гликофилуса сладкий поцелуй икона богородицы
Икона Божией Матери Сладкое Лобзание
Как гласит предание, икона Божией Матери «Сладкое лобзание» («Гликофилуса») была написана самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. В настоящее время она находится в афонском монастыре Филофей. Этому предшествовала драматическая история, произошедшая в первой половине 9 века, во времена иконоборчества.
История иконы «Сладкое лобзание»
Когда византийский престол занял император-иконоборец Феофила, он повелел уничтожить все иконы. Жена его приближенного Симеона Виктория почитала икону и скрывала ее в своих покоях. Когда же муж потребовал сжечь икону, она, помолившись, пустила ее на волю морских волн.
По волнам эта икона и доплыла до Афона, до монастыря Филофей, и на место ее обретения до сих пор в пасхальный понедельник проводится крестный ход.
За более чем тысячу лет пребывания в монастыре икона «Гликофилуса» явила немало чудес. Так, в одной супружеской паре из Праора жена страдала бесплодием, но, когда супруг вознес страстную молитву перед иконой Божией Матери «Сладкое лобзание», то елей из лампады, горящей перед иконой, помогли: он помазал елеем жену и себя, и в тот же год у них родился сын.
Другим чудом стало возвращение похищенного и раскаяние преступника. Это случилось в 1801 году. Икона «Гликофилуса» была украшена привешенными к окладу златницами. Один паломник польстился на них и похитил, после чего сел на корабль и попытался скрыться. Однако, хотя дул попутный ветер, судно остановилось вблизи от берега и никак не двигалось дальше. Когда обнаружили пропажу, стали искать везде, в том числе отправили лодку и к кораблю. Похититель, увидев явленное чудо, раскаялся и вернул похищенное, и судно продолжило плаванье.
Еще одно чудо произошло уже в 20 веке, когда Греция находилась под немецкой оккупацией. В монастыре почти закончился запас пшеницы, и было принято решение больше не принимать паломников. Лишь старец отец Савва воспротивился этому решению и уговорил братию отказаться от него. Когда же муки осталось совсем чуть-чуть, он вновь уговорил испечь из остатков хлебы и раздать их не только монахам, но и мирянам, уповая на милость Пречистой Девы. Когда же это было сделано, к пристани причалило судно, перевозившее пшеницу, и капитан предложил часть ее обменять на дрова. Так Богоматерь вновь позаботилась о своих детях.
Особое значение икона «Сладкое лобзание» имеет для тех, кто молится о защите детей от недугов и опасностей, о приобщении их к истинной вере, об уважении к родителям и укреплении их духа при возникновении жизненных проблем.
Празднование – в пасхальный понедельник.
Икона «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»
Другое название этой иконы – «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы» (сретение означает встреча). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения — явления архангела Гавриила Дева Мария поспешила к Елисавете, родной сестре ее матери. Бездетные Елисавета и ее муж священник Захарий были уже в преклонном возрасте, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елисавета была в тот момент беременна.
Древний иконописец, кисти которого принадлежит икона «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с Младенцами во чреве; более поздняя икона «Целование Божией Матери» изображает просто их объятие. При встрече с Девой Марией Елисавета исполнилась Святого Духа и славословила Марию как Мать Спасителя.
Этой иконе молятся о покровительстве Божией Матери и о даровании детей, здоровых и крепких.
Празднование — 30 марта/12 апреля.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвословия ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы»
Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.
Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.
СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Принадлежит, по преданию, к числу семидесяти икон, писанных святым апостолом и евангелистом Лукой.
Икона Божие Матери «Сладкое лобзание». |
Икона прославилась во времена иконоборчества. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила её у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить её в море. После этого икона явилась на берегу пред Афонским Филофеевским монастырём. Игумен и братия внесли её в соборный храм.
С тех пор и доныне в понедельник Светлой Седмицы совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.
Списки
С 5 апреля 2017 года в Преображенском храме с. Заброды Калачеевского района Воронежской области находится список иконы из Афонского монастыря Филофей:
Молитвословия
Одержа́щей е́реси,/ о честне́й ико́не Твое́й, Де́во,/ я́ве промышля́еши:/ мореше́ствием Твое́й оби́тели/ я́ко дар досто́ин приноша́еши./ Сию́ же мы Сладколю́бящую пра́ве нарица́юще,// Тя ублажа́ем.
И́же в хра́ме и оби́тели Твое́й приходя́щия Ти/ и богоуго́дно спаси́тельная гоня́щия/ и почита́ющия Твой святы́й о́браз,/ сим да́руй, Де́во, Твоя́ ми́лости,/ от вся́ких изба́вльши сих скорбе́й, Тебе́ вопию́щия:// ра́дуйся, Еди́на Богоневе́стная
Икона Божией Матери «Сладко лобзающая», принадлежащая преподобному Антипе Валаамскому
Сегодня, в день памяти преподобного Антипы Валаамского, представляем чудно проявившую себя икону Божией Матери «Сладко лобзающая», принадлежавшую святому при его земной жизни. Образ прославлен многими благодатными знамениями и до самого разорения Валаамского монастыря хранился в нем как великая святыня. Однако история его обретения полна многими неожиданными поворотами.
21 мая 2006 года в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря произошло знаменательное событие: в алтарь главного (летнего) храма была перенесена вновь найденная чудотворная икона Божией Матери «Сладко лобзающая». Ныне эта икона лежит в киоте на аналое перед солеей с левой стороны. Перенесению образа предшествовала удивительная история.
Чудесное открытие иконы на Валааме
Эта икона Божией Матери неотлучно находилась в келии иеросхимонаха Антипы – преподобного Антипы Валаамского – и в годы его подвижничества на Афоне, и в годы монашеского подвига на Валааме. После кончины святого образ находился в храме преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на левой стороне у переднего столба, в небольшом иконостасе. В трагическую зиму 1940 года монахи Валаамского монастыря, покидая родную обитель, забрали с собой все самое ценное – иконы, церковную утварь, книги. Но аккуратно составленные инвентарные списки вывозимого не были гарантией того, что на новом месте братия сумеет быстро найти место каждому вывезенному предмету – впереди ждала неизвестность.
Поиски иконы в Ново-Валаамском монастыре были начаты 18 апреля 2006 года – после совершения во вторник Страстной седмицы монашеского пострига, на котором новопостриженный инок был назван в честь преподобного Антипы Валаамского.
Знаменательное открытие иконы произошло 10 мая 2006 года. 21 мая чудотворный образ был перенесен в алтарь, а еще через семь дней он предстал перед братией и прихожанами в главном соборе Ново-Валаамского монастыря: в Неделю о слепорожденном архимандрит Сергий (Райаполви) рассказал молящимся об истории иконы, и она была вынесена на середину храма для поклонения вместе с иконой, содержащей частицу мощей преподобного Антипы.
Историческая справка:
Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви и внесено в Собор Валаамских святых.
Краткое житие прп. Антипы Валаамского
Родившийся в 1816 году в Молдавии будущий схимонах Антипа начал свое подвижничество в Нямецком монастыре. Но в монахи он был пострижен в маленьком монастыре в Валахии с именем Алипия, а оттуда, по предложению своего духовника, переселился на Афон. После четырехлетнего подвижничества в греческом монастыре Эсфигмен он был пострижен в великую схиму с именем Антипа и ушел на пустынножительство.
Свое отшельническое подвижничество Антипа начал в заброшенной полуразвалившейся хижине. С голыми руками вошел он в доставшуюся ему пустую келию. И только в переднем углу на карнизе стояла маленькая икона, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Обрадовался своей находке схимник, ибо обрел в этой иконе драгоценное сокровище. Отец Антипа уговорил знакомого иеродиакона-иконописца как можно осторожней промыть икону, и тот возвратил ее совершенно новой, клятвенно уверив, что она стала такой от одной простой промывки и что это явление поразило и его. Под слоями копоти обнаружился лик Богородицы. Вскоре явилось еще одно чудо.
От пустыннической жизни уже достаточно опытный схимник Антипа был призван во вновь устроенный афонский молдавский скит Иоанна Предтечи (Продром), а затем был назначен экономом на монастырское подворье в городе Яссы, откуда послан в Россию для сбора пожертвований, предназначавшихся молдавскому скиту на Афоне. Отец Антипа крепко молился, и дела по сбору средств шли успешно. Однако, волею Божией пожертвования эти на Афон не попали: корабль, на котором они были отправлены, вместе со всеми пассажирами и грузом погиб во время бури в Черном море. В ночь этой ужасной катастрофы отец Антипа стоял на молитве. Вдруг громко треснуло стекло киота, в котором был помещен образ Божией Матери. И это было время гибели парохода, шедшего на Афон. Когда все стало известно, от такой утраты уныли афонские отцы и потеряли усердие благотворители. Не пал духом только отец Антипа, и позже им была собрана в Петербурге и Москве новая значительная сумма пожертвований.
Когда окончились дела по сбору подаяний в пользу афонского Продрома, отец Антипа, с благословения молдавских старцев, отправился на полюбившийся ему в первый год пребывания в России «Северный Афон» – святой Валаам. Он прибыл на остров 6 ноября 1865 года и поселился в маленькой келье на скиту Всех Святых.
Здесь его главным делом была молитва. Кроме ежедневных богослужений он прочитывал каждый день два акафиста Божией Матери – один простой и второй Успению Божией Матери. Образ Божией Матери «Сладко лобзающая» и иеросхимонах Антипа были неразлучны.
Каждый день старец клал 300 земных поклонов, молясь как за живых, так и за мертвых. Время между богослужениями и земными поклонами посвящалось чтению молитвы Иисусовой. Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Однако пришло и ему время переселится в селения горние, и в течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил старца. Глухой осенью стоял отец Антипа в своей келье на молитве. Вдруг сделался шум – и афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места. Другие иконы, стоявшие рядом, упали, а образ Богоматери прошествовал тихо по воздуху на расстояние целых двух метров и остановился на груди отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Об этом чудесном явлении отец Антипа рассказал только за три дня до своей кончины.
И вновь в его простой келье главное место было отведено иконе Владычицы «Сладко лобзающая», о которой сам отец Антипа в последние годы своей жизни говорил так: «Одно сокровище есть у меня – это чудотворная икона Божией Матери. Я не дам ее никому, кто бы у меня ее ни попросил. Я оставлю ее Валаамскому монастырю».
Предание об иконе «Сладкое Лобзание»
Икона «Сладкое Лобзание» (греч. Γλυκοφιλούσα – сладко лобзающая или сладко любящая) прославилась в царствование греческого императора-иконоборца Феофила (829–842).
Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены сжечь икону. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать икону в руки мужа, а бросить её в море.
Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. На месте явления иконы – оно названо «Агиасмою» – истекла святая вода. С тех пор и доныне в Светлый понедельник Пасхи сюда из монастыря совершается крестный ход.
Икона стоит в соборном храме обители и изображает Богоматерь лобзающей Предвечного Младенца. Есть церковное предание, что она одна из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.
В скиту русского афонского Пантелеимонова монастыря есть снимок с чудотворной иконы « Гликофилу́са ».
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 7: Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, / Дево, яве промышляеши: / морешествием Твоей обители, / яко дар достоин приношаеши. / Сию же мы Сладко лобзающую праве нарицающе, // Тя ублажаем.
Кондак, глас 8: Иже в храме и обители Твоей / приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия / и почитающая Твой святый образ / сим даруй, Дево, Твоя милости, / от всяких избавльши сих скорбей, / Тебе вопиющия: // радуйся, Едина Богоневестная.
Величание: Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем, с верою притекающим.
Иконы Афона: Сладкое лобзание (Гликофилуса)
В соборе афонского монастыря Филофей на левом клиросе находится известная чудотворная икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (греч. «Гликофилу́са»). По преданию её написал евангелист Лука.
Во времена царствования византийского императора-иконоборца Феофила (829—842) благочестивая жительница Константинополя Виктория, супруга одного из приближенных императора по имени Симеон, спасая икону от уничтожения, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше бросить её в море. Так образ прибыл на Святую Гору, о чём чудесным образом был предупреждён игумен Филофея. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода.
С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.
В 1793 году диакон Иоаникий во время зажигания свечей пред иконой часто сетовал на то, что Богоматерь не заботится об обители, потому как другие монастыри Афона ни в чем не имеют нужды, а Филофей нуждается.
Когда диакон проснулся, он понял, что ошибался, и смиренно просил прощения у Пречистой. Потом он рассказал братии об увиденном.
В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем преступник, вразумлённый чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.
Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом (смотрителем храма). Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.
Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.
Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого.
Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.
И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.
В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда.
Другое чудо в списке бесчисленных чудес, явленных иконой, произошло с одним христианином из Праора. Его жена не могла иметь детей, и поэтому семейная пара очень страдала. Будучи на Афоне, Святой горе, христианин усердно молил Пресвятую Деву перед иконой «Сладкое лобзание». Перед тем как отправиться домой, он взял немного елея из горящей перед иконой лампады и, вернувшись, помазал им себя и свою жену. И в этот же год его супруга родила сына. Христианин был очень благодарен Деве Марии и принес дар обители Филофея.
Источники: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.II. СПБ: Изд-во П.П.Сойкина. С.2077. Старец Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914] http://agioritikesmnimes.blogspot.ru/2012/03/982.html Χαραλάμπους Δ. Βασιλόπουλου, «Θαύματα της Παναγίας»
Крестный ход с иконой «Сладкое лобзание»
(FLV файл. Продолжительность Размер )
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание», или «Гликофилусса» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.
Молитва
ко Пресвятой Богородице
пред Ее иконою «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 7
Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, Дево, яве промышляеши: морешествием Твоей обители, яко дар достоин приношаеши. Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе, Тя ублажаем.
Кондак, глас 8
Иже в храме и обители Твоей приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия и почитающая Твой святый образ сим даруй, Дево, Твоя милости, от всяких избавльши сих скорбей, Тебе вопиющия: радуйся, Едина Богоневестная.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Икона Божией Матери “Сладкое лобзание”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает
На горе Афон, в монастырском соборе Филофей, есть известная почитаемая икона «Гликофилу́са», что в переводе с греческого, значит Сладкое лобзание. Согласно преданию образ создан евангелистом Лукой.
История и предание
Император Византии Феофил (829—842) славился своим иконоборством. Во времена его царствования верующие подвергались жестокому гонению. В связи с этим праведная жительница Константинополя Виктория вынуждена была скрыто хранить икону, поскольку, что была женой Симеона Патрикия – одного из приближенных к императорской особе. Узнав о ее тайне, супруг намеревался сжечь образ, но Виктория спасла его и бросила в море.
Икона не погибла, но прибилась к берегу у святой горы Афон. Там, где она появилась вода святая.
Произошло это у невдалеке от Филофеевского монастыря. Братия во главе с игуменом подняли образ, перенесли в храм и установили на левом клиросе. С того времени в день чудесного приобретения иконы – понедельник Пасхи, братия совершает крестный ход с ней.
В 18-м веке (в 1793 году) диаконом монастыря был Иоаникий. Часто, зажигая свечи у образа Божией Матери, он думал о том, что другие монастыри богаче и обеспечены лучше, а Филофеевская обитель беднее. Однажды среди ночи диакон высказал свои сетования вновь. Он так погрузился в свои печальные мысли, что не сразу заметил появившийся свет. Он очнулся только тогда, когда сияние стало всепоглощающим. Это явилась Богородица. Она сказала, что сомнения Иоаникия совершенно напрасны. Если бы Пресвятая Дева не покровительствовала монастырю, он бы не существовал. А от серебра, злата и драгоценностей нет никакой пользы обители.
Когда монах пришел в себя после того, что ему довелось увидеть, он искренне раскаялся в своих сомнениях и горячо молился о прощении. Затем поспешил известить о чуде всех иегумена и всю братию.
В истории монастыря зафиксирован такой случай. Он произошел в 1801 году. Однажды в обители побывал паломник нечистый на руку. Он увидел златницы, прикрепленные к иконе. Не устояв перед соблазном блеска драгоценного металла, похитил их. Тут же последовал на судно, отправляющееся от Иверской пристани. Едва отплыв от берега, корабль остановился и не мог сдвинуться с места, хотя все снасти были в порядке, а ветер дул в попутном направлении.
Тем временем в обители обнаружили пропажу. Игумен разослал гонцов во все стороны, на поиски святыни. Братья разошлись в тех направлениях, где мог скрыться вор. Один монах увидел корабль, отплывший от пристани и остановившийся по непонятной причине. Предчувствуя удачу, брат вскочил в лодку и стал грести по направлению к судну. К тому времени, как он добрался до корабля, вор извелся муками совести. Когда увидел монаха, чистосердечно раскаялся и добровольно вернул златницы. После этого судно беспрепятственно сдвинулось с места и свободно продолжило свой путь.
После этого чудотворные деяния иконы происходили не раз. Однажды произошел такой назидательный случай. Произошло это в 1830 году. Однажды в Филофеевском монастыре появился богомолец, пришедший издалека. Он стал расспрашивать о храме экклесиарха (смотрителя обители). Монах, принявший любопытство за искреннюю веру, стал подробно рассказывать о монастыре и явлении иконы «Гликофилу́са». Казалось странник слушал внимательно и заинтересованно. Казалось, он желает узнать как можно больше. Экклесиарх старательно и подробно излагал историю и предания обители.
Каково же было его удивление, когда после долгой и продолжительной беседы, в ответ он услышал сомнения пришельца. Последний, даже позволил себе иронию по поводу достоверности чудесного явления иконы на монастырском берегу. Дескать, только малое дитя или может верить в такие сказки.
Смотритель поразился насколько низко этот человек, считающий себя верующим. Ведь если сомневаться в чудотворности образа Матери Божией, значит не верить в благодеяния Спасителя и самого Господа Бога. В отличие от собеседника экклесиарх понимал, что злые семена в душе богомольца могут привести к гибели его души. Никакие слова и увещевания не помогли развеять заблуждения сомневающегося, тот упорно отвергал всяческие доводы и не верил монаху. На праведный путь и возвращение в истинную веру произошло при помощи чуда, свершившегося по воле Царицы Небесной. А случилось это так. Вскоре после беседы со смотрителем, недоверчивый человек поднялся на верхний этаж дома. Вдруг он оступился и стал падать вниз с большой высоты. В страхе он вскрикнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Не успел он так подумать, как его падение плавно замедлилось, и он легко коснулся земли ногами. Только тогда он понял, какие страшные сомнения одолевали его и, что именно от них он едва не погиб. А, спасла его сама Богородица! После этого он в полной мере осознал, что только искренняя вера может спасти жизнь и душу человека.
Среди многочисленных чудесных деяний, связанных с молитвами у иконы Сладкое Лобзание, часто упоминают событие, которое произошло с христианином из Праора. У него и его супруги долгое время не было детей, от чего они оба страдали несказанно. Этот человек отправился на гору Афон и стал усердно молиться образу Божией Матери и просить ее, о ниспослании чада.
После молитвы монахи дали ему елей из лампады, горящей перед иконой. С ним он и последовал назад домой. Когда он вернулся к супруге, то помазал елеем себя и ее. В том же году у них родился ребенок. В благодарность за чудесное деяние, христианин сделал щедрый дар Филофеевскому монастырю.
Чудотворные деяния иконы продолжают происходить до нашего времени. Одно из наиболее известных, произошло в годы второй мировой войны. Его записал в свою книгу «Отцы святогорцы и святогорские истории», старец Паисий Святогорец.
А было это так.
Когда началась война, запасы пшеницы в Филофеевском монастыре сильно ускудели и пополнить их было нечем. Иегумен и братия приняли решение временно не принимать посетителей. Узнав об этом, благочестивый старец Савва впал в отчаяние. Он уверял, что подобное деяние не решит проблему, но лишит обитель благословения. Он просил совет старцев не делать этого. Чтобы убедить их он привел примеры из Священного Писания, в частности «историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17)». Совет внял его доводам и не стал запрещать посещение приходящим богомольцам.
Но, спустя некоторое время некоторые монахи стали роптать и упрекать Савву в том, что мука, дескать, на исходе и совершенно непонятно как быть, когда она закончиться вовсе. На что благочестивый старец отвечал: «Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.»
Когда в монастырских закромах осталось только 25 окад пшеницы, недовольная братия стала роптать и порицать отца Савву. На что тот призывал не терять надежды, а последний хлеб разделить с мирянами. А самим молиться и свято верить, что Благий Отец не оставит в беде.
Так они и поступили. Когда съели все, и ничего не осталось, к монастырской пристани приплыло судно с пшеницей. Капитан корабля просил обменять зерно на дрова. Что и было сделано.
Братия Филофеевского монастыря увидела в этом Промысл Божией Матери, Она чудесным образом избавила обитель от голода. В усердных молитвах они стали благодарить Царицу Небесную за ее чудесное благодеяние и прославлять Ее.
Значение
На иконе Божия Матерь изображена, крепко прижимающей к себе Младенца Иисуса и лобзающей его. Безмерная любовь и нежность в Ее глазах. Всем своим видом она готова защитить Его от любых напастей. Помимо нежных чувств весь ее печальный вид выражает печаль и тревогу, поскольку Она знает, что ждет Ее Дитя в будущем – Христос принесет спасение человечеству ценой Своей земной жизни.
Значение образа не только защита Богородицей Ее Младенца, но и заступничество перед Спасителем и Господом Богом за всех христиан.
В чем помогает
Чудотворные деяния иконы Божией Матери «Сладкое Лобзание», упомянутые в преданиях Филофеевского монастыря, свидетельствуют о том, что образ помогает во всем, с чем истинно верующие обращаются к Богородице.
Главное, искренне раскаяться и усердно молиться.
Чаще всего у этой иконы молятся бездетные семейные пары с прошением о здоровом и крепком потомстве.
Куда вешать
Согласно церковной традиции иконы располагают на стене, направленной на восток. В домашних условиях иногда это бывает невозможно. Наиболее часто образы вешают (или ставят) в правом углу, напротив двери в комнату. Любой святой лик, в том числе икона Божией Матери «Сладкое Лобзание» может находиться в любом жилом помещении – гостиной, спальне, детской. Главное, чтобы к образу был свободный доступ, и его было видно со всех сторон. Ничто не должно отвлекать мысли и внимание верующего во время молитвы. Не стоит помещать поблизости ярких предметов, которые будут мешать. Это яркие плакаты, картины, сувениры и другие безделушки.
Единственным украшением иконы могут быть красивый киот и вышитые рушники. Немаловажно предусмотреть перед образом место для горящей свечи или лампады. В этом случае необходимо позаботиться о пожарной безопасности и не оставлять открытый огонь без присмотра.
От чего оберегает и как молиться
Икону «Сладкое Лобзание» приносят в дом в надежде, что Царица Небесная наполнит его всем необходимым и защитит его от воров и лихих людей.
Родители молятся за здоровье, благополучие и духовность своих детей. Если кто-либо сбился с пути истинного, то обращаются к Богородице, о возвращении заблудшего к праведной жизни.
Свои прошения можно произносить своими словами или читать такую молитву:
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары,
Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся.
Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его.
Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.
И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго.
Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков.
Оцените пожалуйста статью ☺
Нажмите по звездочке ↓
Средний рейтинг: 0 / 5. Количество голосов: 0
Проголосуйте первым!