главный собор троице сергиевой лавры
Успенский собор (1585)
Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.
Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.
Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.
По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.
Тайная вечеря, 1685 г.
Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.
В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.
Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество
История монастыря
Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.
Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.
В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.
Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….
Святыни обители
Храмы и часовни
Паломнику
как добраться
Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.
А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.
П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.
В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).
где остановиться
1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.
В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.
Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.
2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00
богослужения Троице-Сергиевой Лавры
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 07.40 |
Таинство соборования | 12.00 |
Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.
трапезные
Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.
контакты
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru
Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45
Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Схема проезда
Интересные факты
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история
Троицкий Собор Троице-Сергиева монастыря — это храм при монастыре имени прп. Сергия Радонежского (Троице-Сергиевой лавры) и самое древнее из зданий, сохранившихся до наших дней. Главной и наиболее ценной святыней храма остаются мощи основателя – преподобного Сергея Радонежского.
Происхождение названия и его значение
Храм со столь замысловатым названием был основан преподобным Сергием Радонежским на территории собственного монастыря и назван в честь Священной Живоначальной Троицы.
Только вот изначально это была самая простая, хлипкая, деревянная церквушка, каких были тысячи. А вот уже богатый, белокаменный собор, построенный лишь спустя столетие, в свою очередь, был назван в честь преподобного основателя лавры, его учениками.
История Троицкого Собора
Сразу же после основания Троицкой Лавры, на её территории была возведена небольшая деревянная церквушка, в 1340 году освященная в честь Святой Троицы. После этого лавра спокойно доживает свой век до начала следующего столетия – а это более шестидесяти лет. За это время сам основатель, преподобный Сергий, успевает скончаться. Это происходит двадцать пятого сентября 1392 года.
В 1408 году случается важнейшее историческое событие, определившее судьбу монастыря: в монастырь вторгаются татарские войска, он подвергается разграблению и осквернению, а в конце и сожжению, ордынским темником Едыгеем.
Большинство внутренних построек, в том числе деревянная церковь, были утрачены безвозвратно.
Несмотря на это, ученик и преемник Сергия Радонежского, преподобный Никон, выстраивает церковь заново.
Так что двадцать пятого сентября 1411 года освящается уже новый деревянный храм.
Но поворотным моментом стало то, что при строительстве церкви были найдены мощи преподобного Сергия, что и послужило идеей для строительства настоящего белокаменного собора, который бы увековечил память основателя Троицкого монастыря, очень почитавшегося в те годы у московских князей. Последние и заложили средства в строительство храма.
Начато оно было в 1422, а полностью закончено уже в 1425 году. По сравнению с другими храмами внутреннего ансамбля Троице-сергиевой лавры, данное возведение не кажется большим и выглядит несколько приземистым. Современники так же отмечали, что храм не отличался высотой.
Сегодня сложно сказать, было ли решение строить столь компактное сооружение вынужденным, или то была личная воля преподобного Никона. Однако все посещавшие собор, так или иначе отмечали тесноту внутреннего убранства.
Впрочем, ничего такого уж необычного в этом нет: в те времена строительство крупных каменных церквей вообще не было особенно распространено, а размеры самого храма достигали всего 9 сажен (19,2 м) в длину (включая алтарь) и 6 сажен (12,8 м) в ширину.
Никон с самого начал собирался украсить стены церкви живописными портретами и иконами. Расписать внутреннее убранство сооружения взялись известные творцы тех времён – монахи Московского Андронникова монастыря, можно сказать, являвшегося филиалом Троицкого Храма, также выстроенного Преподобным Никоным.
Современные исследования подтверждают, что оба этих великих художника и иконописца участвовали в создании иконостаса, а также привлекли к работе художников из собственных кругов; но выяснить точное происхождение старинных икон сегодня практически невозможно.
Единственное, что точно известно, это то, что знаменитая икона «Троица» 100% была написана Андреем Рублёвым. Именно эта икона является главной святыней монастыря.
Революция Октября стала ещё одним трагическим историческим явлением, вмешавшимся в обыденную жизнь Троицкой лавры, хоть по сравнению с татарским нашествием масштаб разрушений оказался не столь масштабным.
В 1920 году советское правительство закрыло собор, Сергиева рака была вскрыта, а мощи изъяты и обнажены, на всеобщее обозрение. Исторические свидетельства говорят о том, что верующие прикладывались к останкам, отворачивая взгляд от «наготы» (непокрытых мощей).
Тогда же, на рубеже 20-х-30-х годов, существовала непосредственная угроза полного уничтожения святых мощей, которые на тот момент были переданы в московские и сергиево посадские музеи. Антирелигиозные организации, ведя идеологическую пропаганду, угрожали кремировать священные останки. К счастью, варварство не было осуществлено.
После войны наступает второе рождение Троицкого собора: осуществляется масштабная реконструкция, проводятся серьёзные восстановительные работы по возвращению исконного облика собора, утерянного в военную пору. Реконструкция была завершена в 60-х годах.
А на рубеже веков Патриарший архитектурно-реставрационный центр, созданный на территории лавры, начал преображать и благоустраивать окружающие храм территории. При этом в самом соборе были отбелены фасады, возвращена в нормальное состояние кровля четверика и апсид, восстановлена позолота и многое другое.
Современный статус Троицкого Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря считается одним из действующих кафедральных соборов России. Каждый день, когда не проходит великий Пост, здесь проводятся молитвы и богослужения, в том числе Божественная литургия, а также осуществляется молебен с акафистом пр. Сергию Радонежскому у раки с мощами.
В пятницу, в 5 часов дня, тут проходят храмовые молебены с акафистом матери божьей в дату о её явлении основателю. В Никоновом приделе, возведенном над никоновской могилой, проходят служения каждое 30-е ноября — это день памяти прп. Никона, игумена Радонежского, чудотворца.
Троицкий храм, Западенская паперть, Никонов придел и Серапифонова палатка, примыкающая к Никоновскому приделу, являются ценнейшими объектами исторического наследия всех народов России, а также градостраительными памятниками Фед. значения, как отдельная единица архитектурного ансамбля Троицесергиевского монастыря.
В 1993-м году, комитетом всемирного наследия ООН, археологический ансамбль монастыря был включён в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.
Архитектура Троицкого Собора
Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.
Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.
Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.
Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.
При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.
Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.
Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.
История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.
Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.
В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.
Иконостасы Троицкого Собора
Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.
Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.
К ним относятся отображения:
Иконостас Троицкого Собора Троице Сергиева монастыря
Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.
Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.
Святыни Троицкого Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря остаётся домом для ряда православных святынь. В их числе — мощи Сергия Радонежского, молельный зал украшает колоссальное медное паникадило XV века, а в Алтаре хранится стальное архиерейское кресло XVIII века.
Про мощи следует сказать, что сначала они были помещены в скромную деревянную раку. Однако при возникновении проблем с деревянным материалом, в XVI-м веке, было начато изготовление большой, тяжёлой серебряной раки. А в XIX-м веке для неё соорудили крышку.
Медное позолоченое паникадило, украшающее храмовое пространство, было подарено храму Иваном IV. Люстра обильно украшена изображениями богоматери, апостолов и ангелов
Ещё одна святыня храма появилась в XVIII веке: Митрополину Платону было дарено позолоченное кресло из стали, сделанное тульскими мастерами по специальному заказу. Кресло было передано в храм и по сей день остаётся здесь в качестве святыни.
Интересные факты и легенды
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.
История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…
По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.
Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.
Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.
Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.
Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев. Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.
Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.
Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.
Адрес, как добраться до Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря: Московская Обл, Сергиев Посад.
Расписание богослужений
Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).
Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.
Будни:
Время | Служба |
5:30 | молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница |
6:15 | ранняя Литургия |
9:30 | поздняя Литургия |
16:45 | вечерняя служба |
Пятница:
17:00 | молебны с акафистом богородицы | только не во время всенощного бдения |
Воскресение:
Время | Служба |
5:30 | ранняя литургия |
6:20 | средняя литургия |
17:20 | молебны с акафистом преподобному сергию |
17:20 | всенощное бдение |
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.
Оформление статьи: Владимир Великий