городец феодоровский монастырь фото

Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь

Мiръ Россия Нижегородская область Городец Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь

городец феодоровский монастырь фото

Богородице-Феодоровский Городецкий монастырь основан в начале XIII века, здесь принял постриг и скончался Александр Невский. Принадлежит Городецкой епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — 27 марта и 29 августа (Феодоровской иконы Божией Матери).

Содержание

История [ править ]

Первый монастырь [ править ]

Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастыря в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств:

Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло. См. также: Легенды обретения Феодоровской иконы Божией Матери в XIII веке

Икона в монастырь уже не вернулась, но сюда был помещён чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви Существует легенда о том, что монастырь основал святой князь Георгий Всеволодович в 1220-х годах, хотя, возможно, монастырь был в то время отстроен заново.

В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.

Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами.

Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века], или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.

Второй монастырь [ править ]

Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. Инициатором события стали церковные старосты И. Юдин и С. Осокин (прихожане Троицкой церкви Верхней слободы Городца). К тому времени река Волга поменяла своё русло и монастырь стал находится в поле сравнительно далеко от берега.

В том же 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в котором был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.

На протяжении XVIII века монастырь неоднократно менял свой статус. В 1764 году было принято решение об упразднении монастыря, но местные жители Городца предложили мирской приговор, который поддержал своим ходатайством епископ Нижегородский Феофан (Чарнуцкий). В результате монастырь был отнесён к заштатным, но вскоре, в июне 1870 года Святейший Синод возвёл монастырь во 2-классный общежительный, его настоятель получил сан архимандрита.

В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца.

Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница.

Большинство строений монастыря было разрушено, но сохранились здания, в которых были расположены кельи монастыря и Церковь во имя святителя Пантелеимона.

Современное состояние [ править ]

В монастыре находится чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, одной из наиболее почитаемых богородичных икон в России. 29 августа 2008 года возобновлена традиция проведения в Городце крестного хода существовавшая до 1917 года.

29 января 2009 года благочинный Городецкого и Борского округов иерей Алексей Парфёнов освятил 12 колоколов. Полный комплект для звонницы был передан в декабре 2008 года генеральным управляющим Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным. Колокола были изготовлены на заводах металлургической компании «Холдинг». Общий вес колоколов 2,2 тонны. В качестве материала использован сплав меди, олова и серебра. Схема размещения на оптимизирована под одного звонаря. К 4 февраля на новую колокольню были подняты восемь освящённых колоколов.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря назначен игумен Августин (Анисимов).

3 июля состоялось первое заседание попечительского совета. 9 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил молебен святому благоверному князю Александру Невскому в нижнем приделе строящегося Феодоровского собора. 17 июля наместник монастыря игумен Августин (Анисимов) совершил чин благословения и освящения крестов для куполов Феодоровского собора. 20 июля планировалось установить освященные кресты на купола, а 22 июля — поднять купола на храм.

В августе была завершена работа по изготовлению и установке четырёхъярусного фаянсового иконостаса для Феодоровского собора. Иконы были написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга. Фаянсовый иконостас Феодоровского собора стал третьим в храмах Нижегородской епархии.

Архитектура [ править ]

Главный храм монастыря — Феодоровский собор — неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.

По легенде, место, где стояла монастырская церковь Александра Невского 1870-82 гг. постройки, обозначало место явления Феодоровской иконы. Храм был закрыт в 1934 году и достаточно быстро снесён; на этом месте стоят корпуса Городецкой районной больницы.

Источник

Феодоровский монастырь в Городце

История
Первый монастырь (XIII—XV века)

Монастырь был построен на берегу реки Волги[5] в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастырь в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств:

«Повесть о житии Александра Невского» (1263—1280) указывает, что князь был пострижен в схиму, но не указывает монастырь.
«Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» XVII века указывает, что образ был перенесён из Городца в Кострому, но также не указывает на существование монастыря, из которого отправилась икона.
Археологические раскопки на предполагаемом месте нахождения монастыря не выявили культурного слоя XII-XIV веков.
Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло.

В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался[. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.

Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами.

Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века, или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.

Второй монастырь (1700—1927)
Досточтимый список Феодоровской иконы в Феодоровском монастыре Городца

Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. Инициатором события стали церковные старосты И. Юдин и С. Осокин (прихожане Троицкой церкви Верхней слободы Городца). К тому времени река Волга поменяла своё русло и монастырь стал находится в поле сравнительно далеко от берега.

В том же 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в котором был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.

На протяжении XVIII века монастырь неоднократно менял свой статус. В 1764 году было принято решение об упразднении монастыря, но местные жители Городца предложили мирской приговор, который поддержал своим ходатайством епископ Нижегородский Феофан (Чарнуцкий). В результате монастырь был отнесён к заштатным, но вскоре, в июне 1870 года Святейший Синод возвёл монастырь во 2-классный общежительный, его настоятель получил сан архимандрита.

В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца.

Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница

Большинство строений монастыря было разрушено, но сохранились здания, в которых были расположены кельи монастыря и Церковь во имя святителя Пантелеимона.

Возрождение монастыря в XXI веке
В монастыре находится чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, одной из наиболее почитаемых богородичных икон в России. 29 августа 2008 года возобновлена традиция проведения в Городце крестного хода существовавшая до 1917 года.

29 января 2009 года благочинный Городецкого и Борского округов иерей Алексей Парфёнов освятил 12 колоколов. Полный комплект для звонницы был передан в декабре 2008 года генеральным управляющим Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным. Колокола были изготовлены на заводах металлургической компании «Холдинг». Общий вес колоколов 2,2 тонны. В качестве материала использован сплав меди, олова и серебра. Схема размещения на оптимизирована под одного звонаря. К 4 февраля на новую колокольню были подняты восемь освящённых колоколов.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря назначен игумен Августин (Анисимов).

3 июля состоялось первое заседание попечительского совета. 9 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил молебен святому благоверному князю Александру Невскому в нижнем приделе строящегося Феодоровского собора. 17 июля наместник монастыря игумен Августин (Анисимов) совершил чин благословения и освящения крестов для куполов Феодоровского собора. 20 июля планировалось установить освященные кресты на купола, а 22 июля — поднять купола на храм.

В августе была завершена работа по изготовлению и установке четырёхъярусного фаянсового иконостаса для Феодоровского собора. Иконы были написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга. Фаянсовый иконостас Феодоровского собора стал третьим в храмах Нижегородской епархии.

Источник

Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу

городец феодоровский монастырь фото

Городец знаменит не только своими народ­ными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии» Алексей Реутский. Материал опубликован в № 11-12 за 2020 год.

Имя России

В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее.

«Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин. — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году.

Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии, отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным ­темам.

Обладая широким кругозором и обширными знаниями, отец Августин (Анисимов) выступал перед коллективами местных предприятий, читал лекции в музеях, библиотеках и вузах, собирая огромные аудитории. Он говорил о причинах семейных проблем и демографии, смысле и назначении жизни человека, патриотизме, воспитании детей и, конечно, о вере, приводя в пример в том числе образ святого князя Александра Невского.

На тот момент в Городце действовало два храма (сегодня их пять). Отец Августин служил в Покровской церкви, и к нему на исповедь приходило очень много людей. Послушать его проповеди приезжала интеллигенция Нижнего Новгорода и даже старообрядцы. Вскоре вокруг отца Августина сложился круг активных помощников, которые впоследствии стали проводниками образовательных, культурных и миссионерских инициатив.

В какой-то момент тема памяти Александра Невского и возрождающегося Феодоровского собора заинтересовала местные и региональные СМИ. В газетах, на сайтах и на телевидении появились интервью отца Августина, его стали приглашать на всевозможные совещания в структурах власти разного уровня, где обсуждались вопросы патриотизма и духовного наследия Александра Невского. Во всех начинаниях священника активно поддерживал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (ныне митрополит). В городчанах пробудилась гордость за свой край, они почувствовали себя причастными к истории России. Темы, связанные со святым князем и Феодоровским монастырем, включили в школьные уроки и экскурсионные программы, в музеях появились посвященные им экспозиции и выставки. Характерно, что со временем они стали своеобразной информационной карточкой Музея истории Городецкого Феодоровского мужского монастыря и благодаря творческому подходу его сотрудников не теряют актуальности до сих пор. Ежегодно в экскурсиях по монастырю принимает участие около 40 тыс. человек.

«На моих глазах выросло количество экскурсий и приезжающих в наш город туристов, в том числе из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья, — вспоминает епископ Августин. — Личностью святого князя и историей Феодоровского собора заинтересовались не только жители Городца, но и правительство Нижегородской области, а также администрация Приволжского федерального округа. Восстановление монастыря и возрождение в нем монашеской жизни стало ярким и значимым событием для всего региона».

Забегая вперед, скажем, что в Городецкой епархии действует 69 программ, часть из них посвящена святому князю и продолжется из года в год. Например, всероссийский молодежный патриотический проект «Александр Невский — слава, дух и имя России», региональная молодежная исследовательская экспедиция «От Александра Невского к героям народного ополчения» (из Городца в Нижний Новгород), молодежный веломарафон «Наследники Победы» по 13 районам севера Нижегородской области, в котором участвуют школьники и студенты. Следует отметить, что миссионерская деятельность протекает в сотворчестве с муниципальными образованиями и администра­циями.

В год 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского в епархии планируются межрегиональный образовательный форум для молодых отцов и их семей «Живи как Невский», Городецкий кинофестиваль имени Александра Невского и другие программы и проекты, многие из которых поддержали правительство Нижегородской области и областное Министерство культуры.

Однако Феодоровский монастырь — это не просто монашеская обитель Городецкой епархии, а один из центров духовной, просветительской, культурной и миссионерской жизни России.

Городецкий призыв

Известно, что в наши дни, по сравнению с 1990-ми годами, приток новых насельников в монастыри заметно сократился. Между тем в Феодоровском монастыре за восемь лет приняло постриг несколько десятков монахов. Это произошло в том числе благодаря активной деятельности епископа Августина. Владыка много проповедует и ездит не только по Нижегородской области, но и по стране. Его выступления и проповеди, в которых духовные вопросы тесно переплетены с острыми социальными проблемами (демография, брак и семья, воспитание и образование), собирают не только полные залы и аудитории, но и десятки тысяч просмотров в Интернете. И нередко, послушав проповедь, к владыке подходят молодые люди с желанием принять монашество. Но епископ Августин сразу предупреждает, что кандидату в послушники нужно в перспективе быть готовым к принятию священнического сана. У иеромонахов совсем другие возможности в плане миссионерского служения, и необходимо все время учиться. Кроме обязательного семинарского потребуется еще высшее гуманитарное образование. И постоянное самообразование, в том числе и в епархиальном Институте квалификационных инноваций имени архимандрита Петра (Каменского). Так, за восемь лет владыке Августину удалось собрать в монастыре около трех десятков иеромонахов.

Постижение любви

Игумен Даниил (Гулько) подвизается в Городецком Феодоровском монастыре более восьми лет, два года из них несет послушание наместника монастыря. Он один из тех иеромонахов, которым владыка Августин поручает миссию на предприятиях, в селах и деревнях.

«Чем вам близок святой Александр Невский?» — интересуюсь у отца Даниила. «Первое, это то, что в монашестве у меня имя его сына, Даниила Московского, — отвечает священник. — Кроме того, это пример человека, который в сложных условиях противостояния всегда добивался победы. И конечно, когда я к нему обращался, то не раз получал поддержку».

городец феодоровский монастырь фото

Точно так же молитва святому князю и другим святым помогает отцу Даниилу в главном делании, определенном правящим архиереем епархии, — миссионерском служении. Например, в этом году ему удалось создать два прихода — в селе Каменное Ковернинского района (около 350 жителей) и в селе Смольки Городецкого района (около 1 000 жителей). Хотя в обоих селах есть православные, но о храме и совместной молитвенной жизни никто из них и не помышлял.

Договорившись с главами администраций, отец Даниил собрал наиболее активных жителей поселка: «Я постарался убедить их в необходимости храма, в том, что нужно место, где совершаются богослужения и Таинства. Люди поняли, что без этого никак, и согласились: храм нужен».

Он стал приезжать в эти села, служить молебны и совершать Литургию. Местом богослужения становились и военная палатка, и бывший магазин (в перспективе — храм), и сельский клуб. «Сначала приходилось привозить певчих с собой, а потом они нашлись среди местных и быстро обучились. Суть моего служения — настроить самую активную группу, на которой будет основная нагрузка: подготовка к богослужению и благоустройство этого храма, просфоры, хор, чтецы. Чтобы для них это стало частью жизни, потому что храм — это их второй дом», — поясняет священник.

Несколько месяцев у него ушло на то, чтобы найти место для храма и согласовать этот вопрос с администрацией, помочь с юридическим оформлением прихода. Когда богослужения и церковные Таинства стали неотъемлемой частью жизни сельчан, в новые храмы были назначены священники.

К миссии на предприятиях подход немного иной. Важно убедить руководителя, чтобы он согласился собрать на встречу со священником активных людей. Для организации подобных встреч разработаны свои методики. Отец Даниил выбирает одну из актуальных тем и постепенно фокусирует внимание слушателей на ее духовном содержании. В ходе общения возникает много вопросов. «Я отвечаю на них и приглашаю в монастырь или находящийся поблизости храм для индивидуальной беседы. После исповеди человеку необходимо причаститься, для этого ему нужно прийти в храм на богослужение. Дальше с этими людьми мы встречаемся все чаще, они потихоньку воцерковляются. Иногда бывает, что на это предприятие приглашают не один раз, и об этом уже просят сами работники», — говорит священник.

Казалось бы, все просто. Но попробуйте рассказать о Боге так, чтобы пробудить душу человека, который последний раз заходил в храм пять лет назад, чтобы поставить свечку за больную жену. Или вдохновить людей, которые живут в одном поселке и знают друг друга 20 лет, вместе построить там храм.

«Силы на это дает молитва, — говорит отец Даниил. — Не будем молиться, быстро сломаемся. Невозможно все это делать без Божией помощи, без благодати Духа Святого. И если мы не будем иметь общение с Богом, не будем участвовать в Таинствах и общей молитве, не будем молиться сами, то, конечно, ничего не получится. Люди ничего не услышат, твои слова не дойдут до их сердец».

Трудности иночества

Через Феодоровский монастырь ежегодно проходит большой поток желающих принять монашеский постриг. Но остаются далеко не все. Несмотря на то, что епископу Августину удалось создать здесь необходимые условия для жизни, самообразования и духовного роста, будущие послушники могут столкнуться с проблемами, обусловленными их мировосприятием.

Например, человек начитается книг о монахах древности — и у него складывается свое представление о современном иночестве. Он не понимает, что на стяжание такой святости у этих подвижников ушла вся жизнь, и не допускает у братии никаких недостатков, которые могут быть обусловлены самыми разными причинами — вплоть до наследственных. И что человек борется с ними, и ему нужно время и много усилий для их преодоления. «Такой брат начинает всех осуждать, ведь у каждого есть какие-то недостатки», — говорит отец Даниил. И постепенно все вокруг становятся для него плохими. Возникают даже конфликтные ситуации. Одному надерзит, над другим посмеется. То есть нет братской любви. И для монастыря большая проблема, когда человек считает, что это в порядке вещей.

Еще одна трудность для молодых людей, приходящих сегодня в монастырь, заключается в том, что они не готовы быть ответственными и самостоятельными. Монашеская жизнь с ее правилами и ограничениями, особым укладом и необходимостью получать новые знания и миссионерский опыт ставит своей целью служение людям. Но отсутствие самостоятельности, ответственности, терпения, настойчивости в достижении поставленной цели, внимания к своей душе мешает человеку это понять. Если, например, он привык, чтобы им управляли, то сам развиваться не может, и тогда придется восполнять то, что не смогли дать школа, институт, родители.

Естественно, незримо руководит таким воспитательным процессом Христос, ведь без благодати Божией ничего не получится, считает отец Даниил. И человек начинает жить монашеской жизнью, участвует в епархиальных проектах, и через какое-то время становится ясно, где он готов наиболее полно себя проявить. Бывает, конечно, что вообще ничего не нравится, но тогда какой смысл оставаться в монастыре?

Во время экскурсии по монастырю отец наместник рассказал о его истории, программах и проектах епархии, которые реализуются на базе Центра православной культуры (см. справку). Благоверный князь изображен вместе с другими святыми — апостолом Андреем Первозванным, императором Константином, князем Владимиром и иными — на мозаичных панно на четырех сторонах собора. «Обратите внимание на моза­ику над входом, — говорит отец Даниил. — Храм в честь Феодоровской иконы, а на мозаике — Святая Троица. Почему? Монастырь — это обитель Духа Святого, где пребывает постоянно Бог, Пресвятая Троица, Которой мы служим. Кроме того, наставником преподобного Андрея Рублева, написавшего знаменитую икону Троицы, был иконописец Прохор из Городца — один из авторов фресок Благовещенского собора Московского Кремля». В монастыре хранятся две древние иконы Феодоровской Божией Матери — XVII и XVIII веков, пожертвованные кем-то из прихожан.

Одна из них ежегодно участвует в крестном ходе из Городца в Дивеево.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *