гуру нанак и его учения

Гуру нанак и его учения

гуру нанак и его учения

гуру нанак и его ученияГуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15 века. Слово «сикх» возникло от палийского слова sikkha или санскритского sissya, означающего «ученик». Сикхи считают себя учениками 10-и гуру, начиная с Нанака и заканчивая Гобиндом Сингхом (1666-1708). Больше всего сикхов живёт в шт. Пенджаб, в Дели и в других частях Индии.

Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.

Священным Писанием сикхов является книга «Ади Грантх», написанная десятью гуру. В данной религии подчеркивается единство Бога, как высшего существа. Для определения Всевышнего используются имена, заимствованные, как у индусов, так и у мусульман. Бог является имперсональным (Ниргун) и личностным (Саргун). Имперсональный аспект Божества бесформен и не достижим для человека. Когда он открывается через Свое Творение, Он становится относительным и личностным.

В достижении спасения сикхизм отвергает все посты, ритуалы и обычаи. Он отвергает самоистязание, затворничество и отречение. Сикхизм не признает поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, картинам и т.д. Только Один Бог, бесформенный, должен прославляться.

Как уже упоминалось, основателем и вдохновителем данной религии считается Гуру Нанак, который родился в 1469 г. В деревне Раи Бхои ди Таванди (65км. От Лахора, в настоящее время территория Пакистана). Скорее всего, Нанак с юности близко познакомился с верованиями мусульман и индусов и приобрел некоторые познания в Коране и брахманических шастрах.

Относительно жизни Нанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены с реальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 лет проявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить ему значение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истину относительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита. В Султанпуре Нанаку было первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству. Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке, чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там трое суток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия и ему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. Когда Нанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман». Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.

Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.

Проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо-мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе).

Источник

Гуру Нанак и религия сикхов

Основатель религии сикхов Гуру Нанак, чье вероучение представляет собой замечательный синтез мусульманской и индусской культур, родился в октябре (или апреле) 1469 г. в Пенджабе, в небольшом местечке Тальванди, близ Лахора. Его отец был патвари (чиновник, занимавшийся сбором поземельного налога) и, видимо, принадлежал к касте кхатри. В Пенджабе в то время можно было встретить представителей многих религий. С XI века в этот район активно проникает ислам, и в XVI веке мусульмане составляли около половины всего местного населения. Это оказало огромное влияние на формирование мировоззрения Нанака. (Считается, что именно из ислама в форме распространенного в то время в Пенджабе суфизма Нанак заимствовал одну из основополагающих идей своего вероучения, что Бог – это добро и любовь).

Были и другие чудесные знамения, свидетельствующие о богоизбранности юного сына патвари. Рассказывают, что однажды, когда Нанак пас буйволов, он задремал под деревом, и стадо потоптало всходы на соседнем поле. Хозяин увидел, что его урожай уничтожен, пришел в ярость и подал жалобу начальнику местной управы. Тот послал за Нанаком и его отцом, чтобы рассудить спор. В ответ на предъявленные ему обвинения, Нанак возразил, что всходам не было причинено никакого вреда, скорее на них простерлось благословение Господа. Послали осмотреть поле, и ко всеобщему удивлению, не нашли на нем никаких следов нанесенного ущерба. Напротив, всходы были вдвое пышнее, чем раньше. В другой раз Нанак был послан пасти буйволов и снова заснул под деревом. Когда солнце поднялось выше, тень сместилась. И тут большая кобра выползла из своего гнезда, поднялась над лицом Нанака, отбрасывая на него тень от своего капюшона, и стояла так до тех пор, пока мальчик не проснулся.

Когда Нанак подрос, он стал избегать общества и стремиться к уединенным размышлениям. Отец, не понимавший его духовного величия, считал, что сын попусту теряет время, и хотел, чтобы Нанак занялся торговлей. Однажды он дал ему 20 рупий и послал в ближайший город купить таких товаров, которые потом можно выгодно продать. По дороге Нанак встретил группу аскетов, уже несколько дней не вкушавших пищи. Он купил им еды и истратил на это все деньги. Узнав, как были потрачены его 20 рупий, отец сильно досадовал на сына, но тот твердо отвечал, что более выгодной сделки заключить было просто невозможно. Тогда отец решил женить Нанака (которому тогда еще далеко не было 18 лет) и подыскал ему жену в соседнем селении. Она родила будущему Гуру двоих сыновей, однако Нанак не сделался от этого ни домовитее, ни предприимчивее. Наконец, муж его старшей сестры устроил юношу на должность кладовщика государственного зернохранилища. Нанак очень добросовестно исполнял свои обязанности, и никто из страждущих не уходил от него без помощи. Начальство вскоре заподозрило, что он чересчур щедро раздает государственное зерно (так оно и было на самом деле, ибо Нанак отпускал нуждающимся хлеб без всякой меры). Устроили проверку, но оказалось, что документация у него в полном порядке и никакой недостачи нет. Это также было расценено как чудо. Впрочем, Нанак не долго оставался на своем месте. Вскоре он сам подал прошение об отставке, так как понял, что пришла пора приступить к выполнению своей божественной миссии. Говорят, что к этому его подтолкнуло следующее важное событие. Однажды Нанак пошел поплавать в реке Баин. Во время купания он внезапно исчез в воде и не появлялся три дня. В этот период таинственного отсутствия ему было видение Всемогущего Бога, который велел ему оставить все дела и идти проповедовать миру Божественное имя (НАМ). По свидетельству самого Нанака, Господь сказал ему:

«Привет тебе, о Нанак, погрузившийся в НАМ!
Теперь иди и делай то, для чего ты рожден.
Дела людей кали-юги страшны, духом они опустились до предела.
Они поклоняются множеству богов, позабыли Имя и погрязли в грехе.
Иди, проповедуй любовь и преданность Имени, и облегчиться бремя жизни.
Иди, восславь Имя Господа, уничтожь лицемерие».

Проповедуемое им вероучение, опиравшиеся на некоторые догматы ислама и брахманизма, было ярким и цельным. Нанак не признавал поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, животным, изображениям или гробницам. Он говорил, что прославлять следует только Единого Бога, Не имеющего форм. Основой всех основ, началом всех начал он провозгласил Бога-Создателя, Бога-Абсолюта, Бога-Истину, лишенного каких-либо признаков «очеловеченного божества».
«Невидимый, Бесконечный, недосягаемый, Непостижимый Бог
Неподвластен смерти или предопределению.
Он не принадлежит ни к какой касте, не рожденный,
Он существует сам по себе, не знающий страха или сомнения…
Он не имеет формы или очертаний;
Он являет Себя через истинное слово.
Он не имеет ни матери, ни отца, ни сына, ни родственников…
Он – чистый, нескончаемый и беспредельный, всякий свет –
Твой, о Господи…»

До сотворения мира Бог пребывал Абсолютно Сам по Себе, будучи Не имеющим форм. Становясь проявленным, Он сначала придал Себе форму НАМ (Божественного Имени), а затем сотворил Природу. После сотворения Природы, Он не отделился от нее, напротив, Он поддерживает Свое творение собственным присутствием в нем и наслаждается этим. Окружающий нас мир – не иллюзия. Он вполне реален, он – порождение непостижимой Божественной Воли.

Когда Бог являет Себя в Своем творении, он становится личностным и доступным. Исток не имеет форм, а весть мир есть Его личностная форма. Однако никакая форма, сколь бы универсальна она не была, не является независимой от Него. Бесконечный Бог может проявить Себя в неисчислимом множестве неисчислимых вещей, но ни одно множество конечных вещей не может быть эквивалентно Бесконечному.

Цель человеческой жизни, учил Нанак, состоит не в том, чтобы избежать ада или попасть в рай, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Человеческую жизнь он рассматривал как возможность достижения этой цели, и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь. Положение человека в нынешней жизни предопределено его прошлыми рождениями и прошлыми жизнями. В этом смысле взгляды Нанака восходили к традиционному догмату индуизма о карме. Он писал:
«Вся жизнь создана по Его предопределению,
Его предопределением один занимает высокое положение, другой – низкое.

Радость и наказание – все дается по Его предопределению».
Но, в отличии от индуистов, Нанак был далек от признания кармы как рока, против которого человек беспомощен. Он твердо верил в возможность ее изменения. Бремя наших прошлых грехов, основа кармы, может быть разрушено и разрушается милостью Бога. Средством избавления от кармы (и это было очень важно!) Нанак объявлял единение с Богом, достигаемое человеком благодаря беспредельной вере и преданности Ему, благодаря полному растворению своего я в любви к Всевышнему. Любовь к Богу не совместима с себялюбием. Нанак писал:
«Там, где есть «Я»,
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
«Я» там нет…»

Господь Нанака могуч, но не беспощаден, Он велик в своей беспредельной доброте ко всем людям, потому что все они в равной мере его творения, вне зависимости от пола, национальности, профессии, касты или вероисповедания. Каждый человек воистину Сын Божий, а различия между людьми создают они сами. Нанак говорил:
«Вера – не просто слова:
Тот верует, кто всех людей видит равными…»

В своих проповедях Гуру Нанак помимо прочего резко выступил против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов.
В свое первое путешествие, на которое он затратил 8 лет, Нанак обошел всю Южную Индию. В августе 1507 г. он ненадолго вернулся домой и вновь двинулся в путь – на этот раз на восток. Всюду, куда бы он не приходил, Нанак выступал против предрассудков и ложных ритуалов, поклонения кумирам и местным божествам, учил, что следует прославлять только Единого Бога, Не имеющего форм. Его проповедь не была бесплодной. Многие с благоговением принимали учение Нанака. Уходя из какого-нибудь города, он, как правило, оставлял здесь небольшую общину своих последователей сикхов (то есть «учеников»). Однако главным центром новой религии стал основанный им в 1516 г. неподалеку от Пакхоки на берегу реки Рави город Картарпура («Город Создателя»). Оставив здесь большую общину, Нанак отправился в третье путешествие на север, а потом предпринял четвертое большое путешествие на запад. Считается, что именно тогда он посетил священные города мусульман – Мекку и Медину. В 1521 г., когда Нанак находился в Саидпуре (Эминабаде), этот город был взят войсками знаменитого Бабура. Сохранилась легенда, что основатель империи Великих Моголов имел долгую беседу с Нанаком и проявил интерес к его вероучению.

Вернувшись вскоре после этого из своего последнего путешествия, Нанак поселился в Картарпуре. Здесь, уже признанным патриархом новой церкви, в окружении многочисленных учеников и последователей, он провел свои последние годы. Основные моменты религиозной жизни общины сикхов были разработаны Гуру именно в это время. Нанак учил, что Бог не требует от человека, ничего, кроме искренней любви. Никаких самоограничений, превышающих сил обычного человека – не нужно. Служение Богу вполне может сочетаться с повседневными домашними и общественными обязанностями. И вообще, добродетель состоит не в бегстве от жизни, а в том, чтобы жить в этом мире, познавая и улучшая его. В связи с этим, правила и требования сикхской религии были одновременно просты и трудны. Первостепенное значение имела честная жизнь на средства заработанные усердным трудом. (Нанак сам подавал этому пример и вплоть до самой смерти собственноручно обрабатывал свое поле). Каждый член общины должен был сам зарабатывать себе на жизнь и отдавать часть своих средств на содержание бесплатной столовой, которая называлась Гуру Калангар. Все посетители – будь то брахман или шудра, царь или простолюдин, мусульманин или индуист – должны были сидеть здесь бок о бок и есть одинаковую пищу. Гуру отвергал аскетизм, но проповедовал ахимсу в мыслях (нельзя желать зла ближнему), в речи (нельзя грубо разговаривать) и действиях (нельзя разрушать то, что создано трудом). Правоверный сикх должен был не только не причинять зла кому бы то ни было, но и быть готовым всегда оказать помощь любому страждущему «даже ценой своей жизни».

В 1539 г. Нанак провозгласил своим приемником и новым Гуру любимого ученика Бхаи Лехна (1539-1552) и объявил, что скоро умрет. Те из его последователей, которые исповедовали ислам, хотели после смерти Учителя похоронить его тело, а те, что исповедовали индуизм, хотели его сжечь. Возник спор. Когда умирающему Гуру рассказали об этом и спросили, какого будет его решение, он ответил: «Пусть индуисты положат цветы с правой стороны моего тела, а мусульмане – с левой. Чьи цветы наутро окажутся свежими, те и могут по праву распорядиться моим телом». С этими словами он прикрылся покрывалом. На следующее утро покрывало подняли, но тела под ним уже не оказалось. Однако цветы с обоих сторон оказались свежими. Индуисты и мусульмане разрезали покрывало надвое. Первые сожгли свою половину, а вторые – захоронили. Это произошло в Картарпуре 22 сентября 1539 г.

Вскоре сикхам пришлось начать тяжелую многолетнюю войну с окрестными горными раджами и пришедшими им на помощь могола-ми. В этой войне погибли все сыновья Гуру. В 1705 г. сикхов выбили из Анандпура. В октябре 1708 г. Гобинд Сингх был тяжело ранен. Чув-ствуя приближение смерти, он объявил, что период поклонения лич-ности окончился, и провозгласил, что отныне и навеки последним Гуру для сикхов будет Гуру Грантх Сахиб – Священное Писание сикхов, основу которого составили откровения десяти Гуру, пришедшие им непосредственно от Бога. В настоящее время сикхскую религию в Ин-дии (в основном в Пенджабе) исповедуют более 10 млн. человек. Это одна из самых могущественных и влиятельных сект. Сикхи подчерки-вают равенство всех людей перед Богом и, как первое следствие этого, полную свободу от кастовых различий и ограничений, выступают про-тив брахманских и мусульманских ритуалов, против аскетизма, за ши-рокое участие мужчин и женщин в активной общественной жизни.

Источник

Гуру Нанак

гуру нанак и его ученияАвтор: Гурука Сингх
Перевод: Стефанович Е.

Гуру Нанак обрел просветление в 1496 году и тогда же создал эпическую поэму Джап Джи Сахиб, которая повествует о его глубоком переживании Бога и явлении всего творения, как оно есть. Его первым заявлением после просветления было, «Нет индийца, нет мусульманина». Он просто сказал, что по своей сути все одинаковы. Во времена Гуру Нанака это стало очень радикальным утверждением, т.к. люди различных культур были враждебно настроены друг к другу.

Индийское общество олицетворяло индийскую культуру, а мусульмане придерживались семитской культуры. Мусульмане были завоевателями и занимали высшие посты и должности. Индийцы носили статус неприкасаемых и людей второго сорта. Индийцы презирали и ненавидели своих завоевателей-мусульман, а те считали индийцев неверными. В индийском же обществе царила кастовая система, и идея равенства изжила саму себя.

Знакомая картина? Основная истина, которую провозгласил Гуру Нанак – о человеческом равенстве, – лежит в основе непростых социальных перемен, которые мы пытаемся осуществить и в наше время. Подумайте об этом. Если мы допустим, что каждый по своей сути такой же, как любой другой, многие проблемы просто исчезнут. Это подразумевает не просто возлюбить своего ближнего как самого себя, а означает, что твой ближний – это ты сам. Гуру Нанак осознавал глубинную связь, объединяющую всех живых существ, и учил, что все мы сотворены из одной энергии. Нет существенных различий между богатым и бедным, христианином и мусульманином, ученым и необразованным, молодым и стариком, мужчиной и женщиной. Все суждения, разделяющие нас и идущие от ума, должны исчезнуть. И в то время не могло быть более важного социально значимого заявления.

Гуру Нанак жил во времена, когда в индийском обществе царили неразбериха и сумятица. Повсеместно были распространены коррупция, подлость и предательство. Честь, правосудие, положение в обществе – все это покупалось и продавалось. Гуру Нанак открыто высказывал свое мнение о правящем классе, у которого не было ни стремления к справедливости, ни порядочности. Вот как он выразительно описывает те времена: «Кали Юга – это кинжалы, короли и убийцы. Дхарма обрела крылья и исчезла. Луна истины никогда не была видима в темной ночи фальши и лжи». Гуру Нанак резко осуждал коррумпированное управление, «нет никого, кто бы ни брал или ни давал бы взяток. Даже король вершит правосудие в зависимости от того, как намазана его рука».

Самые тяжелые времена в жизни Гуру Нанака были связаны со вторжением в Индию империи Моголов в 1521 году. Гуру очень эмоционально описывает страдания людей во времена вторжения. Самые лучшие стихи вошли в его широко известное произведение «Бабур Вани». По сути, Гуру Нанак был первым индийским святым, который прямо осуждал эксплуатацию. В те темные времена религиозной и культурной разделенности он высказал новые революционные идеи, чтобы поддержать в каждом человеке уверенность в себе, и собрать людей вместе как равных.

Гуру Нанак родился в семье высокой касты. Но он общался со всеми. Он жил и ел вместе с мужчинами и женщинами из низших каст и классов. В то время это было неслыханно, как с точки зрения религии, так и общественного уклада. Консервативная индийская кастовая система была подкреплена священными писаниями, наряду с религиозным оправданием существования касты неприкасаемых и «грязных» людей. Очень показательным стало то, что первым компаньоном Гуру стал Мардана – мусульманин низшего сословия. Подношения, которые получал Гуру во время странствий, раздавались бедным. Излишки еды собирали и передавали на общую кухню, где все могли питаться вне зависимости от своего статуса. Этот институт общей кухни, или лангар, больше чем что-либо еще, помог установить равенство классов, каст и полов. Все сидели за одним столом и беседовали. Короли и брахманы ели рядом с золотарями и нищими. Принимали всех абсолютно одинаково.

В 21 веке очевидны отголоски времен, когда жил Гуру Нанак. Сейчас больше, чем когда-либо, мир нуждается в принятии этого учения, идущего прямо в сердце.

Источник

ГУРУ НАНАК основатель религии Сикхизм в Индии

гуру нанак и его учения

ГУРУ НАНАК первый индийский сикх. Основатель целой религии. Родина сикхизма является север Индостана.

Пенджаб – северо-западные ворота Индии. Через эти ворота с тех древнейших времен, когда еще и страны такой, как Индия, не было, проникали на эти земли самые разные захватчики и завоеватели. Считается, что первыми были племена арьев, пришедшие сюда из Восточной Европы через Среднюю Азию, – в III–II тыс. до н. э., но, впрочем, не исключено, что до их появления через эти ворота здесь проходили и представители других этносов – возможно, из древних стран Передней Азии.

гуру нанак и его учения

Основоположник сикхизма гуру Нанак. Индийская миниатюра

Как память о боевом прошлом Пенджаба здесь и теперь всюду можно видеть вооруженных людей. На любой базарной улице, шумной, веселой и яркой, сквозь сутолоку видны лавки оружейников, а в их прохладной полумгле – проблеск острых кинжалов и сабель.

Пенджаб лежал на границе с миром ислама, на стыке двух вер, двух культур.

гуру нанак и его учения

Люди неоднократно делали попытки сблизиться, найти синтез, сплав идеологий, который помог бы им соединить свои силы, который снял бы с их жизни проклятие кастового неравенства.

гуру нанак и его учения

И вот тут предлагал себя ислам – религия без каст, религия, обещавшая равенство всем, кто признает, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед – пророк его. В ислам обращались тысячи людей.

Умнейшим человеком своей эпохи был основоположник сикхизма Нанак, родившийся в 1469 году. Его детство и юность протекали в Пенджабе, в том самом Пенджабе, на который волна за волной обрушивались завоеватели. Гуру Нанак, учившийся и у муллы, и у брахманов, сделал целью своей жизни создание учения об истинном равенстве.

гуру нанак и его учения

Он возгласил, что ему было видение: бог открыл ему, что разница в вере не создает разницы между людьми и все равны вне зависимости от вероисповедания и касты. Он стал с жаром проповедовать свое учение, разъезжая по всему Пенджабу.

Сначала его окружала небольшая группа приверженцев, которым он дал имя сикхов – учеников, но с годами она выросла в многочисленную общину, жадно впитывавшую учение своего гуру.

Гуру Нанак резко выступал против брахманской гордыни и против бесчисленного множества ритуальных обрядов, совершения которых брахманы требовали от всех последователей индуизма.

гуру нанак и его учения

Он выступал против поклонения изваяниям богов. Он отрицал брахманские предписания отшельничества во имя спасения души и утверждал, что мирская активная жизнь, жизнь среди людей и ради служения людям гораздо более угодна богу.

Все, чему он учил, было направлено на объединение людей, на то, чтобы они осознали, что все они похожи друг на друга.

Гуру Нанак был и хорошим поэтом. В своих стихах-молитвах он воспевал природу Пенджаба, труд людей на полях, их радость в дни урожаев. Он призывал людей paзмышлять о боге в предутренние часы, а дни свои отдавать полезному труду. Ритуал, который он выработал для своих сикхов, был прост, понятен и целесообразен.

гуру нанак и его учения

И еще одна неоценимая его заслуга состоит в том, что молитвы он стал произносить на народном разговорном языке панджаби. Не древний санскрит брахманов, не персидский язык двора мусульманских правителей и не арабский язык медресе, а простой, для каждого родной язык панджаби.

Допуская к молитве женщин, он открыл своей религии путь в глубины каждой семьи.

Великим человеком был гуру Нанак, которого современные сикхи зовут «гуру Нанак део», то есть «учитель-Нанак-бог».

После его смерти сикхизм стал разрастаться, как разгорающееся пламя. Следующий гуру создал особый алфавит языка панджаби, укрепив пенджабскую обособленность. Движение вышло за рамки городов и стало распространяться по деревням.

гуру нанак и его учения

Третий гуру стал выступать против затворничества женщин и против многоженства, начал призывать к межкастовым бракам и – неслыханное в Индии дело! – к бракам вдов.

Строжайшим образом он воспретил сати – издавна распространенный в Индии обычай самосожжения вдов из среды высоких (главным образом воинских) каст.

Последующие гуру поощряли развитие торговли и ремесел, основывали города и строили гурдвары – сикхские молитвенные дома.

Трапезная при гурдваре – лангар – стала местом проверки готовности принять равенство и истинного признания равенства. Она приобрела ритуальное и социальное значение: кто ест в лангаре вместе со всеми, тот истинный сикх, тот исповедует правильную веру.

гуру нанак и его учения

В XVI в., при пятом гуру, Арджуне, выстроили прославленный храм Харимандир, известный ныне под названием Золотого Храма, и город вокруг него – знаменитый Амритсар.

К началу XVII в. гуру Арджун собрал все гимны и молитвы, сложенные предшествующими гуру, сам создал много новых и составил таким образом священное писание сикхов – Грантх, или Грантх-сахаб (т. е. «господин Грантх»), или Гуру-Грантх-сахаб. Эта книга была торжественно возложена на престол Харимандира, и с тех пор этот храм стал главной святыней сикхов, оплотом их веры.

Рост сикхской общины и распространение ее влияния стали воспринимать в Дели как угрозу трону Великих Моголов. Джехангир начал войну против сикхов и захватил в плен гуру Арджуна.

Не выдержав жестоких пыток, гуру попросил у своих тюремщиков разрешения совершить омовение, погрузился с головой в воду реки и оставил этот мир. Это случилось в 1606 г.

гуру нанак и его учения

В XVII в. на трон Великих Моголов взошел Аурангзеб, правитель жестокий и коварный. Сикхи заботили его с давних пор. Он наводнил Пенджаб шпионами, посылал свои отряды преследовать сикхов, жестоко казнил их девятого гyрy, престарелого Тегх Бахадура, велев заживо распилить его пилой посреди улицы Чандни-Чоук в Старом Дели.

И вот на эту подготовленную почву, к этой бурлящей, такой разноликой и вместе с тем такой уже однообразной толпе вышел последний наставник, последний живой гуру, настоящий вождь – Говинд Раи, или Гобинд Сингх.

Красавец и рыцарь, поэт и дипломат, охотник и воин – таким предстает перед нами Говинд из рукописей и легенд, песен и поэм, таким изображают его тонкие миниатюры и народные лубки.

гуру нанак и его учения

Когда смотришь на изображение Говинда, кажется, что он так и прискакал откуда-то в Пенджаб на своем стремительном коне и никогда не покидал седла. А был он не только воином, но и мудрецом, поэтом и дальновидным политиком. Он обладал той проницательностью, без которой невозможно правильно оценить и возглавить историческое движение.

Прозорливая мысль Говинда и его неукротимый дух помогли ему найти для общины сикхов единственно нужную по тому времени форму – форму боевого братства, массовой воинской дружины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *