горящая свеча у иконы
Грозный знак
Когда Татьяне С. сообщили результаты обследования, она долго не могла понять, к кому относится произнесенный диагноз: «У вас злокачественная опухоль». Приговор прозвучал как-то буднично, по-деловому, словно речь шла о покупке чего-то, без чего можно и обойтись. И только придя домой, она с ужасом прошептала: «Рак. У меня рак». Три дня она не выходила из дома. Ничего не ела и только пила крепкий чай. Чашку за чашкой.
Что делать? Долго ли мне осталось? Скоро ли начнутся сильные боли, от которых ее отец буквально грыз спинку кровати? В их областном центре не было хороших хирургов-онкологов. Это все знали. Да и сами врачи советовали ехать в столицу. «А лучше в Германию или Израиль». Хороши шутки. Ее пенсии хватило бы только на дорогу до Москвы и обратно. Но «обратно», скорее всего, может и не быть. Знакомые что-то рассказывали ей о квотах, по которым операции делают бесплатно. Но как их получить и сколько ждать – одному Богу известно. И Татьяна решила обратиться именно к Тому, Кому все известно. Она стала по воскресным дням ходить в церковь. Раньше в храме бывала только на Пасхальных службах. Да и то не до конца. Уходила вскоре после крестного хода. Но священнический возглас «Христос Воскресе!» и ответ народа «Воистину Воскресе!» почему-то радостно волновали ее. Она и сама в Пасхальную ночь кричала вместе со всеми: «Воистину Воскресе!» Сидя по вечерам, не зажигая света, в старом хроменьком кресле, размышляла о том, что это значит: «воскрес из мертвых». Умер, а потом снова ожил? А как это? Ведь говорят же: «оттуда еще никто не возвращался». А Христос, значит, вернулся. О смерти местный священник говорил в проповедях часто. Но все утверждения о том, что смерти нет, а есть лишь переход в иную, духовную реальность, были непонятны, и Татьяна не могла в них поверить. Смерти она боялась до спазмов в горле. Решила пойти в поисках утешения к подруге покойной матери. Та никогда (даже в самые лютые годы гонений) не переставала ходить в церковь. Она посоветовала Татьяне, не откладывая, ехать в Углич и молиться у иконы Угличской Вратарницы. Ей были известны многие случаи исцелений от онкологии обратившихся за помощью к этой иконе.
Неужели все эти сотни золотых и серебряных вещей – свидетельства помощи Богородицы?
Татьяна быстро собралась и поехала. Углич поразил ее множеством церквей. Особенно Алексеевский монастырь, где в храме Успения Божией Матери и находится Угличская Вратарница. Ее еще называют «Свеча Неугасимая Огня Невещественного». Сама церковь Татьяне очень понравилась: шатровая, удивительных пропорций. Ее белоснежный шатер виден издалека. А вот икона не произвела на нее впечатления. Она видела иконы и покрасивее. Но сейчас ей кажется, что нет на свете иконы прекрасней, чем эта. Больше всего ее удивило огромное количество крестиков, колец, образков и даже браслетов, нанизанных на нити. Ими была закрыта икона до самого Лика Богородицы. Татьяна почему-то обратила внимание на золотую сережку с синим ограненным камешком. Он все время поблескивал. Неужели все эти сотни золотых и серебряных вещей – свидетельства помощи Богородицы? Неужели столько человек исцелилось, помолившись у этой иконы? Но если бы не было исцелений, то не стал бы никто делать дорогие приношения. Не снимет с руки человек золотой перстень, если действительно не исцелился. Не вынет женщина из уха золотой сережки с драгоценным камушком, если Матерь Божия не поможет ей в беде. Считалось, что дарение сережек – знак большой любви. Была даже частушка: «А для милого дружка – хоть сережку из ушка». Татьяна простояла возле иконы около получаса, повторяя: «Матушка, Царица Небесная, исцели меня». Она вдруг совершенно отчетливо увидела, что выражение Лика Богородицы изменилось. Если поначалу оно было печальным, то теперь в Ее глазах было столько любви и сострадания, что Татьяна не смогла сдержать слез и заплакала. Она почувствовала стыд, мгновенно вспомнив множество проступков, которых действительно нужно было стыдиться. Ее пронзила мысль: «Я недостойна беспокоить Матерь Божию своими просьбами. По грехам и получила». Она зарыдала и выбежала из храма. На следующий день вернулась, упала на колени и долго простояла так, повторяя: «Матушка, прости и исцели. Я буду верной Тебе до конца своих дней. Буду молиться и совершать добрые дела». Сколько прошло времени, она не знала. Иногда паломники и туристы спотыкались об нее. В тот день их было очень много. Татьяна была в каком-то забытьи, пока одна бойкая туристка не попросила ее уйти подальше, чтобы не мешать народу подходить к иконе. Три недели молила Богородицу об исцелении ее от страшного недуга. Вернувшись домой, Татьяна снова прошла обследование, которое показало, что у нее нет никакой онкологии.
Вернувшись домой, Татьяна снова прошла обследование, которое показало, что у нее нет никакой онкологии
Эту историю я услыхал от самой исцеленной Татьяны. Мы разговорились с ней по окончании литургии, оказавшись на скамейке подле храма Успения Пресвятой Богородицы – того самого, где находится икона Угличской Вратарницы – «Свеча Неугасимая Огня Невещественного». Храм этот – один из самых известных и красивейших в России. Находится он в Свято-Алексеевском монастыре, основанном Митрополитом Алексием в 1371-м году. Не нужно быть специалистом-архитектором или историком православной церковной культуры, чтобы понять, почему эту церковь еще в древние времена назвали «Дивной». Это абсолютный шедевр! Совершенно естественно, что в нем совершаются совершенно неестественные (с точки зрения материализма) явления – такие, как исцеления от чудотворной иконы «Вратарница». Да и где, как не в этой дивной церкви, должна была она появиться?!
Дивная Успенская церковь
С историей этой иконы связано много таинственного. С самого ее появления в монастыре за ней закрепилось название «Афонской». Полагают, что написана она на Афоне. Угличские обители имели связь с Афоном через своего земляка – насельника Русского Андреевского скита на Афоне, архимандрита Иосифа. Отец Иосиф, чье мирское имя – Иван Иванович Беляев, происходил из мещан города Углича. Он прожил на Афоне 41 год, потом был настоятелем Санкт-Петербургского подворья Андреевского скита. В 1891-м году отец Иосиф приезжал в Углич с иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Возможно, именно тогда он привез с собой и образ «Игумения Святой Горы», которую позже в Алексеевском монастыре записали как «Вратарницу Угличскую». Но долгие годы во всех епархиальных источниках – архивных документах и печатных изданиях, связанных с историей Алексеевского монастыря – она упоминалась как Афонская», и ни разу – как «Вратарница Угличская». Да и композиционно она очень похожа на написанную в полный рост «Игумению Святой Горы».
Икона Свеча Неугасимая. 2010 год
Есть и другая версия появления этой иконы. 125 лет назад игумен Алексеевского Угличского монастыря Евангел увидел над монастырем Божию Матерь с посохом в левой руке и зажженной свечой – в правой. По его описанию этого чудесного явления была написана икона. А прославилась она благодаря следующему событию. В 1894-м году в Алексеевский монастырь из Петербурга прибыл больной купец. Он рассказал, что во сне ему явилась Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, от которой он получит исцеление. По описанию купца братия догадалась, о какой иконе идет речь. Нашли ее в кладовой, где по неизвестным причинам она в то время находилась, и торжественно перенесли в Успенский храм монастыря. Отслужили перед ней первый молебен, и купец, действительно, получил исцеление. В благодарность он принес в дар серебряную вызолоченную ризу. С тех пор стали совершаться чудеса. По актам, составленным Ярославской Духовной консисторией с 1894 по 1900 год, было подтверждено более 40 чудесных исцелений.
Икона Пресвятой Богородицы была названа «Свечой Неугасимой Огня Невещественного». С тех пор и до настоящего времени от нее происходит много исцелений от самых различных заболеваний. Приезжают помолиться у этой иконы люди со всех концов России.
А в ночь на 13 апреля (в праздник Похвалы Божией Матери) в Успенской церкви произошло ограбление. Украли не икону, а ювелирные изделия, принесенные в знак благодарности за исцеления и помощь в трудных обстоятельствах. Два человека в масках приставили к стене лестницу и проникли в церковь (это зафиксировала камера, установленная на соседнем доме). Остается только догадываться, каким способом они «перекусили» железные прутья решетки в палец толщиной. Сделали они это быстро и без шума. Разбили в трех местах стекло кивота иконы «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» и сорвали 10 нитей с нанизанными на них золотыми и серебряными крестами, образками, кольцами, браслетами и серьгами. Сработала сигнализация, и грабители, обронив несколько низок, бежали. Найти их так и не удалось. Сыщики из бесконечных телесериалов, разумеется, нашли бы их без труда. На окне остались отпечатки подошв, да и отпечатки пальцев наверняка остались, но никто их не искал.
Настоятельница монастыря горевала не о злате-серебре, а о том, что осквернена святыня
Настоятельница монастыря, монахиня Ольга, больше горевала не о злате-серебре, а о том, что осквернена святыня. Икона, написанная на холсте, была порвана в трех местах. Нужно было срочно ее отреставрировать, поскольку оставалось менее трех месяцев до125-летнего юбилея этого чудотворного образа. Матушка Ольга решила, что лучшие реставраторы должны быть в Третьяковской галерее, и сразу туда позвонила. Реставраторы откликнулись незамедлительно. И весь процесс восстановительных работ, по словам его участников, сопровождался явными чудесами. А когда работа закончилась, реставраторы очень не хотели расставаться с иконой. За свои труды они не взяли с монастыря ни копейки и даже благодарили за то, что им посчастливилось реставрировать такую великую святыню. А святыня, действительно, великая.
Икона Свеча Неугасимая после нападения
Икона Свеча Неугасимая после нападения
Случаи исцеления подтверждаются не только тем, что исцелившиеся приносят к иконе золотые и серебряные вещи. Они тщательно проверяются. В монастыре хранятся официально заверенные справки и документы, подтверждающие факты избавления от недугов. Особенно впечатляют данные биопсии до обращения за помощью к Матери Божией у ее образа «Угличской Вратарницы» и после. До – зафиксировано наличие злокачественной опухоли и даже метастаз, а после – полное их отсутствие: «исчезло, яко не бывшее». Одна женщина – Светлана Георгиевна Салугина – после выздоровления, по ее словам, «прилепилась» к монастырю и почти каждый день молится у этой святой иконы. В знак благодарности она стала учить французскому языку девочек – воспитанниц монастырского приюта. Настоятельница монастыря, монахиня Ольга, свидетельствует о том, что появилось на свет много, как она выразилась, «испрошенных» детей. Это дети, родившиеся у бездетных родителей после молитвенного «испрошения о чадех».
И такую святыню осквернили и повредили из-за золотых украшений! Святотатцы не банк ограбили, не разбогатевшего земляка, а подняли кощунственную руку на Ту, Кто является духовным стражем града Углича. «Вратарница» всегда почиталась в народе, как верный страж, которая не пропустит через городские ворота ни врага, ни чуму, ни разбойника. Она оградит, убережет, спасет… Так почему же себя не уберегла?
Когда здесь же, в Угличе, из храма «Царевича Димитрия – на поле» трижды выкрадывали икону Иоанна-Воина, она трижды возвращалась на свое место. Последний раз ее принесла женщина, купившая ее в антикварном магазине. Она рассказала, что не могла перед этой иконой молиться. Почему-то становилось страшно, и она решила отдать ее в церковь. Путешествуя на корабле по Волге, она во время стоянки в Угличе так и поступила. И оказалась в храме, откуда эту икону украли. Иоанн-Воин смог себя защитить и трижды возвращался в родной храм. А что же Угличская Вратарница? Удивительно то, что вскоре после кражи в Угличе была ограблена «Вратарница» на Афоне. Правда, греки, в отличие от наших полицейских, нашли разбойников в тот же день.
Почему же Господь попустил такое? Почему не отсохли руки у грабителей и не ослепли глаза?
Почему же Господь попустил такое? Почему не отсохли руки у грабителей и не ослепли у них глаза? Как понять и постичь Промысл Божий? Неверующий человек усмотрит в этом злодеянии подтверждение своих безумных мыслей о том, что Бога нет, и никаких чудес не происходит у «Вратарницы». Когда распяли Господа, многие, издеваясь над Спасителем, говорили: «Других спасал, а себя спасти не может!» Но мы-то знаем, что Бог поругаем не бывает. Когда-то в революционном бесновании люди сокрушали церкви и убивали священников, крича: «Где же ваш Бог? Почему он не реагирует на уничтожение Его храмов и не останавливает нас?»
Есть множество свидетельств того, что останавливал и наказывал кощунников, но они не вразумлялись. И умирали они страшной смертью. Но столь велики были утрата веры и массовое отпадение от Церкви, что Господь попустил разрушение Своих храмов, поскольку сам народ отпал от Бога. Не нужны стали храмы, и Господь позволил осуществиться этому «свободному выбору» русских людей. А когда народ вразумился и стал обращаться молитвенно к Богу, то и храмы стали восстанавливаться.
Если Господь не остановил угличских кощунников, значит, есть в этой истории какой-то сокровенный смысл. Первое, что выяснилось, – икона давно нуждалась в реставрации. И если бы не это ограбление, то у монастыря не было бы возможностей осуществить ее. Реставрация была проведена. Причем в нужное время. Отреставрирована она была прекрасными, бескорыстными верующими людьми, показавшими, что жива в России вера православная, что не перевелись люди, которые, как и прежде, во время пожара будут спасать не деньги и документы, а вынесут из огня в первую очередь иконы.
Икона Свеча Нугасимая после реставрации
А может быть, Господь попустил это кощунство для того, чтобы содрогнулись наши сердца, видя явное проявление войны с Богом?! Но не содрогнулись. Горевали монахини, прихожане, те, кого Матушка Царица Небесная избавила от недугов, да девочки из монастырского приюта. А город на это злодеяние отреагировал полным спокойствием. Некоторые даже говорили: «Подумаешь, у попов ювелирку украли. Невелика беда». Нет, велика! Не в «ювелирке» дело. Там даже не было изделий, представлявших художественную ценность. Но каждый предмет был свидетельством чудесной помощи Матери Божией страждущим и скорбящим. И вот эти свидетельства украдены, как простая «ювелирка».
Известие об ограблении восприняли так, словно это была очередная новость из телевизора
Когда в 1904-м году украли одну из самых почитаемых и любимых в народе Казанскую икону Божией Матери, поднялась вся Казань, вся Россия. И злодеев благодаря общим усилиям быстро поймали. Народ хотел растерзать грабителей и требовал отдать святотатцев на самосуд, но полиция не позволила. Через 115 лет – другая картина: в Угличе известие об ограблении восприняли так, словно это была очередная новость из телевизора. А ведь так же начиналась русская беда в начале ХХ века: отход от Бога, осквернение святынь, богохульные статьи в либеральной прессе, повсеместное хулиганство, поджог барских усадеб, убийство министров, генералов, городовых, эпидемия самоубийств и прочие беды. Разве это не похоже на ужасы, о которых мы постоянно узнаем из современной прессы и теленовостей. Чем это закончилось, мы знаем – крушение Российской Империи, казнь Императора с семьей, разорение и ограбление церквей, аресты и убийства архиереев, священников, простых верующих, а потом и умелых тружеников: казаков и крестьян. Тогда в осквернении святынь народ не увидел грозного знака. Так, может, сейчас увидим и вразумимся?!
Храм Казанской иконы Божией Матери
Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района
Свеча — символ молитвы
Икона Божьей Матери Касперовская. Автор Милана Пономаренко (Киев)
Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый.
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Византии, но возник он еще в ветхозаветные времена. В Моисеевой скинии светильники составляли необходимую принадлежность священнослужения: зажигались вечером пред Господом и служили символом водительства Божия, того, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.
«Никогда не совершается у нас богослужения без светильников,— говорил учитель Церкви Тертуллиан,— но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи,— Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Господь наш Иисус Христос говорил: «Я свет миру» (Ин. 8,12).
Постепенно вырабатывались правила возжигания свечей в храмах. Сначала горящая свеча предшествовала выносу Евангелия, а во время чтения его зажигали все свечи. Впоследствии стали ставить свечи и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами. Обычай ставить свечи дошел до наших дней. Мало того, он стал столь привычен для нас, что, ставя свечу, многие не задумываются, а что означает это действие?
Свеча, зажигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога. Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не автоматически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча. Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви.
Внешнее действие сопровождается внутренним — молитвой. Молящийся человек часто не может найти слов, чтобы точно передать свое состояние, выразить все, что он хочет сказать Господу, особенно когда он находится в окружении других людей. И здесь помогает ему свеча, пламя которой является символом этого невыразимого до конца в словах молитвенного чувства.
Сколько свечей ставить и перед какими иконами— зависит от желания верующего. Но всегда свечу ставят с молитвой. Если это икона Господа нашего Иисуса Христа или Распятие, то можно словами: «Господи, помилуй раба Твоего (имя)» или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». А можно еще и такую молитву прочитать «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь).»
Если это икона Божией Матери, то со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас, рабов Твоих (имена)», перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)».
Очень хорошо к этим молитвам присоединить и молитву своими словами, выражающую вашу просьбу, благодарение.
Подойдя к подсвечнику, нужно зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике (если вокруг нет горящих свечей), затем поставить ее на свободное место (или, если все места заняты, просто положить рядом — ее обязательно поставят на освободившееся место). После этого следует два раза перекреститься, приложиться к святыне, еще раз перекреститься и поклониться.
Так же возникают вопросы: Почему нельзя зажигать свечу от лампады, что бы поставить её на подсвечник? Нет никаких религиозно или богословски объяснимых запретов на возжигание свечей от лампад, а любые рассуждения по этому поводу не выходят за рамки «бабушкиного фольклора», который весьма распространён среди людей нецерковных, а иногда, увы, встречается и внутри храма. Единственно разумную причину запрета по обсуждаемому вопросу видим в том, что, зажигая свечу от лампады, очень легко закапать её воском, который впоследствии отчищать очень непросто. Возможно, именно эта борьба за чистоту и вынуждает хранителей подсвечников одёргивать молящихся.
Свечи, которые верующие покупают в храме, имеют еще одно очень важное духовное значение: они являются добровольной жертвой человека Богу и Церкви. Так повелось исстари: сначала верующие сами жертвовали воск на свечи, потом производство и продажа свечей стали одной из статей доходов монастырей и храмов. Средства, вырученные от продажи свечей, расходуются на содержание, ремонт и украшение храма, на содержание хора, воскресной школы, на жалованье священнослужителей и работников. Поэтому свечи надо приобретать только в том храме, куда человек пришел молиться. Приносить с собой свечи, купленные за стенами храма, и ставить их перед иконами нельзя, ибо они могут быть не освящены.
Поскольку уровень благосостояния у верующих различен, то и пожертвовать они могут разные средства. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Лучше со смирением поставить маленькую и горячо помолиться, чем с ропотом и сожалением — дорогую. И помнить при этом, что самое главное — это горение верующего сердца. Если нет в нас горячей любви и благоговения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
Итак, куда и кому из святых ставить свечи – это решать вам самим. Но желательно при этом соблюдать порядок. Если вы собираетесь поставить несколько свечей – то первую надо поставить Господу Иисусу Христу и перед иконой праздника (обычно она всегда расположена в центре храма на аналое). Потом ставятся свеча Божией Матери, потом уже Архангелу и святым угодникам, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и помогать нам в различных нуждах.
Принято ставить свечи святому, имя которого носит человек и Ангелу — Хранителю.
О упокоении усопших следует поставить свечу на канун — особый прямоугольный подсвечник с Распятием.
Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. И молитесь своими словами, лишь бы они были искренними. Пусть ясный огонь свечей поможет построить тёплую светлую молитву в вашем сердце!
Хорошо возжигать церковные свечи и дома в красном углу, перед иконами. Свечи и лампады зажигают не только во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, но и при решении важных жизненных проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.
Во время шестопсалмия (когда на середину храма выходит чтец и в храме гасят все светильники) свечи гасят. Но после окончания этого чтения – свечи вновь возжигаются. Поэтому, поставив свою свечу в этот период времени, не надо искать в этом какого либо дурного знака и тем более ругаться.
О свечах в вопросах и ответах
Как правильно ставить свечу?
– Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. ЗАПРЕЩЕНО пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках храма уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.
Кому и сколько свечей надо ставить?
– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).
Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?
– Так и надо делать. В крайнем случае, можете зажечь фитиль свечи, погасить её и положить на подсвечник. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.
Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?
– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда и волосы на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.
Кому поставить свечу об отпущении грехов и что при этом читать?
— Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.
Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном младенце, который заболел?
– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.
Можно ли ставить свечу за самого себя?
– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.
Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?
– Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.
Можно ли ставить свечку за трагически погибшего и вообще об упокоении некрещенных?
– Ставить свечи и молиться самим за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.
Можно ставить свечи о зравии и упокоении в Пасху?
– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.
Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?
– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.
Что делать со свечой после освящения куличей и яиц на Пасху? Можно ли её унести домой?
– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.
Когда применяют ладан и можно ли пользоваться им дома?
– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.
В некоторых храмах собирают пожертвования на общую свечу. Что это такое?
— Традиция сбора средств на общую свечу есть далеко не во всех храмах. Как правило, собранные средства тратятся на приобретение свечей, которые ставятся на подсвечники и горят тогда, когда в храмах никого нет. Есть и другая традиция, когда на подсвечник, который выносится в определенные моменты службы, приобретается большая восковая свеча.
Я ежедневно читаю утром дома молитвы. Церковная свеча, которую я зажигаю при этом два дня как стала сильно трещать (треск как полено в костре,только чуть тише) Что это?
— Ничего страшного в этом нет, такое часто бывает, и связано это с технологией производства свечей. Никакой мистики в этом нет.
Я – левша, все с детства делаю левой рукой, некоторые вещи родители с детства переучили, например, писать правой рукой, так же когда хожу в церковь, когда перекреститься нужно я делаю правой рукой, иногда когда ставлю свечку, бывает, левой рукой. Слышала нельзя левой рукой, и много читала и везде пишется, что левое это как бы все плохо.
— Не обращайте внимание на эти глупые суеверия. Можно ставить свечки и правой и левой рукой, нет никакой разницы.
Я не крещеная. Мои родители умерли, они тоже были не крещеными. Могу ли я поставить в церкви свечи за их упокой?
— Да, Вы можете поставить свечи с молитвой о упокоении души Ваших родителей. Но подавать записки об их упокоении в алтарь, а также заказывать панихиды и отпеть Вы их не можете.
Скажите, пожалуйста, как правильно зажечь церковную свечу в храме? В одной церкви я зажгла свечу от другой свечи, и мне сказали, что так делать нельзя, т. к. это чужая жертва, и неизвестно, с какими мыслями ее зажег человек. В следующий раз я зажгла свечу от лампадки. Мне опять сделали замечание, сказали, что так делать нельзя. Как же правильно зажечь свечу?
— Свечу зажигают от другой свечи, стоящей на подсвечнике. Неважно, кто и с какими мыслями зажег свечу, от которой Вы зажжете свою. Это все суеверия, не обращайте на них внимания. Можно зажечь при необходимости ( когда нет свечей зажженых на подсвечнике) свечу и от лампадки, но так стараются не делать, чтобы воск не попал в лампаду. Это тоже имеет не символическое, а чисто практическое объяснение – лампаду потом нужно очистить от воска, как снаружи, так и внутри, так что лучше уж не пачкать.
У меня умерла мама чуть больше 2-х месяцев, она была православная, я – мусульманка. Маму похоронили как положено по православным обычаям. Мои родственники все православные, и все, что делали в церкви и дальше, делали они, а я принимала в этом участие. Молилась сама и молюсь о ее душе. Подскажите, как правильное в моем случае поминать мою маму, могу ли поставить свечи в церкви за нее сама? Может что еще? И почему-то мне мама снится больной…
— Примите мои искренние соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Вы поступаете правильно, молясь за маму. Да, Вы можете и сами поставить свечи с молитвой об упокоении ее души. Также творите в память о маме посильную милостыню, какие-либо добрые дела. Обычно то, что нам снятся усопшие, означают, что они нуждаются в наших молитвах о них.
Вчера умерла моя бабушка…Очень любимый мной человек. Хочется что-то сделать, пойти в церковь… Очень тяжело. Подскажите, пожалуйста, когда и как надо ставить свечку за упокой и что еще надо делать в таких случаях?
— Примите мои искренние соболезнования в связи со смертью Вашей бабушки. Если Ваша бабушка была крещена, закажите сорокоуст о упокоении ее души, договоритесь об отпевании (как это сделать, Вам подскажут за свечным ящиком – это место, где принимают записки и продают свечи). В девятый и сороковой день закажите панихиды. Если же бабушка была некрещеная – поставьте свечку и помолитесь своими словами, прося Господа простить бабушке ее грехи и спасти ее душу. В любом случае хорошо подавать за бабушку посильную милостыню, совершать в ее память добрые дела. Свечи об упокоении усопших ставят на канон – это, как правило, прямоугольной формы подсвечник с распятием (попросите показать, где находится канон, когда будете приобретать свечи).
Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии. Но моя знакомая говорит, что лучше эту свечу оставить в церкви, объясняя это тем, что на службе во времясоборования присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это?
— Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме – это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья!
У моего друга сильно болеет мама, они мусульмане, могу ли я поставить за ее здравие свечку в церкви?
— Да, Вы можете поставить свечу с молитвой о здравии мамы Вашего друга.
Добрый день. Я живу в Германии и в нашем городе нет православной церкви. Хотелось бы узнать, можно ли православным ставить свечи в католической церкви? И если да, как это делать без наличия икон (например, Архангелу Михаилу, Иоанну воину или Святому Пантелеимону и т.д.)?
-Поставить свечи в католическом храме Вы, конечно, можете. Если в храме нет икон, просто обратитесь с молитвой к тому святому, которому Вы бы хотели поставить свечу. А вот для участия в таинствах Вам нужно будет ездить в Берлин: там есть два православных храма: кафедральный храм в честь Воскресения Христова и храм свв. Константина и Елены.
Я покупаю в церкви большие свечи, зажигаю их на время молитв дома, а затем задуваю до следующего раза. Можно это делать или она должна догорать до конца?
— Да, свечи можно задуть после окончания чтения молитв и зажечь их снова в следующий раз.
Сегодня был на Даниловском кладбище, посетил могилку Блаженной Матроны. Хотел попросить и помолиться, в церковной лавке взял свечи, икону и акафист Блаженной чтоб прочитать у могилы. Когда я закончил читать акафист и подошел забрать свою икону, то обратил внимание на свечу которую ставил, верхняя ее часть согнулась на половину, потеки воска сильные на свече. Это меня встревожило и когда я уходил, мою свечу убрали, видимо чтоб люди не пугались. Что это может означать?
Не надо суеверий, дорогой богомолец!
Мой вопрос звучит так: можно ли для молитвы дома зажигать свечу, купленную в просто магазине или это обязательно должна быть свеча, приобретенная в церкви?
Главное, чтобы свеча была бы куплена в церковном учреждении (магазин церковной утвари <например, магазины Софрино, Сретенье>, храм и пр.).
Здравствуйте! я мусульманка, в нашей семье есть и православные, через которых я приобщилась к христианской религии. Придя в одну из церквей, хотела поставить свечку БОГОРОДИЦЕ, но послушница узнав, что я не крещенная, объяснила, что мои молитвы могут быть до конца не услышаны и лучше поставить свечку НИКОЛАЮ УГОДНИКУ, а через него, якобы, все молитвы дойдут, так ли это!
Это была не послушница, ибо послушницы в монастырях. Это первое. Далее, действительными знаниями в церковной области обладают ТОЛЬКО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ. Это важно понимать. Третье. Кому и как ставить свечи должно быть “виднее” самим богомольцам. Не смущайтесь, то, что с Вами произошло, обычная ситуация, корень которой в неправильной адресации вопроса – чаще беседуйте с духовенством.
У меня такой вопрос, я не крещеная, меня свекровь дома почистила церковной свечой, и у меня на свече образовалась выпуклость слегка потемневшая. Что это означает?
Это означает, что вы со свекровью увлечены магией.
Подскажите пожалуйста, что делать со свечей, которая остается после свячения Пасхи?
Зажгите ее – пусть прогорит.
Можно ли молиться и ставить свечки за не крещенных?
Вы можете ставить свечи и сами молиться о тех, кто не был крещен, а вот церковная молитва за них невозможна: подавать записки в храме на Литургию, молебны и панихиды можно только о православных христианах.
Разъясните, пожалуйста, на какой стороне (справа или слева) должно быть распятие в церкви, где можно ставить свечи об упокоении? В одних церквях справа, в других слева, одни священники говорят, что только слева ставятся свечи об упокоении. Считается ли грехом ставить свечи об упокоении не с той стороны.
Канун (подсвечник, где ставят свечи об упокоении) может располагаться как слева, так и справа. Какого-то принципиального значения это не имеет. Тем более, нет греха ставить свечи «не с той стороны».
Одна наша знакомая сказала, что поставила за нас в храме свечи на послабление. Никогда об этом не слышала, объясните пожалуйста, что это значит?
В Православии свечи ставят только с молитвой о здравии или об упокоении. Молитвы, произносимые при этом, могут быть разными. Послаблением называется ослабление болезни, трудной ситуации. Видимо, именно об этом молилась Ваша знакомая, ставя свечу о здравии.
У нас с мужем хранятся свечи, которыми нас венчали в церкви. Может, их нужно как-то использовать? Какой смысл они сейчас несут после 22 лет брака?
Есть такая благочестивая традиция, что венчальные свечи супруги хранят дома возле икон, либо в другом благочестивом месте.
Свеча — это символ вашей общей молитвы, вашего брачного союза. Свечи можно зажигать для молитвы в какие-то особые для Вас дни, дни годовщины брака, в дни других радостных или грустных событий.
Если свечи Вам не нужны, Вы можете просто отдать их в ближайший храм.
Когда священник освящает дом или мы сами уже позже освящения чувствуем необходимость очистить, защитить его, то делаем это с помощью молитвы и святой воды. Об этом написано, и это мы можем видеть в храме. Однако, есть и другое действие: обойти дом с зажженной свечой и молитвой, крестя стены, окна и двери. Вместо воды — свеча, огонь. Наверное, в храме при скоплении людей просто опасно ходить с зажженными свечами. И в храм этого не делают. Поясните, пожалуйста, есть ли разница между этими действиями, от чего зависит выбор между водой и свечой, есть ли какие-то запреты на то или другое.
Церковь не знает такого понятия как «очищение дома». Есть освящение, которое совершает священник и чин которого находится в «Требнике». Окропление святой водой самими жильцами дома вполне допустимо и в определенные дни уместно. Так, например, в Крещенский сочельник, по традиции, окропляют дома святой водой, принесенной из храма. Однако это не носит характера какого-то «очищения» или «защиты». Да и от чего или от кого, собственно говоря, Вы собираетесь очищаться или защищаться? Что касается «хождения по дому со свечой», то это полуоккультное народное творчество, не имеющее к православной обрядности никакого отношения.
Подскажите, пожалуйста, свечу зажигают от другой свечи, стоящей на подсвечнике. Но что делать, когда рядом горящих свечей нет? Я зажгла свечку от лампадки, но тут лампадка у меня потухла. От невежества и не знаний, мы очень испугались, как нужно действовать и муж зажег лампадку сам — зажигалкой. На тот момент, мы не понимали, что так делать нельзя. Подскажите, пожалуйста, все наши неправильные действия, где здесь суеверия, а где действительно запрет поведения в церкви, что это значило бы. Как можно исправить свою вину. Как действовать в таких случаях. Меня этот вопрос очень сильно беспокоит.
Не переживайте, ничего запрещенного Ваш муж не сделал, исправлять Вам ничего не нужно. Когда горящих свечей на подсвечнике нет, свечку можно зажечь от лампады или от свечи, стоящей на другом подсвечнике, от лампады перед другой иконой. В некоторых храмах между богослужениями свечи просят не зажигать, их просто ставят на подсвечник, а зажигают их во время богослужения. При необходимости воспользоваться зажигалкой для того, чтобы зажечь свечу, вполне допустимо.
Только пришла из храма, вся душа клокочет. Как относиться к передаче свечек во время Литургии? Игнорировать? Нарушать молитву? А если брать, то другим передавать во время Символа Веры я точно не буду… Но и отказать нехорошо получается. А если ждать «перерывчика», могу забыть кому: передают много, по 7-8-10 свечек до меня доходило сегодня. Так и стояла с полными горстями. Что делать?! Когда можно передавать свечки? Нужно ли их брать у других людей? И если да, то когда?
Конечно, неправильно отвлекать от молитвы просьбой передать свечу. Но неверно и так горячо осуждать людей, приходя из храма после Литургии с «клокочущей» душой. В конце Литургии мы поем «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи», а не «осуждения окружающих». На Литургии наиболее важными моментами являются малый вход, чтение Апостола и Евангелия, Великих вход, Евхаристический канон. В это время свечу можно взять, но не беспокоить другого просьбой передать ее дальше. А можно постараться встать в такое место, чтобы не пришлось передавать свечи, или поискать еще какой-то выход. Но не разрешайте гневу и осуждению побеждать Вас. Помоги Вам Господи!
Можно ли приобрести восковые свечи через интернет (дешевле гораздо) и использовать их для домашней молитвы и чтения Библии и духовной литературы? Как эти свечи освятить? При посещении храма или церкви покупаю свечи этой конкретной церкви или храма.
Теоретически можно, если есть уверенность, что вы заказываете свечи в православном магазине (храме), а не приносите доход мошенникам. В таком случае нет необходимости их освящать, купленное в храме предварительно освящается.
Родственник моего мужа достаточно часто передает мне свечи из храма! Но есть некие подозрения к этому человеку и некая тревога, что эти свечи не для добра! На душе дискомфортно, и зажигать их нет желания! Может ли человек через свечу негативно влиять на другого? Как лучше поступить с этими свечами? Если не брать их вовсе, то, боюсь, меня не поймут и обидятся!
А как могут быть свечи из храма «не для добра»? Следуя логике, можно предположить, что в церкви что-то злое против Вас задумали. Звучит смешно, не так ли? Не нравится Вам что-то – так и скажите человеку об этом. Ведь вся проблема именно от того, что нет ясности в отношениях. Как проясните, сразу все окажется на своих местах и свечи из храма пугать перестанут.
Как-то услышала по телевидению что, если поставить свечку за здравие врагу, то Бог накажет обидчика. Думаю не каждый человек сможет простить врага настолько, чтобы искренне желать ему счастья. Является ли это суеверием, либо это месть?
Это является и суеверием, и глупостью одновременно. Вы можете поставить десять свечей, вряд ли растаявший от температуры воск как-то повредит вашему обидчику. Это не значит, что нет смысла ставить свечи, но при такой постановке вопроса это действие теряет полный духовный смысл и становится бессмысленным действом.
Вы правы, не каждый может простить своего врага, но каждый может воздерживаться хотя бы от того, чтобы желать ему зла. Молиться нужно не о том, чтобы Бог наказал обидчика, а прежде всего о вразумлении врагов и разрешении ситуации так, как это будет угодно Господу.