горицы церковь рождества пресвятой богородицы
Горицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
. Храм построен в 1762 г, есть надпись об освящении. Храмоздатели – шуйские купцы Цыгановы и Холщевниковы, жившие в Горицах. Чугунный пол отлит в 1819 г. Иконостас четырехъярусный со скипетром и короною. Стены храма расписаны искусною живописью в 1842 г. На стенах перед окнами вверху изображены Великие Князья Владимир, Георгий, Андрей, Глеб, Александр Невский в древних костюмах с коронами. Почти все иконны древнего письма русского. Досточтимые иконы: Рождества Пресвятой Богородицы, икона Пресвятой Богродицы (Чистохинская), привезенная купцом Рижским, проживающим потом в Горицах из города Риги К ним много ходят богомольцев.
В храме хранится бархатная риза, со времен патриархальных. Подарена архиепископом Питиримом, по преданию, уроженцем Гориц Из материалов церковной метрики, передаваемой в археографическую комиссию (составлена 18.08.1887, священником с. Гориц А.Я. Невским, 57 лет).
Церковь Рождества Богородицы является основным сооружением комплекса и важной доминантой в застройке села. В 1-й пол. 19 в. пристроены притворы входов. Один из замечательных памятников Шуйского р-на с традиционной композицией объемов и богатым изразцовым убранством. Принадлежит к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, продолжающих формы владимиро-суздальского зодчества 17 в.
В конхе написан «Царь царем». Свод здесь отделен от стен широким рисованным карнизом, «опирающимся» на четыре коринфские колонны. В трапезной в центре свода изображено «Коронование Богоматери», а в лотках, отделенных по ребрам широкими лентами орнамента, помещены «Притча о десяти девах», «Страшный суд», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление десяти прокаженных».
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 571, 575-579
Горицы. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
ГОРИЦЫ. Одно из наиболее старых и живописных сел области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому.
Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., когда здесь находился дворец последних потомков суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых. Дворец, по преданию, располагался на высоком мысу берега, отделенном оврагом от центра села. В настоящее время это место, называемое «Поляна», находится за южной околицей современного села. После смерти Горбатых, во 2-й пол. 16 в., Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.
В 1800 г. к югу от нее была поставлена зимняя церковь Вознесения, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма. Территорию комплекса, обращенного восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора. Особенно бурное развитие село переживало в нач. 19 в. В 1817 г. купец Посылин поставил здесь первую в России прядильную фабрику, работавшую на бухарском хлопке. Однако наибольшее распространение получает скорняжный промысел.
Во 2-й пол. 19 столетия, после ряда крупных пожаров радиальная структура планировки постепенно преобразуется и приобретает поквартальные очертания. Главной осью является широкая ул. Центральная, ориентированная по Костромской дороге на торг и Вознесенскую гору с храмовым комплексом. Вдоль этого направления параллельными порядками располагается основная застройка. Направления на Ярославль и Ростов подчиняются более жесткой схеме квартальных членений (как, например, ул. Ярославская, ул. Кохмская).
В 19 в. закладываются новые композиционные узлы планировки. Так, северную окраину села фиксирует квартал с кирпичными зданиями земской управы и домом Кабелькова, где размещалась скорняжная раздаточная контора для приходящих работников; в центре у торга располагается крупная усадьба Парамонова, состоящая из ряда кирпичных сооружений, со своей раздаточной конторой. В то же время основная застройка остается деревянной, с рубленными из бревен избами и крытыми дворами в одну связь. С утратой функционального назначения торговой площади ее северная и южная части стали заполняться поздней застройкой.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 571, 575-579
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 571, 575-579
Село Горицы расположено на правом возвышенном берегу реки Тезы и находится в 17 верстах от уездного города Шуя и в 130 верстах от Владимира. Горицы весьма древнего происхождения. В первой половине XVI cт. село принадлежало князю М.В. Горбатому, как видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 г. В 1553 г. село принадлежало братьям Димитрию и Василию Горбатым, как видно из духовной грамоты царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 г. Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. По смерти князей Горбатых Горицы перешли во владение князя А.И. Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 г. в гор. Буй. Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в госуд. владение. В 1613 г. царь Михаил Федорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сидение». В 1637 г. часть села принадлежала боярину Ан. И. Голицыну, а в 1695 село было дано во владение боярину П.В. Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Около 1700 г. половина Гориц принадлежала стольнику Ан. К. Черкасскому. Последними владельцами села в XIX ст. были гг. Митьков и Богданов.
В 1616 г. в нашествие литовцев село потерпело страшное разорение: хлеб и сено потравили, животину всякую приели, дворы крестьянские пожгли. В 1823 г. 16 сентября село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов, а в 1849 г. село снова выгорело и многие крестьяне приведены были в разорение.
В Горицах две каменные пятиглавые церкви: холодная – Богородицерождественская и теплая – Вознесенская. Богородицерождественская церквь в первый раз упоминается в духовной грамоте князя М.В. Горбатого, писанной в 1535 г. В 1624 г. в селе построена была новая деревянная церковь усердием помещиков окольничего Василия Васильевича и его брата Ивана Коробьиных; освящена в прежнее наименование – Рождества Пресвятой Богородицы. Эта церковь около 1760 г. за ветхостью сломана и вместо нее построена существующая каменная, с таковою же колокольнею, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь приложены были храмоздателями. На колокольне один колокол и доселе слывет под названием «Цыганова». Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Теплая церковь построена в 1800 г. тщанием прихожан. Престолов в ней два: в честь Вознесения Господня и придельный – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Церкви и колокольня обнесены обширной, каменной, с железными решетками оградой, внутри которой находится приходское кладбище.
В холодной церкви имеется древняя, особенно чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, писанная с подлинника, находящегося в Переславском (Залеском) Горицком монастыре, братьями Коробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 г. церковь. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1895 г. и хранится в церкви.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание их получается до 600 руб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Тимофеевки и Бородина в версте от церкви. Домов в приходе 145, душ муж. пола 455 и жен. пола 474 души.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.
8 храмов на два села
Дунилово и Горицы Ивановской области
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Но в этот раз мы отправимся в села Дунилово и Горицы. Село Дунилово расположено в 15 километрах к северу от Шуи на живописном берегу реки Тезы. Вместе с расположенным на противоположном берегу селом Горицы они составляют уникальный ансамбль. Здесь, на небольшой территории, история сохранила для нас восемь (!) храмов, один монастырь и одну часовню.
Дунилово – село старинное. Возникло на месте пересечения древних торговых путей на берегу некогда судоходной Тезы. Столь удобное географическое положение способствовало расцвету села. Первое упоминание о селе мы находим в 1535 году в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого-Шуйского, потомка древнего рода Суздальских князей. Уже тогда это было торговое село с большим количеством церквей. К великому сожалению, храмы эти почти все были деревянными и до наших дней не сохранились.
В 1697 году Федор Лопухин, попавший в немилость к Петру Первому, был выслан воеводой в Тотьму, и монастырь, потерявший своего покровителя, стал быстро приходить в запустение и в 1724 году был первый раз упразднен по причине «малообеспеченности». Последующие годы были не самыми благополучными в истории монастыря, а потом он и вовсе был закрыт указом Екатерины Великой. Вскоре деревянные постройки монастыря сгорели…
Новая жизнь монастыря начинается только в XIX веке. На средства московской купчихи Евфимии Каретниковой и почетной гражданки города Шуи Марии Ивановны Посылиной в обители строятся каменные церкви. В 1819 году построена летняя церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Всемилостивого Спаса и Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1848 году закончено строительство зимнего Покровского храма. Главной святыней обители была чудотворная икона Божией Матери Смоленская. К концу столетия в обители были построены богадельня для стариков и школа, в которой обучались крестьянские дети.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
В 1941 году все церкви сел Дунилово и Горицы были закрыты «по требованию масс населения». В бывшем монастыре разместился психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенская церковь использовалась под склад.
18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Началось возрождение обители.
С моста через Тезу открывается, пожалуй, лучший вид на Дунилово и Горицы. Горят в лучах закатного солнца купола бывшего Благовещенского монастыря. Благовещенский монастырь – самый древний на дуниловской земле. Точная дата его постройки неизвестна, лишь закладная доска, находящаяся в стене Благовещенского храма, свидетельствует, что освящен он был в 1675 году.
Храмы Благовещенского монастыря
Второй храм обители, Казанский, построен был в 1888 году. Боярин Федор Лопухин также приложил руку к благоукрашению монастыря – его стараниями построена была высокая шатровая колокольня и надстроен еще один ярус Благовещенской церкви. Существует предположение, что царица Евдокия, жена Петра Первого выделяла средства на постройку иконостаса Благовещенского храма.
Дунилово. Храмы Благовещенского монастыря
Дунилово – старинное купеческое село. Два раза в году – весной и осенью шумели здесь ярмарки. Там, где некогда была торговая площадь, стоит ныне Крестовоздвиженский храм, построенный в 20-х годах девятнадцатого столетия купеческим родом Балиных на месте маленькой часовенки. Часовня эта построена была в память об избавлении от «морового поветрия» в 1654 году. Легенда гласит, что в древние времена стоял на этом самом месте славянский идол – Дубнило, которому поклонялись славяне-язычники. Эта же легенда гласит, что название села как раз и произошло от имени этого языческого бога, просто с течением времени лишняя буква «выпала» из названия, так и появилось Дунилово.
Дунилово. Крестовоздвиженский храм
В советское время храм использовался под склад зерна и очень быстро пришел в запустение и обветшал. В 1996 году начались ремонтно-восстановительные работы, а в 1998 году на праздник Крестовоздвиженья храм уже стоял под новым куполом, увенчанный крестами и была отслужена первая Литургия. Сейчас в нем регулярно проводятся богослужения по праздникам и выходным дням.
Часовня святителя Николая Чудотворца связана с периодом Смутного времени. Год 1608. Армия Лжедмитрия II стоит под Москвой. Царь Василий Шуйский терпит одно поражение за другим. Все больше и больше воевод и бояр занимают сторону самозванца. Власть Лжедмитрия признали жители Александровой слободы и Юрьева-Польского, вслед за ними на сторону самозванца перешли Суздаль, Иваново, Шуя. Важным центром патриотического движения в это непростое время стала Кинешма и другие города Поволжья. Именно здесь сформировались первые дружины ополчения, давшие отпор армии самозванца. 11 февраля 1609 года в Дунилове произошло сражение между отрядом кинешемских ополченцев и войском суздальского воеводы Федора Плещеева, присягнувшего Лжедмитрию. В результате сражения войско предателя было разбито, а сам он с остатками своего войска спешно бежал в Суздаль. В память о тех драматических событиях в 1709 году и была построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. В наше время часовня была отреставрирована и передана Успенскому монастырю.
Дунилово. Покровская церковь
Покровская церковь, расположенная напротив Никольской часовни, построена в 1704 году на средства все того же Федора Лопухина на месте обветшавшей деревянной церкви. Рядом стоит небольшая летняя церковь Всех Святых, составляющая с Покровской единый ансамбль, некогда огороженный каменной оградой с башенками и бывший бесспорным украшением села. Ныне и Покровская и Всехсвятская церковь пребывают в плачевном состоянии. Практически полностью разрушены ограда и башенки, храмы стоят без дверей, без окон. На стенах с трудом просматриваются остатки фресок. Необычно смотрятся побеленные купола Покровской церкви, как бы указывающие на то, что здесь начиналась когда-то реставрация, но на дальнейшее, видимо, не хватило уже средств.
Немного в стороне от остальных храмов, на сельском кладбище стоит еще один храм – Преображения Господня, построенный в 1832 году, гораздо реже посещаемый паломниками. Это один из немногих храмов, которому повезло быть восстановленным, и сейчас в нем регулярно совершаются богослужения.
Дунилово. Храм Преображения Господня
Ну а мы переходим по мосту через Тезу и попадаем в село ГорИцы. Именно так, с ударением на втором слоге называют свое село местные жители. Село Горицы известно с середины XVI века как вотчина последних потомков князей Горбатых, бывших удельных князей Суздальских. С давних времен село было соперником расположенному на противоположном берегу Дунилову. Так же как и в Дунилове, здесь проживали богатые купеческие семьи, ежегодно на Рождество Богородицы проводилась своя ярмарка, а село было богато храмами.
Горицы. Храм Вознесения Господня
В Горицах мы видим две церкви – летнюю, Рождества Богородицы, и зимнюю, Вознесенскую. Церковь Рождества Богородицы упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году, но, несомненно, ее основание относится к более древнему времени. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1624 г. помещики братья Коробьины поставили новую деревянную церковь на месте старой, построенной в 1535 году. Каменная церковь была возведена в 1760 году «усердием богатых крестьян Цыгановых и Холщевниковых, с приложением утвари и колоколов». В церкви имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Переяславского Горицкого монастыря.
Горицы. Храм Рождества Богородицы
Церковь несет на себе следы реставрации. Поговаривают, будто бы деньги на ее восстановление выделяла Лидия Федосеева-Шукшина, но по каким-то причинам закончить реставрацию не удалось.
В 1800 году на средства прихожан села Горицы была поставлена зимняя церковь Вознесения, меньших размеров, в скромных формах которой угадываются черты провинциального классицизма. Ныне храмы находятся под попечительством дуниловского Успенского монастыря, сестры которого в меру своих скромных сил стараются как-то поддерживать их от дальнейшего разрушения.
Наше маленькое путешествие подошло к концу. Мы увидели лишь малую часть богатого наследия этих двух купеческих сел. Приезжайте и смотрите своими глазами. Ну а мы продолжим путешествовать с “Фомой”.
Комплекс храмов Рождества Пресвятой Богородицы село Горицы
Церковь Рождества Богородицы является основным сооружением комплекса и важной доминантой в застройке села. В 1-й половине 19 века пристроены притворы входов. Это один из замечательных памятников Шуйского района с традиционной композицией объемов и богатым изразцовым убранством. Принадлежит к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, продолжающих формы владимиро-суздальского зодчества 17 века.
В первый раз Церковь Рождества Богородицы в Горицах упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году, но ее основание относится к более древнему времени.
Церковь несколько раз перестраивалась. В 1624 г помещики братья Коробьины поставили новую деревянную церковь на месте ветхой 1535 года. Каменная церковь была возведена в 1760 году «усердием богатых крестьян Цыгановых и Холщевниковых, с приложением утвари и колоколов». В церкви имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Переяславского Горицкого монастыря.
В настоящее время церковь реставрируется. Богослужения не совершаются.
В 1800 году на средства прихожан была поставлена зимняя церковь Вознесения, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма.
Церковь Вознесения имеет придел, освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Церковь реставрируется. Богослужения не совершаются. В ограде церквей Рождества Богородицы и Вознесения Господня находится сельское кладбище.
Комплекс Храмов Рождества Богородицы входит в состав единого монастырского комплекса Свято-Успенского Дуниловского женского монастыря.
Горицы церковь рождества пресвятой богородицы
Фотографии: Александр Богданов (17 февраля 2011 г.)
С утратой функционального назначения торговой площади её северная и южная части стали заполняться поздней застройкой.
Борисов, 18456; Борисов, 18516, с. 181-186; Семенов, 1863, с. 665; Березин, Добронравов, 1898, с. 80-83; Савва, архиеп., 1898, с 9-15, 38-39; Разгон, с. 133; Сурин, 1982, с. 56; Шлычков, 1983, с. 130; Сурин, 1989.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
В конхе написан «Царь царём». Свод здесь отделён от стен широким рисованным карнизом, «опирающимся» на четыре коринфские колонны. В трапезной в центре свода изображено «Коронование Богоматери», а в лотках, отделённых по рёбрам широкими лентами орнамента, помещены «Притча о десяти девах», «Страшный суд», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление десяти прокажённых».
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579
. Храм (Рождества Богородицы) построен в 1762 г., есть надпись об освящении. Храмоздатели – шуйские купцы Цыгановы и Холщевниковы, жившие в Горицах. Чугунный пол отлит в 1819 г. Иконостас четырёхъярусный со скипетром и короною. Стены храма расписаны искусною живописью в 1842 г. На стенах перед окнами вверху изображены Великие Князья Владимир, Георгий, Андрей, Глеб, Александр Невский в древних костюмах с коронами. Почти все иконы древнего письма русского. Досточтимые иконы: Рождества Пресвятой Богородицы, икона Пресвятой Богродицы (Чистохинская), привезённая купцом Рижским, проживающим потом в Горицах из города Риги. К ним много ходят богомольцев.
В храме хранится бархатная риза, со времён патриархальных. Подарена архиепископом Питиримом, по преданию, уроженцем Гориц.
Из материалов церковной метрики, передаваемой в археографическую комиссию (составлена 18.08.1887, священником с. Гориц А.Я. Невским, 57 лет).
Ансамбль храмов Рождества Пресвятой Богородицы
и Вознесения Господня
(село Горицы)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне