главная тема рассказа рождество
Владимир Набоков — Рождество:
Краткое содержание
Глава 1
Зима, мыза (усадьба) под Петербургом. Вчера ее хозяин Слепцов похоронил у местной церкви умершего от болезни сына. Он нарочно остановился во флигеле, а не главном доме. И сидел, убитый горем, на низком стульчике, который раньше не замечал. Рядом – только немолодой слуга Иван.
Глава 2
Утром Слепцову странно видеть сверкающий снег, чувствовать себя живым. Он видит в парке мостик. Еще летом по нему бегал мальчик с сачком. А недавно, после бреда «о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке» его не стало.
Глава 3
На кладбище Слепцов не чувствует близость сына. Тогда он идет в главный дом, его летнюю комнату. Сотрясаясь от рыданий, он перебирает вещи сына: тетрадки, коробку с большим коконом бабочки (это о ней мальчик воспоминал, думал, что она уже мертвая), коллекцию бабочек.
Глава 4
Сочельник. А Слепцов забыл о нем. Он просит Ивана убрать с глаз елочку. И сидит над дневником сына. Оказывается, мальчик был тайно влюблен в соседскую девочку. Слепцов уверен, что умрет в канун Рождества. И думает, что «земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» Тут же он слышит, как в тепле раскрылся кокон. Это ночная бабочка, индийский шелкопряд, в порыве «почти человеческого счастья» развернула крылья «до предела, положенного им Богом».
Читательский дневник по рассказу «Рождество» Набокова
Сюжет
Отзыв
Название не так уж обманчиво: рождественское чудо все-таки происходит. Рассказ с темой отцовской трагедии. Идея рассказа: жизнь сильнее смерти. Рассказ учит не поддаваться отчаянию, ценить жизнь, благодарить за то, что было в ней хорошего, преодолевать испытания, надеяться и верить в чудо.
Сложный план рассказа «Рождество»
а) В пустом, теплом флигеле.
б) Нежилой угол комнаты.
в) Тихий слуга Иван.
а) Великолепие зимней природы.
б) Картины летних воспоминаний.
в) Кончина сына.
а) Коллекция бабочек.
б) Рваный сачок.
в) Кокон с шелкопрядом.
а) Отчаяние в сочельник.
б) Тайная любовь мальчишки.
в) Появление огромной бабочки из кокона.
Вопросы к рассказу «Рождество»
Анализ рассказа «Рождество» Набокова
Бабочка – символ жизни и примирения с ней. Тем более все считали ее давно мертвой. Ее жизнь коротка, но прекрасна и не лишена смысла. Такова и жизнь сына Слепцова. Все не зря, и тепло их отношений навсегда в сердце. Название двояко: здесь и Рождество, и рождение бабочки. Она стала символом праздника вместо елки. Неслучайно автор упоминает Бога в описании крыльев шелкопряда. На примере мира природы он примиряет человека с жизнью. В тексте много неожиданных сравнений: сидел, словно в приемной у доктора, песком, будто корицей, куст похож на застывший фонтан, бабочка, как птица. Рассказ биографичен: автор сам с детства коллекционировал бабочек, первую он поймал в усадьбе под Петербургом. Велосипед тоже примета и символ его счастливого детства.
Анализ рассказа Рождество Набокова сочинение
Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество» также повествует о страданиях отца, потерявшего единственного сына.
Все это случилось как раз под Рождество в Петербурге. И вот герой привез тело своего ребенка в деревню, на свою родину. Прошли похороны, и убитый горем отец остается в одиночестве.
Автор поделил свой рассказ на четыре части. События первой части приходятся на вечер. За окном стоит тьма, и такой же мрак присутствует в душе Слепцова. Время для него остановилось, он устал физически и морально, измучен своим страданием и чувством полной безысходности.
Третья глава начинается с поездки героя на кладбище. После возвращения у него появляется желание побывать в комнате сына. Он выдвигает ящики стола и достает из них предметы, которые были дороги его мальчику, рассматривает коллекции бабочек, обращает внимание на коробку с коконом индийского шелкопряда. Воспоминания слегка притупляют его страдание, и Слепцов не хочет расставаться с этими вещами. Он покидает комнату сына и несет ящик с его содержимым к себе во флигель.
Четвертая часть рассказа эмоционально самая яркая и наполненная. Слуга Иван приносит в комнату молодую ель, символ наступающего Рождества. Но Слепцов просит унести ее и начинает читать дневник сына. Оказывается, его мальчик был влюблен, но кем была эта девочка, никто уже никогда не узнает. Героя охватывает отчаяние, он корит себя за то, что так мало знал о своем сыне, о его мыслях и чувствах. И в голове его рождается мысль о смерти, которая избавила бы его от этих мучений. И на мгновение земная жизнь показалась ему горькой, бесцельной и лишенной чудес.
И вдруг прямо на его глазах произошло чудо. Кокон бабочки-шелкопряда, который все считали мертвым, прорвался, и из него выползло непонятное существо размером с мышь. И вот его складки начали расправляться, незаметно появились крылья, и вскоре герой увидел крупную прекрасную бабочку. Это было чудо, случившееся как раз в канун Рождества.
Рассказ заканчивается чудесным рождением бабочки, которое является символом вечной жизни и постоянного обновления. Все это происходит в ту самую ночь, когда родился Спаситель. Для героя это стало поворотом от смерти к жизни.
Сочинение 2
Основной темой произведения является рассуждение писателя на вечную тему жизни и смерти, используя в рассказе образ главного героя – Слепцова, познавшего сильное человеческое переживание в связи с потерей единственного сына, бывшего для него в качестве самого близкого человека, его надеждой и утешением.
Структура произведения состоит из четырех частей, выражающих определенный этап в состоянии героя, который приближает Слепцова к падению в бездну, и демонстрирующих нарастающий драматизм рассказа. За все время повествование описывается полный день из жизни героя, за который он успевает обдумать вопросы смерти и принять решение о дальнейшей жизни.
Линия смерти представлена в рассказе образом умершего сына Слепцова, воспоминания о котором преследуют героя на протяжении всего произведения, в качестве же линии жизни изображена картина возрождения огромной ночной бабочки, индийского шелкопряда среди множества мертвых насекомых накануне рождественского праздника.
Сюжетную линию рассказа иллюстрируют изображения художественных деталей в виде низкого плюшевого стула, сочувствующего герою, треснувшей восковой капельки, передающей душевный надлом горюющего отца, церковного креста, символизирующего сияние новой жизни и, конечно, образов бабочек, ассоциирующихся со стремительным полетом, красотой и краткостью человеческой судьбы.
Кроме описаний природных явлений, писатель использует временные и пространственные художественные детали, выражающиеся в воспоминаниях героя, перемещении его мыслей о жизни сына в городе, его посещении деревенской усадьбы, вида нежилого флигеля, символизирующего временной разрыв между прошлым счастьем и тоскливым настоящим. Слепцов тонко ощущает запахи, звуки, цвета, которые наполняют окружающее его пространство, осознавая в природе оправдание людской жизни и божественное утешение.
В роли основного символа произведения выступает рождественский христианский праздник, напоминающий герою об обреченном на вечные страдания Иисусе Христе, с неизменным атрибутом в виде зеленой ели, означающей вечную молодость. В душе героя поселяется сознание бесцельности и бесплодности жизненных испытаний, но чудесное превращение из кокона бабочки, заставляет Слепцова изменить свой внутренний душевный настрой в сторону наличия в земной жизни истинных чудес в виде продолжения его ребенка в образе великолепного насекомого, рожденного в преддверие божественного праздника.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Рождество
Популярные сегодня темы
Александр Блок, как и многие поэты, был чуток и восприимчив к окружающему миру. Он искал смысл, глубину жизни в целом. При этом пытался донести свои мысли так, чтобы читатель задумался
На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада
О творческой деятельности писателя говорят с огромной любовью многие почитатели его таланта. Это подтверждают созданные им произведения, в которых отражен особый взгляд на русскую природу.
В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» три персонажа имеют схожие черты, пусть это сравнение и неявно. Речь идет про Лужина, Свидригайлова и Раскольникова.
Премьера пьесы Островского «Гроза» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого Театра. Созданию её предшествовал целый ряд событий, которые, ко всему прочему, обросли мифами в народном сознании.
В.В. Набоков «Рождество»
Владимир Владимирович Набоков (1899–1977 гг.) – русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
Главный герой произведения – потерявший сына Слепцов. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого-то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Слепцов находится между жизнью и смертью, и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни.
Повествование начинается с «конца», то есть сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но лишь во второй главе узнаем о причине его переживаний, в третьей – о переживаниях сына, а в четвёртой снова возвращаемся к переживаниям отца.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву, к бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки:
3-я – день («после обеда»),
За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьёз, и принять новую жизнь.
Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали-символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, ассоциируются с красотой, стремительным полётом, краткостью жизни. Похожи они и на самого мальчика, который умирает в расцвете сил в далёком Петербурге. И куколка, которую он считал мёртвой (символ возрождающейся жизни), согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».
Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. Весело выстрелившая под ногой половица, «райские ромбы» стёкол, «сладко хрустнувшая дверь», «блистательный мороз» – все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение. Он видит в живой природе душу (олицетворение: «ёлки поджимали зелёные лапы»), образно воспринимает её красоту (куст – фонтан). На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын.
Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес.
Чудо в рассказе Набокова «Рождество»
Жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес – таков итог рассказа
«Завтра Рождество… А я умру. Конечно. Это так просто. Сегодня же. », – думает
За сутки успел и подумать о смерти всерьёз, и принять новую жизнь главный персонаж рассказа
Деталь рассказа В.В. Набокова, символизирующая красоту, стремительный полёт и краткость жизни, – это
Символом возрождающейся жизни в рассказе В.В. Набокова «Рождество» является
Идея рассказа В.В. Набокова «Рождество»: страдание не только оглушает, но и
Слепцов – образ-персонаж произвеления
Смерть единственного сына и рождение среди зимы бабочки – события произведения
Тема жизни и смерти основная в рассказе
Автором рассказа «Рождество» является
Святочным рассказом является произведение
В рассказе В.В. Набокова «Рождество» главенствует мотив
В рассказе В.В. Набокова «Рождество» в портретной характеристике отца главную роль играют
Назовите русского писателя XX века, страстно увлекавшегося коллекционированием бабочек, образы которых он описывал в своих произведениях.
Назовите детали-вещи сына Слепцова из рассказа В.В. Набокова «Рождество», характеризующие мальчика, при жизни имевшего страстное увлечение.
Определите основную идею рассказа В.В. Набокова «Рождество».
«Рождество», анализ рассказа Набокова
История создания
Рассказ «Рождество» был написан в 1924 г. и напечатан в 1925 г. под псевдонимом Сирин. Впоследствии рассказ вошёл в сборник «Возвращение Чорба» (1930).
Литературное направление и жанр
Литературоведы считают рассказ близким к реалистической прозе, но с одной оговоркой: он вообще не очень похож на эпическое произведение. В рассказе преобладает лирический принцип типизации героя: не описан характер героя, не затрагиваются нравственные проблемы, нет внешнего конфликта и почти нет сюжета. Вместо этого в основе рассказа внутренний конфликт, «схватка со смертью» главного героя. Как в лирическом произведении, в рассказе важнее внутренний сюжет: смена эмоций, умонастроений героя.
При внешнем сходстве с реализмом, рассказ имеет все признаки модернизма: парадоксальность, открытый финал, позволяющий толковать произведение по-разному, мимолётность переживаний, внимание к экзистенциальным проблемам.
Тема, основная мысль и проблематика
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 4 частей. Из первой части читатель узнаёт, что у героя рассказа Слепцова случилось какое-то большое несчастье. Действие происходит снежной зимой. Герой приехал из Петербурга в свой дом (мыза – имение под Петербургом) на несколько дней и остановился во флигеле, чтобы не топить весь дом. Слепцову прислуживает слуга Иван. В крошечной первой части только 4 абзаца. Но детали в ней – намёки на события и чувства героя, а сами эти события и чувства раскрываются в следующих частях.
Третья часть проникнута глубоким трагизмом. Герой будто впервые осознаёт своё горе и пытается его унять. Посещение могилы не принесло облегчения. Герой ищет память о сыне. Для этого он входит в дом и рассматривает то, что осталось от сына: тетради, расправилки, коробку из-под английского бисквита с крупным индийским коконом, пахнущий травой сачок. Герой встречается с реальностью: воспоминания не заменят человека.
Это наиболее информативная глава. Читатель узнаёт об увлечении мальчика бабочками. О его коллекции, о купленном за большие деньги (3 рубля) и забытом коконе индийского шелкопряда, которого сын считал умершим.
Для героя это момент наибольшего напряжения. Если кульминация сюжета связана с контрастом живого весёлого пейзажа и мёртвого сына, то лирическая кульминация – в страстных и шумных рыданиях героя, переходящих во всхлипывания. Эмоциональное состояние героя, «телесность» его переживаний поддерживается окружающим миром, начиная от туго хлопающей на морозе селезёнки мерина и заканчивая тяжёлым рыданием открываемой двери большого дома. Это открывание дома, сохранившего следы сына – начало примирения героя со смертью.
Четвёртая часть рассказа самая длинная. Слепцов принимает решение умереть. Он осознаёт, что завтра Рождество. Герой сознательно отказывается от наряжаемой Иваном ёлки, от утешения традициями. Он отказывается от жизни, потому что уверен, что она ему до конца понятна, до конца обнажена, «горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес».
К такому выводу герой приходит, прочитав коротенький дневник сына и узнав о влюблённости ребёнка: «Я ведь никогда не узнаю». Вылупившаяся из кокона бабочка воочию демонстрирует счастье, цель, плод и чудо. Она – отрицание горестной теории несчастного отца. То ли рождение бабочки стало рождеством в будущее героя, то ли Бог явил своё чудо в Рождество.
Финал рассказ остаётся открытым. Выросшие прекрасные крылья бабочки вздрагивают «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».
Бабочка, рождённая зимой – это и есть победа жизни над смертью. Но недаром Набоков выбирает такое хрупкое существо: эта бабочка никогда не будет летать вокруг фонарей Бомбея. Долго ли она проживёт? И убедит ли её краткое счастье продолжать героя жить?
Герои рассказа
Главный герой рассказа – Слепцов. Его глазами читатель видит происходящее. Некоторые литературоведы выделяют рассказчика, будто наблюдающего за горем близкого человека. Набоков не даёт никаких намёков на социальную среду, в которой находится Слепцов. Только известно, что он проводит лето в собственном имении и имеет сына-школьника.
Для Набокова важен Слепцов как человек с его психологией, философией и культурными наслоениями. Набоков очень точно описывает стадии переживания героем горя, «изнемогающего от горя человека»: оцепенение, отрицание случившейся смерти и воспоминания о живом, принятие факта смерти и отчаяние, решение прервать страдание.
Дальше Набоков не описывает героя, всё внимание писателя перемещается на родившуюся бабочку. Говорящая фамилия героя свидетельствует о том, что он может и не разгадать секрет Рождества как торжества жизни как таковой над смертью индивидуальной.
Художественное своеобразие
Детали в рассказе играют ту же роль, что и в лирическом произведении. Это – штрихи, составляющие в сознании читателя единое целое: сюжет, образ или чувство. Плюшевый стул, на который сел убитый горем Слепцов в нежилом флигеле в нежилой части комнаты, уподобляется малознакомому человеку, поддерживающему в беде. Розовый шёлковый абажур подобен клетке, ловящей свет лампы. Треснувшая капля воска на руке героя рассказывает о посещении церкви и символизирует треснувшую, разбитую жизнь.
Некоторые детали кажутся непонятными. Например, слуга Иван недавно сбрил усы. Какое это имеет значение для повествования? Эта деталь больше нигде не упоминается. Именно своей малозначительностью деталь подчёркивает глубину горя, в котором герой только фиксирует то, на что падает взгляд. А сам безбородый Иван контрастен бородатому Слепцову.
При описании лета цветов почти не остаётся, а только фактура: склизкие доски моста, усыпанные серёжками, сачок, цепочка, кожаный кошелёк, саржевые штаны, гладкие коричневые ноги ребёнка.
Из воспоминаний герой снова возвращается в царство холодных цветов: белокаменный склеп, синие ямы следов, светлые деревья, белая гладь реки, снежные крыши изб, розоватые струи дыма, лёгкий серебряный туман деревьев. Над всем этим слепо сияет церковный крест. Он слепит, застилает глаза, расплывается от слёз. Он так же слеп, как и Слепцов. Он не даёт выхода и утешения.
В третьей части описан дом, в котором преобладают те же цвета: белые чехлы на мебели и створчатые ставни, тёмно-синие стёкла ночи, жёлтое пламя лампы, голубые розы на обоях. Цветные бабочки сына контрастируют с тусклым миром и приводят героя к мысли о смерти. Она появляется в последней части.
В четвёртой части герой просит Ивана убрать рождественскую ёлку. Слуга подсознательно противостоит бесцветности зимы: «Зелёная. Пускай стоит». Для Ивана зелёная – значит живая. Но рождённая живя бабочка – чёрная, тёмная, ночная, похожая сначала на мышь, потом на птицу. Даже такая неяркая жизнь может быть счастьем.
Не меньшее значение, чем цвета, имеют звуки. В первой части царит тишина. Слуга действует беззвучно, дверь скрипит мягко. Во второй части весёлые зимние звуки перекликаются с летней жизнью: весело выстрелила под ногой половица, сладко хряснула дверь, неповторимо смеётся сын. Эти звуки жизни сменяются тишиной смерти: «Было тихо, как бывает только в погожий, морозный день».
В третьей части тишина улицы превращается в тишину дома, ставшего без сына могилой: белые саваны мебели оттеняет незвенящая люстра, рыдание двери и тревожный треск паркетных полов.
Но Слепцов – не Глухов. Ему удаётся услышать звук родившейся жизни и надежды: «Тонкий звук – как будто лопнула натянутая резина».
Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»
Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».
Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Систему персонажей можно представить в следующем виде:
Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. «Весело выстрелила под ногой половица», «райские ромбы» стёкол, «сладко хрустнувшая дверь», «блистательный мороз». Все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение. Он видит в живой природе душу (олицетворение: «ёлки поджимали зелёные лапы»), образно воспринимает её красоту (куст – фонтан). На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…
Всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение (по прихоти воспоминаний он переносится то в Петербург, то снова в усадьбу; едет до кладбища и возвращается обратно). Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим. Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что автор, как и герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.
Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются «до предела, положенного Богом»). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.
Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.
В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.