал душу дьяволу. Лишился важной грамоты и ходил к нечисти, чтоб её вернуть.
Единственный персонаж, который появляется в двух рассказах кряду.
Ведьма, вышедшая замуж за сотника, отца панночки, изводившая падчерицу как в жизни, так в посмертии.
Подруга Оксаны. Та самая, красивые новые черевички которой глянулись Оксане и стали причиной для насмешки над Вакулой.
Ведьма, в которую влюбился Сатана. Обитала в заколдованной корчме, от взгляда на неё путники только сильнее хотели выпить. Полюбилась Андрею, побратиму Василя. Он за нее даже душу продал.
Дочь Чуба, возлюбленная кузнеца Вакулы, самая красивая девушка на селе, но капризна и горгда сверх меры. Насмехается над влюбленным кузнецом, посылает его за черевичками царицы, из-за чего тот едва не решает утопиться.
Дьяк в Диканьке, один из любовников Солохи и близкий друг Чуба, приглашал его на кутью.
Поп, который хотел было причастить Басаврюка к церкви. Впоследствии заявил, что всякий кто с Басаврюком знается будет отлучен от церкви.
Старый казак, живет вместе с сыном, его женой и детьми. Дал Василю в дорогу крепкий табак, от которого всякая нечисть расчихается.
Потомок казака Петро, колдун-злодей, каковых не было, который был наказанием для Петра. Поднимал мертвецов из могил, вызывал душу своей дочери и вообще хотел на ней жениться.
Сотник, чья жена умерла. Женился второй раз на ведьме, которая изводила его дочь. Выгнал дочь из дому на четвертый день после свадьбы, панночка пеняла, что ведьма извела его душу.
Мавка-утопленница, некогда была дочерью сотника, утопилась сгоря после того, как отец вторчино женившись на ведьме, выгнал её из дома. Даже на том свете её истязает ведьма-мачеха, поэтому мавка просит помощи у Левко.
Красавица-дочка Солопия Черевика, персонаж повести «Сорочинская ярмарка». В свои осьмнадцать лет первый раз выпросилась с отцом на ярмарку.
Колдун из Диканьки, знахарь, про него ходят слухи что он немногим лучше черта. Довольно ленив — даже галушки ест с помощью колдовства, однако в своих делах дока — сразу узнает, что черт находится в мешке за плечами Вакулы.
Казак, брат Ивана, предок отца Катерины Бурульбаш. Король Степан предложил большую награду за поимку турецкого паши, который сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Более удачливый Иван получает награду и великодушно разделяет её с Петром. Поехали Иван и Петро на жалованные королём земли и, проезжая по горной тропе в Карпатах, столкнул Петро Ивана вместе с лошадью в пропасть. Иван же зацепился за сук и сумел удержать сына-младенца, которого вёз с собой. И стал Иван просить спасти хотя бы сына, но Петро скинул пикой в пропасть обоих.
Красивый, но бедный парубок, влюбленный в Пидорку, дочь своего хозяина. Главный герой повести «Вечер накануне Ивана Купала».
Красавица-дочка Терентия Коржа, сестра Ивася, возлюбленная Петруся.
Фаворит Екатерины, человек которого запорожцы ставили повыше царя.
Нечистый, питавший страсть к Одарке и уговаривавший её продать ему душу. Охотился на Василя и Андрия строя им препоны. Утверждал, что любит народное пение.
Персонаж экранизации «Пропавшей грамоты», в произведениях Гоголя лично не фигурировал.
Один из казаков диканьки, собирался к дьяку на кутью, однако из-за метели, устроенной чертом, добрался только на Солохи. И свалился к её ногам в усмерть пьяный.
Живет в доме отца Левко, деревенского головы, варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница. Банда Левко дважды подставляла её в лапы людей головы, искавших смутьяна. Голова даже предлагал её сжечь, за что ему потом досталось, как и за сватовство к Ганне.
Солидный казак, отец Параськи. Находится под пятой второй своей жены Хавроньи, хотя дочку очень любит.
Мать Вакулы, ведьма, которая в Рождественскую ночь покрала все звезды с неба. Привечает многих степенных казаков. А также черта и дьяка — главное чтоб сына дома не было.
Старый казак, у которого работал Петрусь Безродный. Отец Пидорки и Ивася. Не желал даже слышать о любви дочки с бедным безродным сиротой.
Неугомонная жена Солопия Черевика, мачеха Параськи, строила препоны замужеству падчерицы. Выучилась держать сожителя в ежовых рукавицах, а падчерицу — в черном теле.
Муж звал её Хиврей.
Покойная жена Солопия Черевика и мать Параськи.
Один из обитателей ада. Встречается в разных произведениях цикла, с разными историями.
Ведьма. Персонаж повести «Ночь накануне Ивана Купала». Одна из союзниц Басаврюка, помогала Петрусю отсыкать цветок папоротника. Привела ему Ивася, который стал жертвой за обретаемое Петрусем богатство.
«Ночь перед Рождеством» (главные герои повести Гоголя)
«Ночь перед Рождеством» – это повесть из сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказ написан в 1832 году. Сейчас бы это произведение назвали бы жанром фентези, поскольку в нем присутствует нечистая сила, волшебство.
Это произведение по своему содержанию близко к рождественским сказкам, столь популярным в XIX веке. Такие сказки были по содержанию приближены к современным реалиям, но в них присутствовали элементы сказочности, колдовства. И эти сказки имели счастливый конец.
Главные герои повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
Сорочинский заседатель – щеголь, пытливый и любознательный чиновник. Он носил шапку с барашковым околышком, и синий тулуп, подбитый смушками. Он знал буквально все, что происходило в Диканьке, сколько и чего имели ее жители.
Солоха – ведьма, мать кузнеца Вакулы. Ее нельзя было назвать ни красавицей, ни дурнушкой. Ей было не более 40 лет, и она умела очаровать зажиточных казаков. И никто из них не подозревал даже, что у него есть соперник. Всем умела угодить Солоха, со всеми была одинаково любезной.
Черт – злобное и мстительное создание ада с вытянутым пятачком вместо носа и рожками на голове. У него были тонкие ножки и длинный хвост. Весь он был не светлее трубочиста. Впрочем, это было не единственное обличье черта. Он мог превратиться в коня, стать маленьким настолько, что помещался в кармане.
Кузнец Вакула — человек богобоязненный. В свободное от работы в кузнице время, он занимался живописью, и даже расписывал церкви. Это сильный смелый мужчина, готовый за свою любовь драться с каждым, кто встанет у него на пути. В какой-то момент он был готов отдать душу дьяволу только за то, чтобы любимая девушка стала его женой. Но он сумел обмануть черта, и остался таким же провославным, верным своей вере.
Волостной писарь – беспробудный пьяница.
Чуб – богатый, степенный казак. И, как все богачи, любит покой и лень. Он был уверен, что Солоха принадлежит только ему и, когда ее обман раскрылся, был разочарован в своей зазнобушке.
Оксана – дочка Чуба. Характером — честолюбивая жеманница. Ей всего семнадцать лет, и она была в полном расцвете всей своей юной красоты. У нее жгучие черные глаза, черные как смоль косы, белое, красивое лицо. Девушка любовалась своею красотой. Ей нравилось внимание парубков к себе, но по-настоящему она никого не любила. Однако когда Вакула пропал, и заговорили о том, что он погиб, она переживала за него и поняла тогда, что все-таки любит его, сожалела, что так высокомерно и капризно относилась к кузнецу.
Панас – кум, высокий, худощавый мужик с небритым две недели лицом.
Голова – крупный, плотный мужчина с длинными усами.
Дьяк – женатый служитель церкви, очень боялся своей жены. В рождественский вечер все должны были собраться у дьяка, но из-за того, что черт стащил с неба месяц, никто не пришел к нему, и дьяк решил провести вечер у Солохи.
Дьячиха – драчливая бабенка, каждый раз по утрам дралась с мужем. Не упустила случая подраться с ткачихой, только потому, что другая баба указала на нее.
Пацюк – запорожец. Водился с чертями и прочей нечистью. В Диканьке считался знахарем. Обленился до такой степени, что не хотел даже шевелить руками, чтобы поесть. А растолстел так, что не мог выйти в двери.
Повесть заканчивается тем, что избалованная вниманием молодежи, Оксана, требует от Вакулы чечевички, какие носит сама императрица. Вакула оседлал черта, который хоть и ненавидел кузнеца, но все же боялся его. Черт не мог упустить удобного случая, заполучить душу Вакулы, который далеко был известен своей богобоязненностью и почитанием Бога, и предлагает ему свою помощь. Вакула вместе с запорожскими казаками попадает во дворец. Императрица тронутая наивной простотой кузнеца, дарит ему свои черевички, которые кузнец на черте привозит Оксане. На следующий день Вакула идет свататься к Чубу. Тот, обиженный на Солоху, дает согласие. Оксана, переволновавшаяся за ночь и первую половину дня, фактически признается в любви.
Кузнец построил дом и расписал его так, что дом был видно далеко, и он привлекал к себе внимание.