гигиеническое обучение и воспитание населения значение цели задачи основные принципы
Методика гигиенического воспитания
План
1. Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения.
2. Методы гигиенического обучения и воспитания населения:
3. Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно-информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы и др. Методические требования, предъявляемые к ним ( см.практическое занятие)
4. Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые.
5. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность
1. Роль и задача гигиенического обучения и воспитания населения заключается в комплексе мероприятий по охране здоровья населения
Основные направления деятельности по гигиеническому обучению и воспитанию являются:
— информационное направление или пропаганда здорового образа жизни, которые призваны обеспечить доступной, легко понимаемой и высокого качества информацией любого нуждающегося в ней;
— образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;
— координация деятельности различных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
Ближайшей целью гигиенического обучения и воспитания и профилактики заболеваний является преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения области по основным его показателям, снижение распространенности негативных факторов риска и уменьшение их влияния на человека.
Для этого необходимо:
— формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их медико-гигиеническими знаниями;
— создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью;
— вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
Основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:
— снижение распространенности табакокурения;
— увеличение физической активности;
— улучшение качества питания;
— соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;
— смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни;
— снижение потребления алкоголя;
— профилактика употребления наркотиков и наркотических средств.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует включать гигиеническое воспитание в качестве обязательного компонента в планирование и осуществление любой деятельности по охране здоровья населения.
— принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе;
Совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению это и есть «методы и средства гигиенического воспитания».
В санитарном просвещении различают следующие формы гигиенического воспитания: метод индивидуального воздействия, метод воздействия на группу лиц, метод массового воздействия.
Гигиеническое воспитание и образование
Правовое обеспечение гигиенического воспитания населения и обучения
« Основы законодательства Российский Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 г.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
Статья 36. ч. 1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательно, направлено на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.
ч. 2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Статья 55. За нарушения санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Невыполнение требований по гигиеническому обучению и воспитанию должностных лиц и работников влечет применение мер ответственности, налагаемой на граждан, должностных и юридических лиц.
Основные документы, регламентирующие порядок проведения гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций:
— Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
— Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 11,29,34,36);
— Приказ Минздрава России от 14.04.2000. № 122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов», зарегистрирован Минюстом России 24.04.2000 г. рег. № 2199;
— Приказ Минздрава России от 29.06.2000. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», зарегистрирован Минюстом России 20.07.2000 г. рег. № 2321;
— Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 г. № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»;
Личная медицинская книжка выдается должностным лицам и работникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Оформление и регистрация личных медицинских книжек осуществляется в г. Нальчике только в ФБУЗ «ЦГ и Э в КБР». Личная медицинская книжка является документом строгой отчетности, защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «В» и свободной продаже не подлежит. Личная медицинская книжка, заверенная подписью другой организации, является недействительной.
3) допустивших при осуществлении профессиональной деятельности нарушения действующего санитарного законодательства.
Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций проводится также непосредственно в организациях, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее 12 человек в группе) по заявлению руководителя организации. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится только, при наличии сведения о профилактических прививках и заключения врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования и сведений о профилактических прививках. Результат аттестации по профессиональной гигиенической подготовке подтверждается штампом ФБУЗ «ЦГ и Э в КБР» и квадратной голограммой.
Аттестация должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в форме собеседования или тестового контроля. При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Не аттестованные должностные лица и работники организаций направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через 1 неделю. В случае повторных неудовлетворительных результатов аттестации ФБУЗ «ЦГ и Э в КБР» уведомляет об этом руководителей организаций, работники которых не прошли аттестацию.
Гигиеническое воспитание и образование
В Федеральном Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан определено как одна из главных составляющих комплекса организуемых и проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Законом также установлен обязательный характер гигиенического воспитания и обучения граждан с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний и распространения знаний о здоровом образе жизни.
Наиболее актуальным и эффективным направлением гигиенического воспитания и образования является профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, воспитанием и обучением детей, от уровня санитарной культуры которых, соблюдения ими требований соответствующих санитарных правил и гигиенических нормативов зависит здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие всего населения.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005г. № 402 личные медицинские книжки выдаются центрами гигиены и эпидемиологии. Этим же приказом утверждена форма личной медицинской книжки. Обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками личных медицинских книжек и голографическими марками к ним осуществляется ФГУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза».
Приобретенные в других местах личные медицинские книжки оформлению не подлежат.
В соответствии со ст. 212, 213 ТК РФ приобретение личных медицинских книжек и прохождение профессиональной гигиенической подготовки должно осуществляться за счет средств работодателя.
Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовкой и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержден Приказом МЗ РФ № 229 от 29.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ регистрационный № 2321 от 20.07.2000г.).
Руководствуясь письмом Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» (а также его филиалы) осуществляют профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию обязательных контингентов следующих профессий:
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится на базе:
и непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещения.
Обучение проводится на основании заявлений ЮЛ, ИП, заключенных с ними договоров, после оплаты в установленных законодательством случаях услуг за проведение гигиенического обучения, оформление, выдачу и учет личных медицинских книжек согласно прейскуранту цен.
О гигиеническом обучении населения
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, в числе важнейших задач совершенствования системы охраны здоровья населения, предусматривает такие меры, как:
— пропаганда и формирование здорового образа жизни, повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;
— разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;
— формирование культуры здорового питания населения;
— обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;
— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Реализация почти всех этих вопросов (в частности: пропаганда и формирование здорового образа жизни; формирование культуры здорового питания; повышение ответственности работодателя и населения за свое здоровье и здоровье работников; реализация программ по профилактике алкоголизма и табакокурения) возможна в процессе гигиенического воспитания и обучения населения, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который относит его к мерам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 2, 5, 6).
Статья 29 вышеназванного Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний предусматривает обязательное выполнение ряда мероприятий, в том числе проведение медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Порядок проведения, перечень контингентов, сроки проведения профилактических прививок регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 г. № 125н «Об утверждении национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показателям.
Регламентирующим документом, утверждающим порядок прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, частоту проведения, перечень обязательных врачей-специалистов, виды медицинских исследований при медосмотре, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Проводить медицинские осмотры и профилактические прививки имеют право медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на данный вид медицинской деятельности.
Гигиеническое воспитание и обучение граждан предусмотрены ст. 36 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, обязательны для граждан, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни и осуществляются:
— в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;
— при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях;
— при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Периодичность, порядок и формы проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, как части гигиенического обучения и воспитания, утверждены ПриказомМинистерства Здравоохранения РФ от 29.06.2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее должностные лица и работники организаций), обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, обозначен инструктивным письмом Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196–0-117 «О направлении перечня профессий».
Вышеназванный Приказ МЗ РФ от 29.06.2000 г. № 229 предусматривает проведение профессиональной гигиенической подготовки:
— по 6 – 12 часовым дифференцированным программам; по очной форме обучения (для должностных лиц и работников организаций, впервые устраивающихся на работу и лиц не прошедших очередную аттестацию), очно-заочной форме обучения (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов, очная часть составляет не менее 4 часов); заочной форме обучения (самостоятельная подготовка по предлагаемым методическим материалам).
Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится после внесения в личную медицинскую книжку результатов медицинских осмотров и вышеназванным Приказом МЗ РФ от 29.06.2000 г. № 229 возложена на центры гигиены и эпидемиологии – в Кемеровской области – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» и его филиалы на местах.
Результаты проведенных предварительных и периодических медицинских освидетельствований (осмотров), положительной гигиенической аттестации, сведения о полученных прививках подлежат обязательному внесению в личные медицинские книжки (ст. 34 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; приказы Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 г. № 229; от 12.04.2011 г. № 302н; приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 г. № 402).
Положительный результат гигиенической аттестации вносится в личную медицинскую книжку штампом «АТТЕСТОВАН» с аббревиатурой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Кемеровской области» (ФБУЗ «ЦГиЭКО») или его филиала (ФФБУЗ «ЦГиЭКО») и защищается квадратным номерным голографическим знаком с символикой «Роспотребнадзор».
Лица, отказывающиеся от медицинских осмотров, не прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию к работе не допускаются.
Ответственность за медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников вышеназванных организаций возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (работодателя) и влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации; ст. 13.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики
Гигиеническое воспитание – это комплексная просветительная, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.
В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:
1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.
2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.
3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.
4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.
5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.
6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.
7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.
Методы гигиенического обучения и воспитания:
· Методы индивидуального воздействия – это личная беседа, индивидуальный инструктаж, индивидуальная консультация, телефонная служба, личная корреспонденция. Самым доступным является индивидуальное воздействие. Каждый врач во время приема пациента проводит консультационную работу, рассказывая об особенностях заболевания, о лечении и профилактике. Эта работа наиболее эффективна и индивидуальна, так как сам пациент заинтересован и ориентирован на здоровье. Однако, данный метод наиболее трудоемкий.
· Метод воздействия на группу. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью широкого использования практического обучения, наглядных и печатных средств информации; передача информации, как правило, односторонняя. К ним относятся: лекция, групповая беседа, дискуссия, курсовое гигиеническое обучение, курсовая гигиеническая подготовка.
· Методы массовой коммуникации направлены на формирование общественного мнения в отношении здоровья. Оценка эффективности затруднена, поскольку отсутствует полный контакт и не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это – СМИ (телевидение, радио, печать, интернет), форум, выставка.
Для реализации методов гигиенического воспитания используются многочисленные средства.
· Демонстрационные и обучающие средства:
— натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, целебные травы, продукты питания)
— искусственные предметы (муляжи, модели)
— обучающие и проверочные технические средства
— учебная панель, автоматический справочный информатор.
2. Речевые и изобразительные средства: лекция, памятка, книги, журналы, газеты, плакат, листовка, брошюра, картинки для раскрашивания для детей.
3. Аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись,плакат.
4. Малые формы: наклейки, аппликации, почтовые марки, календари.
5. Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки, которые используются при проведении массовых кампаний.
С учетом способов передачи информации выделяют методы:
· Комбинация этих методов.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» согласно Приказу Минздрава России с 1.12.2009 в России организованы и работают центры здоровья.
Создание ЦЗ – это новое направление профилактической работы. ЦЗ рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению здорового образа жизни. В эти центры можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по формированию ЗОЖ.
Структура ЦЗ утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр. В структуру ЦЗ рекомендуется включать:
— кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике
— кабинет медицинской профилактики
— кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе
— кабинеты инструментального и лабораторного обследования
Главный принцип работы ЦЗ – использование экспресс методов диагностики. Комплексное обследование включает:
— измерение роста и веса
-оценка уровня психофизиологического и соматического здоровья
— скрининг сердца компьютеризированный
-ангиологический скрининг с измерением САД
— экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови
— оценка дыхательной системы
В конце обследования врач дает прогноз состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную программу по ЗОЖ. Если выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач рекомендует обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики наблюдения и лечения.
ЦЗ создается из расчета: 1 на 200 000 населения.