горицы монастырь ивановская область
Успенский Дуниловский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Свято-Успенский монастырь в Дунилово основан основан в конце 17 века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии.
На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова (в старину Дубнилова) была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725 году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря.
В 1764 году, при Екатерине I, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В начале 19 века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819 году, а зимний Покровский в 1848 г.
В Успенском храме было три престола: В честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской.
Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объемацеркви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами. После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад.
В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева.
В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день, возрастает число насельниц обители.
При монастыре действует гимназия-пансион для девочек из неблагополучных семей.
Гимназия расположена на территории обители. Детский комплекс включает в себя два двухэтажных учебных корпуса и один жилой.
По окончании гимназии воспитанницы продолжают свою учебу в Шуйском государственном педагогическом университете.
Также при обители действует Воскресная учебно-воспитательная группа, деятельность которой направлена на духовно-нравственное воспитание и обучение детей религии.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь равноапостольной княгини Ольги
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Часовня иконы Божией матери «Живоносный источник» с купальнями
8 храмов на два села
Дунилово и Горицы Ивановской области
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Но в этот раз мы отправимся в села Дунилово и Горицы. Село Дунилово расположено в 15 километрах к северу от Шуи на живописном берегу реки Тезы. Вместе с расположенным на противоположном берегу селом Горицы они составляют уникальный ансамбль. Здесь, на небольшой территории, история сохранила для нас восемь (!) храмов, один монастырь и одну часовню.
Дунилово – село старинное. Возникло на месте пересечения древних торговых путей на берегу некогда судоходной Тезы. Столь удобное географическое положение способствовало расцвету села. Первое упоминание о селе мы находим в 1535 году в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого-Шуйского, потомка древнего рода Суздальских князей. Уже тогда это было торговое село с большим количеством церквей. К великому сожалению, храмы эти почти все были деревянными и до наших дней не сохранились.
В 1697 году Федор Лопухин, попавший в немилость к Петру Первому, был выслан воеводой в Тотьму, и монастырь, потерявший своего покровителя, стал быстро приходить в запустение и в 1724 году был первый раз упразднен по причине «малообеспеченности». Последующие годы были не самыми благополучными в истории монастыря, а потом он и вовсе был закрыт указом Екатерины Великой. Вскоре деревянные постройки монастыря сгорели…
Новая жизнь монастыря начинается только в XIX веке. На средства московской купчихи Евфимии Каретниковой и почетной гражданки города Шуи Марии Ивановны Посылиной в обители строятся каменные церкви. В 1819 году построена летняя церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Всемилостивого Спаса и Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1848 году закончено строительство зимнего Покровского храма. Главной святыней обители была чудотворная икона Божией Матери Смоленская. К концу столетия в обители были построены богадельня для стариков и школа, в которой обучались крестьянские дети.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
В 1941 году все церкви сел Дунилово и Горицы были закрыты «по требованию масс населения». В бывшем монастыре разместился психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенская церковь использовалась под склад.
18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Началось возрождение обители.
С моста через Тезу открывается, пожалуй, лучший вид на Дунилово и Горицы. Горят в лучах закатного солнца купола бывшего Благовещенского монастыря. Благовещенский монастырь – самый древний на дуниловской земле. Точная дата его постройки неизвестна, лишь закладная доска, находящаяся в стене Благовещенского храма, свидетельствует, что освящен он был в 1675 году.
Храмы Благовещенского монастыря
Второй храм обители, Казанский, построен был в 1888 году. Боярин Федор Лопухин также приложил руку к благоукрашению монастыря – его стараниями построена была высокая шатровая колокольня и надстроен еще один ярус Благовещенской церкви. Существует предположение, что царица Евдокия, жена Петра Первого выделяла средства на постройку иконостаса Благовещенского храма.
Дунилово. Храмы Благовещенского монастыря
Дунилово – старинное купеческое село. Два раза в году – весной и осенью шумели здесь ярмарки. Там, где некогда была торговая площадь, стоит ныне Крестовоздвиженский храм, построенный в 20-х годах девятнадцатого столетия купеческим родом Балиных на месте маленькой часовенки. Часовня эта построена была в память об избавлении от «морового поветрия» в 1654 году. Легенда гласит, что в древние времена стоял на этом самом месте славянский идол – Дубнило, которому поклонялись славяне-язычники. Эта же легенда гласит, что название села как раз и произошло от имени этого языческого бога, просто с течением времени лишняя буква «выпала» из названия, так и появилось Дунилово.
Дунилово. Крестовоздвиженский храм
В советское время храм использовался под склад зерна и очень быстро пришел в запустение и обветшал. В 1996 году начались ремонтно-восстановительные работы, а в 1998 году на праздник Крестовоздвиженья храм уже стоял под новым куполом, увенчанный крестами и была отслужена первая Литургия. Сейчас в нем регулярно проводятся богослужения по праздникам и выходным дням.
Часовня святителя Николая Чудотворца связана с периодом Смутного времени. Год 1608. Армия Лжедмитрия II стоит под Москвой. Царь Василий Шуйский терпит одно поражение за другим. Все больше и больше воевод и бояр занимают сторону самозванца. Власть Лжедмитрия признали жители Александровой слободы и Юрьева-Польского, вслед за ними на сторону самозванца перешли Суздаль, Иваново, Шуя. Важным центром патриотического движения в это непростое время стала Кинешма и другие города Поволжья. Именно здесь сформировались первые дружины ополчения, давшие отпор армии самозванца. 11 февраля 1609 года в Дунилове произошло сражение между отрядом кинешемских ополченцев и войском суздальского воеводы Федора Плещеева, присягнувшего Лжедмитрию. В результате сражения войско предателя было разбито, а сам он с остатками своего войска спешно бежал в Суздаль. В память о тех драматических событиях в 1709 году и была построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. В наше время часовня была отреставрирована и передана Успенскому монастырю.
Дунилово. Покровская церковь
Покровская церковь, расположенная напротив Никольской часовни, построена в 1704 году на средства все того же Федора Лопухина на месте обветшавшей деревянной церкви. Рядом стоит небольшая летняя церковь Всех Святых, составляющая с Покровской единый ансамбль, некогда огороженный каменной оградой с башенками и бывший бесспорным украшением села. Ныне и Покровская и Всехсвятская церковь пребывают в плачевном состоянии. Практически полностью разрушены ограда и башенки, храмы стоят без дверей, без окон. На стенах с трудом просматриваются остатки фресок. Необычно смотрятся побеленные купола Покровской церкви, как бы указывающие на то, что здесь начиналась когда-то реставрация, но на дальнейшее, видимо, не хватило уже средств.
Немного в стороне от остальных храмов, на сельском кладбище стоит еще один храм – Преображения Господня, построенный в 1832 году, гораздо реже посещаемый паломниками. Это один из немногих храмов, которому повезло быть восстановленным, и сейчас в нем регулярно совершаются богослужения.
Дунилово. Храм Преображения Господня
Ну а мы переходим по мосту через Тезу и попадаем в село ГорИцы. Именно так, с ударением на втором слоге называют свое село местные жители. Село Горицы известно с середины XVI века как вотчина последних потомков князей Горбатых, бывших удельных князей Суздальских. С давних времен село было соперником расположенному на противоположном берегу Дунилову. Так же как и в Дунилове, здесь проживали богатые купеческие семьи, ежегодно на Рождество Богородицы проводилась своя ярмарка, а село было богато храмами.
Горицы. Храм Вознесения Господня
В Горицах мы видим две церкви – летнюю, Рождества Богородицы, и зимнюю, Вознесенскую. Церковь Рождества Богородицы упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году, но, несомненно, ее основание относится к более древнему времени. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1624 г. помещики братья Коробьины поставили новую деревянную церковь на месте старой, построенной в 1535 году. Каменная церковь была возведена в 1760 году «усердием богатых крестьян Цыгановых и Холщевниковых, с приложением утвари и колоколов». В церкви имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Переяславского Горицкого монастыря.
Горицы. Храм Рождества Богородицы
Церковь несет на себе следы реставрации. Поговаривают, будто бы деньги на ее восстановление выделяла Лидия Федосеева-Шукшина, но по каким-то причинам закончить реставрацию не удалось.
В 1800 году на средства прихожан села Горицы была поставлена зимняя церковь Вознесения, меньших размеров, в скромных формах которой угадываются черты провинциального классицизма. Ныне храмы находятся под попечительством дуниловского Успенского монастыря, сестры которого в меру своих скромных сил стараются как-то поддерживать их от дальнейшего разрушения.
Наше маленькое путешествие подошло к концу. Мы увидели лишь малую часть богатого наследия этих двух купеческих сел. Приезжайте и смотрите своими глазами. Ну а мы продолжим путешествовать с “Фомой”.
Горицы. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
ГОРИЦЫ. Одно из наиболее старых и живописных сел области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому.
Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., когда здесь находился дворец последних потомков суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых. Дворец, по преданию, располагался на высоком мысу берега, отделенном оврагом от центра села. В настоящее время это место, называемое «Поляна», находится за южной околицей современного села. После смерти Горбатых, во 2-й пол. 16 в., Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.
В 1800 г. к югу от нее была поставлена зимняя церковь Вознесения, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма. Территорию комплекса, обращенного восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора. Особенно бурное развитие село переживало в нач. 19 в. В 1817 г. купец Посылин поставил здесь первую в России прядильную фабрику, работавшую на бухарском хлопке. Однако наибольшее распространение получает скорняжный промысел.
Во 2-й пол. 19 столетия, после ряда крупных пожаров радиальная структура планировки постепенно преобразуется и приобретает поквартальные очертания. Главной осью является широкая ул. Центральная, ориентированная по Костромской дороге на торг и Вознесенскую гору с храмовым комплексом. Вдоль этого направления параллельными порядками располагается основная застройка. Направления на Ярославль и Ростов подчиняются более жесткой схеме квартальных членений (как, например, ул. Ярославская, ул. Кохмская).
В 19 в. закладываются новые композиционные узлы планировки. Так, северную окраину села фиксирует квартал с кирпичными зданиями земской управы и домом Кабелькова, где размещалась скорняжная раздаточная контора для приходящих работников; в центре у торга располагается крупная усадьба Парамонова, состоящая из ряда кирпичных сооружений, со своей раздаточной конторой. В то же время основная застройка остается деревянной, с рубленными из бревен избами и крытыми дворами в одну связь. С утратой функционального назначения торговой площади ее северная и южная части стали заполняться поздней застройкой.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 571, 575-579
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 571, 575-579
Село Горицы расположено на правом возвышенном берегу реки Тезы и находится в 17 верстах от уездного города Шуя и в 130 верстах от Владимира. Горицы весьма древнего происхождения. В первой половине XVI cт. село принадлежало князю М.В. Горбатому, как видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 г. В 1553 г. село принадлежало братьям Димитрию и Василию Горбатым, как видно из духовной грамоты царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 г. Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. По смерти князей Горбатых Горицы перешли во владение князя А.И. Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 г. в гор. Буй. Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в госуд. владение. В 1613 г. царь Михаил Федорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сидение». В 1637 г. часть села принадлежала боярину Ан. И. Голицыну, а в 1695 село было дано во владение боярину П.В. Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Около 1700 г. половина Гориц принадлежала стольнику Ан. К. Черкасскому. Последними владельцами села в XIX ст. были гг. Митьков и Богданов.
В 1616 г. в нашествие литовцев село потерпело страшное разорение: хлеб и сено потравили, животину всякую приели, дворы крестьянские пожгли. В 1823 г. 16 сентября село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов, а в 1849 г. село снова выгорело и многие крестьяне приведены были в разорение.
В Горицах две каменные пятиглавые церкви: холодная – Богородицерождественская и теплая – Вознесенская. Богородицерождественская церквь в первый раз упоминается в духовной грамоте князя М.В. Горбатого, писанной в 1535 г. В 1624 г. в селе построена была новая деревянная церковь усердием помещиков окольничего Василия Васильевича и его брата Ивана Коробьиных; освящена в прежнее наименование – Рождества Пресвятой Богородицы. Эта церковь около 1760 г. за ветхостью сломана и вместо нее построена существующая каменная, с таковою же колокольнею, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь приложены были храмоздателями. На колокольне один колокол и доселе слывет под названием «Цыганова». Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Теплая церковь построена в 1800 г. тщанием прихожан. Престолов в ней два: в честь Вознесения Господня и придельный – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Церкви и колокольня обнесены обширной, каменной, с железными решетками оградой, внутри которой находится приходское кладбище.
В холодной церкви имеется древняя, особенно чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, писанная с подлинника, находящегося в Переславском (Залеском) Горицком монастыре, братьями Коробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 г. церковь. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1895 г. и хранится в церкви.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание их получается до 600 руб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Тимофеевки и Бородина в версте от церкви. Домов в приходе 145, душ муж. пола 455 и жен. пола 474 души.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.
Успенский Дуниловский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Село Дунилово, благословенный уголок Шуйской земли, издревле украшали 12 храмов, шесть из которых принадлежали трем монастырям.
История села восходит к XV веку и связана с княжеским родом Горбатых-Шуйских, по кончине которых оно перешло в дворцовое ведомство, откуда в конце XVII века было пожаловано боярину Федору Абрамовичу Лопухину по случаю бракосочетания его дочери Евдокии Федоровны с Царем Петром I. Благочестивый и хозяйственный, Феодор Абрамович много трудов и средств вложил в строительство и украшение храмов и монастырей в своей вотчине.
На северной окраине села Дунилова, в живописной пойме реки Тезы (левого притока р. Клязьмы) Федор Абрамович основал уединенную обитель – Воробьёвскую в честь Всемилостивого Спаса мужскую пустынь. Было замечено, что воды разлива, покрывая прибрежные луга, всегда оставляли сухим один небольшой участок земли. Его и избрал Федор Абрамович. Здесь он построил два деревянных храма: летний в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобномученицы Феодосии. Была устроена деревянная ограда с башнями, келейные корпуса. Святые врата обители украшала икона Всемилостивого Спаса с предстоящими. Немногочисленной братией пустыни управляли отцы игумены. История сохранила имена трёх из них – Иллариона, Никона и Дионисия. Со временем положение обители стало ухудшаться. «Небольшое число пашни и лесных покосов», которым владела Воробьёвская пустынь, оказалось недостаточным для ее содержания. В 30-40-е годы XIX века братия пустыни состояла из отца строителя и трёх монахов, монастырские строения начали ветшать. Во время церковной реформы 1764 года Воробьёвская пустынь была упразднена.
Новая жизнь начинается здесь в середине XIX века. На средства московской купчихи Евфимии Егоровны Каретниковой и Шуйской потомственной почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной отстраиваются каменные церкви: Успенская летняя с колокольней и приделами в честь Нерукотворного образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы и теплая Покровская. Главной святыней прихода стала чудотворная икона Божией Матери Смоленская.
В 30-40-е годы ХХ века все Дуниловские храмы были закрыты. На месте Успенского прихода разместился психоневрологический интернат, действовавший до 1991 года. Чудом Господь сохранил церковные здания от полного разрушения.
Спустя десятилетия по молитвам создателей, благоустроителей, ктиторов, в Бозе почивших и мученически пострадавших священнослужителей этих древних храмов здесь вновь возродилась духовная жизнь.
18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей монастыря была назначена монахиня Ольга (Соколова), возведенная в сан игумении 9 февраля 1992 года в кафедральном Преображенском соборе города Иваново.
Первым начал восстанавливаться Покровский храм. Всё было очень просто и скромно, иконостас представлял собою тканевую завесу с нашитыми на нее бумажными иконами. В конце марта 1991 года, после более чем полувекового перерыва, в храме вновь совершилась Божественная литургия, а весной 1992 года был водружен крест.
Значительную помощь в период становления оказал обители Свято-Николо-Шартомский монастырь. По промыслу Божию нашлись ктиторы и благотворители, которые пришли на помощь монастырю. Начались работы по восстановлению храмов, обустройству жилых корпусов, созданию подсобного хозяйства, удалось приобрести необходимую для обработки земли технику.
Событием особой духовной значимости явилось для возрождающейся обители посещение Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 августа 1993 года. Пребывая в монастыре, Святейший увидел любовь сестёр к святой обители и те огромные труды, которые уже проделаны, и которые ещё предстоят. Патриарх произнес пророческие слова: «Со временем здесь будет жемчужина России». Эти слова укрепляют дух и веру сестёр по сей день.
В 1994 году появилась возможность начать восстановление храма в честь Успения Божией Матери. Первым делом заменили ветхую кровлю и покрыли медью главы. Великим Постом 1995 года на Крестопоклонной седмице на главный храм обители был поднят первый крест. Стоя на коленях, все сёстры со слезами на глазах пели «Господи, помилуй». Первое богослужение в Успенском храме совершилось 28 августа 1997 года, в день престольного праздника.
Постепенно складывался устав внутренней жизни обители, в основание которого были положены молитва и послушание. С первых дней в монастыре читается неусыпаемая Псалтирь. Возносятся молитвы о здравии и спасении православных христиан, почившие поминаются о упокоении. Всякому делу, совершаемому в обители, сопутствует Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Духовная жизнь в монастыре совершается по молитвам и под руководством матушки игумении Ольги. По воскресным и праздничным дням она проводит с сёстрами духовные беседы на Евангельские темы, поясняет учение святых отцов.
В Покровском храме устроен трехъярусный иконостас, написаны иконы, восстановлены фрески. Закончена реставрация Успенского храма: установлены кресты, сооружен пятиярусный иконостас, расписаны стены и своды, отреставрированы приделы в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря построена каменная ограда, украшенная коваными решетками и угловыми башнями. Отремонтирован и расширен келейный корпус, возведены хозяйственные постройки. В монастыре налажено подсобное хозяйство.