город с главным храмом ордена францисканцев кроссворд
Тайна «Третьего Ордена»
Продолжая работать над книгой «55», хочу приоткрыть вам тайну, о которой молчат историки и которая не давала мне покоя много лет. Исследуя историю европейского рыцарства, совершив несколько десятков научных экспедиций, я наблюдаю странный феномен: незримая тень Ордена Францисканцев окутала все континенты. Это уникальный случай, когда явление есть, а названия у него нет.
Давайте сначала попробуем разобраться, что из себя представляет Орден Францисканцев на самом деле. Согласно официальной версии, этот орден был создан Святым Франциском Ассизским в далеком 1209 году близ итальянского города Сполето как монашеский нищенствующий орден. Традиционно монахи-францисканцы носят темно-коричневую монашескую рясу, перевязанную веревкой с тремя узлами. Три узла символизируют три обета Св. Франциска: бедность, целомудрие, послушание. На самом деле, никаких достоверных биографических данных о Франциске Ассизском историкам найти не удалось, все описания являются легендами, созданными представителями католической церкви и народным фольклором. По сути, это некий миф или амальгама. Нет никаких доказательств, что Орден Францисканцев был создан именно таким образом.
Но существует и другая версия возникновения Ордена Францисканцев, которая очень легко доказывается при первой поездке на Венецию. Как мы выяснили в одной из экспедиций, Венеция — это колыбель всех орденов. Первый Орден Францисканцев был создан непосредственно на Венеции. Именно там францисканцы создают рыцарский орден Архангела Михаила, который, впоследствии станет Орденом Тамплиеров. То есть, Орден Тамплиеров появился в недрах Ордена Францисканцев. Так же и Орден Доминиканцев был создан Орден Госпитальеров.
Экспедиционный корпус на Венеции, 2019 г.
Официальная история Ордена Тамплиеров тоже очень сомнительная. Считается, что Орден Тамплиеров был упразднён папой Климентом V в 1312 году, а перед этим в 1310, состоялась знаменитая казнь тамплиеров в Париже. Проблема заключается в том, что все попытки исследовать орден тамплиеров заканчиваются тупиком. Очень сложно себе представить, что рыцарей, прошедших войны, с огромными мечами, можно просто прийти, и взять силами городской полиции. Во-вторых, как Орден Тамплиеров мог прекратить свое существование в Париже, если он на тот момент времени присутствовал по всему миру, — тоже не понятно. Даже если в Париже сожгли на костре местное отделение ордена, то в Париж должны были прийти сотни тамплиеров, чтобы отомстить за своих братьев. Но этого почему-то не произошло. По странному стечению обстоятельств, Папа Климент V и король Франции Филип IV неоднократно встречались в течение года после казни тамплиеров. Нужно сказать, что казнь состоялась во дворе того самого Нотр-Дам-де-Пари, и кого сожгли на костре, доподлинно неизвестно.
Как вы отличите тамплиера от не тамплиера, если все вокруг ходят с мечами? Скажете, допустим: «…тамплиеры носили белые балахоны с красным крестом». А если этот балахон снять, то возможности идентификации, соответственно, нет. Есть ещё одно противоречие: тамплиеры также были, якобы, нищенствующим орденом, защищающим паломников, но при этом они считаются основателями первой в истории финансовой системы. Король Франции, к слову, занял у тамплиеров огромную сумму денег. Вероятно, чтобы не отдавать долг, он и затеял сговор с Понтификом, обвинив тамплиеров в дьяволопоклонстве. Более того, о несметных сокровищах «нищенствующих» тамплиеров и францисканцев по сей день ходят легенды.
Первое, что нужно понять — Орден Тамплиеров сам по себе не возникает и не существует, это орден специального назначения. Орден Тамплиеров всегда создается только в интересах какого-то другого ордена. Далее: у тамплиеров кардинально отличается система построения ордена. Это единственный орден в мире, у которого механизм построения ордена это церковь. Это, наверное, один из первых прототипов спецназа, который существовал в известной части истории. То есть, это «специально созданная разведка» в интересах другого ордена. Например, Орден Константина создает в своих интересах орден тамплиеров.
Таким образом, главное заблуждение заключается в том, что не существует единого Ордена Тамплиеров. На разных континентах и в разных странах существовали отдельные ордена тамплиеров, созданные в интересах других орденов. Именно поэтому в Париж не пришли тамплиеры со всей Европы. Но, ситуация и от этого факта не становится понятнее, ведь первый орден, создавший парижских тамплиеров для решения своих задач, тоже не пришел им на помощь. В интересах какого ордена в Париже создавался Орден Тамплиеров, никто не знает.
Вернемся к Ордену Францисканцев и рассмотрим его структуру, так как в этом кроется очень важный аспект. Официально считается, что Орден Францисканцев имеет три линии:
Но на самом деле орден имеет пять линий. У францисканцев также существует женская линия — так называемый, «Второй (женский) орден св. Франциска» или Орден Св. Клары, сподвижницы Св. Франциска, основан в 1224 г.
Пятой линией францисканцев является «Третий орден св. Франциска» (т. н. терциарии) — учреждён св. Франциском около 1221г. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся «Третьим орденом мирян св. Франциска». Членами этой линии ордена были такие личности, как Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.
Таким образом, структура Ордена Францисканцев имеет пять линий:
Именно этот Третий орден меня, как учёного, интересует очень давно. Дело в том, что он незримо существует по всему миру, но в тоже время, его якобы нет. Третий орден — это тайна, над которой я бьюсь долгое время. Это ключ ко многим вопросам истории.
Обратим внимание на интересную закономерность: у францисканцев существует третий орден, и на Юге Италии существует Орден Св. Сантьяго, Орден Иисуса Христа и третий рыцарский орден, о котором никто не знает. Существуют странные гаучо, подразделения, которые осуществляли перевороты в Европе; подразделения, подготовленные на Юкатане, которые были предназначены для переворота власти путем специальных операций. На всё это никто из историков не обращает внимания. Но есть объекты, которые не заметить или отрицать невозможно: в Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна на Канарских островах стоит храм этого Третьего ордена. Кому он принадлежит — непонятно, но это рыцарский, а не монашеский храм. В экспедиции на Юкатан, в Мериде мы тоже обнаружили рыцарский храм Третьего ордена. Должен признаться, я много где видел присутствие этого ордена, но не обращал ваше внимание на это, так как прежде должен был провести определенный этап исследования.

Храм Третьего ордена, г. Мерида, Мексика, Юкатан. 2019г.
Итак, «Третий орден» — это категория ордена, а не название одного конкретного ордена, и таких орденов существует несколько. На Юкатане этот Третий орден назывался именами богов или животных, например, Орден Леопарда, Орден Ягуара. В ЮАР они назывались Цифрами. В Украине они могли называться казаками. Казак — образ слова можно представить «как коза», что имеет место быть: в руках у воина-казака два клинка и он бьет противника, как коза бодается рогами. Если ягуары водятся в Мексике, то в Украине водятся козы, никаких противоречий. Тут я задумался: у нас на Украине не должно быть францисканских монастырей, откуда же они появились, при наличии РПЦ. Начал я исследование с Белоруссии и выяснилось, что францисканцы не просто были на этой территории, а в большом количестве, причём и в Белоруссии, и в Украине. Даже сегодня в Киеве существует резиденция Ордена Францисканцев.
В разных местах этот Третий орден называется по-разному, но бессменным остается то, что это линия Ордена Францисканцев. На первый взгляд, между гаучо, казаками, Цифрами и Ягуарами нет ничего общего. Если только… не заметить стоящую за ними тень Ордена Францисканцев. Когда вы понимаете, все эти «Третьи ордена» созданы францисканцами по всему миру, возникает тень того самого мистического Ордена Францисканцев — «Х»-ордена.
Каковы характерные особенности этого Третьего рыцарского ордена я подробно опишу в книге «55» и в последующей статье. В рамках этой заметки, скажу самое главное. У Третьего ордена есть одна ключевая особенность, отличающая его от других рыцарских орденов: он точная копия монашеского Ордена Францисканцев по структуре внутри. Ни один рыцарский орден не устроен по типу монашеского. (У всех орденов вообще своя иерархия). Третий же орден — это люди, которые малым числом, группами до 40 человек, способны менять власть силовым способом на определенной территории. Вспомните, как один Орден Розенкрейцеров сражался против всей Европы в Тридцатилетней войне и победил. Когда францисканцы создавали гаучо, это были контрпартизанские подразделения, разбиравшиеся с недовольными. Это прототип для Байеровских отрядов в Германии, Зеленых беретов в Америке и службы ПДСС в СССР. Третий орден — это, по сути, секретное подразделение. Неудивительно, что о нем ничего не известно.
Теперь рассмотрим еще одну странность, связанную с Орденом Францисканцев. Францисканский орден в Калабрии не имеет никакого отношения к францисканскому ордену в Палермо. Антонио Матей и его орден Св. Сантьяго связан со своим орденом францисканцев, а на Юкатане был другой орден францисканцев, который готовил Третий орден для своих интересов. У Карла V был свой Орден Францисканцев, который выполнял функцию контрразведки Испанской Империи, а доминиканцы выполняли функцию разведки. Снова получается странная ситуация. Но, вспомним и про Орден Тамплиеров, который не направляется в Париж спасать своих братьев. Дело в том, что никакого централизованного Ордена Францисканцев в классическом представлении не существует, и никогда не существовало.
Вас всегда вводят в заблуждение две вещи — это название и цифры. Никогда не смотрите на название, они могут называться как угодно, главное, что они делают. Не нужно сильно напрягаться, чтобы увидеть повсеместное присутствие францисканцев. О том же свидетельствует мировой кинематограф: одна из ключевых фигур в истории — обязательно монах-францисканец. То есть, можно с уверенностью сказать, что это прототипология, это мировое явление, а не частный случай.
Конечно же, напоследок, ещё один краеугольный факт, связанный с этим таинственным Третьим орденом. При каких обстоятельствах возникали все мировые криминальные традиции? Они возникали в том случае и на той территории, где находился Третий орден, но власть менялась не в их пользу. Они оставались на оккупированной территории и превращались в сильную криминальную структуру. Мексика, Украина, Италия, ЮАР, Россия, Япония, Китай (триада, якудза) — география мировых криминальных структур точно повторяет географию присутствия Третьего ордена. Именно так произошло в Италии, в момент возникновения Мафии, Каморры и Ндрангеты. Эти люди остались на оккупированной территории после воссоединения Италии. Историки не обращают на этот орден внимания. Но даже на Юге Италии он сегодня существует в виде Каморры. Какой была старая изначальная Каморра и что это за орден, никто не знает.
Я давно работаю над этим вопросом и уже собираюсь в очередную экспедицию на Юг Италии, которая состоится в декабре 2019 года. О результатах и новостях, безусловно, буду рассказывать в последующих статьях.
Искренне Ваш,
Доктор Олег Мальцев
Город с главным храмом ордена францисканцев кроссворд
Задание № 1. Разгадайте кроссворд
По горизонтали. 6. Признание священнику в своих грехах. 7. Главная книга христиан. 8. Специальный церковный суд для борьбы с еретиками. 10. Так стала называться христианская церковь на Востоке. 11. Город, из которого прозвучал призыв к Крестовым походам. 12. Организация рыцарей-монахов. 14. Группы средневекового общества, различающиеся своими правами и обязанностями. 16. Город на Востоке, где находится главная святыня христиан. 17. Последняя крепость крестоносцев на Востоке. 21. Участники религиозных походов на Восток. 22. Так именовали в Европе правителя сильного мусульманского государства, начавшего в конце XII века борьбу с крестоносцами. 23. Рыцари-храмовники
По вертикали. 1. Так стала называться христианская церковь на Западе. 2. Рыцари-монахи ордена, главной целью которого была борьба с еретиками. 3. Налог в пользу церкви. 4. Противники церкви, считавшие главным источником веры тексты Священного Писания. 5. Центр еретического движения в Южной Франции. 9. Грамота об отпущении грехов. 13. Рыцари-монахи одного из орденов, заботившиеся о странниках и больных. 15, Монахи-проповедники одного из нищенствующих орденов. 18. Замок на севере Италии, где произошло примирение двух могущественных противников. 19. Прозвание императора Священной Римской империи, участника Третьего Крестового похода. 20. Непреложные истины христианской веры
Ответы по горизонтали. 6. Исповедь. 7. Библия. 8. Инквизиция. 10. Право-славная. 11. Клермон. 12. Орден. 14. Сословия. 16. Иерусалим. 17. Акра. 21. Крестоносцы. 22. Саладин. 23. Тамплиеры
Ответы по вертикали. 1. Католическая. 2. Доминиканцы. 3. Десятина. 4. Еретики. 5. Альби. 9. Индульгенция. 13. Госпитальеры. 15. Францисканцы. 18. Каносса. 19. Барбаросса. 20. Догматы
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Статистика
Св. Франциск Ассизский на картине Ф. де Сурбарана
Францисканцы ( «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.Датой основания ордена принято считать момент устного утверждения устава папой Иннокентием III в 1209 году.В 1223 году папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.
В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались верёвкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».
Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII—XVI веков, пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.
Францисканский символ на фасаде базилики Санта-Кроче (Флоренция)
В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Свете и в странах Востока.
Convent of the Grey Franciscan Sisters in Roeselare, gothic 16th century stepped gable
В XVIII веке у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазных революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.
Орденское одеяние — тёмно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.
Ветви францисканского ордена
В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:
Орден меньших братьев, O.F.M.
Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)
В 2015 году Орден меньших братьев насчитывал 13 632 монаха, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 233, Орден меньших братьев капуцинов — 10 598.Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 28 тысяч человек.
Franciscano Autor: Guido Mondin Técnica: óleo sobre tela Dimensões
В 1517 году папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов.Орден капуцинов — основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признан самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году.
В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния.Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.
Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный орден составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.
Франциск Ассизский. 1224–1228
Фреска. Монастырь св. Бенедикта в Субиако, Лацио
Assisi San Francesco
Теперь – о францисканцах как заказчиках. То, что в базилике Сан-Франческо в Ассизи работали крупнейшие мастера Проторенессанса, говорит как раз о том, что, несмотря на то, что все начиналось с бедности, францисканцы были очень чувствительны к искусству и к красоте. Многие произведения, которые мы знаем, были заказаны ими.
Св. Франциск и сцены из его жизни. 1235
Художник – Бонавентура Берлингьери (итал. Bonaventura Berlinghieri, ок. 1210–1287). Церковь Св. Франциска, Пеша
Во-первых, появляется особая иконография самого святого Франциска – это изображение в Субиако, к этому монастырю Франциск имел отношение, – 1235 год. Буквально прошло совсем немного со смерти святого Франциска, а уже появляется иконография житийных сцен Франциска, на которую потом отчасти ориентировались другие художники, потому что эти два произведения написаны по памяти людей, которые хорошо знали, как выглядел Франциск. Иконография Франциска формируется практически его современниками.
Распятие из Сан Дамиано. Ок. 1100
Неизвестный художник. Церковь Санта Кьяра, Ассизи
Крест, перед которым в Сан-Дамиано он получил откровение «иди и восстанавливай Мою Церковь», послужил отправной точкой процесса иконизации распятия, когда соединяются иконная форма и форма распятия. И вот как раз крест в Сан-Дамиано относится к таким, где соединено много сюжетов – не только предстоящие, но и ангелы, и восхождение Христа на небеса и т.д.
Молитва в Сан Дамиано. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Мы можем говорить об особом францисканском искусстве. Заказчики были в то время людьми, которые формировали вкусы, а не просто давали деньги или предоставляли свое помещение. Об этом как раз свидетельствует церковь Сан-Франческо в Ассизи – базилика святого Франциска. А сам монастырь называется Сакро-Конвенто. Это был главный храм францисканцев.
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи
Сам город Ассизи, где родился и провел бо́льшую часть своей жизни святой Франциск, хотя путешествовал по Италии, бродил со своей общиной. Это провинция Перуджа, регион Умбрия. Это средняя Италия, с очень красивым пейзажем. Когда я в первый раз попала в Ассизи, то поняла, что только тут мог родиться такой замечательный поэт и мистик. Он же еще и прекрасный поэт. Его молитвы, его гимн Солнцу – это первые произведения, написанные на итальянском просторечии.
Епископ Понтано и св. Руфин. Ок. 1308
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины, Ассизи
Свою истории Ассизи ведет от небольшого поселения, которое было основано в 1000 г. до н.э., а в V в. Умбрия населяется этрусками. Это очень древнее место. Здесь большой археологический слой и находят много чего интересного. Спустя век, господство этрусков сменилось римской властью, и именно в период господства римлян место и было названо Асиссио, превратившееся потом в Ассизи.
Бюст-реликварий Фридриха I Гогенштауфена. 1155–1171
Сокровищница церкви Иоанна Евангелиста, Каппенберг
К III в., то есть достаточно рано, жители Ассизи приняли христианство благодаря усилиям Руфина Ассизского, впоследствии ставшего епископом города. Один из главных храмов как раз и называется Сан-Руфино – посвященный святому Руфину. Кстати, сохранились античные постройки в этом городе, что тоже очень интересно. То есть, античность была для них реальностью – они видели ее, и снова к ней вернулись.
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи
В XII в. Ассизи был покорен Фридрихом I Гогенштауфеном в ходе второго итальянского похода. Он очень многое сделал для города, не просто его покорил. Он развивал его. Появление здесь в XIII веке удивительного святого, который перекроил сознание многих людей, тоже симптоматично.
Церковь Сан Франческо
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи
Монастырь Сакро-Конвенто основан на скалистом обрыве между реками Тешо, протекающей с севера, и Сполето с юга за пределы средневекового города. Франциск сам не хотел жить в городе, он все время уходил в окрестные селения и далее. И орден тоже после его смерти стал обосновываться за пределами города. Франциск завещал себя похоронить тоже не в пределах города. Строительство базилики началось благодаря тому, что там должно было быть захоронено тело основателя ордена.
Церковь Сан Франческо и памятник св. Франциску
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи
В XIII в. монастырь основывается, а в XV в., в правление папы Сикста VI, монастырь значительно расширяется. Он стал использоваться как летняя резиденция понтификов. Вот так высоко ценили этот монастырь уже через два века.
Церковь Сан Франческо
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи
Строительство храма началось в 1228 году, вскоре после смерти святого Франциска и его канонизации. Франциск умер в 1223 году, то есть строить начали буквально через 5 лет после смерти Франциска. Основной храм является двухэтажным. Верхний ярус, или верхняя церковь – это видимая часть здания, она возвышается над холмом. А нижняя церковь, скрытая рядовой постройкой монастыря, видна только тогда, когда вы заходите со стороны площади.
Перед монастырем поставлена уже современная статуя, но она очень характерная – статуя Франциска, как он вернулся из военного похода, израненный и истерзанный мирской жизнью. Это поставило точку его мирской жизни, и после этого он отдал себя на служение Христу. Франциск приходит, поникший на лошади, в полном вооружении, и преклоняется перед Церковью, перед Христом. С этого времени начинается его новая жизнь.
Гробница св. Франциска
Крипта Нижней церкви Сан-Франческо, Ассизи
С нижней площади – вход в нижнюю базилику. Даже сама по себе конструкция такого сложного ансамбля очень интересна. Она тоже показывает новое развитие архитектуры этого времени. Внешне фасады выглядят очень по-романски, а внутри конструкция ближе к готической. Вот эта скрытая готика часто встречается в это время в Италии. В этой церкви это особенно хорошо видно.
Гробница св. Франциска
Крипта Нижней церкви Сан-Франческо, Ассизи
Камень в основание постройки торжественно заложил 7 июля 1228 года папа Григорий IX, хотя к этому времени работы по фундаменту уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илья Бомбардони. Он был одним из францисканцев первого призыва. Он упоминается в «Цветочках», то есть в житийном цикле о Франциске. Ему это было доверено, потому что он имел опыт строительства для крестоносцев в Сирии. Он тоже успел побывать в крестовых походах. Первые францисканцы – это люди довольно высокого звания из богатых горожан или даже рыцарского сословия. И многие из них побывали в крестовых походах, в том числе и сам Франциск.
Внутренний дворик церкви Сан-Франческо, Ассизи
Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году, и на Троицу 25 мая сюда было перенесено, как говорят современники, нетленное тело основателя ордена и здесь было похоронено. До этого оно было похоронено в церкви св. Георгия. Теперь – это базилика св. Клары. Несколько лет пролежало там. Потом мощи обрели, и они были положены в специальной капелле.
Св. Франциск. 1285–1288
Фрагмент фрески. Художник – Чимабуэ (итал. Cimabue, ок. 1240–1302). Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи
Св. Франциск и св. Клара. Ок. 1290–1300
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Это целая идеологическая конструкция. То есть в основание монастыря, двухэтажной базилики, в самом нижнем ярусе лежит тело основателя. Мы знаем, что храмы строились на мощах мучеников. Здесь лежит тело основателя, и вот на нем начинает строиться многоплановая, многоуровневая постройка. Это был символ самого францисканского ордена, потому что он тоже разнообразный, многоплановый, у него есть несколько ответвлений, три ветви: мужская, женская и мирянская. Еще внутри есть ответвления на капуцинов, на миноритов, на конвентуалов и т.д. То есть это очень сложноорганизованный орден.
Св. Антоний и св. Франциск. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи
Внутри есть несколько еще средневековых, но интересных и ренессансно оформленных внутренних двориков, которые предназначены для уединенных молитв.
Интерьер Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи
И, конечно, все художники, которые здесь работали, отметились портретами Франциска так, как они его видели и понимали. Вот «Франциск» Чимабуэ. Вот «Франциск и Клара» Джотто.
А вот «Франциск и Антоний», написанные Симоне Мартини. Как видите, каждому художнику дана свобода. Поэтому, конечно, вклад францисканцев в историю Ренессанса велик, его нельзя преуменьшать. И самой идеологией ордена они поменяли для многих картину мира. И были вот такими заказчиками и разработчиками больших циклов произведений.