главная икона исаакиевского собора
Тихвинская икона Божией Матери
Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству и совершала исцеления. О чудотворной иконе стало известно в городе, и 2 марта 1859 г. она была перенесена в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Александро-Невскую лавру. Через три дня ее перевезли в Исаакиевский кафедральный собор, где икона продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений.
В мае 1861 г. на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г.И.Раудзе, трудами же художника Ф.Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников».
В 1863 г. чудотворная икона была поставлена в юго-восточной части храма, напротив проповеднической кафедры, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней.
После создания в храме антирелигиозного музея в 1930-х годах икона была убрана в запасники.
Реставрационные раскрытия живописного слоя показали, что находящийся в Исаакиевском соборе образ представляет собой точный список XVIII в. с первоначальной, «чудесно явленной» иконы, возвращенной летом 2004 г. в Успенский Тихвинский монастырь.
Источник: Подготовлено А.В.Квятковским, сайт «Государственный музей-памятник Исаакиевский собор» [после 2004]
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Тихвинская – в Исаакиевском соборе
Тихвинская – в Исаакиевском соборе
Предание. История этого образа такова. Был много лет назад в Санкт-Петербурге дом Ивановых – очень бедных брата и сестры.
После смерти брата сестра продала дом и сняла комнату у бондаря. Через некоторое время и она умерла, но успела поручить священнику, причащавшему ее перед смертью, взять у нее в комнате икону Божией Матери Тихвинской и поставить в церковь, уверяя, что эта икона с давних времен принадлежит их роду, что она древняя и чудотворная.
Но законного акта на передачу иконы в церковь у священника не было, и все имущество, в том числе и икона, остались у бондаря.
Бондарь же был раскольник, икона была ему не нужна, и он вместе с ненужным хламом отнес ее в сарай. Там, в сарае, от сырости на иконе появилась глубокая трещина. А еще бондарь был бедный человек, у него была жена и четверо детей. Однажды он не мог уплатить за квартиру в срок, и жена его обратилась к тетке домохозяина, Марье Денисовне Востоковой, с просьбой дать ей 3 рубля под залог иконы Тихвинской Божией Матери, пообещав через неделю выкупить ее.
Время проходило, а бондарю так и нечем было выкупить икону. Тогда он упросил Востокову оставить ее у себя. Востокова отдала икону мастеру – скрепить расколотый образ и почистить его. Затем поставила икону в доме и зажгла пред ней лампаду.
И стали являться благодатные знамения от иконы…
Неизвестно, как распространилась в Санкт-Петербурге весть о пребывании у Востоковой чудотворной иконы, но со всех сторон стали стекаться к образу больные. Видя такое множество приходящих, Востокова стала просить приходское духовенство перенести святую икону в приходскую Рождественскую церковь (на Песках). С разрешения митрополита Григория 2 марта 1859 года чудотворная икона была перенесена в Рождественскую церковь местным духовенством в сопровождении множества народа, между которыми было много больных, получивших во время этого перенесения исцеление от недугов.
В 1859 году, 5 марта, по распоряжению митрополита Григория чудотворную икону Тихвинскую, так быстро прославившуюся в Санкт-Петербурге, перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. Здесь ее поставили справа, позади клироса. После этого в Исаакиевский собор стало собираться много народа, причем не только во время богослужения или в праздники, отныне храм святого Исаакия буквально ни на минуту не оставался без богомольцев.
И неисчислимы были чудесные исцеления многих больных…
Празднование установлено 26 июня (9 июля).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Божией Матери перед иконой Ее «Тихвинская»
Божией Матери перед иконой Ее «Тихвинская» Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана апостолом евангелистом Лукой. До XIV века эта икона пребывала в Константинополе, но внезапно в 1383 году образ Пречистой Девы исчез, объявившись на Руси, на Ладожском озере.
Тихвинская икона Исаакиевского собора
Тихвинская икона Божией Матери, как и многие чудотворные иконы, имеет множество копий. Некоторые из этих списков наделены, как и их первообраз, чудотворными свойствами. К таковым относится и список с Тихвинской иконы, пребывающий в Исаакиевском соборе
В год освящения Исаакиевского собора Петербург обрел новую святыню — чудотворный список с древней Тихвинской иконы Божией Матери. Образ находился в доме М. Д. Востоковой, женщины благочестивой и бедной (настолько бедной, что и обедать она временами ходила в странноприимный дом у Знаменского моста). Когда стали очевидны чудотворные свойства хранившегося у нее Тихвинского образа, в убогую квартирку Марьи Востоковой открылось настоящее паломничество.
«Постоянное стечение богомольцев с каждым днем увеличивалось от чудесных исцелений, совершавшихся нередко после молитвы пред святою иконою», — говорится в «Сказании о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском соборе» (1898). Видя это, Востокова попросила приходского священника взять икону Божией Матери в местную церковь, но слава о ней была уже столь велика, что перенесли ее сначала в Александро-Невскую Лавру, а затем — в Исаакиевский кафедральный собор.
По свидетельству современников, перед чудотворным образом постоянно горели «десятки свеч, зажженных любовию и благодарностию к Царице Небесной». Это и неудивительно: уже в первые месяцы (да что там — в первые дни) пребывания Тихвинской иконы в Исаакиевском соборе верующие имели возможность убедиться в ее чудотворных свойствах. Следующее свидетельство опубликовано в «Сказании»: «Жена С.-Петербургскаго купца Матрена Семенова Молчалова страдала несколько лет ногами, чувствовала страшную ломоту, появилась и опухоль. Врачи признали болезнь, по летам Молчаловой, неизлечимою. 8 марта 1859 г., на третий день по перевезении иконы в Исаакиевский собор, Молчалова, не говоря никому ни слова, отправилась в собор помолиться пред чудотворною иконою. “При входе в святый храм, — писала Молчалова, — я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались. Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть, но ободряемая крепкою верою я подошла к чудотворной иконе, молилась пред нею Пресвятой Богородице, отслушала молебен и потом, приложившись к святой иконе, почувствовала всю легкость и бодро встала с колен на ноги. Тотчас я поняла, что мне, грешной, дано исцеление от моей тяжкой болезни. Со слезами возблагодарив Матерь Божию, я с радостию, совсем здоровою, возвратилась домой”».
В Исаакиевском соборе Тихвинская икона Пресвятой Богородицы находилась до 1928 года, когда ее изъяли из храма. На свое место она вернулась уже в наши дни.
Первообраз Тихвинской иконы Исаакиевского собора Санкт-Петербурга
Тихвинская икона Божией Матери очень древняя. По преданию, в Константинополе она находилась с V века, а в 1383 году исчезла из столицы Византии и явилась в пределах Новгородской Руси.
Как уже говорилось, Тихвинский образ Божией Матери из Исаакиевского собора является копией гораздо более древней чудотворной иконы — по преданию, написанной апостолом Лукой и находившейся долгое время в Константинополе, а затем исчезнувшей оттуда. Исчезнувшей, чтобы летом 1383 года явиться рыбакам на Ладожском озере.
Спустя краткое время после этого чудесного явления Тихвинская икона Божией Матери обнаружилась на берегу реки Тихвинки. Местные жители построили для нее храм, а вскоре вокруг него вырос монастырь, на долгие годы ставший «домом» для одной из главных святынь Руси.
Как ни странно, в монастыре чудотворная икона оставалась вплоть до Великой Отечественной войны (хотя драгоценный оклад с нее большевики все же сняли). Но во время боев за Тихвин фашисты, осведомленные о ценности иконы вывезли ее из города — сначала в Псков, где она находилась до 1944 года, а затем в Ригу. В латвийской столице образ Пресвятой Богородицы встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Пройдя вместе с ним все тернистые беженские пути, в конце 1940-х годов Тихвинская икона оказалась в США и начиная с 1950-х годов постоянно пребывала в Свято-Троицком соборе Чикаго, где служил владыка Иоанн.
Нужно сказать, что ни епископ Иоанн, ни его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс не ставили себе цели навсегда «удержать» чудотворную икону Божией Матери как можно дальше от России. Напротив, они всегда надеялись вернуть ее в Тихвинский монастырь. Владыка Иоанн до такой возможности не дожил, скончавшись в 1982 году. Возвращение Тихвинской иконы в свой «дом» из-за океана состоялось только летом 2004 года
Главная икона исаакиевского собора
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
4. Исаакиевский собор — Иконостас и чудотворная икона
Запись опубликована С фотоаппаратом по Питеру. Вы можете оставить комментарии здесь или здесь.
Практически сразу же после освящения Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором Российской империи. Сам по себе являясь храмом-памятником русской архитектуры первой половины XIX века, в нём находятся прекрасные образцы русской монументальной академической живописи, скульптуры, мозаики, поделочного камня — недаром Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. И всё же, раз это собор, то наиболее богатой и изысканной его частью является иконостас и алтари.
В Исаакиевском соборе три алтаря. Главным является центральный во имя святого Исаакия Далматского. Алтарную часть от внутреннего помещения отделяет великолепный иконостас, возвышающийся во всю ширину собора в уровень со сводами. Его композиционному и архитектурному решению О. Монферран уделил особое внимание. В результате получилось грандиозное триумфальное сооружение, тесно связанное с общим обликом здания. В убранстве алтарей и иконостаса гармонично соединились живопись и мозаика, скульптура и богатое декорирование разноцветным облицовочным камнем. Яркой и запоминающейся особенностью в оформлении иконостаса являются 10 колонн из уральского малахита.
Центральную часть иконостаса прорезает высокая арка с Царскими вратами. Вход в алтарь обрамляют две колонны из афганского лазурита. Парадную арку над Царскими вратами венчает скульптурная группа «Христос во славе» (автор: П. Клодт, живопись: Т.Нефф), воплощающая канонический образ Иисуса Христа.