горний монастырь в иерусалиме настоятельница

Русская духовная миссия
в Иерусалиме

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

14 ноября, в день, когда почетная настоятельница Горненского женского монастыря игумения Георгия (Щукина) отмечает свое 90-летие, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) возглавил в обители служение воскресной Божественной литургии.

Начальнику РДМ сослужили клирики Горненской обители протоиерей Николай Жданов и иеромонах Иннокентий (Беспалов), а также сотрудники Миссии в священном сане – игумен Никон (Головко) и диакон Илия Драчук.

За богослужением молились настоятельница Горненского монастыря игумения Екатерина (Чернышева) с сестрами и прихожанами обители. К моменту чтения Апостольского и Евангельского зачал на игуменское место поднялась и сама игумения Георгия.

После отпуста был совершен благодарственный молебен о здравии и благоденствии почетной настоятельницы обители, а затем в ее честь провозглашено многолетие.

Затем архимандрит Александр от лица сотрудников Миссии и сестер Горненского монастыря обратился к игумении Георгии с сердечными словами приветствия и зачитал поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором, в частности, говорится:

«Досточтимая матушка игумения! Ваша жизнь исполнена немалых испытаний и многих созидательных трудов на пользу церковную. Пережив Ленинградскую блокаду и потеряв родителей, Вы обрели веру в Бога и избрали путь служения Ему в монашеском звании. По благословению преподобного старца Серафима Вырицкого Вы поступили в Пюхтицкую обитель, где несли различные ответственные послушания. Затем Вам довелось потрудиться над восстановлением Иоанновского монастыря на Карповке, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским. Отрадно свидетельствовать, что во всех, подчас самых сложных обстоятельствах, Вы неизменно возлагали упование на Господа, и Он в ответ на искренние молитвы ниспосылал Вам Свои милости и щедроты. Особую признательность хотел бы выразить Вам за многолетнее усердное игуменское служение в Горненском женском монастыре в Иерусалиме, почетной настоятельницей которого Вы являетесь и поныне. Во внимание к Вашим заслугам и в связи с 90-летием полагаю справедливым удостоить Вас медали «Патриаршая благодарность». В сей знаменательный день молитвенно желаю Вам неоскудевающей крепости, мира и радости о Господе».

В заключение архимандрит Александр вручил игумении Георгии Патриаршую награду, после чего духовенство Миссии, сестры и прихожане монастыря собрались вместе на памятное фото.

Чествования игумении Георгии продолжились за монастырской трапезой: здесь сестры Горненской обители исполнили духовный кант, написанный в честь матушки, а в качестве назидательного чтения за трапезой были прочитаны отрывки из книги воспоминаний игумении Георгии «Путь длиною в жизнь».

По окончании трапезы в игуменских покоях почетную настоятельницу Горненской обители особо поздравили игумения Екатерина (Чернышева) с сестрами, а также духовенство и сестры, совершавшие сегодня воскресное богослужение в Русской Духовной Миссии: они преподнесли игумении Георгии специально испеченный к ее 90-летию праздничный торт со свечами и цветы. Здесь, в умиротворенной атмосфере монашеской келии, на радость игумении Георгии исполнялись ее излюбленные духовные песнопения.

Пресс-служба Русской Духовной Миссии

Источник

Настоятельница Горненского монастыря игумения Георгия: 25 лет на Святой Земле

Иерусалим, 29 марта 2016 г.

24 марта исполнилось 25 лет служения в качестве настоятельницы Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумении Георгии (Щукиной), сообщает сайт Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

25 марта Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Всех святых в земле Русской просиявших в обители совершил Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Александр (Елисов) в сослужении клириков монастыря и паломников в священном сане. Матушка игумения причастилась в этот день Святых Христовых Таин.

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

По окончании богослужения архимандрит Александр передал настоятельнице поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в связи со знаменательной датой служения Церкви Христовой удостоил ее ордена св. Евфросинии Московской (1-й степени).

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

В монастырской трапезной состоялось чествование игумении Георгии, во время которого Начальник Миссии преподнес ей поздравительный адрес от клириков и насельниц, а также букет цветов.

Игумения Георгия (в миру Валентина Щукина) родилась 14 ноября 1931 года в Ленинграде. В Великую Отечественную войну пережила блокаду города и потерю родителей. С 14 лет работала: сначала в столовой у Финляндского вокзала, а затем реставратором в Центральном историческом архиве.

В 1949 году поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, где исполняла послушания казначея и регента хора. С 1955 по 1968 год была насельницей Виленского монастыря в Литве.

Приняла монашеский постриг 7 апреля 1968 года в Пюхтицах, где подвизалась до 1989 года.

В 1989 года назначена восстанавливать монастырь св. прав. Иоанна Кронштадтского на Карповке в Санкт-Петербурге.

В 1991 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II назначена настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме.

24 марта 1991 года возведена в сан игумении, а 27 марта того же года вместе с делегацией Святейшего Патриарха прибыла на место нового послушания.

Источник

Настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Екатерина (Чернышева) прибыла в обитель

горний монастырь в иерусалиме настоятельница

10 августа 2020 года, в день празднования Серафимо-Дивеевскому образу Пресвятой Богородицы «Умиление», игумения Екатерина (Чернышева), назначенная настоятельницей Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме решением Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 г., прибыла к месту своего послушания.

До своего назначения на Святую Землю игумения Екатерина являлась насельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, где исполняла послушание благочинной.

Прибывшую настоятельницу приветствовали начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), а также духовенство миссии и Горненской обители: протоиерей Виктор Мноян, игумен Никон (Головко), иеромонах Иннокентий (Беспалов), иеромонах Дометиан (Маркарян), иеромонах Афанасий (Букин) и диакон Илия Драчук.

Далее старший священник Горненского женского монастыря протоиерей Виктор Мноян совершил благодарственный молебен, после которого к новой настоятельнице с приветственным словом обратился начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр.

В ответном слове игумения Екатерина поблагодарила духовенство миссии и сестер Горненской обители за оказанный прием, испросив святых молитв и помощи для прохождения своего непростого послушания на Святой Земле.

Игумения Екатерина (Чернышева) родилась в Москве 29 ноября 1963 г. Окончила с отличием медицинский факультет Университета дружбы народов. Поступила в число послушниц возрождавшегося Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

15 января 1998 г. приняла монашеский постриг с именем Екатерина в честь вмч. Екатерины. Исполняла в монастыре послушания благочинной и главного редактора монастырского журнал «Дивеевская обитель».

11 марта 2020 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 27) назначена на должность настоятельницы Горненского женского монастыря в Иерусалиме. 12 апреля 2020 г., в праздник Входа Господня в Иерусалим, возведена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета.

Источник

Три такие разные иерусалимские игуменьи

Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 52

Три иерусалимские монахини Елизавета, Моисея (ныне на покое) и Георгия (ныне а покое) были свидетелями тех сложных лет, когда на Святой Земле две ветви Русской Церкви – РПЦЗ и РПЦ Московской Патриархии – находились в конфронтации друг с другом. Гефсиманский и Елеонский монастыри называли в Иерусалиме «белыми», а Горненский – «красным».

Параллельные структурные образования – Русские духовные миссии обеих русских церквей тоже были «окрашены» в те же цвета. У гефсиманских, елеонских и горненских монахинь, исповедовавших единую веру, существовали свои «доводы» о том, почему та или другая обитель считалась «неблагодатной». В условиях взаимного неприятия у обеих сторон наблюдались известные перегибы, дело доходило даже до курьезов. Священнослужители в своих проповедях призывали присутствовавших на богослужениях паломников быть «истинными чадами Матери Церкви и своим сердцем чувствовать, где пребывает истина». Причащение русских паломников из чаши в «белых» монастырях не поощрялось в «красном» и – наоборот. В устных выступлениях и в журнальных публикациях использовались неполиткорректные слова и выражения в адрес руководства и предстоятелей двух русских церквей. Те и другие распускали друг о друге всякие слухи и сочиняли небылицы.

…Прошли годы со времен существования на Святой Земле двух «белых» и одного «красного» монастырей. Рано или поздно раны пагубных церковных расколов залечиваются. Это коснулось и монахинь, принадлежащих к МП и РПЦЗ. Долгожданным и радостным для иерусалимских сестер стал знаменательный день 17 мая 2007 года, когда в Москве был подписан «Акт о каноническом общении». Елеонские, гефсиманские и горненские сестры, разделенные много лет недоверием и подозрением друг к другу, наконец-то поклонились друг другу и пожали руки, восприняв как дар Божий долгожданное единение Русской Церкви.

I. Матушка Елизавета (Щмельц).

Она мудра, строга и молчалива. Ее отличают терпение и незлобие.

II. Игуменья на покое, матушка Моисея (Бубнова).

О том, какие проблемы возникали у монахинь так называемых «белого» и «красного» монастырей в начале 70-х годов, вспоминала в 2013 году в одном из своих интервью бывшая игуменья Елеонского монастыря Моисея ( род. в 1943).

(Вопрос корреспондента О. Кирьяновой) «. Долгое время отношения между двумя Русскими Миссиями официально попросту отсутствовали, но, возможно, было какое-то неформальное общение? Ведь и там, и там жили православные русские люди, призванные решать общие задачи…»

(Ответ игуменьи Моисеи, в 70-е годы ее называли инокиней Нонной) «. Живые неформальные связи существовали всегда. Я общалась с сестрами из Горненского монастыря. Здесь, на Елеоне, был более закрытый монастырь – в противоположность Гефсимании, которая всегда была очень открытой. Сюда было почти невозможно войти. Думаю, редкие горненские сестры попадали к нам.

Моисею не любили ни в монастыре, ни за его стенами. Арабы деревни А-Тур еще в конце прошлого столетия определили «не славянский тип лица» Моисеи, они «подозревали в одном из ее родителей еврейские корни», поэтому и плевали в лобовое стекло машины, где сидела игуменья. Этот факт сама матушка «обжаловала» в российской прессе.

При Моисее возникли нестроения среди сестер. Начались трения игуменьи с сестрами арабского происхождения. Убедиться в этих и других постыдных фактах поведения «бабы Мойши» (так за глаза называли Моисею) могут читатели, пробежав глазами по диагонали текст статьи «Елеонский Змеюшник» от 4 января 2018 в электронном ресурсе (kalakazo).

Зная о невоспитанности, порочном и грубом стиле правления настоятельницы Моисеи, в июне 2017 года Архиерейский Собор РПЦЗ дипломатично-принудительно пересадил ее из мягкого игуменского кресла на жесткий стул в монашеской келье. И в этом, говорят, заслуга нынешнего Начальника Русской духовной миссии РПЦЗ, архимандрита Романа Красовского.

Бывшая игуменья во время своего правления ни разу не посетила в больнице на Елеоне находившуюся там более шести месяцев наставницу Феоктисту (Ягнам). Позже и сама Моисея испытала на себе «любовь Господа». Она перенесла в Иерусалиме инсульт и несколько операций на сердце. Она постоянно болела и не посещала богослужения. Ныне передвигается по территории монастыря на «миниавтомобиле» (единственная монахиня на Елеоне, кто мог позволить себе такую роскошь). Гости обители с жалостью смотрят на эту немощную и рыхлую телом монахиню и осеняют ее крестным знамением.

После ухода Моисеи на покой многие Елеонские сестры с облегчением вздохнули: «. она двадцать лет издевалась над нами!»; «. никто из нас не выбирал ее на пост игуменьи»; «. она развалила монастырь»; «. в Успенский строгий пост она часами «сидела в интернете» и просила келейницу приготовить ей «для лечения простуды». куриный бульон (!?)».

[1]. Кирьянова О. Настоятельница Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря го игуменья Моисея отмечает 70-летие со дня рождения.

III. Игуменья на покое Георгия (Щукина), почетная настоятельница Горненского женского монастыря (МП).

О ней читаем на сайте Русской духовной миссии :

«Игумения Георгия, в миру Валентина Щукина, родилась 14 ноября 1931 года в Ленинграде. В Великую Отечественную войну пережила блокаду Ленинграда, потерю родителей.

В 1949 году поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь. В Свято-Успенском Пюхтицком монастыре исполняла послушания казначея, регента хора.

С 1955 по 1968 год насельница в Виленском монастыре в Литве.
Монашеский постриг состоялся 7 апреля 1968 г. в Пюхтицах, где и подвизалась до 1989 года.

С 1989 года назначена на восстановление монастыря св. прав. Иоанна Кронштадтского на Карповке в Санкт-Петербурге.

В 1991 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II назначается настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме.

24 марта 1991 года возведена в сан игумении, а 27 марта того же года вместе с делегацией Святейшего Патриарха прибыла на место нового послушания».

На сайте «pravoslavie.ru» Сретенского монастыря в Москве в 2010 году опубликована беседа автора с матушкой Георгией (Щукиной): «Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться». Комментарии к этой публикации содержат интересные по содержанию обращения верующих к бывшей Горненской игуменье. К сожалению, надежные источники написали автору, что матушка Георгия слукавила, рассказывая о своем родном отце. Кроме того, матушка Георгия признавалась некоторым православным верующим из числа еврейской национальности, что и она якобы тоже является «еврейкой». Эту «тайну» из своей биографии она рассказывала только избранным.

В одном из интервью, опубликованном в Петербурге, игумeнью Георгию спросили:

«Матушка, какие у Вас отношения с сестрами женских монастырей в Иерусалиме, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей?»

Ответ игуменьи Георгии: «Милостью Божией мы живем с ними в мире и согласии. Прежде и я, когда позволяло здоровье, бывала у них. И мои сестры с радостью посещают эти обители. Допустим, приезжает группа паломников из России или стран ближнего зарубежья – человек 20 или 30, и мне из Русской Духовной Миссии нашей Церкви сразу же присылают программу, куда их повезти, что им показать. Программа очень насыщенная. И Гефсимания в нее обязательно входит с посещением монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины, и гора Елеон – с посещением женского монастыря Вознесения Господня. Кто-то из наших сестер по послушанию везет туда группу, и наших паломников всегда там принимают с сердечным вниманием. Проблем никаких нет…»

В последние годы матушка Георгия тяжело болела и не появлялась ни в храме, ни на территории монастыря. Монахиня Горненской обители_ Мариам (Юрчук) в 2016 году рассказывала в Москве: «Физически матушка Гергия слаба – болезни и возраст решительно заявляют о себе. Но духовное ее состояние просто удивительное. Матушка, невзирая на немощи, постоянно излучает свет и радость. От нее сестры получают такое утешение и ободрение. «

По поступающим из Горненской обители сведениям, у 88-летней матушки Гергии «развивается поздняя стадия сахарного диабета». Тяжело больная игуменья и не думала уходить на покой. До 11 марта 2020 года бразды правления обители находились в руках уроженки Белоруссии – старшей сестры и одновременно казначеи, монахини Михаилы (Чикида), а также благочинной, монахини Алевтины (Немец). Монахине Михаиле горненские сестры пророчили игуменское кресло, но.

В первой половине марта 2020 года игуменью Георгию (Щукину) «освободили от обязанностей настоятельницы Горненского женского монастыря в г. Иерусалиме по состоянию здоровья, с выражением благодарности за многолетние усердные и ревностные труды по созиданию монашеской жизни в означенной обители». Ныне игуменью Георгию называют «почетной настоятельницей Горненского монастыря».

11 марта того же года настоятельницей Горненского женского монастыря назначили монахиню Екатерину (Чернышева; 1964 года рожд.), благочинную Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, главного редактора Дивеевского издательства. Матушка Екатерина окончила с отличием медицинский факультет Университета дружбы народов и ушла в монастырь. Она — одна из первых насельниц Дивеевской обители.

Матушка Екатерина происходит из известной семьи. Она — дочь доктора геолого-минералогических наук, профессора, академика РАЕН Сергея Николаевича Чернышева, посвятившего двадцать лет своей жизни проектированию и обустройству Святой Канавки в Дивееве. С.Н. Чернышев — правнук мецената Саввы Мамонтова, внук «девочки с персиками» Веры Мамонтовой (Самариной), сын новомученика, художника и иконописца Николая Чернышева, потомка известных фабрикантов.

10 августа игумения Екатерина (Чернышева) прибыла к месту своего послушания.

* *
К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)

О ПРОЕКТЕ «ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ»

Проект «Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви» задуман автором в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся в личном архиве Холодюка А.Г. (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся в Горненском и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов приобретена автором в Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др. Другие фото подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными. Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке публикации мюнхенскому инженеру Leon Оpstyen.

Источник

«Наша миссия – принимать паломников»

Интервью с игуменией Горненского монастыря Георгией

Наступление лета, а вместе с ним и поры отпусков, побуждает каждого задуматься о том, как провести это время с пользой. У кого-то все уже давно расписано по стандартной схеме: дача и садово-огородные работы либо море, солнце, пляж. Верующие люди стараются уделить часть своего отпуска посещению православных святынь как в России, так и за рубежом. И в первую очередь они, как правило, обращают свои взоры в сторону Святой Земли, стремясь ощутить причастность к происходившим здесь евангельским событиям. Отправиться в паломничество на Святую Землю можно либо присоединившись к одной из групп, формируемых многочисленными паломническими службами, либо напрямую обратившись в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая занимается приемом и размещением паломников. Но посещение Святой Земли может быть не только паломничеством или отдыхом – можно одновременно оказать своим трудом посильную помощь здешним обителям, в том числе и в приеме паломников.

горний монастырь в иерусалиме настоятельница
Игумения Георгия с иконой Благовещения

Как и чем можно помочь Горненской обители, сестры которой несут послушание по приему и сопровождению паломников, о жизни этой обители рассказала ее настоятельница игумения Георгия (Щукина).

– Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?

– Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться па святых местах. Когда Святейший Патриарх Алексий назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия – принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или Пюхтицкий в Эстонии, но Святая Земля – особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас – группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.

– Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.

– Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь – тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.

С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.

Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.

Устроили первую гостиницу – со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.

Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.

– Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?

горний монастырь в иерусалиме настоятельница
Горненский монастырь, подготовка к празднику

– Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание – такова наша миссия.

Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь – мне тогда было 18 лет, – меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали – все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.

– Каков распорядок жизни Горненского монастыря?

– День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник – архангелу Михаилу, во вторник – святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.

Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники – в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.

– Подвизаться на Святой Земле – особый крест?

– Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».

Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» – никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.

горний монастырь в иерусалиме настоятельница
Трудница на монастырском кладбище

Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом – теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.

– Сколько насельниц в обители сегодя?

– Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.

Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер – снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.

Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.

Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер – из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга –Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.

– Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?

– Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем Управления по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви. Будет дано благословение – всех принимаем.

– А как должна действовать потенциальная трудница-мирянка, желающая помочь обители?

– Нужно обратиться в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Трудниц оформляют на жительство в Горнем монастыре сроком на три месяца. Иногда приезжают и на более продолжительный срок. Нам очень нужны трудницы, и мы с любовью их примем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *