главный принцип философствования согласно учению сократа

Философия Сократа – кратко и понятно

Содержание:

Сократ признан великим философом древнего времени. Он обучал известных мыслителей – Евклида, Алкивиада, Платона. Именно с его учения начинается новая философия античности. Ранее философский взгляд был направлен на природу, космос, мир. Сократ поднял вопросы духовных ценностей, человека и нравственности.

Философ родился в 469 году до нашей эры, прожил семьдесят лет. Его родина – Афины, Древняя Греция. Он известен тем, что стал первооткрывателем классической философии. Основные философские идеи Сократа касались важных вопросов, волновавших народ в то время, – государства, Бога, человека, добра.

Сократ философия – кратко

Философ создал учение о государстве, опираясь на собственные идеи. Его основные аспекты:

Философские воззрения Сократа отличались от распространенных в Древней Греции взглядов. Он был обходительным человеком, к нему прислушивались. Еще одно важное учение мыслителя посвящается тематике добра. Основные идеи:

Философия Сократа – кратко и понятно

В годы жизни мудреца старая вера, основанная на преклонении олимпийским Богам, похожим на людей, была разрушена. Греки рассматривали веру в единого Бога. Ему первому удалось понять суть Божества. В своем учении о Боге он говорил о нравственной силе, а не природной. Добродетель исходит от Бога. Человеку не нужно ничего избирать, к Всевышнему его приведут сердце, мудрость и душа. Природную физику философ не воспринимал, он видел смысл в нравственности. Методика Сократа завоевала популярность среди многих известных мыслителей. Ее принципы:

Диалектика Сократа заставляла людей проникаться беседой, внимательно вслушиваться в ход мыслей философа.

Источник

Философия Сократа Важнейшие принципы и характеристики

философия Сократа состоит из элементов, которые переплетаются в их наиболее фундаментальной основе: идея человек «познать себя» й, следовательно, знает, что такое хорошо человеческую природу и justa-, и признание невежества, которое уступает возможности открытия новых и более точных мудростей.

Несомненно, Сократ один из величайших греческих философов истории и их вклад еще изучается в силу важности и уникальности их перспектив, среди которых стоит отметить его постоянный поиск истинного знания и незаменимый диалектический метод.

главный принцип философствования согласно учению сократа

Однако не все так просто с этим соответствующим философом, в первую очередь из-за древности его учения и, во-вторых, потому что он никогда не писал книгу своими словами. Это называется «проблема Сократа», которая будет подробно объяснена в следующем разделе..

Сократовская проблема

Многие мыслители осмеливаются сказать, что Платон даже пришел, чтобы выразить Сократу свои собственные мысли, особенно в последних книгах, которые он написал. Из-за этого очень трудно различить, что думали его ученики, и что на самом деле защищал и верил Сократ..

Тем не менее, это все, что вы имеете о его философии. Поэтому нет другого выбора, кроме как принять это как правду, всегда помня о том, что, если возникнет какое-либо противоречие, вполне вероятно, что оно исходило от тех, кто писал об этом, а не от самого Сократа..

Фундаментальный принцип Сократа: развитие диалектики

Основным философским принципом Сократа был его диалектический метод. Сократ глубоко изучил темы, связанные с космологией и другими вариантами, которые помогут ему понять вселенную и мир, в котором мы живем.

Тем не менее, его разочарование по поводу научного метода, применяемого в этих естественных науках наряду с большим отвержения релятивистских перспектив, которые софисты учили в то время, заставило его принять решение искать пути достижения универсального определения всех вещей.

Для Сократа основные определения не были относительным вопросом, поэтому он разработал индуктивный метод, с помощью которого можно достичь истинного познания мира и его элементов. По его словам, правда была одинаковой независимо от места или личности.

Таким образом он начинает применять то, что будет называться методом Сократа. Благодаря этому Сократ намеревался вести диалог с друзьями и знакомыми, всегда стремясь достичь универсального определения..

Метод состоял из двух частей: ирония, с помощью которой человек осознает свое невежество; и маевтика, которая состояла из все более конкретных вопросов и ответов до достижения конкретных знаний.

Для Сократа было чрезвычайно важно, чтобы человек осознал свое собственное невежество, так как без этого шага не было бы места для истины..

После того, как человек, с которым он разговаривал, принял свое невежество по теме, Сократ посвятил себя тому, чтобы задавать вопросы, на которые его партнер отвечал сам, каждый раз определяя более основную тему..

Сократ использовал этот диалектический метод до конца своей жизни. Это очевидно почти во всех книгах Платона, в которых его учитель ведет диалог с разными персонажами на разные темы, которые он пытался определить.

Основные философские верования Сократа

главный принцип философствования согласно учению сократа

Зная, что философию Сократа трудно отделить от верований Платона, с помощью текстов последних можно установить определенные истины, которые защищал Сократ..

Что-то само собой разумеющееся, так это то, что большинство его аргументов и мнений полностью отличались от его афинян, как в политике, так и в морали и этике..

Сократ архивируется и распространяется необходимость для мужчин «заботиться о душе» выше текущих приоритетов, в том числе заботясь о карьере, семье или даже политическом пути в городе.

Мораль и добродетель

Для Сократа мораль была основой жизни человека. Если бы человек знал, что он был хорошим, красивым и справедливым, он не действовал бы каким-либо другим способом, кроме как совершать действия, которые обнародовали и привели к результатам этой линии..

Этот греческий философ был признан за его иронию и мораль, а также за то, что он ясно осознавал свое собственное невежество относительно проблем, с которыми он сталкивался. Отсюда вытекает использование диалектического метода, в котором всегда был его партнер по диалогу, который отвечал на его вопросы.

Таким образом он сумел распространить свои знания среди близких друзей с целью стимулировать его собственные поиски добродетели и мудрости. Точно так же он верил, что истинное счастье исходит от моральной честности; то есть только моральный человек мог действительно жить счастливой жизнью.

Наконец, Сократ отстаивал идею о том, что существует универсальная человеческая природа с одинаково универсальными ценностями, которую каждый человек может использовать в качестве руководства, чтобы вести себя морально день ото дня.

Самая важная часть этой сократовской теории? Желание и инициатива личности, чтобы знать, что постоянный и прямой характер.

политика

Для Сократа, идеи и истинная суть вещей, принадлежат к миру, что только мудрый человек может достичь, поэтому твердо придерживается позиции, что философ был единственным нужным человеком, чтобы править.

Если Сократ согласился или не с демократией это спорно. Хотя совершенно ясно, что Платон критиковал эту форму правления, он не уверен, что Сократ opinase же: вполне возможно, что многие из фраз и предложений, что последний был против демократии были только творческий продукт Платона.

мистика

Другим важным лицом философии Сократа был мистицизм. Известно, что Сократ практиковал гадание, и что он был очень близок к Диотиме, жрице, которой он приписывал все свои знания о любви.

Философ также признан за диалог о таинственных религиях, реинкарнации и даже мифах и легендах, которые можно считать нереальными и бессмысленными..

Точно так же Сократ неоднократно упоминал (всегда через диалоги Платона) существование таинственного голоса или сигнала, который чувствовался, когда он собирался совершить ошибку.

Хотя многие утверждают, что этот сигнал был не чем иным, как феноменологией его собственной интуиции, все, кажется, предполагает, что Сократ полагал, что он имеет божественное происхождение и не зависит от его мыслей или убеждений..

Источник

Основные этапы философии Сократа

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

главный принцип философствования согласно учению сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

главный принцип философствования согласно учению сократа

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

главный принцип философствования согласно учению сократа

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Источник

Основные принципы и метод философствования Сократа. Сократические школы.

То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами:

• необходимостью каждому “познать самого себя”

• «ни один человек ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Важнейшим методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя – это поиск знания и добродетели. Он отождествляет знание с добродетелью. Это фундаментальный принцип этической концепции. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга.

Диалектика:

Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности.

1.Майевтика –. Учитель ничего не внушает ученикам, а своими вопросами приводит их к истинному ответу. Человек – существо, способное дать разумный ответ на разумно поставленный вопрос.

2.Ирония – высказывания, которые направлены к двум группам слушателей:

· понимают поверхностный смысл.

· понимают внутренний смысл, хранят насмешку над первой группой.

Ирония связана с развитием субъективности.

3.Индукция и определение понятий. Способ движения мысли от частного к общему. Сократ пытался дать определение понятиям. Дедукция – от общего к частному.

4.Даймонион. Так называл Сократ «внутренний голос», который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью.

· Элидо – Эретрийская (Федон, Менедем). Они верили в индивидуальность «Добра».

· Мегарики (г. Мегара) – Евклид, Евбулид, Стильпион, Диодор, Крон, Клиномах. Развивали искусство спора, эвристику. Сформулировали логические парадоксы: «Куча», «Лысый», «Лжец».

· Киренаики (Аристим, Гегезий). Они превращают Сократовский эвдемонизм в гедонизм. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение, которое и является высшим благом.

Эвдемонизм – этическая концепция, согласно которой счастье является высшим благом. Под счастьем понимается деятельность человека сообразная добродетели и ведущая к гармонии с собой.

Гедонизм – этическая концепция, согласно которой высшим благом для человека являются удовольствия, т.е. наличие приятных ощущений.

· Киники (Антисфен Афинский, Диоген Синопский). В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим.

Общее для всех сократических школ: Философия мыслится как определенный дискурс, связанный с выбором блага и следованием ему.

Сократ о человеке, мудрости, смерти (Анализ произведений Платона «Апология Сократа», «Критон»).

1.Отношение Сократа к смерти. В «Апологии Сократа» обвинители говорили против философа хотя и красноречиво, но ошибочно. Сократ же, напротив, критикует их, только используя одну правду.

Сократ не боялся смерти, а боялся лишь позора и малодушия. Он говорит, что даже будучи отпущенным при условии не заниматься философией, он все равно занимался бы ей до конца жизни. Убийство Сократа страшнее вдвойне для его убийц, нежели для него самого, ведь едва ли после его смерти найдут человека, так яро проповедовавшего стремление к истине. Сократ не учил, но позволял задавать себе вопросы, и сам задавал вопросы людям. Это было поручено ему Богом.

главный принцип философствования согласно учению сократа

В речи после обвинения Сократ говорит о себе. Он удивлен тем, что обвинение против него поддержано столь малым числом голосов. Поскольку быть чьим-то рабом Сократ не желает, равно как и быть изгнанником, он не мыслит тюремное заключение соответствующим наказанием, штраф заплатить ему нечем, а ученикам он сделать этого не позволит: все равно по воле божьей и в целях пользы никогда не прекратит он своих наставлений и распространения добродетели.

2. О человеке. Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.

Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

Мудрость.

По словам Диотимы, жрицы, с которой Сократ ведет диалог в «Пире», преподававшей ему » философию любви » в юности, есть две категории существ, которые не занимаются философией: с одной стороны, боги и мудрецы, потому что они уже мудры, и, с другой стороны, невежды, потому что они считают себя мудрыми. Сократ, признавал свое незнание и был подобен невеждам, но в то же время он отличался от невежд тем, что, зная о своем незнании, стремился к знанию. За противопоставлением мудрецов, философов и невежд проглядывает строгая логическая схема деления понятий, открывающая далеко не столь оптимистическую перспективу. Действительно, противопоставив мудрых и немудрых, Диотима тем самым установила между ними отношение противоречия, не допускающее ничего промежуточного: можно быть либо мудрым, либо не мудрым, среднего не дано. С этой точки зрения, нельзя сказать, что философ — это нечто промежуточное между мудрым и немудрым, ибо если он не «мудр», то он с необходимостью «немудр». И значит, ему никогда не достичь мудрости. Но немудрых Диотима подразделяет на два вида: есть такие, которые не знают о своей не-мудрости, — это невежды, и такие, кто сознает собственную не-мудрость, — это философы. Заметим теперь, что в категории немудрых невежды, не сознающие своей не-мудрости, составляют противоположность мудрым, и с этой точки зрения, т.е. в рамках отношения противоположности, философы являются чем-то промежуточным между мудрыми и невеждами, поскольку они суть немудрые, знающие о своей не-мудрости: они ни мудрецы, ни невежды. Философ никогда не достигнет мудрости, но он может все более приближаться к ней. Итак, в «Пире» показано, что философия есть не мудрость, а способ существования и дискурс, определяемые идеей мудрости.

Идеализм Платона.

Платон – основоположник идеалистического направления философии.

Для П. идея не является частью субъективной реальности, она не живет в сознании людей. Для него идея есть нечто объективное и существует независимо от сознания. Всякая вещь отличается от другой, есть некоторые существенные признаки, которые свойственны именно этой вещи, аникакой другой. Если мы не понимаем для чего этот предмет, мы не овладеем его идеей., т.е. идея указывает на существенные свойства вещи, на назначение этой вещи.

Главными положениями являются следующие:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

2. Окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

3. Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

4. Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

5. Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи

6. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Источник

Философия Сократа

главный принцип философствования согласно учению сократа

В конце V в. до н.э. в Древней Греции наблюдался серьезный кризис политической системы, а также культурной жизни, что сопровождалось активным распространением идей софистов, не признававших существования единой истины и считавших, что для каждого она своя. Эти учения достаточно сильно подрывали общественные ценности. В подобных условиях, по мнению Сократа, важно было найти спасение, но не в укрывании традиций от критики, а в познании и постижении внутреннего мира человека.

Сократ не оставил после себя письменных сочинений, но его устные высказывания и мысли дошли до наших дней через труды его учеников, прежде всего, Платона и Ксенофонта. При этом, нельзя считать, что мы совершенно точно можем судить о философии этого древнегреческого мудреца, поскольку его суждения и теории переданы по-разному. Нередко в литературе возникают дискуссии по поводу того, кто именно донес учение Сократа в более чистом и неизмененном виде. Нужно понимать, что с полководцем Ксенофонтом и с философом Платоном Сократ обсуждал совершенно разные вещи. Кроме того, существует древнегреческая комедия «Облака», в которой философ предстает софистом и человеком, не признающим богов, однако, точных доказательств ее истинности сейчас найти невозможно.

Краткая биографическая справка

Будущий философ родился в семье скульптора и акушерки в, так называемый, нечистый день, поэтому теоретически мог быть принесен в жертву, если бы такое решение вынесло собрание людей. В молодости он обучался искусствам у софиста Дамона, слушал лекции и рассуждения Анаксагора и был человеком грамотным, умея читать и писать.

Сократ известен не только как мудрец, но и как храбрый полководец, отличившийся в важных битвах, в том числе знаменитой Пелопонесской войне, как ополченец. Вел небогатый и скромный образ жизни. Люди называли его неутомимым спорщиком, отказывавшимся принимать дорогие подарки и предпочитавший старые одеяния. Судя по сохранившимся до наших дней запискам и воспоминаниям о его беседах, можно отметить, что Сократ был настолько образован и мудр, что мог дискутировать на совершенно различные темы: от ремесел и искусств до военного дела и справедливости.

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

Так, истинное «любомудрие» реализуется в стремлении объединить знание и добродетель. Поэтому философия не сводится только лишь к теоретическим учениям, но и к практической деятельности. Мудрецы должны культивировать благие поступки, правильный образ жизни, а также побуждать других делать то же самое.

Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи. При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам.

Метод Сократа

Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на нее наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно.

Данный способ крайне важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане. Интересно заметить, что Сократ считал проводимую им деятельность похожей на работу своей матери (она была повитухой): ведь он способствовал рождению у людей не детей, но мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

Учение о добром и злом

Верный и истинный выбор происходит исключительно в процессе познания доброго и злого, а также нахождения своего места в мире. Основная ценность и важность хорошего и плохого состоит в непосредственном влиянии их на человеческую личность. Именно осознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто осознал хорошее и дурное, в дальнейшем будет поступать так, как велит ему знание.

Так, можно сделать вывод, что Сократ считает человека изначально незлым, а также не совершающим дурные поступки добровольно. Кроме того, философ утверждал тождественность добра и пользы, являющихся по сути одним и тем же термином. Позднее некоторые школы толковали подобные высказывания в духе утилитаризма и даже гедонизма, однако, на самом деле Сократ не сводил все к материальной выгоде. Он лишь подразумевал «истинную», как бы возвышенную пользу таких чувств.

Этическое учение

Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.

Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:

Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.

Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.

Сократ призывал не слишком увлекаться естественными науками, концентрируясь на гуманитарных областях, поскольку именно они помогают нам познавать себя, свою деятельность в целом, а также делают людей действительно благородными. Предмет философии же также направлен на изучение человека, образа его мышления и жизни. Поэтому девизом Сократа стала известная фраза: «Познай самого себя».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *