господь приди наполни храм
Господь приди наполни храм
Любаша Максимова запись закреплена
1. Яхве, Ты наш Отец
Am Dm E7 Am
Яхве, Ты наш Отец, мы ждём великой могучей славы Твоей,
A7 Dm
Ты Альфа и Омега, начало и конец,
Показать полностью.
B7 E7
Ты Вседержитель и Творец чудес!
Am Dm
Господь, приди, наполни храм,
E7 Am
Пусть Твой народ Тебе всю славу воздаёт,
A7 Dm
Ты Альфа и Омега, начало и конец,
B7 E7
Ты Вседержитель и Творец чудес!
Am Dm
Аллилуйя, аллилуйя, Аллилуйя, аллилуйя
G C E7/C
Аллилуйя, аллилуйя
Am Dm
Аллилуйя, аллилуйя, Аллилуйя, аллилуйя
E7 Am /CE7
Аллилуйя, аллилуйя
2. Божьи потоки
C Am Em G
Здесь есть река, где благодать течёт
Здесь есть источник, печали унесёт
Здесь океан есть, где утонет страх
Показать полностью.
Волна все больше, больше
Здесь есть течение, что влечёт меня
Из сердца Бога принимаю я
Потоки неба наполняют все
Волна все больше, больше
Божьи потоки, Божьи потоки
Внутри меня, чувствую я
В Твоей реке оживаем
Все цепи разорвал, свободен я теперь,
Открой поток, открой поток, открой поток во мне!
И радость не унять, танцуем мы везде,
Открой поток, открой поток, открой поток во мне!
3.Осанна, слава в вышних
C Am
Осанна, слава в вышних
D m G C
Осанна небесному царю
Показать полностью.
Em Am
Осанна, слава в вышних
Dm G C (E)
Святому Богу славу воспою
Am Em
Тебе вся слава, Тебе вся сила!
С F C (E)
Тебе, Иисус, всю честь мы воздаем!
Am Em
Превознесенный, благословенный
С G C (G)
Иисуса имя выше всех имён!
C Am
Осанна, слава в вышних
D m G C
Тому кто к жизни вечной нас призвал
Em Am
Осанна, слава в вышних
Dm G C (E)
Тому кто нас простил и оправдал
C Am
Осанна, слава в вышних
D m G C
За Твою верность за любовь Твою
Em Am
Осанна, слава в вышних
D m G C (Е)
За милость, благодать и доброту
4. Дух Святой приди наполни нас
Сm Ab Fm G
Дух Святой приди наполни нас
Прикоснись, мы ждем Тебя сейчас
Сердце наполняется Огнем
Показать полностью.
В присутствии Твоем
Возвышаем наши голоса
Святой, Святой Бог на небесах
Принесем хвалу на Твой алтарь
Иисус Христос наш Царь!
Святой, Святой, Аллилуия!
Святой, Святой, Аллилуия!
Иисус наш Бог, Иисус наш Бог!
Тебе славу воспевает Твой народ.
Em D Em
Своим присутствием наполни,
Em D C
Пусть будут чистыми сердца,
Am D G Em
О, Дух Святой, нам дай свободу,
C D Em
Открой над нами небеса.
С Em
Все возможно, Все возможно
D C
Все возможно с Тобой!
Am Em
Все возможно, Все возможно
D C
Всем, кто верит в Любовь!
Господь приди наполни храм
21. Кто как Ты Бог среди богов (Иешуа)
Ольга Марина
Hm Em Hm
Кто как Ты Бог среди богов
A F#m Hm
Кто как Ты Свят Израилев
Em D
Возвеличен святостью
Em Hm
Сияешь славою
A F#m Hm
Сияешь славою
ПРИПЕВ:
Hm F#m G A Hm
Иешуа Иешуа
Hm F#m G A Hm
Иешуа Иешуа
БРИДЖ:
Hm F#m
Приходи ко мне Господь мой
G A Hm
Мой возлюбленный
Hm F#m
Ждёт Тебя твоя невеста
G A Hm
Церковь ждёт Тебя приди
22. Я поклоняюсь в силе Твоей славы
Сергей Барта
Cm Cm/B
Я поклоняюсь в силе Твоей славы,
Cm/Ab Fm
Я поклоняюсь в Духе Твоём. х
Cm
Открой Своё небо,
Cm/B
Яви, Боже, Свою славу,
Cm/Ab
Пускай звучит Твоя песня
Fm
В Духе Твоём.
23. Достоин
Paul Wilbur – Worthy
dm dm/C B Gm
Достоин! Достоин! Достоин!
A
Принять славу и честь.
Святой! Святой! Святой!
Божий Сын, Иисус!
Всемогущий, Бог велий!
Господь славы,
Наполняй меня!
Вступление как куплет.
Cm Gm
Дух Святой, в Тебе я нуждаюсь,
Cm Gm
Дух Святой, Тебя ожидаю.
Ab Gm
Прикоснись, моё сердце открыто,
Ab G
Наполняй, наполняй Своей силой и славой. х6
Проигрыш как куплет (объёмно) х2
Cm Gm Cm Gm
Алиллу_йя! Алиллу_йя!
Ab Gm
Прикоснись, моё сердце открыто,
Ab Gm
Наполняй, наполняй Своей силой и славой. Х2
Мягкий проигрыш (как третья часть)
Cm Ab
Алиллуйя, Алиллуйя!
Fm G
Ищу Тебя, Дух Святой.
Cm Ab
Алиллуйя, Алиллуйя!
Fm G G
Я так жажду встречи с Тобой!
(x2 только под пианино, х2 – со всеми инструментами спокойно, остальное объёмно, после последнего раза звук резко обрывается)
Только под пианино куплет
25. Кто как Ты, Бог
Kim Walker, Your Name is Glorius
G#m
1. Кто как Ты, Бог,
Who is like You
H D#m F# G#m
Взял грех мира всего _добровольно
Took the sin of the world on Your shoulders
H D#m F#
Принял крест и понёс.
You did it so willingly
G#m H D#m F#
Велика цена, заплатил сполна, _навек
God the price You paid will forever be enough
G#m H
Свою жизнь отдал,
And the life You gave,
D#m F#
За любовь страдааааал
yeah,You gave it all for love
Припев:
G#m H
Имя Твоё, Господь,
Your name is glorious
D#m F#
Превознесём выше, выше,
We lift You up higher, higher
G#m H
Смотри, что сделал Бог!
Come see what God has done
D#m F#
Превознеси выше! Выше!
And lift Him up higher, higher
2. Ты Создатель,
Who can fathom
Глубины всех морей,
The depths of the seas
Звёзд и неба
and the universe
И вселенной всей!
How far does it reach
Всё же на кресте
Still You spread Your arms
Был Ты пригвождён за нас,
out upon a cross for us
Кровью истекал,
And the life You gave,
За любовь страдал!
yeah, You gave it all for love
Мост:
H C#
Будем петь, будем петь,
We will sing, we will sing,
D#m F# H
Будем петь: Достоин Ты!
we will sing, over again
C#
Будем петь для Царя,
We will bring the highest praise
D#m F#
Принесём жертву хвалы!
to the King,sing it again
Господь приди наполни храм
158. В Твоем Святом присутствии
В. Короп
Gm C
В Твоем Святом присутствии,
Am Dm
В Твоем Святом присутствии,
Gm C
В Твоем Святом присутствии
Dm
Тают горы
Горы проблем, горы греха,
Горы oбид и неудачи,
От Твоего лица
Тают горы
Мне хорошо в доме Твоем,
Мне хорошо с Тобой вдвоем,
Мне хорошо, Иисус,
В доме Твоем
159. Дух Святой приди наполни нас
А. Харитонова
Дух Святой приди наполни нас
Прикоснись, мы ждем Тебя сейчас
Сердце наполняется Огнем
В присутствии Твоем
Возвышаем наши голоса
Святой, Святой Бог на небесах
Принесем хвалу на Твой алтарь
Иисус Христос наш Царь!
Святой, Святой, Аллилуия!
Святой, Святой, Аллилуия!
Иисус наш Бог, Иисус наш Бог!
Тебе славу воспевает Твой народ.
C Am
Перед Тобой склоняюсь я,
F G C
Всемогущий Бог!
C Am
Источник утешения
F G
Я нашёл у Твоих ног.
C
О Tы велик!
Am F G
Нет Тебе подобного!
C Am
Перед Тобой склоняюсь я,
F G C
Ты – любовь моя!
161. Будем танцевать
Ольга Марина
Dm C
Будем танцевать в Его свободе
Dm C
Будем танцевать в радости
Gm7 Am7
Давай, давай прославим
Gm7 Am7
Поднимем шум хвалы
Dm
Будем танцевать
Хэй, хэй…
Куплет 1
B F
Есть благая весть для тебя
C Dm
Бог возлюбил так сильно
B F C
И призывает в Свой свет
B F
Он, отдавший жизнь
C Dm Eb
Жизнь, за тех, кто верен,
Dm C
В Нем свободны мы!
Куплет 2
Мой Бог изменил меня
И не буду прежним я
Я в Его руках
Он, отдавший жизнь
Жизнь за тех, кто верит
В Нем свободны мы
Припев (барабаны) Я буду танцевать
162. Как велик Господь!
Intro: Em G D пианино и немного ритма
Em
По всей земле проходит
Звук небес до пределов вселенной
G
Как велик Господь!
D
Как велик Господь!
Вступление + 1 куплет х.
Em G
День дню передаёт,
D
Ночь ночи говорит
C
Как велик Господь!
Em
Как велик Господь!
Em D
Дай мне глубже осознать Тебя
C
Что есть слава Твоя
G D
Как она велика!
Em
Ощутить Твоё дыхание,
D
Узнать Тебя,
C
Ибо милость Твоя
G D
До небес высока!
163. Это новое время
Источник Жизни
D G
Это новое время,
A D
Новый елей,
G A D
Новая сила в жизни моей!
G
Час процветанья,
F# Hm
Время Христа,
G A D
Господу слава, Ему вся хвала!
припев:
Овладел Ты мною
Всей моей душою
Я теперь навечно
Принадлежу Тебе
куплет:
Радость я нашел
Все сложил, что приобрел
У Твоих ног, мой Царь
Кто отдал все за меня
О, какой глубокий мир
Наполняет разум мой
Когда на коленях я
Сокрушаюсь пред Тобой
bridge:
Оставил Небеса, Ты умер за меня
Отдал Свое сердце, мне Свое сердце
Все оставляю я, что б жить лишь для Тебя
Вот мое сердце, вот мое сердце
166. Прославленный!
Андрей Кочкин
Припев:
A E F#m D
Прославленный! Закричи!
A E F#m D
Прославленный! Не молчи!
A E F#m D
Иисус, поем хвалу, Тебе лишь Одному
A E F#m D
Прославленный! Ты прославленный
Куплет:
D A E F# D
Ты правишь, Бог,вовеки и веки
A E
Ты так велик!
D A E F# D
Твоя любовь Без изменений
A E
Ты Тот же Бог!
Мост:
A
Во вселенной
C#
Ты сияешь
F#
Иисус,
D
Ты прославленный!
167. Адонай Адонейну
(King of King )
Адонай Адонейну,
A D
Ты превыше всех,
Em A D
Твоя слава в небе и на земле,
F#m Bm
Ты превыше небес!
Куплет 1
D A Bm
Вижу я, поднимая глаза,
F#m Bm
Все, что Ты сотворил,
A D
Солнце, звезды, луну, небеса
F#m Bm
Ты сияньем Своим озарил!
Куплет 2
D A Bm
О, Господь, благодарен Тебе,
F#m Bm
За все то, что Ты создал,
A D
Не устану славить Тебя
F#m Bm
За спасенье, что миру Ты дал!
Куплет 3
D A Bm
Ты сотворил меня,
F#m Bm
Честь и славу мне дал!
A D
Так позволь хвалу принести,
A D
За грехи мои Ты прости,
A D
Ты надежду дай обрести,
A D
Дай мне с верой по жизни идти,
A
Прославлять лишь Тебя
F#m Bm
Буду день ото дня я всегда!
Нет слов, чтоб выразить смог
Тебе благодарность, мой Бог.
Проигрыш + спонтанный вокализ
И нет таких в мире слов,
Чтоб выразить всю любовь
Чтоб благодарить Тебя
Не хватит, не хватит всего меня. х2
И я слышу:
Подожди. прошу не делай ничего
Просто будь со мной,и не заботься
Не заботься больше ни о чем
Всего один момент
Останься здесь со Мной
Любовь не променяй ты ни на что
Я слышу :
Подожди. прошу не делай ничего
Просто будь со мной,и не заботься
Не заботься больше ни о чем
Всего один момент
Останься здесь со мной
Любовь не променяй ты ни на что
Я так хочу быть с тобой
Я так хочу быть с тобой
Я так хочу быть с Тобой
И утонуть в Твоей любви
Текст песни Бенни Хинн — Своей Славой наполни храм
Оригинальный текст и слова песни Своей Славой наполни храм:
Храм был завершен,
молился Соломон
Собрался весь народ,
увидеть с ним ли Бог
Сошел с небес огонь,
в храм не могли войти..
От славы не могли стоять..- 2 р.
Иисус (Господь) наполни это место,
Ты такой же как вчера..
Устоять от славы трудно будет нам..
Иисус (Господь) наполни это место,
Собрались мы для тебя
Наполни славой это храм..
Встань и двинься Господь,
Будь прославлен наш Царь
Своей Славой наполни храм!
Господь, наполни это место,
Ты такой же как, вчера…
Господь наполни это место..
Собрались мы для Тебя …
Встань и двинься Господь,
Будь прославлен наш Царь
Своей Славой наполни храм!
Перевод на русский или английский язык текста песни — Своей Славой наполни храм исполнителя Бенни Хинн:
Chorus:
Your Glory on this place
And we are the temple of thy accept the sacrifice!
Get up and move, Lord!
It is glorified, our King,
His glory filled the temple
His glory filled the temple
Be glorified!
Get up and move the Lord,
It is glorified our King
His glory filled the temple!
Get up and move the Lord,
It is glorified our King
His glory filled the temple!
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Своей Славой наполни храм, просим сообщить об этом в комментариях.
Храм – Божие установление
Скиния (подвижной храм)
Сам Бог повелел Моисею устроить скинию: «и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх.25:8–9 ). Бог указал материал для скинии ( Исх.26 гл.) и для устройства ее назначил особых лиц ( Исх.31:1–7 ). В скинии были священные изображения ( Исх.25:18–22; 40, 26:1; 31 ). По освящении скинии облако покрыло ее, и слава Господня наполнила ее ( Исх.40:34 ). Царь Давид устроил новую скинию и перенес в нее ковчег Господень ( 2Цар.6:17 ). Приготовил он материал, чертежи и думал построить храм неподвижный, но Бог сказал ему: «не строй дома имени Моему, потому что ты – человек воинственный и проливал кровь. Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына» ( 1Пар.28:3, 6 ).
Храм Соломона
«И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его и кладовых его и горниц его. Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11, 19 ). Соломон устроил храм из дорогих материалов ( 3Цар.6 – 7 гл.) и поставил в нем многие священные изображения ( 3Цар.6:23, 29, 32, 35 ). В день освящения храма «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 ). Явился Соломону Господь и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня. то Я истреблю Израиль с лица земли. и храм, который Я освятил имени Моему» ( 3Цар.9:3–7 ). За уклонение иудеев в идолопоклонство ( 2Пар.34:25 ) царь Вавилонский «сжег дом Господень» ( 4Цар.25:9 ).
Храм Зоровавеля
Так как иудеи после своего отступления от Бога раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, «вид, расположение его» и сказал: «все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез.40:4–49; 41–42 гл., 43 гл.). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения ( Иез.41:17–20, 25 ). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: «Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме. Кто есть из вас, из всего народа Его. пусть он идет в Иерусалим. и строит дом Господа Бога Израилева» ( 1Ездр.1:1–3 ). Через пророка Аггея Бог говорил: «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь. и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.1:8, 2:7,9 ). «Встал Зоровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме в присутствии пророков Господних, помогавших им» ( 2Ездр.6:2 ). Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Ездр.7:3–7 ). В 70 году по Рождестве Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни ( Мф.24:2 ; Мк.13:2 )
Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу (ср. 3Цар.9:6–7 ). В наказание евреям за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (ср. Иер.7:3–15 ; 4Цар.17:16–18, 23, 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (ср. Иер.51:51 ; 4Цар.25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк.19:43–44 ; Мф.24:2 ).
В храме приносились жертвы Богу
«К месту, какое изберет Господь, Бог ваш. обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши и жертвы ваши и десятины ваши и возношения рук ваших и обеты ваши и добровольные приношения ваши. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор.12:5–14, 16:5–6:16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор.10:16–17, 11:22–29 ). «Мы имеем, – говорит апостол, – жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей. Следовательно, если в особо устроенном для молитвы здании не совершается жертва евхаристическая, то это будет не храм, а молитвенный дом.
Храм есть святыня
Господь сказал Моисею: «помажь им (миром) скинию собрания и ковчег откровения и стол. и жертвенник. и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:26–29 ). «Все священники, находившиеся там(в храме Соломона), освятились без различия отделов» ( 2Пар. 5:11 ). «Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя. » ( Ис.64:11 ). «И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки» ( Иез.37:28 ). «Что больше: золото или храм, освящающий золото? Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» ( Мф.23:17, 19 ).
Храм называется в Священном Писании высокими именами:
а) «святилищем» ( Исх.25:8 ; Лев.19:30, 26:2 ; Иез.37:26 и др.); б) «домом Господним», – «домом Моим» ( Пс.26:4 ; 3Цар.8:11 ; 1Пар.22:10 ; 1Ездр.1:2 ; Мк.11:17 и др.); в) «церковью», так как в храм приходят верующие, т.е. «церковь» ( Деян.15:3–4, 22 ; 1Кор.11:18, 20, 22, 14:34–35 ; Деян.11:26 ); г) «храмом», – «храмом Божиим», – «храмом Господним» ( 2Пар. 26:16 ; Мф.21:12 ; Лк.1:9 и др.).
Бог требует почтения к храму:
Храм почитали:
Пророчества о новозаветных храмах
Бог через пророка Иезекииля сказал: «заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое навеки. И будет у них жилище Мое. » ( Иез.37:26–28 ). Блаженный Феодорит так объясняет приведенное место: «пусть покажут нам иудеи или завет мирен, или завет вечен; но нет у них заветов этих, лишились они того и другого, а нам Владыка дал оба завета, ибо обетовал нам вечные блага и даровал нам примирение с Ним ( Еф.2:14 ). Храм и ветхозаветное святое опустели. не только святые дома Божие, но и алтари Божие дарованы всем человекам, уверовавшим, не только из язычников, но из иудеев, и один тот же именуется Богом тех и других».
«В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние» ( Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Евр.9:10 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал.1:11 ). «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» ( Ис.56:7 ).
Отношение Господа Иисуса Христа ко храму
Иисус Христос часто бывал в храме, а перед страданиями – каждый день ( Мф.26:55 ; Лк.22:53 ); жертвовал на благоукрашение храма и ученикам повелел делать то же ( Мф.17:27 ); похвалил вдову, пожертвовавшую последние две лепты, причем сказал, что ее жертва на храм есть «дар Богу» ( Лк.21:4 ). Он признал за храмом (рукотворенным) высокое достоинство и святость, назвав его «Домом Отца», – «домом Своим», и ревностным охранением его от осквернения, засвидетельствовал его чистоту и священное значение ( Ин.2:15–17 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:11, 15–17 ; Лк.19:45–46 ). Он учил, что храм есть место особого благодатного присутствия Божия ( Мф.23:21 ). Так как жертвы, для принесения которых предназначен был храм ветхозаветный, подлежали упразднению, то Господь, хотя и говорил ( Мф.24:2 ) о разрушении его (как ветхозаветного учреждения), но предуказал, что у христиан будут свои храмы: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» ( Мк.11:17 ). Следовательно, Он утвердил святость и ревновал о высоком значении не одного только ветхозаветного храма, но и храмов новозаветных, которые будут не для одного народа (подобно храму иерусалимскому – для евреев), а для всех народов, вступивших в Церковь Христову, «домами молитвы» и местами принесения бескровной евхаристической жертвы («чистой жертвы» – Мал.1:11 ): «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Эта заповедь Спасителя имела обязательную силу не для одних современников Его, а и для всех последующих времен. «Господь, – замечает святой Иоанн Златоуст, – каждому слову придает особенную выразительность, устрашая и побуждая приносящего. В самом деле, сказал Он не только: «оставь дар твой», – но присовокупил: «пред жертвенником», чтобы напоминанием о священном месте привести его в страх; сказал не только: «пойди», – но присовокупил: «прежде примирись. и тогда приди и принеси дар твой». Этим Он показывает, что трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в таинства, но со враждою приступающие к алтарю; да слышат и непосвященные, потому что и к ним относится это слово». Самим делом Господь засвидетельствовал Свое учение о христианских храмах как местах совершения бескровной жертвы, важнейшего священнодействия христианского богослужения. Для установления и совершения таинства причащения Он избрал «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ).
Христианские храмы
Опровержение возражений
1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ).
В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше).
2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48, 17:24 ).
Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер.23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ).
3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ).
Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е. совершать общественное богослужение, на горе ли Гаризин (где был храм самарянский, разрушенный в 130 году до Рождества Христова) или в Иерусалиме (где был храм иудейский)? Господь сказал ( Ин.4:21 ), что христианское поклонение не будет приурочено ни к горе Гаризин, ни к Иерусалиму, которые перестанут быть исключительными местами поклонения Богу: иудейский храм будет разрушен, гора самарянская предана будет забвению, а поклоняться будут по всей земле (ср. Мал.1:11 ). Следовательно, в споре о месте поклонения ни иудеи, ни самаряне не имеют преимуществ. Что же касается образа поклонения Богу, то в этом отношении преимущество на стороне иудеев ( Ин.4:22 ). Самаряне, хотя и приняли Пятикнижие Моисеево, были язычниками – идолопоклонниками ( 4Цар.17:33 ), и их «поклонение» было ложным. Иудеи содержали ветхозаветное Откровение Божие в полноте и превосходили самарян более совершенным знанием о Боге: «ибо спасение – от «иудеев». «Слова эти, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы; да и ваше поклонение, хотя и неправильное, от иудеев ведет свое начало); итак, или это, или же Свое пришествие в мир Он называет спасением; а лучше, не погрешит тот, кто и то, и другое назовет спасением, которое, по словам Христовым, от иудеев (ср. Рим.9:5 ). Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно, наконец, прекратится; изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко ( Ин.4:23 ). Словами «истинные поклонники» Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних, но гораздо хуже будущих поклонников настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Ему».
Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεΐν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мф.2:11 ; Мк.5:6 ; Ин.9:38 ; Мф.28:9 ), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин.12:20 ) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27, 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεύχεσθαι – Мф.6:5–6 ), чтить, почитать (σευεσθαι – Мт.15:9 ; Деян.18:13 ).
4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мф.21:23 ).
Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мк.14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». – «Между поклоняющимися, – объясняет святой Кирилл Александрийский, – как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. поелику Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию. Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Флп.2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? А наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение как бы в качестве долга воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный».
5) Храм есть сам верующий ( 1Кор.3:16–17, 6:19 ), поэтому храмы-здания не нужны.
6) Господь сказал: когда молишься, войди не в храм, а в комнату и молись ( Мф.6:6 ).
В указанном месте Господь говорит не против общественной (открытой) молитвы, а против злоупотреблений частной молитвой: когда частную молитву фарисеи делали публичной для того, «чтобы оказаться пред людьми». Общественные молитвы Он Сам установил ( Мф.18:19 ; ср. Мк.11:17 ); молитву в храме Христос признавал: «сказал. притчу: два человека вошли (не в комнату, а) в храм помолиться» ( Лк.18:10 ). Частная молитва не исключает общественной. Так православные и поступают: частную молитву совершают «в комнате», общественную – в храме. Блаженный Феофилакт, объясняя ( Мф.6:6 ), пишет: «что же? ужели не должно мне молиться в церкви? Напротив, должно, только с чистым намерением, а не с тем, чтобы то видели люди: потому что не место вредит нам, но внутреннее расположение и цель. Многие и втайне молясь, делают это для того, чтобы нравиться людям».
7) Молитвы в храмах многословны, состоят из повторений, что Господь осудил ( Мф.6:7–8 ).
8) В храмах – мерзость запустения ( Мф.24:15 ).
«Мерзость (τо βδέλυγμα – срам, мерзость) запустения» (της έρημώσεος – от ή έρήμωσις – опустошение), т.е. срам опустошения. «Когда же увидите Иерусалим(«святый град» – Мф.27:53 ), окруженный войском, тогда знайте, что приблизилось запустение (ή έρήμωσισ) его» ( Лк.21:20 ). Здесь Господь говорит не о христианских храмах и не о храме иудейском, а указывает жителям Иудеи ( Мф.24:16 ) признак, по которому они должны (для избавления от погибели) бежать в горы. Таким признаком будет появление неприятельского (языческого) войска около Иерусалима, предвещающее скорое его опустошение. «Тогда, говорит Он, находящиеся в Иудее да бегут в горы. Тогда: когда же? – Когда случится все это, когда мерзость запустения станет на месте Святом. Из этого, я заключаю, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – что Он говорит о войсках. Тогда бегите: вам не будет уже никакой надежды на спасение». Ориген «мерзостью запустения» также считал римское войско, осадившее Иерусалим, но сообразно с речью Господа, в которой говорится как о разрушении Иерусалима, так и втором пришествии Христовом, и изречение о мерзости запустения исполнится, по мнению его (Оригена), дважды: буквально – в разрушении Иерусалима, и образно – во владычестве антихриста.
«Читающий да разумеет» ( Мф.24:15 ), – замечание евангелиста, предвидевшего близкое взятие Иерусалима римскими войсками и поэтому указывающего читателю Евангелия на соответствие приближающихся событий с предсказанием Иисуса Христа.
9) «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень» ( Иер.7:4 ).
Бог осуждает лицемерное и бездушное служение беззаконных иудеев, которое, вместо ожидаемого ими оправдания пред Ним, влекло за собой еще большее осуждение. Человек приобретает благоволение Божие кротостью и смирением сердца ( Ис.66:2 ); жертвы и приношения, не соединяемые с таким внутренним настроением, Ему неугодны (ср. «дар Господу» Авеля и Каина – Быт.4:3–5 ).
Здесь говорится о том, что принесение жертв – богоугодное дело тогда, когда сопровождается милостью, т.е. любовью и состраданием к людям ( Мф.5:23–24 ). Иудеи все свое служение Богу ограничивали одними жертвами, к ближним относились с враждой и несправедливо, без «милости».
12) В храмах православных продажа свечей есть торговля, которую Господь осудил ( Мф.21:12–13 ).
Между торговлею при Иерусалимском храме, о которой говорит евангелист, и продажею восковых свечей в притворах православных храмов нельзя видеть ничего общего. Во дворе Иерусалимского храма, назначенном для язычников, устроено было нечто в роде лавок, в которых продавались для жертвоприношений животные и птицы, имелись особые места или столы меновщиков, для обмена монет греческих и римских на «полсикеля в приношение Господу» ( Исх.30:13–15 ). Таким образом, во время земной жизни Иисуса Христа обширный двор язычников обратился в базарную площадь со всем шумом, спорами, обманами, с погонею за личною наживою, что неуместно в стенах зданий, причислявшихся ко храму. Продажа же восковых свечей в притворах православных храмов производится без шума, обмана и при полном отсутствии личных материальных выгод для продающих. Это, скорее, не торговля, а прием пожертвований на храм и дела благотворения, что дозволено (ср. 4Цар.12:9–12 ; 2Пар.31:14 ; Втор.16:16–17 ). Господь похвалил усердие вдовы, назвав ее пожертвование «даром Богу» ( Лк.21:2–4 ; ср. Мф.17:24–27 ). «Вы сделали его вертепом разбойников. Явно назвал их, – говорит блаженный Феофилакт, – разбойниками как наживающихся несправедливыми средствами. Ибо кто малостоящую вещь ценит дорого и при случае извлекает себе выгоду от бедных и вдов (как обыкновенно делают скупающие необходимые предметы и потом продающие), что иное делает, как не разбойничает, извлекая себе выгоду из несчастия ближних?»