год основания троицкого собора троице сергиевой лавры
Троицкий собор
Троицкий собор — первое каменное здание, построенное в Сергиевой Лавре, и один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV — первой половины XV в. Собору свойственны все важнейшие особенности этого архитектурного стиля, выросшего из зодчества
Близкий к кубу четверик Троицкого собора с тремя высокими равными высоте четверика алтарными апсидами утвержден на мощном белокаменном цоколе и, подобно древним храмам Владимира и Суздаля, целиком сложен из белого камня. Блоки обработаны и подогнаны друг к другу столь тщательно, что швы между ними едва различимы. Стены сложены с заметным наклоном внутрь, что придает собору пирамидальную форму, дополнительно подчеркнутую соответствующей формой оконных откосов и порталов. Эта особенность добавляет облику собора мощь и высоту. Плоскости фасадов с трехчастным членением широкими плоскими лопатками, — особенность раннемосковской архитектуры. Фасады по традиции завершены закомарами, но с московской особенностью, — вертикальным зубцом над каждой. Это так называемые «килевидные закомары». Очертания закомар повторяются в завершениях перспективных порталов, колонки которых в средней части украшены «дыньками» или «бусинками», что также характерно для раннемосковского зодчества. Над четвериком Троицкого собора возвышается высокий световой барабан, несущий шлемовидную главу и крест. При внешней ясности, простоте форм и декора Троицкий собор — сложнейшее архитектурное сооружение. Если снаружи наклон его стен начинается от цоколя, то внутри — только от арок порталов, благодаря чему наклон, оставаясь незаметным, облегчает обзор фресковой живописи. Сложна и искусно выполнена кладка арок и сводов, имеющих необычные параболические очертания. Четыре подпружные арки, соединяющие опорные столпы и несущие световой барабан и главу, подняты заметно выше сводов; так зодчие увеличили высоту подкупольного пространства собора, высота которого от пола до купола не так уж и велика — 23 метра.
Троицкий собор не только первый каменный храм Лавры и уникальный памятник архитектуры. Подобно тому, как Преподобный Сергий Радонежский есть начало и духовная опора Лавры, Троицкий собор — «похвала» Преподобному — есть исходная точка архитектурного ансамбля Сергиевой Лавры. Достаточно присмотреться к издавна сложившейся планировке Лавры. В плане ее территория близка к прямоугольнику, площадь которого пересекают две главные дороги. Обе начинаются от Троицкого собора. Одна, начинаясь от храма Преподобного Сергия, приводит к Святым вратам на западной стороне Лавры. Другая дорога от Троицкого собора ведет к Каличьим воротам на северной стороне обители. Расходясь от Троицкого собора почти под прямым углом, названные дороги определяют и прямоугольную планировку территории Лавры, и место расположения ее основных зданий.
Почитание Преподобного Сергия находило выражение в особом отношении к Троицкому собору: поколения насельников и богомольцев Лавры, стремились украсить собор, выделить его в ряду других храмов Лавры и тем выразить любовь и уважение игумену Земли Русской. В 1510 г., возвратившись из успешного похода на Новгород и Псков, великий князь Василий III приказал обить главу Троицкого собора железом. В тот же год, на праздник Св. Троицы, он прибыл в монастырь и «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В мае 1556 г. великий князь Иван IV (Грозный) посетил Лавру перед походом на крымских татар. Быть может, именно тогда, накануне вероятного сражения с опасным врагом, он вспомнил пожертвование своего отца и «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Наконец, около 1720 г. была позолочена и вся кровля Троицкого собора. Золоченые глава и кровля Троицкого собора еще более выделяли его среди окружающих зданий Лавры, многие из которых вплоть до второй половины XVIII столетия покрывались тесом.
Троицкий собор (1422-23 гг.)
Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.
Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.
В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.
Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.
Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.
Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.
В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.
Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:
— в воскресные и праздничные дни:
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.
23. Троицкий собор
Троицкий собор и церковь преподобного Никона
Этот знаменитый храм в Лавре древнейший и главный. При жизни Преподобного Сергия, здесь на Маковице была деревянная церковь, которая, после его кончины, сгорела в нашествие Едигея. По обретении мощей св. основателя Троицкой обители, в 1422 году, преемник его Преподобный Никон, при содействии Звенигородского Князя IOpия Дмитриевича, соорудил из белого камня новый храм, расписанный славными в то время, иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. До построения его, на пепелище прежней церкви, главной была деревянная, посвященная Живоначальной Троице, на том месте, где теперь церковь Сошествия Св. Духа. Летопись упоминает о построении в 1476 году Псковскими мастерами другой кирпичной церкви, на месте деревянной; 51 но не доказывает, какой именно. Длиною соборный храм с алтарем на 9 саженях и 2 аршинах, шириной на 7 саженях.
С южной стороны к этому прямоугольному зданию примыкают церковь Преподобного Никона, построенная Царем Иоанном Васильевичем в 1552 году, паперть и притвор; с западной – трапеза и паперть, соединяющая храм с ризничным корпусом, а с северной – притвор, перестроенный в 1829 году. Все сии здания, принадлежащие разным векам, теперь составляют одну связь, или купу, в коей первенствует, по своей древности и стилю, Троицкий собор.
Восточная его сторона оканчивается тремя абсидами, или полукружиями алтаря, коих стены извне покрыты церковной живописью в новом вкусе, карнизная часть украшена древней каменной резьбой в византийском стиле. По-видимому, верх собора состоял прежде из дуговых крыш в два или три ряда, над коими возведен был фонарь под главу. Впоследствии дуговая кровля заменена шатровой и для подъему ее, подкладена кирпичная стена. – К этим трем полукружиям прикладено четвертое, составляющее полукруглый алтарь квадрата Никоновской церкви. Глава с осмиконечным крестом, увенчивающая этот дом Пресвятой Троицы на Маковице, обита вызолоченой медью в царствование Иоанна IV, 1556 года, а в 1805 году, при Митрополите Платоне, церковь и алтарь покрыты золоченой медью по железу.
Внутренность собора образует Греческий крест; открытый трибун или барабан его главы утверждается на четырех четырехгранных столпах, соединенных между собою арками на четыре стороны; они разделяют церковь на две главные половины; храм, или корабль, и алтарь. Своды его коробовые. – Свет проходит во внутренность сверху из узких окон под пятами сводов и из трибуна главы. К двум столпам посреди храма, обставленным с трех сторон древними св. иконами, прислонены крилосы и настоятельское место. Деревянный пол в соборе 1779 года заменен чугунным. В верхней части железных дверей южного входа пробоина напоминает осаду монастыря Поляко-Литовцами 1608 года. Ядро из неприятельского табора, пробив сии двери, ударилось в образ св. Николая, стоявший тогда у северных дверей, а впоследствии замещенный образом Тихвинской Божьей Матери с деяниями. Знак от ядра оставлен на иконе Святителя Николая, теперь поставленной в соборном притворе; у нее положен камень от мраморной сени над гробницею Святителя Николая, принесенный 1830 года, из Мир-Ликийского храма Сион, где погребен был сей великий Чудотворец.
По завещанию боярина Богдана Нагово, внутренние стены Троицкого собора вновь расписаны в 1635 году; потом, чрез 140 лет, на иждивение Коллегии Экономии, возобновляли стенное письмо мастера из духовного звания. Существующая же теперь стенопись с позолотой произведена в 1834 и 35 годах; но в 1854 и 55 годах вновь расписан собор лаврскими иконописцами, Прежнюю летопись вдоль внутренних стен, заменил Символ веры, соответствующий изображению вселенских соборов.
Престольное место, или алтарная солея возвышается на три ступени. Пять поясов алтарного иконостаса представляют небесную торжествующую Церковь. Кроме ряда местных образов, четыре пояса алтарного иконостаса следуют в таком порядке: сперва Апостольский, потом Праздничный, Пророческий и Праотеческий; первый предстоит Деисусу, третий – Богоматери с Иисусом Xpистом, четвертый Господу Саваофу с предвечным Младенцем на лоне Отчем; прочие изображены поясными; а Праотцы и Апостолы во весь рост. Праздников всех 19. В поясе Апостольском помещены вселенские Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Святитель Николай и Великомученик Димитрий Солунский и Георгия Победоносец; в числе Пророков Соломон.
Все образа в нем, писанные в Греческом пошибе, соответствуют зодчеству самого храма. По усердию Стольника Якова, они обложены были серебром в 1672 году, памятном по рождению Петра Великого, а в 1850 году, на иждивение Коммерции Советника А. И. Лобкова, пояс местных образов великолепно украшен позолоченым серебром, по карнизу горными хрусталями в гнездах.
В алтарной преграде Царские врата; их сень, коруна и столбцы украшены чеканным серебром с позолотою. На створах изображены иконным письмом Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста; на сени в трех клеймах – Пресвятая Троица и Тайная вечеря под двумя видами; на коруне, или подзоре, в трех же клеймах возведение на крест, распятие и снятие со креста Иисуса Xpиcтa, а на столпцах–Спаситель и Божия Матерь, Вселенские Святители, составители литургии, Московские Святители и св. Архидиаконы. О времени и вкладчике сих врат свидетельствует современная, чеканная на них надпись: «Сии Царския врата в дом Живоначальныя Троицы преподобнаго Cepгия Чудотворца, лета 7151; с Божию милостию, повелением Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея Pycи Самодержца и Его Благоверной Царицы, Великой Княгини Евдокии Лукьяновны и их 6лаговерных чад, сделаны». После 1812 года, место сих дверей заступили было серебряные, кованые, местами с позолотою и чернотою, двери весом в 4 пуда, устроенные М. П. Салтыковой; но теперь они в иконостасе церкви Преподобного Никона.
Внутренность Троицкого собора
На обеих сторонах от Царских врат в иконостасе местные образа великолепно украшены золотом, серебром и драгоценными каменьями. Достопамятнейшие из них по древности и богатству украшений: на правой стороне алтарного иконостаса: 1) Чудотворный образ Живоначальной Троицы, обложенный золотом и усеянный драгоценными камнями, в 1600 году, Царем Борисом Годуновым; на большом изумруде, вставленном в гривну, или цату на образе, вырезано рельефное изображение Св. Троицы; три золотые цаты приложены в 1626 году, Царем Михаилом Феодоровичем. По сказанию Клинцовского Подлинника, пресловутый иконописец Андрей Рублев, во время своего пребывания на послушании у Преподобного Никона, в присутствии его изобразил лик Пресвятой Троицы на похвалу св. Отцу Сергию. Это самое произведение Рублева сперва поставлено было в храм, сооруженный 1422 года Преподобным Никоном. 2) Другой образ Живоначальной Троицы, на левой стороне, от Царских врат, писанный дьяконом Никифором Грабленым в 1557 году, 52 покрыт золотом и драгоценными камнями, по усердию Царя Иоанна Васильевича. Замечательны также в ряду местных два образа, писанные, по обещанию, Государевым иконописцем, дворянином Симоном Ушаковым, в монашестве Пименом: 1) Всемилостивого Спаса на Престоле и 2) на убрусе. На последнем читаем надпись, свидетельствующую, что его 7185 г. «писал Государев иконописец и дворянин Московский, грешный Пимен, по прозванию Симон Ушаков, по своих сродниках, схимниках: Филарете, Савве, Cepгие и проч.» Местный, поясный образ Преподобного Сергия, сходный с изображением его на древних покровах в лаврской ризнице. Таким образом в этом иконостасе являются нам произведения представителей двух школ церковной живописи, господствовавших на Москве в XV и XVII столетиях.
Над южной дверью алтаря поставлена в киоте пятилистовая складная икона Сергиева видения, писанная на верхней гробовой доске св. основателя Троицкого монастыря. Ее брал в Польский поход Царь Алексей Михайлович 1654 года и, возвратив ее в св. обитель, велел подписать на самом образе, что, по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению св. Чудотворцев Сергия и Никона, Бог даровал ему победу над Польским Королем и предал в Его руки Вильну и другие города Польские, Литовские и Немецкие. По случаю войны с Швецией, в 1703 году, образ этот, по повелению Императора Петра I, из лавры отправлен был в Русский лагерь к Графу Борису Петровичу Шереметеву и находился с ним во всех походах знаменитой войны, которая кончилась гибелью Карла XII. В 1812 году эта же чудотворная икона, посланная к Императору Александру I Митрополитом Платоном, вручена была Государем Московскому Ополчению и возвращена на свое место, по изгнании уже врагов из Отечества. Точным списком с нее Митрополит Филарет, в 1854 году, благословил шестой Корпус, отправлявшийся в поход против неприятеля, наконец, в 1855 г. 7 Сентября Митрополит у св. мощей Препод. Сергия благословил Государя Императора подлинной иконой Сергиева видения, которая, по заключении мира, возвращена Ополчением в лавру 1856 г. Августа 5.
Под одним кровом с Преподобным Сергием, в юго-западном углу собора, опочивает тело Радонежского князя Андрея Владимировича, во иноцех Саввы. Кроткий и благочестивый Андрей, принявший в Сергиевой обители схиму с именем Саввы, скончался здесь за два года до преставления Никона. Над могилой его утверждена медная доска с летописью.
Среди храма, пред алтарным иконостасом висит огромный хорос, или серебряное паникадило, круглое, украшенное изображениями Святых. Оно устроено в 1812 году; весу в нем пять пуд. Три другие паникадила и лампады пред местными иконами серебряные.
Святой алтарь состоит из трех служебных частей, отделенных одна от другой пролетными арками. Над престолом серебряная, местами позолоченная сень устроена в 1809 году, Митрополитом Платоном. Позади его серебряный седмисвещник, представляющий подобие дерева с ветвями, на коих семь позолоченых чаш для светильников. На этом свещнике читается следующая надпись; «Твоя от Твоих приносит Тебе, Всеблагий Боже, чрез Христа Твоего, великаго, вечнаго Apxиepeя, грешный раб Твой Платон. Приими, яко вдовицы лепты. 1795 года». Между престолом и седмисветильником стоит на постаменте золотая дарохранительница, устроенная наподобие Сионской горницы, где Спаситель совершил Тайную Вечерю. Все Апостолы из золота, один Иуда из меди. Надпись на этом ковчеге гласит, что «устроен сей Сион в Троицкую лавру, но усердию Синода Члена, Преосвященного Митрополита Московского и оные лавры Архимандрита Платона, собственным его иждивенцем, 1803 года». Золота употреблено на этот Сион 9 Фунтов, а серебра 32 фунта. На горнем месте сопрестоле в нише стены; по обе стороны его вторые престолы для сослужащих.
В этом доме Святой Троицы многие обетные иконы, украшения и утвари свидетельствуют о чудесах, совершившихся по вере притекавших в него с молитвами; в северном его притворе две надписи напоминают богомольцам о дивных событиях в обители, 1771 и 1812 годов; передаем их здесь в точности:
Здесь почивающаго Угодника,
Среди смертныя язвы
и окрест самого места свирепевшия, лета от Рождества Христова 1771. Не токмо живущия в обители сей, но и вне оныя принадлежащих ей служителей,
ни чим же невредимых
и бе отверста всем приходящим, на память незабвенную будущим родам толикаго чудесе и благодеяния, изсечен камень сей лета 1774».
«Слава Триединому Богу, и в наше время помянувшему древния Своя к обители сей милости, егда оную и от новыя всегубительныя язвы, от надменнаго повелителя Франции, в 1812 году, в отечество наше вторгшагося, многие грады, веси и первопрестольную даже Москву огнем и мечем опустошившаго и от градов Дмитрова и Богородска алчныя руки и к сим местам простиравшаго, Покровом Пречистыя Матери Своея милостиво приосени, и молитвами Преподобнаго Сергия и Никона огради, из градов оных в постыдное внезапу обрати бегство нечестивыя врага полчища, на 2-й день Октоврия тогож 1812 года. В приснопамятную благодарность за таковое к обители сей благодеяние Божие изсечен камень сей 1813 года».
Пристроенная к Троицкому собору с южной стороны церковь Преподобного Никона длиной 4 сажени и 2 аршина, шириною 4½ сажени. Стиль ее зодчества почти такой же, как и у первой. Глава и крест на ней вызолочены около 1720 года, а в 1805 году церковь эта вместе с Троицким собором покрыта золоченой медью; в 1840 году на внешних ее стенах изображены лики Святых, а на внутренних возобновлена старая живопись; проделана для большего удобства новая дверь на западе; старинный алтарный иконостас возобновлен. Этот храм, благолепно устроенный, освящен Митрополитом Филаретом 1 июля того же года. Тогда поставлена над Царскими вратами древняя икона Иерусалимской Божией Матери в золотом окладе, окруженная сиянием из позолоченного серебра.
В юго-западном углу церкви опочивают под спудом св. мощи ученика и преемника Преподобному Сергию, Преподобного Никона, преставившегося в 1428 году, Ноября 17, после 26 лет управления обителью своего великого наставника. Надгробница его покрыта басменным серебром; пред ней на стене поставлены разные древние св. иконы, замечательные по своему пошибу.
Юго-западный притвор собора, известный под названием Серапионовой палатки, по преданию, есть место кельи Преподобного Cepгия, где этот подвижник веры и благочестия удостоился посещения Божией Матери с двумя Апостолами. Здесь на южной стене предстоят взорам богомольцев большая икона сего благодатного видения, в недавнее время украшенная, по усердию благочестивых вкладчиков, серебряной позолоченной ризой, золотым венцом и короной из дорогих камней; в числе привесок находится золотой медальон, заключающий в себе власы Пресвятой Богородицы, вклад Княжны Е. Цициановой. Близ этого образа, в особых ковчегах хранятся: десная рука св. Первомученика Архидиакона Стефана и камень от гроба Господня. Образа в иконостасе этого притвора украшены серебряными ризами, а стены живописью, представляющей деяния Преподобного Сергия. Большая часть сих новых украшений, как здесь, так и в других местах, устроены при Наместнике лавры, О. Архимандрите Антонии.
Келья эта Преподобного составляет вместе и усыпальницу. Здесь под спудом опочивают Угодники Божии: Серапион Архиепископ Новгородский, Иоасаф Митрополит Всероссийский, возведенные на степень Святительства из игуменов Троице-Сергиева монастыря, и страстотерпец Дионисий, Архимандрит Троицкого монастыря. На каменных надгробницах, покрывающих их могилы, изображены их св. лики.
Карамз. И. Г. P. VI, пр. 269. стр. 152. Составитель Церковно-Исторического Месяцослова С. Т. С. Л. утверждает, что, вместо Троицкой деревянной церкви, в 1476 г. построена каменная, которая в 1559 г. по ветхости разобрана, а на месте ея заложена новая.
Можно предполагать, что показание летописи двусмысленно и что оно относится не только к Троице-Сергиевой лавре, но и к Троицкому-Сергиеву монастырю в предместии Великих Лук, или другому соименному им. См. Равинскаго История Русских школ иконописания до конца XVII в. Спб. 1856 г. в 12.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Троицкий собор (1422-23 гг.)
Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.
Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.
В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.
Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.
Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.
Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.
В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.
Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:
— в воскресные и праздничные дни:
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.