город с храмом шивы
Храм Шивы Натараджи
Чидамбарам был когда-то одной из столиц царей династии Чола. В этом центре культа Шивы и священного танца, «бхарата-натьям», лучше всего побывать в декабре или в июне: именно в это время, освященное традицией, происходит обряд поклонения, одному из символов Шивы, Акаша-лингаму (Лингам эфира), который символизирует Шиву Натараджу, исполняющего вечный танец творения и уничтожения мира.
Город известен также под названиями Тиллаи, Перумпарапу-лиюр, Пундарикапурм и другими; все они указывают на святость этого места, а красноречивее всего об этом свидетельствует большой храм, посвященный Шиве Натарадже, «Царю танца», который построил между II и V столетиями один царь, чудесным образом излечившийся от проказы после купания в святом водоеме Шивы.
Этот монарх пригласил из Кашмира одного авторитетного брахмана, преданного Шиве, вместе с тремя тысячами учеников, которые привезли с собой в Чидамбарам различные хореографические техники и миф о танцующем Шиве. Рассказ о танце Шивы в «Пушпаданта Махимна» известен в таких словах:
Под тяжестью Твоих ног, когда Ты танцуешь, о Шива, начинает дрожать земля. Когда твои длинные руки, подобно железным столбам, обнимают вселенную, страхом объят весь небосвод с его звездами и планетами. Небесные пределы содрогаются от ударов твоих взлетающих, заплетенных в косички волос. И все-таки, о Шива, Ты танцуешь ради сохранения вселенной!
Символика алтаря храма Шивы
В алтаре своего храма четырехрукий Шива Натараджа изображен стоящим: левая нога попирает карлика Мулаяку, который символизирует человеческие страсти, другая нога приподнята как бы для того, чтобы облегчить бремя страдающего человечества. В двух руках Шива держит пламя, пожирающее все желания, и двусторонний, обтянутый кожей барабан, «дамару», который задает ритм танцу Шивы. Правая рука держит змею, а левая опущена вниз и указывает на землю. В его спутанных волосах, украшенных черепом и лунным серпом, запутались воды Ганги.
Шива окружен большим огненным ореолом, который означает орбиты солнца и планет, это объясняется тем, что своим танцем Шива уничтожает страсти. Эта фигура Бога Шивы получила много толкований, Ананда Комара Свами в своей книге «Танец Шивы» пишет: «Она (статуя Шивы) обозначает пять деяний («панчакрийа»), а именно: Творение («шришти»), его Сохранение («ститхи»), его уничтожение («самхара»), пелену иллюзий («тиробхава») и, наконец, милосердие Бога Шивы («ануграха»). »
Шива Лингам эфира и те, кто ему преданно служат
В алтаре статую Шивы Натараджи отделяет от лингама эфира («акашалингам») занавеска, которую снимают только во время определенных церемоний. Лингам, поскольку он сделан из эфира, невидим и остается тайной храма Шивы Натараджи: говорят, что он существует реально, но ни один человек не может его увидеть обычным зрением.
На стенах храма Шивы изображены 108 поз («карана»), традиционно обязательных для танца Шивы, который исполняют здесь Девадаси, или служанки Бога, однако, по мнению некоторых толкователей, здесь показаны только девять из этих поз вместе с разными вариантами.
В храме Шивы Натараджи, огромном, как большинство культовых сооружений дравидов, имеется, кроме алтаря, или святилища, большое огороженное пространство, которое украшают четыре высоких «гопурама». Внутри находится «мандапа», или зал, в данном случае предназначенный для танцев и театральных представлений, маленький храм «девяти планет» («наваграха») и длинные ряды высоких каменных колонн, которые раньше, по всей видимости, поддерживали полотняные балдахины, защищавшие участников церемоний от солнца.
Они исповедовали форму «бхакти», безусловной преданности Богу Шиве, основанную на изучении «Пуран», и сочиняли песни и гимны, проникнутые мистицизмом; примерно 800 из этих сочинений дошли до наших дней благодаря компиляции, которую сделал в IX веке известный поэт Намби Андар Намби. Написанные ими гимны до сих пор поют на юге полуострова во время праздников, посвященных Шиве. Их жизнь, описанная в «Перьяпуранаме», окружена легендами, которые порой сильно разнятся в разных текстах, но всегда в них присутствует изысканная и неодолимая любовь к Господу Шиве.
Что бы заказать тур в храм Шивы Натараджи с перелетом из Москвы, вы можете позвонить нам по телефонам 8 (495) 608-86-81, 8 (495) 608-60-84, 8 (495) 979-62-20, 8 (901) 519 62 20 или написать на почту. Наши менеджеры ответят на все ваши вопросы.
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Туры в Чидамбарам 2021
Авторские туры в Чидамбарам 2021
Небесный свет Индостана
Экскурсионные туры в Чидамбарам 2021
Жемчужины Юга Индии
Виды туров в Индию
С Чидамбарам выбирают
Места
Аюрведа-лечение в Индии
доступно прямо сейчас!
Популярные статьи
Сердце Чолов
Тамильское название города Танджавур связано с легендой о демоне Танджане, который некогда терроризировал.
Верная богиня
Каджурахо
Каджурахо. Однажды прекрасной лунной ночью дочь святого Хемвати купалась в пруду недалеко.
Храм просветления Будды
Бодхгая. В священных книгах буддизма сказано, что для буддиста есть на земле четыре места.
Написать отзыв
Ссылки в нижнем колонтитуле
Связь
Нужна консультация?
Звоните сейчас!
Настоящая Политика конфиденциальности регулирует порядок обработки и использования персональных данных физических лиц, использующих Сайт https://om-tour.ru/ _____ООО «ОМ тур»_____(далее — Оператор).
Передавая Оператору персональные данные посредством использования Сайта, Пользователь дает свое согласие (добровольное и бессрочное) на использование персональных данных на условиях, изложенных в настоящей Политике конфиденциальности. Данное согласие является сознательным. Пользователь дает согласие на обработку персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие не является письменным, так как Оператор не обрабатывает специальные и биометрические персональные данные. Согласие дается в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О персональных данных».
Если Пользователь не согласен с условиями настоящей Политики конфиденциальности, он обязан прекратить использование Сайта.
Безусловным акцептом настоящей Политики конфиденциальности является начало использования Сайта Пользователем.
Оператор может обновлять Политику по мере необходимости. Рекомендуем Пользователям периодически проверять актуальность данной Политики. Продолжая пользоваться Сайтом после изменения Политики, Вы подтверждаете согласие с внесенными изменениями.
Чидамбарам – мистический храм танцующего Шивы
Чидамбарам – город в Тамил-Наду, который является одним из самых сакральных мест Индии. Это старинный храмовой город, расположенный в 150 милях от Мадраса. Здесь до сих пор проводят ритуалы в древней ведийской традиции.
Главная святыня Чидамбарама — храм Натараджа, посвященый воплощению бога Шивы, который исполняет танец Ананда Тандава («танец радости» Шивы), имеющий важный сакральный смысл. В движениях этого танца скрыты не только основы мироздания, но и законы существования окружающего мира. Храм был возведен в незапамятные времена, первые упоминания о нем датируются VI веком до нашей эры. Согласно индийским мифам, храм был построен значительно раньше.
Легенды гласят, что свой первый танец, который и положил начало всей цивилизации, Шива танцевал именно здесь, в Чидамбараме. Танец состоит из 108 движений, в которых и заключена информация о законах бытия. Все эти движения изображены на барельефах индийского храма. Считается, что тот, кто сможет точно повторить танец Шивы, сможет постигнуть все секреты мироздания.
Согласно легендам, как первый, так и последний танец Шива также должен станцевать в Чидамбараме. Но это будет означать конец мироздания. А чтобы этот конец не наступил, танец Шивы постоянно охраняют жрецы храма – дикшитары.
Это особая каста жрецов, которая посвятила всю свою жизнь служению в храме. Они ведут замкнутый образ жизни, скрывая при этом свои древние знания от остального мира. Сами они считают, что их предки когда-то спустились на землю с небес вместе с Шивой, поэтому некоторые называют дикшитаров пришельцами. Служители храма не похожи ни на один народ Индии, носят своеобразные прически, поэтому легко узнаваемы, их можно узнать по косичке в передней части головы.
Знания дикшитаров до сих пор не изучены, поскольку Чидамбарама – единственный индийский храм, у которого нет никаких письменных памятников и документов. Дикшитары не имеют (или не демонстрируют) письменности, себя считают потомками цивилизации, пришедшей в эти места вместе с Шивой.
Согласно местной легенде, царь Хиранияварман совершил сюда паломничество из Кашмира, чтобы излечиться от проказы. Совершив омовение в храмовом пруде ШиваГанг, он полностью излечился. В благодарность за выздоровление он расширил храм. Кроме того, привез 3000 брахманов из клана Дикшитар, чьи потомки и поныне остаются жрецами храма. В наши дни в Чидамбараме живет около 250 семей дикшитаров.
Одна из местных легенд гласит о том, что когда-то местной покровительницей была богиня Кали. Но однажды сюда спустился Шива для того, чтобы станцевать для двух великих святых. Кали эта идея не понравилась, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Они договорились, что тот, кто проиграет, вынужден будет уйти. Судьей танца стал сам Вишну.
На протяжении долгого времени никто из участников поединка не уступал другому. Пока Шива не сделал свое коронное движение «вертикальный шпагат» – ногу запрокинул за голову. Этого Кали повторить не смогла из-за скромности – и проиграла. Она покинула это место, а Шива остался здесь навсегда, получив имя Натараджа — «владыка танца».
В южной Индии всего 5 храмов, символизирующих стихии. Каждый посвящён какой-то одной — земле, огню, воздуху, воде. А храмовый комплекс Чидамбарам посвящён 5— самой тонкой и всеобъемлющей стихии — Акаше, которая пронизывает всю вселенную и в которой, как утверждает древнейшая ведийская традиция, заключена энергия Творения всего на свете. Поэтому каждая деталь храма открывает посвящённому самую суть природы вещей.
Крыша храма выполнена из чистого золота, ее украшают девять ступ. Эти ступы олицетворяют, по одной версии – девять отверстий человеческого тела, по другой – девять составных частей Вселенной. Крыша состоит из 21600 черепиц – это число вдохов человека за сутки. Черепицы в свою очередь удерживаются при помощи 72 тысяч гвоздей – как 72 удара человеческого сердца за минуту. Крышу поддерживают 64 деревянные балки – в честь 64 видов искусств, которыми необходимо овладеть человеку для получения власти над другими.
Считается, что в храмовом комплексе Чидамбарам хранятся несметные сокровища, которые жертвовались храму на протяжении долгих веков правителями многих династий. Золотые ноги Шивы и его бриллиантовая диадема — не единственное сокровище храма. За долгие годы храм накопил немало ценностей. Его одаривали императоры династии Чолов, ему подносили драгоценности местные раджи. Индийские купцы Ост-Индской компании отсчитывали ему золотые монеты, английские губернаторы щедро оформляли храму владельческие права на земли и целые деревни.
Поэтому крыша главного святилища храма сверкает чистым листовым золотом, а статуи богов украшены жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами. Триста лет назад раджа Рамнатха подарил храму невиданные зеленые рубины. До сих пор никто так и не смог их оценить. Говорят, что храм владеет ценностями на миллиарды долларов. Главной достопримечательностью храма является фигура танцующего Шивы, вырезанная из единого куска сиреневого рубина.
Богу Шиве посвящены два важных праздника: один отмечается в июне, а другой — в декабре. Каждый из них длится 10 дней, и на девятый день богов вывозят в город на колеснице. Эта деревянная колесница декорирована богатой резьбой, и тысячи людей тянут её к месту назначения со всей силой своей веры. На десятый день проходит даршан (благословение) через появление танцующего Шивы во всем его величии, выходящего из зала тысячи колонн.
Из рассказов путешественников, побывавших в Чидамбараме, посещение храма оставляет верующих в состоянии экстаза, с таким чувством, будто они действительно увидели «космический» танец Шивы.
Чидамбарам почитается как город эфирного (невидимого) лингама (Akasha-linga), представленного в виде кристалла (sphatika lingam), находящегося в Чит Сабхе или Чит Амбарам (отсюда происхождение названия города, которое можно перевести как «поле знания») – главном святилище храмового комплекса Шивы-Натараджи. Этот один из наиболее священных храмов Шивы занимает территорию в несколько квадратных километров в центре современного Чидамбарама и является уникальной культурной достопримечательностью Индии. Другие Панча Бхута Стхалы (группы храмов, олицетворяющих элементы) разбросаны по югу Индии: Тируваннамалай — огонь, Канчипурам — земля, Шрикалахасти — воздух, Шрирангам — вода.
Храм Натараджи в Чидамбараме, легенды и мифы
Считается, что современный облик храм Натараджи приобрел в XII – XIII веках под покровительством династии Чолов. Однако первые упоминания о нем уже встречаются в письменных источниках как минимум с VI века до н.э. В Канда Пуране, тамильской интерпретации классической Сканда Пураны, написанной Кашьяпа Шивачарьей в Канчипураме, Чидамбарам имеет столь же важное значение для шиваитов, как и гора Кайлас в Тибете, и называется Бху – Кайлас, «Кайлас на Земле».
Согласно одной из версии легенды, Шива и Кали соревновались в искусстве танца в лесу неподалеку от Чидамбарама. В кульминационный момент Шива поднял ногу, приняв Натараджасану — позу, в которой он и почитается, как Натараджа. Женская скромность не позволила Кали повторить танцевальную позицию. Таким образом, Шива выиграл состязание, получив имя Натараджа — владыка танца.
В другой версии рассказывается о том, как однажды Шива со своей супругой пришел в лес, где жили мудрецы, считающие, что при помощи мантр и волшебства они могут контролировать богов. Решив доказать свое мастерство, риши при помощи магии наслали на Махадэва нагов. Наги не причинили Шиве никакого вреда, а, обвившись вокруг его шеи, стали одним из символов могущества Рудры. Рассвирепев, риши призвали могучего демона — карлика Муялаку (Апасмару), олицетворение невежества и тьмы. Шива стал на демона ногой и исполнил космический танец (tandava nritya) ананда–тандава, явив мудрецам свою истинную форму, изначальная сущность которой находится за пределами ритуалов и колдовства любых мудрецов.
Тандава (тамил. «танду» – прыгать, танцевать) – танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Из 7 (иногда называют 9) разновидностей тандавы наиболее знаменита ананда-тандава («танец радости»), экстатический танец, символизирующий единство функций Шивы: создание мира, его охранение, разрушение, сокрытие (тайны), милосердие. В иконографии ананда-тандавы Шива представлен с четырьмя руками, с поднятой до половины тела левой ногой. Полусогнутая правая попирает демона невежества карлика Муялаку. В руках Шивы – барабанчик-дамару и огонь. На голове – павлиньи перья, полумесяц, череп, в волосах течет Ганга. Иногда фигуру окружает полукольцо из языков пламени.
Храм Натараджи, святыни и достопримечательности
В святилище находится один из 5 танцевальных залов (pancha-sabha) Шивы-Натараджи – Золотой зал (kanakasabha). Серебряный зал (rajatasabha) расположен в Мадураи, Рубиновый (ratnasabha) в Тируваланкаду (Танджавур), Медный (tamrasabha) – в Тирунельвели и Живописный (chitrasabha) – в Кутралам.
Ближайшие к стенам комплекса (площадь – 22 га) улицы называются «улицами колесниц». По ним в период проведения 10-дневных храмовых фестивалей в тамильские месяцы маргажи (дек. – янв.) и ани (июнь-июль) на девятый день торжественно провозятся храмовые колесницы с идолами богов Шивы, Парвати, Винаяки, Сканды (Муругана) и Чандикешвары. Во время фестиваля Maha Shivaratri в феврале-марте устраивается 5-дневный фестиваль классического танца Natyanjali Classical Dance Festival. В это время к храмовому комплексу приходит особенно много людей.
Каждый день в главном святилище, включающем святилище Чит Сабху (Chit Sabha) и павильон Канака Сабха (Kanaka Sabha, или Ponnambalam), проводится 6 богослужений (пуджа), в ходе которых совершается помазание (абхишека) кристаллического лингама.
Иностранные туристы допускаются только до Канака Сабхи. Мужчины-индусы, желающие войти в Канака Сабху, должны обнажиться по грудь. Проход в Чит Сабху разрешен только жрецам. Иностранные туристы могут только заглянуть в Канака Сабху, где, как считается, Шива исполняет свой танец.
Согласно местной легенде, царь Хиранияварман совершил сюда паломничество из Кашмира, чтобы излечиться от проказы. Совершив омовение в храмовом пруде ШиваГанг, он полностью излечился. В благодарность за выздоровление он расширил храм. Кроме того, привез 3000 брахманов из клана Дикшитар, чьи потомки и поныне остаются жрецами храма.
В наши дни в Чидамбараме живет около 350 семей Дикшитаров. Они рассказывают, что их предки переселились в Чидамбарам вместе с Шивой-Натараджей, которого считают членом своего клана. Дикшитаров можно узнать по косичке в передней части головы.
По другой легенде, у царя из династии Чола, правившего в X в., было видение Шивы, танцующего у местного храма. Он решил построить для Шивы специальный золотой зал (Канака Сабха). С тех пор бог почитается здесь в образе Натараджи, или «Царя танца». Историки датируют этот павильон XII–XIII вв.
У Канака Сабха и святилища Чит Сабха необычная для индуистских святилищ форма сельских хижин, крыши которых покрыты, однако, не соломой, а золотыми пластинами. Отдельные части Канака Сабха получили символическое значение. При строительстве павильона использованы 64 деревянные балки – по числу известных в Индии видов искусства. 21 600 пластин, лежащих на крышах, соответствуют числу вдохов, которое, согласно индийским представлениям, человек делает в течение дня. 72 тыс. гвоздей, которыми они закреплены, соответствуют нади (венам и нервным окончаниям): ощущая их, аюрведический доктор диагностирует болезнь. 9 золотых наконечников-калаша на гребне крыши соотносятся с 9 шакти (природными энергиями). 18 колонн Канака Сабхи символизируют 18 сказаний-пуран, 5 серебряных ступеней – 5 шиваитских мантр (панчакшара).
Во время пуджи в Канака Сабхе можно услышать одуваров, наследственных исполнителей религиозных гимнов из небхрахманских каст. Исполняемые ими гимны входят в комплекс шиваитской поэзии бхакти на тамильском языке «Деварам» (букв. «Гирлянда богу»). Их авторы – знаменитые шиваитские поэты-наянмары Аппар, Сундарар, Самбандар и Маниккавачакар. Статуи этих святых установлены в тех надвратных башнях-гопурах, через которые они некогда входили в храм: статуя Аппара – в западной гопуре, Сундарара – северной, Маниккавачакара – восточной и Самбандара – в южной.
В святилище Чит Сабхе установлены пять панчалоха-идолов (то есть сделанных из 5 металлов – золота, серебра, меди, свинца и цинка): Шивы-Натараджи, его супруги Шивакамасундари, сыновей Винаяки и Сканды-Муругана, божественного помощника Шивы – Чандикешвары, а также кристаллический (спхатика) лингам. Слева от Чит Сабхи расположено пространство, скрываемое занавеской. За занавеской находится Чидамбара Рахасьям (Chidambara Rahasya) – «Секрет Чидамбарам». Во время совершения аарти (обряд, сопровождаемый звоном колокольчика, приношением благовоний и огня, чтением мантр) занавеска слегка отодвигается в сторону, и на мгновение можно увидеть гирлянду золотых листьев священного для шиваитов дерева бильва (Aegle marmelos) на дальней стене (ее называют «чакрой на стене»). Этот образ толкуется как «бог бесформенного пространства». Считается, что занавес, отождествляемый с невежеством, скрывает невидимый Акаша-лингам. Этот образ понимается, что бог находится не где-либо, а только в человеческом сердце.
У главного святилища собственное ограждение, в которое кроме Чит Сабхи и Канака Сабхи входит святилище бога Вишну – Говиндараджи (Govindaraja Perumal Koyil, XVI) в юго-западном углу. Вишну здесь возлежит на змее Адишеша. Рядом с ним представлены его супруги Шридеви и Бхудеви. В пракарам установлены две огромные ступни Вишну (tiruvatikal). Жрецы этого святилища не относятся к клану Дикшитаров и не всегда ладят с последними.
К востоку от главного святилища находится Дева Сабха (Deva Sabha, букв. «Божественный павильон»), где хранится храмовая бронза, используемая во время церемоний, и располагается администрация храмового комплекса.
К юго-западу от Чит Сабхи в Нритья Сабхе (Nritya Sabha, XIII, букв. «Танцевальный павильон») хранится коллекция храмовой скульптуры. Павильон стоит на двойном фундаменте, украшенном фигурками не только танцоров и небожителей, но и простых людей, дикшитаров и даже нага-садху. В нише установлен идол Шивы в образе бродячего нищего (Бхикшатанамурти).
В юго-западной части храмового комплекса находится святилище сына Шивы Мукуруни Винаяки (Mukuruni Vinayakar, Ганеши), в котором установлен идол бога высотой 2,4 м. Прихожане верят, что он способен отвечать на их молитвы. Напротив Южных ворот комплекса расположен павильон ваханы (средства передвижения) Шивы – коровы Нанди.
Западная гопура, через которую обычно входят в комплекс, считается самой старой (около 1150 г.). За ней слева находится храмовый пруд Шиваганга (Shivaganga). Считается, что питают его 7 священных источников. От разбитой колонны на краю водоема можно увидеть все четыре гопуры.
В северо-восточном углу стоит самое большое здание комплекса – Раджа Сабха (Raja Sabha, «Царский павильон», XIV–XV), известное также как «зал 1000 колонн». Легенда утверждает, что настоящих колонн – 999, а тысячная – нога Шивы. В действительности колонн – 984. На 10-й день храмовых фестивалей сюда обычно приносят идолы богов Натараджи и Шивакамасундари для проведения церемонии помазания (абхишека).
В святилище супруги Шивы – богини Шивакамасундари (Shivakamasundari, XII) помимо изваяний танцующей богини в северо-западной части храмового комплекса есть алтарь божества, идол которого встречается редко. Это Читрагупта – секретарь бога смерти Ямы. Он ведет учет хороших и плохих дел людей.
Также стоит увидеть храм Анандешвары, украшенный весьма необычными барельефами, отличающимися от традиционной индуистской иконографии.
К северу от святилища Шивакамасундари расположено святилище второго сына Шивы Субрахманьи (Subrahmanya, XIII). Высота его идола, как и идола Ганеши, около 2,4 м. В святилище есть изображения сцен из Сканда-пураны, рассказывающей о деяниях этого бога.
Важность танца в Чидамбараме подчеркивается барельефами с изображениями танцующих фигур внутри восточной и западной гопур. В них представлены панели, демонстрирующие 108 танцевальных поз (карана). Каждая фигурка танцора (высота около 23 см) на панелях в восточной гопуре храма Натараджи установлена в отдельной нише. Фигурки представляют также основные позы танца Бхаратнатьям.