горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Русская духовная миссия
в Иерусалиме

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Подворье Русской духовной миссии Горненский женский монастырь расположено в районе Эйн-Карем, в четырех километрах к юго-западу от центра Иерусалима. С юда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и по сей день.

В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 г. в честь встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Статус монастыря община получила Определением Святейшего Правительствующего Синода за № 2699 от 24 июля 1898 года.

МОНАСТЫРЬ ОТКРЫТ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ:

по субботам и воскресеньям
с 6:00 до 12:00 по зимнему израильскому времени

с 7:00 до 13:00 по летнему времени

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В период израильского летнего времени:

В период израильского зимнего времени:

По вопросам трудничества в Горненском женском монастыре в Иерусалиме ознакомьтесь, пожалуйста, с информацией, размещенной на странице Контакты.

Источник

Русская духовная миссия
в Иерусалиме

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 6 домов для паломников, вместимостью от 5 до 50 человек.

Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской духовной миссии.

Дом паломника «Георгиевский» расположен восточной части монастыря (наверху).

Вместимость: до 50 человек. Удобства в каждом номере.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Дом паломника «Хадасса» расположен недалеко от монастырских ворот (внизу).

Вместимость: 22 человека (2 этажа). Имеется 4 санузла, по 2 санузла на каждом этаже.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Дом паломника «Соборный» расположен рядом с cобором Всех cвятых в земле Русской просиявших (наверху).

Вместимость: 18 человек. Имеется 2 санузла на этаже.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Дом паломника «Новый» расположен рядом с cобором Всех cвятых в земле Русской просиявших (наверху).

Вместимость: 10 человек. Имеется 2 санузла на этаже.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Дом паломника «Колокол» расположен рядом с колокольней храма Казанской иконы Пр. Б. (внизу).

Вместимость: 10 человек. Имеется 2 санузла на этаже.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

Дом паломника «Архиерейский», расположен рядом с воротами монастыря (внизу).

Вместимость: 5 человек (2 этажа). Имеется по 1 санузлу на этаже.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай
(питаются паломники в монастырской трапезной).

Источник

ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Горненский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в Эйн-Кареме в городе Иерусалиме Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Казанский храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Зарождение обители при о. Антонине

Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье.

Тем временем в течении двух строительных сезонов 1880-1881 годов артель под руководством Ильи Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание церкви по плану начерченному о. Антонина. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архимандрита Антонина. Матушка Леонида в России заказала двухъярусный иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и прочую церковную утварь. Ф. Н. Самойлов подарил колокол в 41,5 пуда и сделал другие ценные пожертвования. 14 февраля 1883 года, спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце, архимандрит Антонин совершил малое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В завещании 19 марта 1894 года, составленном перед кончиной владельца участков, о. Антонина, говорилось:

Отдельным пунктом значилось:

Общая площадь территории монастыря по описи 1895 года составляла 360 тысяч кв. м.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Недостроенный большой собор Горненского монастыря. Фото ок. кон. XX-нач. XXI в. с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Становление в предреволюционный период

Каноническое оформление Горненской общины произошло на исходе XIX века. Летом 1897 года по совету секретаря Императорского Православного Палестинского общества В. Н. Хитрово начальник миссии архимандрит Рафаил (Трухин) ввел в общине общую трапезу, на что от Палестинского общества было обещано по 10 тысяч франков ежегодно [8]. В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры», что вызвало нестроения в общине, для пресечения которых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед обер-прокурором К. П. Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил. С некоторыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 года, чем была формально учреждена монашеская община.

Активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины был полностью израсходован, сёстры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Иоанно-Предтеченский пещерный храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Потрясения XX века

В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, разразилась эпидемия чумы, от чего в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. На 12-м акафисте произошло чудо: висевшая на стене Казанская икона Богородицы сошла со стены и сама обошла храм, а сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся и она будет защищена от эпидемии. С того времени страшная болезнь действительно отошла. С тех пор установилась традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной.

В том же году, с вступлением Османской империи в войну против России, русские учреждения в Святой земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Горненского монастыря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию. В обители остановились все строительные работы, большой собор остался построенным лишь наполовину.

Изгнанные сестры вернулись из Александрии в 1918 году. Церкви были вновь открыты, ризница сохранилась, но число насельниц сократилось. В новых условиях, как и прочие учреждения Русской духовной миссии в Иерусалиме, монастырь оказался в ведении Русской Церкви Заграницей. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви реорганизовал монастырь, поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении.

В 1945 году, после визита в Святую землю патриарха Московского и всея Руси Алексия I, среди сестер монастыря появилась большая группа сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник миссии архимандрит Антоний (Синкевич) отстранил от управления монастырём всеми почитаемую игумению Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную монахиню Елисавету (Анненкову). Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, со своей стороны назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Когда архимандрит Антоний опечатал Казанский храм обители, Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение «патриарших» сестер греческий храм в Эйн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнославянском языке русского иеромонаха Исаию.

Весной 1948 года, после того как еврейские отряды Хаганы изгнали арабское население из Эйн-Карема, около 100 монахинь покинули монастырь, после чего вернулись не все. Возникшее в мае того года государство Израиль передало оказавшиеся на его территории русские храмы и участки, в том числе Горненский монастырь, советскому правительству, в связи с чем монастырь вошёл в юрисдикцию Московского Патриархата. Монахини, пожелавшие остаться в ведении Зарубежной Церкви, поселились в Елеонском монастыре.

5 декабря 1948 года вновь назначенный начальник патриаршей Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Лобачёв), совершил своё первое богослужение в монастыре. Материальное положение обители оставалось тяжелым. При этом, по описи 1949 года монастырь по прежнему сохранял территорию в 360 тысяч квадратных метров. В 1951 году начальник миссии епископ Изборский Владимир (Кобец) провёл капитальный ремонт зданий и храмов монастыря. В августе 1955 года в обитель прибыла первая группа монахинь из СССР, и с тех пор состав обители регулярно пополнялся командируемыми сестрами.

За предыдущие десятилетия документация на земли обители и прилежащие участки, принадлежавшие Русской Церкви и частным меценатам, оказалась частично утрачена, из-за чего после образования Израиля монастырь стал снова и снова вовлекаться в борьбу за подтверждение своих прав на ту или иную собственность. Крупнейшая утрата территории произошла в связи со строительством госпиталя Хадасса (открыт в 1961 году) и подъездной дороги к нему, когда значительная часть верхних монастырских владений отошла в муниципальное пользование.

В 1980-х годах в обитель стали переводить сестер из Пюхтицкого Успенского монастыря. Первые десять сестер из Пюхтиц прибыли на Святую землю в 1983 году. В том году, 19 мая, в монастыре были зверски убиты 2 монахини (мать и дочь) Варвара и Вероника (Васипенко), который патриарх Иерусалимский Диодор назвал «мученицами нашего времени». В 1987 году в обители был освящен пещерный храм в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, вплотную примыкающий к францисканской территории, на которой лежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы. К 1980-м годам в целом обитель оставалась в запущенном состоянии, которое усугубилось тем что на рубеже 1980-х и 1990-х годов монастырь на пять лет остался без игумении. На 1991 год домики-кельи были старыми и плохо обустроенными, не было ни ограды вокруг территории монастыря, ни водопровода, ни телефонов, ни хороших гостиниц для паломников.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Собор всех святых в земле Российской просиявших Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Новейший период

В том же 1997 году обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил возобновление строительства большого собора обители. К тому времени к начатой постройке заросли дороги, внутри храма выросли деревья, на стенах тоже пустили корни кусты. В конце 2003 года возобновились строительные работы по возведению большого собора обители, которые были завершены к началу 2007 года, когда праздновался 160-летний юбилей Русской духовной миссии в Иерусалиме. 28 октября того года чин малого освящения собора во имя Всех святых в земле Российской просиявших был совершен митрополитом Смоленским Кириллом. Чин великого освящения 12 ноября 2012 года совершил тот же владыка, теперь уже в сане патриарха Московского и всея Руси. В то же время патриарх Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского монастыря были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Молитвы Господней.

Статистика

Настоятельницы

Святыни

Литература

Использованные материалы

[1] Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871, с. 11.

[2] Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 7.

[4] Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 17.

[6] «Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 226.

[7] «Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 227.

[8] «Письмо В. Н. Хитрово к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву от 29 июня 1897 г.», Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 22.

[9] Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: [4 ноября 1914 г.]», Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 286.

[10] Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: [4 ноября 1914 г.]», Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 297.

Источник

«Наша миссия – принимать паломников»

Интервью с игуменией Горненского монастыря Георгией

Наступление лета, а вместе с ним и поры отпусков, побуждает каждого задуматься о том, как провести это время с пользой. У кого-то все уже давно расписано по стандартной схеме: дача и садово-огородные работы либо море, солнце, пляж. Верующие люди стараются уделить часть своего отпуска посещению православных святынь как в России, так и за рубежом. И в первую очередь они, как правило, обращают свои взоры в сторону Святой Земли, стремясь ощутить причастность к происходившим здесь евангельским событиям. Отправиться в паломничество на Святую Землю можно либо присоединившись к одной из групп, формируемых многочисленными паломническими службами, либо напрямую обратившись в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая занимается приемом и размещением паломников. Но посещение Святой Земли может быть не только паломничеством или отдыхом – можно одновременно оказать своим трудом посильную помощь здешним обителям, в том числе и в приеме паломников.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Игумения Георгия с иконой Благовещения

Как и чем можно помочь Горненской обители, сестры которой несут послушание по приему и сопровождению паломников, о жизни этой обители рассказала ее настоятельница игумения Георгия (Щукина).

– Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?

– Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться па святых местах. Когда Святейший Патриарх Алексий назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия – принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или Пюхтицкий в Эстонии, но Святая Земля – особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас – группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.

– Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.

– Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь – тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.

С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.

Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.

Устроили первую гостиницу – со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.

Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.

– Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Горненский монастырь, подготовка к празднику

– Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание – такова наша миссия.

Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь – мне тогда было 18 лет, – меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали – все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.

– Каков распорядок жизни Горненского монастыря?

– День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник – архангелу Михаилу, во вторник – святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.

Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники – в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.

– Подвизаться на Святой Земле – особый крест?

– Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».

Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» – никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.

горненский монастырь в иерусалиме официальный сайт трудничество
Трудница на монастырском кладбище

Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом – теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.

– Сколько насельниц в обители сегодя?

– Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.

Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер – снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.

Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.

Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер – из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга –Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.

– Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?

– Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем Управления по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви. Будет дано благословение – всех принимаем.

– А как должна действовать потенциальная трудница-мирянка, желающая помочь обители?

– Нужно обратиться в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Трудниц оформляют на жительство в Горнем монастыре сроком на три месяца. Иногда приезжают и на более продолжительный срок. Нам очень нужны трудницы, и мы с любовью их примем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *