главное мудрость приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум толкование
Толкование на Притчи 4:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 4:7 / Притч 4:7
Григорий Богослов (325/30−389/90)
Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум
«Начало мудрости», — говорит он, — «приобретать мудрость». Что это значит? Он началом мудрости называет страх. Ибо надобно, не с умозрения начав, оканчивать страхом (умозрение необузданно, очень может завести на стремнины), но, научившись основам у страха, им очистившись и, так скажу, утончившись, восходить на высоту. Где страх — там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей — там очищение плоти — этого облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч; но где очищение — там озарение; озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Предмету Высочайшему, или к Тому, Что выше высокого. Поэтому должно сперва самому себя очистить и потом уже беседовать с чистым, если не хотим потерпеть одного с Израилем, который не вынес славы лица Моисеева и потому требовал покрывала; не хотим испытать и сказать с Маноем, удостоенным видения Божия: Погибли мы, жена, «ибо Бога видели» (Суд.13:22); не хотим подобно Петру высылать с корабля Иисуса, как недостойные такого посещения (а когда именую Петра, кого имею в виду? — того, кто ходил по водам); не хотим потерять зрение подобно Павлу, до очищения от гонений вступившему в сообщение с Гонимым, или, лучше сказать, с малым блистанием великого Света; не хотим, прося врачевания, как сотник, из похвальной боязни не принимать в дом Врача.
Притчи 4 глава
1-3. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4-9. Сущность наставлений отца Премудрого — увещание к мудрости с указанием благ ее. 10-19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20-27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей.
Притч.4:1. Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
Притч.4:2. потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Притч.4:3. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция (παράδοσις τῶν πατέρων) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9:16.5, 31.12). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи (Притч 1.8) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже (Притч 5.7 и Притч 7.24) обращение не к «сыну», а к «детям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон». Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.
Притч.4:4. и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Притч.4:5. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Притч.4:6. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Притч.4:7. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Притч.4:8. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
Притч.4:9. возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Увещания отца (Давида, по LXX, слав. — и матери: οί ἕλεγον καί ἐδίδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28.9), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» (хокма), особенного «разума» (бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное — мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8-9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9).
Притч.4:10. Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни.
Притч.4:11. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Притч.4:12. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
Притч.4:13. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.
Притч.4:14. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
Притч.4:15. оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
Притч.4:16. потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
Притч.4:17. ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Притч.4:18. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Притч.4:19. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14-19).
Наставления о путях премудрости становятся более специальными — указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни — благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений — предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, — призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14-17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1-19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16-17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3:62.1, 2.5; Притч 6.23:28.5), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их, Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56-57).
Притч.4:20. Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
Притч.4:21. да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
Притч.4:22. потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Притч.4:23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Притч.4:24. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
Притч.4:25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
Притч.4:26. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Притч.4:27. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
Притч.4:28. [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены.
Притч.4:29. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3.21:2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», 1Тим 4.8). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости — благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим, LXX: ἕξοδοι ζωῆς). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека (Пс 21.27:101.5; Ис 1.5; Иер 4.18), так и душевной и духовной жизни его (Пс 83.3; Иер 11.20:17.10), частнее — не только разного рода ощущений, чувств и эмоций (Притч 31.11:5.12, 13.12; Суд.16:15), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли (1Цар 14.7; 3Цар 8.17 и др.), ведения и силы разумения (3Цар 10.2 Суд.16:17; Притч 17.16:15.14, 7.7, 9.4), наконец, как центр и носитель нравственной жизни (Пс 50.12; 3Цар 3.6:9.4; Притч 7.10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 1Тим 1.5:19; 1Пет 3.16), сердце употреблено и здесь Притч 4.23 (ср. Пс 50.12; Иов 27.6; 1Цар 25.31), как показывают и дальнейшие стихи 24-25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6.13:10.10, 16.30; Сир 27.25, сн. Мф 6.22-23), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108.133; Евр 12.13). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор 5.32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: ὁδούς γὰρ τὰς ἐκ δεξιῶν οῖδεν ὁ θεός, διεστραμμένοι δέ εῖσιν αἱ ἐξ ἀριστερῶν αύτὸς δέ ὀρθὰς ποιὴσει τὰς τροχίάς σου, τάς δε πορείας σου ἐν εῖρήνη προάχει. Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском — синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26-27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).
комментарии Лопухина на притчи Соломона, 4 глава
Консультирование и Мудрость
«Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» Пр. 4:7.
«Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» Пр. 16:16.
Библия учит нас, что мудрость – это «главное» (Синодальный перевод) и «превыше всего» (Современный перевод). Возникает вопрос: превыше чего мудрость? Если Бог говорит, что «мудрость – главное», то в сравнении с чем она главнее?
Ответ: в сравнении с человеческими мнениями и эмоциями (которые ошибочны и склонны к глупости). Мудрость также превыше других средств, с помощью которых мы распознаем Божью волю. Мудрость превыше пророчеств, снов, видений, и консультирования со Словом. Библия отождествляет Божью мудрость со Святым Духом и учит, что она отличается от человеческого интеллекта и знаний, которые получены через образование.
Новый Завет говорит, что мы получили доступ к мудрости только через Христа. Каждый верующий, который ходит в отношениях с Христом, может получить мудрость. Это касается не только пасторов или других служителей. Однако, это то, чего мы должны искать и о чем мы должны молиться. Мудрость не приходит автоматически или вся сразу. Мы также можем возрастать в мудрости, а также никто еще не мудр настолько, что больше в мудрости не нуждается. Члены всех церквей, которые находятся в работе Святого Духа, должны искать этого и должны день за днем в этом возрастать. Почему это не обязательно другим? Просто потому, что религия отлично справляется, пользуясь лишь человеческим интеллектом и опытом.
Существуют также другие уроки, которые касаются мудрости и духовных даров. Но сегодня мы сфокусируемся на мудрости по вопросу «консультирование со Словом» или вопрошение через Слово.
Мудрость превыше всего. Именно это должно управлять нашим подходом к практике консультирования со Словом. Мы не можем просить Бога говорить через Его слово, касательно того, что идет в разрез с мудростью.
Мы игнорируем «водительство», которое получают люди через консультирование со Словом, если это противоречит мудрости.
Это такое же злоупотребление практикой консультирования со Словом, когда это идет наперекор мудрости, как и злоупотребление духовными дарами. Если человек не пребывает в Слове, в молитве, не ходит в чистоте и при этом вопрошает через слово и получает что-то, что противоречит мудрости Божьей – это не принимается. Мудрость всегда противоположна безрассудству и греху. Поэтому мы не можем консультироваться со Словом, если собираемся сделать что-то мирское или греховное.
Бог уже очень ясно показал всем нам, что мы не можем грешить или быть мирскими. Поэтому Ему не нужно повторять это вновь и вновь на индивидуальной основе.
Если кто-то говорит, что, консультируясь со Словом, он получил позитивный стих в отношении употребления алкоголя или нарушения закона, то мы отвергаем это как злоупотребление. Бог не говорил к этому человеку в это время. Напротив, этот человек обманул самого себя, отвергнув мудрость, будучи настолько дерзким, чтобы спрашивать у Бога особого разрешения на грех. Мы не можем принять это.
Мудрость также учит нас финансовой ответственности, бережливости и планированию расходов наперед, а также финансовой дисциплине. Мы никогда не применяем практику консультирования со Словом по «люксовым» расходам или нелепым покупкам. Это будет злоупотреблением, и Бог не благословит этого. Ответы, которые люди «получили» в таких глупых обстоятельствах – не от Бога.
Встречались и такие незрелые верующие, которые использовали практику консультирования со Словом в таких вопросах, как приобретение дорогих машин либо роскошных домов. Такие люди попадают, в конце концов, в проблемы с конторами, занимающимися сбором долгов, либо судами.
Мудрость учит нас, что мы должны оставаться в границах своих финансовых возможностей, делая покупки или получая кредиты, которые мы потом будем в состоянии погасить, исходя из нашего дохода. Понятно, что наши финансовые границы могут расширяться, благодаря труду, водительству от Святого Духа, благодаря тем задачам, которые ставит для нас Господь. Проще говоря, мудрость не советует нам вкладывать деньги в рискованные предприятия (Прит. 6:1, 11:15, 17:18, 22:26), либо брать на себя финансовые или иные обязательства, которые, совершенно очевидно, слишком велики для нас. Здесь примеры финансового неблагоразумия.
Кончено, у нас могут возникать множество различных ситуаций, в которых есть неясность, когда мы покупаем, например, квартиру или машину, которые могут быть дорогими, но, все же, в пределах наших финансовых возможностей. Опасность здесь заключается в том, что неправильные приобретения или инвестиции могут увести деньги от тех возможностей, которые сейчас, возможно, неизвестны, но которые могут придти в ближайшем будущем. Таким образом, в этих неясных случаях, мы можем использовать практику консультирования со Словом и просить Бога проговорить к нам. Возможно, это будет благословением для нас. Если это не вступает напрямую в конфликт с мудростью, тогда мы можем консультироваться со Словом для водительства.
Мудрость также учит нас, что мы должны работать по найму, либо иметь собственный бизнес, для того, чтобы получать необходимые средства для жизни и обеспечения наших семей (см. 1 Тим. 5:8). Однако иногда слабые или незрелые верующие ошибочно консультируются со Словом о том, чтобы оставить работу и оставаться безработным, ради служения. Либо для того, чтобы заняться какой-либо схемой типа «стань-богатым-быстро». Все это всегда заканчивается в пустыне.
Это хорошо, когда мы оставляем свою работу для того, чтобы подняться по карьерной лестнице или для перехода на более оплачиваемую работу. Мы можем консультироваться со Словом по этому поводу, и Бог, возможно, скажет «Нет» для того, чтобы защитить нас от неизвестных проблем, с которым может быть связана новая работа. Мы сами не всегда в состоянии увидеть подводные камни. Правильным будет оставить прежнее место работы, если у нас есть другая работа или иной источник дохода, который уже достаточно возрос.
Проблемы возникают тогда, когда люди консультируются со Словом по решениям, которые могут привести их к тому, что они останутся вообще без средств к существованию. Это может привести к персональному кризису – растущие долги, потери средств существования и даже голод (см. Еф. 4:28, 1 Фес. 4:11, 2 Фес. 3:10, Екк. 10:4). Мудрость говорит нам не делать этого.
Мы никогда не должны консультироваться со Словом по поводу нелегальной работы или нелегального проживания в другой стране. Бог уже сказал нам, что мы должны подчиняться правилам и законам страны, в которой мы живем и сознательно нарушать законы является грехом (см. Рим. 13:1-6, Тит. 3:1, 2 Пет. 2:13-14). В дополнение, мы никогда не должны спрашивать Бога, если мы собираемся начать работу в каких-либо незаконных предприятиях, таких как торговля запрещенным товаром, крадеными предметами, контрабанда или что-либо иное, что идет в нарушение государственных установлений.
Мудрость говорит нам почитать закон и нет никаких причин для того, чтобы консультироваться со Словом по поводу таких незаконных акций. Мы можем (и должны) консультироваться со Словом по поводу легальных бизнес возможностей или предложений работы, если мы колеблемся, принять их или нет. Это позволяет нам оставаться в пределах Божьего плана для нашей жизни и избежать ошибок.
Бога радуют те слуги, которые спрашивают Его, прежде чем сделать что-либо. Он почитает таких людей и благословляет их работу, их финансы и их семьи.
Все эти принципы, конечно же, применимы в первую очередь в самой церкви.
Пасторы и служители должны поступать в соответствии с мудростью. Павел говорит, что мы не должны ставить на лидерскую позицию новообращенных (1 Тим. 3:6). Пастор обязательно должен проконсультироваться со Словом (совместно с группой ходатаев) по поводу постановки новых лидеров, учителей Воскресной Школы, музыкантов, дьяконов и так далее.
Если какой-либо человек является новообращенным, мы даже не рассматриваем этот вариант – Слово уже запрещает это и мудрость подтверждает, что мы должны ждать, пока этот человек не достигнет духовной зрелости.
Библия говорит (с мудростью), что мы не должны иметь беспорядка на наших служениях (даже если это является обычным вокруг нас). Мы консультируемся со Словом по поводу песен и послания для каждого служения, но в то же время мы даже не рассматриваем любой вариант пения или проповеди, если это глупо, разрушительно или не соответствует Библии.
Библия говорит нам не обличать членов церкви резко (1 Тим. 5:1-2) или не унижать кого-либо публично. Пасторы обычно консультируются со Словом прежде чем наказать кого-либо или использовать другую форму церковной дисциплины. Тем не менее, мы вообще не рассматриваем такие исключительно жесткие варианты, которые могут полностью оттолкнуть человека от церкви, вместо того, чтобы привести его к покаянию. Все в церкви должно функционировать в согласии с мудростью.
Однако, даже в мудрости все еще столько много различных вариантов действия, которые кажутся одинаково приемлемыми, вот именно в таких случаях мы можем использовать практику консультирования со Словом и просить Бога проговорить к нам через Его Слово, чтобы вести нас.
Бог почитает церковных лидеров, которые консультируются со Словом, прежде чем действовать.
Мудрость также говорит нам не быть навязчивыми или не консультироваться со Словом по пустяковым деталям. Например, Давид советовался с Богом по поводу каждой битвы, где и когда атаковать (см. 1 Цар. 23:2-6), но он не консультировался по поводу каждого выстрела или взмаха своего меча. Если Бог подтвердил определенное направление действия, то очевидно, что необходимые действия, которые требуются для достижения цели, включены в это.
Моисей советовался с Богом по поводу распределения Обетованной Земли между 12 коленами Израиля, а затем по полу-коленам или семьям (см. Чис. 26:55-56, Чис. 33:54, Чис. 36:2, И.Нав. 18:6-19:51). Но никогда по поводу того, где будет стоять каждый дом или какая семья будет спать в каком доме.
Давид также спрашивал Бога по поводу очередности служения каждого музыканта в Храме, (1 Пар. 25:8-26:16), но это было общая, постоянная очередность, без необходимости консультироваться каждый день.
Проще говоря, мы вопрошаем Бога о каждом музыканте, только Бог видит сердца людей, мы – лишь внешность. Если ему будет разрешено играть в церкви, то они потом могу играть или петь на любом служении, на котором они присутствуют – нет нужды консультироваться со Словом по поводу служения каждого музыканта на каждый день. Этот принцип применим также к нашей личной жизни таким же точно образом.
Мы можем консультироваться со Словом по поводу серьезных решений, касающихся наших семей или работы, но не по тому поводу, ходить ли нам на работу каждый день или заботиться ли о наших детях каждый день. Это вопрос мудрости. Если у нас есть обязанности, мы должны быть верны в том, чтобы их исполнять. Мудрость не только должна управлять теми вопросами, о которых мы можем консультироваться со Словом, она также должна управлять нашим водительством впоследствии.
Мы не говорим неверующим на своем месте работы, что мы спрашивали Бога о стихе из Библии до того, как решили прийти на эту работу. Они не поймут и могут воспринять нас как «странных» и прекратить общение с нами. Для них это может быть неприятным. Наше персональное благовестите должно быть сфокусировано на благословенных Божьих дарах, пришедших в нашу жизнь (особенно спасение, а также на том, что для неверующих легче принять и понять).
Мы не должны использовать практику консультирования со Словом перед неверующими либо религиозными людьми, которые будут смеяться над нами или критиковать нас за это (см. Мф. 7:6). Здесь Иисус предупреждает нас не бросать жемчуг перед свиньями, где жемчуг – работа Духа Святого, а свиньи (нечистое) – плоть, мир. Мы научены, что плоть духу противится.
Мы должны просить Бога говорить к нам в уединенном месте либо в церкви. Нам также необходимо избегать обсуждения специфических деталей практики консультирования со Словом с членами церкви, если это может оказать на них манипулирующее воздействие, либо излишне ранить их чувства.
Мы также никогда не должны говорить людям, что мы консультировались со Словом (и получили негативный ответ) в отношении каких-либо общественных отношений или предложений гостеприимства. Например, если какая-то семья из церкви приглашает вас на ужин, и вы не можете решить изменить ли вам ваше расписание, в этом случае вы можете спросить Господа через его Слово по поводу Его приоритетов, каким образом вам провести ваш день. Если вы скажете этим членам церкви, что Господь не позволил вам поужинать с ними, они могут сильно расстроиться из-за этого и будут думать, что с ними что-то не так. Возможно, что Бог просто хочет, чтобы вы завершили свои домашние обязанности сегодня.
Слишком много внимания практике консультирования со Словом по поводу таких маловажных деталей может принести к непониманию и ранить чувства других.
Мудрость учит нас избегать бесполезных действий или вещей, которые могут ранить чувства других. Бог снабдил нас потрясающим благословением – привилегией спрашивать Его через Его же слово о ситуациях и решениях, с которыми мы сталкиваемся. Это благословение умножается, если наши жизни становятся соответствующими Его воле и Его плану для нас, когда мы спрашиваем Его, желая узнать Божью волю для принятия серьезных решений. Эта привычка спрашивать Бога может помочь нам постичь, чего Бог хочет для нас.
Мудрость должна управлять этим процессом, чтобы мы избежали самообмана или злоупотребления. Мудрость превыше всего.