гора нерукосечная икона о чем молятся
ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ
ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ. Один из иконографических типов Божией Матери.
Ни один из образов «Гора Нерукосечная» не повторяет другой: допускается введение новых символических элементов и переработка композиции в зависимости от изменения смысловых акцентов.
На некоторых иконах «Гора Нерукосечная» конца XVI-XVII века прообразовательные изображения надписаны: на иконе рубежа XVI и XVII веков из Крестовоздвиженской церкви Переславля-Залесского (ПЗИХМЗ) Богоматерь прославляется как Неопалимая Купина, Лествица Иаковля, Дверь Иезекиилева, Древо, Руно Гедеоново, «Клеща» из видения Исаии, процветший Жезл Ааронов, Киот Давидов, Гора, Престол, Палата, Одр, Свеща, Свещница. На свитке в руке Младенца текст: «Внемлите люди Мои, яко Аз есмь Бог… преж(д)е бе рож(д)ен. от Отца и от Девы после без мужа воплощеся, да спасу Адама падшаго прелщением змииным».
С конца XVI века к традиционным для «Гора Нерукосечная» символическим атрибутам добавились впервые появившиеся в «Неопалимой Купине» изображения Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3), древа (7-й икос Акафиста) и запечатанного источника (Песн 4. 12). В XVII-XVIII веках в композицию «Гора Нерукосечная», как и в некоторые другие Богородичные сюжеты, часто включают изображения облаков, солнца и луны. Облака образуют над Богоматерью и Младенцем подобие арочного завершения. Иногда Богородице предстоят архангелы Михаил и Гавриил (икона мастера Александра Иванова Казанцева, 1691 год, ГРМ).
На иконе из ярославской церкви во имя пророка Илии (середина XVII века) известная по строгановским иконам композиция получила развернутое решение «небесной части». Господь Саваоф представлен в окружении 9 ангельских чинов.
Иллюстрации:
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 года (ГМЗК);
Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Середина XVI века (ГТГ);
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Конец XVI века (Березниковский историко-краеведческуий музей);
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Рубеж XVI и XVII веков (ПЗИХМЗ);
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 год (ГРМ).
Дополнительная литература:
Поселянин. Богоматерь. С. 598-600;
Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. № 439, 522;
Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. Кат. № 9, 10, 17;
Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI века // Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73;
Полякова О. А. Государственный музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры русской иконописи XVI-XIX веков. М., 1999. Кат. № 1;
Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 188;
София Премудрость Божия: Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собрания музеев России. М., 2000. Кат. № 44, 137;
Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Кат. выст. М., 2001. Кат. № 24.
Икона Богоматери «Гора Нерукосечная»
Школа или худ. центр: Москва
Из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря.
¦ 44. Богоматерь Гора Нерукосечная
1560-е годы. Москва
Дерево, темпера. 140 × 92
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора 1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 720
1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.
Богоматерь представлена сидящей на небесном престоле среди райских трав. Она облачена в зеленую тунику и алый мафорий, по которым «струятся» зеленые и белые волны облаков. На ее коленях — младенец Христос, одетый в белый, с мелким рисунком хитон и желтый гиматий, покрытый золотым ассистом. В руке у него развернут свиток с текстом: «Аз есмь преже Авраама» ( ). Правой рукой Богородица держит лестницу. На фоне ее груди расположены изображения горы и радуги, на плечах и челе — три лика, олицетворяющие ветры. Престол украшен проросшими побегами, призванными напоминать об образе рая, и двумя пылающими огнем светильниками-фиалами. На боковой стороне его, пронизанной золотыми лучами, исходящими от Христа, — изображения облаков и золотых сфер. Ножки престола как бы вырастают из раскрывшихся чаш цветов.
Сюжет иконы в символах раскрывает пророчество, которое было дано пророком Даниилом при толковании сна библейского царя Навуходоносора. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся без помощи рук от горы и разбивший истукана ( ). Отсюда берут начало истоки символики и название иконы — «Богоматерь Гора Нерукосечная». Оторвавшийся от горы камень — прообраз будущего «бессемянного» рождения Спасителя.
Другой источник этой иконографии — текст Акафиста, молебного пения к Пресвятой Богородице. В стихах Акафиста для похвалы и прославления Богоматери и Христа используются различные преобразовательные эпитеты и символы.
Украшенный травами и цветами позем создает образ рая, древа жизни и тучной нивы, воплощенные в Богородице («Радуйся, Владычице, одушевленный Раю, Древо жизни посреди имеяй Господа», «нива, растящая многоплодие», «цвете неувядаемый»). Трон, на котором восседают Богоматерь с Младенцем, — небесный престол — символ тела самой Богоматери, прославляемой как «Царево седалище», «утроба божественного воплощения», «одушевленный храм». Пышная растительная орнаментика трона — продолжение темы райского цветения, воплощение библейской метафоры о процветшем жезле Аарона, которому уподобляется Мария («жезл таинственный», «лоза истинная, возделовавшая грозд зрелый»).
Редкое в русской иконописи изображение алого мафория Богоматери со струящимися по нему зелеными и светлыми волнами восходит к прославлению Богородицы как огненного столпа, светоприимной свечи, животворного источника, всесветлого облака («Радуйся, огненный столпе, наставляй сущия во тьме», «живые воды источниче неистощимый», «камень, напоивый жаждущия жизни», «облаче пресветлый»). «Лествица небесная» в руке Марии — мост, связующий мир земной и небесный, символ соединения горнего и дольнего. Изображение радуги — знак вознесенности Богоматери «превыше небес». Радуга воспринимается и как один из символов Софии Премудрости, выражающий красоту «мирового всеединства», центром которого является Христос. Понятие софийности символизирует и исходящее от фигуры Христа радужное сияние, золотые лучи света — освящающая сила явившегося миру Бога. Границы этого дольнего мира обозначены золотыми облаками.
Идея предвечного существования Спасителя, выраженная в тексте на свитке в его руке, соотносится со стихами Акафиста: «Радуйся, зачнешь сына Адама древнейшего, Творца веков и избавителя».
Символы Богоматери, воплощенные в иконографии «Гора Нерукосечная», восходят к идеям Софии Премудрости. Здесь прослеживается связь между образом Богородицы и софийными мотивами Дома и Храма.
21. БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ
1560-е гг.
Из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря
129 × 92
Государственный музей-заповедник «Коломенское»
В основе иконографии «Богоматери Горы Нерукосечной» лежит одно из важнейших ветхозаветных пророчеств о Боговоплощении — истолкование пророком Даниилом сна Навуходоносора о камне ( ). Согласно святоотеческой традиции, гора символизировала собою Богоматерь, а камень, чудесным образом отвалившийся от нее, ниспровергший колосса на глиняных ногах и сам ставший «горою великою» — грядущего Мессию, то есть Христа. Отождествление Богоматери с горой было также связано с пророчеством Аввакума о горе, с которой «грядет Господь» ( ; ср. также — ).
На иконе представлена Богоматерь с младенцем на троне с высокой спинкой, изображенном в трехчетвертном повороте. Младенец Христос восседает на левой руке Богоматери, чуть повернувшись к ней. Эта иконографическая схема представляет собой один из вариантов тронной Одигитрии (примечательно, что в монастырских описях XVI–XVII веков икона называлась «Богоматерь Одигитрия на престоле»). Редкой особенностью здесь является жест правой руки младенца Христа: Он не благословляет, а простирает руку вперед, как бы обращаясь к предстоящим. В левой руке Христос держит развернутый свиток (надпись на свитке — «Азъ есмь преже Авраама. »). На груди Богоматери — изображения ее символических атрибутов: горы и радуги. В правой руке она держит еще один атрибут — лествицу, напоминавшую о лествице из видения праотца Иакова, связавшей воедино небо и землю ( ).
Изысканно-сложные, вычурные формы трона превращают его в некое фантастическое сооружение, сплошь покрытое разнообразным вьющимся орнаментом. У подножия его, на зеленом поземе произрастают фантастические растения: на белых и темно-зеленых колеблющихся стеблях распускаются огромные листья и бутоны самых причудливых форм. Очевидно, что перед нами — райский сад, посреди которого утвержден престол Небесного Царя («Радуйся, яко еси царево седалище» — икос I). Таким образом, икона наглядно иллюстрирует важнейшую тему богородичной гимнографии — прославление Богоматери, открывшей путь к Небесному Царству и являющей образ «словесного рая» («Радуйся, райских дверей отверзение» — икос IV).
Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания
И сны бегут, и правда обнажилась.
Простая перекладина креста.
Последний знак последнего листа, —
И книга жизни в вечности закрылась.
(мать Мария (Скобцова))
Отрок-Царь в багряно-золотом гиматии, с патрицианским клавом на белом, словно снег (Мк.9:3), хитоне, восседает как Судия.
В шуйце, левой руке Отрока, свиток, с которого будут скоро сняты все печати. Отрок взирает на землю, на которой стоит Церковь Его.
«Се, вся земля населена есть и молчит» (Зах.1:11)
Свиток перевязан четырехкратно, ибо в четырех концах вселенной, земли обитаемой и населенной, проповедано было Евангелие Сына Божия.
Черты складок опоясания, прилегающие к шуйце Судии и Отрока, Сына Божия, образуют фигуру серпа. Настал День Господень, День последней жатвы… Господин жатвы (Мф. 9:38) взирает на землю.
«И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь». (Зах.5:1) – пишет один из последних пророков Израиля, Захария, писавший о суде Бога над Израилем и народами.
Жатва Его – конец века (Мф.13:39), конец земного и погруженного в тление мира, который тает от лица Божия, от лица Христа, ибо «светлый огнь» Его Божества, пронизывающего Плоть Его человеческую, сияет новой зарей над уставшим и дряхлым миром.
И гиматий Сына Человеческого, Сына Мариина, горит божественным золотом, через которое проступает алый цвет Его крови — светлым Божества огнем и нас озари! (Ирмос 7-ой песни воскресного канона, 3-го гласа)
Гора Божия, воплощенная в образе стройной, возвышающейся фигуры Богоматери – библейский символ Церкви Божией, которая, по слову пророка Исайи, откроет свет Эммануила всем народам земли.
“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2)
Образ Исайи раскрывается в иконе дважды – и в самом образе Богоматери, держащей Сына Божия, пришедшего на Сион, Свою святую гору, и в образе храма Божия, что стоит на скале Духа.
Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой.
Пророк Захария, говоривший в своей книге о многочисленных видениях, явленных ему во время строительства Второго Храма, во время возвращения ветхозаветной Церкви из Вавилонского плена, произносит и слова, повторенные Иисусом Христом во тьме Гефсиманской ночи, и слова которыми Евангелисты будут описывать Страсти Христовы:
«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах.11:12); «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7); «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); И будет в тот день: не станет света, светила удалятся (Зах.14:6).
Все эти пророчества принято было относить ко Дню Господню, Дню Суда и торжества Бога.
Ветхозаветная церковь готовилась к Дню Господню, чтобы достойно, как казалось в то время верующим, встретить его. Строгость поста, исполнение предписаний Закона…
И на этом фоне звучит обличение пророка:
«И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?… производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах.7:6;9-10).
Да, так и будет судить людей Христос –
«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).
Митрополит Антоний Сурожский говорил в одной из своих проповедей, посвященной этим словам Христа:
«Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе — подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни — что вы сделали: пожалели или нет?»
Он – Благой Судия, Он – Пастырь, пришедший к нищим духом, а не к «исполнившим все заповеди» праведникам:
«И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах.11:7).
Они разделят с Ним Его Крест, а не попытаются купить у Него Царствие своими «праведными» делами. И они узнают Его, коснувшись ран от гвоздей на руках Его…
«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах. 13:9)
Неслучайно скала с увенчанной крестом церковью в руке Богоматери напоминает еще и преломленный хлеб – ибо в Таинстве Евхаристии приходит к замершей в молчании земле Сын Божий.
Да молчит вся земля пред лицем Его (Авв.2:20)
В Великую Субботу гимн повторяет эти слова пророка, показывая их новую, безграничную глубину:
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.
(Да умолкнет всякая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы заклаться и дать Себя в пищу верным).
Христос благословляет Церковь на скале Духа, благословляет Хлеб, который Сам приносит, как Иерей, в этой Церкви.
И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах.14:4)
Гора тучная, гора, на которую сошел дождь – яркий образ псалма 67-го (ст.16-17).
Свт. Афанасий Великий говорил об этом псалме:
«В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь»
В некоторых изводах иконы в складках риз Младенца угадываются очертания чаши, из которой, от чрева Его, струями золотого гиматия текут потоки живой воды, обещанной Христом в Евангелии (Ин.7:38).
«И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах.14:8)
Христос обновляет тех, кто ждал Его, кто рад Ему, кто сострадал Ему – обновляет возлюбленных Своих и мир Свой.
И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14:9
Отрок делает шаг – Он грядет.
«Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8)
«Христос грядет! Маранафа!» – это возглас ранних христиан запечатлен в словах Откровения Иоанна Богослова, и полон пасхальной радости. Наш Бог идет переплавить мир – и нам уже знакома заря новой жизни, познанной нами в преломлении Его Хлеба.
И прекрасные слова пасхальной службы, взятые из 67-го псалма, где речь идет о Божией Горе – плодоносной, напоенной дождем Духа Горе Тучной, скоро будут воспеты нами, встречающими Воскресшего из гроба:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (67:1)
Гора нерукосечная икона о чем молятся
Сим победиши † Православие запись закреплена
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ»
Древнейшим изображением Богородицы «Гора Нерукосечная» является икона из Соловецкого монастыря (до 1549 года). На иконе Богоматерь изображена на троне с высокой спинкой. Богомладенец сидит на левой руке Девы, чуть повернувшись к Ней, и не благословляет, а простирает руку вперёд, как бы обращаясь к предстоящим. Название иконы связано с пророческим образом Богоматери (гора) из сна царя Навуходоносора об истукане (Дан. 2:27–45). Поэтому на груди Богоматери изображается гора. Есть на иконе и другие символы, указывающие на различные ветхозаветные прообразы Богоматери. Но вся эта богатая символика отражает не столько библейский текст, сколько его использование в богослужении Церкви (в первую очередь, в Акафисте Божией Матери) для прославления Пресвятой Богородицы.
Так, на груди Девы, кроме горы, изображена радуга, а в Её руке – лестница («Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте, переводяй сущих от земли на небо»). На подлокотниках трона светильники, намекающие на то, что Божия Матерь есть «светоприимная свеща, сущим во тьме явльщаяся». Необычная алая риза Богоматери характеризует Её как «огненный столп», «всесветлый облак» и «свещу». Струящийся орнамент ризы говорит, что Богородица есть «животворный источник». Аллегорические изображения ветров на челе и плечах также уподобляют Её «всесветлому облаку». Сам трон есть указание на Деву – престол Небесного Царя («Радуйся, яко еси царево седалище»). У его подножия произрастают разнообразные растения, которые создают образ рая и тучной нивы, что соотносится со стихами «Акафиста», где Богородица воспевается как «одушевлённый рай», «нива, растящая многоплодие» и «цвете неувядаемый». В дальнейшем иконы Богоматери «Гора Нерукосечная» получили широкое распространение в русской иконописи.
Гора Нерукосечная
«Гора Нерукосечная» («Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный») — символическое изображение Богородицы.
Содержание
Происхождение
Изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании Даниилом сна царя Навуходоносора:
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Этот рассказ в христианском богословии стал пониматься как пророческое указание на Боговоплощение: гора — Богородица, а камень, оторвавшийся от неё — Иисус Христос. Отдельные символические изображения на иконе заимствованы из других ветхозаветных сюжетов, истолкованных богословами, а также под влиянием акафиста Богородице и возникших под его влиянием различных гимнографических текстов. ИконографияИконография Богородицы Горы Нерукосечной основана на тронном образе Одигитрии с Богомладенцем на левой руке. Мафорий Богородицы украшают символические изображения горы, радуги и лествицы. Все известные образы Горы Нерукосечной являются оригинальными работами, содержащими различные символические элементы, а их композиция перерабатывалась мастерами в целях подчеркнуть те или иные смысловые акценты. Композицию иногда сопровождают тексты, от которых икона получила своё наименование: Соловецкая иконаДревнейшим изображение Богородицы Горы Нерукосечной является икона икона из Соловецкого монастыря, хранящаяся в собрании музея-заповедника «Коломенское». Её традиционно датируют 50-60-ми годами XVI века, а написание связывают с богословскими идеями и художественными поисками периода митрополита Макария. Существуют и альтернативные датировки иконы, так в монастырской описи 1514 года упоминается образ «Одигитрии Облачной» (на соловецкой иконе Горы Нерукосечной мафорий украшен сложным волнообразным рисунком, трактуемым как облачный мотив). Кроме орнамента мафория особенностями соловецкой иконы являются помещённые на челе и плечах Богородицы 3 лика от которых исходят золотые лучи (их понимают как замену традиционных звёзд, которыми символизируют девство Марии; аналогичные диски-лики известны по иконографии Богоматери Аравийской и Неопалимой купины). Позем на иконе представлен в виде травяного орнамента, изображающего рай. Растительным орнаментом украшен и трон Богородицы, а на его подлокотники помещены два горящих светильника. Списком соловецкой иконы Богородицы Горы Нерукосечной (за исключением трав) является икона середины XVI века из А. С. Уварова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Развитие иконографииС середины XVI века иконография Горы Нерукосечной усложняется. На ней начинают изображать ангела с орудиями Страстей (обязательный элемент иконографии для второй половины XVI — середины XVII веков, возник под влиянием Страстной иконы). На четырёх строгановских иконах конца XVI — начала XVII веков к трём изначальным символам Богородицы (гора, радуга, лествица) добавляются руно и неопалимая купина, а мафорий изображён без облачного орнамента. Другим дополнительным элементом иконографии на строгоновских иконах является изображение Ветхого денми из уст которого на Богородицу в виде голубя нисходит Святой Дух, подчёркивающий непорочность Девы Марии (эта композиция возникла под влиянием «Устюжского Благовещения»). В конце XVI века к символическим атрибутам Горы Нерукосечной добавляется, заимствованные с Неопалимой Купины, изображения Царя-Христа в стенах града, древа и запечатанного источника. В XVII—XVIII веках композицию дополнили изображения облаков (образуют над Богородицей подобие арки), солнца и луны. На некоторых иконах появляются архангелы Михаил и Гавриил, предстоящие Богородице. С XVII века начинает доминировать поясное изображение Богородицы Горы Нерукосечной. Наиболее часто в этой композиции изображали только главные символические атрибуты — гору, радугу и лествицу. Мафорий изображали облачным, на челе Богородицы помещали изображение солнца, а на правом плече — луны. Более поздние иконы, как правило, повторяют иконографию, сложившуюся в XVII веке.
|