говорящим в храме посылаются скорби
Многие скорби посылаются разговаривающим в храме
«Многие скорби посылаются разговаривающим в храме» (преподобный Амвросий Оптинский)
«Оптинский старец преподобный Амвросий славился необыкновенной добротой и лаской ко всем приходившим к нему за духовным советом. Он давал наставления с неиссякаемой жизнерадостностью, часто в рифмованной и даже шутливой форме. Писатель Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чём бы они ни состояли». Но, когда это было необходимо преподобный старец умел быть взыскательным, строгим и требовательным. Поэтому у любящего батюшки есть грозное высказывание, которое часто любят размещать в притворах православных храмов: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Безусловно, святой имел в виду разговоры во время богослужения.
Когда человек пьёт и у него цирроз печени – всем понятно, отчего с ним приключилась такая беда. А когда человек грешит, например, разговаривает в храме – ему не виден собственный грех, он его не замечает – и, если случаются скорби, частенько говорит, что его наказал Бог. Бог не наказывает. Скорби – естественное следствие греха, как цирроз у алкоголика. Посылаемые нам скорби это не гнев Божий по отношению ко грешащему человеку – Бог есть Любовь и только Любовь. Скорби свидетельствуют о том, что в нашей духовной жизни что-то неблагополучно. Скорби – это свидетельство того, что мы ещё духовно живы, призыв задуматься о том, что происходит в духовной жизни. Скорби понуждают покаяться, то есть изменить свою жизнь. Скорби – это милость Божия, это наша духовная чувствительность. «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Типичная картина: перед тем как причастить пришедших в храм мирян в алтаре причащаются священнослужители, и в литургии как бы наступает пауза. На клиросе в это время обычно читают правило перед причастием. А прихожане обычно устраивают сутолоку, занимая очередь к причастию, подчас забывая пропускать вперёд младенцев, детей и мужчин. Это время даже давно воцерковлённые православные считают как бы специально отведённым для того, чтобы пообщаться с друзьями, которых не видели с прошлой воскресной литургии, обменяться новостями. А во время причастия, буквально подходя к столику с запивкой, уже начинают болтать между собой. А те, кто не принимает Таинство Причастия в этот день, продолжают свои важные разговоры. Особенно пожилые прихожанки считают своим долгом тискать причастившихся младенцев и громко на весь храм уговаривать их проглотить ещё ложечку «теплоты» и бурно хвалить тех, кто справляется с этим делом. После проповеди священник благословляет читать благодарственные молитвы, но их подчас невозможно услышать за поднимающимся галдежом. «Дом Мой домом молитвы наречется…»(Мф. 21:13). Как же можно приучить детей и новоначальных к благоговейному отношению к храму, богослужению, к Христу, наконец, который видимым образом, телесно в Чаше Причастия (причащаемся Тела и Крови Спасителя) вынесен из алтаря, если прихожане, особенно, бабушки, на которых принято равняться у молодёжи, ведут себя непочтительно по отношению к святыне, к Таинству Причастия?Мы приходим в храм для участия в литургии, в совместной молитве. «Душа молитвы – внимание», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов(«Аскетические опыты. О молитве» 8-2_13). Поэтому согрешают те, кто во время богослужения отвлекаются от молитвы разговорами, хождением. Можно добавить, что каждый из нас готовясь к исповеди, читал о том, что разговоры, хождение во время богослужения и даже вроде бы вполне «законные» действия во время богослужения (приложиться к иконам, если вы не сделали этого до службы, поставить свечи или попросить кого-то поставить ваши свечи) тоже являются грехом и требуют покаяния. Богослужение – это общая молитва, а молитва требует внимания и сосредоточенности. Кстати, в одном из многочисленных сборников «Православные чудеса в ХХ веке» есть история о том, как одна женщина во время чтения Евангелия приложилась к иконе святителя Николая Чудотворца, а святитель из иконы сказал ей, что он молится, а она ему мешает. Запоминаем ли мы, что читаем, готовясь к исповеди? Например, книгу старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Вот отрывок из самого начала книги, из части испытания совести по десяти заповедям: «Заповедь первая: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня». Какие же обязанности в отношении к Богу по этой заповеди? И мы ещё оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведём слишком невнимательную, слишком рассеянную жизнь и сами не хотим черпать из тех источников, которые есть у каждого из нас.1.Спросите-ка свою совесть, дорожим ли мы каждым богослужением в храме, внимаем ли тем молитвословиям и песнопениям, какими молится Церковь? Вот вам школа, вот самое нужнейшее, самое истиннейшее богословие, вот самая покаянная молитва, самые вдохновенные славословия Богу Питаем ли мы всем этим разум и душу? Нет.
Господи, прости нас!
Мы не любим приходить в храм к началу богослужения, протискиваемся куда-то сквозь людей во время службы, толпимся и громко разговариваем у свечного ящика, переходим с места на место. Сами не слышим, что читается и поётся, и другим мешаем, ничего не черпаем из этого источника истинного богословия.
Господи, прости нас, грешных!
Мы не только дома не читаем Евангелие, но и в храме не слушаем! Благоговейное поведение в храме обязательно всегда, а во время чтения Святого Евангелия все должны замереть и с наклоненной головой внимательнейшим образом слушать. А мы хорошо ещё, если внешне не толкаемся в это момент (а это бывает с нами – Господи, прости нас!). Хорошо ещё, если не передаём свечки и тем самым не отвлекаем внимание других (Кайтесь Господу, кто виноват в этом, –Господи, прости нас!). Хорошо ещё, если, пользуясь как бы «пустым» временем, не лезем поправлять свечки или зажигать лампадки (это тоже у нас происходит – Господи, прости нас!). Хорошо ещё, если не отвлекаем окружающих пустыми разговорами, и в этом мы грешны, Господи!
Господи, прости наше невнимание, нашу дерзость, наше легкомыслие и холодность, которые мы проявляем к слушанию того чтения, какое предлагает нам Церковь во время Богослужения. Принеся сейчас покаяние Господу, положим с этого дня (для этого не требуется великого ума или необычайного подвига), как только начинается чтение Евангелия в храме, прекращать все посторонние дела, всякое движение, наклонить голову и внимательнейшим образом внимать словам Евангелия.
Помоги нам, Господи!
Но если мимо вас будет всё же протискиваться человек, который не слышал сегодня исповедь и не знает, как положено вести себя в этот момент, не одёргивайте его злобно. А потом, может быть запомнив его, ПОСЛЕ СЛУЖБЫ с любовью и доброжелательностью объясните, как надо вести себя во время чтения Евангелия. Вот это будет по-христиански! ».
Богослужение
Кто бывает в храме Божием, тот может возглашать: «Во дворех Твоих воспою Тя, Спаса мира, и, преклонь колена, помолюся Твоей непобедимей силе, вечер, и утро и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи».
А сидящий в келье и большею частию лежащий как и что воспоет?
Прошу… помолиться о лежащем человеке, да ими же весть судьбами Всеблагий Господь помилует и меня грешного и недостойного (2, ч. 2, с. 153).
В праздности грех время проводить. И службу церковную и правило для работы упускать грех. А то смотри, Господь как бы тебя не наказал за это (1, ч. 2, с. 68).
К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. Батюшка Макарий, случалось, заболит, а все пойдет в церковь. Посидит, потом в архиерейскую келью выйдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к отцу Флавиану, там побудет, но когда уже увидит, что не в силах быть долее в церкви, перекрестится, да и уйдет. А то все не верит себе (1, ч. 2, с. 68–69).
Во время чтения «Апостола» дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять (1, ч. 2, с. 69).
Четки даны для того, чтобы не забывать творить молитву. Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи помилуй», а когда не слышно (чтения), то: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» (3, с. 211).
От того дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда (3, с. 211).
Объясняешь. что ты, побеждаясь немощью человеческой, в церкви разговариваешь с любимой тобою монахиней, которая и тебя любит. Вне церкви объясни этой монахине, что тебя совесть очень упрекает за разговоры в церкви, и попроси ее, чтобы она вперед не начинала разговоров и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чем-либо говорить. Тогда и исполнится на вас слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден ( Притч. 18, 19 ) (2, ч. 3, с. 59).
Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать «Достойно есть». А в церковь пришедши, положить три поклона, «Боже, милостив буди мне» и прочее (1, ч. 2, с. 69).
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби (3, с. 211).
Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное и, кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно когда нехорошо или невнятно слышно чтение церковное (2, ч. 2, с. 83).
Говорить, стоя на церковных службах, или обзирать глазами по сторонам не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием и бесстрашием. Если не можем мы душевно, то, по крайней мере, телесно и видимо да держим себя благоприлично. Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению, начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: Твоими устами буду судить тебя ( Лк. 19, 22 ), то есть что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно (2, ч. 1, с. 28–29).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
РАЗГОВАРИВАЮЩИМ В ХРАМЕ ПОСЫЛАЮТСЯ СКОРБИ
Эта фраза уже успела стать крылатой в церковной среде. Правда ли, что в церкви не разрешается говорить? Тогда почему же духовенство и хористы позволяют себе подобную роскошь? Читайте в этой статье о том, почему столь важно сохранять тишину в церкви, как избежать пустословия и насколько можно дисциплинировать детей.
Несколько слов о правилах хорошего тона
Во время визита в театр человек соблюдает правила этикета: выглядит опрятно, не ждет третьего звонка, чтобы занять свое место, а во время самого спектакля старается не мешать другим и внимательно следит за происходящим.
Ученик во время урока также придерживается дисциплины, не мешает учителю своими разговорами, пытается усвоить новый материал.
Так почему же пришедшие в церковь недоумевают: как это так, что разговоры в храме запрещены? Попробуем разобраться, что такое церковь, и почему в ней надо соблюдать определенную дисциплину.
«В дом Божий пойдем»
Храм — это место особого Божьего присутствия на земле. Во время богослужения в церкви пребывают не только прихожане и духовенство, но и Сам Господь с ангельскими силами, славящими Его своим небесным пением.
Духовенство, хор и миряне также хвалят Бога в силу собственных возможностей. Каждое движение, каждое слово в службе имеет свое значение, но важнее всего причащение верующих во время Литургии.
Очень сложно выразить словами глубину этого Таинства: человек вкушает хлеб и вино, которые чудесно претворяются в Тело и Кровь Христовы. Принимая эту божественную пищу, человек соединяется со Христом. Бог отдает Себя человеку, чтобы человек смог достичь святости. В этот короткий миг словно небо снисходит на землю.
И разве в этом всеобщем торжестве и ликовании есть место разговорам в храме? Нет, конечно, — скажет читатель. Но на практике все выглядит иначе.
О чем свидетельствуют разговоры в храме?
Во время паузы перед Евхаристией, когда в алтаре священники принимают Святые Дары, в церкви слышно либо пение хора, либо чтение «Последования ко Святому Причащению».
Но все это перебивает всеобщее движение в храме. Дети толпятся в очереди к Чаше, бабушки громко умиляются малышами или приходят в негодование от поведения неофитов, иные по пути за просфорами встречают знакомых, начинают обнимать и расспрашивать «Как дела?».
После этого царские врата открываются, выходят священники со Святыми Дарами в руках, и следует возглас: «Со страхом Божьим и верою приступите». Причастники с крестообразно сложенными руками подходят к Чаше. Но уже возле столика с запивкой начинается толкучка и оживленные разговоры. Остальные присутствующие в церкви также разрешают себе заговорить с соседями, сделать какие-то замечания…
Если такое допустимо в самый важный момент богослужения, то что уже говорить обо всем остальном. Такое поведение в доме Божьем свидетельствует о наших личностных качествах и вере. Ведь разговоры в храме — это:
Кратко остановимся на темах этих пунктов.
Воспитание
Не зря мы вначале вспоминали о театре и школе. Воспитанный человек никогда не позволит себе в этих местах проявлять недисциплинированность. Церковный этикет также предписывает определенные правила каждому входящему в дом молитвы. И очень важное среди них — не разговаривать.
Отвлечение себя и других
Важно понимать, что церковь — это место не столько для личной молитвы, как для соборной. Это значит, что в дом Божий на время богослужения собирается много людей. И что будет, если начнутся разговоры в храме, люди будут вслух произносить какие-то свои прошения к Богу, а бабушки давать замечания новоначальным? Все это превратится в хаос.
Соборная молитва же предполагает, что собравшиеся в церкви пришли помолиться вместе. Они должны вести себя соответственно, чтобы не отвлекать других, сосредотачиваться на службе, в определенные моменты вслух молиться со всеми. Это не так, как человек может позволить себе дома: когда хочу, тогда и становлюсь на молитву, какие хочу, такие слова и произношу. Если я один в комнате, то никто из людей меня не отвлекает.
В церкви все иначе: время регламентировано, молитвы прописаны, все молятся. Если ты выбиваешься из общей колеи или отвлекаешь другого расспросами (либо тебя отвлекают), то все идет наперекосяк.
Представьте, что вы на работе. На исполнение ответственного задания у вас есть два с половиной часа. Дорога каждая минута. И только вы углубились в выполнение задачи, как подошел коллега и спросил: «Как у тебя дела? Как у родителей здоровье? Давно ездил на дачу?».
Все ваши попытки сосредоточиться на работе сведены к нулю. Более того, за это время и ваш коллега также не сделал ничего по работе. Другое дело, если бы вы после выполнения поставленных перед вами задач вместе зашли в кафе, побеседовали о жизни за чашкой кофе или по пути к метро.
Аналогично выглядит и ситуация с разговорами в храме, когда мы, придя помолиться, на деле не только отвлекаем себя, но и соблазняем других.
Преподобный Амвросий Оптинский учил своих чад словами: Многие скорби посылаются разговаривающим в храме. Что он имел в виду?
Нам необходимо понимать что не Бог наказывает человека скорбями и болезнями, а человек сам наказывает себя. Вроде бы такой мелкий проступок, подумаешь, говорил во время службы. Разве молчат на клиросе, разве духовенство в алтаре не общается друг с другом? Общается, но только на темы возникших по службе вопросов.
Вряд ли они разговаривают о том, как болят ноги на службе, жалуются на дороговизну таблеток, делают замечания неофитам или на всю церковь здороваются со знакомыми. Поэтому надо быть очень осторожными со словами, особенно с теми, что произносятся в доме Божьем.
Разве что-то поменяется, если наши реплики прозвучат через пару часов, когда закончится служба, и все выйдут из церкви?
Если же мы нарушаем торжество соборной молитвы разговорами в храме, то оскорбляем Бога. Мы грешим, а значит, все дальше отходим от Бога. А это и есть главная причина наших скорбей.
Поэтому надо несколько иначе понимать смысл строк «Разговаривающим в храме посылаются скорби». Не посылаются, а таковые любители побеседовать не вовремя сами насылают на себя скорби.
Но как же избежать неуместных бесед под церковным сводом? Приведем для этого несколько полезных советов.
Рекомендации для соблюдения церковной дисциплины
Старайтесь приходить за 15-20 минут до начала службы. За это время вы успеете спокойно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам.
Займите определенное место в церкви и по возможности каждый раз становитесь там, чтобы и самому вникать в смысл службы, и другим не мешать.
Пытайтесь внимательно следить за ходом богослужений, не отвлекайтесь на детали.
Даже если видите, что кто-то из присутствующих ошибся, не спешите из одного угла церкви в другой, чтобы сделать замечание. Это отвлекает ваши мысли, создает дополнительный шум и смущает того, кто по незнанию делает что-то не так. Более того, своими замечаниями вы можете отбить у человека охоту прийти в следующий раз.
Необходимо помнить о том, что назидания в храме Божием имеет право делать только священник.
Если вы видите в церкви родственников, знакомых, друзей, то не спешите здороваться с ними и расспрашивать о здоровье. Поприветствуйте их кивком головы, а уже после богослужения подойдите и на выходе пообщайтесь на интересующие темы.
Как избежать разговоров в храме, если ты не один, а с ребенком?
Так как дети в церкви — это одновременно и благоговейная, и больная тема, то приведем несколько советов для верующих родителей.
С раннего детства прививайте ребенку благоговение к святыне.
Если дитя не может спокойно вести себя на протяжении всей службы, то приводите его только ко Причастию. Лучше 15 минут тишины и спокойствия, чем 2,5 часа рыданий на весь храм, когда уже не слышно ни священника, ни хора.
Когда малыш плачет, необходимо постараться его успокоить, удалившись в трапезную часть храма или притвор. Это будет меньшим грехом, чем отвлечение от молитвы всех присутствующих в храме.
Если ребенку уже года три, то проводите с ним ознакомительные беседы. Что такое храм, почему он называется домом Божьим, как надо себя вести в церкви и почему, что такое Причастие. Максимально адаптируйте это под восприятие ребенка, но ни в коем случае не прибегайте к запугиванию: если ты будешь плохо себя вести, то Бог тебя накажет. Попытайтесь донести до сознания ребенка, что Бог его любит, но если он плохо ведет себя в храме, то этим очень расстраивает Господа.
В заключении хочется сказать, что богослужение Православной Церкви имеет огромный духовный смысл, каждое действие имеет свое объяснение и значение. Участвуя в богослужении в храме, человек имеет возможность соприкоснуться с Самим Богом через молитву и Таинства Церкви. В храме, приходящий может побыть самим собой, оторвавшись от суеты и многих забот. Дома зачастую в силу большой занятости и нередко просто неорганизованности, не удается, как следует помолиться. Храм место, где все располагает к молитве — и росписи храма, и иконы, тишина и мир, наполняющие храм, и просто оторванность от мирских дел и переживаний. В богослужение следует вникать, чтобы понимать его смысл, то есть читать церковные книги и внимательно вслушиваться в то, что читается и поется в храме. Постепенно мы начинаем понимать молитвы и то, что совершается в храме, но везде есть последовательность. Необходимо прилагать немного усилий. Конечно главное для Бога, это не то, правильно мы ставим свечу или нет, главное для Него — наше искреннее покаяние и исправление, жизнь чистая и святая. Но знать, как вести себя в храме необходимо, потому что это сделает наше нахождение в храме более удобным и позволит нам уже не обращать внимание только на внешнюю сторону, а поможет вникнуть в суть нашей веры через храм и богослужение.
Не следует смущаться, если когда- либо в грубой форме было сделано замечание в храме. Это не повод к тому, чтобы не ходить в храм. Следует помнить, что Церковь есть духовная больница и люди в ней все со своими болячками, врачуют которые они через Таинства и молитву. Бывают, к сожалению люди фанатично настроенные, которые зачастую и делают замечания в грубой форме. Бог им судья, не следует держать на них зла. В каких- то крайних случаях всегда можно обратиться к священнику храма, чтобы он принял соответствующие меры.
По слову апостола будем стараться сохранять и исполнять все должно, благопристойно и чинно (1 Кор. 14,40).
Статью подготовил протоиерей Александр Рябов
Разговаривающим в храме посылаются скорби
Хорошо ли разговаривать в храме? Безусловно, нехорошо. Нехорошо разговаривать в театре. Нехорошо разговаривать, прерывая беседу других. Невозможно разговаривать на уроке. Если ученик разговаривает на уроке — вызывают родителей, записывают в дневник.
«Разговаривающим в храме посылаются скорби» — это замечание, само по себе пустое, делают для того, чтобы пресечь дурную привычку, плохое воспитание людей, которые позволяют себе постоянно разговаривать в храмах. Разговаривают священники в алтаре во время богослужения, разговаривают певчие на клиросе, разговаривают прихожане, когда священник произносит проповедь. А после «Святая святым» — весь храм начинает разговаривать.
Действенно ли такое замечание? Конечно, можно человека напугать: вот вам будут за это посылаться скорби. В фейсбуке есть такая замечательная иллюстрация на эту тему:
Прокатился человек на самокате — ногу сломал. Побежал человек прятаться от грозы – руку сломал. Почему? О, так он на богослужении разговаривал! Вот ответ на все вопросы. Или падает самолет, почему? Так пассажиры-то его в храме разговаривали! Вот, в чем дело!
Выходит, что мы думаем о Боге, как о строгом учителе, который с линейкой невидимо стоит, приемля наши «исповедания» в храме, с тем, чтобы потом, когда мы из храма вышли, этой линейкой по рукам и по ногам надавать? Послать нам скорби, болезни, страшные испытания в жизни – за то, что мы плохие ученики? За то, что нарушаем дисциплину?
Главный вопрос здесь — посылаются ли нам от Бога скорби? Является ли Бог грозным посланником скорбей?
Этот вопрос касается не только разговоров в храме, он касается гораздо более серьезных вещей. Когда человек действительно встречается с важными, тяжелыми испытаниями, с болезнью, со смертью близких людей, когда человек пронизан горем, — часто звучит такая фраза: «Бог послал человеку скорби».
Бог послал человеку…
Мое глубочайшее мнение, это есть хула на Бога. Может быть, неосознанная, но хула. Тогда выходит, что Бог является источником зла, источником страданий, источником болезней. А наша Церковь учит нас о том, что источник любой боли, любого страдания, любого искажения — отступление от Бога. Отступление. Мир искажен грехом и всякий грех – это нарушение замысла Божия о мире. То что мир лежит во зле — это искажение замысла Божиего о мире. Человек ломает этот мир своим злом, и в ответ на этот слом ломается сам. Человек и мир так Богом сотворены, что Бог и человек связаны. Мир должен прославляться через человека. А если человек искажает мир, то в мире — и в нашей жизни — неминуемо будут встречаться скорби. Неминуемо будут встречаться болезни. Неминуемо будут встречаться страдания. Поэтому, действительно, мы никогда страдания не избежим, и скорбей не избежим
Но если мы принимаем скорби, страдания и болезни по-христиански, по-настоящему, — мы чувствуем, что Бог приходит к нам в этот момент. Бог оказывается настолько близок, что мы становимся способны перенести любую скорбь, любое испытание, любую боль. Бог входит в наши страдания, как Он вошел в мир. В эти моменты Он пребывает с нами.
Так что не надо Бога оскорблять своим плохим поведением. Надо быть чуткими к Его слову, надо стараться быть чутким к своим ближним, не мешать им молиться. И воспитывать друг друга можно. Но вот пугать нельзя.