гребневская икона божией матери где находится
Гребневская икона Божией Матери
Чудотворный образ Богородицы глубоко почитается всеми верующими. И по сей день православные христиане восхваляют икону Божией матери, прославившую себя чудесными действиями.
Огромное количество икон Пречистой Девы разбросанно по нашей необъятной Родине. Каждый лик славится произошедшими с ним чудесами. Гребневская икона Божией Матери — не исключение. Прославленный чудотворный образ Богородицы получил свою известность при загадочных обстоятельствах.
История иконы
Обретение иконы датируется 1380 годом. Жители города Гребня поднесли чудотворный образ в дань почтения великому князю Дмитрию Донскому после его победы в Куликовской битве.
Святой лик сто лет защищал Успенский Собор города Владимира, пока внук владимирского и московского князя не взял ее с собой на покорение близ лежащих земель. Победа была гарантирована. А впоследствии во имя Богородицы построили новый храм Божий на Лубянке и оставили Гребневскую икону покоиться там. В 1617 году церковь была уничтожена огнем. Все, что находилось в соборе, сгорело, превратившись в пепел, кроме образа Богородицы, который остался не тронутым огнем.
Где находится икона
Икона украшала выстроенный в честь Пречистой Девы храм Успения Пресвятой Богородицы на Лубянке. Но в 1935 году церковь была полностью разрушена. Несколько святых образов были спасены и переданы в руки праведных людей. К сожалению среди них не удалось обнаружить Гребневскую икону. Чудотворный лик бесследно исчез, и восстановить хронологию событий минувших лет и собрать другие сведения о его возможном нахождении представляется невозможным.
Описание иконы
Реставраторы и иконописцы писали изображение с подлинника в 1917 году. Образ Божией Матери сохранил в себе древнюю живопись, написан на тонкой кипарисовой доске. Имеет в наличии драгоценный оклад. На руках Благочестивая Дева держит Божественного Младенца. Голова Богородицы покрыта красным одеянием, символизирующим собой заступничество и покров земли Русской.
В чем помогает чудотворный образ
Молитвы перед образом Пречистой Девы помогают в избавлении от грехов, недругов, иноверцев. Икона защищает от распада России и захвата иноплеменными. К ее помощи призывают в минуты тяжбы, при болезнях, пожарах и людских зверствах. Богородица оберегает кров, семью и здоровье близких.
Молитва перед Гребневской иконой Божией Матери
«О, Пречистая Царица Небесная, Всеславная Матерь Спасителя нашего. Услышь молитвы грешных людей, обращающихся пред образом Твоим в слезах и словах покаяния. Защити нас от смертных страстей, избавь от печалей, несчастий и скорби, огради от напастей, злых помыслов, невежества и врагов неправедных. В Твоих силах, о Благочестивая Мать, защитить православных христиан от всякого зла и спасти от огня дьявольского. Ты, скорая заступница в бедах и несчастьях, награди нас покровительством своим. Умоли Господа Бога и Сына Своего Христа о нашем праве на Царство Небесное. Славим имя Твое, спасительницы нашей, и превозносим имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь».
День почитания
День чудотворного образа Божией Матери глубоко верующие люди ежегодно празднуют 10 августа.
Гребневская икона Божией матери в вашем доме способна оградить от пожаров, семейных разладов, безверия, воров и разорения. Сила образа сохранит вокруг вас мир, процветание и укрепит веру. Мы желаем вам благополучия и душевного покоя. Будьте счастливы
ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
История
Рассказ о поднесении образа вел. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, к-рая, согласно сказанию кон. XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Г. и. аналогично позднейшему сообщению о перенесении в 1395 г. в Москву Боголюбской иконы Божией Матери, «повторявшему» соответствующий эпизод истории Владимирской иконы Божией Матери). Возможно, сказание о Г. и. по неизвестным ныне причинам повторяет сказание о Донской иконе, в к-ром получило развитие более раннее предание о связи этого образа с Куликовской битвой. Первоначальный смысл именования иконы «Гребневская», к-рое, как и название Донской иконы, было зафиксировано еще во 2-й пол. XVI в., неизвестен; по аналогии с названием «Донская» к кон. XVII в. оно могло быть истолковано как указание на связь иконы с гребенскими казаками и событиями времени вел. кн. Димитрия Донского.
В авг.-сент. 1917 г. Г. и., очевидно по инициативе клира и прихожан Гребневского храма, расчищалась Г. О. Чириковым под наблюдением Кондакова и П. П. Покрышкина (акт о расчистке опубл.: Вопросы реставрации. Пг., 1918. Вып. 19. С. 191-192. (Изв. Гос. археол. комис.; 66)). При осмотре иконы 7 авг. на ней был обнаружен слой записи, датированный 1-й пол. XVII в. (временем царя Михаила Феодоровича). К 24 сент. была расчищена древняя живопись, имевшая хорошую сохранность. После завершения реставрации икона атрибутирована как произведение 2-й пол. XVI в., посредственная копия с хорошего оригинала, вероятно большего размера (вывод был сделан на основании того, что поля иконы «резали» изображение). Образ был написан на тонкой доске, дублированной сзади доской из кипариса.
Чудотворная икона, по-видимому, находилась в Гребневском храме до 30-х гг. XX в. (в этот период храм принадлежал обновленцам). На фотографии того времени (ГНИМА) видно, что икона стояла в правой части местного ряда иконостаса, между образом Спасителя на престоле и храмовой иконой Успения Божией Матери; в качестве кивория Г. и. использовалась надпрестольная сень XVII в. Образ имел скромный оклад, закрывавший лишь фон и поля, и был вставлен в раму с клеймами. Хотя предание связывало создание рамы со сценами Акафиста с именем Иоанна III, судя по фотографии, она была исполнена не ранее XVIII в. Впрочем, размеры сохранившейся пелены Г. и. 1657 г. (86×68 см; ныне в ГИМ, передана в 1886 г. из Гребневской ц.: ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Ед. хр. 53. Л. 75 об.) позволяют предположить, что какая-то рама существовала уже в сер. XVII в.
Сведения о судьбе Г. и. после закрытия и разрушения Гребневской церкви на Лубянке в 1933-1935 гг. отсутствуют. Нек-рые произведения из храма попали в собрания ГТГ и ГМЗК «Коломенское», однако, насколько известно, среди них нет иконы, к-рую можно было бы отождествить с чудотворным образом. Исчезновение иконы не позволяет сделать выводы о времени ее создания и проверить сведения о чудесном спасении образа во время пожаров 1617 и 1687 гг.
Почитание
Иконография
Судя по сохранившимся спискам, Г. и. принадлежит к варианту иконографического типа Одигитрия с Младенцем на правой руке Богоматери (Дексиократуса). Изображение поясное, левая рука Богородицы в молитвенном жесте, благословляющая десница Младенца обращена к Богоматери, левая рука со свитком лежит на коленях.
Достоверные списки московской Г. и., а также фотография иконостаса Гребневской ц., на к-рой видна расчищенная в 1917 г. чудотворная икона, дают представление об иконографических особенностях образа, но отдельные детали указывают на изменения вследствие поновлений или неточного повторения образца, скрытого под окладом. Позы и жесты Богоматери и Младенца были аналогичны изображениям на Иерусалимской иконе (ср. икону 1701-1702 в Успенском соборе Московского Кремля); оба извода сближало изображение диагонально запахнутого мафория Богоматери, а также Младенца в гиматии, спущенном с правого плеча с крупной падающей вниз складкой. На иконах извода Иерусалимской эта складка окутывает правую руку Богоматери, тогда как на Г. и. она свисает с правой ноги Младенца; при этом десница Богоматери полускрыта ее мафорием. Отличительным признаком Г. и. было изображение немного расходящихся пол мафория у шеи Богоматери, открывавший горловину хитона. Эта деталь видна на иконе 2-й пол. XVIII в. из ГРМ, на литографии 1865 г. и на фотографии 30-х гг. XX в.; на пелене 1657 г. хитон открыт глубже. К числу расхождений следует отнести кайму на левом плече Богоматери, отсутствующую на иконе из ГРМ, но изображенную на пелене 1657 г. Особенностью последнего памятника является изображение Младенца, плечи Которого полностью покрыты гиматием.
Гребневская икона Божией Матери
Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города, Донскими казаками, великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.
«Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленная в 1471 году, гласит: «И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар… и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование «за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка»».
В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.
Гребневская икона божией матери где находится
Гребневская икона Божией Матери
Гребневская икона Божией Матери находится в одном из архитектурных шедевров Щёлковского края – в храме святителя Николая Чудотворца, построенном в 1817 году в селе Гребнево. |
По преданию, чудотворная икона Гребневской Божией Матери подарена Дмитрию Донскому после Куликовской битвы казаками городка Гребени на реке Чир. Сейчас чудотворная икона хранится в Третьяковской галерее. Список иконы, написанный на доске, бывшей святым престолом в одном из московских храмов, теперь установлен в иконостасе храма святителя Николая в Гребневе.
Изучая историю храма и иконы, мне посчастливилось встретиться с настоятелем Никольского храма протоиреем Сергием Решетняком, который мне рассказал про местночтимые иконы, за что ему большое человеческое спасибо.
А ещё огромным подспорьем в моей работе оказался наш родной историко-литературный информационый журнал «Щёлково», в одном из номеров которого я обнаружил статью Фёдорова М.Ф. «Возвращаясь с Куликова поля» (№1-2, 2006).
В своей статье Фёдоров М.Ф. описывает предание о Гребневской иконе.
После битвы на Куликовом поле, где бы разбит ордынский темник Мамай, русское воинство возвращалось домой, на Русь. Московские полки шли в Залесский край, на Москву. И в местечке Гребенях князь стал прощаться с войском. Здесь же местные казаки преподнесли ему икону Божьей Матери, которая по месту преподнесения стала называться Гребенской (Гребневской).
Вначале икона находилась в Успенском соборе московского Кремля, а затем в 1472 году по приказу московского князя Ивана III, женившегося на Софии Палеолог (византийской царевне, сестре последнего византийского императора), для иконы была построена деревянная церковь на Бору, на краю большого посада (позднее Китай-города). Впоследствии деревянную церковь сменила каменная, которая простояла до начала гонений на православную церковь правительством большевиков в 30-х гг. XX века. Стояла она на Лубянской площади за Никольскими воротами, на правой стороне в самом начале улицы Мясницкой. Это как раз рядом с главным карательным органом периода СССР, который также находился на Лубянской площади.
Время превратило икону в национальную святыню, люди передавали о ней предания, и созвучие названия иконы с подмосковным селом Гребнево родило легенду о том, что именно здесь она и была преподнесена князю Дмитрию Донскому.
Однако детальное изучение данного периода опровергает эту легенду. И Фёдоров М.Ф. в своей статье приводит три веских доказательства этого.
Ну и третий довод, это то, что никакого в то время казачества в селе Гребнево не было.
Но легенда красивая!, и приятная нашим жителям – она как бы приобщает нас к великому прошлому нашего государства.
Гребневская икона Божией Матери – уникальная икона.
Образ Гребневской иконы Божией Матери особо почитается 10 августа.
10 августа. Гребневская икона Божией Матери
Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города, Донскими казаками, великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.
«Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленная в 1471 году, гласит: «И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар… и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование «за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка»».
В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Гребневской», глас 8
Днесь, я́ко со́лнце пресве́тло,/ просия́ в Росси́йстей стране́, в конце́ ея́ полу́деннем,/ всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же благове́рный вели́кий кня́зь Дими́трий в град Москву́ принесе́./ Све́тло пра́зднуем, благове́рнии лю́дие, честна́го о́браза прише́ствие, моля́щеся приле́жно:/ Влады́чице Богоро́дице, моли́ся Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему,/ изба́вити град Москву́, страну́ на́шу и вся правосла́вныя христиа́ны/ от ва́рварскаго плене́ния, и междоусо́бныя бра́ни, и всех наве́т вра́жиих,// Тебе́ бо Еди́ну Засту́пницу и́мамы.
Перевод: Сегодня, как преяркое солнце, просияла в Российской стране, в южном крае ее, почитаемая всеми икона Твоя, Владычица, которую благоверный великий князь Димитрий принес в город Москву. Светло празднуем, благоверные люди, почтенного образа пришествие, молясь усердно: «Владычица Богородица, молись Сыну Твоему, Христу Богу нашему, об избавлении города Москвы, страны нашей и всех православных христиан от языческого пленения и междоусобной войны, и всех козней вражеских, ибо Ты у нас Единственная Защитница».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Гребневской», глас 8
От святы́я ико́ны Твоея́, Богоро́дице Де́во,/ источа́ются исцеле́ния, я́ко ре́ки мно́ги,/ я́же ви́девше, росси́йстии лю́дие, си́це глаго́лем:/ о Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице,/ не забу́ди гре́шных раб Твои́х,// моля́щихся Христу́ Бо́гу на́шему спасти́ся нам.
Перевод: От святой иконы Твоей, Богородица Дево, проистекают исцеления, как многие реки, видя которые, российские люди, так взываем: «О Пресвятая Владычица Богородица, не забывай грешных рабов Твоих, молящихся Христу Богу нашему о спасении нашем».