горе без ума в старости 6 букв

ГОРЕ БЕЗ УМА

Приблизительное время чтения: 9 мин.

И его так просто взять голыми руками,

Скоро их повыведут всех до одного.Булат Окуджава

горе без ума в старости 6 буквКак мы привыкли читать и чтить грибоедовскую фразу насчет горя от ума! И умудренно кивать при этом, де-мол вестимо, ум до добра не доводит, одно горе от него. И мало кто помнит (хотя это и проходили в школе), что по первоначальному замыслу автора пьеса называлась «Горе уму».

Ну, ладно, а что же без ума? — а без ума такое горе, что мы вот в нем живем и маемся.

Нельзя сказать, что с этого Грибоедова всё и повелось, но во всяком случае с тех пор ничего не изменилось. Уму действительно горе. И нет более уничтожающего обличения, нежели злобно шипящее «Ишь, умный какой!».

Но когда раздаются и пишутся бесчисленные жалобы, сетования, стенания, ламентации, вопли и пени на мировой заговор и таковое же правительство, на злокозненность руководителей, занявших все ступеньки властной вертикали и т. д., так что жить невозможно, то практически всегда напрашивается «умный» вопрос: «А о чем Вы думали, когда. », например, с энтузиазмом участвовали в строительстве бесчисленных пирамид, вроде как бы и забыв о том, что деньги из воздуха происходят только на сеансах черной магии, да и то за этим следует полное ее разоблачение, сопровождаемое исчезновением денег?

Да и не только денежные, а и любые вопросы семейного, воспитательного, медицинского и тому подобного характера имеют тенденцию — горе нам! горе! — решаться практически без включения ума. Логика, мягко говоря, странная: «так принято/так не принято», «так все делают/так никто не делает». просто мантры какие-то.

Замечательно то, что невежество (пардон! пардон!) прочно занимает престол добродетели как в нецерковных (и даже в антицерковных) кругах, так и в кругах церковных.

На слуху советский стих (вот не вспомнила сразу, чей, уж больно часто цитируется; посмотрела — ан Маяковский): Мы диалектику учили не по Гегелю. Произносится с гордостью. А спрашивается, чем тут гордиться, если уж Гегель многими считается основоположником диалектики? По кому еще учить? или лучше совсем не? Вот один очень авторитетный духовный писатель считает, что лучше совсем не, потому что от Гегеля-де вся порча пошла. А то, что очень вдумчивые и образованные православные мыслители считают, что образцом диалектики служат творения великих Каппадокийцев и в первую очередь — святителя Василия, нас не касается. Больно умные мыслители-то, лучше от них подальше.

Тогда чему же удивляться, что про Христа мы знаем позорно мало, а как только разнесется весть про злоумышленников со штрих-кодами и чипами, так она до всех донесется. Потому и доносится, что для ее усвоения требуется как можно меньше знаний, как можно меньше рассуждений, как можно больше панической языческой подозрительности и горячей веры. в то, что от учения всё зло.

. Надоели поучительные рассуждения ужасно! Хочется просто перебирать случаи, когда простое размышление помогло бы не делать глупостей. И не только глупостей.

А при этом размышлять нужно учиться самостоятельно.

«Я пастернака не читал. »

К великому нашему стыду, мы прославились этой мощной, чеканной фразой. И даже нельзя сказать, что ее внедряли в нас темные бабки. Я очень хорошо помню, что с нами беседу о вредоносности Пастернака вообще и «Доктора Живаго» в частности и особенности проводила учительница литературы. Вещала с большим пафосом, но довольно беспредметно, то есть сама явно не читала. И велика была ее ярость, когда просто неглупая девочка из довольно обыкновенной семьи спросила, о чем хоть книжка и где бы ее прочесть. Раздалось много крика. Девочка переждала и повторила свой вопрос. Крика стало еще больше. На третий раз у дамы не выдержали нервы, и она совсем уж страшно заорала: «Вам что, мало того, что я это говорю?» — «Мало», — честно сказала девочка, но разговор прекратила.

Через пару лет, уже будучи студенткой, я книжку-таки прочла и несколько удивилась, с чего сыр-бор. Еще через несколько лет, по окончании оттепели, за ее чтение уже давали срок. А когда я перечитала ее в совсем взрослом состоянии, я смогла в полной мере оценить, насколько правильно сам автор описал ее содержание:

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Так проводилась отрицательная селекция. И во множестве других случаев тоже.

И совершенно нормальным считалось, если на политических процессах свидетели обвинения говорили, что ничего не видели, но в газетах про­чли оценку данного события и с ней согласны. То, что это в первую очередь просто глупо, а уже во вторую — все остальное, в голову не приходило.

Как-то увольняли по распоряжению «свыше» ученого «со взглядами». Тогда таких называли инакомыслящими, хотя одна остроумная женщина сказала, что уместнее было бы говорить о просто мыслящих. Некоторые пытались урезонить активистов, говоря: «Да что ж вы делаете, ведь это ученый с мировым именем, его за границей печатают». И следовал ответ: «А-а-а, значит он на них работает!». Уволили. Уехал. Остались в гордом одиночестве. А позже, во времена свободы и свободной экономики, они же приняли остроумное решение: для экономии увольнять тех, кого приглашают на зарубежные конференции, потому что они и так прокормятся. А славу советс. пардон, российской науки пусть составляют те, кого не приглашают. Согласитесь, что решение близко к гениальности.

Судья, которая судила Бродского и при этом в глаза глумилась над людьми, которые свидетельствовали в его пользу, а заодно были гордостью русской культуры, позднее, когда коммунистическая идеология уже рухнула, а Бродский был всемирно прославлен, утверждала, что она была права и судила правильно.

А вот Софокл, а за ним и римляне говорили, что кого боги хотят погубить — лишают разума.

«Зачем нам английский язык?!»

Жила-была бедная образованная девушка. Она закончила аспирантуру и защитила диссертацию по очень редкому германскому языку; в общем-то из множества германистов только она в нем и знала толк. После защиты. правильно, выяснилось, что никому она не нужна вместе с ее раритетными знаниями. С трудом устроилась преподавать английский в одной из школ КГБ. И то на каждом педсовете грозно ставился вопрос: зачем нам английский язык? Нам нужны идеологические дисциплины и строевая подготовка. А когда кое-кто несмело говорил, что хотя бы пограничные службы должны же разбираться, какую литературу к нам ввозят, им веско возражали: мы должны так воспитывать своих слушателей, чтобы они по внешнему виду литературы понимали ее идейное содержание. Чему весьма способствует, как известно с грибоедовских времен, именно строевая подготовка:

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам,

Он в три шеренги вас построит,

А пикнете, так мигом успокоит.

И ведь не в Вольтере счастье; — кому он теперь, собственно говоря, нужен? — счастье в отсутствии фельдфебеля. В самом деле, был тут один ефрейтор, так на всю Европу хватило, и даже с избытком.

. Да и Тарас Бульба утверждал, что латинцы были дурни, потому что русского языка не знали, в то время как все Апостолы и святые угодники говорили по-русски.

Чтоб не очень расстраиваться, расскажу историю скорее юмористическую, хотя с оттенком глупости. Была у меня в университете подруга Вика Мочос. Фамилия греческая, по мужу, а девичья ее фамилия была Бодуэн. Это по-советски, а полностью — Бодуэн де Куртенэ. Была она косвенной потомицей великого лингвиста, за которого, как за Гомера — семь городов, сражались три народа и звали его соответственно Иваном Александровичем, Жаном и Яном. Он же — потомок крестоносцев и конкретно — короля Иерусалимского Бодуэна. И закончила она аспирантуру по древнегреческому глаголу у нас в Институте языкознания. Пришла пора сдавать кандидатский экзамен по языку. Если вдуматься, глупость страшенная, потому что достаточно посмотреть библиографию диссертации и раздел «Обзор литературы», чтобы все понять. Но нет, сдавали. Причем для лингвистов были кроме первого (естественного) ограничения — это не может быть родной язык — еще два: это не может быть язык, изучавшийся в вузе, и не может быть язык, которому посвящено исследование.

И вот выбирается язык для аспирантки Виктории Мочос-Бодуэн. Английский нельзя, она его в университете учила. И начинается антиутопия:

— Могу сдать французский.

— Нельзя, это Ваш родной язык (по двоюродному дедушке, стало быть).

— Не можете, это тоже Ваш родной язык (по нему же).

Попробовала было заикнуться, что Бодуэн де Куртенэ яростно провозглашается русским ученым, но на нее только нехорошо посмотрели.

— Могу новогреческий; диссертация же у меня о древнегреческом, а это разные языки.

— А вот не можете, потому что, во-первых, мало ли что считается, мы в этих греческих хитростях не сведущи, а во-вторых, это тоже Ваш родной язык, по мужу.

Взвыла бедная Вика и договорились мы с ней, что я ее за пару недель обучу немецкому. Его-то она и сдала.

горе без ума в старости 6 букв

Страна лентяев. Питер Брейгель Старший. 1567

Русский школьник и звездное небо

И ведь не в огульном отрицании образования дело, а в виртуозной подмене известно чего неизвестно чем.

Вот в «Братьях Карамазовых» скептически цитируется высказывание немца:

«Дайте вы русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до этих пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам ее исправленною». Высказывание встречается восторженными воплями насчет того, что да, мы такие, и это здорово, и не чета всяким там колбасникам.

Здесь мы на ином уровне художественности вновь сталкиваемся с призывом учить диалектику не по Гегелю, то есть в конце концов совсем ее не учить, и астрономию учить не по астрономическому атласу, а по интуиции, что опять-таки означает не учить ее вовсе. Но считать себя знающим. На этом фантасмагорическом фоне известный тезис известного Митрофанушки насчет того, что география не нужна, коль скоро есть извозчики, покажется трезвейшей прагматикой.

И все на нем сойдет: мичуринская биология, загубившая дивные яблоневые сады России, потому что старые сорта были поспешно заменены нестойкими гибридами, всесильное учение Лысенко (и действительно всесильное — кучу людей загубило), презрение к лженауке кибернетике. еще нужно?

И «наш» Фоменко может нести все, что захочет, потому что внимают ему «наши» люди со средним и высшим техническим образованием, которые историю проходили в школе, по «нашим» учебникам, составленным «нашими» историками. Которые волосы на себе рвут, но вовсе не согласны правдиво и смиренно ответить на тот самый вопрос: «А о чем вы думали, когда. ». О чем-то.

Ну что ж, давайте свободное время, образующееся благодаря неучению, посвятим жалобам на всемирное коварство, из-за которого мы, будучи некогда богатейшей страной, преисполненной талантами, превращаемся в источник сырья, откуда бегут почти все, кто только может.

. Да, глупость не входит в число семи смертных грехов. Но ведь мы же и не признаем, что их число ограничивается семеркой. Да и католики, пооглядевшись в современном мире, стали это число деловито расширять. Но пора нам перестать сомневаться в том, что глупость — грех, самый настоящий:

грех перед Богом, потому что являет собой глумление над Его драгоценным даром — разумом и иллюстрирует зарывание таланта;

грех перед ближними, потому что очень уж тяжко иметь дело с глупыми людьми, и недаром сказано сатириком про край непуганых идиотов;

грех перед самим собой — и не в последнюю очередь потому что «обещает» мучительную старость, тонущую в мрачных ощущениях непонимания вокруг и непонятного ужаса впереди.

А множество поговорок о том, что дуракам счастье и меньше знаешь — крепче спишь — безусловно от лукавого. Иногда невредно не только некрепко спать, а даже вовсе просыпаться.

Как проснулся некогда среди ночи Блез Паскаль, ощутивший въяве, что Бог — это Радость.

Илл.: Корабль дураков. Иероним Босх. 1495—1500

В продолжение темы читайте:

— Алексей ОСИПОВ. «БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ НЕТ ДОБРОДЕТЕЛИ»

Источник

Мы живем без всякого ума?

горе без ума в старости 6 букв горе без ума в старости 6 букв

Молчалины торжествуют по-прежнему

В Архангельске 59-летнего мужчину обвинили в пропаганде нацизма. Он опубликовал на своей странице во «ВКонтакте» хрестоматийное фото Парада Победы 1945 года, на котором советские солдаты держат опущенные немецкие знамена. Как вам такое обвинение? Скажите, это не безумие?

Марк Розовский: Это не безумие. Это очередная катастрофа по причине безмозглости. А ведь поблизости родина Ломоносова!

Дурака понять невозможно

Мы так и не вырулили к лучшей жизни

Вы можете назвать явственные признаки безумия, характерные именно для нашего времени, нашего государства, нашего общества? Чем, например, безумие 70-х годов или 90-х отличается от нынешнего?

горе без ума в старости 6 букв

горе без ума в старости 6 букв

Вы включили в спектакль фрагменты из переписки Пушкина с Чаадаевым, а именно их размышления о России, о Востоке и Западе, о европейском или азиатском путях развития нашей страны. Как это все соотносится с темой безумия?

Сегодня отсутствие ума (да и совести) частенько приветствуется

Чем в прежние времена компенсировалось отсутствие ума? Чем оно компенсируется сегодня?

Марк Розовский: Раньше отсутствие ума было позором. Сегодня отсутствие ума (да и совести) частенько приветствуется.

На ваш взгляд, почему дурная голова ногам покоя не дает? Почему дураки так активны? Чего им неймется? Почему жажда деятельности обуревает их сильнее, чем умных людей?

горе без ума в старости 6 букв

горе без ума в старости 6 букв

Что такое коллективное безумие? Чем оно явлено сегодня в России? Чем оно явлено в мире?

Марк Розовский: Вот как раз этим «бесовством» и явлено. Потеря честных мотиваций и ориентиров, где зло и где добро, ведет ко всеобщему оглуплению, массовому скотству, привычке состоять в постоянной пустоте. Что-то слишком много дури скапливается в нашей жизни в последнее время. Может, оттого, что нам пудрят мозги?

Нельзя построить рай в аду

Безумие заразительно? Оно может приобретать характер эпидемии? Не породила ли такую эпидемию наша нынешняя телепропаганда?

Безумие обладает магией, завораживающей силой?

горе без ума в старости 6 букв

горе без ума в старости 6 букв

Мы заложники нашего безумного времени?

горе без ума в старости 6 букв

Источник

Горе без ума

горе без ума в старости 6 букв

Есть хорошая украинская пословица «Чому бідні – бо дурні, чому дурні – бо бідні». Она как нельзя лучше характеризует состояние сегодняшнего украинского общества.

Галичане радуются тому, что их дети разучились говорить по-русски и потеряли целый пласт мировой культуры. Самое печальное состоит в том, что русский они забыли, но и мову не выучили. Все больше растет число функционально безграмотных детей. То есть буквы и цифры они знают, способны сосчитать сдачу и прочитать несколько предложений, но понять их смысл, если он касается чего-то более серьезного, чем реклама нового сорта пива, не могут. Они не способны осилить сложные тексты, мышление приобрело клиповый характер, когда ни одна мысль не задерживается в голове дольше, чем на несколько секунд, да и мысли все касаются в основном физиологических потребностей. Впрочем, винить в этом «детей незалежности» неправильно. Во всем виноваты взрослые. Это взрослые дядьки и тетки позарились в 1991 году на капиталистическое изобилие, не понимая того, что развитые западные страны существуют за счет эксплуатации стран третьего мира. Сегодня Украина скатилась на самое дно и вошла в их число. Запад избавился от конкуренции, заставив наши правительства, независимо от их партийного цвета, уничтожить практически всю легкую промышленность, точное машиностроение, угробить сельское хозяйство и стать полностью зависимыми от импортных товаров.

Панове, схаменіться. Вы на себя посмотрите, ну какие вы европейцы. Да на вас крупными буквами написано – РАГУЛИ. После избрания «Свободы» в Верховную Раду путь в Евросоюз нам прочно закрыт на долгие годы. Больше чем вы для того, чтобы Украина никогда не попала в Евросоюз, не сделал никто. Ну еще ваши подельники «братчики», повесившие Деда Мороза и Снегурочку на пролете моста накануне Нового года. Этот маразм достойно оценили во всем мире. Таких «эуропеидов» теперь даже канавы копать будут принимать на Западе с опаской. А ваши бандерошухевичи. Ну неужели люди, имеющие хоть каплю разума могут поверить в то, что поляки и словаки, которых бандеровцы и украинские вояки из Ваффен-СС массово уничтожали во время Великой Отечественной войны, примут вас с распростертыми объятиями. Вам об этом прямым текстом говорят. Вы же попробовали как-то сунуться со своим Бандерой в Польшу, провести велопробег. Посидели на границе, покричали «Ганьба», что вас туда никто не пускает, и разбежались по схронам. А марши в честь дивизии СС «Галиция», это для европейцев вообще абсолютно неприемлемо. Там за меньшее правонарушение в тюрьмы сажают.

А ваш антисемитизм? Это в Эуропе вообще вызывает шок. А вы туда с фашистскими маршами. Так шо, панове, не смешите курей. Куда вам со свиным рылом да в калашный ряд.

И вот что еще интересно. Население Галичины, которая больше всего мутит воду и устраивает провокации, составляет приблизительно 8 млн. на 45 млн. населения Украины. Это по официальным данным. Если учесть, что около 7 млн. граждан Украины работают и живут за кордоном, а преимущественно это жители Западной Украины, то получается, что около 2 млн. галицких националистов диктуют свои права 37 млн. нормальных украинцев и русских. К тому же, если взять вклад Галичины в экономику страны, то получается, что вся она дала в 2011 году 6.9%, или 11.3 млрд. грн. от ВНП Украины. Вся промышленность на Галичине уничтожена: ЛАЗ, завод телевизоров «Электрон», Тернопольский комбайновый завод и ХБК, заводы радиоэлектроники «Сатурн» и «Орион» и тысячи других предприятий. Регион вернулся к состоянию 30-х годов прошлого века, когда крупнейшим предприятием Галичины был львовский пивзавод. Живут галичане только за счет того, что треть населения работает за границей и шлет сюда переводы. Оставшиеся на Украине продают друг другу китайские трусы и торгуют пивом. Дети просаживают присланные родителями доллары и евро в кабаках, а в промежутках между пьянками ходят на нацистские сборища. И эти люди хотят нас затащить в качестве холуев в Эуропу.

Удивляет другое, когда о своем стремлении в Европу твердят вполне зрелые люди, получившие качественное образование и ранее умевшие логически мыслить. За 21 год им так промыли мозги, что они не видят элементарного. Европа неоднородна. Есть несколько стран старой Европы, которые живут довольно неплохо – Германия, Австрия, Великобритания, Франция. Есть мировой банк – Швейцария. Есть Южная Европа – Италия, Испания, Португалия, Греция – страны, в которых существует множество проблем, огромный внешний долг перед МВФ и другими государствами, безработица, экологические беды. Есть Восточная Европа, которая, по сути, является поставщиком рабочей силы для более развитых стран.

Так в какую Европу вы собираетесь вступать? Чего нам не хватает, кроме ума, чтобы жить не хуже, а лучше чем в Европе? У нас был мощный экономический потенциал, одна из самых сильных европейских армий, у нас и сегодня 25% мировых черноземов, а мы побираемся и покупаем в Евросоюзе отбросы с ГМО, которые там не едят даже бомжи.

Между прочим, к сведению доморощенных нацистов из «Свободы» и их сторонников, борющихся за чистоту нации: в Европе сейчас арабов, африканцев и азиатов больше, чем европейцев. Называется мультикультурализм. В Берлине 40% турок, в Париже более 40% арабов-мусульман, то же самое и в Лондоне, и в других развитых странах.

А теперь о нашей продукции. Кому она нужна в Европе? Мы все равно кроме сырья практически ничего сегодня не производим. На металл спрос резко снизился, наши металлургические заводы простаивают, рабочих сокращают. То же самое и с химической промышленностью. Фирташ уже закрывает цеха на своих химзаводах, массово увольняет рабочих и техперсонал.

Вот и думайте теперь, какая евроинтеграция светит Украине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *