гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования

Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Гладкая Магдалина Сергеевна

гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования

гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования

гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования гладкая м с рельефы дмитриевского собора во владимире опыт комплексного исследования

Содержание к диссертации

2. Специфические функции коммерческих банков в переходной экономике. 85

3. Государство как регулятор становления деятельности коммерческих банков в переходной экономике. 111

Список литературы 151

Дмитриевский собор построен был в конце XII в. князем Всеволодом III Большое Гнездо в столице Владимиро-Суздальского княжества городе Владимире в качестве дворцовой церкви и посвящен святому воину Димитрию Солунскому, небесному патрону заказчика храма и покровителю Владимиро-Суздальского княжества. По возведении храма в него были помещены реликвии Димитрия Солунского, принесенные из Солуни. Одноглавый, трехнефный, трехапсидный с пониженными галереями и угловыми башнями, заключающими лестницы, ведущие на хоры, собор являл собой классический образец крестово-купольной архитектуры. Храм был расписан фресковой росписью в интерьере и покрыт на фасадах белокаменной резьбой. К настоящему времени собор лишен галерей и башен, от настенной живописи до нас дошел лишь фрагмент композиции «Страшного суда». Фасадной декорации повезло больше: белокаменная резьба сохранилась достаточно полно.

Архитектурная рельефная пластика получила исключительное развитие в искусстве Владимиро-Суздальского княжества. Появившись в белокаменном зодчестве времени правления Андрея Боголюбского, предшественника Всеволода, она последовательно развивалась почти в течение века, с середины XII до первой трети XIII века. Возникновению такого исключительного явления способствовала историческая ситуация, сложившаяся во Владимиро-Суздальском княжестве: выход Владимиро-Суздальской земли на политическую арену, ее политическая независимость от Киева и Новгорода, имперские амбиции властителей независимого княжества, тесные связи владимиро-суздальских князей с Византией и Западной Европой.

В истории весьма краткого существования владимиро-суздальского белокаменного зодчества и органически связанной с ним традиции украшения фасадов белокаменной резьбой, декорация Дмитриевского собора представляет кульминацию этого недолгого, но необычайно яркого явления художественной культуры Древней Руси. Фасадная резьба собора содержит одну из самых крупных иконографических программ, известных не только в зодчестве средневековой Руси, но и в более широком кругу

памятников рельефной пластики храмов европейской романики и ранней готики.

Среди белокаменных владимиро-суздальских храмов Дмитриевский собор отличается наибольшим великолепием своего наружного убранства. И в Успенском соборе во Владимире, и в церкви Покрова на Нерли, система декора которых лежит в русле романской традиции, несравненно меньше белокаменного декора. Помимо того, рельефная декорация храма Димитрия, по сравнению с также обильной декорацией собора Св. Георгия г. Юрьев-Польского и, тем более, по сравнению с утраченной в большом количестве резьбой суздальского Рождественского собора, более сохранна.

1 История зарубежного искусства, 1984, с.90-97.

западными соседями Руси поддерживалась женитьбой Всеволода на чешской княжне и женитьбой его сыновей на дочерях киевского, черниговского, торопецкого и галицкого князей. Замужем за князем черниговским была одна из дочерей Всеволода.

3 Попов, 1997, с.42-59. «Воронин, 1961, с.113-127.

5 Самойлова, 1998, с.373.

6 Об истории бытования иконы Димитрия Солунского см.: Попов, 1972, с.208.

7 Лимонов, 1967; Торопов, 2001, с. 132.

школы и полувековая традиция украшения храмов белокаменным декором.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств,

первоначальный резной декор Дмитриевского собора сохранился настолько, что он дает достаточно материала для осмысления его иконографической программы. Рельефы храма Св. Димитрия Солунского существенно обогащают наши знания об искусстве храмового декора данного периода.

Существует и еще одно, может быть наиболее важное, обоснование актуальности предпринятого исследования. Это продолжающееся разрушение рельефного убранства собора. Вследствие деструкции известняка по разным причинам экологии и содержания памятника, в течение XIX и XX в. произошли наиболее значительные утраты резьбы. Таким образом, сбор базовых данных по каждому рельефному изображению и каталогизация рельефов, составляющие основу данной работы, значимы и как историческая документация резного убранства собора.

9 Такой взгляд на ансамбль храмовой резьбы в разной мере присутствовал у
Ф.И.Буслаева, А.Г.Ромма, Б.А.Рыбакова, М.В.Алпатова, В.Н.Лазарева, Н.Н.Воронина,
Г.К.Вагнера.

Предполагается также проследить изменение архитектуры памятника. На протяжении своего 800-летнего существования облик храма менялся. Собственно храм и его рельефная декорация дошли до настоящего времени не в первоначальном своем виде в связи с перестройками здания, пожарами, ремонтами, разрушениями известняка естественного характера, многочисленными поновленнями и реставрациями не всегда научного плана. Это заставляет уделить в работе внимание истории сложения современного архитектурного облика здания и современного ансамбля белокаменной пластики, что составит предмет первой главы диссертации.

По причине неоднородности резьбы первоочередной задачей исследования становится выделение аутентичного декора из ныне разновременного рельефного ансамбля. Для выявления аутентичного декора необходимо проследить изменения первоначальной композиции и состава рельефного ансамбля. Этому вопросу будет посвящена вторая глава диссертационной работы.

Замыкает исследование глава, посвященная осмыслению содержания рельефного текста. Эта часть диссертации предполагает анализ никогда ранее не затрагиваемых исследователями вопросов композиционной структуры декорирования фасадов, а также системы его прочтения.

Для достижения поставленных в диссертации задач используется индуктивный подход к изучению рельефного комплекса, всесторонний анализ изобразительных средств и метод контекстной семантики.

Индуктивный подход, путь от частного к общему, в диссертационной работе берется в качестве основополагающего метода при всестороннем исследовании пластического ансамбля. Базой для этого и, в особенности, для выявления художественных особенностей резьбы и манер ее исполнения является сбор материальных данных.

Для решения задачи выделения аутентичного декора предполагается, в первую очередь, пользоваться стилистическим анализом, который позволит выявить разносторонние характеристики трактовки первоначальной резьбы. В этих же целях привлекается история строительства храма, отраженная в литературе и архивных документах.

Иконографический анализ резных изображений и идентификация отдельных мотивов и сюжетных сцен, помимо классического метода привлечения аналогий и параллелей из средневекового рельефа и храмовых росписей, будет опираться на метод контекстной семантики. В силу своеобразия подачи материала на данном памятнике, дробящего крупные композиции на отдельные блоки каждый со своим резным мотивом, и по причине некоторой условности в изобразительной трактовке резьбы, изображения предполагается рассматривать в контексте ближайшего и более отдаленного окружения: в пределах прясла, фасада и резной декорации в целом. Идентификация будет сопровождаться обязательным рассмотрением резных изображений в контексте христианской культуры.

Метод контекстной семантики станет основным при интерпретации иконографической программы декорации. Определение смысловых зон и доминант, их семантического и композиционного взаимодействия, выявление структуры построения декорации храма позволят приблизиться к решению указанной проблемы.

Насколько актуальна поставленная нами задача комплексного изучения рельефной декорации храма показывает обращение к литературе вопроса и к трудам предшествующих исследователей.

темах проблемы. Помимо того, труды предшественников привлекаются и анализируются в основном тексте работы.

Перед первыми же исследователями памятника сразу встали вопросы датировки храма, вопросы мотивов, стиля и истоков резьбы, влияния на нее разных культурных традиций, определения художественных школ и происхождения мастеров рельефа. Выдвигались и варианты осмысления рельефной программы памятника. Большое количество трудов посвящено анализу фактического материала, накопленного при реставрациях здания.

Среди ученых, исследовавших рельефный ансамбль храма, существуют представители самых разных концепций. Концепции, возникнув, сменялись иными, но не раз возникали вновь. Они опровергались, или же, поддержанные следующими поколениями ученых, уточнялись и расширялись.

«Бутовский, 1879, с.38.

12 Башкиров, 1931, с.24-25,43-45.

,5 Reau, 1921, р.221-226.

16 Halle, 1929, S.41-42.

17 Виолле лс Дюк, 1879.

18 Якубовский, 1937, с.44.

романской основе (Н.В.Султанов ) или что на его развитие имели,

19 Погребова, 1941, с.146-148. 20 Толстов, 1947, с.52.

21 Доброхотов, 1849, с. 140. 22 Мансвстов, 1871,с.294-296.

23 Филимонов (Труды I Археологическрго съезда, 1871, с. CVI, XCVI).

24 Прохоров (Труды I Археологического съезда, 1871, с. CVI, XCVI).

25 Стасов, 1894, с. 106.

26 Некрасов, 1924, с. 19-20.
27 Покрышкин, 1906, с.24.

28 Буслаев, 1917, с.33-34, 72.

29 Чаев, 1875, с.150-151.

30 Райнов, 1940, с.77.

31 Бибикова, 1962, с. 192.

32 Даль, 1871,с.279; 1872, с.9-11; 1875, с.132.
«Павлинов, 1894, с.75-76.

34 Буслаев, 1910, с.21-22.

35 Лазарев, 1953, с.396-441.

36 Рыбаков, 1951, с.456 и след.; 1953, с.70-79.
«Султанов, 1880, с. 12.

хотя и незначительное, влияние «Восток, Западная Европа и Кавказ» (М.В.Алпатов ).

38 Alpatov, 1932, S.261,268. «Строганов, 1849, с.2-3.

40 Уваров, 1871, с.254-256.

41 Быковский (Труды I Археологического съезда, 1871, c.CIH-CIV).
42 Артлебен, 1871, c.CIII-CIV.

43 Буслаев, 1910, с.72-73.

44 Бережков, 1903, с.122-137.

46 Некрасов, 1936, с.99.

47 Воронин, 1941, с.257 и след.

48 Halle, 1929, S.44-50.
49 Даркевич,1964,с.46-53.
50 Лидов,с.1995,с.44.

51 Строганов, 1849, с.2.

54 Толстой, Кондаков, 1899, с.9.

55 Кондаков, 1909, с. 123 и след.

56 Кондаков, 1929, с.82-132.
«Буслаев, 1910, с.72-73.

59 Буслаев, 1917, с.33-34,72.
«Косаткин, 1914, с.8-10.

61 Ainalov, 1932, S.78-80. «Банк, 1940, с. 181-193. «Некрасов, 1924, с. 19-20.

64 Halle, 1929, S.43-44.

65 Грабар, 1962, с.235-236, 255,257,261.
6б Даркевич, 1962, с.90-104; 1964, с.46-53; 1976, с.204-208.
67 Воронин, 1961, с.433.

68 Вагнер, 1969, с.388.

70 Лазарев, 1953. С.430 и след.
«Косаткин, 1914, с.8.

72 Воронин, 1941; 1961, с.484-494. «Артлсбсн, 1871,с.288-289.

75 Чаев, 1875, с.150-151.

76 Бутовский, 1879, с.38.

77 Бобринский, 1916, сб.

78 Толстой, Кондаков, 1899, с.24.
79 Ainalov, 1932, S.78.

80 Некрасов, 1936, с. 137.

81 Alpatov, 1932, S,261-268.

82 Вагнер, 1969, с-392.

83 Грабар, 1962, с.259, 261-262.

84 Султанов, 1880, с. 12.
85 Даркевич, 1962, 1963, 1976.

Также неоднозначно было и осмысление учеными программы декора. Точку зрения на замысел декорации как на иллюстрирование псалмов и славословие Творца разделяли В.Доброхотов, который первым высказал мысль об отражении скульптурой собора псалма Давида «Все дышущее да хвалит

86 Строганов, 1849, с.З; с. 10; с.5.

87 Уваров, 1871, с.254-256.

88 Бобринский, с.5-6.
89 Ainalov, 1932.
90 Покрышкин, 1906, с.24.

91 Halle, 1929, S.44-57.

92 Якубовский, 1937, с.42-44.

93 Halle, 1929, S.44-57.

94 Кондаков, 1909, с. 128.

95 Вагнер, 1969, с.394.

96 Покрышкин, 1906, с.24.

97 Бережков, 1903, с.122-130.

увидела идею соборности Руси

98 Доброхотов, 1849, с. 140.

59 Толстой, Кондаков, 1899, с.31.

100 Ainalov, 1932, S.78.

,0 ‘ Грабар, 1962, с.258,259.

102 Алпатов, 1955, с.86-90.

103 Лазарев, 1953,с.412,416.

104 Вагнер, 1969, с.362.

105 Строганов, 1849, с.9.

106 Рихтер, 1851,тетр.1,с.2.

107 Halle, 1929, S.58.

108 Буслаев, 1910, с.21-22.

109 Райнов, 1940, с.77.

110 Бибикова, 1962, с.192.

111 Толстой, Кондаков, 1899, с.34, 36.

112 Алпатов, 1955, с.86-90.

1,3 Воронин, 1941, с.576; 1950, 1961.

115 Вагнер, 1960, 1962, 1964, 1969.

политическими целями владимирского княжества. Это поколение ученых считало, что многие сюжеты резьбы отражают владимиро-суздальскую действительность. Они указывали на светский характер резьбы (мнение, которое разделял и А.Н.Грабар l ) и изучили феодально-геральдические значения многих мотивов. Помимо того, еще в то время Г.К.Вагнер отметил в замысле тему общехристианской миссии владимирских князей и тему торжества

За последнее время было выдвинуто еще несколько мнений в отношении смысла соборной резьбы. Г.Я.Мокеев объяснил символику всех частей храма в плане темы «Небесный Иерусалим»

Достаточно широкая изученность рельефного ансамбля памятника базируется на целом ряде фактического материала, накопленного за период с 1830-х гг. В первую очередь к этому надо отнести натурные прорисовки отдельных рельефов и рельефных композиций, выполненные в процессе и после реставрации собора 1830-1840-х годов учителем рисования Владимирской гимназии Ф.Д.Дмитриевым, использованные и опубликованные в трудах С.Г.Строганова (1849) и Н.П.Кондакова (1899). К сожалению, это была выборочная прорисовка, к тому же не обладающая исчерпывающей степенью документальности. Совсем отвлеченным оказалось нанесение условного орнамента на архитектурные рисунки-чертежи Е.Я.Петрова, а также Ф.Ф.Рихтера, выполненные ими в процессе ремонтно-реставрационных работ 1830-1840-х гг. в дополнение к проектной документации (этот материал подробно рассмотрен в главе I). Не обладает полнотой и исчерпывающей

117 Вагнер, 1969, с.362.

1,8 Зотов, 1961.С.59-60.

119 Мокеев, 1996, с.58-61; 1996а, с.74-81; 1998, с.39-43.

120 Лидов, 1997.
12, Лифшиц, 1997, с. 170.
122 Жарнова, 2002.

степенью документальности и проведенная Ф.Ф.Рихтером в середине XIX в. фрагментарная прорисовка рельефов собора Тем не менее, ко всем приведенным материалам до сих пор обращаются исследователи фасадной пластики Дмитриевского собора и ее реставраторы.

Труд Г.К.Вагнера повлек за собой множество детальных исследований рельефной декорации храма. В результате этого В.А.Плугиным названы были изображения конных князей Бориса и Глеба (уточнение их иконографии произведено диссертантом ).

124 Л.А.Мацулсвичем, к тому же, проведен блистательный анализ поздней композиции
Богоявления (юго-западный тимпан) (Мацулевич, 1922, с.253-284), а труд
Н.В.Малицкого не содержит погрешностей в основном своем вопросе (Малицкий,
1923).

126 Плугин, 1972, с. 136. Ранее В.Д.Прохоров выделил ростовых Бориса и Глеба в
аркатуре северо-западного прясла (Прохоров, 1875, с.25-26).

127 Гладкая, 2000, с. 11-27.

128 Даркевич, 1976, с.204-208.
129 Лелсков, 1978, с.45.
i30 Kampfer, 1978, S. 130-133.

131 Тетерятникова, 1982, с.3-33.

132 Чернецов, 1975, с.100-119; 1981, с.49-52.

‘»Даркевич, 1962, с.90-104.

134 Новаковская-Бухман, 2002, с.22-27.

135 Гладкая, 20016, с.112-119; 2002, с. 19-20.

136 Гладкая, 2001, с.306-311.

137 Новаковская-Бухман, 2002, с. 172-186.

138 Гладкая, Скворцов, 1988, с.307-329.
139 Пуцко, 1988, с.143-151; 2003, с.234-238.
140 Гладкая, 1984.

Несмотря на столь обширное количество исследований, изученность рельефной декорации храма остается далеко неполной.

1,1 Гладкая, 2000; 2003; 2004.

142 Гладкая, Скворцов, 1976.

143 Новаковская-Бухман,1978; 1979.
144 Новаковская-Бухман, 1981.

145 Новаковская-Бухман, 1984.

146 Новаковская-Бухман, 2002.

147 О.М.Иоаннисян, П.Л.Зыков (Сектор архитектурной археологии Государственного
Эрмитажа, г. Санкт-Петербург), В.П.Глазов (археолог Гос. Центра по охране
памятников, г. Владимир) и др.

Прослеживается, что изучение пластического ансамбля храма носило, в основном, фрагментарный характер. Как становится ясным из даже краткого обзора исследовательских работ, проблема не решена в значительной мере по причине отсутствия детального изучения рельефного ансамбля. Именно это мешало осмыслить декорацию как целостный пластический текст. Остается достаточное количество нерешенных вопросов. Нет однозначного понимания первоначального облика храма и соответственно его фасадного декора. Далеко не для всех рельефов определено место их первоначального местоположения. Не решены вопросы иконографии, идентификации и техники исполнения всех рельефов. Не вполне убедительными остаются предлагавшиеся попытки прочтения иконографической программы фасадной декорации храма. Окончательному решению многих вопросов поможет крайне необходимое продолжающееся каталожное исследование.

Место и роль коммерческих банков в банковской системе

Для понимания функциональной специфики коммерческих банков в экономике необходимо ответить на вопросы: что такое банковская система, какова в ней роль банков, какое место принадлежит коммерческим банкам? Как всякой системе, банковской системе присуще ряд признаков и закономерностей.

Банковская система не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов.

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеют в виду, что составляющими ее элементами являются банки, которые и определяют ее структуру. Однако следует помнить, что банковская система это не простое сложение ее элементов. Совокупность всех элементов банковской системы образует взаимосвязь и взаимодействие и именно благодаря этому сущность банковской системы состоит не только из сущности частных элементов, но и обращена к их взаимодействию.

Банковская система может рассматриваться с одной стороны как органическое структурное звено всей экономики, с другой стороны как относительно самостоятельная система, обладающая собственной логикой саморазвития. Поскольку банковская система входит в единую экономическую систему, то она отражает происходящие в ней изменения и потрясения. И если экономика страны переживает переходный характер, продолжает в течение нескольких лет пребывать в состоянии кризиса, то это не может не отразиться на функционировании банковской системы. Сама банковская система еще только создается и формируется. Она находится в таком состоянии, когда любые изменения извне заставляют ее меняться, вызывая тем самым колебания внутри нее. Падение производства, кризис целых отраслей народного хозяйства, снижение жизненного уровня населения, неплатежи, огромный бюджетный дефицит формируют ту экономическую среду в которой работают сегодня предприятия и кредитные организации и которая определяет направления и тенденции развития всей банковской системы.

Банковская система представляет собой совокупность различных сфер кредитных отношений. С помощью кредита, как связующего звена между распределением и производительным потреблением, может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных структур экономики, ограничиваться деятельность монополий, смягчаться потери от просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные кредитные отношения, таким образом, поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на формирование макроэкономических пропорций, на темпы экономического роста и эффективность общественного хозяйствования в целом. Кроме того, банковская система является важнейшим средством общественного контроля над производством и распределением создаваемого продукта. Посредством ее общество формирует сведения не только о движении денежных средств на макроэкономическом уровне. Оно получает доступ к информационной базе об образовании составных элементов стоимости, о ходе и состоянии непосредственно процесса производства, а, следовательно, обеспечивается данными, без которых просто невозможно осуществление воздействия на хозяйственную систему. Каждому уровню развития экономики соответствует своя банковская система, а, следовательно, и свои кредитные отношения. По мере развития производственных отношений, меняется характер банковской системы: она становится более организованной, системной, логичной.

Внешне банковские системы различных стран кажутся непохожими. Действительно, они сложились в разные исторические периоды под воздействием национальных особенностей, функционируют в экономическом пространстве неодинакового уровня развития.

Рассмотрение множества зарубежных финансово-кредитных систем, их сравнительный анализ позволяют выявить закономерности их развития, установить направленность воздействующих на них внешних факторов, отличать реально позитивные тенденции от лишь кажущихся таковыми, разрушить некоторые сложившиеся стереотипы.

Общие функции коммерческих банков

Понимание реального значения банковской системы в экономике и оценка ее положительного эффекта дает ключ к решению проблемы устойчивого развития национальной экономики.

Таким образом, понятие функции коммерческого банка в большинстве случаев выводится из взаимоотношений клиента и банка, то есть рассматриваются на уровне микроотношений. На наш взгляд, это сужает понимание взаимоотношений банка со всеми другими элементами финансовой и экономической системами.

Выявление содержания функций коммерческих банков требует их рассмотрения на макроэкономическом уровне. Это означает, что во множестве операций, который выполняет отдельный банк, следует обозначить некую основу, которая приобретет не индивидуальную, а общеэкономическую окраску. Таким образом, ни тип банка, ни его местонахождение, ни его специализация не будут иметь значения. Важным является то, что функции должны быть проявлением сути банка как экономического субъекта.

На наш взгляд, под функциями коммерческих банков понимается объективно обусловленные общественно-полезные действия, выражающие назначение банка как финансового института. Коммерческие банки не могут быть рассмотрены изолированно, отдельно от тех процессов, которые происходят в обществе. Они должны быть включены в экономическую систему, и придавать ей направленность и специфическое назначение. В функциях коммерческих банков проявляется состояние банковской системы.

Функция несет в себе общественную и производственную значимость коммерческого банка для всей экономики. Функции коммерческого банка определяют его стратегию развития. А как действовать и с помощью чего решает сам банк посредством операций. Функция выражает сущность самого банка.

Эволюция коммерческих банков представлена объективной логикой возникновения и наращивания их функций. Поскольку функции коммерческих банков объединяются системой, то можно проследить свойства этой системы: содержание, элементы, эффективность, результативность, эволюцию развития. На примере отдельно взятого банка, можно увидеть черты системы функций коммерческих банков. Но отдельный банк может выполнять лишь две-три необходимых ему функции. Эти функции необязательно должны быть связаны и подчинены какой-то логике. Их выбор зависит от коммерческого интереса банка. Выбирать функции коммерческий банк будет из системы возможных функций коммерческих банков.

Складывающейся под влиянием объективных закономерностей экономики, функции коммерческих банков получают соответствующую системность. Названная системность означает, прежде всего, существование общих и специфических, исходных и производных экономических функций коммерческих банков. Система функций строится, исходя из конечных результатов, получаемых при выполнении этих функций. Отсюда и определение функции как общественного полезного действия.

Выполняя эти общественно-полезные действия, каждый коммерческий банк формирует определенную среду(предприятия, определенная группа населения, другие финансовые и нефинансовые учреждения). Этим, он заставляет работать и направлять деятельность среды на благо всего общества. Именно с этой точки зрения, важно направить, откорректировать действия коммерческих банков, для того, чтобы их работа создавала «общественно-полезный продукт».

Деление системы функций коммерческих банков на общие и специфические, подразумевает раскрытие функций в зависимости от экономических отношений в обществе. Функции коммерческих банков в развитой экономике отличаются от функций коммерческих банков в переходной экономике.

Функции коммерческих банков формируются в процессе развития экономических отношений. Каждому уровню развития производительных сил соответствуют свои функции коммерческих банков. По мере роста производства, его обобществления, огосударствления меняются содержание и назначение функций.

В этой связи функции коммерческих банков развиваются постепенно, закладывая позитивный характер своей деятельности. Возможно, последние десять лет переходной экономики, только показали и приоткрыли нам зародыши качественно новых коммерческих банков. Необходимо, укрепить и создать условия для более динамичного развития полноценных коммерческих банков при помощи эволюции их функций. Важно, чтобы функции носили закономерный и поступательный характер развития. В процессе своего становления функции коммерческих банков будут претерпевать изменения, наполняться новым содержанием. И здесь важно, чтобы направленность системы не была повернута вспять.

Особенности становления коммерческих банков в переходной экономике

Спустя 15 лет с момента зарождения переходной экономики процесс становления и развития банковской системы не только не завершен, но его результаты отличаются крайней нестабильностью и противоречивостью. Это оказывает непосредственное влияние на характер проводимых коммерческими банками финансовых операций. Однако время показало, что сложились определенные тенденции и закономерности в становлении банковского сектора переходной экономики, которые должны быть учтены и проанализированы для успешной работы кредитных институтов.

В этой связи важным является оценка и выявление общих черт в развитии банковского бизнеса. Становление коммерческих банков проходит в особых условиях, в ситуации, когда происходит смена (революционная по содержанию и темпам) планово-регулируемой, чрезмерно государственно-бюрократизированной экономики на относительно либеральную. А потому здесь действуют и общие закономерности становления банковской системы.

Самой первой и явной чертой переходной экономики стала приватизация государственного банка. Реформирование банковской сферы началось раньше всех остальных, ибо банковская система плановой экономики не позволяла приступить к решению задач перехода к рынку.

Наглядно проиллюстрировать эту закономерность можно на примере нескольких стран: Польши, Венгрии, Словакии, Болгарии, Чехии и России. Каждая из названных стран, шла и идет своим нелегким путем к становлению полноценной банковской системы методом проб и ошибок, однако любой путь заслуживает внимания и детального рассмотрения.

Приватизация государственного банка, испытывающего трудности, может явиться средством решения многих проблем. Однако следует помнить, что использование государственных средств на увеличение капитала вновь созданных банков оправдано, если их трудности были порождены кредитованием госсектора под влиянием правительства.

Вызывает уважение последовательная позиция польских властей по вопросу приватизации банков. Процесс приватизации осуществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесторов финансовых учреждений к более сильным. При стагнации этого процесса применялись различные консолидационные схемы. Реструктуризация польских банков осуществлялась при участии международных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.

В первой половине 90-х годов в банковской системе Польши активно шел процесс приватизации госбанков. Национальный банк Польши постепенно свел свою роль к операциям эмиссионного института, децентрализовал кредитование и передал свои учреждения девяти региональным госбанкам.

Процессу приватизации госбанков предшествовала их реструктуризация и капитализация. Затраты на рекапитализацию легли на правительство и Польский фонд приватизации банков. Фонд был создан в 1992 году на базе соглашения с МФВ и Всемирным банком. В марте 1993 года был принят закон о финансовой реструктуризации. До марта 1994 года были реструктуризированы проблемные кредиты. В середине 1995 года процесс приватизации замедлился, за 1993-1994 годы удалось передать только 3 из 9 госбанков. (Bank Kredittowy, Bank Slaski, Bank Przemislovo-Handlowy). Элланд Айриш Бэнкс, Европейский банк реконструкции и развития и голландский Эн-Джи бэнк Эн-Ви выкупили меньшую долю их капитала. Без продажи остальных нельзя было приватизировать более привлекательные польские банки. После этого была принята смешанная концепция приватизации, согласно которой часть государственных банков должна была консолидироваться в финансовые группы и лишь затем поэтапно приватизироваться.

Решение о слиянии было принято с целью усилить отечественную банковскую систему в преддверии открытия банковского сектора для иностранных институтов в связи с присоединением Польши к Европейскому союзу.

В Венгрии кампания по приватизации госбанков, развернувшаяся в 1994 году, стала главным событием последнего десятилетия 20 века. Результатом приватизации госсектора, появление новых участников на банковском рынке, среди которых много крупных, хорошо капитализированных иностранных банков, развития конкуренции неизбежно станет интенсивная консолидация банковского сектора Венгрии и повышение уровня банковского обслуживания до общепринятых западных стандартов. По масштабам приватизации банковского сектора Венгрия уже обогнала практически все государства Восточной и ряд стран Западной Европы.

Специфические функции коммерческих банков в переходной экономике.

Специфические функции коммерческих банков неразрывно связаны с общими функциями коммерческих банков. Они образуют особенный банковский процесс переходной экономики. Специфические функции коммерческих банков по мере развития переходной экономики будут меняться. Одни из функций сольются с общими, другие, выполнив свое назначение временного и вспомогательного фактора, отойдут в историю.

Система специфических функций, на наш взгляд, может быть представлена в следующем виде: функция инвестиционной и инновационной помощи (в лице инвестиционных банков и банков развития), функция санации, функция уполномоченности (в лице уполномоченных банков). Представленная система лишь отмечает основные направления возможного развития коммерческих банков в переходной экономике. По прошествии определенного времени эти функции, скорее всего, приобретут более четкое название и может быть иное содержание, нежели сейчас, когда процесс развития коммерческих банков идет трудно и противоречиво.

Кризисы, периодически разгорающиеся в странах с переходной экономикой, наряду со всеми негативными моментами и оглушительными ударами, которые они наносят по населению, одновременно оказывают на экономику оздоравливающее воздействие, выправляют ряд перекосов, образовавшихся за предыдущие годы, в том числе и в банковской системе, позволяют оценить последствия проводимых реформ.

В результате кризисов обычно происходит передвижка в системе значимости функций коммерческих банков. В настоящий момент особого внимания заслуживает функция инвестиционной и инновационной помощи.

Инвестиционная функция коммерческих банков направлена на налаживание и отработку процесса инвестирования на микроуровне. Именно эта функция способствует объединению различных экономических агентов для выработки определенной программы в целях выпуска конечной продукции.

Активное использование рычагов денежно-кредитного регулирования сферы банковских инвестиций предполагает формирование разветвленной банковской сети, адекватной инвестиционному народно-хозяйственному спросу на инвестиции и потому способной обслуживать крупных индивидуальных клиентов, мелкие и средние предприятия. Поддержка государством условий формирования и функционирования коммерческих банков в осуществлении инвестиционных программ посредством экономических нормативов деятельности банков с учетом их специализации, создаст экономические предпосылки для наиболее полной аккумуляции временно свободных денежных средств в различных сферах предпринимательской деятельности и денежных накоплений населения, обеспечив их рациональное и целевое использование в качестве ресурсов долгосрочного кредитования и взаимодействия с различными бюджетными программами финансирования капитальных вложений. С другой стороны, она создаст экономические предпосылки, содействующие переливу денежного капитала, а стало быть, структурным изменениям в экономике.

В этой связи хотелось бы обратиться к опыту Японии. Для банков участие в капитале промышленных компаний было в основном малоприбыльным делом и не было рассчитано на получение доходов. Они имели больше политическое, чем экономическое значение. Владение акциями компании обеспечивало банку постоянного клиента, о состоянии дел которого банковские управляющие были хорошо осведомлены. Из-за их низкой прибыльности взаимные участия в капитале банков и промышленных компаний-клиентов составляли очень незначительную часть их капитала.

На первоначальном этапе развития экономики функции инвестора, принадлежат государству, в то время как коммерческие банки занимают лишь незначительную позицию в этом процессе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *