главный православный храм грузии

Храмы Грузии

главный православный храм грузии

Если вы были в Грузии или планируете посетить страну, вы, возможно, заметили, что большинство достопримечательностей в Грузии, кроме горных деревень и основных городов, это православные храмы. Большинство из этих церквей имеют древнюю историю.

Мы предлагаем вам отправиться в увлекательные архитектурные или религиозные туры, где вы посетите самые древние храмы, монастыри и церкви в Грузии. Чтобы сделать поездку максимально интересной, наши менеджеры предложат вам маршрут по монастырям и храмам как в городах, так и в горах этой интересной туристической страны. Мы всегда рады организовать Вам незабываемое путешествие! Остались вопросы? Звоните по телефону: +995599955541.

Тбилисский Свято-Троицкий собор

Часто называемое по-грузински Самеба – Тбилисский Свято-Троицкий собор является главным религиозным сооружением Грузинской православной церкви в Тбилиси. Строительство церкви заняло почти 10 лет, с 1995 по 2004 год и считается третьим по величине Восточным православным собором в мире. Здание представляет собой сочетание традиционных стилей грузинской церковной архитектуры разных периодов и даже имеет некоторые византийские коннотации.

главный православный храм грузии

Собор Светицховели

Собор Светицховели, расположенный в Мцхета, в Мцхета-Мианети, является шедевром раннего средневековья и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. После Свято-Троицкого собора в Тбилиси Светицховели является вторым по величине религиозным сооружением в стране.

Считается, что здесь захоронена мантия Христа, еще и поэтому собор Светицховели стал одним из главных грузинских храмов со времени постройки в 1029 году. С момента своего существования собор пережил множество несчастий, и многие из его ценных фресок были выбелены российскими имперскими властями. К счастью, некоторые фрески были восстановлены, включая изображение «зверя Апокалипсиса» XIII-го века и фигуры зодиака. Его стены украшают многие христианские православные иконы, большинство из которых не являются оригинальными, поскольку хранятся в национальных музеях. Есть примеры каменной кладки, которая показывает виноград на стенах, отражая древние грузинские винодельческие традиции.

главный православный храм грузии

Храм Баграта

В Кутаиси находится знаменитый храм Баграта, один из наиболее впечатляющих и значительных примеров культурного наследия и средневековой архитектуры в Грузии. Он был построен в XI веке первым царем объединенной Грузии Багратом и с тех пор является символом объединенной Грузии. Это крестово-купольный собор, расположенный на вершине холма Укимериони. Собор отличается элегантными пропорциями, большими размерами, композицией фасадов, орнаментами и рельефными резьбой.

главный православный храм грузии

Гергетская Троицкая церковь

Говоря о монастырях и храмах в грузинских горах, список наиболее посещаемых древних монастырей открывает Гергетский монастырь, который был построен в XIV веке.
Гергети – уникальный монастырь в Казбегском районе, Мцхета-Мианети. Он расположен высоко в горах. Для того, чтобы добраться до монастыря, требуется время и подъема по крутой горе, прежде чем вы сможете побаловать себя прекрасным панорамным видом на Кавказские горы. Это делает экскурсию в монастырь более интересной.

Церковь Святой Троицы, расположенная у подножия горы Казбеги возле села Гергети, является одним из самых живописных мест в Грузии на высоте 2170 метров (7120 футов) над уровнем моря. Церковь является единственным крестово-купольным храмом в этом районе. Это основной пункт назначения для тех, кто посещает город Степанцминда.

Источник

Православная Жизнь

Кафедральный собор Светицховели

главный православный храм грузии

В нескольких километрах от Тбилиси в древнем городе Мцхете расположен главный собор и кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви. Храм является самым большим историческим сооружением, которое сохранилось до наших дней на территории Грузии. Здание было построено здесь ещё в XI веке.
Красивые фасады, декоративные арки с искусной резьбой и большие купола, всё это было построено здесь в честь 12-ти апостолов христианской церкви.

Для постройки храма было выбрано место, где по преданиям была похоронена Святая Сидония и основана первая христианская церковь на территории Грузии, названная в честь неё. Вскоре церковь была разрушена и периодически ее пытались восстановить, но постоянно что-то мешало.

В начале XI века первый столп нового сооружения был выстроган из дерева и лишь спустя несколько десятков лет, церковь была построена окончательно. По легенде это дерево выросло над могилой Святой Сидонии, и отсюда пошло название «Столп животворящий» или по-грузински «Светицховели».
По приказу царя Ираклия II вокруг храма была воздвигнута крепостная стена.

Собор является действующим по сей день.

Церковь Св.Троицы Цминда Самеба

главный православный храм грузии

Цминда самеба – собор православной веры в Грузии, который возвели к годовщине 2000-летию Христа Спасителя. Этот собор входит в пятерку самых высоких храмов в православной епархии.
Собор Цминда самеба представляет собой комплекс, который состоит из основного здания, отдельной башни с колоколами, помещения монастыря, резиденции старшего патриарха, семинарии, академии Духовенства.

Цминда самеба располагает девятью часовнями, в честь святых. Большая их часть находится под землей, в самом нижнем уровне здания, который уходит на почти 14 метров под землю.
В качестве напольного покрытия применен мрамор с мозаикой. На стенах находятся фрески, картины и даже дорогостоящие иконы.

Церковь Метехи

главный православный храм грузии

Рядом с церковью в семнадцатом веке была построена крепость, впоследствии ставшая тюрьмой. К сожалению в двадцатом веке крепость была уничтожена, а сама церковь при советской власти едва избежала гибели.

Храм Баграта

главный православный храм грузии

Храм Баграта стал одним из объектов Всемирного наследия, который находится под охраной ЮНЕСКО. К такому решению пришли специалисты ЮНЕСКО, которые были против решения президента Михаила Саакашвили начать строительство по восстановлению Храма в его первоначальном виде 1003 года.

Однако, строительство Саакашвили не только не приостановил, но и 17 августа 2012 года на куполе храма Баграта был установлен двухметровый бронзовый крест весом в 300 кг. На этой церемонии Саакашвили заявил, что собор был разрушен русской артиллерией, в то время как к разрушению Храма имели дело лишь турки.

Первый Царь Грузии Баграт III, в честь которого был построен Храм в конце X века, выделил особое предназначение этому месту, здесь не только проводились все значимые мероприятия того времени, но находили защиту местные жители в неспокойное время во время нападений врагов. Поэтому Храм Баграта является символом объединённого грузинского народа. Именно здесь был коронован 16-летний Давид IV.

Сегодня это место представляет собой руины, в стенах которых зачастую проходят церковные служения, и где можно увидеть фрагменты фрески Пресвятой Богородицы.

Собор Сиони

главный православный храм грузии

Собор является типичным примером средневековой грузинской церковной архитектуры. Стены собора облицованы желтым туфом из города Болниси. Строгие фасады практически лишены украшений. Барельефы, изображающие крест и скованного льва, вырезаны на камнях восточной стены, северную стену украшает изображение ангела и святых. Все шестнадцать окон собора заключены в резные каменные рамки.

Могнинская церковь св. Георгия

главный православный храм грузии

Эта величественная церковь была построена в 1532 году благодаря стараниям и финансовым средствам граждан Манденова, Бастамова и Башинджагова. По словам специалистов-историков создатели ориентировались на Эчмиадзинский храм как на прототип.

Почему церковь назвали Могнинской? Французский путешественник Жан Шарден делится с легендой, услышанной у местных жителей, указывая, что «Могнин — это название села около Еревана, где долгое время хранился череп святого Георгия, а когда святыню перенесли в отстроенный храм, то и использовали название местности».

В советскую эпоху был превращен в музей народного искусства, который был закрыт в 1980 году. После этого церковь продолжительное время не использовалась как религиозное сооружение и постепенно разрушалась. В 2009 году произошел частичное обрушение церкви, что привело к катастрофическим последствиям. На данном этапе решается вопрос о сохранение Могнинской церкви как значимого памятника культуры и проведение грамотных восстановительных и реставрационных работ.

Кафедральный собор Алаверди

главный православный храм грузии

После смерти старца, в IХ веке началось строительство великолепного Алавердского собора. По сравнению с другими религиозными сооружениями Грузии, это здание отличается особым величием и монументальностью.

В настоящее время в соборе находятся мощи святителя Иосифа и останки равноапостольской Нино Каппадокийской. Также можно посмотреть на величественные крепостные стены, трапезную монастыря, винный погреб и бани начала XVII века. Особенностью этого храма является и то, что здесь сохранились потрясающие соборные росписи, создание которых относится к XV столетию.

Монастырский комплекс Алаверди представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается общенациональной грузинской православной святыней.

Собор Христа Спасителя в Цаленджихе

главный православный храм грузии

Собор Христа Спасителя, расположенный на берегу реки Цхенисцкали, в грузинском городе Цаленджиха, относится к старинным средневековым постройкам страны. Собор с крестово-купольной архитектурой и тремя аркадными галереями, две из которых были впоследствии превращены в семейную часовню, был построен в XII –XIV веках по заказу рода Дадиани, правивших в Мегрели, на западе Грузии. В северо-западной части стены, которая окружает церковь, находится двухэтажная колокольня. Руины дворца Дадиани находятся во дворе храма.

Прежде всего, Собор Христа Спасителя в Цаленджихе известен своими уникальными фресками в стиле Ренессанса, которые были выполнены нанятым из Константинополя художником Мануелом Евгеникосом, о чем свидетельствует надпись на одном из столбов храма. Программа настенной живописи очень сложна и интересна и представляет темы, нехарактерные для грузинской живописи Средневековья. В XIX веке в храме выстлали новый пол, в 1960-1980 годы он был частично реконструирован. На сегодняшний день уникальные фрески нуждаются в охране и реставрации.

Дарьяльский монастырь

главный православный храм грузии

Среди удивительной природы, на высоте 2 170 метров у подножья горы Казбег располагается потрясающий древнейший духовный центр Грузии — Дарьяльский монастырь.

Согласно преданию, пастухам явилась Пресвятая Богородица и повелела построить на этом месте храм. Люди послушались и начали его возведение, но при завершении строительства не хватило камней. Однажды, проснувшись утром, строители увидели полностью завершенный храм. По другой версии на место строительство храма «указал» черный ворон, бросивший кость на пике горы.

Археологи предполагают, что возведение храма осуществлялось под руководством Имеретинского, Кахетинского и Картлинского царей, как символ распространения православия в горной Грузии. Ориентировочно постройка относится к X столетию, об этом свидетельствует характерные архитектурные формы и тонкий орнамент на камне. Внутри храма находится красивейший иконостас VI века с изображением святой равноапостольной Нины. Летопись храма свидетельствует о хранении духовных ценностей Грузии в момент нашествия персов. Монахи хранили частицы Гвоздя и животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, Креста святой равноапостольной Нины.

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы в Батуми

главный православный храм грузии

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы был построен в 1898-1903 годах в Батуми на пожертвования верующих, большая часть которых была внесена богатым нефтепромышленником Стефаном Зубалашвили. В том же 1903 году собор был освещен. Сейчас, глядя на это здание в готическом стиле, мало кто вспомнит, что первоначально оно строилось как римско-католический костёл.

После того, как Грузия вошла в Советский Союз, здание использовалось под хозяйственные и административные нужды. В последующем верующие стали требовать возврата здания, а после выхода фильма «Покаяние» кинорежиссера Тенгиза Абуладзе проблема приобрела всенародное значение. После чего путем реставрации собору все же вернули первоначальный вид.

Собор Батумской епархии был признан кафедральным и передан Грузинской Православной Церкви. Сейчас он является одним из красивейших соборов в Грузии. С двух сторон от центрального входа стоят статуи апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, а огромные витражные окна схожи с лучшими образцами французской готической архитектуры.

Источник

Грузинская православная церковь: история и особенности, отличие от Русской православной церкви

главный православный храм грузии

С нашими южными соседями – грузинами – нас роднит общая история, культура (вспомнить хотя-бы любимого русскими Мимино из советского кинофильма). Грузины живут рядом с нами, работают, учатся, со многими из них у нас завязываются дружеские или семейные отношения. В то же время они являются представителями южного народа, и многие из нас не знают, чем они отличаются от других кавказских народов, да и вообще мы зачастую мало знаем о своих соседях.

Поэтому периодически у людей возникают вопросы: что собой представляют грузины, на основе каких жизненных правил и заповедей они живут, ну и наконец, какая в Грузии церковь? Понимание того, во что традиционно верят представители того или иного народа, дает многое для объяснения его особенностей и того, как складываются исторически наши отношения с ним. Каковы отличия Грузинской церкви от православия в России? Мы постараемся пролить свет на этот вопрос.

Братья по вере

В отличие от многих других наших кавказских соседей, грузины – православные. Это роднит грузинский народ с русским. В то же время Грузинская православная церковь организационно обособлена от Русской православной церкви (РПЦ). В ней – свое руководство, свой язык, свои святые. Чем отличается грузинская церковь от русской православной? Попробуем разобраться и начнем с ее истоков.

главный православный храм грузии

Апостольская проповедь

Священное предание гласит, что Грузия (Иверия) была апостольским жребием Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господне, все апостолы пришли в Сионскую горницу и бросили жребий, кому в каких землях проповедовать, Божия Матерь тоже захотела поучаствовать в проповеди христианства. Ей был определен жребий идти в Иверскую землю, но голосом с неба Христос велел Богородице пока оставаться в Иерусалиме, а на север отправиться святому апостолу Андрею Первозванному.

В путь святой Андрей отправился с нерукотворным образом Пресвятой Девы Марии. В Грузии апостол Андрей обошел много городов и селений, проповедуя Христово Евангелие в сопровождении чудес. Жители города Ацкури, увидев чудо воскрешения сына вдовы, попросили крестить их. Святой Андрей выбрал для новых христиан епископа, священников и дьяконов и, уезжая, подарил жителям Ацкури нерукотворный образ Девы Марии.

Также из древних источников известно о том, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы были в Грузии, подтверждают и грузинские хроники, и греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первых трех веках нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский в ряду христианских народов упоминает также и иберов, то есть грузин.

В первые века существования христианства оно подвергалось жестоким гонениям. Так уже в начале II века произошла мученическая кончина святого Сухия и его дружины. Положение спасла проповедь святой Нины, за что Грузинская православная церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.

главный православный храм грузии

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета. Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан. Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Дальнейшая история церкви до наших дней

В первые века своего существования церковь в Грузии подчинялась Антиохийскому Патриарху, а в 5-м веке получила автокефалию (самостоятельность), в связи с тем, что Грузия была в то время самостоятельным государством за пределами Византийской империи.

История Грузии отмечена постоянной борьбой с захватчиками, которые старались не только захватить страну, но и уничтожить в ней христианство. Так в 1227 г. на Тбилиси напали хорезмийцы во главе с Джалал-ад-Дином. На мост вынесли иконы, и все тбилисцы должны были проходить по мосту и плевать на иконы, тем же, кто отказывался, сразу отрубали голову и толкали в реку. В тот день приняли мученичество 100 000 христиан.

Непростое военное положение Грузии и православных грузин послужило причиной периодических обращений за помощью к единоверцам – русским, пока в начале 19-го века Грузия не была окончательно включена в состав Российской империи. Образовался Грузинский экзархат, управляемый митрополитом, позднее архиепископом, церковь перестала быть автокефальной. Экзархат принес в церковную жизнь больший порядок, улучшенное материальное положение священников, открытие духовных учебных заведений, развитие науки.

Другой стороной медали было то, что грузинский язык вытеснялся из богослужения, в семинариях преподавали также на русском языке. Имущество церкви также перешло в руки русских властителей, русских же назначали экзархами. Неудивительно, что периодически звучали протесты против этой тенденции.

Грузинская церковь в конце 19-го – начале 20-го веков все больше стремилась к тому, чтобы снова стать автокефальной. Грузины использовали для этого Февральскую революцию, уже в марте в Мцхете была объявлена автокефалия, в сентябре избрали католикос-патриарха Грузинской православной церкви. Русские сначала не захотели признавать автокефалию. В связи с этим было временно прекращено общение двух церквей, которое было восстановлено лишь в 1943 году. И наконец, в 1990 году Грузинская православная церковь снова стала автокефальной.

главный православный храм грузии

Что общего у Грузинской и Русской церквей?

Как мы видим из вышеизложенной истории, было время, когда Грузинская церковь была частью Русской православной церкви. Было это, когда Грузия находилась «за гранью дружеских штыков», начиная с 1801 года до 1917-го. Тогда Грузинская церковь вновь стала автокефальной поместной православной церковью. Из этого можно заключить, что наши церкви не имеют догматических разногласий и различий в вероучении.

В настоящий момент Русская и Грузинская православные церкви являются «сестрами» и стоят рядом в диптихе (списке) 15 поместных церквей наряду с Константинопольской, Иерусалимской, Американской и другими. Все они имеют апостольское преемство. Что это значит? Первых епископов Вселенской православной церкви рукополагали для служения апостолы, ученики Иисуса Христа. Затем эти епископы рукополагали священников, так происходит и в наше время. Получается, что если взять любого действующего священника, то можно проследить цепочку рукоположения в глубь веков до одного из 12 апостолов. Это и называется апостольским преемством, которое всегда было главным иерархическим принципом единства Вселенской церкви. Получается, что и Русская, и Грузинская церковь, как и остальные 13 поместных церквей, не отличаются в главном – в вероучении и апостольском преемстве, и разъединены только организационно. Причем, что важно, порядковый номер в диптихе не имеет никакого значения: все поместные церкви равны. Лишь Константинопольская исторически считается «первой среди равных».

Чем Грузинская церковь отличается от православной Русской церкви?

Как мы уже выяснили, грузины и русские являются братьями по вере и членами Вселенской церкви Христовой. Русский человек всегда принимался своим в грузинском монастыре или храме, а грузин – в русском. Так, например, удивительно, но главная грузинская православная церковь в Москве – храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах – принадлежит Русской церкви.

В главном, в вероучении, наши церкви едины. Отличия Грузинской православной церкви от Русской православной, хоть и небольшие, но есть. В каждой из них – своя история, свой язык, на котором происходят богослужения, свои подвижники благочестия и чтимые святыни.

В первую очередь, Грузинская православная церковь (ГПЦ) старше Российской (так до революции 1917 года называлась Русская православная церковь). ГПЦ образовалась в 337 году, когда, как мы уже знаем, благодаря равноапостольной Нине христианство стало в Грузии государственной религией. Крещение Киевской Руси состоялось в 988 году трудами святого князя Владимира. Получается, что Грузинская церковь старше на 651 год, она является одной из самых древних христианских церквей в мире.

главный православный храм грузии

Современное положение

В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.

Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.

Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.

В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.

главный православный храм грузии

Святые грузинской православной церкви

главный православный храм грузии

Грузинские иконы

Среди икон Грузинской православной церкви первое место также занимают образы Девы Марии. В России получила известность чудотворная Грузинская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она имеет грузинское происхождение, во время военных действий ее украли персы. По молитвам перед этой иконой было совершено множество чудес в разных городах России, нынешнее местонахождение ее неизвестно.

Не менее почитаема икона царицы Тамары. Во время ее правления страна достигла своего наивысшего расцвета. Царица Тамара наладила не только экономические и социальные связи государства, но и религиозные. Благоверная царица была милосердна не только к своему народу, но и к врагам, за что и была причислена к лику святых в 1213 году.

Во многих грузинских храмах и в виде фресок, и на иконах можно увидеть большое количество иконописных изображения святой Нины и Георгия Победоносца.

Грузинская церковь отличается своеобразной иконописью и архитектурой. Грузинским храмам свойственно наличие классического купола в виде высокой пирамиды (шатра). Интересно, что такие купола пришли в Грузию не из Византии, а являются, скорее всего, примером влияния персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня, как и традиционные русские «луковичные» купола напоминают свечу – символ молитвы.

главный православный храм грузии

Отношения между Грузинской и Русской православными церквями

Обзор сходств и отличий наших церквей будет неполным без того, чтобы вспомнить о той любви, которая созидалась и возрастала на протяжении веков и которая сейчас соединяет «сестры»-церкви.

Сблизились и подружились Грузинская и Русская церкви еще в годы Золотой Орды, когда их представители встречались во время оплаты подати. Дружба, начатая в общей беде, оказалась крепкой и долговременной.

Затем Русь помогала Грузии бороться с внешними врагами. Еще в 15-м веке грузинский царь Александр I обращался за покровительством к великому князю Ивану III, а в начале 19-го столетия грузинский царь и вовсе «вручил России свой народ».

С древних времен и вплоть до 19-го века межцерковные отношения укреплялись благодаря монахам грузинского и русского монастырей на Афоне.

Замечательным явлением в развитии духовных связей наших церквей послужили грузинские иконы, привезенные в Россию и ставшие предметом глубокого почитания. Это прежде всего копия чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенная в середине 17-го столетия из Иверского монастыря на Афоне, а также другие чудотворные иконы Богородицы: «Оконская» (18-й в.) и «Грузинская».

В 19-м веке отношения Русской и Грузинской церквей были наиболее постоянными, так как Грузинской церковью управляли экзархи, назначаемые российским Святейшим Синодом.

И наконец, крепкие братские отношения сложились между Грузинской и Русской церквями в середине 20-го века благодаря восстановлению ими молитвенного общения. В настоящее время Грузия и Россия, также, как и их поместные церкви, имеют множество точек соприкосновения, совместных проектов и, самое главное, тесное взаимное молитвенное общение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *