гроссмейстерский склад ума это

Как шахматы делают нас умнее

гроссмейстерский склад ума это

Логично, что игра, где нужно планирование, терпение и знание ключевых приемов, делает нас сообразительнее.

Шахматные и интеллектуальные способности прочно связаны, хотя шахматы не превратят каждого в Альберта Эйнштейна. Статьи о пользе шахмат уже выходили на сайтах о саморазвитии, например, Brainscape и здоровом образе жизни, например, Healthline, но и нам есть, что сказать на этот счет, опираясь на научные исследования.

Планирование

гроссмейстерский склад ума этоКому не хочется находить оптимальный план в любом положении? В жизни и шахматах об этом остается только мечтать, но улучшить свои навыки планирования никогда не поздно.

Творческое мышление

Если предложение придумать план и его придерживаться кажется вам занудством, не переживайте. Доказано, что шахматы положительно воздействуют также на творческое мышление. В 2017 году исследование индийских ученых позволило прийти к заключению, что «систематические шахматные тренировки развивают в детях способность мыслить нестандартно и творчески».

гроссмейстерский склад ума этоСтратегия шахмат учитывает много факторов и правил. Сильный шахматист знает, какие из них важны в данной позиции, а какими можно пренебречь. Творческое мышление, которое помогут развить шахматы, останется с вами на всю жизнь.

Память

Шахматы развивают не только специфически шахматную память. В 2015 году иранские ученые доказали, что «шахматисты-разрядники запоминают сказанное вслух намного лучше, чем участники эксперимента, не умеющие играть в шахматы».

гроссмейстерский склад ума этоИгра в шахматы и схожие игры может защитить вас от старческого слабоумия. Испанские медики утверждают, что «шахматы предупреждают развитие старческого слабоумия», но если болезнь заявила о себе, учиться шахматам уже поздно. Тем скорее нужно приступить к занятиям.

Распознавание образов

гроссмейстерский склад ума это

Активное обучение

гроссмейстерский склад ума это

Исследование голландских ученых, проведенное в 2008 году, показало, что шахматисты, сочетающие обучение шахматам и игру, добиваются больших успехов, чем те, кто пренебрегает занятиями.

Заключение

Шахматисты знают, насколько полезна эта игра. В интервью журналистам «Уолл стрит джорнал» Борис Гельфанд сказал, что шахматы помогают детям «научиться стратегическому планированию и формируют привычку мыслить, осознавать ответственность за свои поступки и уважать противника».

Знаменитый тренер Брюс Пандольфини считает, что «игра в шахматы способствует развитию многих полезных привычек, например, умению находить аналогии и распознавать мотивы». По его словам, шахматисты «более философски подходят к проблемам и жизненным трудностям. Игра приучает к существованию объективной реальности помимо наших собственных чувств и стремлений. Мы узнаем, как важно понять точку зрения и стремления противника, помимо наших собственных».

Теперь понятно, почему шахматы не только исключительно полезны, но и привлекают такое внимание исследователей.

Источник

Мифы о шахматах

В рамках данной статьи мы разберем самые распространенные мифы о шахматах и интеллекте шахматистов. В их достоверности уверены многие начинающие игроки и значительная часть далеких от шахмат обывателей. Из текста вы узнаете, действительно ли гроссмейстеры могут считать партию на тридцать ходов вперед, влияет ли возраст на качество игры и важна ли физическая подготовка для успешного выступления на турнирах.

Чем старше шахматист, тем он сильнее

Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.

Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.

По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.

Гроссмейстер может всё просчитать

Многие начинающие игроки и поклонники шахмат уверены в том, что гроссмейстеры могут «видеть» партию на 25-30 ходов вперед. Это утверждение справедливо для простых позиций с ограниченным количеством фигур на доске, обычно в эндшпиле. Но следует понимать, что даже сильнейшие игроки мира не могут прогнозировать течение игры в столь отдаленной перспективе.

Магнус Карлсен утверждает, что ему доступно видение позиции на 15-20 ходов вперед. Вероятно, этот показатель можно считать максимальным для глубины человеческого мышления во время шахматной партии. Проблема с прогнозированием большего количества ходов заключается в значительной вариативности действий оппонента. Каждый ход открывает перед игроками несколько альтернатив, но только одна из них реализуется в партии.

Шахматы — только умственный труд

Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.

Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».

Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.

Чемпионы мира играют сильнее машин

Более двух десятилетий назад человек перестал быть сильнейшим шахматистом мира. В 1997 году компьютерная программа Deep Blue нанесла поражение действующему чемпиону мира Гарри Каспарову в матче из нескольких партий. С тех пор нейросети стали только сильнее. Лучшие программы могут играть на уровне 3350 баллов Эло.

Рейтинг лучшего шахматиста мира Магнуса Карлсена превышает 2850 баллов. Разница в 500 очков по системе Эло означает, что искусственный интеллект сможет победить в 95% случаев.

Победа в шахматах зависит от удачи

Люди, никогда не игравшие в шахматы, уверены в том, что победа в партии достается удачливому шахматисту. Такие высказывания снижают роль мастерства гроссмейстеров, превращая их в любителей домино или «Монополии». Удача может играть какую-то роль только в партиях новичков, которые осваивают правила перемещения фигур и основы дебютов. На более высоком уровне влияние случая на итог партии оказывается нулевым. Не зря говорят о том, что везет только сильнейшим.

Источник

Раскрыт секрет мышления великих гроссмейстеров

гроссмейстерский склад ума этоГруппа ученых-психологов преподнесла подарок всем любителям шахмат — показала, как рассуждают великие мастера. Как выяснилось, хитрость заключается в том, чтобы попытаться опровергнуть нравящуюся вам теорию, а не искать аргументы в ее поддержку — точно также, как должны поступать ученые.

Решая, какой сделать ход, шахматисты воспроизводят в уме дальнейшее развитие событий для любого хода, зачастую заглядывая на восемь ходов вперед. Поэтому Мишель Коули из колледжа святой Троицы в Дублине захотелось выяснить, как разные шахматисты проверяют, какие стратегии игры будут выигрышными.

С этой целью она нашла 20 шахматистов-добровольцев самого разного уровня. Каждому она дала шесть ситуаций на доске, в которых не было очевидного начального хода, а у обеих сторон были равные шансы на выигрыш. Каждый игрок должен был проговаривать свои размышления вслух. Качество предложенных ходов исследовательница оценивала с помощью шахматной компьютерной программы Fritz 8.

Исследовательница выяснила, что новички более склонны убеждать себя в благоприятности плохих ходов, рассматривая по преимуществу действия противника, которые могут пойти им на пользу, и игнорируя те возможные действия противника, что ухудшат их положение. Напротив, мастера, как правило, точно оценивают исход ходов, способных ослабить их положение. Более того, мастера гораздо больше думают о действиях соперника, чем о своих собственных.

Теперь исследовательница собирается провести подобное исследование среди тех, кто учится играть в шахматы — чтобы выяснить, на каком этапе люди начинают мыслить таким «профессиональным» образом. Об этом сообщает NTR.ru.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Гроссмейстерский склад ума это

Шахматы и бизнес: как простое увлечение серьёзной игрой может повлиять на нашу жизнь

гроссмейстерский склад ума это

Автор: Надежда Орлова

Иллюстрации: Александр Костенко

гроссмейстерский склад ума это

Большинство предпринимателей находит себе занятие, которое позволяет переключаться и получать дополнительные навыки. Это может быть теннис, плавание, йога или даже уроки вокала. Всё это полезно и создает дополнительные нейронные связи, но ничто так не развивает стратегическое мышление, как шахматы. О том, как популярная интеллектуальная игра позволяет шире взглянуть на собственную жизнь и её возможности, рассказал Илья Шимриильевич, руководитель управления по стратегическому развитию сбытового подразделения «Газпром нефти». Увлечение шахматами привело его не только в госкорпорацию, но и в бизнес.

Дивный шахматный мир

Я вырос в небольшом городке в Пермской области. Когда мне было 12 лет, в школе объявили чемпионат по шахматам. Я знал правила игры, и мне тоже захотелось участвовать. За две недели до начала чемпионата я заболел и всё это время просидел дома на больничном. Как раз в этот момент к нам в гости приехал дедушка, и всё свободное время мы с ним играли в шахматы. Он играл на любительском уровне — как раньше играли многие дедушки в парках и на скамейках, в советское время это было популярно. После двухнедельной непрерывной игры дома я неожиданно занял на школьном чемпионате первое место.

гроссмейстерский склад ума это

У меня, как у победителя, был выбор из трёх призов: машинка на пульте управления, ещё какая-то игрушка и книжка чемпиона мира по шахматам Александра Алёхина «На пути к высшим шахматным достижениям». Я выбрал книгу. Помню, как второй призёр был рад, что я не выбрал машинку, — игрушки в те времена (начало 90-х) были в дефиците.

На соревнованиях меня заметили и предложили заниматься в местном кружке. Дома я читал книгу Алёхина и постепенно открывал для себя мир шахмат. Помню, как на меня производили впечатление сложные комбинации, хотелось повторить их в своих партиях в школе. Правда, в школьные годы мне не особо удавалось погрузиться в шахматы — учёба занимала много времени. К тому же в маленьком городке с населением до 20 тыс. человек не хватало учителей и тем более профессиональных шахматистов. Были отдельные энтузиасты, которые брали на себя дополнительную нагрузку вроде организации чемпионата школы. Но это были любители. А технологий, как сейчас, или даже интернета тогда ещё попросту не было.

Я закончил школу с золотой медалью и переехал в Пермь, там поступил в университет. На первом курсе история повторилась: я записался на какой-то турнир, и мне снова захотелось играть. На первых двух курсах я начал активно заниматься шахматами сам, у меня было достаточно свободного времени, так как учёба давалась легко. В какой-то момент мне захотелось стать мастером или даже гроссмейстером.

Найти хорошего тренера в то время было трудно. А у тех, что были, занятия стоили очень дорого. Однако вскоре меня познакомили с хорошим гроссмейстером с адекватными расценками, я стал время от времени брать частные занятия и много занимался сам. После трёх месяцев интенсивной тренировки я стал совершенно иначе понимать шахматы, мои интеллектуальные способности стали лучше. Я почувствовал, что даже мыслить стал по-другому: появилось умение держать в голове большое количество информации, в уме стали формироваться целые стратагемы. Я стал глубже воспринимать мир и сами шахматы — увидел их внутреннюю красоту.

гроссмейстерский склад ума это

Шахматы — это по сути модель жизни в миниатюре, они во многом объясняют и саму жизнь, раскрывают ее системные взаимосвязи.

гроссмейстерский склад ума это

После третьего курса университета мои пути с шахматами вновь разошлись — совмещать учёбу и поездки на соревнования было сложно и дорого. Однако период этого увлечения сильно повлиял на дальнейшую жизнь. Я стал видеть возможности, которые не увидел бы раньше. После окончания учёбы у меня были разные предложения по работе. Я мог сразу уехать в Москву, мне предлагали переехать в Сингапур. В итоге, продумав все варианты, я принял решение начать трудовую практику в Перми. Проработав там полтора года, я таки переехал в Москву.

Шахматы учат быть более объективным. Не всегда то, что является очевидным, оказывается правильным. Важно балансировать между тем временем, которое нужно, чтобы найти наиболее правильное решение, и самим решением. Можно поторопиться, что-то быстро сделать и потом об этом долго жалеть. А можно немного подумать и найти более приемлемое решение. Шахматы учат разбираться, есть ли вообще потенциальное решение в той или иной ситуации.

гроссмейстерский склад ума это

За время моей карьеры внутри компании постоянно происходили какие-то трансформации, но меня это не пугало, а, наоборот, привлекало. Я понимал, что именно шахматы меня к этому приучили.

В шахматах есть такие типы позиций, где нельзя сделать шаг влево или шаг вправо, — есть простой понятный вариант, который легко просчитывается на 20 ходов вперёд. Также и в жизни: когда никаких изменений не происходит, ты можешь всю жизнь проработать на одной позиции какого-то специалиста, даже если ты очень талантливый и крутой. Глупо говорить, что тебя недооценили, не заметили и так далее. Ты просто выбрал работу в таком формате, и тебе изначально не могли предложить другого.

Проводя параллели между шахматами и жизнью, я часто понимал, как нужно поступить, и никогда не боялся перемен. В сложных ситуациях всегда есть возможности для нестандартного творческого решения, которые позволяют развернуть ситуацию сильно в свою пользу. Нужно только уметь достаточно верить в себя и не бояться мыслить иначе, не как все. И брать на себя ответственность, в том числе и за риск, заложенный в таких решениях. Шахматы здорово этому учат.

Благодаря этим навыкам мне удалось попасть на работу и успешно развиваться в одной из дочерних структур крупной корпорации. Сначала в Блоке экономики и финансов, затем в операционном управлении, где, работая на позиции Директора по развитию бренда ОПТИ, я инициировал и с нуля развил сеть АЗС под новым брендом. Позднее я уже переключился на решение более верхнеуровневых, стратегических задач, которые влияют на деятельность целой группы дочерних обществ и компании в целом. Уверен, пройти такой путь без закалки шахматами было бы невозможно. Как минимум — очень сложно.

Некоторые важные навыки, которые развивают шахматы

Шахматы позволяют человеку увидеть целостную картину, провести анализ ситуации, рассмотреть несколько вариантов развития событий и выбрать тот, который приведёт к наилучшему результату

Концентрация внимания и терпение

В этой игре важно не принимать поспешных решений и проявлять максимальную наблюдательность и выдержку. Со временем эти навыки становятся автоматическими и применимыми во всех жизненных ситуациях

Благодаря шахматам человек учится управлять своим мышлением и избавляться от ненужных мыслей.

Постоянно запоминая предыдущие ходы соперника и рассчитывая последующие, игрок тренирует память. Со временем это позволяет сходу запоминать большие объёмы информации, легко визуализировать их и даже мысленно комбинировать, не теряя системной целостности и их логической взаимосвязи.

Лидерские качества и самостоятельность

В шахматах каждый сам решает, какой шаг будет следующим, — спросить совета и переложить ответственность за собственные решения на кого-то другого не получится. Так и в бизнесе: рассчитывать на себя и быть в ответе за ключевые решения — одно из главных качеств для лидера.

гроссмейстерский склад ума это

Продолжение шахматной истории

На одном из сильных по составу гроссмейстерских турниров в студенческие времена я познакомился с тогда ещё международным мастером Эрнесто Инаркиевым. Эрнесто был подающим большие надежды молодым шахматистом и ещё учился в школе. Я же был студентом-любителем — единственным любителем в том турнире и единственным, кто выиграл у него тогда. Так началась наша дружба — с турнира, где Эрнесто получил звание гроссмейстера, а я — мастера ФИДЕ. Теперь, спустя много лет, мы решили создать свою шахматную академию. Годы, проведённые в поиске хорошего тренера, показали, что игра в шахматы может быть доступна не всем, особенно в небольших городах. Впрочем, и в крупных городах это немалая проблема — трафик и расстояния ограничивают выбор вариантами «шаговой доступности» непроверенного, зачастую сомнительного качества. Поэтому в рамках Академии мы создали IT-платформу, на базе которой тренер может заниматься с ребёнком, взрослым или группой людей онлайн, используя методики, разработанные самим Эрнесто.

Также на онлайн-платформе можно видеть успеваемость учеников, отслеживать динамику развития. Материалы и домашние задания также можно получать на базе платформы. На основе того, как учащийся решает упражнения, есть возможность корректировать материалы под присмотром тренеров, делать их более персонифицированными. Это методическая работа через обратную связь, которая накапливается в системе. Немаловажно и то, что каждого тренера Эрнесто подбирает и тестирует лично, попасть в Академию Инаркиева сможет далеко не каждый шахматный педагог. Такое щепетильное отношение к качеству обучения не случайно, ведь шахматы для Эрнесто — дело (любовь, если хотите) всей жизни.

Научиться игре в шахматы можно с нуля в любом возрасте, взрослым это сделать даже легче — с годами появляется больше осознанности, более лёгкое восприятие информации. Буквально пару месяцев занятий два раза в неделю по часу-полтора — и вы будете резко отличаться от тех, кто не играет в шахматы. Это как умение читать.

гроссмейстерский склад ума это

Человек, который умеет из букв складывать слова, сильно отличается от человека, который этому не научился. И между ними пропасть. Также и с шахматами — знание азов и азбуки шахмат позволит всегда быть на шаг впереди.

Сегодня шахматная культура активно возрождается. Обучение игре вводят в систему общего образования по всему миру не случайно, шахматы имеют прямое отношение к жизни: они учат продумывать ходы наперёд, предвидеть действия соперников, не принимать поспешных решений и стремиться к победе. Шахматы вырабатывают стратегическое мышление, формируют воображение и творческие способности, лидерские качества, а также навык предвидеть изменения в окружающем мире и действиях людей. Эти навыки всегда будут полезными как для карьерного роста, так и в собственном деле.

Шахматная Академия Гроссмейстера Инаркиева «ШАГИ CHESS» — это онлайн-платформа, которая делает обучение более интересным и эффективным. Её основатель — чемпион Европы, один из лучших игроков России и мира, который собрал на своём интернет-портале команду из таких же целеустремленных тренеров, как и он сам.

На площадке есть различные программы — как для новичков шахматного дела, так и для опытных игроков. Занятия и вебинары проходят по видеосвязи. Курсы и упражнения доступны круглосуточно в любой точке мира. Во время занятий на экране высвечивается интерактивная доска, на которой всегда можно проанализировать вместе с тренером прошедшие партии. Также у каждого ученика есть свой профиль, где отслеживается успеваемость шахматиста.

Занимаясь регулярно онлайн, можно за 48 месяцев пройти путь от начинающего до мастера, а чтобы побеждать всех — или почти всех — на работе или в кругу друзей, достаточно и трёх-четырёх месяцев тренировок.

Источник

Мышление гроссмейстера

гроссмейстерский склад ума этоНастала пора выяснить, чем же он превосходит своих коллег? Попытаемся понять, как мыслит гроссмейстер по шахматам в партии, чем руководствуется при принятии решений. В какой момент партии гроссмейстер делает анализ и оценку позиции; в каких позициях нужно уделять внимание анализу, оценке, а когда можно, не делая глубоких выводов, ограничиться «легким» обозрением?

Как хорошая, добросовестная хозяйка генеральную уборку дома делает несколько раз в году, лишь перед большими праздниками, так и гроссмейстер в своем шахматном «хозяйстве» — мы имеем в виду расположение фигур и пешек на шахматной доске — проводит «генеральную уборку» всего несколько раз в течение партии. А уж между ними ограничивается «каждоходным» обозрением позиции, быстрым анализом и краткой оценкой.

В какие узловые моменты шахматной партии делается такой анализ? Прежде всего, конечно, в момент окончания дебюта и перехода в миттельшпиль. Когда разыгран теоретический вариант или когда фигуры выведены с первоначальных полей на лучшие позиции не по указанию учебника, а по нашему собственному усмотрению, самое время произвести первую оценку позиции, основанную на глубоком анализе.

Именно здесь мастера шахмат тратят много времени, так как этот момент очень важный, определяющий ход всей будущей борьбы и в какой-то мере предопределяющий исход поединка. Можно рекомендовать именно в это время просмотреть всю позицию с точки зрения наличия перечисленных нами элементов и их влияния на ход битвы.

Первый, главный вопрос, на который нужно ответить при такой оценке: кто из противников стоит лучше? Ведь имеющий лучшую позицию должен будет атаковать, а тот, у кого позиция хуже, вести защиту, «хотеть» обороняться. Значит, первая генеральная оценка, основанная на подробнейшем анализе позиции, предрешает весь ход дальнейшей битвы, давая одному гроссмейстеру право наступать, другого вынуждая к обороне.

Ответив на главный вопрос, гроссмейстер обязан будет также ответить и на другой, не менее существенный: в каком месте позиции расположен самый слабый пункт, самое уязвимое место, независимо от того, находится ли эта слабость в вашей позиции или в расположении противника. Подобная дополнительная информация необходима для определения главного направления будущих атак. Мы ведь знаем первое правило Стейница — атаковать нужно самый слабый пункт в лагере неприятеля. Ну а если тебе суждено защищаться, ты обязан заранее приготовиться к обороне тоже самого слабого места.

Нужно сказать, решение и первой, и второй проблемы не так-то просто. Даже чемпионы мира иногда не могут определить, кто стоит лучше? Ошибаются они и при отыскании слабейшего пункта позиции. «Как это может быть? – удивитесь вы. – Чемпионы мира, и не могут решить элементарной задачи?!» Шахматы сложны, тайны их неисчерпаемы, законы стратегии и тактики нельзя охарактеризовать односложно. Вот это и создает серьезные трудности при оценке, вызывает ошибки, избежать которых полностью не в силах даже самые выдающиеся шахматисты.

Определив, кто из играющих имеет перевес, гроссмейстер по шахматам затем начинает составлять план своих операций на период ближайших ходов. Разрешив две общие задачи, гроссмейстер обычно начинает расчет конкретных ходов и коротких вариантов. В сравнительно редких случаях остротактических позиций он вынуждается к расчету посложнее. Перебирая варианты, играющий вместе с тем производит «каждоходную» оценку, равно как и краткий анализ изменяющейся позиции. Это не столь сложный и не такой большой по объему и затрате времени анализ. Он легче, чем генеральная оценка, сделанная в критический момент партии; но тоже обязателен, ибо является неизменным спутником всех мыслей мастера по шахматам на протяжении партии.

Если при главной, ключевой оценке мы занимаемся довольно подробными и сложными формулировками, то при «каждоходном» анализе и оценке наши формулировки лаконичны, кратки.

Сколько раз во время партии производятся главные анализы? На каком ходу они делаются? Исчерпывающе ответить на эти вопросы нельзя. Но можно пере­числить важнейшие моменты, когда гроссмейстер вынуждает­ся к такой оценке. Это момент перехода из дебюта в миттель­шпиль, момент превращения миттельшпильной позиции в эндшпильную, моменты окончания комбинационных бурь, резко меняющих рисунок позиции,— тогда приходится иначе взгля­нуть на позицию и дать ей но­вую оценку. Постоянного ре­цепта, когда делать узловые ана­лизы, никто прописать не мо­жет, это определяется самим играющим после учета всех конкретных факторов данной позиции.

Теперь еще об одном важ­нейшем правиле, касающемся поведения гроссмейстера. Сколь­ко нужно времени на анализ позиции и её оценку из отве­денных регламентом двух с по­ловиной часов? Как ни стран­но — ни одной минуты. Как это? — удивится читатель. Очень просто: анализировать и да­вать оценку нужно, когда идут часы противника. Вообще да­вайте условимся делить время на две части: «наше время» и «его время». Наше время — это когда идут наши часы. Это зо­лото, клад, каждую его минуту нужно беречь как зеницу ока! Что же касается «его времени» — пусть оно расходуется как мож­но больше.

Раньше я часто задавал себе вопрос: почему Михаил Бот­винник сидел за партией все пять часов, ни разу даже не встав со стула? А потом понял: все время у него было занято труднейшей работой. Идут его часы — считает варианты, Ду­мает над ходом противник — занимается общими соображе­ниями.

Итак, будем следовать при­меру Ботвинника: когда думает противник и идут его часы, будем анализировать и оцени­вать позицию, составлять план дальнейшей игры. Короче го­воря, заниматься общими сооб­ражениями; в то мгновение, когда включаются наши часы, тут же перейдем на расчет ва­риантов. А когда же соверша­ются «каждоходные» оценки? Ответ двузначен. Можно их де­лать также, когда идут часы противника, но бывает, что гроссмейстер просто подкреп­ляет словесными формулировка­ми расчет вариантов, тратя, та­ким образом, на них долю свое­го Бремени. Не беда, что про­исходит дополнительный рас­ход — от этого расчет вариантов бывает точнее, ближе к тре­бованиям позиции, и, таким образом, потеря минут лишь идет на пользу дела.

Хочется предупредить чи­тателя о том, что к решению временных вопросов также нель­зя подходить догматически. Бы­вают в многострадальной жизни гроссмейстера случаи, когда ему приходится заниматься анализом под тиканье собственных часов и, наоборот, рассчитывать ва­рианты при беге стрелок сопер­ника. Подобные вопросы нужно решать конкретно, но все же правило есть правило, и, сле­дуя ему, вы вскоре заметите, что реже попадаете в цейтнот, что ваша игра стала содержа­тельнее, что возросло и каче­ство сыгранных партий.

Автор статьи: гроссмейстер А.А.Котов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *