город алатырь мужской монастырь
Свято-Троицкий монастырь (Алатырь)
Свято-Троицкий мужской монастырь — православный монастырь в городе Алатырь, основан в 1584 году. Все строения каменные XVIII—XIX веков. Памятник истории культуры. Монастырь получил известность в связи с деятельностью почитаемого народом схимонаха Вассиана. Расположен в северной стороне города.
Содержание
История [ править ]
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны.
С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре.
С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская.
Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г.
В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия.
Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна.
В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.
Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. Подворью принадлежит на праве собственности более 400 гектар земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют поголовье на более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, богослужения проводятся ежедневно, также ведется строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери.
Храмы [ править ]
За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Троицкая, 22
►►►Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь◄◄
►►►Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь◄◄ запись закреплена
♰ Алатырская епархия Русской Православной Церкви
Архиерейская литургия в Алатырском мужском монастыре
Его Преосвященству сослужили наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь игумен Софроний (Дубровин), братия святой обители в священном сане, духовенство Алатырской епархии.
Показать полностью.
На сугубой ектении были произнесены особые прошения «о единстве Святого Православия», по сугубой ектении Владыка совершил молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.
Также за Божественной Литургией были возглашены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По благословению владыки с проповедью к верующим обратился настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Алатырь протоиерей Андрей Савенков.
По окончании Божественной Литургии была совершена панихида по почившему архимандриту Иерониму.
За Божественной литургией пел братский хор Свято-Троицкого мужского монастыря под руководством регента диакона Сергия Горохова.
По окончании панихиды Владыка епископ произнес архипастырское слово к духовенству, братии и многочисленным прихожанам.
►►►Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь◄◄ запись закреплена
Дорогие друзья! Сегодня день рождения нашего отца Иеронима!
Годы так быстро идут. В памяти стирается многое, воспоминания уже не такие яркие.
Но иногда бывают такие моменты, которые ты точно помнишь отчётливо.
Показать полностью.
11 ноября у меня был день рождения, я пошла утром на литургию в свой храм в Химках, чтобы причаститься. На какое-то время я погрузилась в свои мысли, а в это время начали читать Евангелие. Там были слова: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдёте покои душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Это глава из Евангелия от Матфея.
Эти слова я очень чётко услышала, но это был не голос священника, а голос батюшки у меня в памяти. Я и сейчас, когда пишу эти слова слышу, как он в конце на распев говорит слово «легко».
Я была так счастлива услышать эти слова в тот день, как будто перенеслась снова в наш монастырь, в Сергиевский храм на службу. Я помню как он их говорил, его голос и интонацию, это было так празднично и величественно и так по родному.
Сегодня в день рождения нашего батюшки я хочу пожелать всем, чтобы в вашей жизни было много таких моментов, когда бы ваще сердце согревали воспоминания о нашем любимом батюшке.
Всех с праздником! Вечная память!
►►►Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь◄◄ запись закреплена
►►►Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь◄◄ запись закреплена
Проповедь на женском постриге.
Человек много может. Он может перевернуть самого себя и сделать великим святым, может перевернуть себя и так, что из святого сделается величайшим грешником. Личность, она в истории человечества имеет особое место, потому что за личностью всегда шли люди.
Показать полностью.
Порочные- за порочными личностями, святые шли за святыми личностями. И самая высшая Личность-это наш Господь Иисус Христос, Которого хотелось бы увидеть в Царствии Небесном и там быть прославленным. Но к этому нужно приложить свои усилия в тех подвигах, которые мы еще только, кто – начал, кто – начинает. И тоже будешь только начинать. Хотелось бы чтобы ты слушала свою мать духовную, потому что как бы ты велика ни была, но мать духовная, она отвечает за тебя. Ты сама сегодня слышала, положа свою правую руку на Евангелие, что в этом послушании твоем отрицается твоя свободная, порочная воля, и она предается матери, которая доносит через послушание, даемое тебе, до Господа. Когда Господь, испытывая тебя, поймет, что что ты действительно преданна своей матери (а это очень важно), то и благодать Божия быстрее будет, именно вкореняться в твое сердце, в твое сознание и в твои добрые дела.
И хотелось бы, братия и сёстры, понять, что подходит то Время, когда пожелаем принять монашество, но дверь уже будет закрыта. Тогда будет пожатие, и блажен тот, кто сейчас определился. Но это призыв не ко всем, а призыв к тем, кто готов пойти по этому тернистому пути идти за Христом вплоть до распятия, если на это будет Промысел и Воля Божьи, чтобы еще этим в слабом своём теле посрамить дьявола, показать, что в нас живёт Христос. А если в нас Он живет, мы непобедимы. Так что будь непобедимой и тем Ангелом, который, непосред-ственно, должен в лице твоего образа, в своё время прешедши грань этой жизни, взлететь в Царствие Небесное.
Имя тебе дано блаженной, которая подвизалась в 5-м веке В Египте. Она была очень добродетельна, но и с другой стороны, очень греховна. И вот, когда пришел к ней Авва, он сидит и плачет. Служанка приходит и говорит, что там какой-то старичок сидит и плачет Монахи, ходили по Красному морю и находили бисер, она думала, что бисер он принес ей, чтобы купить. Но когда служанка его пустила, он посмотрел на Таисию и еще больше заплакал. Она начала утешать его, а он сказал: «Я вижу на тебе столько мурзиков чёрных, что что ты полностью в них погрязла. Но есть добрые дела, которые могут тебя воскресить. Она встрепенулась и пошла за ним. И когда они ночевали (он возглавие ей сделал в одном месте, а сам отошёл дальше), он открыл очи увидел, что Господь забрал ее душу и она стала Святой. За одну решимость. Она даже, уходя из своего богатого дома, не взяла с собой ничего, даже и указаний никаких не дала! За эту решимость, за эту любовь ко Господу, за эту веру, что есть еще та ниточка, за которую она ухватилась, стала Святой.
Спасайся о Господе, в монашеском звании, сестра!
►►►Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь◄◄ запись закреплена
Проповедь отца Иеронима на женском постриге.
Самое главное, ревность хороша, но когда в ревности нет постоянства, то ревность угасает, она просто обманывая нас уходит в сторону, и мы,
Показать полностью. обольщаясь своими помыслами, домыслами и ложными рассуждениями, еще больше себя, именно, загоняем в угол.Там смотрим уже опустевшими пустыми глазами на всё, и нам уже ничего не хочется, нам уже ничего не нужно, нам кажется, что и мир потух.
Да мир живой! Мы потухли. Чтобы воскреснуть, надо нам вспомнить, что Христос в нашем сердце, что Христос всегда с нами, что Он ждет нашего произволения на подвиг, подвиг разумный.
Хорошо брать подвиги великие, но, если мы не способны на это, если мы не созданы к этому, то да убоимся, чтобы крышка не слетела. А слетит, её потом не найдешь, а если и найдёшь, то она уже бесплодная и засохшая.
Будем брать всё в ту меру, которую Бог нам, каждому, дал по внутреннему устроению и по физическому. Не будем философствовать, что кто-то нес то-то, и я понесу. Да нет! Уж такого не будет. Подвиги, которые совершили Отцы, они неповторимы.
Спасайся о Господе!
►►►Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь◄◄ запись закреплена
Проповедь арх. Иеронима на одном постриге.
Алатырский Троицкий мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий.
К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия.Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви для возрождения монашеской жизни.
В монастыре есть две чудотворные иконы — «Нерукотворный Спас» и Божией Матери Казанская, которые во время закрытия монастыря, хранились в Крестовоздвиженской церкви города.
В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.
За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:
храм Пресвятой Троицы,
храм Покрова Пресвятой Богородицы,
храм Казанской иконы Божией Матери,
храм преподобного Сергия игумена Радонежского,
храм преподобного Серафима Саровского,
храм апостола Варнавы,
храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне.
Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. Подворью принадлежит на праве собственности более 400 гектар земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют поголовье на более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, богослужения проводятся ежедневно,и храм в честь Иверской иконы Божией Матери.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главный храм сооружен в центре монастыря. Изначально он был деревянным, затем в 1748 г. по указу Троицко-Сергиевской Лавры построен каменный храм. Строителями нового храма были Меркурий (Абрамов) и Иоанн(Никольский). Во время расчистки места под каменный храм был обретен гроб с мощами схимонаха Вассиана.
Верхний холодный во имя Живоначальной Троицы освящен в 1754 г. в скором времени была разобрана старая деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, а также ветхая деревянная колокольня. В память об этом образ преп. Зосимы и Савватия теперь находится в иконостасе нижнего Покровского храма (ранее он назывался Богоявленским). Теплая церковь в нижнем этаже каменного Троицкого храма в честь Богоявления Господня была устроена в 1767 г. В это же время пристроена новая каменная трапеза и колокольня. Впоследствии Богоявленский храм упразднен. После пожара в 1775 г. колокольня с двумя колоколами и боевыми часами сгорела, получили повреждения и другие монастырские постройки. Перестройка и обновление соборного храма началась только в 1805 г. во время настоятельства архим. Авраамия (Соловьева). За три года был устроен новый иконостас в три яруса с колоннами и богатой резьбой, вызолоченной на полименте червонным золотом. Началось строительство новой трехъярусной колокольни. В 1814 г. с западной стороны храма устроен придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Летом 1906 г. из-за сильной жары и засухи начались пожары. В монастыре сгорели церкви, колокольня, корпуса и надворные постройки. К 1911 г. трудами о.Гавриила и братии восстановлен весь комплекс монастырских построек.
Архимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне любовь»
Краса дивная русской земли
В небольшом городке Алатыре, что в Чувашии, незримый свет Божественной любви разливается по всей округе от стен древнего Свято-Троицкого мужского монастыря. Неспешно ступаешь по уютным, ухоженным улочкам, а взгляд невольно задерживается на витой архитектуре старинных купеческих особняков, на строгости потемневших от времени фасадов частных жилых домов, овитых свежей весенней зеленью, раскидистыми ветвями цветущей черемухи, и ощущаешь особую благодать, спокойствие и тишину, которые поселяются вдруг в твоем мятущемся сердце.
И вот перед глазами величественный семиглавый Троицкий собор – средоточие духовной силы обители с почти полутысячелетней историей. Летописание ее связано с именем Преподобного Серафима Саровского. В начале XIX века настоятелем Свято-Троицкого монастыря стал Архимандрит Авраамий (Соловьев) вместо назначенного сюда поначалу Батюшки Серафима. Преосвященнейший Павел трижды просил отца Серафима принять обитель под свою опеку, но Батюшка уже готовился тогда к пустынническому житию. Архимандриту Авраамию удалось перенести в Алатырь ту изумительную атмосферу братолюбия, что всегда ощущалась в Саровской пустыни. Были в истории монастыря набеги чувашей, мордвы и татар, были пожары и разрушения, но он вновь и вновь возрождался, отстраивался, преображался и наращивал духовную мощь. Неизменной оставалась жертвенная братская любовь ко всем страждущим и ищущим утешения в церковных стенах. Она и сегодня жива, эта любовь. Ее наблюдаешь каждый день среди монашествующих, видишь, как внимательны насельники к нуждам паломников, к каждому приехавшему за духовной поддерж-кой или обратившемуся с вопросом. И пример искренней, деятельной любви подает сам наместник монастыря Архимандрит Иероним (Шурыгин). Каждое утро после Литургии и трапезы у дверей его келии выстраиваются богомольцы с кучей разновозрастной ребятни, чтобы начать день с благословения любимого батюшки. Отец Иероним радостно и энергично помазывает всех елеем, одаривает конфетками, а затем ведет душеспасительные беседы с духовными чадами. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ставрополь, Нефтеюганск, Самара, Сызрань, Ульяновск – вот неполный перечень городов, названия которых я случайно услышала, ожидая свой черед возле келии батюшки.
Трагическое, святое место
Свято-Троицкий монастырь – ровесник Алатыря. Город заложен в 1552 году по повелению Царя Иоанна Грозного на слиянии рек Суры и Алатыря. В 1748 году во время расчистки места под строительство главного каменного собора в честь Святой Живоначальной Троицы был обретен гроб с мощами подвизавшегося здесь полвека назад схимонаха Вассиана. Время не тронуло тлением ни тела подвижника, ни его гроба и облачения. От мощей начались исцеления, и к монастырю отовсюду потянулись для поклонения жаждущие излечения паломники, – тем и прославилась святая обитель. Слава ее возрастала вплоть до закрытия монастыря в 1929 году. А в 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. И по сей день в пещерном храме во имя Преподобного Серафима Саровского бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно: перед закрытием обители монахи сокрыли мощи. Но братия усердно молятся и верят, что со временем Господь откроет эту тайну.
С 1919 года начался самый трагический период в истории монастыря. Был арестован и отправлен на Соловки настоятель, тихий молитвенник Архимандрит Даниил и в 30-х годах расстрелян там. Монахов всех тоже убили. А в храмах и келиях святой обители расположились баянная фабрика и зона НКВД. Уже в наши дни на территории монастыря были обнаружены останки более трехсот невинно загубленных душ, среди которых – немало детских; все они сейчас бережно погребены. Вся территория монастыря устлана костьми Православных – это трагическое, святое место. В годы войны здесь разместились лыжное производство и табачно-махорочная фабрика, которая просуществовала до 1988 года. Когда в ноябре 1995 года отец Иероним принял обитель под свою опеку, здесь были полное запустение и разруха. От благолепия минувших времен остались лишь остовы полуразрушенных церквей и келий. Трудами наместника и братии монастырь постепенно восставал из руин. Появились благодетели, постоянно помогающие средствами и материалами. Так, в свое время директор одного из уральских заводов пожертвовал на нужды монастыря шестьдесят три вагона кирпича.
В монастыре немало старинных образов, сохранившихся до наших дней. Среди них особо почитаемые – пожалованная Царем Иоанном Грозным икона Спаса Нерукотворного и Четвертаковская Казанская икона Божией Матери, в середине XIX века спасшая Алатырь от эпидемии холеры. С 1998 года действует монастырский Рождественский скит, с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Братия скита обрабатывает 320 гектаров плодородной земли, занимается животноводческим, птицеводческим, рыбным хозяйством, пчеловодством. Сегодня в Свято-Троицком монастыре подвизаются более ста семидесяти насельников. Из них – сорок шесть монашествующих, пятьдесят восемь послушников, два схимника. Около семидесяти человек братии молится и трудится во славу Божию в Рождественском скиту.
Архимандрит Иероним родом из Новороссийска, был преуспевающим молодым человеком. На монашеский путь его направил Архимандрит Иларион, который умер в возрасте ста восемнадцати лет. Этот батюшка был известен в шестидесятых годах тем, что воскресил сына генерала ракетных войск. В Псково-Печерский монастырь, под духовное руководство Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), отца Иеронима благословил его духовник отец Серафим (Тяпочкин). Впоследствии отец Иероним долгие годы подвизался на Афоне, был отшельником в Иудейской пустыне, в Палестине, где питался одной пустынной травой. Со Святой Земли в Россию прибыл по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. С тех пор он здесь.
«Идите путем средним…»
– Отец Иероним, ваш монастырь ежедневно принимает множество паломников. Что подвигает нынешнего человека на поездки по святым местам? Чего ищет он и находит ли?
– Люди к нам едут самые разные: разных сословий, положений, жизненных установок.
Много прибывает любопытных. Но тех, кто по-настоящему желает спастись, совсем немного. Третья категория – блуждающие. Это люди, которые не знают, чего хотят от жизни, у них апатия ко всему, даже к самим себе.
Время сейчас, несомненно, тяжелое. Хотя, казалось бы, все возможно, все дозволено. Но эта вседозволенность и всевозможность завела нас в тупик. Ситуация в России после падения железного занавеса стала развиваться не в том направлении. Люди обратили свои взоры на Запад, а не на свою самобытность и культуру, не на возрождение своей души и укрепление семьи. И все же очень радует сегодня молодежь. Немало молодых людей приезжает в монастырь целенаправленно, чтобы посвятить себя монашеству. Родители их порой недоумевают, иногда негодуют, но со временем, поразмыслив и разобравшись, благословляют детей на монашеское служение.
Несмотря на все сложности современной жизни, мы не лишены надежды. Если разумно, с рассудительностью поливать самые слабые ростки веры, они со временем принесут хорошие плоды, которые будут радовать всех. Но, к сожалению, сейчас пошли какие-то новые течения. И виноваты в этом те люди, которые называют себя Православными, на самом же деле – весьма далеки от этого. Они делают такие выводы, которые не сопоставимы со здравомыслием. Взять хотя бы тех, кто зарылся в Пензенской области. «Подвизаются», считают себя мучениками, ждут конца света. Конец придет, он нас ждать не будет. Считаю, что их поступок – перебор, неправильное понимание сути духовной жизни. Многие изначально взваливают на себя слишком большие подвиги, а потом начинаются у них внутренние брожения. Это неправильно. Подвиги надо брать разумно, по силе духовной, душевной, физической, и нести их. Пусть немного, но постоянно. И при каждом столкновении со скорбями и искушениями всегда благодарить Бога и радоваться. Господь не налагает на нас чересчур обременительных уз, не требует от нас никаких особых подвигов. Напротив, Он призывает нас идти средним путем, и на этом среднем пути мы найдем сокровищницу – тот безценный бисер, о котором сказано в Евангелии. Если мы найдем его и правильно понесем – спасемся.
«Главное для монаха – молитва»
– Как хорошо здесь, в обители! Кто помогал и сейчас помогает вам ее восстанавливать и благоукрашать?
– Непросто все это давалось. Господь посылал нам Свои блага соразмерно нашим скорбям, искушениям, которые мы переносили. Бывало, даже не без ропота внутри души своей. Ропот губит наши дела, но мы, конечно, в этом каялись, старались не допускать его более. И потихоньку, помаленьку Господь располагал и располагает души тех людей, которые желают обители возрождения и помогают своими средствами. Иногда люди приезжают и сокрушаются: вот, вкладывали сбережения в тот или иной храм или монастырь, а результата нет. Тогда я говорю, что они сами в этом виноваты. Надо было начинать с малого. Помогли немного – подождите. Если результат есть – еще помогите. А если никаких изменений не происходит – надо прекращать. Наши же благодетели видят, что все превращается в дело. Мы – монашествующие, а это особое сословие в Церкви. Здесь больше думают об обители, потому что мы одна семья. Главное для монаха – молитва, стремление к достижению любви к Спасителю и ближним своим, людям, которые рядом с тобой находятся, нуждаются в твоей поддержке.
Сейчас часто говорят о конце мира. Конец мира приближается, но и от нас многое зависит. Если обратимся к Богу, покаемся, будем жить благочестиво – конец мира отодвинется по времени. А если будем грешить и отходить от Истины Церковной – сами приблизим этот конец.
– Батюшка, у вас много духовных чад. С чем идут и едут сегодня люди к духовному отцу?
– Я сам несовершенный, и когда даю советы – очень осторожно к этому подхожу. Люди очень разные и порой вложенный в слова смысл понимают весьма своеобразно, а в результате делают неправильные выводы. Поэтому я в конце беседы обычно задаю вопрос: «Как вы поняли?» Выслушиваю ответ, и если что-то не так, подправляю. Все мы ищущие, независимо от того, кто из нас священник, монах или мирянин. Все мы ищем в Церкви спасительного пути, боремся со страстями внутри нас, прилогами вражиими. И если не унываем и твердо стоим на этом пути, – Господь дает нам силу и ту степень духовности, в меру которой мы подвизаемся.
Прежде всего я даю понять, что надо быть строже к себе и снисходительнее к ближним. Если мы рассматриваем пороки других, а собой не занимаемся, тогда мы, считаю, прожигаем жизнь втуне и можем впасть в прелесть или другие искушения.
– Крепка ли сегодня в нас вера? Сопоставима ли с крепостью стен церковных?
– Несмотря ни на что, наша Россия еще удивит весь мир. Когда придет время испытаний, сонм мучеников вновь выйдет вперед и докажет незыб-лемую Истинность Православия.
– Отец Иероним, о чем ваша молитва ко Господу в каждый день и в каждый час?
– Моя молитва о том, чтобы Господь дал мне страх Божий, память смертную, чтобы даровал мне ту любовь, которая помогала бы окормлять ближних. Несмотря на невзгоды, болезни, искушения, принимать народ, наставлять осторожно. Чтобы каждый из нас нес по духовному разумению своему и силе своей тот самый жертвенный подвиг и спасался.
«Спасаться можно в любом месте»
– Проникают ли сегодня в церковную ограду какие-то негативные явления из мира?
– Да. Мир пользуется несовершенством верующих. Несмотря на то, что тот или иной человек священник или монах, в нем тоже есть зачатки греха, с которыми он борется. Одни борются от чистого сердца, прилагая все свои силы, чтобы стать выше духовно. А некоторые, поборовшись, опускают руки и даже ниспадают ниже, чем жили до этого, в миру. Это соблазняет неверующих, безбожников и ищущих повода к соблазну, и такой повод они как раз здесь и находят. Как говорится, в семье не без урода. Конечно, Церковь старается такого брата поддержать, помочь ему. Но если он не хочет, если противится, то тогда Церковь отсекает его. Но не сразу.
– Нынче исполняется девяносто лет убиения Помазанника Божия – Императора Николая II и Его Семьи. Печать этого греха лежит на каждом из нас…
– Я считаю, мы уже покаялись перед Царем, Церковь прославила его в лике святых. И Церковь, и народ омылись за это убийство большой кровью. В лагерях тридцатых годов, в войне сорок первого – сорок пятого годов, и в наши дни тоже. Я юношей в Новороссийске знал великих отцов, которые жили при дворе последнего Императора. Они рассказали, как жили Император, Его Семья, – они умилялись! И все то вздорное, что читаем мы иногда в прессе об Императоре, – искусственно созданный негатив против Царской Семьи.
– Глобализация наступает. Возможно, недалеко уже время, когда из-за биометрии в загранпаспортах некоторые верующие откажут себе в возможности помолиться на Гробе Господнем, посетить святые места за границей…
– Глобализация уже наступила… А что касается поездок – скажу так. Не то важно, в каких стенах ты молишься. В свое время, когда я приехал из-за рубежа, предложил батюшке Иоанну (Крестьянкину) свозить его на Святую Землю, тем более что и возможность такая у меня была. Он улыбнулся и тихонько сказал в ответ: «Спасибо тебе за заботу. Но я когда захочу – помолюсь и там». Мне было очень стыдно за свое предложение, хотя и высказанное от чистого сердца.
Спасаться можно в любом месте, все зависит от того, как мы живем, по-православному ли. Как мы проповедуем свою веру, исполняем ли незыблемые догматы нашей Церкви. А незыблемость их утверждена семью Вселенскими Православными Соборами.
– Как вы относитесь к обращению Епископа Чукотского Диомида?
– Лучше бы он этого не делал. Не надо было ему выступать. Во-первых, несвоевременно. Во-вторых, многие так и не поняли, что же хотел сказать Владыка Диомид. Лучше бы критику он начал с себя. А там, глядишь, понял бы, что не надо ему выходить за тот рубеж, к которому он еще не готов. Все произошедшее лишь дало подкормку тем людям, которые воспользовались ситуацией и начали прославлять его чуть ли не как мученика. Но до мученичества всем нам еще очень далеко, еще неизвестно, как жизнь свою окончим. А смута пошла страшная.
– Батюшка, расскажите о личном своем духовном пути.
– Я не собирался быть ни монахом, ни священником. Много учился. Ради послушания пошел к одному старцу, Архимандриту Илариону. В Абхазии его многие знают. Этот духоносный старец сказал, что мой путь только монашеский. И я пошел по этому пути. Уже тридцать два года в монашестве.
– И по традиции, батюшка, духовный совет читателям нашей газеты.
– Сейчас даже среди Православных много таких, которые мутят народ, пастырей, монахов. И когда меня спрашивают, как вы смотрите на переход на новый стиль Церковного Богослужения, на русский язык, на сокращение молитвенных служб, я отвечаю: отрицательно. Никогда на это не пойду, останусь на том рубеже, который принял от Купели Таинства Крещения, свято и незыблемо.
Из бесед Архимандрита Иеронима с братией:
«Кто научился любить людей, тот полюбит Бога всем сердцем. Кто старается любить Господа, но не любит ближних своих, тот ошибется: Бог не примет его любовь, потому что она не созиждется на тех, кто рядом с ним».
«Человек научился всей премудрости нашей земной жизни: космические корабли летают в космос, плавают по воздуху корабли в виде самолетов, плавают корабли, бороздя водное пространство; как саранча, ползают по земле автомобили, по железке тянутся тепловозы, электровозы с большими составами, управляет человек и компьютером, – а сердцем своим управить не может. Почему? Потому что сердце – это тот особый двигатель, та великая тайна, которую надо познать через самоукорение, через покаяние, через молитву и Богомыслие».
«Суета сует, по притче Соломона, осуетила нас. И порой мы творим дела внешние, а о внутреннем делании забываем. Мы помним о нем, но почему-то нашей современностью оно отодвинуто на задний план. Мне кажется, нужно пересмотреть каждому самого себя и духовное поставить на первое место, а остальное – на второе, то есть переместить. А чтобы переместить, нужна титаническая работа над самим собой, чтобы познать: кто я?»