гибридная модель обучения в школе
Как учителя выбирают и осваивают инструменты для гибридного обучения
Эксперты на ММСО обсудили, как вести урок, когда часть учеников находится в классе, а часть — на удалёнке.
Обложка: Катя Павловская для Skillbox Media
Толкование термина «гибридное обучение» пока не устоялось. Часто его используют как синоним смешанного обучения, при котором занятия в классе сочетаются с применением онлайн-ресурсов. Это могут быть, например, очные уроки, после которых следуют дополнительные занятия или домашняя работа на электронной платформе. Или же перевёрнутое обучение, когда ученики самостоятельно осваивают теорию (скажем, по видеолекциям), а в классе учитель организует обсуждение и проверку изученного.
В перечисленных выше ситуациях группа учеников занимается вместе — или онлайн, или офлайн. Однако нередко возникает и разделение: часть учащихся находится в классе, а другая часть — дома (например, на карантине после контакта с заболевшим COVID-19). Учителю же приходится вести урок одновременно и очно, и удалённо. Такую ситуацию тоже называют гибридным обучением, и именно о ней шла речь во время сессии Московского международного салона образования «Как выбрать учебный материал для гибридного образования».
Приглашённые спикеры обсудили трудности, с которыми столкнулись учителя в этих обстоятельствах, образовательные инструменты для гибридного формата, его положительные стороны и недостатки. Пересказываем основные тезисы дискуссии. А для тех, кто хочет послушать обсуждение целиком, есть запись на YouTube.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Как учителя работают в гибридном формате
Алексей Доронин, учитель математики в московской школе №1520, столкнулся с гибридным обучением, когда после первой волны пандемии и всеобщего дистанта оказалось, что некоторые ученики довольно долго не смогут посещать очные уроки. Было очевидно, что вести для них дополнительные онлайн-занятия в вечернее время после основных уроков в классе — не лучший вариант. Кроме того, школа участвует в проекте «Математическая вертикаль», где учеников из разных классов собирают в одну группу с углублённым изучением математики:
«Представьте себе, что несколько классов вышли на карантин в связи с заболевшим ребёнком, а остальные классы продолжают обучение. И вот в группе, в которой 20 человек, изучающих математику на углублённом уровне, десять человек не могут посещать уроки. Это очень большая нагрузка, десять часов в неделю, поэтому самому ребёнку это не нагнать никакими средствами. Возникла [проблема]: как их подключать, как их в эти уроки встраивать».
На помощь учителю пришли проверенные дистанционным обучением Zoom и Microsoft Teams. Видеотрансляцию из класса обычно обеспечивает планшет. Можно использовать и интерактивную доску с функцией записи и трансляции содержимого, но, по словам Алексея, планшета вполне достаточно. Главное, чтобы он передавал изображение и звук высокого качества и можно было показать детям на дистанте как записи в тетради, так и работу у доски.
При этом педагог отметил такую особенность гибридных занятий: каждый урок должен быть сам по себе автономным. На обычных офлайн-занятиях, имея, допустим, четыре урока математики в неделю, на каком-то из них всегда можно сослаться на то, что было на предыдущем, а если что-то не успели — продолжить на следующем. А вот гибридный урок, по опыту Алексея Доронина, важно организовать так, чтобы он был как бы самостоятельной единицей — то есть чтобы дети понимали, чему они на нём научились и как научились. Причём проверка, как дети усвоили тему, — самое сложное в гибридном уроке. Ещё очень важно дать мотивирующее задание, чтобы детям было интересно. Вообще, если учитель интересно ведёт офлайн-урок, то, скорее всего, на онлайн-занятии детям тоже будет интересно, считает Алексей.
Доцент Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и учитель словесности в Лицее НИУ ВШЭ Михаил Павловец заметил, что гибридное обучение нельзя назвать новинкой, ведь уже давно существует очно-заочное образование, да и со школьниками на домашнем обучении учителю приходилось выстраивать дистанционные формы взаимодействия. Сейчас же, по словам Михаила, «появились возможности вывести эту гибридность на новый уровень, и этим приходится пользоваться».
Несмотря на то что организовать трансляцию из класса технически не так уж сложно, педагог напомнил о том, что у некоторых учащихся просто нет подходящих условий для комфортной учёбы из дома. Здесь играют роль многие факторы, от скорости интернета до семейных обстоятельств (если за спиной бегают младшие братья и сёстры, сосредоточиться сложно). Учитель тоже сталкивается с трудностями:
«Самая большая сложность скорее для меня, потому что один глаз косит в экран, второй шарит по классу — смотрит, кто работает, кто не работает, кому нужна помощь и так далее. По энергозатратам это в разы тяжелее, чем когда ты сидишь перед „чёрненькими квадратиками“ и тем более когда сидишь перед классом, когда можно установить своего рода энергообмен».
При этом Михаил отметил и положительные стороны гибридного обучения. Например, учащиеся лицея, которым он преподаёт, часто демонстрируют самоорганизацию и взаимопомощь: самостоятельно с помощью планшетов транслируют лекции одноклассникам, которые находятся в самоизоляции. А ещё цифровые способы взаимодействия помогают тем ребятам, которым сложно говорить перед классом — как очно, так и онлайн. С теми, кто поделился такой проблемой, учитель договорился, чтобы вместо устных ответов они писали в чат:
«Если я сижу перед компьютером, если целиком онлайн, то я успеваю и смотреть, что мне в чат пишут, и слушать, что мне говорят. Но когда я в аудитории, это гораздо сложнее. Тогда надо смотреть и в презентацию, и в аудиторию, и в чат заглядывать. Но в таком случае я могу после занятия открыть этот чат распечатанный и увидеть, как человек реагировал на то, что происходит. Я вижу, что ученик был в потоке, он слышал, он работал».
Шесть основных элементов для гибридного обучения
Анна Кириченко
02 октября 2020 • 16:56
Гибридное обучение не стоит путать со смешанным. В смешанном обучении есть два компонента: обучение онлайн и обучение в классе. Но основной фокус на обучение в классе. Онлайн часть используется для асинхронных заданий или для домашней работы. Пример такого обучения – перевернутый класс.
При гибридном обучении ситуация другая, потому что одновременно есть и онлайн-обучение, и обучение в классе. Представьте себе учителя, который учит детей, находящихся с ним в аудитории, но в тоже время обучает и тех, кто присоединился к занятию онлайн. Здесь тоже есть асинхронный компонент, например, ученики могут смотреть видеозапись, если у них не было возможности присоединиться к прямой трансляции урока.
Мы не говорим сейчас о навыках и компетенциях учителя и ученика, лишь о технологиях и инструментах для организации такого стиля обучения, который позволяет проводить один и тот же урок в режиме реального времени и одновременно как для учеников, которые посещают занятия лично, так и для тех, кто подключен удаленно.
Элемент 1. Интерактивная панель ActivPanel® серии Elements
ActivInspire предоставляет гибкое программное решение, которое можно использовать не только в классе, но и для поддержки учеников на домашнем обучении.
Элемент 2. Компьютер
Promethean предлагает решение «все в одном» без кабелей, со встроенным компьютером OPS-M и Windows 10. Панели ActivPanel® серии Elements совместимы с любым другим компьютером, который учитель может использовать в классе.
Элемент 3. Приложения для зеркалирования персональных устройств
Приложение Promethean Screen Share, встроенное в ActivPanel® серии Elements, позволяет дублировать и управлять устройствами учащихся и организовать совместную работу из любой точки класса или из дома. Учитель может подключить одновременно и устройства учеников, находящихся в классе и тех, кто находится дома и управлять содержимым транслируемых экранов непосредственно с ActivPanel не нарушая санитарные требования и не снижая темп урока. Важно, что именно учитель дерижирует процессом, может добавить в комнату ожидания до 39 ученических устройств, и выводить их на экран интерактивной панели в задуманной очередности и нужном порядке от одного до четырех экранов одновременно.
Элемент 4. Подключение к интернету
Хорошее подключение к интернету необходимо для обеспечения бесперебойной работы средств совместной работы Screen Share и видеоконференцсвязи.
Элемент 5. Камера
Выбор камеры зависит от размера и планировки классной комнаты. Установите камеру на потолке класса или на определенной высоте на стене перед панелью так, чтобы учитель находился в одной плоскости с интерактивной панелью.
Элемент 6. Программное обеспечение для видеоконференции
Образовательное учреждение может выбрать необходимое программное обеспечение для видеоконференцсвязи в соответствии со своими запросами, требованиями и бюджетом. Решения Promethean совместимы со всеми из них.
Что важно для учителя, это позволяет избежать дублирования усилий при планировании уроков, поскольку одни и те же ресурсы могут использоваться независимо от того, находятся ли ученики в классе или дома.
Школы по-прежнему сталкиваются с проблемой неопределенности, а это означает, что готовность к адаптации уроков будет иметь решающее значение. За счет использования функциональных возможностей технологий решение этой проблемы станет намного проще, а учителя будут иметь инструменты для поддержки вовлеченности учащихся, где бы они ни учились.
Учитывая, что возврат к дистанционному обучению произойдет в очень короткие сроки, такая гибкость использования программного обеспечения не только сэкономит время, но и обеспечит непрерывность обучения.
О техниках коммуникации и интерактивного взаимодействия в условиях гибридного обучения можно узнать навидеовстрече со старшим консультантом по образованию Promethean Инной Стивенс 8 октября в 16.00 Регистрируйтесь!
Доктор Джон Коллик: «Гибридное обучение изменит образование будущего»
Джон Коллик (Dr John Collick)
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, заставляет радикально переосмыслить ряд подходов к преподаванию. На глобальном уровне становятся востребованными новые формы занятий — проектное обучение, ориентированное на учеников и гибридный формат работы, когда часть занятий проходит в классе, а часть — онлайн. Доктор Джон Коллик (John Collick), глава департамента Стратегии Образования Promethean, рассказывает, почему за гибридным обучением будущее, чем педагогу помогут открытия нейробиологии, и какие навыки требуется развивать у современных учеников.
Образование в условиях катастрофы
В коронакризис школы всего мира оказались в положении, когда ученики и учителя внезапно оказались в изоляции. Меры, которые в этом случае применяли правительства, можно охарактеризовать как дистанционное обучение в чрезвычайных ситуациях. Оказалось, во всем мире только 14 процентов населения мира имеют доступ к широкополосной связи, и 44 процента— подключение к Интернету. Выйти в Сеть не могла, как правило, самая бедная часть населения — это люди, которые живут в отдаленных или маргинализированных сообществах.
Богатые страны с разной степенью успеха перешли к онлайн-обучению. Там, где не было адекватной инфраструктуры, ограничились только образовательными передачами по телевидению и радио, которые рекомендовалось смотреть школьникам. У трансляций гораздо большая аудитория, чем у уроков, загруженных в Интернет, однако у ТВ-формата обучения есть один большой недостаток: ученикам доступны только лекции преподавателей и ничего больше. Это очень негибкий подход, хотя он и имеет свои преимущества — контент становится доступным всему населению.
Гибридное обучение — главный тренд
Сейчас онлайн-образование движется в сторону проектной работы и обучения, ориентированного на ребенка. Это более гибкое решение, потому что формат становится разнообразнее. Но есть и опасность, что в конечном итоге этот подход — удел избранных. Ведь даже в состоятельных семьях может быть только один компьютер, и если его делят несколько детей, им будет сложно получить полный доступ к занятиям и материалам.
Когда мы смотрим в будущее, становится ясно, что нам нужен системный и устойчивый подход, который справится с любыми непредвиденными обстоятельствами. И им может стать гибридное обучение.
Под гибридной системой обучения мы подразумеваем решение, которое позволяет параллельно получать образование как в классе, так и в формате онлайн. У вас может быть половина класса в школе, в то время как остальные дети находятся в изоляции. Однако это не является помехой — все учатся вместе.
Нейробиология в помощь
В создании методик гибридного обучение помогает нейронаука. Например, одно из ее открытий заключается в том, что оптимальное окно активного познания обычно длится около десяти минут. Это означает, что мы лучше всего понимаем и учимся в десятиминутные отрезки, после которых концентрация ухудшается.
На то есть веская причина. Когда первые люди жили во враждебной среде, это гарантировало, что их внимание никогда не будет слишком поглощено чем-то одним надолго. Иначе шансы попасться в лапы хищника увеличивались.
Мы унаследовали этот паттерн от наших предков, и в моменты усталости или стресса наше окно познания тоже сокращается. Способность мозга обрабатывать информацию ухудшается и тогда, когда мы продолжаем десятиминутную сессию познания без перерыва на отдых.
Это одно из открытий, которое, например, помогает при подготовке учебного видеоконтента для удаленной части занятий.
Два навыка будущего
Современные ученики становятся более самостоятельными и думающими, и задача преподавателей — развить у детей два фундаментальных навыка: критическое мышление и self-менеджмент.
Существует ряд методов, которые можно использовать для раскрытия этих компетенций. Метод «Сократовских вопросов» развивает у учеников навыки рассуждения, обучая их формулировать хорошо продуманные вопросы и ответы. Когда дети сами объясняют какую-то тему, проводят самопрезентации, учитель лучше понимает то, как они пришли к выводам, и какую аргументацию использовали. Детей можно увлечь дискуссией и на онлайн-занятиях, это хороший способ заставить их дисциплинировать свою мысль.
Если вы хотите узнать больше о гибридном обучении и о том, как развивать самоорганизацию у детей и подростков, приглашаем Вас 29 апреля в 16.00 на вебинар «Гибридное обучение: устойчивые решения, практики, нейронаука».
Разработка гибридного обучения: советы и лучшие практики
Гибридное обучение сочетает формальное обучение с неформальным и экспериментальным обучением. Такое обучение должно обеспечивать правильную комбинацию учебных ресурсов и методов (например, асинхронные модули электронного обучения, видео, моделирование, вспомогательные средства в дополнение к взаимодействию с преподавателями или виртуальными наставниками) для достижения учебных результатов.
Говоря о том, что курс будет следовать гибридной модели обучения, обычно подразумевается, что ученик может участвовать в занятии лично в один день и онлайн на следующий. Или одни ученики могут участвовать лично, а другие – онлайн. И результат обучения будет тот же.
Гибридное обучение можно сравнить с гибридным автомобилем, когда водитель может выбрать, как ему ехать сегодня – с использованием бензина или электричества, или даже их комбинации, но результатом всегда будет движение.
Конечно, чаще всего местные ученики посещают занятия лично, а другие – дистанционно, поэтому крайне важно, чтобы гибридный курс обеспечивал одинаковое качество обучения для обеих категорий. По сути, гибридное обучение требует, чтобы преподаватели эффективно предоставляли материал двумя разными способами одновременно.
Кроме того, когда у учеников есть выбор, они не всегда выбирают режим, который будет определять приоритетность их обучения. Например, нетрудно представить себе учащегося в аудитории, который предпочитает поспать с утра, потому что знает, что занятие записывается. Таким образом, цель должна состоять в том, чтобы как в аудитории, так и в удаленном режиме получить максимально возможное качество обучения.
Разработка гибридного обучения
В основе дизайна любого курса должен лежать четкий набор учебных целей. Если вы нуждаетесь в эффективном обучении внутри вашей компании, имеет смысл вывести учебные цели из бизнес-целей.
Чего вы хотите добиться от своих сотрудников? Чему они должны научиться, прежде чем достичь этого? Какое поведение они должны выработать, чтобы добиться успеха в своих ролях? В каких областях их эффективность не соответствует требованиям?
Советы по эффективному проведению гибридного учебного курса
Когда у вас есть твердые фундаментальные цели, вы можете приступить к решению проблем, связанных с гибридным обучением. Трудность вовлечения в занятия как очных, так и дистанционных учеников, а также поддержания качества между этими режимами может быть решена с помощью методов, описанных ниже. Эти шаги представляют собой передовой опыт для преподавателей, использующих гибридную или удаленную среду обучения.
Сознательное общение
Четкая речь – это фундаментальная часть занятий, но она еще более важна, когда задействованы камеры и микрофоны. Допустим, ученик задает вопрос в аудитории, но он говорит слишком тихо, чтобы его услышали удаленные ученики. Преподаватель может помочь онлайн-учащимся не отвлекаться от лекции, четко повторяя вопрос, прежде чем на него ответят. Четкое повествование помогает ученикам оставаться настроенными и сосредоточенными, в том числе и тем, кто участвует дистанционно.
Опрос
Вопросы стимулируют размышления и вовлеченность, а интерактивные инструменты опроса, которые запрашивают обратную связь от учащихся во время занятий, могут активизировать каждого ученика.
Это не только помогает учащимся обратить внимание, но и позволяет преподавателю получить четкую обратную связь о том, когда корректировать курс, если определенный материал непонятен и нуждается в разъяснении.
Обсуждения в малых группах
Широкое распространение надежной видео-конференц-связи значительно повысило эффективность гибридного обучения. Многие платформы поддерживают дискуссионные комнаты, где могут проходить обсуждения в небольших группах, не уступающие таковым в аудитории.
Интеграция опыта
Вы можете спланировать онлайн-взаимодействие и личное общение таким образом, чтобы они поддерживали друг друга. Например, назначьте сложные и увлекательные задания для онлайн-обучения, а затем обсудите их лично, задавая вопросы. Если вы поощряете онлайн-обсуждения, упомяните их в классе, чтобы подтвердить их ценность.
Учебный подход, ориентированный на учащихся
В гибридной модели поощряйте учащихся контролировать свое обучение. Начните с предоставления ученикам возможности выбирать, как им взаимодействовать с контентом. Затем предложите им следить за своим обучением. Онлайн-составляющую гибридного обучения помогут отслеживать современные платформы управления обучением, например, АнтиТренинги, Moodle LMS. Раздел аналитики сервисов позволит контролировать успеваемость учеников и улучшать качество учебных материалов.
Поддержка успехов учеников
В гибридном обучении учащиеся должны быть более самостоятельными. Установите четкие ожидания и создайте поддержку для самостоятельного обучения, например, поощряйте учеников планировать, проверять свое понимание, изучать больше по мере необходимости и размышлять над своим обучением.
Чтобы еще больше поддержать их успех, помогите им использовать инструменты, проведя сеанс ознакомления с технологиями, чтобы узнать, как их использовать и куда обращаться за помощью.
Такой подход может не только помочь сохранить мотивацию учащихся, но и сформировать важный навык на протяжении всей жизни: самоуправление.
Заключение
Гибридное обучение означает одновременное обучение учеников очно, непосредственно в аудитории и с помощью онлайн-инструментов (сервисов для видеоконференций, LMS). Гибридные группы сильно различаются в зависимости от преподаваемого предмета и потребностей учащихся.
Одним из самых больших преимуществ гибридного учебного курса является гибкость проведения. Ученики могут очно познакомиться с основными концепциями темы, которые требуют дополнительного объяснения, и получить практический опыт в специально оборудованных лабораториях или классах. А также дистанционно повторить и закрепить полученные знания, пройти тестирование и выполнить тренировочные задания. Все это возможно благодаря современным LMS-системам, которые позволяют не только хранить все учебные материалы в одном месте, но и максимально автоматизировать процесс предоставления обучения: от выполнения домашних заданий к урокам до получения сертификата о завершении обучения.
«Мы даже благодарны этой ситуации. Гибридная модель – один из вариантов развития школы»
Татьяна Малинникова
Директор лицея № 4 города Дмитров, Московская область.
Жизнь после дистанта
Самая большая сложность – «развести потоки» на входе в школу и переменах. Для нас было непросто составить настолько гибкое расписание, потому что по проекту здания рассчитаны на 825 детей, а по факту – их вдвое больше. Да, мы, как все, используем разные входы и разное время для каждой параллели, но есть и уникальное решение: в Дмитрове введен плавающий выходной. То есть, пятые классы отдыхают в субботу и воскресенье, как и начальная школа. Шестые – в воскресенье и понедельник, седьмые – воскресенье и вторник, и так далее. У старших классов мы ввели пары, как у студентов: это тоже помогло уменьшить их перемещения по школе.
Мы даже благодарны этой ситуации, потому что попробовали ту идею гибридной модели, которую хотели «примерить» всегда. У нас был опыт работы в дистанте, потому что мы базовая школа для обучения детей-инвалидов, но интересно опробовать эту модель со всеми старшими параллелями. Понятно, что мы не рискуем с предмета основной образовательной программы, но в будущем – возможно, это один из вариантов развития школы.
Так делают в мире, и вот эта возможность сравнивать, привычка следить за тем, что происходит не только у нас в стране, изучать и анализировать источники – то, за что я благодарна магистратуре «Управление образованием». За первый же год учебы я стала по-другому воспринимать многие вещи. Прежде всего – научилась быть внимательной к аналитике: поняла, что это важнейшая часть педагогической деятельности. Все, что мы делаем в школе, должно быть построено на правильной интерпретации данных и «научном подходе». Сравнение с опытом других, анализ, рефлексия – то, что помогает уйти от рутины.
А еще на программе я встретила ЛЮДЕЙ. Друзей, единомышленников, потрясающих Учителей. И понимание, что развитие — это жизнь, а учеба в Вышке — это развитие!
Мы очень рады, что учебный год начался очно, потому что любые технологии не могут заменить живое общение с учителем и друг с другом. Тем не менее, мы понимаем, что эпидемиологические риски сохраняются. Поэтому надо искать решения, не всегда стандартные, чтобы их минимизировать. Например, мы разработали алгоритмы на случай, если отдельный класс уходит на карантин. Нужен оперативный переход, чтобы учитель смог один урок вести «вживую», на другой сразу переключаться на дистант, затем возвращаться в офлайн, и так далее. Возможность быстро реагировать на ситуацию – то, что должна показывать и административная команда.
Умение оперативно принимать решения, анализируя многие данные – то, что я получила на программе «Управление образованием». Сейчас это требуется постоянно: даже чтобы развести потоки детей во времени – нужно менять нагрузку педагогов, исходя из многих факторов – от количества классов до нового уровня сложности. Тем более сложная задача – если будет сочетаться онлайн и офлайн для разных классов: нужно быстро решать, какие учителя где нужнее, кто эффективнее в каком формате, кого кем можно или нельзя заменить. Для любых кадровых решений, чтобы они были полезны для детей, надо уметь анализировать.
Не кризис, а толчок к развитию
У нас некоммерческая школа – до недавнего времени проект дотировался учредителем. Но в связи с пандемией основной бизнес учредителя просел, в связи с этим финансирование школы приостановлено. Мы оказались в непростом положении, но это дало нам толчок к развитию.
Дополнительные программы начались с летних школ «Едем на дачу!». Мы провели несколько: для подростков из самого Павловска, Пушкина, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Занимались спортом, возили на экскурсии, приглашали носителей английского для занятий, и, конечно, была печёная картошка и общение у костра. Это оказалось очень востребовано: летние лагеря были закрыты, а инфраструктура Горчаковки, рассчитанная на маленькие классы, идеально подошла под санитарные нормы. Теперь сезонных школ будет много — и осенние, и зимние, и весенние, и нацелены они будут на разные возрастные группы: познавательные занятия для детей 10-11 лет, командные проекты, построенные на общении — для 13-15 лет. Мы нащупали успешный формат и будем двигаться в этом направлении.
Магистерская программа «Управление образованием» заканчивает прием документов: у тех, кто хочет поступить, осталось несколько дней. Подробности здесь.