горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Горицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Статьи

. Храм построен в 1762 г, есть надпись об освящении. Храмоздатели – шуйские купцы Цыгановы и Холщевниковы, жившие в Горицах. Чугунный пол отлит в 1819 г. Иконостас четырехъярусный со скипетром и короною. Стены храма расписаны искусною живописью в 1842 г. На стенах перед окнами вверху изображены Великие Князья Владимир, Георгий, Андрей, Глеб, Александр Невский в древних костюмах с коронами. Почти все иконны древнего письма русского. Досточтимые иконы: Рождества Пресвятой Богородицы, икона Пресвятой Богродицы (Чистохинская), привезенная купцом Рижским, проживающим потом в Горицах из города Риги К ним много ходят богомольцев.

В храме хранится бархатная риза, со времен патриархальных. Подарена архиепископом Питиримом, по преданию, уроженцем Гориц Из материалов церковной метрики, передаваемой в археографическую комиссию (составлена 18.08.1887, священником с. Гориц А.Я. Невским, 57 лет).

Церковь Рождества Богородицы является основным сооружением комплекса и важной доминантой в застройке села. В 1-й пол. 19 в. пристроены притворы входов. Один из замечательных памятников Шуйского р-на с традиционной композицией объемов и богатым изразцовым убранством. Принадлежит к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, продолжающих формы владимиро-суздальского зодчества 17 в.

В конхе написан «Царь царем». Свод здесь отделен от стен широким рисованным карнизом, «опирающимся» на четыре коринфские колонны. В трапезной в центре свода изображено «Коронование Богоматери», а в лотках, отделенных по ребрам широкими лентами орнамента, помещены «Притча о десяти девах», «Страшный суд», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление десяти прокаженных».

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 571, 575-579

Источник

Горицы. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Карта и ближайшие объекты

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Статьи

ГОРИЦЫ. Одно из наиболее старых и живописных сел области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому.

Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., когда здесь находился дворец последних потомков суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых. Дворец, по преданию, располагался на высоком мысу берега, отделенном оврагом от центра села. В настоящее время это место, называемое «Поляна», находится за южной околицей современного села. После смерти Горбатых, во 2-й пол. 16 в., Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.

В 1800 г. к югу от нее была поставлена зимняя церковь Вознесения, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма. Территорию комплекса, обращенного восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора. Особенно бурное развитие село переживало в нач. 19 в. В 1817 г. купец Посылин поставил здесь первую в России прядильную фабрику, работавшую на бухарском хлопке. Однако наибольшее распространение получает скорняжный промысел.

Во 2-й пол. 19 столетия, после ряда крупных пожаров радиальная структура планировки постепенно преобразуется и приобретает поквартальные очертания. Главной осью является широкая ул. Центральная, ориентированная по Костромской дороге на торг и Вознесенскую гору с храмовым комплексом. Вдоль этого направления параллельными порядками располагается основная застройка. Направления на Ярославль и Ростов подчиняются более жесткой схеме квартальных членений (как, например, ул. Ярославская, ул. Кохмская).

В 19 в. закладываются новые композиционные узлы планировки. Так, северную окраину села фиксирует квартал с кирпичными зданиями земской управы и домом Кабелькова, где размещалась скорняжная раздаточная контора для приходящих работников; в центре у торга располагается крупная усадьба Парамонова, состоящая из ряда кирпичных сооружений, со своей раздаточной конторой. В то же время основная застройка остается деревянной, с рубленными из бревен избами и крытыми дворами в одну связь. С утратой функционального назначения торговой площади ее северная и южная части стали заполняться поздней застройкой.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 571, 575-579

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 571, 575-579

Село Горицы расположено на правом возвышенном берегу реки Тезы и находится в 17 верстах от уездного города Шуя и в 130 верстах от Владимира. Горицы весьма древнего происхождения. В первой половине XVI cт. село принадлежало князю М.В. Горбатому, как видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 г. В 1553 г. село принадлежало братьям Димитрию и Василию Горбатым, как видно из духовной грамоты царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 г. Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. По смерти князей Горбатых Горицы перешли во владение князя А.И. Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 г. в гор. Буй. Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в госуд. владение. В 1613 г. царь Михаил Федорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сидение». В 1637 г. часть села принадлежала боярину Ан. И. Голицыну, а в 1695 село было дано во владение боярину П.В. Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Около 1700 г. половина Гориц принадлежала стольнику Ан. К. Черкасскому. Последними владельцами села в XIX ст. были гг. Митьков и Богданов.

В 1616 г. в нашествие литовцев село потерпело страшное разорение: хлеб и сено потравили, животину всякую приели, дворы крестьянские пожгли. В 1823 г. 16 сентября село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов, а в 1849 г. село снова выгорело и многие крестьяне приведены были в разорение.

В Горицах две каменные пятиглавые церкви: холодная – Богородицерождественская и теплая – Вознесенская. Богородицерождественская церквь в первый раз упоминается в духовной грамоте князя М.В. Горбатого, писанной в 1535 г. В 1624 г. в селе построена была новая деревянная церковь усердием помещиков окольничего Василия Васильевича и его брата Ивана Коробьиных; освящена в прежнее наименование – Рождества Пресвятой Богородицы. Эта церковь около 1760 г. за ветхостью сломана и вместо нее построена существующая каменная, с таковою же колокольнею, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь приложены были храмоздателями. На колокольне один колокол и доселе слывет под названием «Цыганова». Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Теплая церковь построена в 1800 г. тщанием прихожан. Престолов в ней два: в честь Вознесения Господня и придельный – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Церкви и колокольня обнесены обширной, каменной, с железными решетками оградой, внутри которой находится приходское кладбище.

В холодной церкви имеется древняя, особенно чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, писанная с подлинника, находящегося в Переславском (Залеском) Горицком монастыре, братьями Коробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 г. церковь. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1895 г. и хранится в церкви.

Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание их получается до 600 руб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Тимофеевки и Бородина в версте от церкви. Домов в приходе 145, душ муж. пола 455 и жен. пола 474 души.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Источник

8 храмов на два села

Дунилово и Горицы Ивановской области

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Но в этот раз мы отправимся в села Дунилово и Горицы. Село Дунилово расположено в 15 километрах к северу от Шуи на живописном берегу реки Тезы. Вместе с расположенным на противоположном берегу селом Горицы они составляют уникальный ансамбль. Здесь, на небольшой территории, история сохранила для нас восемь (!) храмов, один монастырь и одну часовню.

Дунилово – село старинное. Возникло на месте пересечения древних торговых путей на берегу некогда судоходной Тезы. Столь удобное географическое положение способствовало расцвету села. Первое упоминание о селе мы находим в 1535 году в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого-Шуйского, потомка древнего рода Суздальских князей. Уже тогда это было торговое село с большим количеством церквей. К великому сожалению, храмы эти почти все были деревянными и до наших дней не сохранились.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

В 1697 году Федор Лопухин, попавший в немилость к Петру Первому, был выслан воеводой в Тотьму, и монастырь, потерявший своего покровителя, стал быстро приходить в запустение и в 1724 году был первый раз упразднен по причине «малообеспеченности». Последующие годы были не самыми благополучными в истории монастыря, а потом он и вовсе был закрыт указом Екатерины Великой. Вскоре деревянные постройки монастыря сгорели…

Новая жизнь монастыря начинается только в XIX веке. На средства московской купчихи Евфимии Каретниковой и почетной гражданки города Шуи Марии Ивановны Посылиной в обители строятся каменные церкви. В 1819 году построена летняя церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Всемилостивого Спаса и Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1848 году закончено строительство зимнего Покровского храма. Главной святыней обители была чудотворная икона Божией Матери Смоленская. К концу столетия в обители были построены богадельня для стариков и школа, в которой обучались крестьянские дети.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы

В 1941 году все церкви сел Дунилово и Горицы были закрыты «по требованию масс населения». В бывшем монастыре разместился психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенская церковь использовалась под склад.

18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Началось возрождение обители.

С моста через Тезу открывается, пожалуй, лучший вид на Дунилово и Горицы. Горят в лучах закатного солнца купола бывшего Благовещенского монастыря. Благовещенский монастырь – самый древний на дуниловской земле. Точная дата его постройки неизвестна, лишь закладная доска, находящаяся в стене Благовещенского храма, свидетельствует, что освящен он был в 1675 году.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Храмы Благовещенского монастыря

Второй храм обители, Казанский, построен был в 1888 году. Боярин Федор Лопухин также приложил руку к благоукрашению монастыря – его стараниями построена была высокая шатровая колокольня и надстроен еще один ярус Благовещенской церкви. Существует предположение, что царица Евдокия, жена Петра Первого выделяла средства на постройку иконостаса Благовещенского храма.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Дунилово. Храмы Благовещенского монастыря

Дунилово – старинное купеческое село. Два раза в году – весной и осенью шумели здесь ярмарки. Там, где некогда была торговая площадь, стоит ныне Крестовоздвиженский храм, построенный в 20-х годах девятнадцатого столетия купеческим родом Балиных на месте маленькой часовенки. Часовня эта построена была в память об избавлении от «морового поветрия» в 1654 году. Легенда гласит, что в древние времена стоял на этом самом месте славянский идол – Дубнило, которому поклонялись славяне-язычники. Эта же легенда гласит, что название села как раз и произошло от имени этого языческого бога, просто с течением времени лишняя буква «выпала» из названия, так и появилось Дунилово.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Дунилово. Крестовоздвиженский храм

В советское время храм использовался под склад зерна и очень быстро пришел в запустение и обветшал. В 1996 году начались ремонтно-восстановительные работы, а в 1998 году на праздник Крестовоздвиженья храм уже стоял под новым куполом, увенчанный крестами и была отслужена первая Литургия. Сейчас в нем регулярно проводятся богослужения по праздникам и выходным дням.

Часовня святителя Николая Чудотворца связана с периодом Смутного времени. Год 1608. Армия Лжедмитрия II стоит под Москвой. Царь Василий Шуйский терпит одно поражение за другим. Все больше и больше воевод и бояр занимают сторону самозванца. Власть Лжедмитрия признали жители Александровой слободы и Юрьева-Польского, вслед за ними на сторону самозванца перешли Суздаль, Иваново, Шуя. Важным центром патриотического движения в это непростое время стала Кинешма и другие города Поволжья. Именно здесь сформировались первые дружины ополчения, давшие отпор армии самозванца. 11 февраля 1609 года в Дунилове произошло сражение между отрядом кинешемских ополченцев и войском суздальского воеводы Федора Плещеева, присягнувшего Лжедмитрию. В результате сражения войско предателя было разбито, а сам он с остатками своего войска спешно бежал в Суздаль. В память о тех драматических событиях в 1709 году и была построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. В наше время часовня была отреставрирована и передана Успенскому монастырю.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Дунилово. Покровская церковь

Покровская церковь, расположенная напротив Никольской часовни, построена в 1704 году на средства все того же Федора Лопухина на месте обветшавшей деревянной церкви. Рядом стоит небольшая летняя церковь Всех Святых, составляющая с Покровской единый ансамбль, некогда огороженный каменной оградой с башенками и бывший бесспорным украшением села. Ныне и Покровская и Всехсвятская церковь пребывают в плачевном состоянии. Практически полностью разрушены ограда и башенки, храмы стоят без дверей, без окон. На стенах с трудом просматриваются остатки фресок. Необычно смотрятся побеленные купола Покровской церкви, как бы указывающие на то, что здесь начиналась когда-то реставрация, но на дальнейшее, видимо, не хватило уже средств.

Немного в стороне от остальных храмов, на сельском кладбище стоит еще один храм – Преображения Господня, построенный в 1832 году, гораздо реже посещаемый паломниками. Это один из немногих храмов, которому повезло быть восстановленным, и сейчас в нем регулярно совершаются богослужения.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Дунилово. Храм Преображения Господня

Ну а мы переходим по мосту через Тезу и попадаем в село ГорИцы. Именно так, с ударением на втором слоге называют свое село местные жители. Село Горицы известно с середины XVI века как вотчина последних потомков князей Горбатых, бывших удельных князей Суздальских. С давних времен село было соперником расположенному на противоположном берегу Дунилову. Так же как и в Дунилове, здесь проживали богатые купеческие семьи, ежегодно на Рождество Богородицы проводилась своя ярмарка, а село было богато храмами.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Горицы. Храм Вознесения Господня

В Горицах мы видим две церкви – летнюю, Рождества Богородицы, и зимнюю, Вознесенскую. Церковь Рождества Богородицы упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году, но, несомненно, ее основание относится к более древнему времени. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1624 г. помещики братья Коробьины поставили новую деревянную церковь на месте старой, построенной в 1535 году. Каменная церковь была возведена в 1760 году «усердием богатых крестьян Цыгановых и Холщевниковых, с приложением утвари и колоколов». В церкви имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Переяславского Горицкого монастыря.

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Горицы. Храм Рождества Богородицы

Церковь несет на себе следы реставрации. Поговаривают, будто бы деньги на ее восстановление выделяла Лидия Федосеева-Шукшина, но по каким-то причинам закончить реставрацию не удалось.

В 1800 году на средства прихожан села Горицы была поставлена зимняя церковь Вознесения, меньших размеров, в скромных формах которой угадываются черты провинциального классицизма. Ныне храмы находятся под попечительством дуниловского Успенского монастыря, сестры которого в меру своих скромных сил стараются как-то поддерживать их от дальнейшего разрушения.

Наше маленькое путешествие подошло к концу. Мы увидели лишь малую часть богатого наследия этих двух купеческих сел. Приезжайте и смотрите своими глазами. Ну а мы продолжим путешествовать с “Фомой”.

Источник

Комплекс храмов Рождества Пресвятой Богородицы село Горицы

Церковь Рождества Богородицы является основным сооружением комплекса и важной доминантой в застройке села. В 1-й половине 19 века пристроены притворы входов. Это один из замечательных памятников Шуйского района с традиционной композицией объемов и богатым изразцовым убранством. Принадлежит к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, продолжающих формы владимиро-суздальского зодчества 17 века.

В первый раз Церковь Рождества Богородицы в Горицах упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году, но ее основание относится к более древнему времени.
Церковь несколько раз перестраивалась. В 1624 г помещики братья Коробьины поставили новую деревянную церковь на месте ветхой 1535 года. Каменная церковь была возведена в 1760 году «усердием богатых крестьян Цыгановых и Холщевниковых, с приложением утвари и колоколов». В церкви имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Переяславского Горицкого монастыря.

В настоящее время церковь реставрируется. Богослужения не совершаются.

В 1800 году на средства прихожан была поставлена зимняя церковь Вознесения, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма.

Церковь Вознесения имеет придел, освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Церковь реставрируется. Богослужения не совершаются. В ограде церквей Рождества Богородицы и Вознесения Господня находится сельское кладбище.

Комплекс Храмов Рождества Богородицы входит в состав единого монастырского комплекса Свято-Успенского Дуниловского женского монастыря.

Источник

Горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Фотографии: Александр Богданов (17 февраля 2011 г.)

С утратой функционального назначения торговой площади её северная и южная части стали заполняться поздней застройкой.

Борисов, 18456; Борисов, 18516, с. 181-186; Семенов, 1863, с. 665; Березин, Добронравов, 1898, с. 80-83; Савва, архиеп., 1898, с 9-15, 38-39; Разгон, с. 133; Сурин, 1982, с. 56; Шлычков, 1983, с. 130; Сурин, 1989.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579

В конхе написан «Царь царём». Свод здесь отделён от стен широким рисованным карнизом, «опирающимся» на четыре коринфские колонны. В трапезной в центре свода изображено «Коронование Богоматери», а в лотках, отделённых по рёбрам широкими лентами орнамента, помещены «Притча о десяти девах», «Страшный суд», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление десяти прокажённых».

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 571, 575-579

горицы церковь рождества пресвятой богородицы. Храм (Рождества Богородицы) построен в 1762 г., есть надпись об освящении. Храмоздатели – шуйские купцы Цыгановы и Холщевниковы, жившие в Горицах. Чугунный пол отлит в 1819 г. Иконостас четырёхъярусный со скипетром и короною. Стены храма расписаны искусною живописью в 1842 г. На стенах перед окнами вверху изображены Великие Князья Владимир, Георгий, Андрей, Глеб, Александр Невский в древних костюмах с коронами. Почти все иконы древнего письма русского. Досточтимые иконы: Рождества Пресвятой Богородицы, икона Пресвятой Богродицы (Чистохинская), привезённая купцом Рижским, проживающим потом в Горицах из города Риги. К ним много ходят богомольцев.

В храме хранится бархатная риза, со времён патриархальных. Подарена архиепископом Питиримом, по преданию, уроженцем Гориц.

Из материалов церковной метрики, передаваемой в археографическую комиссию (составлена 18.08.1887, священником с. Гориц А.Я. Невским, 57 лет).

горицы церковь рождества пресвятой богородицы

Ансамбль храмов Рождества Пресвятой Богородицы
и Вознесения Господня
(село Горицы)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *