грубое искажение бухгалтерской отчетности судебная практика

Грубое? Незначительное? Как определить процент искажения отчетности при назначении штрафа

грубое искажение бухгалтерской отчетности судебная практика
sasun.buxdaryan@mail.ru / Depositphotos.com

Нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности – основания для применения мер административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.6 КоАП. Размер штрафа будет зависеть от тяжести правонарушения. Незначительным считается искажение показателя отчетности в размере от 1 до 10%, более 10% – это уже грубое нарушение. Для сравнения: за незначительное искажение отчетности можно даже «отделаться» предупреждением, а вот за грубое нарушение должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 15 тыс. до 30 тыс. рублей. Как видим, процент искажения показателя отчетности играет важную роль при определении наказания.

В качестве примера приведем одно из недавних судебных разбирательств.

За какие еще ошибки в учете и отчетности оштрафуют руководителя и (или) главного бухгалтера учреждения узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

В суд обратилась главный бухгалтер бюджетного учреждения. Ее оштрафовали по ст. 15.15.6 КоАП за искажение отчетности – бухгалтер своевременно не начислила налог на имущество, и как следствие, в годовом Балансе (ф. 0503730) был отражен некорректный показатель по счету 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Контрольный орган, вынесший постановление о наказании, расценил такое правонарушение грубым, а потому выписал штраф в 15 тыс. руб. Однако главбух не согласилась с ревизорами и настаивала, что это нарушение является малозначительным, ведь искажение, по ее подсчетам, составило лишь 0,1%. Процент отклонения бухгалтер определяла исходя из суммы неначисленного налога – немногим более 40 тыс.руб. – и итогового показателя строки 550 «Итого по разделу III» Баланса (ф. 0503730), а это более 40 млн. рублей.

Согласно положениям Инструкции № 33н в разделе «Обязательства» Баланса (ф. 0503730) показатели отражаются в разрезе счетов, а потому рассчитывать процент искажения нужно исходя из показателя по счету, а не по разделу в целом. И следуя такому подходу получается что искажение показателя по счету 303 00 составило 150%. Так что квалификация контрольным органом данного нарушения как грубого правомерна.

Источник

За грубое искажение отчетности – устное замечание вместо штрафа: возможно ли?

грубое искажение бухгалтерской отчетности судебная практика
fizkes / Depositphotos.com

Получение в январе первичных документов за декабрь часто становится настоящей проблемой для бухгалтера, у которого полным ходом идет составление годового отчета. И здесь важно не забывать, что позднее поступление документов не препятствует своевременному их отражению в бухгалтерском учете в случае, если такие документы поступают до даты подписания / принятия отчетности – в соответствии с п. 16 Стандарта «Концептуальные основы. » такие операции должны быть отражены в учете последним днем отчетного периода. Несоблюдение этого правила – причина искажения отчетности и, как следствие, штрафа по ст.15.15.6 КоАП. В новостной ленте мы рассказывали об одном из судебных разбирательств по такому вопросу. Тогда суд признал вину главного бухгалтера, отразившего декабрьские документы январской датой, хотя поступили они до того, как годовой отчет был составлен.

По каким показателям отчетности следует рассчитывать процент ее искажения, когда в результате ошибки искажено несколько показателей в одной или нескольких формах отчетности? Ответ на этот вопрос можно найти в разделе «Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль «Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

И вновь подобный случай стал предметом рассмотрения суда. Ситуация аналогичная: первичные документы, подтверждающие оказание услуг в декабре, бухгалтер отразила в учете 18 января. Но при этом годовая отчетность еще не была сдана – руководитель подписал ее 20 января. Неверное и несвоевременное отражение хозяйственных операций привело к искажению данных о кредиторской задолженности учреждения в учете и, соответственно, в отчетности. Ревизоры признали нарушение грубым, поскольку искажение показателей в Балансе (ф. 0503730) и Сведениях (ф. 0503769) оказалось более 10%, и оштрафовали главбуха по п. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Суд подтвердил сам факт нарушения и вину главного бухгалтера в его совершении, однако штраф посчитал в данном случае излишней мерой. Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие существенной угрозы общественным правоотношениям, а также отсутствие наступления неблагоприятных последствий, суд признал правонарушение малозначительным и объявил главбуху лишь устное замечание (Постановление Восьмого КСОЮ от 15 июля 2021 г. № 16-4505/2021).

Источник

Административная ответственность за ошибки в бухгалтерской отчетности изменилась

Автор: Подкопаев М., редактор журнала

Бухгалтеры знают, что ответственности за налоговые правонарушения в НК РФ посвящены несколько глав, в том числе касающиеся ведения бухгалтерского учета, в случаях, если соответствующие ошибки повлияли на налоговые обязательства.

Но многие забывают, что за нарушения в области бухучета, вне зависимости от их влияния на налогообложение, предусмотрены существенные административные штрафы.

Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ порядок применения этих штрафов изменен: для кого-то в сторону смягчения, а для кого-то – наоборот.

Статья 15.11 КоАП РФ устанавливает перечень наказаний за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Частью 1 этой статьи предусмотрено, что нарушение названных требований влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. В данную часть будет добавлено исключение. Теперь указано, что она не распространяется на случаи, перечисленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Названная статья до сих пор содержала наказание за нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Но теперь предмет ее действия расширен и включает в себя санкции за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть это изменение (а также поправка в ст. 15.15.7 КоАП РФ) касается бюджетных, автономных и казенных учреждений.

В примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ поясняется, что понимается под грубым нарушением требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности[1]. В новой редакции перечень названных нарушений таков:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;

регистрация в регистрах бухучета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если аудит отчетности обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В данном перечне сделано уточнение: неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни теперь относятся к мнимым объектам бухгалтерского учета.

Согласно ст. 170 ГК РФ мнимой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях.

Оба вида сделок являются ничтожными и признаются судами недействительными.

Законодатели решили конкретизировать применение ст. 15.11 КоАП РФ, чтобы отчасти исключить ее формальное использование. В новом примечании 1.1 к ней говорится, что предусмотренная ею административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности[2] не применяется к лицам:

на которых возложено ведение бухгалтерского учета;

с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В связи с этим напомним, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухучета организует руководитель экономического субъекта. Он же обязан возложить ведение такого учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо данного субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Вот эти лица и освобождаются от административной ответственности, но при определенном условии – если их вины в таком искажении нет. То есть если свершившимся фактам хозяйственной жизни не соответствуют первичные документы, составленные не этим лицом, а иным.

Может оказаться, что именно другое лицо несвоевременно передало первичные учетные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета. За это лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета или с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, тоже не несет ответственности.

[1] Указывается, что данное примечание не распространяется на случаи, обозначенные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

[2] Других видов нарушений, перечисленных в примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ, это освобождение от административной ответственности не касается.

Источник

10 проблемных вопросов применения ст. 15.15.6 КоАП РФ: ищем ответы в судебной практике

грубое искажение бухгалтерской отчетности судебная практика
AerialMike / Depositphotos.com

С лета 2019 года работает редакция ст.15.15.6 КоАП, предусматривающая меру ответственности для должностного лица за искажение показателей отчетности в зависимости от того, насколько серьезным является допущенное нарушение.

Примечаниями к данной статье определены критерии, позволяющие отнести нарушение к незначительному, значительному или грубому, – от чего и будет зависеть размер штрафа. При этом некоторые вопросы применения норм ст.15.15.6 КоАП остались не урегулированными, а потому нередко возникают как у проверяемых учреждений, так и у органов контроля.

Для того, чтобы ответить на основные из них, предлагаем обратиться к судебной практике, сформировавшейся за эти два года по итогам рассмотрения дел, касающихся привлечения должностных лиц к ответственности за недостоверную отчетность.

По каким показателям отчетности следует рассчитывать процент ее искажения в случае, когда в результате ошибки искажены несколько показателей в одной или нескольких формах отчетности?

Органы финконтроля при расчете показателя искажения отчетности используют, как правило, максимально детализированные строки отчетности. Соответственно, и процент искажения по ним будет самый высокий.

Примеры таких судебных актов:

Можно ли оспорить способ расчёта процента искажения отчетности, выбранный органом финконтроля?

Практика показывает, что подобные жалобы чаще всего отклоняются судами. Так сделали, в частности, судьи:

В тоже время Верховный Суд Республики Марий Эл в решении от 30 ноября 2020 г. по делу № 7р-313/2020 указал, что судом должна быть дана правовая оценка доводам о выборе конкретных показателей отчетности, в противном случае решения административного органа или суда может быть отменено и направленно на новое рассмотрение.

Является ли основанием для привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ ситуация, когда базовый показатель отчетности заполнен корректно, но не расшифрован (не детализирован)?

Пример такой ситуации: в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) при корректном указании суммы «дебиторки»/»кредиторки» не выделен показатель долгосрочной и/и или просроченной задолженности при ее наличии.

Да, органы финконтроля классифицируют подобные ошибки в качестве нарушения с привлечением к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ. При этом суды, как правило, поддерживают ревизоров, как, в частности, в решениях :

По какой из частей ст.15.15.6 КоАП РФ классифицируется нарушения в случае неотражения показателя в отчете? Будет ли это считаться искажением отчетности на 100%?

Согласно примечаниям к ст. 15.15.6 КоАП РФ, искажением показателя отчетности, является искажение информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате. Возможно ли привлечение по данной статье за нарушения, повлекшие искажение иной информации в отчетности (например, показатели забалансовых счетов или ЛБО)?

На практике суды не применяют данную норму буквально, поэтому привлечение к административной ответственности возможно и за искажение иных показателей отчетности. К примеру, за некорректные показатели по забалансовым счетам оштрафовали бухгалтеров:

А решением Астраханского областного суда от 28 августа 2020 г. по делу № 21-552/2020 главбух привлечен к ответственности за искажение данных по счетам санкционирования.

Является ли отсутствие полномочий на подписание отчетности основанием для непривлечения к ответственности за ее искажение?

Позиция судов, изложенная в постановлениях Седьмого КСОЮ от 21 января 2021 г. по делу № 16-220/2021 – и Четвертого КСОЮ от 25 мая 2020 г. по делу № 16-1899/2020 свидетельствует, о том, что должностные лица в случае отсутствия полномочий на подписание отчетности при установлении фактов ее искажения могут быть освобождены от административной ответственности.

Возможно ли многократное привлечение к административной ответственности за одну ошибку, повлекшую искажение нескольких форм или комплектов отчетности?

В тоже время, если одна ошибка в учете повлияла на достоверность отчетности в нескольких периодах, орган контроля выпишет один штраф (смотрите, в частности решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 7 мая 2020 г. по делу № 12-130/2020).

Возможно ли освобождение от ответственности в случае если искажение отчетности произошло из-за несвоевременной передачи первичных учетных документов?

Судьи указывают, что бухгалтер (главный бухгалтер) имеет достаточно полномочий и может истребовать первичные учетные документы у ответственных за их оформление должностных лиц, в противном случае он сам может быть привлечен к административной ответственности. Подобные выводы – в решениях и постановлениях:

При этом в случае, когда договором/соглашением с централизованной бухгалтерией предусмотрена обязанность учреждения передавать в ЦБ первичные учетные документы, бухгалтер ЦБ может быть освобожден от ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Пример – в решении Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 ноября 2020 г. по делу № 12-890/2020.

Возможно ли освобождение от административной ответственности при наличии ошибок и искажений, которые не влияют на экономические решения пользователей отчетности?

Действительно, в числе критериев достоверности отчетности, установленных п. 17 Стандарта «Концептуальные основы. » и п. 3 Инструкции № 157н, поименованы ее полнота и существенность, поскольку они способны повлиять на экономические решения пользователей отчетности – учредителя, финоргана, контролирующих структур. И если ошибки в учете и отчетности не отразились на принятии решений пользователями, то отчетность не может считаться недостоверной, а значит освобождение от административной ответственности возможно. Примеры судебных дел с таким исходом – в решениях и постановлениях:

Однако стоит отметить, что довольно часто суды к рассмотрению таких жалоб подходят буквально, ставя достоверность отчетности в зависимость исключительно от факта наличия/отсутствия искажений:

Возможно ли наказание по ст. 15.15.6 КоАП за нарушение порядка применения КОСГУ?

Да, возможно. Как указывают суды, статьи/подстатьи КОСГУ применяются при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, поэтому нарушение порядка их применения влияет на достоверность отчетности. Подобные выводы – в решении Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 29 декабря 2020 г. по делу № 12-101/2020 и постановлении Котласского городского суда Архангельской области от 1 июля 2019 г. по делу № 5-160/2019).

Источник

Нарушения, связанные с отчетностью, в свете новшеств статьи 15.15.6 КоАП РФ

Автор: Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая ранее касалась ответственности за нарушения, связанные с бюджетной отчетностью, претерпела ряд существенных изменений:

добавили ответственность за несвоевременное представление и непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за искажение показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

предусмотрели разную ответственность в зависимости от серьезности искажения показателей отчетности;

включили отдельную ответственность за повторные нарушения в бюджетной отчетности;

указали основания, когда ответственность не применяется либо когда лицо освобождается от ответственности.

Рассмотрим данные нововведения.

Статья 15.15.6 КоАП РФ обновлена с 09.06.2019 благодаря новшествам Федерального закона от 29.05.2019 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В пункте 1 Примечаний к данной статье указан круг лиц, на которых она распространяется. Это должностные лица:

государственных (муниципальных) учреждений;

государственных органов и органов местного самоуправления;

иных организаций, осуществляющих бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Нарушения, касающиеся бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что в старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и недостоверность бюджетной отчетности (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

В связи с этим в ст. 15.15.6 КоАП РФ включили ответственность за непредставление, несвоевременное представление и искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что в части искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ранее применялась ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья не применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Несвоевременное представление,непредставление отчетности.

Новая редакция ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление и несвоевременное представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде наложения штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. За повторное совершение данного нарушения в бюджетной отчетности применяется та же ответственность. Старая редакция этой статьи не касалась несвоевременной подачи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Искажение показателей отчетности.

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ содержала ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в виде штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. для должностных лиц. В новой редакции расширены случаи ее применения.

Во-первых, она стала распространяться на случаи искажения показателей не только бюджетной, но и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-вторых, в пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что предусмотрена классификация нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей в процентном и (или) денежном выражении.

Статья 15.15.6 КоАП РФ выделяет три группы искажения показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности: незначительное, значительное и грубое нарушения. При этом грубое нарушение касается не только требований к отчетности, но и требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Тяжесть административной ответственности поставлена в зависимость от серьезности нарушения. Кроме того, предусмотрена специальная ответственность за соответствующие повторные нарушения в бюджетной отчетности.

В-третьих, ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены четкие критерии признания искажения отчетности незначительным, значительным, а также грубым нарушением.

Вышеуказанные новшества данной статьи приведены в таблице.

Признак

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Характеристика нарушения (ч. 2, 3, 4)

1. Незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не повлекшее искажение показателей этой отчетности.

Значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета (в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности);

порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Размер штрафа для должностных лиц (ч. 2, 3, 4)

От 1 000 до 5 000 руб. (или предупреждение)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

Размер штрафа для должностных лиц за повторное нарушение (ч. 5, 6, 7)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

Критерии отнесения нарушения к той или иной группе

Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (п. 2, 3, 4 Примечаний)

Не более чем на 1 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

Не более чем на 1 % и на сумму более 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму не более 100 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму более 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов (п. 2, 3, 4 Примечаний)

На сумму не более 100 000 руб. (включительно)

На сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

На сумму более 1 000 000 руб.

Искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета (пп. 2 п. 4 Примечаний)

Включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами (пп. 4 п. 4 Примечаний)

Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета (пп. 5 п. 4 Примечаний)

Ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета (пп. 6 п. 4 Примечаний)

Отсутствие в течение сроков хранения каких-либо из следующих документов (пп. 7 п. 4 Примечаний):

первичных учетных документов;

регистров бухгалтерского учета;

бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита было обязательным)

Таким образом, для правильной квалификации искажения показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении (значительное, незначительное или грубое нарушение), нужно определить величину:

искажения информации об активах, обязательствах, финансовом результате в отчетности (в процентном и стоимостном выражении);

занижения суммы налогов, сборов и страховых взносов.

Из данной таблицы следует, что нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, не повлекшее искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ не относится к незначительным нарушениям и не предусматривает административную ответственность.

Отметим, что грубым нарушением признается в том числе отсутствие первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и т. п. То есть показатели бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности могут не содержать искажений, но отсутствие первичных документов будет грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. При этом ст. 15.15.6 КоАП РФ не содержит разъяснений о том, какое именно количество отсутствующих первичных учетных документов признается грубым нарушением.

Нарушения, касающиеся сведений (документов) для проектов бюджетов бюджетной системы РФ.

В старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривалась ответственность за формирование и представление сведений (документов) с нарушением установленных требований либо представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в виде наложения на должностных лиц штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. В новой редакции КоАП РФ соответствующие нарушения перенесли в ст. 15.15.7.

Основания для освобождения должностного лица от ответственности.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает случаи, когда:

должностное лицо не признается виновным в совершении правонарушения по данной статье и, соответственно, административная ответственность к нему не применяется;

должностное лицо, допустившее правонарушение, освобождается от административной ответственности.

Неприменение ответственности. Пункт 5 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ снимает ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с лица, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также с лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, если искажение допущено в результате хотя бы одного из двух обстоятельств:

несоответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;

непередача либо несвоевременная передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Освобождение должностного лица от административной ответственности. В части 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ перечислены действия, которые должны быть совершены для освобождения виновного лица от административной ответственности. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 указано, что это предусмотрено для гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ.

Виновное должностное лицо освобождается от ответственности, закрепленной в ст. 15.15.6 КоАП РФ, в следующих случаях:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на ее (его) основании суммы налога (сбора, страховых взносов), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ. Пункт 4 этой статьи устанавливает уплату пеней до представления уточненной налоговой декларации, расчета по страховым взносам;

2) при представлении бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели:

до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, если искажение бюджетной отчетности привело к занижению суммы налога, по нашему мнению, для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, необходимо будет подать уточненную бюджетную отчетность, а также уплатить налог и пени.

Вывод.

Учреждениям нужно внимательно ознакомиться с новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ и принять необходимые меры, чтобы у проверяющих органов не было оснований для признания фактов искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также грубого нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета или составлению (формированию) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *