готические соборы в россии
Готика в России
Несмотря на название, признаемся — готики в России нет. Да и откуда ей взяться, если подобная архитектура в нашей стране начала появляться только при Екатерине II, в то время как в Европе, откуда она пришла, к этому времени пик её расцвета прошёл. Поэтому всё, что у нас есть — это стилизация, псевдоготика, что не мешает относить данные объекты к шедеврам и памятникам архитектуры.
Чесменская церковь, Санкт-Петербург (ул. Ленсовета, 12)
Храм запоминается с первого взгляда. Розовый, с белоснежным орнаментом, он напоминает праздничный пряник. Здесь нет и следа той мрачноватой суровости, что свойственна многим собственно готическим постройкам. Согласно легенде, на месте, где сейчас стоит храм, Екатерина II получила от курьера известие о победе русского флота над турецким в Чесменском бою. Столь знаменательное событие просто необходимо было запечатлеть в камне, следствием чего стало торжественное освящение церкви в 1780 году — к десятилетней годовщине события.
Если будете в тех краях, не забудьте навестить и Чесменский дворец (ул. Гастелло, 15) — также стилизованный в псевдоготике. Бывший императорский путевой дворец повидал многое. В частности, именно здесь, в ночь с 5 на 6 марта 1826 года, тело умершего императора Александра I переложили из походного деревянного гроба в бронзовый. Чуть позже, 12-14 июля того же года, во дворце лежало тело умершей супруги бывшего императора — Елизаветы Алексеевны.
У Чесменского храма есть и двойник — Преображенская церковь в селе Красное Старицкого района Тверской области 1790 года постройки.
Александрийская капелла, Петергоф
Также известна как церковь св. Александра Невского в парке «Александрия». Построена в 1834 году как домовая церковь императорской семьи (чуть ранее неподалёку Николай I построил летнюю резиденцию —
«Коттедж», тоже, кстати, в готическом стиле).
Миниатюрная церковь, пожалуй, наиболее похожа на тот образ, который встает у нас перед глазами при слове «готика»: высокие восьмигранные шпили, стрельчатые порталы, большие оконные розетки с витражами, статуи святых по всем фасадам.
С 1918 года церковь не действует, попасть в неё можно, купив билет в парк «Александрия», а затем уже и в саму Капеллу. По состоянию на 2016 год это обойдётся вам в 350 рублей (200 + 150). Будьте внимательны, во время дождя и высокой влажности воздуха вход в Капеллу может быть закрыт.
Ново-Никольский собор,
Можайск (ул. Бородинская, 8)
Построен в 1814 году на месте Никольских ворот Можайского кремля, частично захватив их стены. Храм стоит на высоком холме и хорошо виден с исторической Старой Смоленской дороги.
Красный кирпич, белый декор, многочисленные башенки и шпили — в целом готика довольно узнаваема. Но вот стрельчатых окон тут нет. К сожалению, храм весьма сильно пострадал во время Великой Отечественной Войны. Тогда же он лишился центральной купольной ротонды. Во время послевоенной реставрации её почему-то не стали восстанавливать. Долгие годы в здании церкви располагалась трикотажная фабрика, но с 1994 года тут вновь идут богослужения. Реставрация продолжается, но поехать посмотреть храм можно хоть завтра.
Усадьба «Марфино», Московская область
В 25 километрах к северу от Москвы, на территории Мытищинского района, расположена старинная дворянская усадьба «Марфино» — ещё один шедевр псевдоготики.
Сама усадьба известна издавна — впервые упоминается она ещё в 1585 году. Кто только ей не владел — боярин Головин, князь Голицын, фельдмаршал Салтыков и многие другие. Но в том виде, в котором мы её знаем, она предстала в 1846 году, когда усадьбой владел граф Панин.
В настоящее время в усадьбе расположен санаторий министерства обороны, и ещё не так давно посетить её можно было лишь заказывая специальный пропуск (впрочем, местные жители вполне могли показать вам лазы на территорию чуть в стороне от проходной). Сейчас вход с некоммерческими целями свободный.
Царицыно, Москва
Один из самых крупных дворцовых комплексов Москвы и один из самых спорных. Спорность заключается в том, что данный дворец никогда не существовал в том виде, в котором мы его можем видеть сейчас. Это некая реконструкция по архивным материалам с примесью авторской фантазии. Но если оставить дискуссии историкам и краеведам, то следует признать, что вышло-то интересно и красиво.
Не ограничивайте осмотр парка одним дворцом (а также музеями внутри), на территории есть много и других готических объектов: это и Большой мост через овраг, и Кавалерские корпуса, и Хлебный дом, и Арка-галлерея. Да и просто пройдитесь по парку. Особенно хорош он ранним утром, часов в 6, когда он совершенно пуст. Не поленитесь встать пораньше, и парк откроется вам совершенно с другой стороны, а при должной доли фантазии вы сможете представить себе, что в эти мгновения парк принадлежит только вам.
В путешествии оплачивайте покупки картой лояльности OneTwoTrip, и на ваш счёт вернётся до 10% суммы заказа на OneTwoTrip, а также до 2% от любых покупок, оплаченных картой.
10 самых узнаваемых готических зданий России
Архитектура и дизайн интерьера
681 пост 3.5K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе запрещается всё то, что запрещено правилами сайта 🙂 Архитектурные проекты принимаются к публикации только при наличии:
-имени проекта (если имеется)
-места строительства (предполагаемого/фактического)
Половина к готике никакого отношения не имеет
Тут не только неоготика, а не готика, так еще и эклектика.
Не стоит путать готику и неоготику
А как же храм в Дубровицах возле Подольска.
А как же собор непорочного зачатия пресвятой девы Марии в Москве?
А источник публикации и авторов фото типа не нужно указывать? https://zen.yandex.ru/media/russgothic/10-samyh-uznavaemyh-g.
Кремль в 19 веке
Всех приветствую! В данном посте представляю вашему вниманию фотографии Кремля конца 19 века, приятного просмотра! (Описания находятся НАД фото)
1. Храм Христа Спасителя
3. Панорама Кремля со стороны Софийской набережной от Москворецкого моста
4. Вид на Кремль с Софийской набережной
5. Никольская улица
6. Москва. Вид на Кремль с Храма Христа Спасителя
8. Колокольня Ивана Великого
9. Кремль со стороны Москвы-реки
10. Красная площадь
11. Чудов монастырь
12. Вид из Кремля на Софийскую набережную и Тайницкую башню
13. Торжественный въезд императора Николая II на территорию Кремля
Дата съемки: 9 мая 1896
Помоечная история
Архитектор Борис Левянт, отвечающий за застройку руин АЗЛК (АО «Москвич»), назвал «помоечной историей» здание-НЛО, где раньше был заводской музей. На его месте построят отель.
Дословно: «Там есть «тарелка» — тоже, в общем-то, помоечная история, которая стоит не на месте и которую абсолютно невозможно использовать. В проекте концепции развития «Технополиса» на месте этой «тарелки» встанет отель, а с тем, чтобы сохранить и усилить дух места, делается новый, более осмысленный проект музейных пространств коммерческого и социального использования, где образ этой «тарелки» как рефлексия на прошлое восстанавливается в новом качестве и новой форме. Что плохого?»
Москва в тумане.
Просто не мог не взять с собой камеру утром, по дороге на работу.
Где на Воздвиженке летит комета и сидят маленькие львы?
Свое название одна из старейших улиц Москвы — Воздвиженка — получила при Иване Грозном в честь Крестовоздвиженского монастыря, упраздненного в 1814 году. Во время правления царя Алексея Михайловича здесь были дворы московской знати: бояр Василия Стрешнева, Бориса Морозова, Ивана Милославского.
Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после Отечественной войны Воздвиженку расширили и возвели на ней ряд новых каменных зданий. Во второй половине XIX века улицу замостили булыжником, а после 1917 года его сменил асфальт.
В советское время улица сначала носила имя Коминтерна, позднее — Михаила Калинина. Историческое название вернулось к Воздвиженке в 1990-е годы.
1. Дом Пашкова: шедевр классицизма
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 1
Одно из самых красивых зданий на Воздвиженке стоит чуть в стороне от нее — ближе к Знаменке и Моховой. Однако не заметить его невозможно: дом Пашкова, усадьба XVIII века, предположительно построенная по проекту Василия Баженова, стоит на Ваганьковском холме. Высокое расположение в свое время сделало его первой светской постройкой, из окон которой открывался вид на Кремль не снизу вверх.
Усадьба была построена в 1784–1786 годах для Петра Пашкова, капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, сына денщика Петра I. Во время Отечественной войны 1812 года здание сильно пострадало: были уничтожены деревянный бельведер и скульптурная группа. Восстановлением усадьбы занимался архитектор Осип Бове.
В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, а в 1861-м — библиотека и хранилище коллекции Румянцевского музея. После Октябрьской революции в здании оставили только библиотеку музея, которая позже стала основой для Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (Российская государственная библиотека). После открытия главного здания библиотеки в доме Пашкова остался отдел редких рукописей.
2. Библиотека имени В.И. Ленина: храм науки
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строения 2–5
Строительство главного здания библиотеки по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко началось в 1929 году. Одним из требований к архитекторам было органично вписать здание в существовавшую застройку — дом Пашкова, Манеж, здание Московского университета на Моховой. Величественное и монументальное, оно соединило в себе архитектурные принципы разных стилей: его асимметричность пришла из конструктивизма, колоннады и сдержанность декора — из неоклассики.
Здание библиотеки величественно не только снаружи. Читальный зал № 3, открытый в 1958 году, является самым большим в Европе — он рассчитан на 464 посадочных места.
В 2012–2018 годах в зале прошла масштабная научная реставрация: здесь были восстановлены деревянная галерея, лестницы, порталы, мебель, художественный паркет, трехъярусные латунные люстры, живописное панно «Дружба народов», 16 гипсовых бюстов общественных и культурных деятелей, а также бронзовая скульптура Ленина. В 2018-м читальный зал стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
3. Дом Талызина: от ампира к неоклассике
Улица Воздвиженка, дом 5/25, строение 1
Здание, в котором сегодня расположен Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, вероятно, было построено по проекту Матвея Казакова — его фасад запечатлен в знаменитых «Архитектурных альбомах» зодчего. Впрочем, узнать его на чертеже сложно: изначально дом выглядел не так, как сегодня. Это было трехэтажное здание с двумя флигелями, возведенное в 1787 году для отставного тайного советника Александра Талызина.
В 1805 году усадьба изменилась в первый раз: по распоряжению нового владельца, купца Михаила Устинова, между главным домом и флигелями были сделаны двухэтажные переходы, а фасад был декорирован в духе ампира. При Устиновых особняк стал одним из популярных культурных салонов Москвы, музыкальные вечера посещали Денис Давыдов и Александр Пушкин.
В 1920 году сюда въехал секретариат Центрального комитета компартии — в усадьбе находились кабинеты Иосифа Сталина и его секретарей. В 1930-е годы в здании было общежитие, позже — коммунальные квартиры. Государственный музей архитектуры расположился в здании после Великой Отечественной войны.
4. Главный дом городской усадьбы В.А. Морозовой: крылатые львы
Улица Воздвиженка, дом 14, строение 1
Одна из первых крупных построек, принесших славу архитектору Роману Клейну, является памятником неоклассицизма. Фасад симметричен, боковые ризалиты (выступающие части здания) украшают небольшие портики. Одна из главных особенностей усадьбы — крылатые львы, сидящие на колоннах коринфского ордера. По центральной части фасада тянется фриз с лепниной в виде геральдических лилий — символ королевской власти.
Дом возводился в 1886–1888 годах для меценатки Варвары Морозовой. В 1891 году его дополнили две пристройки по проекту Виктора Мазырина, он же позднее возвел по соседству особняк для сына Морозовой Арсения. Архитектурные вкусы матери и сына были очень разными: особняк, вдохновленный дворцовой архитектурой португальской Синтры, Варваре Алексеевне совершенно не понравился.
В доме Варвары Морозовой собирались писатели и художники: Антон Чехов, Александр Блок, Валентин Серов, Василий Суриков и другие. Также там часто проходили лекции о политике. После Октябрьской революции 1917 года в доме располагались Институт социальной гигиены и Международный аграрный институт при Крестьянском интернационале.
5. Главный дом городской усадьбы Я.П. Шаховского — И.И. Краузе — Осиповских: грифон и лев
Улица Воздвиженка, дом 18/9
Этот трехэтажный дом появился на Воздвиженке в 1783 году. Ее построили по проекту неизвестного архитектора для князя Якова Шаховского, третьего в России генерал-прокурора. В 1842 году усадьбу приобрел врач и ботаник Иероним Краузе. Спустя 10 лет архитектор Николай Козловский переоформил фасад здания в стиле рококо: над окнами второго этажа появились полукруглые наличники, украшенные лепниной в виде гирлянд, раковин, завитков и небольших львиных голов.
В 1868 году усадьбу купил другой известный врач Димитрий Осиповский, главный доктор московской Мариинской больницы. Спустя 10 лет, когда он получил дворянство, на фронтоне появился его фамильный герб: грифон и лев держат щит, на котором изображены двухэтажная зубчатая башня, шестиконечные звезды, комета и месяц. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом со страусиными перьями.
С 1900 по 1917 год в доме проживала племянница жены Осипова — Елизавета Вареникова. Она была знакома с Антоном Чеховым — ее семья жила по соседству с писателем в Мелихове. Существует мнение, что прототипами некоторых рассказов Чехова («Крыжовник», «Три года», «Соседи») являются Елизавета Григорьевна и ее родные.
Готика: частичка Западной Европы в России
Сохранить статью
Расскажем вам о нескольких наиболее примечательных памятниках, выстроенных в готическом стиле на российских просторах, приехать и посмотреть на эти шедевры можно и сегодня.
В этой статье
Говоря о русской готике, стоит отметить, что правильнее называть этот стиль — неоготика, или псевдоготика. Ведь это современное заимствование и смесь с другими стилями: готика настоящая была характерна для европейского Средневековья.
Но как бы правильно не звучало название, перепутать это направление с другим сложно — своды, высокие узкие окна, величественные фасады, арки, строгость форм. Все это в российской архитектуре начало появляться в конце 18 века. Расцвет готики пришелся на время, когда в Петербурге работал Юрий Фельтен.
В этом городе сохранилось больше всего готической архитектуры до наших дней. Хотя шедевры этого стиля строились всюду и даже иногда в совсем неожиданных регионах: на Кавказе, Дальнем Востоке или в Сибири.
Московский Кремль
Да, это влияние сказалось и на самом главном здании страны. Речь идет о Никольской башне, выходящей на Красную площадь и построенной в 1491 году. А готический облик ей придали в начале 19 века — тогда башня была капитально перестроена. Появился верх-восьмерик с высокими узкими окнами, ажурными украшениями и шатром из белого камня.
Царицыно
Традиция на этот стиль прослеживается и при строительстве в Москве резиденции в Царицыно по приказу Екатерины II. Это стало наиболее выделяющимся памятником готической архитектуры не только в России, но даже в Европе. В Царицыно сочетается этот стиль с классицизмом, это заметно в нескольких зданиях — Большой дворец, “Хлебный дом”, “Оперный дом”.
Первое время над их возведением работал выдающийся архитектор Василий Баженов. Но его начальный проект императрице показался похожим на тюрьму и она наняла другого архитектора — Матвея Казакова. Переделки дворца длились несколько лет. На сегодня резиденция прошла масштабную реконструкцию. Около десяти лет назад руины превратили именно в то, что и задумывал Баженов. Комплекс напоминает московский Кремль — сочетанием белых украшений и красных стен.
Московский Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии
Он был выстроен в начале ХХ века, еще до революции, является действующим и сегодня. Решение о его строительстве приняли в конце 18 века, когда в Москве выросло число католиков, а средства на создание собора собирали жившие в ту пору в городе поляки. Это крупнейший в стране католический собор. Расположен в столице на Малой Грузинской улице. По некоторым свидетельствам принято считать, что прообразом фасада этого собора стал известный готический собор Вестминстерского аббатства, а купол напоминает купол Миланского собора.
Интересна архитектура собора. Слева на фасадной части, за рядом стрельчатых арок, находятся пять колоколов, которые были отлиты на известной польской фабрике Фельчинских в Перемышле. Вес самого большого инструмента — почти тонна, его звон раздается дважды в сутки — в полночь и в полдень. Интересно, что в соборе находится «живой» орган Kuhn, подаренный швейцарцами. Это один из самых больших органов в нашей стране.
Чесменская церковь
Чесменская церковь — действующий православный храм в Санкт-Петербурге. Построена в конце 18 века, по проекту Фельтена. Интересна история создания — по легенде, именно на этом месте императрица Екатерина II узнала новость о победе над флотом Турции в Чесменской бухте. Здесь и решено было возвести храм, строительство которого продлилось десять лет.
В основе пространства внутри — квадрат, который перекрыт куполом. К нему с каждой стороны прислонены помещения в виде полукругов, которые соединены с центральным четырьмя стрельчатыми арками. Само здание снаружи — словно воздушное или даже кружевное, стены оранжевые, украшены ажурным белым орнаментом, окна высокие и узкие. На фасаде — стрельчатые арки, башни с острыми шпилями, на каждой из которых яблоко с изящно выполненным крестом, зубчатый парапет. Необычен силуэт церкви — в форме четырехлистника.
Троицкий храм (Гусь-Железный, Рязанская область)
Переместимся из столиц в регионы, например, замечательным примером русской готики является Троицкий храм в Рязанской области. Увидеть это чудо своими глазами ежегодно сюда приезжают тысячи человек. Храм просто поражает огромными размерами и необычностью. Он построен в стиле псевдоготики с использованием элементов романтизма, барокко, классицизма. Возводить храм начали в 1802 году, а на его строительство ушло 66 лет.
А то, как зовут архитектора — до сих пор загадка для всех. Правда, есть варианты, что этот храм связан с именем Василия Баженова, а возможно, его возводил ученик Матвея Казакова — Иван Таманский. Есть и версия экзотическая — некоторые исследователи предполагают, что план церкви придумал сам ее заказчик — это помещик Андрей Баташев по прозвищу Железный король, владевший несметными богатствами.
Очевидно лишь то, что автор явно был вдохновлен образами соборов Англии. Этот шедевр очень сильно напоминает Фонтхиллское аббатство в графстве Уилтшир, к сожалению, да сегодняшнего дня не дожившее.
Знаменская церковь (Вешаловка, Липецкая область)
Немного из истории этого памятника. Заложили первый камень в строительство в 1768 году — на средства владельца этих земель Якова Татищева. Считается, что автором проекта был известный в те годы зодчий Василий Баженов, но, опять же, это лишь предположения, прямых доказательств не найти. Строительство шло долго — более двадцати лет. Посмотрев на это чудо увидим здесь уже узнаваемые детали: фасады из красного кирпича, белые ажурные украшения, стройные шпили пронизывают небо над храмом, узкие высокие оконца.
Этот стиль, как мы видим, наиболее заметно проявился при строительстве религиозных сооружений. И кстати, в большинстве российских городов есть псевдоготические католические костелы. Вы их сразу узнаете — своими башенками, стрельчатыми узкими окнами они придают городу незабываемый и удивительный облик, превращая его словно в маленькую частичку Европы.