греческая мифология мифы о героях герои прометей
Главные герои древней Греции
Древнегреческие герои — мужи, как правило, гордые и отважные, — богами не были и бессмертием не обладали. Однако почти все они были либо связаны родственными узами с тем или иным божеством, либо были выходцами из царской среды. Словом, по своему происхождению они были людьми не простыми, что всегда отмечается, коль скоро речь заходит об их происхождении. Этот момент был очень важным для характеристики героя, ибо все должны были знать, что герой — явно не простолюдин. Им мог стать лишь тот, кто уже по своему рождению был возвышен над обычными людьми и именно поэтому обладал возможностями, заурядным людям не свойственными.
Миф о Прометее
Первым (и по времени появления, и по заслугам перед людьми) из известных героев Эллады по праву считается Прометей. Сложна и весьма запутанна история его жизни, описанная к тому же несколькими авторами в разных вариантах. Но суть подвигов этого едва ли не главного героя античной Греции в том, что именно он, принадлежавший к титанам, почти богам, по рождению и ставший, в отличие от своих сородичей, на сторону Зевса, принимал участие в создании рода людского.
Вызвав недовольство Зевса своим своенравием (прежде всего, он любил людей и, желая помочь им, выкрал из кузни Гефеста искру божественного огня и передал его на землю, дабы люди смогли согреться и приготовить себе пищу), Прометей не раскаялся в своем проступке. Более того, он активно продолжил свою деятельность. В ряде текстов, например у Эсхила, сказано, что именно Прометей, а не великий Зевс наделил людей разумом и научил их всем полезным занятиям и искусствам. Он даже будто бы кощунственно научил их обманывать богов, подсказав им приносить в жертву ту часть тела животного, которая не годится в пищу для людей.
Миф о Прометее не вполне обычен, да и сам Прометей как великий герой не типичен. Прежде всего, он принадлежит к числу божественных персон, титанов, и потому практически бессмертен, чем и отличается от людей. Кроме того, ему приписываются креативные функции, уравнивающие его с богами, начиная с великого Зевса. Но как великий герой, мужественно перенесший нестерпимые страдания во имя людей и ради сохранения собственного достоинства, Прометей являет собой знаковую фигуру. Его можно рассматривать как важнейший эталон, как совокупность качеств, свойственных настоящим героям, готовым на все во имя великой и благородной идеи. И потому нет ничего удивительного в том, что все биографии и подвиги последующих древнегреческих героев в какой-то степени напоминали если не деяния, то мужественный характер непокорного Прометея.
Миф о Тесее
Заняв в Афинах свое место и расправившись с возможными соперниками, в том числе с пятьюдесятью кузенами, Тесей узнал о том, что раз в девять лет в Афины прибывает критский царь Минос, требуя в качестве дани семерых юношей и столько же девушек, предназначавшихся на съедение чудовищу Минотавру. Тесей решил отправиться на Крит и сразиться с Минотавром. На острове ему помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна, которая дала ему клубок нити, чтобы он не запутался в лабиринте, где обитал волшебный бык. Убив Минотавра, Тесей бежал. Но, подплывая к Афинам, он забыл сменить паруса, о чем заранее условился с отцом. Увидев черные паруса, Эгей в отчаянии бросился в море, которое позже было названо его именем. Тесей же по возвращении домой уже в качестве афинского царя принимал участие в битвах с амазонками и кентаврами, дружил с Гераклом, не раз спасавшим его в опасных ситуациях.
По преданиям, свои последние годы Тесей провел в рискованных путешествиях, например, в подземное царство мертвых с целью похитить богиню этого царства Персефону. За это боги жестоко наказали героя, отняв у него Афины (царем там стал родственник Тесея, некогда изгнанный им). Тесей был вынужден бежать на затерянный остров, правитель которого коварно столкнул его со скалы в море. Несмотря на столь бесславный конец, Тесей, много сделавший для укрепления Афин, был одним из почитаемых правителей города.
В годы греко-персидских войн афиняне, вняв гласу дельфийской пифии, разыскали прах Тесея, привезли его в город и стали приносить ему как сыну Посейдона жертвы, устраивая праздники в его честь. В отличие от Прометея с его креативными функциями и полубожественным статусом, Тесей, несмотря на версию об отцовстве Посейдона, почитался как обычный смертный, но при этом знаменитый герой, прославившийся своими подвигами, а также реформами во благо Афин.
Геракл
Геракл — самый известный среди древнегреческих героев.
Подвиги Геракла
После этого он сумел с помощью направленного потока речной воды очистить от навоза конюшни элидского царя Авгия, изгнал пожиравших людей стимфалийских птиц с железными перьями, овладел свирепым критским быком царя Миноса, сумел добыть кормившихся человеческим мясом кобылиц фракийского царя Диомеда, пояс царицы амазонок Ипполиты. В заключение, отрабатывая свое преступление, Геракл пригнал с отдаленного заокеанского острова Эрифия в Микены стадо коров, достал с острова Гесперид золотые яблоки и привел — а затем отвел обратно — пса Кербера (Цербера), стража преисподней.
Во время всех этих приключений Геракл не раз попадал в ловушки и становился жертвой обмана. Но ему всегда удавалось перехитрить своих недоброжелателей и выполнить возложенное на него поручение. Так было, например, в случае с золотыми яблоками, когда Гераклу пришлось дойти до края земли, где гигант Атлант держал на своих плечах небесный свод. Атлант пообещал достать яблоки, поручив Гераклу подержать за него небесный свод. Принеся яблоки, хитрый Атлант предложил Гераклу еще немного постоять, пока он отнесет добычу Эврисфею. Почуяв недоброе, Геракл попросил Атланта взять на себя свод, а он тем временем положит на плечи подушку. Гигант согласился, а Геракл схватил яблоки и был таков.
Геракл – единственный бессмертный герой древнегреческих мифов
Традиция утверждает, что Геракл совершил всего двенадцать великих подвигов, хотя цифры не всегда сходятся. Но не это важно. Важнее то, что подвигами на службе Эврисфею его великие свершения не ограничились. Геракл принимал участие во многих приключениях и сражениях. По преданию, в конце жизни боги даже приняли его в стан бессмертных. Правда, это единственный в своем роде случай в героическом эпосе эллинов, когда герой оказывается равным богам и становится бессмертным.
Но, если уж на то пошло, именно Геракл, самый выдающийся из древнегреческих героев, заслужил столь исключительную награду. Что же касается остальных известных эллинских героев мифов и эпических сказаний — а имя им легион — то они родились и оставались людьми, т. е. простыми смертными. Впрочем, это никак не умаляет величия их подвигов, о которых написаны толстые тома прекрасных издании едва ли не на всех языках мира.
Прометей в мифах Древней Греции
Прометей занимает особое место в древнегреческой мифологии. Он титан, а значит, представитель старшего поколения богов, но в битве с ними поддерживает Зевса. Однако, когда тот воцаряется на Олимпе, Прометей обращает свою хитрость и могущество против Громовержца, чтобы поддержать. нет, не других богов, а презренных жалких смертных, людей! Прометей — вечный бунтарь, олицетворение свободы духа, защитник и покровитель людей.
Прометей-обманщик
«Прометей — самый благородный святой и мученик в философском календаре» (Карл Маркс)
Но прежде чем родился миф о Прометее — спасителе рода человеческого, Гесиод в «Теогонии» рисует образ хитреца и обманщика, который сначала создает людей из земли, а потом сам же и губит их своим необдуманным поступком. Он действительно крадет огонь с Олимпа и передает его людям, но что им это дает, кроме гнева Зевса? Гесиод почти прямо обвиняет мятежного титана во всех бедах, а в конечном итоге и в гибели людей медного века. Именно из-за кражи огня Зевс, разгневавшись на людей, посылает им бедствия в ящике Пандоры, а потом устраивает потоп. Но не будем забегать вперед.
Прометей-освободитель
Совершенно в другом ракурсе предстает перед нами Прометей Эсхила, древнегреческого драматурга, творившего в середине V века до нашей эры. В трагедии «Прометей прикованный» Эсхил изображает бога — благодетеля и покровителя людей, который даровал им не просто огонь, но вместе с огнем — умение строить каменные дома и корабли, обрабатывать поля, а также ремёсла, науку, чтение и письмо, то есть вывел их из тьмы не только в прямом, но и в переносном смысле. Все искусства, по Эсхилу, у людей от Прометея. И эти изменения древнегреческий драматург оценивает положительно, становясь, тем самым, одним из первых певцов прогресса. А Прометей Эсхила, соответственно, становится героем-прогрессором, ведь благодаря его вмешательству человечество получает шанс на дальнейшее совершенствование и развитие.
Прометей-бунтарь
Ради помощи людям Прометей восстает против воли Зевса. Мотив богоборчества — один из самых ярких мотивов трагедии Эсхила, получивший впоследствии свое продолжение и развитие. «По правде всех богов я ненавижу», — замечает Прометей, а в разговоре с Гермесом говорит: «Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевеса». Разумеется, античный автор не вкладывал в эти слова идею полного отрицания богов, однако по мере развития гуманистической мысли эти строки были переосмыслены именно в этом ключе. Так Прометей стал не просто соперником Зевса, но настоящим революционером, отвергающим саму идею религии. Именно так трактуют образ Прометея Карл Маркс и Вольтер в «Пандоре», а также поэты-романтики начала XIX века Байрон и Шелли.
«Пример нам мощный завещал — В отпоре стойком злобе дикой И в твердости души великой, Сломить которой не могли Все грозы неба и земли» (Байрон. Прометей)
Однако мудрым и великим в мифологической системе может быть лишь одно божество, оно же становится единоличным вершителем судьбы человечества. Поэтому Зевс побеждает Прометея и велит приковать его к скале на Кавказе. Но дух его остается непокоренным — несмотря на мучения, Прометей отказывается поведать Зевсу тайну, которую тот жаждет узнать: от кого из богинь у Зевса родится сын, который будет могущественнее отца. За это Громовержец, по Эсхилу, низвергает Прометея в бездну.
Проходят века (по Гигину — 30 тысяч лет), и Зевс поднимает Прометея из бездны, но посылает орла, чтобы тот клевал его печень. Из заключения могучего титана освобождает герой Геракл. Обнаружив его на скале во время своих странствий, он убивает орла, а Прометей наконец-то соглашается открыть Зевсу тайну, которую так долго хранил: он советует Громовержцу не жениться на богине Фетиде, а отдать ее в жены Пелею. Все это происходит незадолго до Троянской войны, а от брака Пелея и Фетиды позже рождается Ахилл, покоритель Трои и величайший из героев Греции.
Миф о прикованном Прометее получился настолько глубоким и многогранным, что породил бесчисленное количество трактовок. По одной версии, Прометей, украв для людей огонь, наделил духом материю, однако власть материи по-прежнему сильна — ее олицетворяет скала, к которой прикован Прометей. Геракл, освобождающий Прометея, освобождает божественный огонь разума, преодолевающий невежество.
По другой версии, огонь, украденный Прометеем, — символ знания и просвещения, а орел, клюющий печень, означает давление на дух законов материи, времени и пространства. Однако дух непобедим, поэтому наутро печень Прометея восстанавливается. В третьем варианте трактовки Прометей, распятый на скале, разделяет участь смертных людей, а его печень — средоточие страстей и грешных желаний, которые дух (орел) пытается укротить, но безуспешно. Освобождение Прометея Гераклом становится символом преодоления фатальности человеческой судьбы.
Мифы в культуре
В Средневековье мифы о Прометее утратили свое значение, уступив место другому спасителю человечества — Иисусу Христу. Мыслители этого периода рассматривали Прометея либо как символ божественного промысла, либо как символ мудрости и науки. В Новое время появляются новые толкования мифа о Прометее. Боккаччо, возвращаясь к древнегреческим мифам в трактате «Генеалогия языческих богов» (1350-1363), говорит о двойственной природе Прометея, в котором он видит, с одной стороны, божественную сущность, а с другой — мудрого человека, который, обучая людей астрономии и другим наукам, будто бы творит их заново.
В трактовке Боккаччо Прометея никто не наказывает — он сам удаляется от мира для уединенных размышлений. Орел у Боккаччо символизирует терзания разума, стремящегося к познанию, а восстановление печени — удовлетворение мудреца, нашедшего истину. Этот подход отражает гуманистическую идеологию Нового времени, в которой человек осознает свою божественную сущность, а свое предназначение начинает видеть в познании мира.
«С мифолого-исторической точки зрения Прометей является по своим истокам архаическим доолимпийским божеством балканского субстрата, покровителем древнего автохтонического населения» (Аза Тахо-Годи)
Прометей предстает перед читателями как символ мудрости и поиска истины и в драме Кальдерона «Статуя Прометея», написанной во второй половине XVII века. Спустя еще столетие Гёте в неоконченной драме «Прометей» обогащает образ Прометея новым толкованием — он становится символом художественного творчества и способности человека к переживанию самых разных эмоций, от радости до страдания.
Попытка обобщить символику мифа о титане Прометее обречена на поражение — слишком разным он предстает перед нами в восприятии людей разных эпох. Прометей — и спаситель, и созидатель, и разрушитель, и бунтарь, и творец, и в то же время жертва собственных творческих порывов, и мудрец, алчущий истины, и божественный дух, скованный ограничениями плоти. Проиграв Зевсу и дважды исчезнув из памяти людей — сначала в героический век, а потом в Средневековье, он в конечном итоге оказался более близок развитому, цивилизованному человеку, чем любой из богов-олимпийцев.
Прометей
Прометей — греческий мифологический герой, сын титана Иапета и двоюродный брат Зевса. Его матерью была океанида Климена или, по другой версии, богиня правосудия Фемида. Во время битвы Зевса с титанами Прометей вступил в союз с богами. Легенда гласит, что по воле Зевса он вылепил первых людей из земли и воды и создал их смотрящими в небо, подобно божествам.
Согласно другой легенде, людей и животных боги создали из смеси огня и земли в земных недрах. Поскольку человек «был наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей похитил из мастерской Гефеста и Афины огонь, олицетворявший собой технический прогресс, и даровал его людям. Вместе с огнем Прометей украл «премудрое умение Гефеста и Афины… потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться». Эсхил утверждал, что «все искусства у людей от Прометея». Именно он наделил их разумом, научил возводить жилища, строить корабли, заниматься ремеслами, читать, писать и считать, а также приносить богам жертвы.
Боги поручили Прометею и Эпиметею распределить способности между людьми и животными. Эпиметей истратил все способности к жизни на земле на животных, в результате чего люди остались абсолютно беззащитными. О них должен был позаботиться Прометей.
Рассердившись на людей, Зевс наслал на них потоп, во время которого все они погибли. В живых осталась лишь единственная пара — сын Прометея Девкалион и дочь Эпиметея Пирра, которые были мужем и женой. От них снова пошел род человеческий.
За то, что Прометей обманом добыл для людей огонь, Зевс сурово наказал его. Прометея приковали к скале в горах Кавказа. Ежедневно прилетал орел, который выклевывал ему печень, и каждый раз она вырастала вновь. Но Прометей все же внутренне торжествовал над Зевсом, потому что ему была известна древняя тайна. Он знал, что, став женой Зевса, Фетида родит ему сына, который свергнет своего отца.
Незнание своей судьбы страшило Зевса, поэтому он решил освободить Прометея при условии, что тот раскроет ему тайну. Совершить этот подвиг, который еще более прославит его имя, Зевс поручил своему сыну Гераклу. Освобождение Прометея он осуществляет на пути к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид.
В то же время на помощь к Прометею поспешил кентавр Хирон, сын Кроноса. Геракл ранил Хирона отравленной стрелой. В страшных мучениях он молил о смерти. Хирон обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот позволил ему сойти в Аид. Свое же бессмертие он готов был отдать Прометею.
Таким образом, в мифах Прометей предстает в качестве покровителя человечества, который принес себя в жертву ради обеспечения всеобщего благополучия. Однако Прометею, в отличие от знаменитых героев, чьи деяния прославлены во многих мифах, не суждено было совершать классические подвиги. Тем не менее Эсхил прославил поступки Прометея в посвященной последнему трилогии. Но до настоящего времени сохранились лишь отрывки одной ее части, которая носит название «Прикованный Прометей».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Прометей прикованный (Prometheusdesmotes)
Прометей прикованный (Prometheusdesmotes) Трагедия (450-е до н. э.?)С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Феогония». Там он — умный хитрец, который устраивает дележ жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть
Прометей
Прометей Прометей – греческий мифологический герой, сын титана Иапета и двоюродный брат Зевса. Его матерью была океанида Климена или, по другой версии, богиня правосудия Фемида. Во время битвы Зевса с титанами Прометей вступил в союз с богами. Легенда гласит, что по воле
46. ЭСХИЛ «ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ»
46. ЭСХИЛ «ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ» Эсхил по праву считается «отцом трагедии» Но из 80 написанных им пьес (каждая являлась событием в культурной жизни античной Греции) уцелело лишь семь. Среди них — самое обширное драматическое произведение древности — трилогия «Орестея»,
Прометей
Освобожденный Прометей
Освобожденный Прометей (Prometheus Unbound)Лирическая драма (1818–1819)Романтическая утопическая драма Шелли написана белым пятистопным ямбом.Действие начинается в Кавказских горах, где в ущелье среди покрытых льдом скал томится в цепях титан Прометей. У ног его океаниды Пантея и
Прометей прикованный (Prometheus desmotes) Трагедия (450-е до н. э.?)
Прометей прикованный (Prometheus desmotes) Трагедия (450-е до н. э.?) С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Феогония». Там он — умный хитрец, который устраивает дележ жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть
Освобожденный Прометей
Освобожденный Прометей (Prometheus Unbound)Лирическая драма (1818–1819)Романтическая утопическая драма Шелли написана белым пятистопным ямбом.Действие начинается в Кавказских горах, где в ущелье среди покрытых льдом скал томится в цепях титан Прометей. У ног его океаниды Пантея и
Прометей
Прометей Прометей — греческий мифологический герой, сын титана Иапета и двоюродный брат Зевса. Его матерью была океанида Климена или, по другой версии, богиня правосудия Фемида. Во время битвы Зевса с титанами Прометей вступил в союз с богами. Легенда гласит, что по воле
Прометей
Прометей Из древнегреческой мифологии. Прометей — один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и кузнечного
Прометей
Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила:
— Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса.
Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прикован, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несокрушимым острием. Медлит Гефест.
Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие. Издеваясь над Прометеем, говорит ему Сила:
— Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь надменным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков.
Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометей; слушать его могли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяжкий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Громко воскликнул Прометей. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования:
Но вот послышался тихий шум как бы от взмахов крыльев, словно полет легких тел всколыхнул воздух. С далеких берегов седого Океана, из прохладного грота, с легким дуновением ветерка принеслись на колеснице к скале океаниды. Они слыхали удары молота Гефеста, донеслись до них и стоны Прометея. Слезы заволокли, как пеленой, прекрасные очи океанид, когда увидели они прикованного к скале могучего титана. Родным был он океанидам. Отец его, Япет, был братом отца их, Океана, а жена Прометея, Гесиона, была их сестрой. Окружили скалу океаниды. Глубока их скорбь о Прометее. Но слова его, которыми клянет он Зевса и всех богов-олимпийцев, пугают их. Они боятся, чтобы Зевс не сделал еще более тяжкими страдания титана. За что постигла его такая кара, этого не знают океаниды. Полные сострадания, просят они Прометея поведать им, за что покарал его Зевс, чем прогневал его титан.
Прометей рассказывает им, как помог он Зевсу в борьбе с титанами, как убедил он мать свою Фемиду и великую богиню земли Гею стать на сторону Зевса.
Зевс победил титанов и сверг их, по совету Прометея, в недра ужасного Тартара. Завладел Зевс властью над миром и разделил ее с новыми богами-олимпийцами, а тем титанам, которые помогали ему, не дал громовержец власти в мире. Зевс ненавидит титанов, боится их грозной силы. Не доверял Зевс и Прометею и ненавидел его. Еще сильнее разгорелась ненависть Зевса, когда Прометей стал защищать несчастных смертных людей, которые жили еще в то время, когда правил Крон, и которых Зевс хотел погубить. Но Прометей пожалел необладавших еще разумом людей; он не хотел, чтобы сошли они несчастными в мрачное царство Аида. Он вдохнул им надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя и знал, какая кара постигнет его за это. Страх ужасной казни не удержал гордого, могучего титана от желания помочь людям. Не удержали его и предостережения его вещей матери, великой Фемиды.
С трепетом слушали океаниды рассказ Прометея. Но вот на быстрокрылой колеснице принесся к скале сам вещий старец Океан. Океан пытается уговорить Прометея покориться власти Зевса: ведь должен же он знать, что бесплодно бороться с победителем ужасного Тифона. Океан жалеет Прометея, он сам страдает, видя те муки, которые терпит Прометей. Вещий старец готов спешить на светлый Олимп, чтобы молить Зевса помиловать титана, хотя бы даже мольбами за него он навлек на самого себя гнев громовержца. Он верит, что мудрое слово защиты часто смягчает гнев. Но напрасны все мольбы Океана, гордо отвечает ему Прометей:
— Нет, старайся спасти самого себя. Боюсь я, чтобы сострадания не принесли вреда тебе. До дна исчерпаю я все зло, которое послала мне судьба. Ты же, Океан, страшись вызвать гнев Зевса мольбою за меня.
С болью в сердце покинул Океан Прометея. Он умчался на своей крылатой колеснице, а Прометей продолжает рассказ свой океанидам о том, что сделал он для людей, как он облагодетельствовал их, нарушив волю Зевса. В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать. Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец.
Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа. Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но не откроет он этой тайны Зевсу. Никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут ее из уст гордого Прометея.
Кончил Прометей свою повесть. С изумлением слушали его океаниды. Дивились они великой мудрости и несокрушимой силе духа могучего титана, осмелившегося восстать против громовержца Зевса. Опять овладел ими ужас, когда услыхали они, какой судьбой грозит Зевсу Прометей. Они знали, что если эти угрозы достигнут Олимпа, то ни перед чем не остановится громовержец, лишь бы узнать роковую тайну. Полными слез глазами смотрят на Прометея океаниды, потрясенные мыслью о неизбежности велений сурового рока. Глубокое молчание воцарилось на скале; его прервал лишь неумолкающий шум моря.
Вдруг вдали раздался чуть слышный, едва уловимый стон скорби и боли. Вот опять донесся он от скалы. Все ближе, громче этот стон. Гонимая громадным оводом, посланная Герой, вся в крови, покрытая пеной, несется в неистовом, безумном беге обращенная в корову несчастная Ио, дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Истомленная, обессиленная скитаниями, истерзанная жалом овода, остановилась Ио перед прикованным Прометеем. Громко стеная, рассказывает она, что пришлось вынести ей, и молит вещего титана:
— О, Прометей! Здесь, на этом пределе моих скитаний, открой мне, молю тебя, когда же кончатся мои муки, когда же, наконец, найду я покой?
Громко воскликнула Ио:
— О, горе, горе! О, сколько страданий сулит мне еще злой рок! Сердце трепещет в груди моей от ужаса! Вновь овладевает мной безумие, снова вонзилось огненное жало в мое истерзанное тело, опять лишаюсь я дара речи! О, горе, горе!
Безумно вращая глазами, в бешеном беге понеслась прочь от скалы Ио. Словно подхваченная вихрем, мчалась она вдаль. С громким жужжанием несся за ней овод, и, как огнем, жгло его жало несчастную Ио. Скрылась она в облаках пыли из глаз Прометея и океанид. Все тише и тише доносились до скалы вопли Ио, и замерли они, наконец, вдали, подобно тихому стону скорби.
Молчали Прометей и океаниды, скорбя о несчастной Ио, но вот воскликнул гневно Прометей:
— Как ни мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю это! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!
Страх затуманил очи океанид, и ужас согнал краску с их прекрасных ланит. Наконец, простирая к Прометею свои руки, белые, как морская пена, воскликнули они:
— Безумный! Как не страшишься ты грозить так царю богов и людей, Зевсу? О, Прометей, еще более тяжкие муки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей себя!
— Но ведь склоняется же мудрый пред неумолимым роком!
Едва промолвил эти слова Прометей, как по воздуху быстро, словно падающая звезда, пронесся посланник богов Гермес и, грозный, предстал перед Прометеем. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как избегнуть веления судьбы? Гермес грозит ужасной карой Прометею за неповиновение. Но могучий титан непреклонен, с насмешкой отвечает он Гермесу:
— Мальчишкой был бы ты, и детским был бы ум твой, если бы ты надеялся узнать хоть что-нибудь. Знай, что я не променяю своих скорбей на рабское служение Зевсу. Мне лучше быть здесь прикованным к этой скале, чем стать верным слугой титана Зевса. Нет такой казни, таких мук, которыми мог бы Зевс устрашить меня и вырвать из уст моих хоть единое слово. Нет, не узнает он, как спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть!
Непреклонным остался гордый титан. Разве могло что-нибудь устрашить его сердце? Вдруг задрожала земля, все кругом потряслось; раздались оглушительные раскаты грома, и сверкнула нестерпимым светом молния. Забушевал неистово черный вихрь. Словно громады гор, поднялись на море пенистые валы. Заколебалась скала. Среди рева бури, среди грома и грохота землетрясения раздался ужасный вопль Прометея:
Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак.
Протекли века, и снова поднял Зевс на свет из тьмы Прометея. Но страдания его не кончились; еще тяжелее стали они. Опять лежит он, распростертый на высокой скале, пригвожденный к ней, опутанный оковами. Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, его изможденное тело хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. И этих мук мало! Каждый день громадный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми, как сталь, когтями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь и обагряет скалу; черными сгустками застывает кровь у подножия скалы; она разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает кругом воздух. Каждое утро прилетает орел и принимается за свою кровавую трапезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями.
— Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции.
Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы и вырвал из груди его несокрушимое стальное острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его. Громкими, радостными кликами приветствовали титаны освобождение Прометея.
С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.
Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая рана, нанесенная ему нечаянно Гераклом.