голуметский храм черемховская область

Люди, храм и легенды. В Голумети восстанавливают старинную Свято-Никольскую церковь

И вот история еще об одном человеке, делом жизни которого стало восстановление храма. И у него это получилось. Олег Хамидуллин 18 лет поднимает из руин старинную Свято-Никольскую церковь в селе Голуметь Черемховского района. Не в одиночку, конечно. Но многое приходится делать самому. До завершения осталось чуть-чуть.

У каждого из них своя дорога к храму. Олег Хамидуллин приехал в Голуметь 18 лет назад. Думал- на заработки, в итоге-обосновался. Женился, теперь у него тут настоящая семья. Детей- семеро. И главное дело его жизни тоже в Голумети. Олег восстанавливает храм. Вот этот, Свято-Никольский.

Он тут и плотник, и каменщик. В общем, разнорабочий- умеет всё. Храм поднимали почти из руин, вспоминает Олег.

— Ещё б маленько, и сломался бы. Развалился бы сам. Но с Божьей помощью-восстановили, — говорит староста Свято-Никольского храма Олег Хамидуллин.

— И вот здесь, каждая икона, если вы посмотрите, это некий библейский сюжет. Это некое событие, которое произошло и описывается,либо, в Библии, либо, в Евангелии. Вот, евангельский сюжет-рождение Христа.

Эти иконы — настоящая церковная живопись. Все старинные, их голуметский храм получил в дар от Иркутской Епархии много лет назад. Иконы не реставрируют, они проявляются сами. Со временем.

— Елена, посмотрите! Там фигуры просматриваются. Потом они все проявятся. С той стороны, с той. Вот, интересный момент какой.

И таких, обновившихся образов в храме много. Вот Покров Пресвятой Богородицы.

— И нам после окончания семинара показали этот храм. Достопримечательность Голумети. Я так вышла, а в то время я была секретарём комсомольской организации нашей школы. Вышла, и говорю: «Как это здесь стоит, что это?! Какой позор! Где комсомольцы, где коммунисты?! Нужно разбить тут сквер, поставить памятник Владимиру Ильичу Ленину!» Это был 88й год, — говорит супруга настоятеля храма Анна Белькова.

А через много лет она сюда вернулась. Муж Анны- настоятель этого храма, священник Дмитрий Бельков. Вместе им предстояло создать сначала приход, а затем- возродить этот храм. Обезглавленный, с проржавленной крышей.

— Потолков не было, все кирпичи внутри лежали, вот такие стены. И, коровы.

«Нас была рота, осталось три человека». Такие слова нашёл однажды Олег Хаммидулин на самом верху, на стене колокольни.

Ножом вырезано было там. Это был пулемётный рассчёт белых. Красные наступали, они-отстреливались.

В старину Голуметь была богатым и зажиточным купеческим селом. Поэтому революцию тут не приняли. А в октябре 1920го тут даже крестьяне восстали против большевиков. Тут создали «Военный штаб Голуметской крестьянской армии». Восстание длилось несколько дней, а затем белый фронт был разбит. Многих убили, кто-то ушёл в тайгу.

А Свято-Никольская церковь тогда была бастионом. И много останков погибших тут подняли во время реставрации. Всех их похоронят у храма, когда построят ограду.

А теперь, внимание- мы поднимаемся на самый верх. На высоту 27 метров. Туда,где птицы, ветер и- колокола.
Звонарь здесь тоже Олег Хамидуллин. Он- самоучка. Объясняет- вот эти звучат звонко и переливисто, это- басы. А вот этот — самый главный. Называется Благовест.

Голуметь овеяна легендами и тайнами. Одна из них о том, что когда закрывали Свято-Никольский храм, люди спасли старинные колокола. Увезли их в тайгу, спрятали там, а в каком месте- это секрет. Но когда возродится храм- тайна откроется. Ждать осталось недолго.

Источник

Голуметь. Церковь Николая Чудотворца.

Никольский храм

Карта и ближайшие объекты

голуметский храм черемховская область

Статьи

История строительства Свято-Никольского храма заслуживает особого внимания и уважения. Не ясно, когда в Голумети появилась первая церковь. Доподлинно известно, что деревянную Никольскую строили в 1779 году, но вскоре она сгорела. Не пожалел огонь и две другие церкви в 1886 году. Пламя съело деревянную Троицкую и каменную Николаевскую. Тогда отец Фортунат Румянцев, служивший при голуметской церкви с 1876 года, начал сбор средств на строительство каменного храма. Зажиточные местные купцы (а их было более сорока) священника поддержали: какое же село без святыни? Но за словами действий не последовало. Народ оказался прижимистый, прихожане не внесли заметных пожертвований — факт редкий и непонятный, если учесть обеспеченность крестьян Голуметского селения и богатство местных купцов.

Первым сделал взнос председатель церковно-приходского совета Гавриил Николаевич Невидимов. Сбор денег продвигался медленно. Только благодаря энергии отца Фортуната за 20 лет церковная казна увеличилась более чем в десять раз — с 3 до 40 тысяч рублей. Когда была собрана достаточная сумма, Румянцев занялся поиском подходящего проекта и архитектора. Но судьба-злодейка сыграла с ним злую шутку. В 1904 году началась Русско-японская война — инфляция обесценила деньги. Строительство опять отложили. И лишь в 1909 году епархия приняла решение о строительстве каменного храма в селе Голуметь по проекту иркутского архитектора Н.И. Дудицкого — выпускника Санкт-Петербургского института гражданских инженеров.

Возводили храм три года, с 1910-го по 1914-й. Подготовительные работы вели местные крестьяне. Бутовой камень брали в окрестностях Голумети, кирпич делали тоже на месте, из своего сырья. От дедов и прадедов взяли рецепт — кладку стен скрепляли яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Желтки работали как клей БФ: склеивали то, что невозможно склеить. Храм получился одновременно массивным и строгим, как лаконичная гравюра. Мастера выполнили его в русско-византийском стиле — пять глав с широкой объединяющей ротондой под полусферой. Низкая трапезная соединяла храм с колокольней. В центральной части церковь перекрыли куполом на парусах. Габариты получились внушительные: высота барабанного купола — 21 метр, колокольни — 27, длина — 20 саженей.

С чем сравнить Свято-Никольский храм? По красоте он под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола — Николы-угодника, Покрова и Троицы — пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Писал иконы и устроил иконостас иркутский мастер Ф.Г. Долгов. Ко дню освящения, 20 января 1914 года, в приходе было 4540 человек. Благолепие украшало богатое село недолго — двадцать с небольшим лет. Отец Фортунат продолжал служение в голуметской церкви до своей кончины в начале 20-х годов.

Свято-Никольских храм (церковь Святителя Николая Чудотворца, Никольская церковь) – церковь в селе Голуметь, построенная в русско-византийском стиле. Год постройки – 1914. Свято-Никольский храм с тремя престолами – Николы-угодника, Покрова и Троицы – увенчан пятью главами с куполами с широкой объединяющей ротондой под полусферой. Алтарная часть храма соединена с колокольней низкой трапезной. Размеры церкви: высота барабанного купола – 21 м, высота колокольни – 27 м, длина – 20 саженей. Иконостас и иконы созданы иркутским мастером Ф.Г. Долговым.

Первая деревянная церковь в селе Голуметь была построена в 1779 году. Она просуществовала недолго и сгорела при пожаре. Позднее в селе были построены еще две церкви – Троицкая (деревянная) и Николаевская (каменная). Оба храма были также уничтожены пожаром в 1886 году. В конце 1880-х гг. отец Фортунат Румянцев, служивший при голуметской церкви с 1876 года, начал сбор средств на строительство нового каменного храма. Почти за двадцать лет было собрано около 40 тысяч рублей. Этой суммы было достаточно, но разразившаяся Русско-японская война привела к инфляции и обесценила собранную сумму, и строительство церкви пришлось отложить.

Строительство Никольского храма началось в 1910 году по проекту иркутского архитектора Николая Ильича Дудицкого, выпускника Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Камень для строительства возили из окрестностей села Голуметь, изготовление кирпича производилось также на месте, для кладки стен использовали яичные желтки, собираемые со всех дворов села. Все подготовительные работы велись местными крестьянами.

20 января 1914 года храм был освящен. В это период приход Свято-Никольского храма насчитывал более 4 500 человек.

В 1935 году постановлением Черемховского городского совета Никольская церковь была закрыта. В разные годы здесь располагались склад Заготзерна, кинотеатр, загон для скота.

В 1987 году церковь Святителя Николая Чудотворца была признана памятником областного значения. Во второй половине 2002 года в храме начались восстановительные и реставрационные работы.

Лишь в 1909 г. было принято решение о незамедлительном строительстве храма. За основу был взят проект известного Иркутского архитектора Николая Ильича Дудицкого. Церковь была заложена 20 июня 1910 г. В основание трехметрового фундамента клали лиственничные бревна, а затем бутовый камень. За 3-4 года до начала строительства начали гасить известь. Все предварительные работы: рытье траншей, заготовка бутового камня и леса, изготовление кирпича велись силами сельчан на месте. Строительными работами руководил купец Илья Арсентьевич Можаев, который был одним из интереснейших людей Голумети. По окончании строительства Голуметского храма его роль в этом была высоко оценена в «Иркутских епархиальных ведомостях».

Храм был построен очень быстро, всего за 3 года, весь из камня и кирпича, большой, вместительный, светлый, с прекрасной акустикой. Иконостас устроил и писал иконы иркутский мастер Ф.Г. Долгов. Вспоминают, что звон голуметских колоколов был слышен за 10 верст. Церковь построили трехпридельную: главный храм во имя Святителя Николая освятил 20 января 1914 г. киренский епископ Евгений, боковые приделы во имя Святой Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы освятил 3 и 4 февраля того же года Благочинный священник Алексей Логинов по благословлению Архиепископа Серафима. Приход этой крупной церкви ко дню освящения состоял из 4540 человек. Имелись две приписные часовни. Подвиг духовного служения отца Фортуната и Г.Н. Невидимова был завершен.

В дальнейшем судьба храма была печальной. В годы богоборчества его несколько раз закрывали, вновь открывали. В 1936 г. храм был закрыт окончательно и с тех пор медленно разрушался.

Священник о. Фортунат Румянцев служил в храме вместе со своим сыном священником о. Василием до революции. В тревожные и голодные годы гражданской войны к нему съехались с семьями многочисленные дети. Священник отец Фортунат Румянцев умер В 1922 г. и могила его затерялась.

В 1950 г. в здание церкви решено было оборудовать кинотеатр с полной перестройкой и снятием венчающих частей. Соответствующие согласующие документы были уже оформлены, и лишь какая-то случайность спасла церковь от гибели.

По материалам областного музея и архива ЦСН (Иркутск)

Источник

голуметский храм черемховская областьpgorlov

Павел Горлов

для меня и моих друзей

Долго думал: «А надо ли это кому-нибудь?! Выкладывать!?» В прошлом посте про утреннюю вылазку в Ерши я написал, что вечером уезжаю еще в одно место, и рассчитываю на что-нибудь интересное. Так вот, фотографии с поездки получились весьма посредственные, зато материал в интернете про это место заставил меня удивиться – яркий пример взлета и падения.

Я кажется уже писал, что мне нравятся религиозные сооружения, в любом виде – будь то свежевыкрашенные, вылизанные или наоборот запустевшие, строящиеся. Вот подвернулась возможность съездить за 200 км от Иркутска в село Голуметь. Для меня главной заманухой было наличие Свято-Никольского храма, который на некоторых иркутских ресурсах сравнивали с разрушенным Иркутским кафедральным собором.

Далее 4 фотографии размером 912х608.

Село Голуметь, бывший райцентр, располагается в 200 км от г.Иркутска в предгорье Саянских хребтов и насчитывает около 2000 человек населения. Горы отлично видны на горизонте в ясную погоду. Село ведет свою историю по разным данным либо с середины XVI века либо с начала XVII века.

Издавна оно считалось одним из самых зажиточных поселений не только в округе, но и во всей губернии. Именно здесь некогда проживали 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии. У каждого из них был свой завод или фабрика. В селе об их зажиточности говорили двухэтажные дома. Сейчас единственным напоминанием о том времени остались только архивные данные да уцелевшие дома двух купцов, в одном из которых обосновался магазин, другой же остался заброшенным.

Село Голуметь было купеческим. Здесь были и пивовары, и торговцы. С тех пор как через Голуметь стал проходить монгольский путь, в селении появился так называемый перевалочный пункт в торговле с Монголией. Монгольские купцы по пути на Усольский солеваренный завод останавливались в Голумети и здесь же обменивались товаром с местными купцами: меняли кожу, ткани на соль и мыло.

К концу XVIII века Голуметь представляла собой богатое село. Практически все купцы, которые жили в Голумети, имели свои лавки в Иркутске, завозили товар в село и продавали их местному населению и монгольским купцам. В годы Октябрьской революции и Гражданской войны село стало центром восстания против большевистской власти. (http://baikalarea.ru)

В селе расположен Свято-Никольский Храм построенный в русско-византийском стиле. Строить его начали в конце девятнадцатого века. Крестьяне собрали пятьдесят тысяч рублей. Это при том, что за три рубля тогда можно было купить корову. В тридцать пятом – закрыли и хранили здесь зерно.

Чем сто лет назад отличались богатые села от бедных? Правильно, храмами. Только зажиточные прихожане могли построить каменную церковь. В селениях присаянской стороны только в Голумети осилили такую дорогостоящую идею и воздвигли «тщанием прихожан», в основном на средства купцов, которых проживало здесь более десяти (а одна бабушка, моя собеседница, сказала, что сорок человек). Известно, что строили долго, занимались этим купцы Мажаев, Изотов, Семенов, Блаженский, богатые крестьяне, учитель и священник прежней, деревянной, церкви.

От дедов-прадедов передают, что скрепляли кладку стен яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Потому такие крепкие стены получились, что устояли в годы антирелигиозных разрушений. А уж по красоте белый храм был под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола: Николы-угодника, Покрова и Троицы, пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Благолепие украсило богатое село, храм со всех концов виден. Да действовал он всего ничего, двадцать лет с небольшим. Потом, как водится, склады в нем устроили, хозяйственные помещения. Памятником областного значения храм объявили тридцать лет назад, поставили в очередь на реставрацию. Нынче появились отрадные сдвиги. Верующие голуметцы обратились к архиепископу Иркутскому и Ангарскому Вадиму с просьбой об открытии прихода и реставрации храма. С такой же просьбой вышел на о. Вадима коренной, голуметский, ныне знаменитый московский бас, Леонид Харитонов. Центр по сохранению культурного наследия Иркутской области в лице директора Надежды Красной также обратился к владыке, чтобы настоятель вновь созданного голуметского прихода со своей паствой очистил каменный храм и обеспечил сохранность от дальнейшего разрушения, то есть консервацию. А по мере накопления средств от доброхотов и населения будет проведена реставрация. (http://baikalarea.ru)

1. Расчищать и реставрировать его начали достаточно давно, и я ожидал увидеть хоть что-то готовое, но увы… все в строительных лесах. Рядом даже колодец есть – я такие уже и не помню когда и где последний раз видел (есть какие-то воспоминания из далекого детства). Ремонтируют его так же как и когда-то строили – на собранные народом деньги. Мне кажется беда этого памятника, да и села в том, что его ни кто не видит, все пути и дороги отошли в сторону. Да голуметцы, а кто еще? Село находится в 100 км от тракта, и не побоюсь сказать – скорее всего уже умирает. Везде грустное запустение. У нас вдоль трактов-то деревни и поселки десятками и сотнями загибаются, что же сможет помочь тут – даже и не знаю. Хотя все может быть… из истории помню что процессы перетекания масс из деревень в города, а потом наоборот обычно периодичны, и ни кто не скажет что, например, через 30 лет люди не потянутся к какому-нибудь продвинутому фермерству или чему-то подобному… картон и нефть-то тоже надоедает есть.

3. По храму все. На утро выпал снег – первый снег этой осени, который я подержал в руках, которым покидался, который счистил с машины.

4. Еще я не на долго зашел к местным постояльцам… сначала подозрительно осмотрели, потом напали.

Интересно, а вот если бы действительно договориться о том, чтобы походить с фотоаппаратом внутри храма, можно было бы получить что-нибудь достойное? Я всегда злюсь, когда понимаю, что ведь мог найти на это время, но не захотел этого делать… упустил момент. Так нельзя.

Источник

Голуметский храм черемховская область

К 100-летию Свято-Никольского храма в селе Голуметь

Историческая справка голуметский храм черемховская область

Лишь в 1909 г. было принято решение о незамедлительном строительстве храма. За основу был взят проект известного Иркутского архитектора Николая Ильича Дудицкого. Церковь была заложена 20 июня 1910 г. В основание трехметрового фундамента клали лиственничные бревна, а затем бутовый камень. За 3-4 года до начала строительства начали гасить известь.

Все предварительные работы: рытье траншей, заготовка бутового камня и леса, изготовление кирпича велись силами сельчан на месте. Строительными работами руководил купец Илья Арсентьевич Можаев, который был одним из интереснейших людей Голумети. По окончании строительства Голуметского храма его роль в этом была высоко оценена в «Иркутских епархиальных ведомостях».

Храм был построен очень быстро, всего за 3 года, весь из камня и кирпича, большой, вместительный, светлый, с прекрасной акустикой. Иконостас устроил и писал иконы иркутский мастер Ф.Г. Долгов. Вспоминают, что звон голуметских колоколов был слышен за 10 верст.

Церковь построили трехпридельную: главный храм во имя Святителя Николая освятил 20 января 1914г. киренский епископ Евгений, боковые приделы во имя Святой Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы освятил 3 и 4 февраля того же года Благочинный священник Алексей Логинов по благословлению Архиепископа Серафима. Приход этой крупной церкви ко дню освящения состоял из 4540 человек. Имелись две приписные часовни. Подвиг духовного служения отца Фортуната и Г. Н. Невидимова был завершен.

В дальнейшем судьба храма была печальной. В годы богоборчества его несколько раз закрывали, вновь открывали. В 1936 г. храм был закрыт окончательно и с тех пор медленно разрушался.

Священник о. Фортунат Румянцев служил в храме вместе со своим сыном свя-щенником о. Василием до революции. В тревожные и голодные годы гражданской войны к нему съехались с семьями многочисленные дети. Священник отец Фортунат Румянцев умер В 1922 г. и могила его затерялась.

голуметский храм черемховская область

В 1950 г. в здание церкви решено было оборудовать кинотеатр с полной перестройкой и снятием венчающих частей. Соответствующие согласующие документы были уже оформлены, и лишь какая- то случайность спасла церковь от гибели.

Церковь расположена в центре села, и ее объем, господствуя над окружающей низкой застройкой, просматривается с самых отдаленных точек. Композиция ее монументально-торжественна и выполнена в русско-византийском стиле, характерном для второй половины XIX века. голуметский храм черемховская областьКрестово-купольный храм имеет в завершении пять глав с центральной широкой ротондой под полусферой. Низкая и узкая квадратная трапезная соединяет храм с ярусной колокольней.

После перестройки, в образовавшемся в стране духовном вакууме народ вновь потянулся к православию. Голуметскому храму повезло. голуметский храм черемховская областьВ 2001 году указом Архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима в село был направлен священник Димитрий Бельков. С большими трудами, преодолевая равнодушие и невежество многих селян, отец Димитрий начал свое служение. Далее пошел огромный многолетний труд по восстановлению храма. Идеей и починам отца Димитрия начинают вдохновляться многие простые люди, предприниматели, руководители предприятием и госслужб района и области и начинают помогать материалами деньгами и стройматериалами своим трудом. И на глазах наших современников медленно совершается чудо возрождение храма. На сегодняшний день выполнена огромная работа по реставрации храма и уже на данном этапе восстановление он поражает и восхищает красотой и величием.

По материалам областного музея и архива ЦСН (Иркутск)

2013 год, предваряющий юбилейную дату в жизни храма богат на события. голуметский храм черемховская область

3 июня 2013 года храм посетил глава Черемховского района Виктор Леонидович Побойкин. н проявил большой интерес к проблемам восстановления храма и выразил уверенность, что если взяться за дело всем миром, то можно восстановить храм к его столетию. Его статья «Восстановим храм вместе!» была напечатана в газете «Мое село, край Черемховский» 6 июня 2013 года. При его содействие было завезено 300 тонн гравия для проведения внутренних и внешних работ по храму.

4 июня 2013 года в храм была возращена икона Божьей Матери, именуемая «Казанская», увезенная в 1935 году в г. Усолье – Сибирское, когда закрывали храм и командир чекистов разрешил местным жителям разобрать по домам иконы и церковную утварь. С начала реставрации храма (2004 г.), уже возвращено несколько таких икон. Первая икона – святителя Николая Чудотворца была возвращена народным артистом России Л.М. Харитоновым.

Ожидается приезд в село Голуметь Губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. В программу его визита входит посещение храма. Прихожане надеются, что после его приезда реставрация храма пойдет быстрее.

При храме действует Воскресная школа

голуметский храм черемховская область1 июня 2013 года наши учащиеся Воскресной школы приняли активное участие в концерте, посвященным Дню защиты детей, который состоялся в местном сельском Доме Культуры. Они показали сказку «Теремок», читали стихи, пели песни.

3, 4 июня 2013 года проходил трудовой десант по подготовке детского православного лагеря «Роднички» к началу первой смены. Наши старшие воспитанницы Криворучко Наташа, Сидорчук Люда, Гуляева Регина, десантировались в месте со взрослыми и работали наравне со всеми: мыли корпуса, посуду в столовой, стирали и развешивали на окнах тюль. голуметский храм черемховская область

С 7 по 25 июня 2013 года 6-ть участвовали в первом сезоне епархиального лагеря «Роднички» с военно-патриотической тематикой смены. Мальчишкам очень понравился лагерь. Приход выражаем глубокую благодарность начальнику смены о. Артемию Понамареву, военному руководителю Алексею Геннадьевичу и всему педагогическому составу.

23 июня в день праздника Святой Троицы учащиеся Воскресной школы подготовили праздничное выступление, в программу в которого входили: сказка «Курочка ряба», песни и стихи, посвященные празднику. голуметский храм черемховская область

Подготовлено приходом храма во имя Сятителя Николая в селе Голуметь

голуметский храм черемховская областьголуметский храм черемховская область

голуметский храм черемховская область

голуметский храм черемховская область

© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

e-mail: голуметский храм черемховская область

Источник

Свято-Никольский храм в селе Голуметь

Вы здесь

Новости ogirk.ru

голуметский храм черемховская область

голуметский храм черемховская область

голуметский храм черемховская область

голуметский храм черемховская область

голуметский храм черемховская область

На въезде в Голуметь, на взгорке, стоит Свято-Никольский храм. Он виден из любого конца большого села — монументальный, каменный, величественный. Возводили его в начале прошлого века из камня и кирпича, кладку стен для прочности скрепляли яичными желтками. Храм вырос небывалой красы — в пять куполов и три престола: белоснежный, теплый, уютный, с прекрасной акустикой. Освящен был 20 января 1914 года. Но недолго радовались прихожане. Большевистские антирелигиозные убеждения не обошли Голуметь стороной. В 1935 году постановлением Черемховского городского совета церковь Святителя Николая Чудотворца закрыли. Сначала в ней устроили склад Заготзерна, потом решили снести все венчающие части и устроить кинотеатр. Документы уже оформили, но какая-то случайность спасла храм от гибели. В последние годы он служил загоном для скота. И только пять лет назад начались восстановительные работы.

Судьба иконы

Рядом с громадой каменного пустующего храма расположились два деревянных дома — здешний приход. В одном идут службы, в другом живут божьи люди. Каждое воскресенье рано утром здесь ставят на печь большие кастрюли — готовят обед для малообеспеченных сельских ребятишек. По извечной русской традиции у прихода и огород в 70 соток есть, и столярка, и банька, и животина своя. Народу много, поэтому огурцы солят флягами, горлодер меряют ваннами.

Отсюда рукой подать до дома батюшки — отца Дмитрия. С большой семьей, женой и пятью сыновьями в Голумети он уже пять лет живет. С его-то легкой руки и началась эпопея восстановления храма. Узнав об этом, в село стали съезжаться верующие люди из Среднего, Аларска, Верхней Ирети. Откликнулись и сами голуметцы. Начали с того, что старый изношенный магазин превратили в приход. Сварили систему отопления, сняли штукатурку и покрыли стены заново. Гнилые бревна по всему периметру сменили на свежий лиственничник — получился этакий дом на плоту. Только-только поставили окна. Станет тепло — обобьют здание вагонкой: циркулярка во дворе уже вовсю верещит, гоняя горбыль. А батюшка подвозит доски на стареньком газике.

Все облачение, инвентарь, богослужебные книги, иконы для прихода по крупицам собирали по Иркутской епархии. Главным, переломным моментом стало возвращение в 2004 году старинной, в человеческий рост, иконы святителя Николая Чудотворца. В 1914 году она украшала иконостас храма. В 1934-м в Голуметь прибыла группа коммунистов. Всем жителям объявили, что в течение нескольких дней люди могут забрать иконы из храма, а все, что останется, будет сожжено. Три дня вывозили церковное имущество.

Услышав об этом, жительница Нижней Ирети Марфа Тимофеева поехала в Голуметь. Спасла от новой власти серебряный венок и несколько икон, в том числе и «Николая Чудотворца». До 1973 года они пылились у нее в амбаре, пока младший сын не решил: нечего добру зазря пропадать. И приспособил икону вместо порога у входа в сенцы, а сверху тряпками забросал. Только весной, когда стаял снег, Марфа поняла, обо что всю зиму вытирала ноги. Женщина была потрясена — протерла святой лик и снова понесла икону в амбар. Летом к ней в гости заехала сестра (мать известного певца Леонида Харитонова) и уговорила отдать «Чудотворца» ей.

Икона была в ужасном состоянии: много потеков, потертостей, левая рука, державшая святую книгу, стерта совсем. Святой иконописный лик привезли в Москву, где он «прожил» тридцать лет. Пока Леонид Харитонов не разыскал художника-реставратора Андрея Вохмятина, который согласился восстановить икону. Работал больше двух месяцев. За свой труд категорически отказался брать деньги, а взял лишь за кисти, краски, лаки. И вот в сентябре 2004 года, после 70-летнего скитания, икона вернулась на родину. По этому случаю больше часа звенели колокола церкви, а батюшка тогда сказал, что храм снова обрел душу.

История каменной святыни

История строительства Свято-Никольского храма заслуживает особого внимания и уважения. Не ясно, когда в Голумети появилась первая церковь. Доподлинно известно, что деревянную Никольскую строили в 1779 году, но вскоре она сгорела. Не пожалел огонь и две другие церкви в 1886 году. Пламя съело деревянную Троицкую и каменную Николаевскую. Тогда отец Фортунат Румянцев, служивший при голуметской церкви с 1876 года, начал сбор средств на строительство каменного храма. Зажиточные местные купцы (а их было более сорока) священника поддержали: какое же село без святыни? Но за словами действий не последовало. Народ оказался прижимистый, прихожане не внесли заметных пожертвований — факт редкий и непонятный, если учесть обеспеченность крестьян Голуметского селения и богатство местных купцов.

Первым сделал взнос председатель церковно-приходского совета Гавриил Николаевич Невидимов. Сбор денег продвигался медленно. Только благодаря энергии отца Фортуната за 20 лет церковная казна увеличилась более чем в десять раз — с 3 до 40 тысяч рублей. Когда была собрана достаточная сумма, Румянцев занялся поиском подходящего проекта и архитектора. Но судьба-злодейка сыграла с ним злую шутку. В 1904 году началась Русско-японская война — инфляция обесценила деньги. Строительство опять отложили. И лишь в 1909 году епархия приняла решение о строительстве каменного храма в селе Голуметь по проекту иркутского архитектора Н.И. Дудицкого — выпускника Санкт-Петербургского института гражданских инженеров.

Возводили храм три года, с 1910-го по 1914-й. Подготовительные работы вели местные крестьяне. Бутовой камень брали в окрестностях Голумети, кирпич делали тоже на месте, из своего сырья. От дедов и прадедов взяли рецепт — кладку стен скрепляли яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Желтки работали как клей БФ: склеивали то, что невозможно склеить. Храм получился одновременно массивным и строгим, как лаконичная гравюра. Мастера выполнили его в русско-византийском стиле — пять глав с широкой объединяющей ротондой под полусферой. Низкая трапезная соединяла храм с колокольней. В центральной части церковь перекрыли куполом на парусах. Габариты получились внушительные: высота барабанного купола — 21 метр, колокольни — 27, длина — 20 саженей.

С чем сравнить Свято-Никольский храм? По красоте он под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола — Николы-угодника, Покрова и Троицы, — пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Писал иконы и устроил иконостас иркутский мастер Ф.Г.Долгов. Ко дню освящения, 20 января 1914 года, в приходе было 4540(!) человек. Благолепие украшало богатое село недолго — двадцать с небольшим лет. Отец Фортунат продолжал служение в голуметской церкви до своей кончины в начале 20-х годов.

Как голуметцы храм солили

С матушкой Анной мы входим внутрь храма. От прежнего великолепия остались колонны — они скрадывают пустоту и, как титаны, подпирают центральный купол. Около них — девятиэтажные леса из струганных досок. Они похожи на спичечные домики и упираются ввысь. Под ногами, как снег, хрустит песок. Ветер треплет пленку на многочисленных узких, почти готических окнах.

Матушка Анна показывает на углубления в стенах:

— Они остались от шести печей, которыми отапливался храм. Их давно уже жители разобрали на кирпичи. Но это была удивительная конструкция! Дым шел по стенам, вверху даже видна отдушина. И в храме всегда было тепло. Но мы не можем найти схемы, которые описывают устройство печей. Поэтому отопление для нас проблема номер один.

Памятником областного значения храм объявили в 1987 году, поставили в очередь на реставрацию. И только недавно появились сдвиги. Летом 2002 года комиссия из Центра наследия вынесла вердикт — храму осталось жить не больше трех лет. Вода внутри стала рвать его на части, свирепствовал грибок, который отлично чувствовал себя в штукатурке, замешенной на яйцах. На глазах у голуметцев Свято-Никольский храм превращался в труху. И если бы не старания прихожан, инициатива батюшки, — кто знает, встречал бы он каждого на въезде в село?

Леса помог установить депутат Юрий Тен — прислал бригаду. Сами прихожане начали с большого: чистили храм от метрового слоя навоза, смешанного с зерном. Много лет церковь служила загоном для скота: коровы отдыхали здесь в летнюю жару и нагуливали аппетит. Заново нужно было сформировать контруклон, чтобы отходила вода. Два года тракторами ровняли землю, убирали почти вековой слой почвы. Потом взялись за купола — с пяти главок сняли тонны голубиного помета. Одиннадцать телег увозили эти нечистоты. Подошла очередь штукатурки, которую доедал грибок. Вручную целое лето снимали ее. Храм мгновенно наполнялся едкой белой пылью. Это был нечеловеческий труд. Все световые дни делали расшовку — филигранно вычищали кирпичные швы. Потом на полтора метра откапывали фундамент и рыли траншеи (их нужно засыпать гравием). А в разгар дачного сезона, когда огородники солили огурцы и помидоры, прихожане проводили засолку. храма. По периметру фундамента делали углубления, в которые насыпали соль. Со временем она растворит глину вокруг основания храма, и здание постепенно «сложится» — трещины станут меньше. Храм хорошенько просушили, а осенью сделали деревянные рамы для окон и затянули их пленкой, поставили двери, чтобы спасти святыню от вандалов. Так сейчас выглядит храм внутри.

Глядя на колоссальную работу, которую проделали люди, бесконечно преклоняешься перед ними. Ну и пусть в храме пока гуляет ветер, стоят леса-скелеты, а о том, что на втором этаже когда-то был клирос, можешь только рисовать в воображении картинку, — он все равно завораживает. Все, кто сейчас восстанавливает Свято-Никольский храм, ни разу не усомнились в правильности того, что делают. Вера — главный двигатель всего. Да и образ Николая Чудотворца не зря вернулся в Голуметь. Ждет своего часа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *