гипноз для стирания памяти
Гипноз для стирания памяти
Хотите забыть неприятное воспоминание? Желаете забыть человека? Есть потребность стереть из памяти информацию или события? Хотите расстаться с мучительными психотравмирующими воспоминаниями, мыслями, чувствами из прошлого?
Научные исследования в развитии памяти и других способностей гипнозом были успешно реализованы В.Л. Райковым. Статья «О возможности улучшения запоминания в гипнозе».
Однако полезным бывает не только умение хорошо запоминать, но и умение забывать. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» — писал академик А.Р. Лурия. Совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета — река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение — кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.
Некоторым людям многое из того, что они пережили, хотелось бы забыть навсегда (терракты, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у ветеранов локальных войн и гражданских лиц (включая травмы сексуального насилия, последствия нападений, аварий, пожаров, техногенных катастроф и стихийных бедствий, случаи острого горя (синдром утраты) ). Негативные воспоминания отягощают жизнь во всех её проявлениях. Психотравмирующие воспоминания создают различные зажимы в теле и болезни, заставляют людей постоянно мысленно возвращаться в прошлое в конкретные эпизоды жизни, когда было плохо и неприятно, испытывать при этом злость, обиду, разочарование, страх и другие виды негативных эмоций.
Факторы, влияющие на психику и приводящие к ее расстройству, могут иметь как острый, так и слабый, «вялотекущий» характер. Среди психотравмирующих факторов, в частности, выделяют:
Возможно многие видели в фантастических книгах и фильмах («Вечное сияние чистого разума», «Люди в черном» и др.) «стирания памяти» определенных событий. Проблема искусственного забывания связана с необходимостью помочь людям, страдающим от негативных психотравмирующих воспоминаний. Наилучшим способом стирания негативных воспоминаний, чувств и эмоций является гипноз. Принципы психокоррекции психотравмирующих и негативных воспоминаний гипнозом основаны на определенных принципах. У каждого из нас есть врожденный физиологический механизм переработки информации, который удерживает наше душевное здоровье на оптимальном уровне. Наша естественная внутренняя система переработки информации организована таким образом, что это позволяет ей восстанавливать душевное здоровье так же, как тело естественно выздоравливает после травмы. Так, например, если вы порежете себе руку, то силы организма будут направлена на то, чтобы рана зажила. Если что-то препятствует такому исцелению — какой-либо внешний объект или повторная травма, — рана начинает гноиться и вызывает боль. Если устранить препятствие, исцеление будет завершено. Равновесие нашей естественной системы переработки информации на нейрофизиологическом уровне может нарушиться во время травмы или стресса, возникающих в процессе нашей жизни. Таким образом блокируется естественная тенденция информационно-перерабатывающей системы мозга обеспечивать состояние душевного здоровья. В результате возникают различные психологические проблемы, поскольку психологические проблемы являются результатом накопленной в нервной системе негативной травматической информации. Ключом к психологическим изменениям является способность производить необходимую переработку информации и наилучшим методом является гипноз.
Гипнотизер активизирует внутренний механизм переработки травматических воспоминаний в нервной системе, включает эмоциональную память, все ощущения негативных событий в памяти. По мере трансформирования травматической информации происходит сопутствующее изменение в мышлении, поведении, эмоциях, ощущениях, визуальных образах человека. С помощью гипноза травматическая информация становится доступной, перерабатывается и адаптивным образом разрешается. Негативные эмоции и чувства перерабатываются до постепенного ослабления, при этом происходит своего рода обучение, помогающее интегрировать эти эмоции и использовать их в дальнейшем в конструктивном для человека ключе.
Гипнологом Денисом Борисевичем в техниках классического гипноза с научным и творческим подходом проводиться успешная гипнокоррекция психотравмирующих воспоминаний, стирание и переработка негативного жизненного опыта из памяти. Происходит изменение отношения к жизненному опыту, человек становиться свободным и ощущает себя сильнее.
Смотреть видео стирания неприятных воспоминаний, событий прошлого (из памяти) гипнозом:
Опыт предварительного обучения в Онлайн школе методам самовнушения и саморегуляции по авторским онлайн курсам: Основы самовнушения и Психосоматика, показывает значительное сокращение количества сеансов гипноза в решение многих запросов, поскольку клиент усиливает и потенцирует гипнокоррекцию высокоэффективными приемами самовнушения и саморегуляции между сеансами гипноза.
Для проведения сеанса гипноза, нужно написать подробный запрос на странице: КОНТАКТЫ
Обязательные квалификационные видеоматериалы гипнолога Дениса Борисевича смотрите на странице: ГИПНОЗ ВИДЕО
Отзывы о работе гипнолога Дениса Борисевича смотрите на странице: ОТЗЫВЫ
Для самостоятельной помощи себе методами самовнушения и самогипноза смотрите ОНЛАЙН КУРСЫ
Желаю Вам быть здоровыми, с хорошим настроением и прекрасным самочувствием!
7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи
Специалисты Дневного Стационара советуют: 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.
Чем это полезно? Когда Вы записываете свои мысли, различные ситуации, а возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть некоторые ситуации под другим углом. Удачи.
2. Приготовьте блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов, украсьте его и насладитесь им
Известный факт, когда человек нервничает он зачастую склонен «заедать проблемы». Но если это будет здоровая еда или новое блюдо с тщательно подобранными ингредиентами, аккуратно приготовленная и красиво поданная на стол, это может послужить огромным источником позитивных эмоций и познания новых вкусов и оттенков.
3. Релаксация и дыхание
4. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще
Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.
5. Остановите поток мыслей
Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться щелкните пальцами и скажите «Стоп! Я подумаю об этом позже!». Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли, постарайтесь переключить внимание на что-то другое – смените вид деятельности.
Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д. Это время, когда Вы честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие.
7. Мой способ борьбы со стрессом
Позвольте себе испытать как классические методы борьбы со стрессом, так и прислушаться к себе и найти свой личный и эффективный способ снятия неприятного внутреннего напряжение – занятия спортом под приятную музыку, чашка ароматного кофе или чая, беседа с близким человеком или друзьями, горячая ванна или контрастный душ, здоровый сон. Возможно, это продуктивная деятельность будь то уборка, мытье посуды, шитье, вязание, наведение порядка на рабочем месте или фотоальбома, прогулка и др. Главное, чтобы этот способ был действенным и помог Вам переключить внимание с негативной ситуации на позитивный лад.
Даже маленькая позитивная мысль с утра, способна изменить весь день.
Добровольная амнезия: манипуляции с гиппокампом для удаления болезненных воспоминаний
У каждого человека есть воспоминания, которые он старается забыть. Некоторые из них просто неприятны, вызывающие грусть, стыд, страх, а некоторые могут наносить серьезный ущерб, вызывая у человека самые настоящие психические расстройства (ПТСР, тревожное расстройство и т.д.). Если бы можно было манипулировать человеческой памятью, как данными на флешке, и удалять нежелательные, то было бы проще бороться с подобными недугами. Именно об этом и пойдет речь в рассматриваемом нами сегодня исследовании, в котором ученые указывают на то, что стимуляция определенных клеток гиппокампа может помочь «стереть» одни воспоминания и сделать ярче другие. Как именно ученым это удалось, насколько сложна подобная процедура и насколько она эффективна в борьбе с заболеваниями психики? На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в докладе исследовательской группы. Поехали.
Основа исследования
Основным подопытным в данном труде является, как мы уже поняли, гиппокамп. Этот участок головного мозга человека, состоящий из 30 миллионов нейронов, отвечает за наши эмоции и за переход кратковременной памяти в долговременную. Помимо этого, гиппокамп также играет важную роль в обработке и хранении пространственной информации, что в результате приводит к формированию пространственной памяти. Этот аспект наших воспоминаний используется нами ежедневно и постоянно, а мы об этом и не задумываемся. Путь от дома до работы, лица знакомых и близких, как правильно держать вилку и т.д. — это все кусочки нашей пространственной памяти. Проще говоря, ее формирует все, что нас окружает.
Еще одной важной задачей гиппокампа является, как бы это странно не звучало, забывание. Именно в этом отделе мозга информация получает статус важной и сохраняется или неважной и забывается. Однако оценить по каким критериям осуществляется выборка ученые пока не могут ответить точно.
С возрастом активность гиппокампа и обновление его нейронов замедляется, именно потому уменьшение гиппокампа является одним из ярких симптомов болезни Альцгеймера.
Ученые указывают на ранее проводившиеся исследования, в которых было доказано, что разные домены (участки) гиппокампа отвечают за разные эмоции и воспоминания: дорсальные — пространственная и временная память и контекстная информация; вентральные — реакция на стресс, тревогу и эмоциональное состояние в целом.
Следовательно, если каким-то образом заполучить контроль над этими конкретными доменами, то можно изменить механизм их работы. Ранее уже проводились опыты с оптической манипуляцией клеток дорсального региона гиппокампа, позволившие управлять поведенческой экспрессией позитивных и негативных воспоминаний. Однако пока остается неизвестно будут ли иметь подобный эффект манипуляции с вентральными доменами гиппокампа.
Помимо этого исследователи отмечают важность поисков механизма взаимосвязи воспоминаний, сохраненных гиппокампом, и поведением человека. Ибо именно от того, как и почему именно та или иная информация обрабатывается (вызывается из архивов памяти, так сказать), и зависит проявление стрессов, тревоги, посттравматического расстройства и даже депрессий.
Результаты исследования
Для начала необходимо было определить какие участки гиппокампа на что и в какой степени реагируют.
Изображение №1
Для этого ученые применили индуцибельную* вирусную смесь AAV9-c-Fos-tTA и AAV9-TRE-eYFP, которую ввели в дорсальную или в вентральную зубчатую фасцию* гиппокампа мыши (самец). Эта смесь помечала нейроны зубчатой фасции, которые экспрессировали ген c-Fos в зависимости от доксициклина (Dox). В этот момент подопытные мыши наблюдали перед собой нейтральную обстановку, то есть они находились в спокойном состоянии и никаких внешних стрессов или поощрений не применялось (1А и 1B).
Индуцибельный* — фермент, который не вырабатывается клеткой, пока его синтез не индуцируется (активируется) его собственным субстратом или другим близкородственным соединением.
Зубчатая фасция* (зубчатая извилина) — зазубренная извилина, расположенная в глубине борозды гиппокампа и переходящая в ленточную извилину.
У мышей без Dox во время изучения окружающей информации увеличивалась экспрессия eYFP (т.е. eYFP+) в дорсальной и вентральной зубчатых фасциях, в отличие от контрольной группы испытуемых с Dox (1G, 1H, 1J и 1K).
На второй день у мышей наблюдалось значительное увеличение числа клеток eYFP+ и c-Fos+ именно в дорсальной части, а не в вентральной (1C—1F, 1I и 1L). Это подтверждает важность дорсального домена гиппокампа в процессе распознавания окружающей обстановки.
Далее ученые решили проверить активность клеток зубчатых извилин во время формирования страха и во время воспроизведения воспоминаний, связанных с ним, на следующий день.
Испытуемые мыши, как и в предыдущем тесте, получили укол вирусной смеси, потом им перестали давать Dox. Через 48 часов после этого мышей поместили в камеры, где к ним применялись 4 слабых разряда электрического тока (через пол камеры) с временным промежутком в 180 секунд. После этого мышей вернули в камеры с нейтральной обстановкой и вновь начали давать доксициклин (Dox).
На следующий день этих мышей опять поместили в шоковые камеры (при этом разряды уже не применялись) для воспроизведения чувства страха у них (2А и 2В).
Изображение №2
Данные мозга были собраны спустя 90 минут пребывания мышей в камере, после чего ученые смогли оценить число клеток eYFP и c-Fos в дорсальной и вентральной зубчатых извилинах.
Как и ожидалось, в обоих участках гиппокампа (дорсальном и вентральном) сильно возросла реактивация клеток (2C—2E). Это объясняется тем, что оба эти участка играют роль в формировании воспоминаний, связанных с определенными эмоциями.
Промежуточный итог таков: клетки зубчатых извилин в дорсальной области реактивируются после пребывания мышей в нейтральной и в стрессовой обстановке; а вот клетки из вентральной области реактивируются исключительно после стрессовой.
В следующем этапе исследования ученые поставили перед собой задачу выяснить будет ли точная оптогенетическая* активация клеток вдоль продольной оси гиппокампа влиять на поведение, связанное с аппетитом и страхом.
Оптогенетика* — метод исследования нервных клеток посредством внедрения в их мембрану опсинов (светочувствительных рецепторов), которые реагируют на свет.
Подопытным мышам в дорсальную или вентральную области ввели зависимый от активности вирусный коктейль, экспрессирующий канал-родопсин-2 (ChR2). После на месте инъекции были имплантированы оптические волокна (2F и 2H).
Применение доксициклина было прекращено для маркировки клеток, ответственных за реакцию на следующие сценарии: нейтральная обстановка; стрессовая обстановка (применение электрического тока через пол камеры) и размещение в камере самки (2G).
Ученые активировали воспоминания, связанные со страхом, через дорсальные или вентральные части гиппокампа. Это приводило к замиранию самца-подопытного, что является стандартной реакцией мышей в случае опасности (2I, 2J, 2L и 2M).
Активация воспоминаний, связанных с нахождением самки в камере, приводила к перемещению самца в тут точку камеры, где была самка. То есть самец помнил, что вчера она стояла в левом углу, например, и при активации гиппокампа он перемещался именно туда.
А вот активация воспоминаний, связанных к нейтральной обстановкой, не вызвала никакой реакции у самца-подопытного, что также вполне ожидаемо (2K и 2N).
Вышеописанные опыты и их результаты практическим путем подтверждают, что дорсальная и вентральная области гиппокампа участвуют в формировании страха и воспоминаний, связанных с ним. Управление этими участками посредством реактивации определенных клеток позволяет вызывать у подопытных поведенческую экспрессию страха. Другими словами, эти опыты подтвердили факт возможности манипулировать воспоминаниями и эмоциями посредством управления гиппокампом.
Наконец, исследователи приступили к экспериментам, которые должны были ответить на вопрос — можно ли внести долговременные изменения в поведение, связанное с воспоминаниями, посредством внешнего воздействия.
Все подопытные сначала прошли этап со стрессовой камерой (обстановка А), после чего в камеру помещалась самка, следом была нейтральная обстановка и вновь стрессовая (обстановка В).
После проведения подготовки ученые провели процедуры реактивации клеток дорсальной и вентральной областей гиппокампа мышей (сеансы по 10 минут, 2 раза в день в течение 5 дней). Спустя еще 24 часа после реактивации был проведен поведенческий тест без применения световой стимуляции (3А).
Изображение №3
Процедура стимуляции дорсальной области у мышей, которые прошли стрессовый этап (4 разряда тока), показало значительное снижение реакции замирания (3B). А вот стимуляция вентральной области мышей, на которых воздействовали лишь одним разрядом, показала усиление реакции замирания (3С).
Дабы удостовериться, что подобные отличия в поведении подопытных не связано с работой базолатеральной миндалины, которая играет важную роль в обработке именно страха и стрессов, ученые использовали специальные рецепторы, которые активируются только на препарат DREADD. Это позволило ослабить базолатеральную миндалину во время проведения стимуляции гиппокампа (3D и 3E). За счет клозапин-N-оксида (CNO) была снижена активность cFos в hM4Di-экспрессирующих клетках, а исследуемые клетки остались нетронуты (3F и 3H).
Ученые отмечают, что хемогенетическое ингибирование обрабатывающих страх клеток базолатеральной миндалины во время стимуляции дорсальной области гиппокампа не предотвратило подавление реакции замирания (3G). То есть, клетки базолатеральной миндалины говорят мозгу, что должно быть страшно и нужно замереть на месте, но стимуляция дорсальной области гиппокампа аннулирует этот сигнал, утрировано говоря.
Самое любопытное в том, что усиление реакции замирания при стимуляции вентральной области нарушилось ввиду внедрения клеток базолатеральной миндалины (3Н). Опять же утрировано, то есть в случае вентральной области клетки базолатеральной миндалины смогли обойти стимуляцию и снизить реакцию замирания. Получается, что мы наблюдаем противоположные реакции в случае стимуляции дорсальной и вентральной областей.
Таким образом становится понятно, что влияние базолатеральной миндалины достаточно значимо, ибо ее механизм обработки страха и стрессов отличается от аналогичного в гиппокампе и является более первичным.
В отсутствие CNO подопытные, прошедшие стимуляцию клеток гиппокампа, ответственных за страх, показали реактивацию клеток в дорсальной и вентральной областях при возвращении в нейтральную обстановку (3K и 3L). Однако эти изменения были на уровне случайности, то есть весьма незначительны. При этом в группах мышей, которым стимулировали только вентральную область, наблюдалось значительное увеличение совпадения обработки страха клетками базолатеральной миндалины и активными клетками во время воспроизведения воспоминаний, связанных со страхом (3K и 3L).
В совокупности эти данные подтверждают, что реактивация клеток зубчатой извилины устойчиво изменяет нервную активность как в исследуемых клетках зубчатой извилины, так и в базолатеральной миндалине. А это говорит о том, что перепрограммировать клетки, обрабатывающие воспоминания, достаточно реально.
Для более детального ознакомления с нюансами исследования рекомендую заглянуть в доклад ученых.
Эпилог
Данное исследование не только на практике подтвердило факт того, что разные участки гиппокампа отвечают за разные, хоть и связанные между собой процессы, но и продемонстрировало реальную возможность влиять на процесс обработки воспоминаний извне.
Как я уже говорил ранее, у всех есть то, что мы были бы рады забыть. Болезненные воспоминания могут влиять на настоящее и будущее человека, в зависимости от степени болезненности, так сказать. Конечно, в случае манипуляций с памятью могут возникнуть морально-этические вопросы: должен ли человек забывать что-то; а если кто-то использует подобную методику, чтобы избежать ответственности; а если кто-то применит эту программируемую амнезию на ком-то без его согласия и т.д.
С появлением новой технологии или методики, которые вмешиваются в процессы, ранее недоступные для манипуляций, всегда вызывают много споров. Всегда будут противники и сторонники. Однако, если верным образом ограничить использование технологий, которые в дурных руках могут служить во вред, то проблем можно избежать.
Пока рано судить технологию, ибо она пока на начальном этапе. Сами же ученые не намерены останавливаться на достигнутом и будут продолжать свое исследование. По их заявлению подобная технология позволит бороться с многими психическими расстройствами, связанными с очень болезненным опытом, который многие рады забыть.
Благодарю за внимание, оставайтесь любопытствующими и хорошей всем рабочей недели, ребята.
VPS (KVM) E5-2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps до лета бесплатно при оплате на срок от полугода, заказать можно тут.
Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии
Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.
«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»
В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.
Лобные функции
Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.
«Энергизация» (Energization) или возбуждение
Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».
Исполнительные когнитивные функции
Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.
Саморегуляция поведения/эмоций
Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.
Мета-когнитивный процесс
Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.
Исполнительные функции в психиатрии
Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.
Исполнительные функции в наркологии
Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.
Исполнительные функции в неврологии
Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.
Восстановление мозга
В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.
Работа с «резервом мозга»
«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.
«Когнитивный резерв»
«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.
Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.
Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.
Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.
Оценка исполнительной функции
Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).
Виртуальная реальность
Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.
Трудности оценки исполнительных функций
Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.
Экологическая значимость нейропсихологических тестов
В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.
Импульсивность
Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.
Программы реабилитации
Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.
Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.
В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).
Рабочая память
В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.
Супервизия внимания
С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.