грузинский храм раифского монастыря

Где оживает история – там крепче становится вера

Раифский Богородицкий мужской монастырь

грузинский храм раифского монастыря

Девяносто лет назад 27 января 1930 года, в день преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных – престольный праздник Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии – в действующем храме разгромленной еще в 1928 году обители состоялась последняя Божественная литургия раифской братии. В ней также участвовали престарелые монахини и миряне, прибывшие сюда из Казани, Свияжска и окрестных деревень. Монашествующие и благочестивые миряне исповедовались и причастились Святых Христовых Таин, а во время молебна храм уже был оцеплен отрядом ГПУ. При выходе из церкви богомольцев арестовали. Документально удалось установить, что шесть человек братии – пять иеромонахов и один послушник – приняли мученический венец. Меньше чем через месяц они были расстреляны, а в конце XX века прославлены нашей Церковью как новомученики.

В открывшемся 4 июля 2019 года церковно-историческом музее обители, расположенном в угловой монастырской башне, третий этаж – мрачный, без окон – посвящен тому времени, когда богоборцы разоряли святыню. Так и задумывалось – чтобы атмосфера соответствовала тем страшным годам гонений. В целом музей посвящен 400-летней истории монастыря.

На ста квадратных метрах – перекличка времен и географических мест

По признанию наместника монастыря игумена Гавриила (Рожнова), создание музея потребовало много сил и времени – почти года напряженнейшей работы. В первую очередь стали приводить в порядок отсыревшую из-за дождей и снега, из-за непосредственной близости Раифского озера башню XVII века. Укрепляли фундамент, делали гидроизоляцию, проводили трудоемкие строительные работы, а параллельно шли горячие обсуждения: хотя башня имеет четыре яруса, все равно пространство будет камерное – и как расположить в нем артефакты и максимально насытить эту небольшую экспозиционную площадь информацией? Масса интересных решений была найдена вместе со специалистами казанской дизайн-студии «Айбат», до этого оформлявшими музей истории соседнего Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Входишь в музей Раифы и сразу видишь перед собой две необычные карты. Топографическая карта-схема данной местности нарисована на полу с изображением животных и деревьев, условным обозначением селений и рек, и сделано всё в стилистике XVIII века. Масштабы, как пояснили нам, не соблюдены, иначе не удалось бы показать рядом с Раифской обителью в Татарстане другие близлежащие монастыри: Свияжский, Макарьевский, Зилантов, Кизический, Седмиозерский. А это очень важно – представить форпосты Православия на рубеже Европы и Азии. На стене дизайнеры изобразили Синайский полуостров и две Раифы. Ту, что на восточном берегу Красного моря, в ста с лишним километрах от Синая. И Раифу в Волжско-Камском заповеднике, в тридцати километрах от Казани. Вот где начинается перекличка времен и географических мест!

грузинский храм раифского монастыря

На первом этаже музея (точнее – полуподвальном), расположен уникальный макет монастыря в древности. На нем можно увидеть еще старые, не перестроенные храмы. И колокольню на том месте, где она была раньше. И корпуса братских келий в дальнем углу монастырской территории. Сейчас многое географически поменялось… А в нишах этого круглого зала находятся такие раритеты, которые вызывают душевный трепет. Самый древний из них – двухстворчатая панагия митрополита Лаврентия конца XVII века, вскрытая то ли консервным ножом, то ли просто острым ножом: видимо, богоборцы искали в ней драгоценности. По рассказу отца Гавриила, есть серьезное исследование, где рассматривается вопрос, что митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий (он не только дал благословение на основание монастыря, но и принял самое живое участие в деле его устроения) носил древнюю панагию – возможно, что даже XIV века. Дальше – подлинное издание толкования святителя Андрея Кесарийского Апокалипсиса (Откровения святого апостола Иоанна Богослова), относящееся к первой половине XVII века. Оно украшено цветными гравюрами, и подсветка ниши усиливает впечатление. К слову, о трудах святых отцов и учителей Церкви. В Житии преподобного Иоанна Лествичника говорится, что знаменитую «Лествицу» – руководство для восхождения к духовному совершенству – святой, управлявший в то время монастырем, написал по просьбе собрата – игумена из Раифского монастыря, обратившегося к нему от лица всех иноков своей обители.

грузинский храм раифского монастыря

– Эта книга стала как бы авторским посланием братии Раифского монастыря. Поскольку мы с тем древним монастырем чувствуем особую духовную связь, дарованную Господом, то данный факт, связанный с написанием «Лествицы», для нас очень важен. О чем мы стараемся рассказать посетителям музея, среди которых есть братия и сестры из других обителей, архиереи, – сообщил игумен Гавриил.

Небесная покровительница древней обители

грузинский храм раифского монастыря Понятно, что в рамках одной статьи даже наиболее значимые музейные экспонаты не перечислить, не рассказать о них, но в последнем выпуске монастырского сборника «Раифский Альманах», представляющем собой фундаментальное издание, даны списки всех реликвий. Тема древлехранилищ дореволюционного периода и современного монастырского музея стала одной из центральных тем этого сборника. И что ценно: познакомиться с ним можно также в электронной версии, размещенной на официальном сайте обители. Я же хочу выделить из раритетов следующего экспозиционного зала уникальный ковчег с чеканкой на крышке. Он был изготовлен в размер чудотворной иконы Божией Матери «Грузинская» из серебра 84 пробы (это клеймо свидетельствовало о том, что изделие содержало в себе 84 доли чистого серебра и только 12 долей других примесей) и предназначался для перенесения святыни во время крестных ходов, совершавшихся в другие города и села. Как указывается в статье кандидата искусствоведения Екатерины Ключевской «Ковчег святыни. Из экспозиции. Музей истории Раифской пустыни» («Раифский Альманах» за 2019 год): «В целом композиция крышки ковчега соединила в одном поле нижнюю земную часть Раифской обители с окружающим ее ландшафтом, и верхнюю, небесную, с изображением Троицы и благословляющей десницы, благодаря чему вся композиция обрела некий сакральный смысл, наглядно показывая монастырь под Божией защитой». По просьбам жителей разных мест главная монастырская святыня побывала во многих местах Казанской епархии. Кстати, о крестных ходах с великой святыней можно почитать в этом зале. Отец-наместник с удовлетворением отметил, что каждый раз, заходя в музей, он видит одного-двух человек, которые внимательно читают на информационно-иллюстративных стендах текстовой материал. Значит, есть искренний интерес к истории обители!

А к чудотворной иконе Божией Матери «Грузинская» в Раифском монастыре люди молитвенно притекают на протяжении нескольких веков. В сентябре 2018 года здесь состоялись торжества по случаю 350-летия принесения святыни в обитель. Она является одним из самых древних списков с первообраза, проделавшего немалый путь: из Грузии – после набегов персов на землю Иверскую – в Тегеран. Оттуда – после выкупа иконы приказчиком ярославского купца – в Ярославль, затем – на Русский Север. (Купец Егор Лыткин пожертвовал ее в основанный в 1629 году Черногорский мужской монастырь на Пинеге, находящийся недалеко от Холмогор. Впоследствии монастырь стал именоваться Красногорским). Вскоре на Севере этот образ стал почитаться как чудотворный, и в 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери – 4 сентября (по новому стилю). На сегодняшний день судьба легендарного подлинника неизвестна. Но легендарный список в Раифе, сразу же прославившийся чудотворениями, пережил и пожар 1689 года, превративший деревянный Раифский монастырь в пепел, и поругание уже отстроенной в камне обители в богоборческие годы.

грузинский храм раифского монастыря

История его появления на Казанской земле связана с именем митрополита Лаврентия. До назначения в Казань он служил на Севере – в Важском монастыре, неподалеку от Черногорского монастыря. Слава о Грузинской иконе распространилась не только по окрестным весям: в царствование Алексея Михайловича ее носили по разным городам России, включая Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. За тысячи верст отправил владыка Лаврентий одного из лучших иконописцев на далекий Север, чтобы тот снял точный список с чудотворной иконы! Затем список торжественным крестным ходом, возглавляемым митрополитом Лаврентием, доставили в Раифский монастырь. В наши дни в возрожденной после поругания обители братия свой богослужебный день начинает с утренних молитв, полунощницы и молебна перед главной монастырской святыней – иконой Божией Матери «Грузинская». И поток верующих к ней все эти годы велик.

Накануне 350-летия принесения святыни в обитель у ее стен, на берегу Раифского озера, было установлено мозаичное панно с Грузинским образом, выполненное в уникальной технике – из морской гальки и ракушек на бетонной основе. На мозаику ушло около двух тонн камней, а вообще перебрали пять тонн. Камни по просьбе художниц привозили из разных уголков земли. Цвет их уникален – и никаких красителей! Это панно высотой в четыре метра и длиной в три метра мастерицы создавали с помощью трудников, соблюдая особые правила иконописи – держали пост, посещали утренние богослужения, причащались, усиленно молились. В день юбилейных торжеств в Раифе глава Татарстанской митрополии митрополит Феофан совершил освящение Богородичного образа из камня.

грузинский храм раифского монастыря

Но вернемся в музей и поднимемся по винтовой лестнице еще выше. Третий экспозиционный зал посвящен грозным и мрачным десятилетиям, когда монастырь был разорен. В хронологическом порядке, начиная с первых лет XX века, здесь параллельно идут история обители и государственно-светская история. Описаны многие события, представлены экспонаты того времени. Есть объяснение и сверкающей черными боками швейной машинке известной фирмы Veritas (ГДР). Оказывается, подобные машинки использовались в 80-90-годы прошлого века в спецучилище, где содержались несовершеннолетние преступники. Да, такое училище закрытого типа находилось на территории монастыря! И когда оно еще занимало часть монастырской территории, а другая часть была в руинах, первый наместник обители постсоветского периода отец Всеволод (Захаров) взялся за возрождение святыни. Это было начало 90-х прошлого века. В третьем зале среди экспонатов – первый священнический наперсный крест наместника монастыря и его студенческий билет. Возглавляя обитель, преображающуюся на глазах, отец Всеволод решил получить высшее образование и поступил на заочное отделение Московской академии государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации. В 2007 году ее окончил.

Раифа через красоту

И вот мы на последнем ярусе. По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана верхний зал посвящен человеку, которого многие помнят и любят, – главному устроителю обители в ее новейший период, покинувшему этот мир в августе 2016 года. Можно посмотреть видеозапись с живыми динамичными размышлениями архимандрита Всеволода о монашеской жизни, душеполезными наставлениями для мирян. Также в четвертом зале есть изображения значимых людей, внесших большой вклад в духовное существование и развитие монастыря. Среди них как насельники обители, так и казанские архиереи, известные особой любовью и благоволением к Раифской пустыни.

грузинский храм раифского монастыря

Игумен Гавриил (Рожнов), постриженик Оптиной пустыни, возглавивший Раифский монастырь в мае 2018 года, в одном из интервью казанским журналистам сказал, что хотя он лично не знал своего предшественника, но всё же почувствовал, что тот был очень открытым человеком и монастырь сделал открытым для мира. «Мы будем продолжать его линию – открытости, она лежит в основе способа существования монастыря. Эта обитель создавалась как миссионерская, для продвижения веры, продвижения в мирном значении слова, монастырь создавался как своего рода форпост. Сам стиль обители такой нарядный, чтобы красотой внешней привлечь к красоте внутренней», – подытожил отец Гавриил. Несомненно, одно из многочисленных удачных решений музейного пространства – это две панорамные смотровые площадки, опоясывающие башню по всему периметру. Выходишь, и такая красота открывается взору! Заповедное озеро, на солнце сияют купола храмов, радует ухоженная территория. Летом, по рассказам братии, она превращается в пышно цветущий сад. Хотя и зимой за счет хвойных насаждений тоже сохраняет праздничный вид.

грузинский храм раифского монастыря

Большая заслуга в создании рукотворной красоты принадлежит еще одному удивительному человеку – монахине Софии (Ошариной), которую и монашествующие, и миряне называли матушкой, а отец Всеволод был не против. Матушка София отошла ко Господу весной 2008 года. Ее хорошо помнят жители Зеленодольска, где Екатерина Михайловна Ошарина занималась озеленением города. Помнят и поминают ее в молитвах в Раифском монастыре, где после принятия пострига монахиня София несла послушание и на пятистах квадратных метрах с любовью высаживала цветы (одних только тюльпанов было 18 сортов!). В день 100-летия со дня ее рождения (1 октября 2019 года) в парке Зеленодольска было высажено 32 саженца благоухающей сирени, которую она так любила! Наместник обители игумен Гавриил произнес такую душевную речь, что, думается, будет уместно частично ее процитировать: «Насколько мне известно, матушка София была в монастыре с самого начала его возрождения, когда это благодатное место было почти полностью порушено. Ее умелые руки создавали ту красоту, которая поражала каждого, кто входил в Раифский монастырь. И ей было не страшно взяться за наведение красоты в те годы, ведь это на войне было страшно, монахиня София прошла сквозь трудные годы Великой Отечественной. От Москвы до Берлина, сражаясь за родную землю. О ее воспоминаниях писали многие местные и республиканские газеты. Готовясь к этой встрече, я почитал некоторые из них: была радисткой. Маленькая, хрупкая. Страшно было. И только про себя твердила, обращаясь к Богу: «Господи, спаси. Господи, помоги. Господи, сохрани». Да, об этом ее незабываемом факте жизни многие читали и слышали, но мало кто знает о том, что матушка София не пропускала ни одного богослужения в обители. Особо выделяла на богослужениях песнопения «Кто ны разлучит, от любви Божия»… Как мне рассказывали, на службе она могла только сидеть, ноги были больные. Она садилась на стульчик, рядом на палочку опирала больную ногу, закрывала глаза… и из глаз ее текли слезы. Так она слушала и проникалась в молитвы. »

Рассказ о внешней, рукотворной красоте в монастыре будет неполным, если не упомянуть скульптуры, которые можно увидеть и на территории обители, и на подходе к ней. Два скульптора, Владимир Савельев и Анатолий Винокуров, став послушниками Раифы и получив от архимандрита Всеволода благословение на труды по их профессии, сумели придать неповторимость этому месту. Владимира Савельева, заслуженного художника Республики Марий Эл, не стало чуть больше года назад, но его скульптуры – «Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна, «Ангел», «Преподобный Серафим Саровский», серия мраморных барельефов «Четыре евангелиста» на стене храма Грузинской иконы Божией Матери (за что он был удостоен Национальной премии в области декоративного искусства «Русская галерея – XXI век») и многие другие продолжают свидетельствовать о таланте умельца, данном Творцом. Анатолий Винокуров, помимо скульптур, делает декоративные фонтаны, каменные цветы и вазы, украшающие монастырскую территорию. И традиционно накануне праздника Крещения Господня он участвует в создании шедевров из льда (ныне первую часть ледового городка – наземную – открыли раньше, 2 января. И тематика в 2020 году – лики святых. Послушник Анатолий создал образ Святителя Николая с посохом).

грузинский храм раифского монастыря

Создание монастырского музея – эту заветную мечту архимандрита Всеволода – привелось воплощать в жизнь игумену Гавриилу. Во время нашей встречи молодой наместник заметил, что он видит особый знак Промысла Божия в следующем совпадении: отца Всеволода в монашеском постриге нарекли в честь князя Всеволода Псковского. А этот святой, живший в XII столетии, в церковном календаре именуется как святой благоверный князь Всеволод-Гавриил Псковский. Всеволод-Гавриил! Символично…

грузинский храм раифского монастыря

Остается добавить, что в последнее время число церковных музеев (среди которых немало монастырских) растет. Около трех лет занимается их научным изучением автор нашего сайта, аспирантка Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Ольга Кирьянова. По ее убеждению, церковные музеи – это состоявшееся явление современной культурной жизни, и они являются востребованной и перспективной формой сохранения материального и нематериального духовного наследия. Что, добавлю, наглядно подтверждает музей в Раифе.

грузинский храм раифского монастыря

В материале использованы снимки из архива Раифского Богородицкого мужского монастыря, а также фотографии Владимира Ходакова

Источник

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Из современных обзоров по Казани узнал, что сейчас существует много совмещённых экскурсий из Казани в Остров-град Свияжск и в Раифский монастырь, т. е. в один день, примерно за 9 часов. Мы были там более десяти лет назад, и сейчас не могу сказать, то ли не было тогда таких, то ли график выездов нашей группы был составлен как-то иначе. Во всяком случае, в Свияжск мы ездили 8 мая, а в Раифский монастырь 9 мая 2011 года.

На всякий случай привожу карту с указанием взаимного расположения этих пунктов. Расстояния по прямой от Казани и до Свияжска, и до Раифы — примерно по 25–27 км, между Свияжском и Раифой — не более 20 км. Расстояния по дорогам по всем этим маршрутам — примерно 55–60 км.

грузинский храм раифского монастыря

Несмотря на то, что ездили в Свияжск и в Раифу по отдельности, я решил их совместить в одном рассказе. Это тем более логично, что эти монастырско-церковные комплексы, кроме их географической близости, связывает ещё кое-что, о чём поведаю дальше.

Остров-град Свияжск

Остров-град Свияжск не напрасно так называется. Расположенный на высоком холме в междуречье рек Щуки и Свияги перед впадением её в Волгу, он был облюбован русским войском как очень удобное место для устройства здесь православного оплота и подготовки к грядущему взятию Казани. Свияжск был связан с «большой землёй» узким перешейком, который в паводки затапливался, превращая этот холмистый полуостров в настоящий остров, отрезанный от всех.

Создание мощного укрепления и плацдарма для наступления на Казань происходило быстро. В 1551 году крепость была собрана за 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге. Построенный вскоре город, названный Свияжским (Свиязьский град), стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году. 13 августа 1552 года в Свияжск прибыл государь Иван Грозный. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы.

В 1555 году была получена Жалованная несудимая грамота царя Ивана IV архимандриту Герману на строительство Свияжского Богородицкого (ныне Успенского) монастыря. В 1565–1567 годах было проведено межевание, и Свияжский город стал административным центром Свияжского уезда, каковым, собственно, он и оставался до 1917 г.

Таким образом, Свияжск изначально и в течение многих лет был городом, притом уездным. Однако сейчас это — село, население которого в 2017 г. составляло 243 человека.

Для общей ориентировки привожу «Карту паломника. Свияжск», заимствованную в свободном доступе из интернета. На ней показаны основные храмы, их расположение и внешний вид. Храмы в основном сгруппированы на территории двух монастырей: Успенского (ранее: Богородице-Успенского, Богородицкого) мужского (на карте слева) и Иоанно-Предтеченского (внизу), который до 1917 г. был женским, а сейчас является подворьем Успенского монастыря.

грузинский храм раифского монастыря

Надо сказать, что после строительства Волжской (Куйбышевской) ГЭС на Волге около Самары, волжский плёс в районе Казани оказался в зоне подтопления, уровни в Свияге и её притоке Щуке поднялись. Тихое монастырское местечко превратилось в Остров-град Свияжск, не имеющий сухопутного доступа к незатопленным территориям по берегам Волги, Свияги и Щуки.

Так продолжалось до 2009 года, когда наконец с материка была проложена дамба, обеспечившая круглогодичный проезд к Острову-граду. По местным условиям дамба была проложена с западной стороны, пересекая долину р. Щуки: там оказалось меньше всего воды. Поэтому путь из Казани в Свияжск по дорогам, включая эту дамбу, оказался вдвое длиннее, чем расстояние по прямой. Хвостик соединительной дамбы на примыкании с Свияжску показан и на Карте паломника, приведённой выше.

Теперь давайте прикинем. Дамба на средства госбюджета, думаю, была построена не только для нужд монастырей. Для чего ещё? — ну конечно, для развития туризма. И пошли по дамбе не только грузовики со всяким разным грузом, но и большие туристические автобусы. А вот большинство объектов на острове для показа оказалось, увы, не слишком пригодно, всё требовало ремонта. И — закипела работа! Покрылись все храмы лесами, разбиты были напрочь местные дороги…

Это примерно в 2010 г. началось, а мы были там в начале мая в 2011 г. И что могли увидеть? Да ничего, только горы стройматериалов, леса и повсеместную грязь. Мы этого ничего не знали, да и всё равно любопытно было, что это за Остров-град. Посмотрев здесь немногие мои снимки, не спешите забросить их подальше. Просто сейчас, видя результаты развернувшейся тогда стройки, можно сравнить, как оно было — и что теперь из всего этого стало.

С погодой нам тогда повезло сказочно, по крайней мере под ногами не хлюпало. Вот, приехали. Весь автотранспорт, включая автобусы, остаётся на стоянке внизу, а мы поднимаемся по лестнице наверх, к монастырским стенам. Здесь справа немного видна дамба-дорога, ведущая к Свияжску.

грузинский храм раифского монастыря

Времени — 10.20. Ещё утро, других гостей в Свияжске, кроме нас, не видно. Пока группа собиралась, сделал несколько снимков просторных видов в западном направлении от Свияжска.

грузинский храм раифского монастыря

грузинский храм раифского монастыря

Когда группа собралась, двинули к ближайшему от лестницы монастырю — Успенскому.

грузинский храм раифского монастыря

За давностью лет не помню, были ли вокруг монастырей сплошные стены, как показано на Карте паломника. Тем не менее, вход на территорию Успенского монастыря был через арку в стене. Над этой аркой должна быть надвратная церковь Вознесения конца XVII века.

грузинский храм раифского монастыря

Внутри Успенского монастыря всё перерыто, здания стоят в лесах. Некоторые из них определил по табличкам на самих зданиях и с помощью Карты паломника. На этом снимке, например, слева — архимандритский корпус, справа — монастырское училище.

грузинский храм раифского монастыря

Успенский Собор (1561) в псковско-новгородском стиле — самое, мне кажется, красивое церковное здание в этом монастыре. Предполагаемые архитекторы этого храма — Постник Яковлев и Никита Ширяй. Что там внутри — не знаю, всё было закрыто для посетителей. Но известно, что в храме есть фрески, выполненные около 1605 г.

грузинский храм раифского монастыря

С Успенским (ранее Богородицким) собором связана история, установившая тесную духовную связь между Успенским монастырём в Свияжске и Раифским Богородицким монастырём.

В одном из документов 1698 года говорилось относительно иконы — главной святыни Раифского монастыря, что «Чрез образ „Грузинский“ Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления, приходящих с верою».

Далее цитирую официальный сайт Раифского монастыря: «Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. По его благословению, икона Божией Матери „Грузинская“ 31 июля стала „подниматься с места“ и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход и обносили образ вокруг всего города. Более того, жителям Свияжска дозволялось брать чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа её торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь». Все даты здесь указаны по старому стилю.

Немного ближе ко входу — самое высокое здание Успенского монастыря, Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней, освящённая в честь Святителя Николая Чудотворца. Это самый древний сохранившийся храм Свияжска. Но сейчас он так укутан лесам, что даже внешний вид оценить сложно.

грузинский храм раифского монастыря

До следующего монастыря пошли по улице Троицкой. Из всех объектов там заинтересовало монументальное здание в русско-византийском стиле — Собор «Всех Скорбящих Радость».

Об этом соборе Википедия сообщает достаточно скупо: «С 1898 по 1906 год архитектором Фёдором Малиновским построен в неовизантийском стиле большой собор во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Добавлю, что высота собора (без креста) составляет 32 м.

грузинский храм раифского монастыря

Второй снимок собора сделан с обратной стороны, здесь слева немного видна расположенная рядом более древняя Сергиевская церковь (1604).

грузинский храм раифского монастыря

На углу Иоанно-Предтеченского монастыря, на пересечении улиц Троицкой и Александровской есть небольшое сооружение, которое на Карте паломника обозначено как Башня-часовня. Его полное название — часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев. Построена ориентировочно в 1897–1905, в том же неовизантийском стиле, что и Собор «Всех скорбящих радость», архитектор Ф. Н. Малиновский. У меня фотографии только входа в эту часовню и изображения царственных страстотерпцев в люнете над дверью.

грузинский храм раифского монастыря

На более поздних фото, которые видел в интернете (2013 г. и позднее), этого изображения нет.

грузинский храм раифского монастыря

В заключение нашего недолгого пребывания в Свияжске вышли на Рождественскую площадь, откуда я сделал следующие два снимка. На первом — часть Рождественской площади с поклонным крестом.

грузинский храм раифского монастыря

А здесь справа — разлившаяся Свияга, которая вон за тем мысом впадает в Волгу. Вдали на мысу видна Вознесенская Макарьевская пустынь.

грузинский храм раифского монастыря

В целом, хотя в Свияжске в этот раз почти и не на что было посмотреть, осталось от визита ощущение некой воздушной просторности этого места. Это ощущение не забылось за прошедшие более десяти лет.

Раифский монастырь

Раифский Богородицкий мужской монастырь расположен в Зеленодольском районе Татарстана, на 27 км северо-западнее Казани. При составлении краткого очерка по его истории опирался на сведения из Википедии и других интернет-источников.

Раифская пустынь на берегу Сумского озера была основана в начале XVII века отшельником Филаретом. Он умер в 1659 году, а два года спустя здесь по указанию митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия был основан монастырь. Соборный храм монастыря был освящён в честь «Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных». По церковному преданию, от рук язычников в IV веке погибли христианские монахи знаменитого Раифского монастыря на берегу Красного моря. В честь них и пошло название обители.

К 1917 г. в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. В 1930 г. монастырь закрыли, остававшихся там 5 монахов и 1 послушника по обвинению «в контрреволюционной, антисоветской деятельности» расстреляли. В 2020 г. их имена включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. С 1930-х годов на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Раифский монастырь был возвращён Русской православной церкви в 1991 г. В том же году из Казани был возвращён список иконы Божьей Матери «Грузинская», которая со второй половины XVII века является главной святыней Раифского монастыря и привлекает ежегодно десятки тысяч паломников. В течение 1990-х годов был отреставрирован почти весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. В деле восстановления монастыря невозможно переоценить роль первого президента Татарстана (1991–2010) Минтимера Шаймиева. Братия в 2001 г. насчитывала 60 человек.

Мы посетили обитель утром 9 мая 2011 года в составе большой группы, поэтому на многих снимках на фоне исторических зданий будут люди. Из-за лимита времени (нам надо было успеть на поезд до Перми), внутрь храмов мы не заходили. Надо ещё отметить, что Поволжье обычно встречает День Победы сочной молодой зеленью, однако в том году было ярко-солнечно, но прохладно и ветрено, так что деревья в наш приезд стояли почти без листьев.

Для лучшей ориентировки, даю общий вид обители на «Карте паломника», заимствованной из интернета. Вход в монастырь, которым мы воспользовались, на этом снимке справа вверху, под колокольней. На снимке видно также, что вся территория монастыря, составляющая 2 га, огорожена.

грузинский храм раифского монастыря

Автобус остановился на приличном удалении, и к монастырю мы потихоньку идём пешочком, на ходу внимая гиду (с рюкзачком, в жёлтой куртке).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *