график способностей к обучению
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке
Знание и умение формируют навык
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире
В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.
В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.
Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.
«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни
Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.
Выступление «Методики определения уровня обучаемости»
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ
Учитель математики МБОУ «СШ №№4» города Смоленска Даньшина И.В.
Обучаемость в широком смысле слова – это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития.
В более тесном понимании обучаемость отражает вероятные способности детей к овладению новыми знаниями в совместной с взрослыми работе. Именно через обучаемость проявляются личные характеристики скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения. Так, обучаемость является существенным аспектом умственного развития детей.
Что определяет знание обучаемости?
Методика диагностики уровня обученности (по П.И. Третьякову)
(показатели скорости и качества усвоения ЗУН)
В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня учебных возможностей и самостоятельности в образовательной деятельности. Именно уровень обучаемости ребёнка определяет долю необходимой помощи, формы и приёмы индивидуальной работы с каждым учащимся. Уровень обучаемости динамически изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от социальных условий.
Цель данной диагностики — определить уровень восприимчивости школьников к обучению. Диагностика проводится, как правило, в одном классе группой из 3–4 учителей предметников (один из них математик)
Методика определения уровня обучаемости:
Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут в 5-8 классах или 9-11 минут в 9-11 классах.
Учитель пред изучением нового материала повторяет изученный раздел, необходимый для усвоения новых знаний.
Учитель объясняет новый материал.
Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичных изменённых ситуациях.
Как составляются задания для самостоятельной работы учащихся:
Напишите, что вы узнали нового.
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
Выполните задание по образцу.
Выполните задание в изменённой ситуации
Примените полученные знания в новой ситуации.
Ключ к определению уровня обучаемости: к ак только 4-5 человек сдают выполненные задания, собрать рабочие записи у всех в классе.
Если выполнены правильно четыре правильно задания – второй, средний , продуктивный уровень.
Если выполнены только первые три задания, то это – первый, низкий, репродуктивный уровень.
Характеристика уровня обучаемости:
Низкий – ученик усваивает материал после длительной тренировочной работы и то не в полном объёме, затрудняется выделить существенное, делает это после общих упражнений со всем классом, выполняет задания преимущественно по образцам. На усвоение материала требуется длительное время.
Средний – учащийся усваивает новый материал после определённого объёма тренировочной работы, выделяет основное, существенное не сразу, а после необходимых упражнений, умеет видеть в частном общее; овладев знаниями и способами действий, переносит их в новые ситуации, для достижения высокого уровня знаний ему требуется более длительное время, осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию.
Пример использования методики диагностика уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Тема: «Движение». Математика 3класс, Рассматриваются величины скорость, путь, время, единицы изменения, формулы.
1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
2. Какое слово пропущено?
Чтобы найти скорость, надо расстояние… на время
3. Какие величины не используются в задачах на движение?
кг км/ч см т м км/с с км дм ч ц
Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход?
5. Составь самостоятельно задачу на движение, используя данные:
(Максимальная скорость автомобиля Лада-Калина 200км/ч)
Задания для определения уровня обучаемости
Математика 6 класс /сентябрь/
1.Что нового ты узнал на уроке?_______________________________________
2. Как обозначается модуль? _________________________________________
Модуль какого числа равен 0? ______________________________________
3. Вычислите: +1,7=_____________________________________________
5. Решите уравнение: 6=
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Какую переменную называют аргументом?_____________________________
3. Найдите область определения функции у =_________________________
4. Найдите значение функции f (5) для функции f (х)=___________________
5. Значение функции f (х)=5х-4 равно 5,5. Найдите значение аргумента._______
1. Что нового ты узнал на уроке?____________________________________
Запишите с помощью символов_____________________________________
2. Напишите общий вид первообразных: f (х)=х n _______________________
f (х)= ______________________
3. Найдите первообразные функций: f (х)= 2 sin х________________________
f (х)= 2х 4 ___________________________
4. Докажите, что функция F (х) является первообразной для функции f (х)
f (х)=х 4 + 4 cos х F (х)=0,2х 5 +4 sin х_____________________________________
5. Для функции f (х)=2х+3 найдите первообразную, график которой проходит через точку М (1; 2) _________________________________________________
Тема: « Производная и первообразная показательной функции»
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Напишите формулу показательной функции.____________________________
Напишите её производную__________________________________________
3. Вычислите производную функции у=2 4х _______________________________
4. Найдите общий вид первообразной f (х) =___________________________
Тема: «Свойства тригонометрических функций «
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Какие функции всегда будут чётными, а какие нечётными?_______________
3. Определите знаки выражений: cos 60 o tg 330 o ____________________________
Определите чётность функции у=х 3 +2х__________________________________
у= cos х – х 6 ________________________________
4. Исследуйте функцию на чётность: _____________________________
Тема: «Решение квадратных уравнений»
1.Что нового ты узнал на уроке?______________________________________
2. Напишите общий вид квадратного уравнения. Чем оно отличается от неполного?________________________________________________________
3. Какое из уравнений имеет 2 решения, 1 решение, ни одного: х 2 +6х+9=0_____
Тема: «Разложение составных чисел на простые множители» . /сентябрь/
1.Что нового ты узнал на уроке?_______________________________________
2. Сколько существует способов разложения числа на простые множители? ___
3. Разложите на простые множители: а )36 ___________ б) 111______________
4. При каком значении х выражение 19х: а) будет простым числом_________
б) будет составным числом________
5. Напишите наименьшее составное число, которое можно разложить на три различных простых множителя_____________________________________
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Чем отличается сложение дробей с одинаковым знаменателем от сложения дробей с разными знаменателями?______________________________________
3. Решите = ___________________ __________________________
Методика оценки обучаемости и обученности (по А.К. Марковой)
«Вам предлагается оценить знания, умения, способности, поведение учеников Вашего класса на основании Вашего наблюдения за ними в течение учебного года. Перед Вами два оценочных листа, в каждом из которых в два столбика приведены критерии оценки, а посредине между ними имеются числа от 1 до 5. Ваша задача – оценить ученика по каждому критерию по 5-балльной системе и обвести соответствующее Вашей оценке число. Первый оценочный лист содержит критерии обученности и обучаемости ученика. Например:
Полный запас знаний, близкий к школьной программе
Запас знаний ограничен
Если Вы оцениваете знания ученика по своему предмету на «4», то в соответствующей графе обведите «4».
Второй оценочный лист содержит критерии воспитанности и воспитуемости. Например:
В данном случае обведите цифру, более всего характеризующую оцениваемого ученика».
Результаты оценивания по каждому ученику складываются. Таким образом, каждый ученик получает суммарный балл по следующим показателям:
1. Обученность (включает «знания» и «умение учиться»). Максимальный балл – 60, минимальный – 12.
2. Обучаемость («возможности дальнейшего обучения»). Максимальный балл – 40, минимальный – 8.
3. Воспитанность (включает «нравственные знания», «нравственные убеждения» и «нравственное поведение»). Максимальный балл – 60, минимальный – 12.
4. Воспитуемость («возможность дальнейшего личностного развития»). Максимальный балл – 25, минимальный – 5.
Для получения более точных и объективных оценок, необходимо использовать нескольких учителей-экспертов, чьи оценки складываются и усредняются. Затем психолог может подсчитать средние оценки для данного класса, полученные учениками по всем четырем показателям. Сравнения можно проводить в нескольких аспектах:
1. индивидуальные результаты сравниваются со средними по классу;
2. сравниваются результаты одного ученика по разным показателям;
3. возможно отслеживать динамику индивидуальных результатов в течение года.
При интерпретации данных необходимо учитывать, что чем выше балл по каждому показателю, тем выше его уровень (с точки зрения учителей).
Полученные по методике данные необходимо дополнять собственными наблюдениями психолога и всей имеющейся у него информацией об ученике.
Краткая графическая запись
состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применяемая
при фронтальной экспресс-диагностике
Ф. И._____________________________ класс _____________ учебный год_____________
Полный запас знаний, близкий к школьной программе
Запас знаний ограничен
Владеет понятиями, терминами, законами, теорией
Владеет только конкретными знаниями о фактах
Знания понимает, умеет переформулировать своими словами
Знания воспроизводит дословно и буквально
Знания гибко переносятся и применяются в новых условиях
Знания лежат «мертвым грузом» без применения
2. Умение учиться (учебная деятельность)
Понимает смысл учебных задач и сам ставит учебные задачи
Не ставит учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя
Владеет учебными действиями измерения, сравнения, моделирования учебного материала
Сам активных учебных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил
Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их
Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа
Выполняет учебные действия быстро, в свернутом виде
Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий операции
Умеет сложными приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до нее
Умеет себя проверить только после окончания работы
Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе
Завышает или занижает свои возможности в учебной работе
Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои отдельные плюсы и минусы
Может оценить свою учебную работу только в целом и приблизительно
Выполняет учебные и контрольные действия в уме
Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы)
3. Возможности дальнейшего обучения (обучаемость и умственное развитие)
В новых условиях активно осуществляет ориентировку
В новых условиях пассивен
Готов к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи
Помощь взрослого не помогает (мало помогает)
Ставит самостоятельно задачи самообучения
Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне
Проявляет познавательную инициативу, выход за пределы обязательных заданий
Инициативу не проявляет
Осознает ход и смысл решения (есть рефлексия в учебной деятельности)
Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии)
Умеет переходить самостоятельно от одного этапа учебной работы к другому (есть самоорганизация, произвольность)
Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкий уровень самоорганизации
Работает экономично, в быстром темпе
Быстро истощается, устает
Краткая графическая запись
состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика, применяемая
Ф. И._____________________________ класс _____________ учебный год_____________
1. Нравственные знания
Нравственные знания, повторяет, подражая
Нравственные знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций
Нравственные знания мало используются в жизни
2. Нравственные убеждения
Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентации, мотивов Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение
Реальные личные убеждения не связаны со знаниями, с тем, что говорится на словах
Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение
Решение принимается импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов
Отстаивает свои позиции и убеждения
Конформен, легко может изменить свои убеждения
Активно включается в ситуациях нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение
Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности
Умеет ставить самые реалистические цели, достигать их в ситуациях помех, затруднений
В случае затруднении цели разрушаются
Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои цели, мотивы, построить новые ценности и смыслы
В кризисных ситуациях мало способен к обострению новых смыслов, подвержен «сбоям» и срывам
Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления, характера
Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив
3. Нравственное поведение
Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям
Имеется разрыв в том, то говорит и что делает
Поведение соответствует личным убеждениям
Есть разлад во внутреннем мире, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему стержню
4. Возможность дальнейшего личностного развития (воспитуемость)
В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку
В новых социальных ситуациях пассивен
Готов к принятию помощи другого чело века в развитии своей личности
Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности
Ставит самостоятельно задачу самовоспитания
Самостоятельно задачи своего развития не ставит. Тяготеет к целям извне
Проявляет инициативу в социальных ситуациях
Инициативу не проявляет
Стремится осознать способы своего личностного развития (личностная рефлексия), проектирует свою личность
Живет текущими делами, не задумывается о перспективах своего личностного развития
Методика диагностики учебных возможностей (по Зверевой)
Данная методика позволяет дать характеристику учебных качеств учащихся, нуждающихся в улучшении. Результаты представляются в виде диагностической карты и позволяют выработать конкретные рекомендации по работе с учащимися.
Методика определения достижений учащихся путем сравнительного анализа обучаемости и обученности (Р.А.Захарова)
В основе методике использована идея А.К. Марковой. Воспользовавшись ею, педагоги смогут:
— определить уровень нереализованных способностей ученика;
— наметить пути коррекции обучаемости ученика;
— определить результативность своего труда с каждым учеником и классом в целом;
— представить родителям гибкий анализ учебных способностей их ребенка;
— прогнозировать дальнейшую обучаемость ученика.
Фактор I – обученность, реальные учебные достижения, удобно взять среднее арифметическое четвертных оценок по трем предметам.
Фактор II –обучаемость, потенциальные способности и возможности, где учитываются :
— отношение к учебной деятельности на уроке,
— отношение к выполнению домашних заданий, эмоциональная расположенности к школе, физический энергопотенциал.
Среднеарифметический бал четырех подфакторов является показателем потенциальных возможностей ученика. По каждому подфактору даны краткие характеристики с пятью уровнями.
Среди учащихся с успешной самореализацией можно выделить два типа:
Сумевшие реализовать себя при наличии благоприятных потенциальных способностей;
Сумевшие реализовать себя вопреки нежелательным тормозящим явлениям (болезни, конфликты, и т.д.);
Среди учащихся, не сумевших реализовать себя, так же можно выделить два типа:
+ не сумевшие реализовать себя при наличии достаточного потенциала,
— не сумевшие достичь высоких результатов, так как способности не выявлены или не развиты способности.
Работа на тему «Диагностика развития способностей учащихся общеобразовательной школы» (7-15 лет)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
г.Кунгура Пермского края
«Диагностика развития способностей учащихся общеобразовательной школы»
Возраст детей, на которых рассчитана
данная работа: 7-15 лет
Ложкина Елена Николаевна,
учитель высшей категории,
1. Понятие и виды способностей ………………………. ………….
3. Анкета – метод диагностики способностей……………………….
4. Описание опыта работы с диагностикой способностей…….……..
Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире. Способности формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей.
В течение последних лет в школе наблюдается низкий процент учащихся, обучающихся на «4 и 5», мало призовых мест на разных уровнях соревнований, конкурсов. При анализе данной ситуации выявлен ряд причин таких результатов. Одной из важных причин является недостаточное внимание к формированию способностей учащихся, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Поэтому в школе составлена и реализуется программа по работе с одарёнными детьми, частью которой явилась диагностика выявления способностей учащихся.
Любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Основным условием является воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Необходимо проводить диагностики и создавать благоприятные условия для развития определенной способности ребёнка. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление способностей и тенденций их развития.
Целью выявления способностей является создание благоприятных условий для обучения и развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
— формировать интересы, склонности учащихся к разным видам деятельности;
развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;
развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
способствовать мотивационному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Понятие и виды способностей.
Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, это такие качества, которыми отличается один человек от другого.
Одни исследователи полагают, что способности природно заданы, наследственно предопределены, и мы можем только «следовать за природой», развивая задатки детей. Другие полагают, что основополагающим в развитии способностей является разностороннее воспитание и создание родителями и педагогами условий для развития ребенка. Большинство исследователей убеждены, что важно и то и другое.
Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:
наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.
2) Академических достижений
часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать.
проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
3) Творческого или продуктивного мышления
чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
4) Общения и лидерства
легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
5) Художественной деятельности
проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет.
проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.
проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей.
В психологии принято различать общие и специальные способности.
Общие способности проявляются во многих видах и областях деятельности, необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.
Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к языкам, математические, технические, художественные, музыкальные и т. д.
Условия развития способностей.
Важную роль в развитии способностей играет и создание соответствующего психологического климата в школе и семье. Важен положительный эмоциональный настрой, а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость. И наоборот, у папы, привыкшего проводить время на диване перед телевизором, не вырастет сын спортсмен, как бы мама не старалась.
Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей школьного возраста.
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 9 лет. А к концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей. Если по каким-то причинам с ребенком не проводились занятия на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия в дошкольном и школьном возрасте, то это еще не поздно сделать и в подростковом возрасте. Но мы взрослые должны помнить, что способности развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, и обязательно взрослыми должна создаваться ситуация успеха.
Анкета – метод диагностики способностей.
С помощью анкеты А.И.Савенкова, включающей исследование различных специальных способностей, можно определить какими способностями обладает ребенок. Как работать с анкетой?
1) Д ать оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов — такое качество сильно выражено;
4 балла — выражено выше среднего;
3 балла — выражено средне;
2 балла — слабо выражено;
1 балл — качество совсем не выражено.
2) Суммировать баллы по всем качествам внутри каждой из перечисленных способностей. Общее количество набранных баллов разделить на число вопросов.
3) Составить графическое изображение способ ностей. Для этого: на горизонтальной оси обозначить восемь областей способностей, на вертикальной оси отметить для каждой из них средний балл. В результате получим ломаную линию — профиль способностей ребенка.
Анкета — своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь родителям и учителям при анализе поведения ребёнка, его у мственного и физического развития.
( 40-50 баллов говорит о наличии данных способностей)
1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Итого_____
( 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Итого_____
( 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.
Итого_____
( 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей)
1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Итого_____
(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. Интересуется актерской игрой.
Итого_____
Способности к спорту.
(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.
Итого_____
(60-75 баллов говорит о наличии данных способностей)
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Итого_____
( 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей)
4. Описание опыта работы с диагностикой способностей.
В настоящее время существует несколько методов исследования и диагностирования способностей. Некоторые являются общепризнанными и не подвергаются сомнению со стороны общественности, другие же, в большей степени экспериментальные, вызывают много споров и обсуждений. Кроме того, природа способностей – гораздо более сложный и глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд.
Методика работы с анкетой на выявление способностей прозрачна и ясна, но до сих пор не существует универсального метода развития способностей. Это объясняется тем, что каждый человек индивидуален, и развитие его способностей зависит только от его собственного желания и готовности к совершенствованию.
В МБОУ СОШ №13 г.Кунгура составлена и реализуется программа «Одарённые дети», в классах состоялись родительские собрания по теме: «Как развивать способности детей». По заявкам родителей проведена диагностика – анкета на выявление способностей детей. В начальной школе родители отвечали на вопросы предложенной анкеты, относительно развития способностей своих детей, строили графики способностей. В ходе анкетирования появился интерес к выявлению способностей детей среднего звена. Поступило предложение о том, чтобы дети 5-9 классов сами ответили на вопросы анкеты. Итоги анкет обсуждались на классных родительских собраниях. Родители, анализируя анкеты своих детей, пришли к мнению, что дети объективно оценили свои способности.
В анкетировании приняли участие 132 ученика 5-9 классов (86,3%). Из них:
— обладают способностями к спорту – 80 чел. (60,6%),
— артистическими способностями – 75 чел. (56,8%),
— техническими и музыкальными – по 58 чел. (43,9%),
— художественными способностями – 52 чел. (39,4%),
— интеллектуальными – 51 чел. (38,6%).
Любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие для развития способностей – воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятные условия для развития определенной способности, создавать положительный эмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление способностей и тенденций их развития.
Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонности и увлеченность. Способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. Если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить. Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом.
2. Изюмова С.А. Природа способностей и дифференциация обучения.- М.: Наука, 1995.
7. Ресурсы интернет.
Ребёнок, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым от других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.
Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным»,— отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета.
Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.
Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.
Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела.
Роль родителей в воспитании детей, в развитии их способностей неоценима. Не скупитесь проявлять любовь к своему ребенку. Проводите с ним время, воспитывайте и обучайте его. Это принесет счастье и радость, как вам, так и вашим детям.
Приложение 2 Историческая справка
История знает немало людей, обладающих великолепными способностями, которыми люди или с рождения обладали или развили данные способности в течение жизни.
Великий полководец, был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцати пятитысячного войска. Такой способностью Александр Македонский отличался с рождения.
С детства обладал исследовательскими способностями. Изучал природу живых организмов. Как известно в будущем он стал известным учёным. В дальнейшем он написал фундаментальный труд о происхождении человека, который принёс ему популярность.
Греческий оратор Демосфен
С рождения страдал дефектом речи и к тому же имел слабый голос. Но зато у него было упорство и желание стать в будущем знаменитым оратором. Демосфен часами декламировал стихи на берегу моря, пытаясь перекричать шум морской волны. Так он вырабатывал силу голоса. Что бы избавиться от картавости, он разговаривал, держа во рту мелкие камушки. С таким упорством Демосфен упражнялся на протяжении многих лет. В последствии Демосфен стал выдающимся оратором Древней Греции.
Известный древнегреческий философ Эпиктет не забывал повторять мудрый совет: «Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например: что бы сделать хорошим ходоком надо много ходить, чтобы сделаться хорошим бегуном надо много бегать» . То же самое бывает и с другими способностями.