голубинская икона божией матери

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская»

Эта древняя икона когда-то была привезена великим православным подвижником, преподобным Арсением, на землю русскую и с тех пор явила много божественных знамений, напоминая людям о бесконечной любви Бога к своему творению — человеку!

История появления божественного образа

Появление иконы на русской земле уходит истоками в древние времена. Согласно историческим записям, этим образом благословил святого Арсения игумен Афонской обители, преподобный Иоанн. В 1393 году игумен в разговоре со своим учеником сообщил, что тот станет настоятелем новой обители. К слову, Арсений несколько лет провёл на святой горе Афон, усердно молясь, придерживаясь поста и проводя время в труде.

Вернувшись на Русь в Новгород Великий, Арсений сразу отправился к архиепископу за разрешением на возведение монашеской обители. По словам из жизнеописания святого, он всегда ощущал благодать и поддержку от полученной им в дар иконы с ликом Пречистой Девы Марии. В источниках описывается явление изгнания бесов из идола, которому поклонялись на Коневском острове местные язычники. Святой Арсений обошёл Конь-Камень, которому поклонялись жители острова, с иконой, читая молитву.

В тот же час стая чёрных птиц, возникшая из ниоткуда, унеслась на Выборгское побережье. Камень стал символом победы христианской веры над идолопоклонством. А образ Богородицы назвали Коневским.

Даже после смерти преподобного Арсения, обитель, построенная под его предводительством, продолжала охраняться незримой благодатью Божией Матери. В 1573 году в разгар войны со шведским королевством, стены монастыря остались невредимыми. Лёд вокруг острова раскололся, и шведы не смогли подобраться к нему. Когда война между Россией и Швецией возобновилась повторно, в 1577 году монахи вынуждены были переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь, забрав с собой святыню. Тогда много северных земель Россия потеряла. Ещё несколько раз иноки укрывались в других обителях, спасаясь от разрушителей. Лишь в 1766 году монастырь на Коневском острове был полностью восстановлен и монахи вернулись в родные стены. Но икона Богородицы пробыла в Новгороде до 1799 года.

Затем с благословения митрополита образ вернули в Коневский монастырь и поместили в храме святителя Никона. В 1802 году над местом погребения Святого Арсения построили храм в честь Введения Пречистой Богородицы во храм. Сюда же переправили и Коневскую святыню. А после возведения нового храма в честь Рождества Божией Матери, копию иконы поместили в алтаре храма. В конце XIX века для образа сделали киот и чеканную серебряную ризу.

После событий Первой мировой войны, территории с Коневским монастырём отошли к Финляндии. Там до 1940 года икона находилась во Введенском храме. Во время эвакуации монахи неоднократно перевозили образ с собой. А в 1956 году икона попала в монастырь Новый Валаам.

О других Богородичных иконах:

Где находится икона

Сегодня икона Пресвятой Богородицы Коневская пребывает всё в том же монастыре Новый Валаам в Финляндии. Её списки хранятся во многих Православных Церквях как в России, так и за её границей. Самые известные из них можно увидеть в Благовещенской церкви в Москве и в Воскресенском храме города Торжок.

К святыне продолжают приходить с молитвами православные христиане и паломники, и Богородица всегда отвечает на их просьбы помощью, если вера искренняя и настоящая.

Описание и значение

Коневский образ относится к типу Одигитрия. На руках Девы Марии сидит Иисус, но в его руках вместо традиционного свитка два маленьких птенца. На обороте иконы — изображение Спаса Нерукотворного.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская» известна чудесами мироточения. С этим загадочным явлением связано и множество случаев исцеления. Отмечается, что особенно сильна помощь образа при глазных болезнях, в частности — слепоте.

Был зафиксирован интересный случай. На Карельском перешейке, в селе Сапёрное возвели небольшую деревянную церковь. В 1996 году там начала мироточить копия иконы Коневской Богоматери. На одной из служб парень по имени Ярослав, больной вирусным увеитом, был помазан этим священным миром. По словам прихожанина, в момент помазания он почувствовал в глазу ощущение сдавленности. К удивлению лечащего врача, глаз молодого человека почти полностью восстановился, зрение стало нормальным, что в случае болезни Ярослава является большой редкостью.

К Коневской Богоматери приходят с просьбами о помощи в избавлении от пагубных привычек и одержимости.

На заметку! Икона почитается, как чудотворная, в Русской православной церкви и в Финляндской Православной Церкви.

Источник

Икона Богородицы Коневская

Празднование

История

Этой свя­той ико­ной гре­че­ско­го пись­ма бла­го­сло­вил в 1393 го­ду свя­то­го Ар­се­ния, ос­но­ва­те­ля Ко­нев­ской оби­те­ли (све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 12 июня), пре­по­доб­ный Иоанн, игу­мен од­ной из афон­ских оби­те­лей. На­пут­ствуя сво­е­го лю­би­мо­го уче­ни­ка, он пред­ска­зал, что пре­по­доб­ный Ар­се­ний бу­дет игу­ме­ном но­во­яв­лен­ной оби­те­ли. Жиз­не­опи­са­тель свя­то­го Ар­се­ния Ко­нев­ско­го сви­де­тель­ству­ет об этом со­бы­тии сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Бла­го­сло­ве­ние от него (ар­хи­епи­ско­па Иоан­на) при­ять, оты­де на Но­во­озе­ро (Ла­дож­ское) в Ко­нев­ский ост­ров, и все­лил­ся ту со свя­тою ико­ною, юже при­ят во свя­той го­ре. И со­зда цер­ковь во имя Рож­де­ства Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы и оби­тель».

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­сто­ян­но чув­ство­вал бла­го­дат­ную по­мощь, ис­хо­див­шую от свя­той ико­ны, о чем сви­де­тель­ству­ет сле­ду­ю­щее со­бы­тие: языч­ни­ки, на­се­ляв­шие ост­ров Ко­не­вец, по­кло­ня­лись огром­но­му ка­мен­но­му идо­лу – «конь-кам­ню». Взяв чу­до­твор­ный об­раз Ца­ри­цы Небес­ной и со­тво­рив усерд­ную мо­лит­ву, пре­по­доб­ный Ар­се­ний со­вер­шил крест­ный ход во­круг кам­ня, из­гнав це­лое ско­пи­ще бе­сов, в ви­де во­ро­нов уле­тев­ших на Вы­борг­ский бе­рег. С тех пор «конь-ка­мень» стал сим­во­лом по­бе­ды хри­сти­ан­ства над язы­че­ством в этих ме­стах, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Ко­нев­ской.

Свя­тая ико­на про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми.

Раз­го­рев­ша­я­ся в XVI ве­ке вой­на со Шве­ци­ей за­ста­ви­ла бра­тию Ко­нев­ско­го мо­на­сты­ря вме­сте со свя­той ико­ной пе­ре­се­лить­ся в Нов­го­род­ский Де­ре­вя­ниц­кий мо­на­стырь (про­изо­шло это в 1581 го­ду). В свою оби­тель ино­ки вер­ну­лись лишь в 1595 го­ду, а уже в 1610, в ре­зуль­та­те ак­ти­ви­за­ции во­ен­ных дей­ствий со сто­ро­ны шве­дов, вновь вы­нуж­де­ны бы­ли укры­вать­ся в Де­ре­вя­ниц­ком мо­на­сты­ре, а за­тем – в Тих­вин­ской оби­те­ли. В Нов­го­род­ском мо­на­сты­ре еже­год­но 10 июля со­вер­ша­лось празд­но­ва­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це ра­ди Ее свя­той ико­ны.

3 сен­тяб­ря 1799 го­да, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Пе­тер­бург­ско­го и Нов­го­род­ско­го Гав­ри­и­ла (1775–1800), свя­ты­ня бы­ла воз­вра­ще­на в Ко­нев­скую оби­тель и по­ме­ще­на в хра­ме во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­на.

В на­ча­ле XIX ве­ка, а имен­но в 1802 го­ду, над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Ар­се­ния был по­стро­ен храм в честь Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм. Ту­да и был по­ме­щен чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. То­гда же игу­ме­ном Ила­ри­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба Ко­нев­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Несколь­ко поз­же над Вве­ден­ским хра­мом по­стро­и­ли но­вый – в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В ал­та­ре но­во­по­стро­ен­но­го хра­ма по­ме­сти­ли спи­сок с Ко­нев­ской ико­ны.

В 1893 го­ду для чу­до­твор­ной Ко­нев­ской ико­ны был из­го­тов­лен ки­от и че­кан­ная се­реб­ря­ная ри­за.

Со­бы­тия по­сле пер­вой ми­ро­вой вой­ны ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на судь­бу как са­мо­го Ко­нев­ско­го мо­на­сты­ря, так и чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Тер­ри­то­рия, на ко­то­рой на­хо­ди­лась Ко­нев­ская оби­тель, ото­шла к Фин­лян­дии, в 1918 го­ду Фин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь ста­ла ав­то­ном­ной. Во вре­мя вто­рой ми­ро­вой вой­ны мо­на­стырь был эва­ку­и­ро­ван в ме­стеч­ко Кей­тель, по­кло­нить­ся Ко­нев­ской свя­тыне при­хо­ди­ли сот­ни пра­во­слав­ных фин­нов. В 1956 го­ду несколь­ко остав­ших­ся в жи­вых мо­на­хов Ко­нев­ской оби­те­ли пе­ре­еха­ли в Но­во­ва­ла­ам­ский мо­на­стырь (Хе­и­на­ве­си). По­сле рас­фор­ми­ро­ва­ния в 1963 го­ду Ко­нев­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла от­прав­ле­на в Хель­син­ки, а в 1969 го­ду – в Моск­ву на ре­став­ра­цию. Через год ико­на вер­ну­лась в Но­вый Ва­ла­ам, где на­хо­дит­ся и ныне.

На од­ной сто­роне чу­до­твор­ной Ко­нев­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри – изо­бра­же­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с Пред­веч­ным Бо­гом­ла­ден­цем, дер­жа­щим в ле­вой ру­ке двух птен­цов го­лу­бя, а с дру­гой – Неру­ко­тво­рен­ный об­раз Спа­си­те­ля. На Афоне ико­на на­зы­ва­лась Ака­фист­ной.

Источник

Коневская икона Богородицы. Крыло Духа и краюха Хлеба

…Два конца нити удерживают голубя, третий – в руке Младенца-Отрока.

«Вервь треплетена не расторгнется» (Еккл.4:12). Во Христе, Сыне Отчем, Духом явлена миру Троица, Троичная тайна любви Великого Бога…

Вот Он – Сын Превечного Отца, Сын Мариин, отпускающий на свободу голубку из «Ковчега, позлащенного Духом» (Акафист Богоматери) – из глубин выносившей Его под сердцем Матери Девы, вот Он — Новый Ной. Покой ногам голубя (Быт.8:9)– здесь же, рядом с дланью Сына, которую Он «даст на раны».

Сам Он – Та Самая Жертва, которая позволяет крыльям Духа раскинуться над водами, окружающими остров – и Коневец, и любой остров, ибо Он, Сын Отчий – упование островов (Ис.42:4). Он упование и Церкви Своей по всей вселенной, и упование каждой души, «которая есть Церковь во всяком народе» (сщмч. Ириней Лионский).

голубинская икона божией матери

Коневская Голубицкая икона Божией Матери

Ему, лишь Ему – Долгожданному –
Песни в тысячи слов.
И светлому, и желанному
Упованию островов –

Не Весты покров нетронутый,
Исиды цветной убор,
Доспехов Афины золото,
Полей Деметры простор, —

Из трав полевых – лишь лилию
Избрал Он в жилище и кров,
Из всех птиц небесных – горлицу,
Упование островов.

Его кровь окропит свободные крылья голубя, и «пусть он летает» (преп. Макарий Египетский).

Он, Сын Божий и Сын Человеческий – очищение Церкви Своей, в бедности приносящей «двух птенцов голубиных» (Лев.12:8; Лк.2:22–24).

«Все любомудрствующие, и закон и Апостолы, и пришествие Христово имеют целью очищение. Всякий человек, и Иудей и Эллин, любит чистоту, но не может сделаться чистым. Поэтому надобно доискаться, как и какими средствами можно достигнуть сердечной чистоты. Не иначе возможно это, как с помощью Распятого за нас. Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина, живой и небесный хлеб» (преп. Макарий Египетский).

Сам же Христос – Жертва и Жрец, Приносяй и Приносимый, Единственный у Матери Своей, у Возлюбленной Своей. Ризы Его напоминают и оперение птицы, и ломоть белого, свежеиспеченного хлеба – не ножом отрезанного, но разломанного, как и Он преломил хлеб, благословляя в ночь, в которую был предан, а, вернее – Сам отдал Себя за жизнь мира… Ризы Его льются потоком, словно золотое вино нового века, вино Царствия, образуя фигуру чаши, что держит Богородица – Церковь Его. Вино и чаша неразделимы.

Церковь Его хранит Его тайну в сердце Своем – на некоторых изводах чаша образует собой сердце. Сердце Церкви – Евхаристия, Хлеб и Вино Царствия.

Покров Богородицы, Которая есть образ Церкви – белый, как пронизанная Духом плоть Христа Воскресшего, Духом соткавшаяся во чреве Богородицы…

«Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, и сделаться естеством новым при содействующей силе Св. Духа, и тогда может она стать благопотребной для небесного царства. Достигнуть же сего возможно только нам, которые веруем, истинно любим Его и исполняем все святые заповеди Его.

Если при Елисее дерево, по природе на воде легкое, будучи брошено в воду, вынесло на себе железо, по природе тяжелое, то тем паче Господь сюда еще пошлет легкого, подвижного, благого и небесного Духа Своего, и Им душу, погрязшую в водах лукавства, облегчит, окрылит, вынесет в небесные высоты, претворит и применит собственное её естество.

Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божья и душа мертва для царства и без Духа не может делать того, что Божье.

Посему кто старается уверовать и прийти к Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь еще приять ему Духа Божья, потому что Он есть жизнь души, и для того было пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь — Духа Святого» (преп. Макарий Египетский).

голубинская икона божией матери

Иконы в часовне на Конь-камне

Икона с острова, где в жертву бесконечно приносили коней, являет нам образ Жертвы единожды принесенной за всех… За жизнь мира.

Два воробья, оцененные медью.
Дальнее небо.
Цепью – созвездья.

Долы и холмы,
и песни, и крины.
Жертва живая
птенцов голубиных.

Снега хранилища,
ливней исходы.
Кровь –
окропление перьев свободы.

Радуйтесь с Ним обретению драхмы!
Радуйтесь с Ним –
Он живой,
хоть и заклан

здесь, на помосте,
а не под кровом,
Крест
рассекает
эоны эонов,

Источник

голубинская икона божией материfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святыня Финляндии. Икона Коневская Богородица (или Голубицкая икона)

История этой чудотворной иконы связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.

голубинская икона божией матери
Св. Арсений Коневский

голубинская икона божией матери
Собор Коневского монастыря (Ленинградская область)

Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями. Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами — покровителями острова жертва принята. «И доселе, — говорил рыбак, — духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».

Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы, которая пребывала в соборе Коневского монастыря до 17 века.

голубинская икона божией матери

В смутное время при нашествии на Русь Шведов икону перенесли в Новгородский Деревяницкий монастырь, где она пребывала 188 лет до возвращения в Коневский монастырь.

голубинская икона божией матери

В 1939 году в связи с эвакуацией в период советско-финской войны около 190 монахов из Валаамского монастыря, были предприняты попытки создания новой православной обители в Восточной Финляндии.

24 июля 1940 года руководством эвакуированного валаамского братства была оформлена сделка на покупку усадьбы XIX века «Папинниеми», принадлежавшей Юрьё Саастомойнену и расположенной в сельской местности Хейнявеси, а выбор места был обусловлен обнаружением в главном здании усадьбы небольшой иконы святых Сергия и Германа Валаамских. Новый монастырь получил названием «Ново-Валаамский», а первая Преображенская церковь была устроена из двух переоборудованных под храм амбаров. В убранстве храма были использованы иконы и утварь, вывезенные с Валаама.

После окончания Второй мировой войны митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, включив обитель в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1957 году Русская православная церковь вернула монастырь в духовное и административное подчинение Финляндской архиепископии, а часть братии, не принявших введение в монастыре нового стиля, получив разрешение, переехала в Псково-Печерский монастырь.

В 1977 году в связи с празднованием 800-летия православия в Финляндии в монастыре по проекту архитектора Ивана Кудрявцева был построен каменный Преображенский собор.

голубинская икона божией матери

В год обитель посещает до 15 тысяч паломников из России, что составляет 1/7 всех посетителей. Братия монастыря как русские, так и этнические финны, а так же на рабочих ставках в монастыре трудятся 33 специалиста-мирянина.

Богослужения совершаются по новому стилю.

Эта икона особенно почитается в Финляндской Православной Церкви.

Источник

КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

голубинская икона божией матери

Неизвестно, насколько иконография чудотворного образа, получившего распространение в эпоху позднего средневековья с названием «Богоматерь Коневская», соотносится с иконографией принесенной прп. Арсением древней иконы (возможно, не сохр.). Ее повторения XVI в., происходящие с разных земель, позволяют говорить о существовании устойчивого извода образа, почитаемого на Коневце.

голубинская икона божией матери

голубинская икона божией матери

С деятельностью мастеров Новгородского архиеп. Макария (1526-1542) связано появление в монастыре шитой пелены с изображением К. и. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия). Сложная композиция, дополненная сценами «Благовещение» и «Распятие», а также крупными полуфигурами апостолов Петра и Павла по замыслу близка к изображению на иконе из Музея русской иконы в Москве. Шитую пелену окаймляет текст покаянного Богородичного тропаря 4-го гласа: «К Богородици. притецемъ грешни. » Исторических сведений о вкладе пелены в мон-рь не сохранилось, но сложная композиция и особенности шитья говорят о том, что она задумывалась как вкладное произведение, предназначенное для Коневской обители.

голубинская икона божией матери

голубинская икона божией матери

голубинская икона божией матери

Наименование иконы «Коневская» встречается впервые в описи 1641 г. Троице-Сергиевой лавры. Здесь находилось неск. памятников с такой иконографией: в Троицком соборе на тябле слева от царских дверей над местными иконами «образ пречистые Богородицы Коневской, в киоте, оклад серебрян, чеканной, на полях в семи местах святые резные, венец и коруна чеканные» (СПГИАХМЗ. № 289. Л. 29), под ней пелена той же иконографии; в Успенском соборе «по левую сторону от царских дверей против левого крылоса местных образов… образ пречистые Богородицы Коневской писан на празелени» (Там же. Л. 219); в надвратной ц. прп. Сергия Радонежского «на столпе против левого столпа образ пречистые Богородицы Коневские» (Там же. Л. 263). С тем же названием («Коневская») упоминается образ Божией Матери в описях имущества др. обителей, напр. в Успенском соборе Тихвинского мон-ря, где рядом с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери над местными «настолпными» образами размещался «в киоте образ пречистые Бдцы Коневские, обложен серебром басменным, золоченым». (СПб ФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 606. 1689 г. Л. 24). Очевидно, что всплеск почитания К. и. был обусловлен историческими событиями последнего этапа Ливонской войны, когда икона Богоматери с Ладоги и из Тихвинского мон-ря стали святынями-заступницами Русской земли от швед. агрессоров. К нач. 90-х гг. XVI в., когда появились первые списки К. и., Корельская земля была возвращена России. А. А. Силкин обратил внимание, что в мирном решении военного конфликта большую роль сыграл Борис Феодорович Годунов, выжидательной политикой добившийся возвращения Московскому гос-ву всех утраченных в ходе Ливонской войны земель. Этим может объясняться появление К. и. на памятниках, вложенных членами его семейства в рус. мон-ри. Так, по донесению боярина Бориса Годунова в 1597 г. царь Феодор Иоаннович дал грамоту с повелением разоренный Коневский мон-рь «своею царьскою казною церкви и трапезу устроити» ( Кадыкин П. Ф., Шляпкин И. А. Летопись и акты Новгородского Воскресенского Деревяницкого мон-ря, 1335-1839 гг. СПб., 1911. С. 17-18).

В 1577-1589/99 гг. и повторно в 1610 г. братия Коневского мон-ря была вынуждена «со всем своим церковным строением и образами» перебраться в Деревяницкий мон-рь, поскольку правительство боярина Василия Шуйского уступило Швеции всю Корельскую землю. К. и. на долгие десятилетия суждено было стать святыней этой обители. Часть монахов нашли приют в Тихвинском мон-ре, что объясняет появление там в XVII в. списка К. и. Только в ходе Сев. войны территория Приладожья была возвращена России, и мон-рь на о-ве Коневец начал возобновляться. В 1-й деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, освященной в 1719 г., слева от царских врат стоял список «иконы Пресвятыя Богородицы Святогорския» (Книги переписные церковные из Кексгольмскаго у. 1897. С. 305-306). Сама чтимая К. и. оставалась в Новгороде до кон. XVIII в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *