голосеево монастырь официальный сайт

Свято-Покровский Голосеевский монастырь

Краткая история монастыря

голосеево монастырь официальный сайт
Святитель Петр (Могила, +1647, память 31 декабря/ 13 января) обратил внимание на особую красоту и уединенность живописной окрестности Киева — Голосеева. Он приобрел часть леса вместе с небольшой поляной в свою собственность и построил здесь храм во имя великомученика Иоанна Сочавского и несколько домиков-келий для братий. Таким образом, было положено начало скиту Киево-Печерской Лавры, впоследствии названному Голосеевской пустынью.

Со временем храм переименовали в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». В 1910-1912 годах на месте старого деревянного был построен новый каменный храм.

Кроме храмов и келий в Голосеевской пустыни находились летняя резиденция Киевских митрополитов с домовой церковью в честь преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, гостиница, хозяйственный хутор Лавры и другие постройки.

В 1852 году обитель по благословению правящего архиерея, святителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого (Амфитеатрова), была названа Свято-Покровской.

В Голосеевском уединении подвизались святители Петр (Могила) и Филарет (Амфитеатров, +1857, память 21 декабря/ 3 января), преподобные Парфений Киевский (Краснопевцев, +1855, память 17/30 марта) и Алексий Голосеевский (Шепелев, +1917, память 11/24 марта), Христа ради юродивые Феофил (Горенковский, +1853, память 28 октября/ 10 ноября) и Паисий (Яроцкий, +1893). Все они прославлены Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых.

В 1993 году обитель открыли как скит Киево-Печерской Лавры. Скитоначальником был назначен Архимандрит Исаакий (Андроник). В этом же году, 4 октября по новому стилю, были обретены мощи преподобного Алексия Голосеевского и открыт домовой храм в честь преподобного Иоанна Многострадального. В 1996 году, согласно решению Священного Синода, Голосеевская пустынь стала самостоятельным монастырем. В ней восстановлены храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и монашеское кладбище; на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь; выросли монашеский и административный корпуса, дом наместника с домовой церковью в честь святых Царственных Страстотерпцев, гостиница и другие монастырские строения.

В богоугодном деле возрождения святой обители помогают благочестивые прихожане Голосеевской пустыни. Как доныне не оскудела наша земля преподобными, так она не оскудевает и добрыми людьми, имеющими милующее сердце и заботящимися о восстановлении попранных святынь.

Источник

Покровский мужской монастырь «Голосеева пустынь»

Официальный сайт монастыря

голосеево монастырь официальный сайт

История

■ Точное происхождение названия «Голосеево» не установлено; по легендарным версиям, здесь проходили народные выборы князя (за него подавали голос), во время Батыевского нашествия укрывались и плакали (голосили) некоторые киевляне (1240), звала на помощь похищенная неким разбойником девушка, часть леса была посажена (посеяна) на пустом (голом) месте.

■ В 1927 г. храмы обители были закрыты, в 1930-х гг. – уничтожены; при закрытии храмов произошло выселение братии, территорию заняло плодово-овощное хозяйство. В 1937-1938 гг. в Черкасской области были расстреляны бывшие насельники пустыни сщмчч. Ипполит (Семенов), Кассиан (Кузык), Филипп (Безуглый), Азария (Надточенко). В 1930-х гг. на территории пустыни жила монахиня Елена, которая нянчила детей семейных сотрудников хозяйства, открыто носила подрясник (в знак исповедничества – после уничтожения храмов; однако, никто не донес на нее властям), в начале Великой Отечественной войны подорвалась на мине в угодьях пустыни (испросив себе мученическую кончину) и была похоронена на монастырском кладбище.

■ С 1979 г. до момента кончины в старом домике возле обители жила известная киевская схимонахиня Алипия (Авдеева) ( 1905 † 1988 ), почитаемая народом как подвижница ( 18 мая 2006 г. ее мощи обретены на Лесном кладбище г. Киева и перенесены в крипту новой церкви Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»; продолжается сбор материалов для рассмотрения вопроса о канонизации м. Алипии). 15 июня 1993 г. служением 1-й Литургии под открытым небом у южного фасада старого митрополичьего дома началось возрождение монастыря, в 1996 г. обитель стала самостоятельной.

Источник

Свято-Покровский Голосеевский монастырь

Свято-Покровская Голосеевская пустынь

В глубине старинного лесопарка, в прекрасном живописном районе Киева, который испокон веков считается матерью городов русских, расположился уникальный монастырь — Свято-Покровская Голосеевская пустынь, где ежегодно собираются сотни тысяч паломников со всего мира.

Достоверной версии о происхождении названия монастыря нет. Но в миру бытуют две основные версии. Так по первой, в начале XVIII века на «голой» земле был засеян парк, впоследствии получивший название Голосеево. А по второй, Голосеево получило название от слова «голосить», именно в это место приходили жены и оплакивать (голосить) своих мужей погибших во время нападения татаро-монгольской орды.

В начале XVII века парк пришелся по душе Петру Могиле, выкупив часть земли, он построил небольшой храм во имя Иоанна Сочавского и несколько небольших келий. Именно в этот момент сам того не подозревая Святитель Петр положил начало для будущего Свято-Покровского Голосеевского монастыря. В монастырь Петр передал крест-мощевик с мощами неизвестных святых и частицы мощей Иоанна Нового, которые из поколения в поколение передавались по наследству в семье Петра Могилы.

На территории Голосеевской пустыни был также построен скит Киево-Печерской Лавры в качестве летней резиденции Митрополита Киевского. Изначально скит назывался также как и церковь Иоанна Нового, но позже ее переименовали в Голосеевскую пустынь.

Голосеевская пустынь расцвела при правлении Митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), а впоследствии и при святители Филарете (Амфитеатрове). Именно тогда началась реконструкция святой обители и была возрождена жизнь в Голосеевской пустыни.

С приходом большевиков в 1918 году, начались смутные времена, Свято-Покровская Голосеевская пустынь была разграблена, а сами строения переданы в ведение отдела коммунального хозяйства. Затем в 1926 году Свято-Покровский монастырь упразднили, а церкви на территории обители были закрыты.

В 1979году матушка Алипия предсказала, что Голосеевская пустынь возродится. Что и произошло в 1993 году. Именно в 93-м был возобновлен скит, а уже 2 июня 1993 г. на территории Голосеевского монастыря скитоначальником архимандритом Исаакием (Андроником) была проведена первая литургия в память Иоанна Сочавского.

В 1996 году Митрополит Киевский Блаженнейший Владимир благословил на строительство мужского монастыря Покрова Божией Матери на территории Голосеевской пустыни.

На сегодняшний день Голосеевская пустынь в большей степени возобновлена после большевицких погромов, в основном, благодаря общим усилиям верующих.

Источник

Свято-Покровский Голосеевский монастырь

Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава ІV. ПЕРВЫЙ АРХИМАНДРИТ

Еженедельно по пятницам на сайте монастыря будут публиковаться главы из книги «Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон», посвященные истории монастыря.

Глава ІV

ПЕРВЫЙ АРХИМАНДРИТ

Об этом человеке стоит сказать особо, потому что с ним связан совершенно новый период жизни Голосеевской пустыни.

Архимандрит Зосима (в миру – Захарий Степанович Валькевич, †1793) родился в 1719 году в малороссийской дворянской семье. И его дед Василий, и отец, дядя Петр, и брат Иван – все состояли на службе у гетмана, а их жены были дочерями военных: войта, войскового и бунчукового товарищей (так назывались военные должности в то время – прим. авт.). Службу все несли исправно, за что и были пожалованы воинскими отличиями и награждены имениями.

голосеево монастырь официальный сайт

Василий Валькевич в 1661 году получил гетманский универсал «на грунт» в селе Пантусове, в котором спустя почти 60 лет родился его внук Захарий. Последний не пошел по стопам родных, а выбрал иной путь: стал послушником Киево-Печерской Лавры. В 1745 году его постригли в монашество с именем Зосима – в честь преподобного Зосимы Соловецкого.

В 1762 году, после кончины архимандрита Луки, братия Киево-Печерской Лавры должна была по древнему обычаю, «вольными голосами», выбрать из нескольких кандидатов нового архимандрита. Такой выбор было решено произвести «в присутствии Арсения, митрополита Киевского, и чиновников гетманских»: киевского полковника и бунчукового товарища.

Однако выборы сразу не удались: из четырех кандидатур, предложенных наместником Лавры отцом Никифором, ни одна не получила предпочтения, а 111 братий предложили включить в число кандидатов и отца Зосиму Валькевича. Отец Зосима к тому времени был уже священнослужителем, начальником Ближних пещер и соборным старцем (то есть членом Духовного Собора Лавры).

Император Петр ІІІ утвердил кандидатуру отца Зосимы. Ему было велено явиться в Санкт-Петербург «с пристойным числом иеромонахов, иеродиаконов и ризницею». 21 мая 1762 года состоялось посвящение, а 15 июля того же года вновь избранный архимандрит держал в руках императорскую настольную грамоту с подтверждением прежних привилегий, полученную от императрицы Екатерины Второй. Отец Зосима Валькевич стал последним Киево-Печерским архимандритом, которого братия избрали «вольными голосами», и последним ставропигиальным (то есть подчиняющимся только патриарху), независимым от епархиального ведомства, настоятелем Лавры.

Его положение как Киево-Печерского архимандрита было очень высоко. Но и по своим духовным дарованиям и душевным качествам архимандрит Зосима выделялся среди своих современников. За 24 года настоятельства в Киево-Печерской обители он на свои собственные средства и на пожертвования благодетелей Лавры отреставрировал и украсил монастырские храмы и пещеры, где покоились мощи Преподобных Печерских. Были позолочены купола Великой Лаврской колокольни, Успенского собора и других лаврских церквей и установлены в них новые иконостасы. А сверх того, как писал митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), много «при нем устроено драгоценных утварей и облачений».

При архимандрите Зосиме типография Киево-Печерской Лавры издавала не только богослужебные книги, но и буквари для солдатских детей, буквари с катехизисами, «Священную историю для малолетних детей».

Настоятель Киево-Печерской Лавры был известен далеко за пределами Киева, он вел переписку с императором Павлом І и со многими известными людьми – благодетелями Лавры.

В декабре 1770 года архимандрит Зосима удостоился чести единолично совершить погребение святителя Павла, митрополита Тобольского и Сибирского (память 4/17 ноября), который дожил свои дни в Лавре на покое. Поскольку в Киеве в то время свирепствовала моровая язва, погребение было совершено на 45-й день по кончине владыки. Архимандрит Зосима первым удостоверится в нетлении тела святителя.

Кто тогда мог предположить, что пройдет 16 лет – и уважаемый архимандрит окажется в Лавре «лишним» и будет отправлен на покой в отдаленную Голосеевскую пустынь, где проживет последние годы своей жизни забытый и оставленный почти всеми.

Как гром среди ясного неба, в 1764 году появился царский манифест, по которому началось отчуждение (то есть конфискация) церковной собственности. У монастырей стали забирать все вотчины, оставляя лишь небольшую часть земли и служителей. Вместо отобранных владений назначалось годовое денежное жалование. Все обители, за исключением Троице-Сергиевой Лавры и Киево-Печерской Лавры и монастырей, предназначенных для архиереев, были разделены на три класса, и для каждой из них установили норму штатных монахов и монахинь…

В Малороссии отчуждение произойдет в 1786 году. И этот год начнет собою ряд тяжелых лет для нашего монашества. «И, действительно, при введении штатов в трех малороссийских епархиях – Киевской, Черниговской и Новгород-Северской – оказались подлежащими закрытию 42 обители, и 435 иноков и 510 инокинь остались в излишестве, не считая лишних настоятелей и настоятельниц, – писал Ф. А. Терновский в «Очерках их истории Киевской епархии в XVIII столетии на основании документов Синодального архива». – Куда было деваться бедным монашествующим, оставшимся в излишестве, которым, по выражению Киевского митрополита, и жить было негде, и пропитываться нечем? Не вдруг еще последовал высочайший указ, которым предоставлялось оставшимся в излишестве печальное право: стеснившись в небольшое число уцелевших монастырей, доживать свой век на сверхштатном содержании, в ожидании того, пока они смертию не выбудут, причем местным архиереям предписывалось по полугодово репортовать об успехах смерти в истреблении этой лишней сверхштатной братии».

В числе таких «лишних» оказался и архимандрит Киево-Печерской Лавры Зосима (Валькевич). По высочайшему указу Лавра перешла в подчинение Киевского митрополита, который с того времени становился и ее священно-архимандритом. По его рассмотрению решилась и судьба пустынь, приписанных к Лавре: Китаевскую назначили для уединения престарелых братий, а Голосеевскую, со штатным третьего класса окладом, предназначили для пребывания до смерти отцу Зосиме под его непосредственным начальством.

Указ о переводе архимандрита Зосимы в Голосеево датирован 10 апреля (по старому стилю) 1786 года. Это была Великая пятница, день искупительных страданий Спасителя на Кресте, скорбный день для каждого православного христианина. И вот именно в этот день отцу Зосиме была поднесена и его скорбная чаша: ему пришлось покинуть Лавру, родную обитель, в которой он провел 40 лет. Приличная пенсия – 1000 рублей в год, большие в то время деньги, – вряд ли могла уврачевать душу опального архимандрита. Голосеевскую пустынь ему поручили на ставропигиальном праве; согласно штата третьего класса, в ней могли находиться не более 12 монахов (в 1784 году, по свидетельству В. И. Новгородцева, в Голосеево проживало 14 братий).

В Голосеевском уединении архимандрит Зосима прожил последние семь лет своей жизни. Промыслом Божиим, который все устраивает во благо человеку, он стал первым настоятелем самостоятельного Голосеевского мужского монастыря. При малочисленности братий, ему, скорее всего, пришлось быть не только настоятелем, но и духовным наставником голосеевских иноков.

Отец Зосима благоустраивал пустынь, готовился к переходу в вечность. Жил в скромных келлиях, пристроенных к церкви в честь иконы «Живоносный Источник». Все семь лет добросовестно заботился о вверенной ему пустыни и о спасении душ вверенных его попечению братий. Но и не забывал о Лавре. Свидетельством его любви к этой обители и тоске по ней стал… фруктовый сад, в котором отец архимандрит, как и основатель пустыни – святитель Петр Могила, рассадил деревья по плану Успенского собора. И по завещанию, возле Успенского собора был похоронен.

13 марта 1793 года, в первое воскресенье Великого поста, в неделю Торжества Православия, Архимандрит Зосима (Валькевич) тихо отошел к Богу, оставив по себе добрую благодарную память. После его смерти Голосеевскую пустынь как монастырь упразднили, братию перевели в Лавру, к которой вновь приписали и голосеевские угодья. Имущество пустыни постепенно раздали другим монастырям и церквям – преимущественно бедным.

Часть церковной утвари передали в Китаевскую пустынь, куда перевезли и некоторые строения (в том числе, и церковь великомученика Иоанна Сочавского). В Китаево была отдана и частица мощей святого, и колокол с его изображением. Вторую Голосеевскую церковь отдали Богуславскому монастырю. Такое решение было продиктовано Святейшим Правительствующим Синодом, поскольку им рассматривался вопрос о целесообразности преобразования одного из голосеевских храмов в приходскую церковь. Но этот вопрос не был решен положительно, поскольку пустынь находилась в лесу и была удалена от жительства, и приходских дворов определить к ней было неоткуда.

Часть утвари и келейное здание перевезли в Киево-Печерскую Лавру, а иконостасы голосеевских церквей отдали: один – в церковь при Киевском митрополичьем доме, а второй – в Михайловскую церковь села Красиловка.

Однако, несмотря на упразднение Голосеевской пустыни как монастыря, хозяйственная жизнь в ней продолжалась.
Такая история с ней повторится еще один раз – в ХХ веке.

Источник

Свято-Покровский Голосеевский монастырь

Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава XXIV. НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ГОЛОСЕЕВСКИЕ

голосеево монастырь официальный сайт
Открывает список новомучеников и исповедников Голосеевской пустыни преподобномученик Ипполит (в миру – Иоанн Агеевич Семенов). Отец Ипполит родился в 1884 году в семье мещанина г. Киева. О его мирской жизни нет почти никаких сведений, кроме одного, что он был воспитанником Киево-Печерской Лавры с детства. Видимо, Ваня Семенов рано остался сиротой и новую семью обрел уже в монастыре.

Однако, несмотря на то, что мальчик рос при Лавре и ни о чем, кроме монашества, не мечтал, официально его приняли на испытание только 29 сентября 1907 года. Протрудившись на общих послушаниях в течение двух лет, Иван стал наконец лаврским послушником.

Послушание ему определили по экономическому ведомству на Жуковом острове, принадлежавшем Киево-Печерской Лавре. 23 сентября 1919 года 33-летнего послушника Иоанна перевели клирошанином в Голосеевскую пустынь. Через 10 месяцев брата удостоили монашеского пострига, во время которого ему нарекли имя Ипполит.

После пострига он остался на клиросном послушании, которое исполнял весьма усердно. «Монах Ипполит… способен, [вне обители жить] не может», – так его характеризовал игумен Фотин.

19 августа 1923 года в Троицкой церкви Китаевской пустыни Архиепископ Димитрий (Абашидзе) рукоположил отца Ипполита в сан иеродиакона. В середине 1920-х годов состоялось его новое рукоположение – в сан иеромонаха.

После закрытия обители иеромонах Ипполит служил, вероятно, на приходах. В 1935 году он переехал в Черкассы. В те годы туда переезжали священнослужители и монашествующие, которых высылали из Киева. Некоторых из них отец Ипполит знал; они помогли голосеевскому отцу устроиться в Черкассах.

В то время Черкассы были настоящим гетто для «бродячих монахов» и «безприходных попов» – так называли монашествующих закрытых монастырей и священнослужителей закрытых церквей. Все они жили под пристальным вниманием местного отдела НКВД. Одной из причин такого их безправного положения была всеобщая паспортизация, которая проводилась накануне 20-летия октябрьской революции. Киевских священники и монахи высылались в Черкассы накануне провозглашения Киева столицей Украины, так как людей духовного звания считали «особо опасным элементом».

В Черкассах бродячие и безприходные отцы, не имевшие паспорта и прописки, получали документы и прописку и могли устроиться на работу. Но, как правило, ненадолго. Работники НКВД отслеживали наиболее благочестивых и активных, собирали на них доносы, арестовывали и уничтожали.

Иеромонах Ипполит снимал в Черкассах угол в доме № 62 на Молотовском шоссе. Жил очень скромно, даже скудно. Работал ночным сторожем и чернорабочим. Днем ходил по городу с молитвой и проповедью Евангелия.

В начале 1936 года в Черкассах был закрыт последний православный храм. Священнослужители и монахи стали собираться в частных домах и совершать Богослужения тайно.

В обычной жизни отец Ипполит был скромным и незаметным человеком. Он довольствовался самым малым и ничего большего для себя не искал. Носил убогую поношенную одежду, разодранную обувь. Его чуткая душа не могла смириться только с неправдой жизни – жизни без Бога, поэтому иеромонах шел на площади и улицы со Словом Божиим, ища заблудших овец, чтобы вернуть их в лоно Церкви. И это отцу Ипполиту удавалось: его горячая проповедь, его умение найти подход к любому человеку оказывали на людей сильное воздействие, и они обращались ко Христу. Иеромонах напоминал им о простых, но важных вещах, что нужно верить в Бога, что нужно молиться, не слушать безбожников. Он говорил и том, что без Православия и храма Божьего, человек не может спастись, что нужно требовать от властей возвращения верующим закрытых храмов.

… Отца Ипполита арестовали 26 декабря 1937 года. Следствие длилось всего два дня и окончилось вынесением смертного приговора. 14 января 1938 года, в день праздника Обрезания Господня и святителя Василия Великого, в городской тюрьме состоялся массовый расстрел священнослужителей. Среди страстотерпцев Христовых был и 54-летний отец Ипполит.

Господь прославил преподобномученика дважды: иеромонах Ипполит Голосеевский причислен к лику местночтимых святых Черкасской епархии и к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

Преподобномученик Кассиан (в миру – Климент Андреевич Кузык) родился в 1882 году в крестьянской семье польского села Гниздечко Волынской губернии. В 1907 году семья переехала в Киев, и Климент поступил в Киево-Печерскую Лавру.
Вначале он нес послушание в странноприимнице, затем был переведен в Голосеевскую пустынь. Спустя время послушника Климента снова перевели – в Спасо-Преображенскую пустынь.

24 сентября 1918 года брату назначили послушание в экономическом ведомстве Киево-Печерской Лавры – в сапожной мастерской. В 1919 году послушнику Клименту назначили новое послушание – клиросное. В 1921 году он окончил лаврские пастырские курсы. И только после этого был удостоен монашеского пострига. Постриг состоялся в Великом посту 1922 года – 9/22 марта, когда Православная Церковь совершает память 40 Севастийских мучеников. Имя новопостриженному нарекли Кассиан.

2 декабря 1923 года в Демиевской Вознесенской церкви отец Кассиан был рукоположен в сан иеродиакона. Время рукоположения в сан иеромонаха – неизвестно, как неизвестно, где жил и служил отец Кассиан после 1925 года.
В 1932 году его арестовали за хранение золотых монет, переданных ему Киево-Печерской Лаврой еще в начале 1920-х годов. Некоторое время иеромонах Кассиан находился под следствием, после чего в 1933 году был выслан из Киева за 50-километровую зону.

В середине 1930-х годов отец Кассиан переехал на Черкасщину. В 1937 году, ко времени второго ареста проживал в городе Черкассы. Работал сапожником в артели «Трудшвець». За три дня до ареста НКВД затребовало в артели характеристику на отца Кассиана. В характеристике, подписанной тремя инвалидами артели, говорилось: «Сапожник Кузык К. А. работает в артели… Бывший монах… Очень вредный тип… Сюда прибыл из Белой Церкви. Делает много браку, не сомневаемся, что с целью вредительства. Занимается контрреволюционной агитацией. Относится исключительно отрицательно к советской власти. Говорит, что выборы – не демократия, а простой обман трудящихся. Считаем, что его место не в артели, а в тюрьме. Просим принять соответствующие меры».

20 декабря отец Кассиан был арестован Черкасским отделом НКВД. При допросе выяснилось, что еще до ареста следователь уже располагал показаниями тех же самых свидетелей, которые подписали характеристику на иеромонаха. Инвалиды артели писали, что отец Кассиан «был бесприходным бродячим попом», говорил: «скоро Бог смилостивится над нами. Настанет время, в церквях будут опять молиться Богу, а духовенство будет опять учить народ миру и любви».
Следователь выдвинул против отца Кассиана обвинения в контрреволюционной деятельности, а также в сокрытии церковных ценностей в 1921 году. Священник виновным себя не признал и опроверг все обвинения в свой адрес. Но это никакого влияния на решение судей не произвело. Решением тройки при Киевском облуправлении НКВД УССР от 25 декабря 1937 года иеромонах Кассиан был приговорен к расстрелу. Вся его вина состояла только в том, что он монах и священник. 14 января 1938 года, во время массового расстрела священнослужителей свой нетленный венец стяжал и отец Кассиан (Кузык).

Через два месяца были арестованы трое инвалидов, написавшие донос и клеветническую характеристику на иеромонаха, и так же пострадали, как и оклеветанный ими отец Кассиан, получив возмездие за содеянное уже при жизни…
Господь прославил преподобномученика Кассиана, как и преподобномученика Ипполита, дважды: он причислен к лику местночтимых святых Черкасской епархии и к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

Третий в списке отцов, прославленных в лике Новомучеников и Исповедников Российских и прославивших Голосеевскую пустынь, – преподобномученик Филипп (в миру – Филимон Павлович Безуглый).

Отец Филипп родился 14/27 декабря 1873 года в с. Снегурки Киевской губернии. В святом крещении его назвали Филимоном – в честь мученика Филимона, чья память празднуется в 14/27 декабря.

В Киево-Печерскую Лавру будущий преподобномученик поступил в ранней юности – в 18 лет. Сначала находился на послушании в келарском ведомстве, затем был переведен в Голосеевскую пустынь.

С 6 ноября 1896 года послушник Филимон отбывал воинскую повинность. После этого нес послушание на лаврском подворье в Петрограде, в июле 1903 года его назначили клирошанином Дальних пещер.

20 июня 1905 года послушника Филимона снова мобилизовали в армию. Через 11 месяцев снова в Лавре на клиросном послушании.
23 декабря 1909 года послушник Филимон был облечен в рясофор. Через два года его постригли в мантию с наречением имени Филипп.

Во время Первой мировой войны, 26 сентября 1914 года, монах Филипп был рукоположен в сан иеродиакона и получил новое послушание – совершать богослужение в Великой церкви. Спустя время состоялось новое рукоположение – в сан иеромонаха.

В середине 1930-х годов отец Филипп переехал в Черкассы. Жил незаметно и скромно. Совершал богослужения и требы на дому – и у себя, и в домах верующих города и окрестных селах. Призывал людей к покаянию и молитве. Это не осталось незамеченным. 18 октября 1937 года иеромонах Филипп был арестован Черкасским райотделом НКВД и заключен под стражей в Черкасской тюрьме.

Его обвиняли в том, что он бродячий священник-монах и что он проводил среди населения контрреволюционную агитацию. Иеромонах Филипп виновным себя не признал.

Прославлен в лике местночтимых святых Черкасской епархии и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

23 января 1907 года Андрея Яковлевича постригли в монашество с именем Азария. Спустя некоторое время после пострига отец Азария стал келейником старца Алексия (Шепелева). Более того – он стал послушником и ближайшим учеником преподобного. Ухаживал за ним во время болезни, ездил с ним на требы, помогал во время тайных постригов, совершаемых старцем. Так, в Великий четверг 1911 года он участвовал в тайном постриге в Межигорье послушницы Покровского женского монастыря Анны Сидоркиной. Отец Азария присутствовал на постриге и как келейник и как чтец.

15 июля 1919 года его рукоположили в сан иеродиакона, через четыре года – в сан иеромонаха. В конце 1920-х годов иеромонах Азария жил в Киево-Печерской Лавре, а с октября 1929 года стал скитаться по частным квартирам. Лаврские братия считали его своим духовным наставником и даже старцем.

В 1932 году власти отказали иеромонаху Азарии в праве жить в Киеве. В этом же году он был назначен псаломщиком в церковь с. Пуховка. В 1936 году власти храм закрыли, отец Азария еще некоторое время продолжал жить в Пуховке, в надежде, что местная община добьется открытия храма. После этого жил в пригородных селах, Белой Церкви, после чего переехал в Киев и жил там нелегально.
В 1937 году в отдел НКВД поступил донос, что отец Азария – в Киеве. В октябре того же года иеромонаха арестовали по дороге в Соломенскую церковь и отправили в Киевскую тюрьму. 2/15 октября по его делу начато следствие.

На допросах отец Азария заявил следующее: «Я действительно принимал участие с настоятелем Феофилактом Балацюком по подготовке к открытию в Пуховке церкви… Власть неправильно действует, зажимает религию, и вера находится под палкой. Я говорил, что народ должен поднять протест и не давать возможности к закрытию церквей». «Вел бродячий образ жизни и, находясь в окружении верующих и духовенства, полностью разделял антисоветские взгляды духовенства, т. к. был ущемлен соввластью, благодаря которой мне приходится скитаться и жить бродягой».

Через две недели по делу было составлено обвинительное заключение. Согласно протокола заседания «тройки» при Киевском облуправлении НКВД от 29 октября 1937 года, отец Азария обвинялся «в том, что среди верующих проводил к/р [контрреволюционную] агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства. Подготовлял отсталую часть населения к выступлению с требованием открытия церкви». «Постановили: Надточенко Азария (Андрея) Яковлевича расстрелять. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать».

Там же в полночь 20 января 1938 года был расстрелян лаврский игумен Алипий (в миру – Александр Афанасьевич Белоног), который, будучи послушником, более 10 лет нес послушания в Голосеевской пустыни, после чего его перевели в Лавру. На допросе 28 декабря отец Алипий заявил, что считает себя монахом с 1888 года до 1929 года «и с этого времени и на день моего ареста я был попом старославянской церкви – тихоновской ориентации». Отец игумен отверг обвинения в антисоветской деятельности, но на очной ставке подтвердил свои слова: «Церковь закрыли, но однако временно, придет время, когда откроют все церкви и даже построят там, где они были разрушены». За это высказывание и за совершение священнического служения отец Алипий был расстрелян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *