глаз в треугольнике в православном храме

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Почему на многих православных храмах изображено масонское всевидящее око

Или лучезарная дельта, как этот символ еще было принято называть в среде вольных каменщиков.

На многих православных храмах в России, особенно построенных в начале 19 века, присутствует знак, который у многих вызывает недоумение. Знак вот такой:

У вольных каменщиков этот знак называется всевидящим оком или лучезарной дельтой, только какое отношение он имеет к православию? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе придется немного удариться в конспирологию, но без нее в такой теме как и без ста грамм точно не разберешься.

В Россию масонство пришло позже, чем оно зародилось в Европе. Говорят, что первым масоном в наших краях стал Петр I после своего европейского образовательно-познавательного турне. Косвенные доказательства этому есть, например, в 19 веке одну русскую масонскую ложу даже назвали «Петр к истине», тем не менее был первый русский император вольным каменщиком или нет, мы, вероятно, никогда не узнаем.

Екатерина II к масонству относилась скептически, а под конец правления так вообще их запретила. С Павлом I у масонов тоже как-то не срослось, а вот Александр I на первых порах своего правления всячески потворствовал вольным каменщикам.

Кто-то даже говорит, что сам Александр I был членом масонских лож, но опять же достоверность информации не на высшем уровне. Но в любом случае даже если сам император не был масоном, то многие первые лица государства были вхожи в общества, переставшие к тому моменту быть тайными. Понимаете, куда клоню?

В начале 19 века масонство в России было эдаким «мажорским» клубом: даже если ты не особо разделяешь идеи каменщиков, все равно нужно было время от времени светить личиком в их обществе, иначе подумают что ты жуткий консерватор и вообще тундра неогороженная.

Как раз после войны 1812 года и триумфальной победы над Наполеоном, которого, кстати, тоже многие историки считают масоном, и строятся в России все эти храмы с лучезарной дельтой. В те времена даже первые люди государства масонством баловались, что уж говорить просто о богатых промышленниках и дворянах, на чьи деньги строились храмы. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Но уже через десять лет Александр I окончательно охладевает к масонству и запрещает масонские ложи в России. Через три года декабристы выступают на Сенатской площади, многие из которых тоже были членами запрещенных масонских лож, но Николай I еще больше закручивает гайки — никаких лож в России не будет.

Создается противоречивая ситуация: масонство запрещено, официально ложи закрыты, а на множестве храмов, построенных десять-двадцать лет назад красуются лучезарные дельты – не порядок! Но решение было найдено, причем довольно изящное: было решено «подружить» ставший чуждым символ масонства с православием.

Примерно в первой половине 19 века появляется новая икона под названием «Всевидящее око Божие». Икона олицетворяла неусыпное око всевидящего Христа. Никакого противоречия со Священным Писанием нет – икона имеет право на жизнь. Всевидящее око стали наносить внутри храмов в качестве росписи, да и иконы с его изображением тоже появились в храмах.

В итоге все масонские символы на храмах стали просто олицетворением всевидящего ока Христа – противоречие быстренько устранили. С другой стороны, простолюдины и знать ничего не знали о масонстве в те времена, а люди из высших кругов и так понимали, откуда взялось всевидящее око над каждым третьим храмом, построенным в начале 19 века.

Рубрики:История
Интересно
Религия

Метки: интересное религия история масоны

Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям

Источник

Православная Жизнь

Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.

глаз в треугольнике в православном храме

Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением. Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.

Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.

Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.

глаз в треугольнике в православном храме

«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике

Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).

Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.

глаз в треугольнике в православном храме

«Всевидящее око Господне». Икона

В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.

глаз в треугольнике в православном храме

Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.

Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.

Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.

глаз в треугольнике в православном храме

Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».

глаз в треугольнике в православном храме

Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.

Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».

И так далее. Одни символы в нехристианской трактовке нейтральны, другие безобидны, а некоторые могут быть и откровенно кощунственными. Но это не повод их отождествлять.

Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?

Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».

Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.

Источник

Почему «Всевидящее Око» присутствует на Казанском соборе

Казанский собор в Санкт-Петербурге – одно из самых интересных архитектурных сооружений северной столицы. На его фронтоне расположен масонский символ Всевидящего Ока. У гостей города и людей, малосведущих в истории православия и архитектуры, нередко возникает вопрос, что этот символ там делает? Ответ на него гораздо ближе, чем кажется. Разберемся вместе, как масонские влияния сочетаются с классической архитектурой и православием.

Масонское веяние в России

Масонское движение пришло в Российскую империю несколько позже, чем зародилось во Франции – в середине 18-го века. По некоторым легендам, одним из основателей этого движения в нашей стране был император Петр I, однако фактических подтверждений подобные теории не имеют. Изначально влияние масонов на русские земли осуществлялось преимущественно иностранными членами общества: дипломатами, политиками, служившими в России. Но уже в пятидесятых годах 18-го века появилась первая «русская» ложа под руководством графа Романа Воронцова.

Изначально тайное общество для представителей высших сословий быстро распространило свое внушение даже на членов правящей семьи. Известно, что императоры Петр III и Александр I тесно контактировали с масонами, при этом входили в число участников движения. Хотя изначально мотивы масонства кажутся достаточно мирными (они проповедовали мораль, принципы братской дружбы и любви), впоследствии многие члены общества использовали свое положение, чтобы влиять на государственные процессы.

глаз в треугольнике в православном храме

Александр I запретил деятельность «тайного общества» в Российской Империи. Это было неслучайно, поскольку все его окружение (советники и люди, принимавшие решения о судьбе государства) были масонами. В 1822 году, спустя 11 лет после постройки Казанского собора, император издал свой указ, запрещающий тайным обществам работать на территории страны.

Значение Ока в православии

Прежде чем говорить об архитектурных решениях при постройке Казанского собора, разберемся с самим символом. Ошибочно считать, что знаменитый глаз в треугольнике – детище масонской фантазии. Известно, что свою символику масоны активно заимствовали из многих источников. Христианство не было исключением.

Равносторонний треугольник, окруженный лучами сияния, на самом деле является образом, символом Божественного Всеведения. Говоря вслед за Библией, мы можем назвать его Око Господне над боящимися, что раскинулось над уповающими на Него людьми. Изначально традиция этой символики проявилась в средние века в Византийской иконографии, а с 17-го века более активно распространилась на православие. Корни же у Всевидящего Ока уходят в Священное Писание, соответственно, являются естественными для христианской веры.

глаз в треугольнике в православном храме

Что же оно означает для христианства? Во-первых, сама форма (треугольник) отсылает нас к одному из центральных Символов Веры – Святой Троице. Три стороны, три угла – это три ипостаси Бога. В самом же Оке заложен следующий смысл: Бог, единый в трех Своих лицах, следит не только за нашими земными делами. Он видит гораздо глубже, взирая и на наши душевные чаяния, замыслы и желания.

Как мы уже упомянули выше, масоны активно заимствовали символику из других религиозных и философских течений. По распространенной теории, Всевидящее Око попало к ним через орден Тамплиеров и западную традицию иконографии. У масонов оно означает Верховного архитектора Вселенной – и ни в коем случае недопустимо отождествлять его с Богом. Так обозначают сущность, в которую верят члены братства, а для каждого она своя. Многие считают, что для масонов этим архитектором является Дьявол. Таким образом, взяв исконный христианский образ, они извратили его смысл.

Казанский собор и Всевидящее Око

Конечно, если знать о христианских корнях этой символики, уже не возникнет вопроса, что масонский знак делает на здании такого крупного храма, как Казанский собор. В конкретном случае никаких масонских заговоров не происходило, и сияющий треугольник на бортике – не символ мирового господства. При этом менее интересной история Казанского собора не становится, и до сих пор это строение окружают теории. Любители таинственных смыслов не успокаиваются по сей день, пытаясь усмотреть в сооружении храма подтверждение активного влияния масонства на Россию.

Собор, возведенный в честь нерукотворной иконы Казанской Божьей Матери, очень нетипичный для православной архитектуры. Андрей Воронихин, автор проекта, по которому был возведен храм, вдохновлялся архитектурой классицизма. В частности он хотел повторить римский Собор святого Петра. Вытянутая крестовидная форма здания, обилие колонн, античных мотивов во внешнем и внутреннем убранстве – все это привычно для католического зодчества, но никак не для православия. Для сторонников теорий заговора подобные решения архитектора – лишнее подтверждение их правоты. Кроме привычных нам икон, в храме очень много статуй с изображениями святых. Это также естественно для итальянского Ренессанса, но в традиции православных славян поклонения статуям никогда не было.

глаз в треугольнике в православном храме

Еще один аргумент в пользу «масонских» корней Казанского собора – принадлежность графа Александра Строганова, который инициировал постройку храма, при этом руководил этим процессом, к Великому востоку Франции. Это одна из крупнейших в мире масонских организаций, а сам граф принимал непосредственное участие в ее основании.

Никаких документальных подтверждений «таинственных замыслов» масонов не сохранилось. Узнать, правы ли конспирологи, уже не представится возможным за давностью лет. Казанский собор остается одним из красивых храмов России и центральной резиденцией Санкт-Петербургской епархии.

Всевидящее Око в иконописи

глаз в треугольнике в православном храме

Самые древние изображения треугольника со вписанным в него Глазом Божьим, известные нам сегодня, датируются 6 веком нашей эры. Этот символ не был слишком распространен в византийской традиции иконографии, но все равно сумел перейти в православие. Изначально образ присутствовал в храмовой росписи, при этом был одним из элементов подкупольного пространства. С течением времени символика перешла на иконописные доски.

Самая знаменитая икона с этим элементом так и называется – «Всевидящее Око». В православии отношение к иконе весьма неоднозначно. Некоторые богословы выступали с критикой, подвергая сомнению соответствие иконы христианским канонам. Другая знаменитая икона, в которой можно встретить тождественные «Всевидящему Оку» элементы, – «Неопалимая Купина». Композиционно они очень похожи, имея в своей основе мотивы окружности с исходящими из неё четырьмя лучами.

глаз в треугольнике в православном храме

Хотя аллегорически Око содержит в себе глубокий христианский смысл, оно не приобрело широкой популярности в православном зодчестве и иконописи. Виной всему именно неоднозначные мотивы, связывающие его с масонством. Когда деятельность масонов оказалась под запретом в императорской России, постепенно ушла традиция включения этого элемента в убранства храмов.

Где еще встречается Всевидящее Око в России

Искатели интересных деталей, связывающих историю Российской империи с масонскими ложами, должны обратить пристальное внимание на архитектуру конца 18 — начала 19-го веков. В этот период деятельность масонов в российском государстве приобрела широкий размах, соответственно, подобные мотивы, наряду с элементами классицизма и итальянского Ренессанса, часто встречались во внешнем оформлении строений той эпохи.

В поисках Ока обязательно посетите Исаакиевский собор северной столицы. Здесь треугольник с лучами – один из элементов богато украшенного оклада Тихвинской иконы Богоматери.

глаз в треугольнике в православном храме

В Москве также не обошлось без Ока. Оно встречает нас в Андреевском зале московского Кремля. Расположен покрытый сусальным золотом символ прямо над престолом, взирая с высоты своей не только на простых людей, но и на властителей государства Российского.

глаз в треугольнике в православном храме

Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, обращайте больше внимания на старинные здания, возведенные в духе классицизма. Многие из них (в том числе Строгановский дворец) скрывают в себе неоднозначную символику Божьего Глаза.

Источник

Всевидящее Око: икона или масонский глаз?

Глаз в треугольнике

Все мы видели символ глаза в треугольнике, который часто ассоциируют с масонами. Его называют «Всевидящее око» или «Лучезарная дельта». Этот символ можно встретить в самых неожиданных местах: в архитектуре, в произведениях искусства, на денежных купюрах. Поэтому неудивительно, что многих интересует, что означает такой «масонский глаз».

Первое упоминание Всевидящего ока в контексте масонства относится к концу 18 века. Этот символ используется масонами в оформлении интерьера, документов, облачения. Он трактуется как аллегорическое изображение Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за деятельностью членов масонских орденов. Треугольник содержит в себе священное число 3 и означает огонь, просвещение, Божественную Троицу. Открытый глаз является символом тайной истины, мудрости, совести. Также масонский глаз означает первопричину всего мира и победу добра над злом. Нередко Всевидящее око изображается с ореолом и исходящими из него лучами.

Масонство и Православие

Нельзя ставить знак равенства между масонским «Великим Архитектором Вселенной» и Богом в православном понимании. У масонов существует собственная религиозная парадигма. «Великий Архитектор» в ней – это лишённый догматического определения безликий Абсолют. В Православии же Бог является хоть и непостижимой, но конкретной Личностью, источником истины и любви. Бог – это Творец мира, Промыслитель и Спаситель. Православное вероучение зиждется на многочисленных догматах: о Пресвятой Троице, Воплощении Господа Иисуса Христа, Искуплении человечества от греха и так далее.

Русская Православная Церковь не выражает официального мнения по отношению к масонству. Однако в церковной среде преобладают настороженные взгляды на подобные организации. Символика и философия в масонстве нередко пересекаются с христианством. Но некоторые течения масонов имеют ярко выраженную оккультную и богоборческую направленность. Также существует взгляд на масонство как на антигосударственное течение.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ещё будучи митрополитом Смоленским, говорил, что православным христианам не возбраняется вступать в различные общественные организации. Однако они не должны быть тайными, авторитарными и отторгающими человека от Церкви и её канонического строя. Греческая православная церковь официально заявила о своём отношении к масонству:

«Нисколько не подобает никому из тех, кто принадлежит Христу, искать вне Его избавления и нравственного совершенствования. Поэтому несовместимо истинное и подлинное христианство с масонством» (Деяние Архиерейского Собора Греческой Церкви, 1933).

Всевидящее око: масонский глаз или христианский символ?

В христианстве символ глаза в треугольнике называют «Всевидящим оком Божьим». Это аллегорическое изображение, которое возникло вследствие буквальной трактовки слов Священного Писания о всевидящем и всезнающем Боге (Пс. 32:18). Треугольник же ещё в раннехристианские времена использовался как символ Святой Троицы. Изображение глаза в треугольнике или овале присутствовало в византийской христианской традиции. А с конца 18 века Всевидящее око стали изображать в росписях куполов и сводов русских православных храмов. Также символ нашёл отражение в иконописи.

Существует икона Всевидящего ока, которая использовалось, как правило, в старообрядческой среде. Предположительно, эта икона впервые была написана в 18 веке во Владимирской области. Икона «Всевидящее око Божье» имеет сложную композицию, в основе которой несколько кругов.

В центральном круге изображён Иисус Христос, который уподобляется солнцу, источнику света. Одной рукой Господь благословляет, а другой держит Евангелие. Глаз же на иконе является символом Божественного ведения о мире. Из центрального круга исходят 4 диагональных луча, которые завершаются четырьмя небольшими кругами. Внутри них аллегорически, в виде ангела, орла, льва и тельца, изображены евангелисты Матфей, Иоанн, Марк, Лука. Иногда они представлены в человеческих обличиях.

В следующем круге можно увидеть фрагменты человеческого лика: глаза, нос и уста. Над ними по центру изображена воздевающая руки Божья Матерь. В других кругах иконы находятся изображения неба (часто со звездами) и ангелов, которые окружают благословляющего Бога Отца. Святой Дух в виде голубя исходит от Бога Отца на голову Богородицы. Также на иконе присутствуют различные цитаты из Священного Писания.

Можно ли молиться иконе “Всевидящее око”?

Митрополит Иларион (Алфеев) в телепередаче «Церковь и мир» указывает на то, что Всевидящее око в Православии – всего лишь символическое изображение. Многие священники не одобряют использование таких икон, поскольку они не являются каноническими. Икона должна быть написана в соответствии со строгими правилами (канонами). Только такую икону Церковь освящает и благословляет для использования.

Митрополит Иларион приводит просто способ, позволяющий определить, канонична ли икона. Она является таковой, если её изображение соотносится с каким-либо церковным текстом или праздником. Икона «Всевидящее око Божье» не соответствует этому критерию. Своей концепцией она отличается от привычной канонической иконографии. На иконе «Всевидящее Око Божье» присутствует изображение Бога-Отца, что не допускается в Православной Церкви. Священное Писание говорит о неописуемости Бога-Отца, так как Его никто никогда не видел (Ин. 1:18), (к Тим. 6:16). Митрополит Иларион подчеркивает, что для молитвы есть другие канонические изображения Бога и святых.

Источник

Новое в блогах

Всевидящее око в иконографии

Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части.

глаз в треугольнике в православном храмеНаибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего расцвета достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период икону «Всевидящее око» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковьв Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, военные медали и т.д.

Когда европейская архитектура стала активно использовать в качестве декоративного мотива «Всевидящее Око» (а началось это в XVII веке), принято было думать, что в этом случае используется какая-то необычайно древняя, освященная традициями символика. Это странным образом и правда, и неправда одновременно.

Правда – потому что, действительно, глаз встречается в символике множества мировых культур, начиная от самых древних. И вполне естественно связывать с окулярным символом идею Божества, которое все видит. Неправда – потому что никакой непрерывной тысячелетней традиции (как думалось) «всевидящие очи» в европейском барокко не продолжали, скорее утверждая новую традицию с надуманнойгенеалогией. Вопреки распространенному мнению, пресловутое Всевидящее Око (глаз в треугольнике, окруженный сиянием) никак не связано ни с каббалой, ни с масонством. Этот символ появляется в позднеренессансной эмблематике и в этом контексте никакого особенного внимания к себе не привлекает: в тогдашних обширных руководствах по эмблематике (вроде «Emblemata» Андреа Альчиати или «Иконологии» Чезаре Рипа) можно отыскать и более мистичные, на современный взгляд, изображения. В нем больше схоластическойабстракции, чем мистицизма, иконографический язык этого символа прост до предела: равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество, глаз – всевидящее Провидение, сияние – неприступная слава. Чего-то специфически ренессансного, отличного от средневековой символики здесь немного. Но это немногое значительно. Мы не можем сомневаться, что на распространение этого символа повлияло открытие в 1419 году «Иероглифики» Гораполлона – египетского писателя эпохи позднеримского синкретизма, возвышеннотолковавшего вполне заурядные древние иероглифы в духе александрийской экзегетики. Двумястами годами позднее, когда за аллегорическую экзегезу древнеегипетской культуры взялся отец Афанасий Кирхер, мода на египетские символы становится повсеместной. А изображение глаза, действительно, в этих символах встречается часто.

На самом деле в классической древнеегипетской мифологии «око Гора» («Уджат» или «Уаджет») – символ воскресенияОсириса, которое последовало после того, как Гор дал проглотить своему отцу собственный глаз. Но Кирхер и его предшественники, вдохновленные Гораполлоном и Климентом Александрийским, видели в этом оке выражение высоких представлений египтян о всевидящем Абсолюте. Тогда все становилось в стройную систему: если египтяне, согласно уклончивым трактовкам иных отцов Церкви, постигли или предвидели нечто очень существенное относительно Божества, то значит, ветхозаветной религии, религии Отца было бы незазорно пользоватьсякое-какими из особо сакральных египетских символов. А раз так, выходит, что неописанная и неизобразимая сущность Ветхого денми очень логично подходит для того, чтобы ее символом было именно Всевидящее Око, композиция подчеркнуто абстрактная, почти нефигуративная.
Надо подчеркнуть, что сакрализация Ока произошла довольно поздно, уже в пору высокого барокко, и даже тогда этот символ продолжал бытовать в виде вполне себе секулярной эмблемы Провидения.И контекст бытования у него соответственный, подобающий эмблеме – мы практически не встречаем его в живописи, зато можем видеть на аллегорических гравюрах – например, «конклюзиях» петровского и послепетровского времени, где Око бдительно надзирает за очередной викторией или престолонаследной коллизией. И, конечно, в архитектуре – в церковной архитектуре по преимуществу. И в этом случае появление Ока неожиданно оказывается до такой степени обоснованным и логичным, что, действительно, кажется, будтотрадиция именно к этому уверенно шла и шла тысячелетиями.
глаз в треугольнике в православном храмеглаз в треугольнике в православном храмеСтрого говоря, этих случаев два. Над порталом (особенно над главным входом в церковь) и над главным алтарем, как завершение алтарной композиции. Это уже не просто concetto, не просто аллегория. Получается, что церковное здание – это не просто более или менее гармоничное сочетание масс, объемов, пространства, в него нельзя просто так войти и выйти, не вступив с ним ни в какой контакт. Volens-nolens ты оказываешься один на один с ощущением, что тебя видят, что архитектура видимого домаБожьего наделена еще тем недреманным всевидением, которое присуще невидимому Божеству. глаз в треугольнике в православном храмеДаже если Око притаилось среди лепных завитков декора, оно все равно вызывает это ощущение таинственного присутствия (и распространяет это ощущение на окружающие его архитектурные элементы). Во-первых,среди прихотливого позднебарочного декора строгий треугольник рано или поздно бросается в глаза. А во-вторых, архитектура изначально выделяет Всевидящему Оку такое место, чтобы оно как раз и бросалось в глаза, чтобы зритель по возможности неизбежно вступал в оптический контакт с немигающим взором Провидения.

глаз в треугольнике в православном храмеКогда оно размещается над порталом, тут даже не стоит придумывать особо эффектных ходов. Локализация изображения над входом, обозначение таким образом особо маркированного перехода, порога – мотив древний, как сама архитектура. В случае христианскиххрамов это тем более естественно. Другое дело, что с течением времени Око все чаще перемещалось выше по фасаду – на фронтон. Никакие теоретики ордера, ни античные, ни ренессансные, такого предвидеть не могли, и тем не менеенельзя не признать, что мало какой из употребимых в XVIII-XIX веках христианских символов до такой степени идеально и гармонично врисовывался в декор фронтона, как пресловутый треугольник с глазом, окруженный лучами.

Что же до алтарей, то здесь в игру вступал весь интерьер храма, концентрирующий все внимание зрителя на главном алтаре – то есть действовали все многообразные приемы (чисто архитектурные, живописные, иллюзионистские, сценографические), которые в барочном зодчестве применялись и безо всякого Всевидящего Ока. глаз в треугольнике в православном храмеНюанс, однако, в том, что зрительный контакт в случае, если Око в алтарной композиции все-таки фигурирует, получался двоякий. Сначала взгляд зрителя устремляется насам престол и на табернакль, то есть он сам, зритель, видел то место, где физически пребывает Господь. А потом – естественное движение взгляда молящегося вперед и слегка вверх – и вдруг из скульптурных лучей на человека устремляется пронизывающий все пространство церквибожественный взгляд. Который, из-за абстрактности самого символа, кажется более бдительным, что ли, более многозначительным и более пристальным. Это впечатляет не то чтобы своей неожиданностью, а скорее элегантным переворачиванием всех принципов,по которым работает церковный интерьер, особенно барочный. Все строится с учетом законов оптики, то есть услужливо приспосабливается к тому, как устроен человеческий глаз: символы, аллегории, лепнина, колонны, капеллы приобретают в некотором смысле какую-то умопостигаемую уютность, если понимать, что производимое ими впечатление базируется на посюсторонних и вполне материальных закономерностях. Вот, наконец, торжество этих закономерностей – точка схода, фокусирующая зрение на алтарной композиции. И вдруг этомусамому зрению, на которое работает все пространство церкви, жестковато напоминают о том, что есть еще Зрение, которое все видит без всякой земной оптики.

глаз в треугольнике в православном храмеглаз в треугольнике в православном храмеНекоторая загвоздка тути обретается. С одной стороны, символ сильный и очень хорошо работает в условиях барочного церковного интерьера, вписываясь в свойственную тому времени диалектическую игру зримого и прозреваемого. С другой стороны, это символ со светской генеалогией и несущий мало доктринального, вероучительного смысла. Да, тринитарность, да, всевидящий Промысел – но для XVII (и тем более для XVIII) столетия этого уже мало. Мало для того, чтобы решительно и повсеместноиспользовать в церковном искусстве. Отдельно взятая идея всевидящего Абсолюта мало что значит для контрреформации, для пропаганды исключительности католического вероучения. С полным душевным спокойствием этим символом могли пользоваться и пользовались и протестанты, и православные, и даже, страшно сказать, деисты.
А поскольку это символ, как было сказано, с полусекулярным происхождением, он мог превосходно использоваться там, где архитектура должнабыла репрезентировать не только и не столько централизованную католическую систему вероучения, сколько религиозность государства, которое само и является на свой лад блюстителем интересов всевидящего Абсолюта. глаз в треугольнике в православном храмеНе случайно примеры употребления Всевидящего Ока в архитектуре, если брать XVIIIвек, в подавляющем большинстве относятся к тем странам, которые ассоциируются отнюдь не с оголтелой супрематией Рима, а с просвещенным абсолютизмом. Это Австрия, множество провиницальных монастырей и церквей которой украшаютсяизображением Ока (церкви в Гмюнден-ам-Траунзее и в Траункирхене, монастырь св. Флориана в Линце и др.); причем в том же Гмюндене, например, Всевидящее Око, наряду с габсбургским гербом, размещено и на фасаде здания местной судебной управы. Это Франция – золотое Око меж двух коленопреклоненныхангелов украшает алтарь новой Королевской капеллы в Версале. Наконец, Россия, где еще с петровских времен пресловутый символ особенно активно используется в архитектурном декоре.

Лишь в самом конце XVIII века, когда Око предсказуемо вошло в обиход масонской эмблематики, Екатерина II попробовала наложить вето на его употребление в православной архитектуре (примечательно, что именно суверен принимает авторитетное решение о том, стоит или не стоит наделять архитектурные произведения символом всевидящего Провидения). Ее более устраивало, когда вместо глаза в том же треугольнике стояло церковнославянское «БГЪ» под титлом – аналог бытовавшегонаряду с Оком символа «Тетраграмматон в треугольнике». Впрочем, впавловское, александровское и отчасти николаевское время Око вернулось на фасады православных храмов. Эти образчики русского классицизма весьма многочисленны; достаточно вспомнить хотя бы Казанский собор Воронихина – фронтон с позолоченным Оком украшает главный фасад храма. глаз в треугольнике в православном храме И опять-таки – тот же символ фигурирует не только в церковной архитектуре, но и в гражданской и даже государственной эмблематике. На наградных медалях, посвященных победе 1812 года, мы видим Всевидящее Око, окруженное девизом «Не нам,не нам, но имени Твоему».

Создатели новой награды стремились средствами медальерного искусства выразить и подчеркнуть мысль, которая была сформулирована в манифесте, подписанном Александром I позже — 25 декабря 1813 года в Вильне:

«Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто бы мог сие сделать. Можем сказать, что содеянное есть превыше сил человеческих. Итак да познаем в великом деле сем Промысел Божий, повергнемся пред святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями.«

«Всевидящему оку» как нельзя лучше соответствовала четырехстрочная надпись на обороте медали: «НЕ НАМЪ, — НЕ НАМЪ, — А ИМЕНИ — ТВОЕМУ». Она представляет собой усеченную цитату из 9-го стиха 113-го псалма царя Давида, а полностью слова эти звучат так: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». Замена портрета надписью была фактом примечательным, ведь до этого на русских боевых медалях по традиции помещалисьпортрет или вензель императора.

Первое награждение новой медалью состоялось 30 августа 1813 года во время ее освящения в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Среди награжденных были генерал от кавалерии А.П. Тормасов (бывший командующий 3-й Западной армией), генерал-лейтенант А.Б. Фок (бывший начальник штаба отдельного корпуса Ф.Ф. Штейнгеля) и др. Награждение медалями в действующей армии началось в конце 1813 года. Первые медали получили лица из свиты и придворного штата императора Александра I, a также офицерыи чиновники Главной квартиры, находившиеся тогда во Франкфурте-на-Майне. Затем началось вручение медалей и в полках.

Исчезновение Всевидящего Ока естественным образом совпадает с утверждением идеологии «православие, самодержавие, народность» и с нарождением национального стиля. В таких обстоятельствах символ, за которым числится такое прошлое – гуманистическо-иезуитское изобретение, католические алтари, масонский обиход и эмблема просвещенного государя – выстоять, конечно, не мог. Да и в Европе почтенныйокулярный символ с начала XVIII века перешел в несколько маргинализированное состояние, вызывая негодование всяческих адептов теории заговоров своим употреблением в среде тайных обществ.

Это завершило историю распространения именно Всевидящего Ока, волею судеб оказавшегося самым употребительным, самым удобным и самым многозначным способом делать архитектурное произведение не только зримым, но и в некотором смысле зрящим.Междутем правда, неведомая позднеренессансным иконологам, состоит в том, что, разрабатывая иконографию Ока, они на самом деле приобщались к куда более обширной традиции, чем им казалось. Если копнуть поглубже, то выясняется, что в самые разные времена сакральному зданию тут и там свойственно передавать не только абстрактную нуминозность, но и ощущение надмирного Зрения, от которого невозможно укрыться именно потому, что оно превосходит человеческие представления о скрытом и зримом.

глаз в треугольнике в православном храмеНа православном Востоке ужев поздневизантийском искусстве появляется иконописный сюжет «Спас Недреманное Око», который выражает, строго говоря, ту же идею всевидящего (и все предвидящего) Промысла, что и глаз в треугольнике, но толькос помощью гораздо более сложного языка. Напомню: это изображение почивающего в Эдемском саду с открытыми глазами Христа-отрока, которому предстоят Богоматерь и ангел с орудиями Страстей. глаз в треугольнике в православном храмеглаз в треугольнике в православном храмеПричем эта композиция – как и европейское Око – в греческой традиции часто размещалась над порталом храма.А еще дальше, в Непале и Тибете, с куда более древних пор изображением глаза украшалась верхняя часть ступ: четыре глаза по четырем сторонам света – значит, всевидящие. Так до сих пор эти ступы и смотрят во все стороны, и кажется, что они и знать не хотят ни о Кирхере, ни о Гораполлоне, ни о масонах, ни о Екатерине II. И что спрятаться от абсолютного взглядане помогают ни идеология, ни традиция, ни история архитектуры.

Позднее из купольного изображенияпереходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным. Догматическим основанием такого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).

На иконе изображён круг, концентрически слагающийся из трёх или четырёх кругов:

глаз в треугольнике в православном храмеКруг первый , центральный, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.

Над вторым кругом изображена с воздетыми руками Богородица.

ТакжеВсевидящим Оком может называться символическое изображение «Всевидящего Божьего глаза», вписанное в треугольник — не каноничный символ Троицы.

глаз в треугольнике в православном храмеПозже масоны использовали этот символ для напоминания о всепроникающем взгляде божественногопровидения, о присутствии Великого Архитектора Вселенной во всех трудах масонов. Символ присутствует в декоре почти каждой масонской ложи.

глаз в треугольнике в православном храмеЧто касается масонов, то они переняли свой символ у иллюминатов, появившихся в свою очередь лишь во 2-ой половине 18 века.

У них изображение несколько иное и расположено оно над усечённой пирамидой.

Вот что говорит небезызвестный Дэн Браун :

глаз в треугольнике в православном храмеПримечание: Вероятнее речь идет о Трикветре (также трикветра, триквестр, от лат. triquetrum — tri, три и quetrus, имеющий углы) — довольно интересный символ, происхождение и современное примение которого разительно отличается. Так например, после Х века в России символиспользовался в основном как специфический «варяжский» орнаментальный мотив. В наши дни по всему миру символ ассоциируется в первую очередь с пониманием Троицы в христианстве.
глаз в треугольнике в православном храмеПотому, что Тринакрия (также трискель, трискел, трискеле, от греч. τρισκελης — трёхногий) — древний символический знак, представляющий собой три бегущие ноги, выходящие из одной точки. Символ встречается у греков, крито-македонцев, этрусков, кельтов, а также (в несколько ином виде ) удревних японцев[Каких?] и народов Гималаев. В частности, являлся гербом знатного и могущественного афинского дома Алкмеонидов. Один из первых солярных символов, близкий в этом отношении к свастике (иногда трискелион называют тройной, треугольной или трёхконечной, трехлучевой свастикой). Кроме того, как символ движения солнца, показывающий три основных его положения — восход, зенит и закат, трискелион близок к трикветру. Позднее символ олицетворял «бег времени», ход истории и вращение светил.

глаз в треугольнике в православном храмеОбычно пишут, что у иллюминатов всевидящий глаз – это глаз Гора, он же – глаз Люцифера (но его изображают как глаз в треугольнике вершиной вниз).

Так что никакого отношения к христианской символике это не имеет.

Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *