грех ли есть яблоки до яблочного спаса
Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Здравствуйте! Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Действительно, существует такая церковная традиция – не есть яблоки до Преображения. Но это не какое-то обязательное церковное правило для всех, поста на яблоки нет. Есть лишь записанное в Типиконе для монахов правило не есть плодов винограда до освящения на праздник Преображения. За нарушение которого им не разрешалось есть плоды весь август.
Смысл этой традиции не в дополнительном посте, а в том, что мы приносим плоды нашего урожая с благодарностью Богу для освящения в храм. Воздержание от вкушения плодов до их освящения – это реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной. Кроме того, следует не забывать, что с Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.
При этом хочу подчеркнуть, что всякие утверждения, что «есть яблоки до Яблочного спаса нельзя, потому что не будет урожая» и тп – это суеверия, на которые православные христиане не должны обращать внимание.
А Яблочный Спас правильнее называть Праздником Преображения Господня, потому что дело тут не в яблоках, а в том великом событии, которое мы вспоминаем 19 августа.
В чем же оно заключалось? О Празднике можно прочитать в следующих наших материалах:
И в главе 17 Евангелия от Матфея.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Грех ли есть яблоки до Преображения?
В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.
Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).
Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.
Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.
«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».
Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.
Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.
К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.
Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.
Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.
Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.
Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.
Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.
Почему до спаса нельзя есть яблоки? Отвечает настоятель Свято-Митрофановского храма
Многие православные свердловчане традиционно готовятся к празднованию Яблочного Спаса: к 19 августа запасаются фруктами, выбирают мед повкуснее. Но только ли во вкушении этих яств заключается праздник Преображения Господня? С этим вопросом корреспондент «Твоего города» пообщалась с благочинным Должанского округа церквей, настоятелем Свято-Митрофановского храма в пос. Бирюково Александром Ястребовым.
«Это сын мой возлюбленный!»
— В Евангелие описано, как в своих крестных страданиях Господь возвел трех своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор, и находился с ними в долгой молитве. Отягощенные духовными трудами ученики уснули, но вскоре пробудились они от яркого света, потому что одежды Христа стали ярко-белыми, как снег, а лицо сияло, как солнце. С ним были еще два человека: пророки Моисей и Илья. Глядя на это, ученики пребывали в восхищении, и сказали: «Как хорошо здесь быть! Давайте поставим здесь палатки!». В это время они услышали голос с неба Бога-отца, который сказал: «Это есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение!». Когда Спаситель стал поднимать упавших в страхе учеников, то попросил их, чтобы они об этом никому не рассказывали до определенного момента.
Не можешь делом делать добро — делай его словом, не можешь делать словом – делай добро помышлениями
Феофан затворник
На горе Фавор Христос показал свою божественную суть – то, что он является владыкой живых и мертвых. То есть Илия живым был взят на небо, а Моисей попал туда после смерти. А страдания, которые нес Христос, были добровольными, и терпел он их по своей благости. Когда ученикам открылось божество Спасителя, они находились в таком восхищении, что уже о себе не думали – ни о еде, ни об одежде, ни о палатках. О случившемся на горе Фавор они рассказали другим апостолам лишь после распятия и Воскрешения Иисуса Христа.
Преображение Господне – один из двенадцати великих праздников. Всегда в этот день в каждом храме совершается богослужение для того, чтобы каждый из нас пришел и прославил преобразившегося Господа. К тому же, каждый из нас сам преобразился – немного отстранился от житейской рутины, и подумал о жизни вечной.
А должен быть виноград
Традиция вкушать в этот день яблоки восходит к Ветхому Завету. Старшие дети Адама и Евы плоды своих трудов приносили в жертву Богу. Авель занимался животноводством, и выбирал для Бога самого лучшего ягненка, а Каин был земледельцем, но о жертве Богу не сильно беспокоился, и приносил подпорченные продукты. Именно с этих людей начинается история жертвоприношения — получая плоды земли как благословение божие, часть они отдают Господу.
Правильный духовный путь таков: забывай добро, сделанное тобою, и помни добро, сделанное тебе другими
Паисий Святогорец
Что касается яблок. К этому времени в Иерусалиме, откуда пошло христианство, созревают виноград и пшеница. Именно эти продукты нужны для таинства причастия: вино, которое должно превращаться в кровь Христову, и мука, из которой выпекают просфоры, которая превратится во время евхаристии в тело Христово. Иерусалимский устав был взят Русской православной церковью, но к этому времени в наших широтах виноград не вызревает, а большей частью поспевают яблоки. Ими и заменили виноград. А мед уже освящен 14 августа во время первого Спаса, или происхождения древа Господнего. С этого дня начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа). Он короткий, но строгий, и мед необходим для поддержания физических сил.
О яблоках и не только
Нередко ко мне обращаются женщины, похоронившие своих детей, с вопросом, почему нельзя вкушать до Спаса яблоки. Иерусалимский устав гласит: тот, что ел виноград до Преображения, до конца августа его есть не должен. Правда, это наказание для монахов, и для мирян там ничего не прописано.
Наведи порядок в мыслях, и увидишь мир другими глазами
Симеон афонский
Рассуждая, откуда пошли такие ограничения, стоит напомнить, что к женщинам, похоронившим своих детей, относятся и те, кто решился на убийство в утробе, то есть совершил аборт. Возможно, кто-то из священников наложил на одну из таких женщин епитимью, то есть запрет до праздников эти фрукты не есть. Так как яблоки — это райские плоды, ставшие образом первородного греха, такая примета быстро закрепилась в народе.
В преддверии Успенского поста. Грех ли есть яблоки до яблочного Спаса?
С 14 августа Святая Церковь вступает в Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, центр его – Преображение Господне и заканчивается праздником Успения Божией Матери.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.
Питание во время Успенского поста
Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).
Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.
К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего Креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.
Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.
Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе в Церковном Уставе): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.
Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.
Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.
Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление «любимых» грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
По материалам православных сайтов: Православие и мир, Православие точка ру, Азбука Православия