городецкий мужской монастырь феодоровской божьей матери
городецкий
феодоровский
мужской монастырь
официальный сайт
История монастыря
Русские православные обители, расположенные по обширным весям нашей матушки родины, православной Российской Империи или возникали в стариннейшие времена, или образовывались после издания монастырских штатов, во время царстования Императрицы Екатерины II-й, во 2-й половине XVIII века, или же получали свое возникновение, благодаря особым знамениям Господним, которыми Всеблагой Творец хотел ознаменовать народу присутствие высшей небесной силы и Свой промысел. Феодоровская Городецкая обитель, по времени своего основания, принадлежит к числу основанных в древнейшие времена.
История монастыря
Не от избытка средств испокон веков строились храмы на Руси! Строили всем миром и делились, порой, последним! Основание городов начиналось на новом месте со строительства церкви, потому что люди всегда знали, что без Божьего благословения хорошей жизни не жди. И нам эту истину « Без Бога не до порога» забывать нельзя.
Сколько не боролись при советской власти с храмами, а ныне они возрождаются практически на тех же местах, где ставились еще до революции.
Знаковое место в городе Городце – Феодоровский мужской монастырь, один из древнейших монастырей России, основанный в 1154 году на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В обители закончил свой земной путь святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексий.
Здесь в монастыре подвизались: Прохор из Городца — соратник и учитель Андрея Рублева, чьи росписи украшают Успенский собор Московаского Кремля; преподобный Павел Обнорский — ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный иеромонах Тимон Надеевский — ученик преподобного Серафима Саровского.
В 19 веке монастырь был важным духовным просветительским центром. Во многом этому способствовала деятельность известного церковного миссионера и ученого-востоковеда, начальника 10 Пекинской миссии — архимандрита Петра Каменского, который провел последние годы своей жизни в монастыре, жертвуя все свои сбережения и именные государственные награды на общественную и благотворительную деятельность.
Обитель процветала. К тому времени в монастыре было несколько храмовых сооружений: церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней, храм Александра Невского, церковь в честь Феодора Стратилата, церковь Целителя Пантелеимона и другие постройки.
Но в 1927 году обитель была закрыта. В 1934 году все монастырские строения переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей. Последний настоятель монастыря игумен Израиль в 1937 году был расстрелян. Впоследствии в зданиях монастыря размещались различные организации, например, в храме целителя Пантелеимона был клуб судоремонтного завода.
Впервые идею о восстановлении Феодоровского монастыря в Городце озвучил полномочный представитель Президента по Приволжскому Федеральному округу Александр Владимирович Коновалов ( с 2008 года — министр юстиции РФ). Возрождение Феодоровского собора и всего монастыря в целом стало возможным благодаря попечению и финансовой помощи генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Анатольевича Козицына.
7 апреля 2008 года состоялась торжественная закладка Феодоровского собора. 12 сентября 2009 года, в день памяти перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, вновь воссозданный Феодоровский собор Городецкого монастыря был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Началась новая история древней обители. Её наместником стал игумен Августин (Анисимов).
Во время каждого богослужения в храме всем миром молятся за попечителей, устроителей и благотворителей монастыря.
В настоящее время монастырь входит в состав Городецкой епархии, его наместником продолжает оставаться теперь уже Правящий архиерей епархии епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Владыка Августин известен в Русской Православной Церкви как проповедник и миссионер. Поэтому епархия и монастырь формируются как миссионерские.
В настоящее время ведутся работы по воссозданию и внутреннему убранству храма целителя Пантелеимона, где уже сейчас проводятся соборования и совершаются Богослужения во исцеление душевных и телесных болезней страдающих недугами.
К 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя планируется начать воссоздание храма в честь защитника земли русской и святого покровителя Городца Александра Невского.
Сегодня история предоставляет нам второй шанс и возможность исправить ту трагедию во взаимоотношении с Богом, которая случилась 100 лет назад и принесла в Святую Русь гонения, репрессии против духовенства, разрушение храмов, переформатировала идеологию православной России на атеистическую. Революция — это поруганные святыни и поломанные судьбы. Но духовный голод сказался и привел к краху той политической системы, которая отвергла духовные основы. Восстанавливаются святыни, возрождается духовность. Православные храмы призваны объединить российский народ. Храмов много не бывает! Каждый вновь воздвигнутый свидетельствует о возрождении народной веры в Спасителя.
Настоятель: епископ Августин (Анисимов)
Храмы монастыря
Храм в честь Целителя Пантелеимона
Святыни монастыря
Икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году.
Просветительская деятельность
В монастыре создан Центр православной культуры имени Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.
Социальное служение
Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.
Адрес: 606502, Нижегородская область,
г. Городец, Пролетарская пл., 34б
Телефон: (83161) 9-11-08, 9-50-64, 9-11-08
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу
Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии» Алексей Реутский. Материал опубликован в № 11-12 за 2020 год.
Имя России
В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее.
«Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин. — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году.
Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии, отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным темам.
Обладая широким кругозором и обширными знаниями, отец Августин (Анисимов) выступал перед коллективами местных предприятий, читал лекции в музеях, библиотеках и вузах, собирая огромные аудитории. Он говорил о причинах семейных проблем и демографии, смысле и назначении жизни человека, патриотизме, воспитании детей и, конечно, о вере, приводя в пример в том числе образ святого князя Александра Невского.
На тот момент в Городце действовало два храма (сегодня их пять). Отец Августин служил в Покровской церкви, и к нему на исповедь приходило очень много людей. Послушать его проповеди приезжала интеллигенция Нижнего Новгорода и даже старообрядцы. Вскоре вокруг отца Августина сложился круг активных помощников, которые впоследствии стали проводниками образовательных, культурных и миссионерских инициатив.
В какой-то момент тема памяти Александра Невского и возрождающегося Феодоровского собора заинтересовала местные и региональные СМИ. В газетах, на сайтах и на телевидении появились интервью отца Августина, его стали приглашать на всевозможные совещания в структурах власти разного уровня, где обсуждались вопросы патриотизма и духовного наследия Александра Невского. Во всех начинаниях священника активно поддерживал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (ныне митрополит). В городчанах пробудилась гордость за свой край, они почувствовали себя причастными к истории России. Темы, связанные со святым князем и Феодоровским монастырем, включили в школьные уроки и экскурсионные программы, в музеях появились посвященные им экспозиции и выставки. Характерно, что со временем они стали своеобразной информационной карточкой Музея истории Городецкого Феодоровского мужского монастыря и благодаря творческому подходу его сотрудников не теряют актуальности до сих пор. Ежегодно в экскурсиях по монастырю принимает участие около 40 тыс. человек.
«На моих глазах выросло количество экскурсий и приезжающих в наш город туристов, в том числе из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья, — вспоминает епископ Августин. — Личностью святого князя и историей Феодоровского собора заинтересовались не только жители Городца, но и правительство Нижегородской области, а также администрация Приволжского федерального округа. Восстановление монастыря и возрождение в нем монашеской жизни стало ярким и значимым событием для всего региона».
Забегая вперед, скажем, что в Городецкой епархии действует 69 программ, часть из них посвящена святому князю и продолжется из года в год. Например, всероссийский молодежный патриотический проект «Александр Невский — слава, дух и имя России», региональная молодежная исследовательская экспедиция «От Александра Невского к героям народного ополчения» (из Городца в Нижний Новгород), молодежный веломарафон «Наследники Победы» по 13 районам севера Нижегородской области, в котором участвуют школьники и студенты. Следует отметить, что миссионерская деятельность протекает в сотворчестве с муниципальными образованиями и администрациями.
В год 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского в епархии планируются межрегиональный образовательный форум для молодых отцов и их семей «Живи как Невский», Городецкий кинофестиваль имени Александра Невского и другие программы и проекты, многие из которых поддержали правительство Нижегородской области и областное Министерство культуры.
Однако Феодоровский монастырь — это не просто монашеская обитель Городецкой епархии, а один из центров духовной, просветительской, культурной и миссионерской жизни России.
Городецкий призыв
Известно, что в наши дни, по сравнению с 1990-ми годами, приток новых насельников в монастыри заметно сократился. Между тем в Феодоровском монастыре за восемь лет приняло постриг несколько десятков монахов. Это произошло в том числе благодаря активной деятельности епископа Августина. Владыка много проповедует и ездит не только по Нижегородской области, но и по стране. Его выступления и проповеди, в которых духовные вопросы тесно переплетены с острыми социальными проблемами (демография, брак и семья, воспитание и образование), собирают не только полные залы и аудитории, но и десятки тысяч просмотров в Интернете. И нередко, послушав проповедь, к владыке подходят молодые люди с желанием принять монашество. Но епископ Августин сразу предупреждает, что кандидату в послушники нужно в перспективе быть готовым к принятию священнического сана. У иеромонахов совсем другие возможности в плане миссионерского служения, и необходимо все время учиться. Кроме обязательного семинарского потребуется еще высшее гуманитарное образование. И постоянное самообразование, в том числе и в епархиальном Институте квалификационных инноваций имени архимандрита Петра (Каменского). Так, за восемь лет владыке Августину удалось собрать в монастыре около трех десятков иеромонахов.
Постижение любви
Игумен Даниил (Гулько) подвизается в Городецком Феодоровском монастыре более восьми лет, два года из них несет послушание наместника монастыря. Он один из тех иеромонахов, которым владыка Августин поручает миссию на предприятиях, в селах и деревнях.
«Чем вам близок святой Александр Невский?» — интересуюсь у отца Даниила. «Первое, это то, что в монашестве у меня имя его сына, Даниила Московского, — отвечает священник. — Кроме того, это пример человека, который в сложных условиях противостояния всегда добивался победы. И конечно, когда я к нему обращался, то не раз получал поддержку».
Точно так же молитва святому князю и другим святым помогает отцу Даниилу в главном делании, определенном правящим архиереем епархии, — миссионерском служении. Например, в этом году ему удалось создать два прихода — в селе Каменное Ковернинского района (около 350 жителей) и в селе Смольки Городецкого района (около 1 000 жителей). Хотя в обоих селах есть православные, но о храме и совместной молитвенной жизни никто из них и не помышлял.
Договорившись с главами администраций, отец Даниил собрал наиболее активных жителей поселка: «Я постарался убедить их в необходимости храма, в том, что нужно место, где совершаются богослужения и Таинства. Люди поняли, что без этого никак, и согласились: храм нужен».
Он стал приезжать в эти села, служить молебны и совершать Литургию. Местом богослужения становились и военная палатка, и бывший магазин (в перспективе — храм), и сельский клуб. «Сначала приходилось привозить певчих с собой, а потом они нашлись среди местных и быстро обучились. Суть моего служения — настроить самую активную группу, на которой будет основная нагрузка: подготовка к богослужению и благоустройство этого храма, просфоры, хор, чтецы. Чтобы для них это стало частью жизни, потому что храм — это их второй дом», — поясняет священник.
Несколько месяцев у него ушло на то, чтобы найти место для храма и согласовать этот вопрос с администрацией, помочь с юридическим оформлением прихода. Когда богослужения и церковные Таинства стали неотъемлемой частью жизни сельчан, в новые храмы были назначены священники.
К миссии на предприятиях подход немного иной. Важно убедить руководителя, чтобы он согласился собрать на встречу со священником активных людей. Для организации подобных встреч разработаны свои методики. Отец Даниил выбирает одну из актуальных тем и постепенно фокусирует внимание слушателей на ее духовном содержании. В ходе общения возникает много вопросов. «Я отвечаю на них и приглашаю в монастырь или находящийся поблизости храм для индивидуальной беседы. После исповеди человеку необходимо причаститься, для этого ему нужно прийти в храм на богослужение. Дальше с этими людьми мы встречаемся все чаще, они потихоньку воцерковляются. Иногда бывает, что на это предприятие приглашают не один раз, и об этом уже просят сами работники», — говорит священник.
Казалось бы, все просто. Но попробуйте рассказать о Боге так, чтобы пробудить душу человека, который последний раз заходил в храм пять лет назад, чтобы поставить свечку за больную жену. Или вдохновить людей, которые живут в одном поселке и знают друг друга 20 лет, вместе построить там храм.
«Силы на это дает молитва, — говорит отец Даниил. — Не будем молиться, быстро сломаемся. Невозможно все это делать без Божией помощи, без благодати Духа Святого. И если мы не будем иметь общение с Богом, не будем участвовать в Таинствах и общей молитве, не будем молиться сами, то, конечно, ничего не получится. Люди ничего не услышат, твои слова не дойдут до их сердец».
Трудности иночества
Через Феодоровский монастырь ежегодно проходит большой поток желающих принять монашеский постриг. Но остаются далеко не все. Несмотря на то, что епископу Августину удалось создать здесь необходимые условия для жизни, самообразования и духовного роста, будущие послушники могут столкнуться с проблемами, обусловленными их мировосприятием.
Например, человек начитается книг о монахах древности — и у него складывается свое представление о современном иночестве. Он не понимает, что на стяжание такой святости у этих подвижников ушла вся жизнь, и не допускает у братии никаких недостатков, которые могут быть обусловлены самыми разными причинами — вплоть до наследственных. И что человек борется с ними, и ему нужно время и много усилий для их преодоления. «Такой брат начинает всех осуждать, ведь у каждого есть какие-то недостатки», — говорит отец Даниил. И постепенно все вокруг становятся для него плохими. Возникают даже конфликтные ситуации. Одному надерзит, над другим посмеется. То есть нет братской любви. И для монастыря большая проблема, когда человек считает, что это в порядке вещей.
Еще одна трудность для молодых людей, приходящих сегодня в монастырь, заключается в том, что они не готовы быть ответственными и самостоятельными. Монашеская жизнь с ее правилами и ограничениями, особым укладом и необходимостью получать новые знания и миссионерский опыт ставит своей целью служение людям. Но отсутствие самостоятельности, ответственности, терпения, настойчивости в достижении поставленной цели, внимания к своей душе мешает человеку это понять. Если, например, он привык, чтобы им управляли, то сам развиваться не может, и тогда придется восполнять то, что не смогли дать школа, институт, родители.
Естественно, незримо руководит таким воспитательным процессом Христос, ведь без благодати Божией ничего не получится, считает отец Даниил. И человек начинает жить монашеской жизнью, участвует в епархиальных проектах, и через какое-то время становится ясно, где он готов наиболее полно себя проявить. Бывает, конечно, что вообще ничего не нравится, но тогда какой смысл оставаться в монастыре?
Во время экскурсии по монастырю отец наместник рассказал о его истории, программах и проектах епархии, которые реализуются на базе Центра православной культуры (см. справку). Благоверный князь изображен вместе с другими святыми — апостолом Андреем Первозванным, императором Константином, князем Владимиром и иными — на мозаичных панно на четырех сторонах собора. «Обратите внимание на мозаику над входом, — говорит отец Даниил. — Храм в честь Феодоровской иконы, а на мозаике — Святая Троица. Почему? Монастырь — это обитель Духа Святого, где пребывает постоянно Бог, Пресвятая Троица, Которой мы служим. Кроме того, наставником преподобного Андрея Рублева, написавшего знаменитую икону Троицы, был иконописец Прохор из Городца — один из авторов фресок Благовещенского собора Московского Кремля». В монастыре хранятся две древние иконы Феодоровской Божией Матери — XVII и XVIII веков, пожертвованные кем-то из прихожан.
Одна из них ежегодно участвует в крестном ходе из Городца в Дивеево.
городецкий
феодоровский
мужской монастырь
официальный сайт
Музей истории Городецкого Феодоровского мужского монастыря
Адрес: 606502, РОССИЯ, Нижегородская область, г.Городец, пл. Пролетарская, д.34Б
Телефон: 8(83161)9-50-64, e-mail: gfmm-museum@yandex.ru
Посещение музея бесплатно (или за добровольное пожертвование)
График работы с посетителями:
пн.-пт-8-00-17-00
Сб.-вс-9-00-15-00 (по предварительной записи)
Музей осуществляет свою работу с момента открытия и освящения монастыря 12 сентября 2009 года.
Экскурсия представляет собой активное общение посетителей с сотрудниками музея (экскурсоводами). В процессе экскурсий посетителям дана возможность задать все интересующие их вопросы, не только по истории монастыря и г.Городца, но и вопросы касающиеся духовного и нравственного развития человека.
Тематика экскурсий:
Экскурсоводы не только рассказывают историю монастыря, его святынь, но и преподают посетителям основы катехизации. В музее проводятся конференции, семинары, круглые столы, лекции, викторины, презентации и др.
Экскурсия – это живое общение туристов, паломников, гостей с экскурсоводами на темы не только касающиеся истории, но и духовного, нравственного развития человека. Экскурсоводы стараются погрузить аудиторию в эпоху 12 – 19 веков, знакомя с народными традициями, укладом жизни Руси, обращаясь к древнейшим святыням русской земли и важнейшим историческим событиям, анализируя, подводя итоги и делая выводы, необходимые для осознания своего будущего, своей идентичности.
городецкий
феодоровский
мужской монастырь
официальный сайт
Паломникам
Н.Новгород — Городец
№509 (через Зиняки/санаторий): 8:00, 9:45, 11:35, 13:30, 15:45, 17:15, 18:25, 19:50.
№1507 (через Заволжье): 6:10, 6:50, 8:25, 8:55, 9:20, 10:05, 11:15, 12:20, 12:40, 14:15, 14:35, 15:20, 16:10, 16:35, 17:10, 18:05, 19:05, 19:55, 20:20.
Расписание автобусов уточняйте по телефону автовокзала: 8(831)246‑20-21 (с 6:00–22:00)
Городец — Н.Новгород
№509 (через Зиняки/санаторий): 4:55, 6:00, 8:20, 10:10, 12:30, 14:00, 15:45, 17:30.
Расписание автобусов уточняйте по телефону автовокзала: 8(831)619-10-96
На электричке (От Нижнего Новгорода, ж/д вокзал Московский)
До Заволжья: 5:05, 7:29, 8:40, 12:50, 15:10, 17:34, 18:54.
Расписание электричек уточняйте по телефону: 8 800 775‑00-00
Расписание автобусов уточняйте по телефону автовокзала: 8(831) 617-97-90
Адрес монастыря: г. Городец, Пролетарская пл., 34б
Паломнический гостевой дом
В паломническом гостевом доме предоставляются места в кельях на 4, 5 и 7 человек. На этаже есть душ и туалет. Стоимость проживания 400 р/ночь.
Забронировать место можно по номеру 89159427762 (о.Андрей).
Возможно проживание с несением послушания без оплаты места на длительный срок.
Паломническая трапезная Обед производится после окончания Божественной литургии (около 12.00). Ужин после окончания вечерних молитв (около 19.30).
Отзывы и предложения: gorodets.eparchia@yandex.ru
Феодоровский продукт
Точки продажи монастырского бедрожжевого хлеба
городецкий
феодоровский
мужской монастырь
официальный сайт
Заказать требы
В объявленные выходные дни наши Храмы осуществляют Богослужения в обычном режиме, и так же в обычном режиме работают церковные лавки.
Для Вашего удобства Вы можете подать Требы (церковные записки) через интернет онлайн.
Перейдя по ссылкам в официальных группах ВК Городецкой Епархии Вы можете подать записку и попросить о молитве в наших Храмах (В честь Феодоровской иконы Божьей Матери г. Городец и Святой Троицы г. Заволжье).
Для этого напишите на электронную почту монастыря gfmm52@mail.ru Имена (о здравии/упокоении), вид Треб, название Храма.
Имена можно присылать личным сообщение в ВК на страницу: https://vk.com/id591026214
Требы и рекомендуемая величина пожертвования:
— На Великий Пост (до окончания Поста) – 60 руб/имя;
— Полугодовая 600 руб/имя;
— Годовая 1000 руб/имя;
— Свеча в храм – 10 руб/шт.;
— Свеча в алтарь – 50 руб/шт.;
Пожертвования за требы:
Получатель: Сергей Валерьевич С.– руководитель торгового отдела.
Телефон бухгалтерии Епархии: 8-83161-9-48-91
Получатель: Юлия Владимировна О. – старший продавец монастырской лавки
Телефон монастырской лавки: 8-910-393-29-81
Получатель: Анастасия Николаевна В.– кассир Троицкого Храма
Телефон Троицкого Храма: 8-83161-7-92-26
Записки передаются в Храмы раз в день в 15-00. Имена, пришедшие после 15-00 передаются в Храм на следующий день