гуманизация воспитания и обучения
ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Смотреть что такое «ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
Гуманизация воспитания и обучения — реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения… … Профессиональное образование. Словарь
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — пред. назначены для обществ. воспитания детей раннего (от 2 мес до 3 лет) и дошколь ного (от 3 до 6 7 лет) возрастов. Развитие системы обществ. дошк. воспитания обусловлено рядом факторов. В ист. аспекте это общий уровень развития произ ва,… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогика Западной цивилизации — В 1 м тыс. до н. э. в древнегреч. полисах высокая полит. активность граждан, распространение свободомыслия и идей гносеологии, рационализма способствовали развитию философии и науч. представлений о мире. В 5 в. до н. э. софисты объявили человека… … Российская педагогическая энциклопедия
Дошкольное образование в России — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Социальные сироты — – дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения. К сожалению, в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не… … Словарь-справочник по социальной работе
Реформы среднего образования в России — Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Герменевтика в педагогике — (от греч. hermёneutikos разъясняющий, растолковывающий) философский подход и принцип научного исследования, требующий всестороннего, конкретно исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения. (Кичева И.В.… … Педагогический терминологический словарь
Россия, Российская Федерация (история образования) — Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл … Педагогический терминологический словарь
Занков, Леонид Владимирович — Леонид Владимирович Занков Дата рождения: 10 апреля 1901(1901 04 10) Место рождения: Варшава Дата смерти: 27 ноября 1977(1977 11 27) (76 лет) … Википедия
Гуманизация воспитания и обучения
1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования
В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что образование и воспитание не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных ситуаций и взглядов. Воспитание молодого поколения – исключительно серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманизм (от лат. humanus – человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности.
Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие гуманность, в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.
Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
На современном этапе развития общества он приобретает значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.
В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманизации воспитания определяется тем, насколько оно создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.
В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.
Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.
Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).
Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:
• увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);
• улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).
Одна из задач при этом – гуманизация преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них одних и тех же частей общечеловеческой культуры, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.
В то же время следует учитывать, что при определении целей воспитания каждое общество в большей или меньшей степени ориентируется на свои традиционные ценности, и в этом заключается важное средство сохранения культурного и национального своеобразия, самоидентификации нации.
Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.
Реализация принципов гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как личность в полной мере. Гуманистическая ориентация означает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера какой-либо структуры в сфере производства товаров и услуг, от узкоспециализированной подготовки. Это связано с тем, что современная рыночная экономика может поставить молодое поколение в такие условия, что узкоспециализированные знания не позволят проявить себя и даже заработать на жизнь. В настоящее время необходима такая система профессионального образования, которая бы обеспечивала возможность самореализации за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.
Гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений педагогов и учащихся на основе принципов сотрудничества.
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.
Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.
Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.
Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?
Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.
Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.
Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.
Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.
Доклад «Гуманизация процесса воспитания»
Гуманизация процесса воспитания
Цели данного педсовета: выявление и определение педагогических позиций по проблеме гуманизации и гуманитаризации образования, как мировоззренческое и социокультурное самоопределение школьников.
Каковы же задачи гуманистического воспитания?
1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами.
2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями.
3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.
4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему.
В воспитании гуманизма нет мелочей! Всё воспитывает ребёнка и духовно, и нравственно! Это и ваш внешний вид, и интерьер, который вы создаете в своем кабинете и возле него, и режим, и организация досуга, даже правильный подбор учебников, и традиции, и дополнительное образование, и праздники, и нравственно – духовное просвещение педагогов и родителей.
В наши дни идея гуманизации обучения и воспитания является стержнем нового педагогического мышления. Реализация идеи гуманизации требует пересмотра, переоценки основных компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции.
На вопрос, что такое гуманизация образования, в педагогической литературе мы нашли следующие ответы:
гуманизация образования – это признание ценности конкретного ученика;
гуманизация образования – это создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию;
гуманизация образования – это обретение учащимися целостной смысловой картины современного мира;
гуманизация образования – это нравственная и духовная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность.
Гуманизация воспитания (как в широком социальном, так и в узком, педагогическом смысле) представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения. По своим целевым функциям она выступает как условие (фактор) гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Гуманизация воспитания составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников. И, наконец, гуманизация воспитания – ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагог, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности
Гуманная педагогика, одним из родоначальников которой является Ш.А. Амонашвили, призвана учить детей гуманистическому способу освоения мира, очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью.
Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям.
Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников.
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:
Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать
собственными ценностями и нормами.
Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Комплексный подход предполагает воспитание и развитие, каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Перечисленные выше принципы составляют основу нашей воспитательной системы.
Во 2 четверти была проведена диагностика нравственной воспитанности учащихся 5-7 классов и гуманистической нормы жизнедеятельности (нравственности) учащихся 9-11 классов. Из диаграмм видно, нравственная воспитанность учащихся находится на уровне выше среднего.
Диагностика нравственной воспитанности учащихся 5-7 классов
Гуманистическая норма жизнедеятельности (нравственности)
Поддержать и направить: как создать гуманную образовательную среду
Об экспертах:
Несмотря на постоянный рост количества образовательных материалов и программ, многие продолжают сталкиваться с трудностями при получении новых знаний: отстающие школьники не могут избавиться от ярлыков «двоечников», студенты испытывают проблемы с выгоранием, а взрослые не могут освоить новые профессии, потому что не имеют нужного образовательного опыта (например, высшего образования или знания отдельных тем).
С этим может помочь гуманизация обучения: система подходов, которые делают его доступным для людей разного возраста, с разными образовательным опытом, мотивацией, навыками и знаниями.
Что такое гуманизация образования
Под этим понимают уважение прав всех учащихся на получение знаний и учебу в комфортной и поддерживающей среде. Для этого важно принимать учеников как самостоятельных личностей и учитывать их образовательные особенности (например, интеллектуальные, мотивационные или возрастные) и прошлый образовательный опыт.
Гуманизация образования помогает справиться с психологическими трудностями, которые могут возникать во время учебы. До сих пор можно столкнуться с негуманной учебной средой — той, в которой учеников критикуют за ошибки, не помогая их исправить, где не замечают прогресс и не дают на него положительную обратную связь, где человек, если не освоил часть материала или не имеет достаточных знаний, вынужден самостоятельно «догонять» остальных.
В результате у учеников развивается выученная беспомощность: они заранее убеждены в том, что у них не получится освоить материал и выработать нужные навыки, потому что это не удавалось им в прошлом. Без должной поддержки они могут «выпасть» из образовательного процесса: уйти из школы, отчислиться из университета или бросить проходить онлайн-курс на середине.
Гуманизация образования призвана помочь и тем, кто уже оказался за пределами образовательной системы, но хочет в нее вернуться: например, освоить новую профессию или получить диплом университета в зрелом возрасте. В последние годы в разы выросло количество доступного бесплатного образовательного контента, однако для того, чтобы образование действительно было доступным для всех, важно не только давать знания, но и адаптировать их подачу для разных учащихся.
Как учесть индивидуальные образовательные особенности
Люди учатся по-разному в силу своих отличий: у каждого есть прошлый опыт, интересы и мотивация. Поэтому важно не «подгонять» их под единый стандарт, а учитывать эти особенности. Правда, полностью индивидуально составлять программу для каждого человека пока не получается из-за технологических и экономических ограничений, хотя в будущем образование, скорее всего, будет устроено именно так. Необходимо создавать учебные материалы, которые будут понятны всем учащимся курса, и давать им творческую свободу в выполнении заданий, чтобы каждый человек мог во время работы над ними применять свой уникальный опыт.
У одного и того же учащегося могут быть разные ресурсные состояния, от которых напрямую зависят его успехи в учебе. Например, человек может начать отставать, потому что у него резко выросла нагрузка на работе, или он столкнулся с личными трудностями, или же просто устал. В такой ситуации не стоит давить на студента, чтобы тот «не расслаблялся». Лучше наоборот дать ему возможность ненадолго отойти от обучения (например, предоставив академический отпуск) и восстановить ресурс, а потом поддержать после возвращения.
Даже если человек систематически отстает в учебе, важно не прикреплять на него ярлык «двоечника», а разобраться в причинах и помочь ему с освоением материала. Школьникам нужна более полная обратная связь, чем «два» или «пять». В этом преподавателям помогут образовательные продукты, которые позволяют автоматически проверять часть работ, собирать статистику и создавать подробные отчеты о том, с какими именно темами возникают трудности и есть ли у отдельного ученика прогресс в занятиях. Так преподаватель может отследить и общие проблемы, возникающие у класса, и уделить им больше внимания.
К сожалению, при выставлении оценок в школах обычно уделяют мало внимания анализу результатов. Учеников привыкли оценивать по единым стандартам: если ребенок сделал три ошибки в диктанте, то он получит «три», если одну-две — то «четыре», а если ни одной, тогда «пять». Но если школьник раньше допускал в диктанте десять ошибок, а теперь сделал пять, то это огромный скачок, который не получается учесть при традиционной системе оценивания. Если ребенок не получит на это положительную обратную связь, то он разочаруется и потеряет мотивацию.
Для того, чтобы помочь отстающим, можно сперва давать им задачи пониженной сложности. Кроме того, важно, чтобы все учащиеся могли с какой-то попытки (например, при помощи подсказок) решать задания и достигать небольших побед. Благодаря этому возникает петля положительной обратной связи, которая мотивирует к учебе. Впоследствии преподаватель может постепенно наращивать сложность, поддерживая учеников в новых успехах.
Стоит поддерживать учащихся не за хорошие оценки, а за сделанный ими прогресс. Так отстающие учащиеся смогут наверстать упущенное, а отличники не остановятся в развитии, упершись в «потолок»
Сделать образование более «человечным» и увлекательным помогает и геймификация — использование для объяснения и проверки знаний игровых механик вроде наград, уровней сложности и нарративов. Но важно не подменять мотивацию к обучению игрой: иначе, когда учащийся столкнется с неигровыми задачами, он вряд ли захочет с ними справляться.
Как работать с барьерами к получению образования
Есть несколько основных преград к получению новых навыков.
Иногда студенты не понимают, что именно хотят изучать и зачем. Поэтому уже в самом начале обучения нужно объяснять, какие знания и навыки можно получить в результате, где их можно применять, и давать первые возможности попрактиковаться — чтобы человек мог понять, интересно ли ему решать те или иные задачи.
Особенно тяжело это дается тем, кто постоянно работает и испытывает большую нагрузку, или, например, родителям с детьми. Это те, для кого почти невозможно найти время на «традиционное» обучение (например, в университете).
Гибкие и настраиваемые онлайн-программы дают им возможность встроить обучение в свою жизнь. Чтобы помочь с планированием, важно указывать хотя бы примерные сроки прохождения программы. Также стоит упрощать подачу образовательного контента и внимательно к нему подходить: например, стараться сразу объяснять используемые термины, а не предполагать, что учащиеся с ними и так знакомы. Так людям не нужно будет тратить время на самостоятельный разбор теории и выискивание определений в учебниках.
Кроме того, есть группа навыков, которые можно назвать «умением учиться»: тайм-менеджмент, умение структурировать информацию и находить в ней причинно-следственные связи и т.д. Но ни в школах, ни в университетах этому специально не учат, поэтому у части учащихся их недостает: например, они могут понять отдельную тему, но не систематизировать знания по предмету. И для гуманизации образования нужно в том числе объяснять людям, как им выстроить свой образовательный процесс, распределить время на учебу.
В образовании очень помогает соответствующая среда. Если ты работаешь на шиномонтаже в небольшом городе, то решиться освоить анализ данных и получить поддержку в этом начинании тебе будет тяжелее, чем сотруднику столичного маркетингового агентства, который дружит с ребятами из ИТ, хотя базовый набор компетенций для освоения у них может быть одинаков.
Поэтому очень важно налаживать общение между учащимися онлайн-курсов и программ: это помогает поместить всех в единый образовательный контекст, в котором студенты, которые никогда не виделись вживую, поддерживают друг друга, совместно разбираются с материалами. Это то, как технологии помогают самим людям делать образование более человечным.
Как сделать образование гуманным:
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.