гусь железный троицкий собор история
Гусь-Железный. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг. По предположению Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №212, 2016 г.
Село Веркуцы, известное больше под именем Гуся Баташевского, при р. Гусе и искусственном озере Гусьском, находится на границе Меленковского уезда с Рязанской губернией в 55-ти верст. от уездного города и в 140 от губернского.
До половины прошлого столетия это была незначительная деревушка. В 1758 г. известные заводчики Баташевы купили землю и устроили чугуноплавильный и железный завод; для работ на заводе устроили громадное искусственное озеро (7 вер. длины и от 2 до 5 вер. в ширину). Получив дворянство, Боташевы стали покупать себе в разных губерниях крестьян и селить их в частности на Гусевском заводе для работ на нем. Эти крестьяне не получили земельного надела, не могли поэтому заниматься хлебопашеством, а были горнозаводскими рабочими. Без земельного надела они были в 1861 году освобождены от крепостной зависимости, и в настоящее время, вследствие упадка работ на заводе, это безземельное население принуждено искать себе заработка на стороне, на других железный заводах.
По устройстве завода Баташевы в 1766 году построили здесь деревянную церковь во имя Св. пророка Иоанна Предтечи; эта церковь в 1812 году сгорела. При устройстве церкви в пользу причта Баташевыми приложено было пахотной земли по 15 четверти в поле и сена 15 копен.
В 1802 году начат был постройкой каменный двухэтажный храм; в 1825 г. за смертью храмоздателя Андрея Баташева работы приостановились. Главный храм к этому времени был доведен до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. В таком виде недостроенном церковь и оставалась до 1847 г. Между тем, в нижнем этаже все внутренние работы были окончены еще до 1825 г., устроено в нем три престола и совершалось богослужение.
В 1847 г. на средства наследников Баташева и рабочих завода возобновлены были работы для окончания верхнего этажа храма и колокольни. Все работы, и наружные и внутренние, были завершены окончательно, и храм был освящен только в 1868 году. Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1868 г.), в нижнем во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г.), Св. Николая Чудотворца (освящен в 1816 г.) и во имя св. апостолов Петра и Павла (освящен в 1818 году).
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта от служб и требоисправлений получается до 1700 руб. в год.
При устройстве церкви, как выше было сказано, приложено было Баташевым пахотной земли по 15 четв. в поле и сена на 15 копен, но до 1871 г. эта земля находилась во владении Баташева. В 1871 г. опекунское управление над наследниками Баташева обменяло прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 дес. 1092 саж. При сем дома, построенные наследниками Баташева, поступили в собственность причта, при коем происходил обмен, и для отопления и ремонта домов дано 10 дес. строевого леса. Лес этот в настоящее время частью продан, а частью употреблен на ремонт домов причта.
Приход состоит из села Веркуц и деревни Чаура (8 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 2283 души муж. пола и 2443 женского.
В селе Веркуцах имеется несколько народных училищ: мужское начальное училище, открыто оно вотчинником Баташевым в 1812 г., учащихся в 1896 г. было 116; женская начальная школа, учащихся в 1896 г. было 59 и церковно-приходская школа (с 1884 г.), учащихся в 1896 г. было 35.
Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Владимир, 1897, с. 23-25
Троицкая церковь (Гусь-Железный)
Церковь Живоначальной Троицы — белокаменная православная церковь в посёлке Гусь-Железный Рязанской области, построенная в редком для России стиле псевдоготики с элементами барокко и классицизма.
Содержание
История [ править ]
По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг.
По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.
Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)
В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви. На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.
Сегодня в храме, вмещающем около 1200 верующих, вновь проходят богослужения.
Описание [ править ]
Здание сооружено не из кирпича, обычного в то время материала, а из белого камня.
Церковь содержит престолы Живоначальной Троицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла. Высота церкви составляет 50 метров, а прилегающий к нему пятиярусной колокольни — 70 метров.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Рязанская область, Касимовский район, п.Гусь-Железный
Троицкий собор Гусь-Железный
Содержание:
Строительная история каменного Троицкого собора в Гусь-Железном заняла более восьми десятилетий, она и по сию пору хранит немало загадок. Одна из них — кто же все-таки был автором столь необычной для российской глубинки постройки?
Первый этаж Троицкого собора в Гусь-Железном, куда постоянно открыт доступ, сообщает особенное ощущение намоленности. Чем оно обеспечивается — сразу и не понять: то ли уютным интерьером, деревянными, по-хорошему провинциальными, полами, то ли старыми иконами в массивных киотах, то ли обилием приделов.
Строительство Троицкого храма Гусь-Железного
В 1783 году Андрей Родионович, владелец металлургических заводов из рода Баташевых, переехал в Гусь-Железный на постоянное жительство. Обустраивая огромную усадьбу, он пожелал украсить ее невиданной красоты каменным храмом вместо обветшавшего деревянного.
Возведение храма началось лишь в 1802 году и велось уже новым хозяином Гуся Андреем Андреевичем Баташевым, сыном Андрея Родионовича, который скончался в 1799 году. Автором необычного проекта называют Василия Баженова.
В 1813 году на первом этаже каменного храма освятили Никольский придел. В 1817 году, там же, на первом этаже, освятили Петропавловский придел, а в 1823-м — центральный Христорождественский. Первый этаж изначально был теплым.
В 1823 году, после смерти А. А. Баташева, оставившего крупные долги, истощились семейные баташевские капиталы. Строительные работы замерли на без малого тридцать лет.
Строительство возобновилось в 1846 году и велись под наблюдением штабс-капитана Д.А. Бекетова. Потрудился он на славу.
В 1868 году строительство Троицкого собора Гусь-Железного наконец-то завершилось, и здание храма предстало пред взорами тех, кто прибыл на его освящение, во всем своим великолепии. Скончавшегося в 1879 году Д.А. Бекетова в благодарность за его труды погребли в самой церкви.
История Троицкого собора Гусь-Железного
Двадцатое столетие жестоко обошлось с Троицким собором в Гусь-Железном — как. Местный приход, давший миру двух новомучеников, был уничтожен, сама церковь к концу 1980-х годов представляла собой печальное зрелище.
Лишь полвека спокойной жизни было отпущено завершенному и освященному в 1868 году Троицкому храму в Гусь-Железном.
Незадолго до войны Троицкий собор закрыли, но клуб в нем так и не появился, а появился, по дурной привычке той эпохи, — склад.
В 1953 году во время грозы молния ударила в крест на центральном куполе Троицкой церкви и купол оказался в огне, который нанес серьезные повреждения как куполу, так и центральному иконостасу. Позже выгорел весь второй этаж.
Кто-то разобрал железную крышу трапезной заброшенного храма, после чего в него полилась дождевая вода. К концу 1980-х годов уникальный Троицкий храм, так и не поставленный на государственную охрану, выглядел ужасно — все шло к тому, что он исчезнет с лица земли.
Но времена изменились, и в 1989 году началось его возрождение. Сейчас в здании практически без перерыва ведутся восстановительные работы. И хотя главный престол на втором этаже уже освящен, сделать в верхней церкви предстоит еще немало.
Троицкий храм Гусь-Железного архитектура
Троицкий собор — помимо того, что абсолютно не смотрится усадебным храмом, каковым он был изначально задуман, — вообще похож на некоего архитектурного пришельца, забредшего в Гусь-Железный неведомо какими путями.
В Троицком храме, от правоверного классицизма — лишь восьмерик, несколько напоминающий классическую ротонду и завершенный ясной формы полусферическим куполом.
Второй стиль из этих трех — барокко, продиктовавшее основную структуру здания — это, по сути, дополненный с трех сторон полукруглыми «лепестками» четверик с водруженным на него восьмериком.
Наконец, третий стиль — готика, особенно ярко проявившаяся в уникальном декоре постройки, в ее устойчиво стрельчатых формах, в которых исполнены и окна, и врезающиеся в купол фронтоны, и проемы верхних ярусов колокольни. Удивительное сочетание!
А поставлена церковь на пригорке, подчеркивающем ее — опять же «псевдоготическую» — устремленность ввысь; Троицкий храм словно парит над окружающей местностью. И со средневековым замком баташевскую усадьбу современники сравнивали не в последней степени благодаря облику ее храма, «боковыми» своими корнями уходящего в средневековую европейскую архитектуру.
Внутри Троицкого храма Гусь-Железного
Вход на первый этаж Троицкого храма Гусь-Железного осуществляется с южной стороны, правее колокольни (глядя опять же с юга).
Через небольшой притвор попадаем в просторную трапезную. Три пары столпов делят ее на три нефа, из которых центральный перекрыт системой сомкнутых сводов, а боковые — фрагментами цилиндрических сводов. Грани выделены своеобразными нервюрами (тоже готический, по большому счету, элемент!), подчеркнутыми коричневым цветом — сами своды при этом выкрашены голубой краской. В трапезной освящены два крохотных придела: северный — во имя преподобного Серафима Саровского; южный — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Это — новые приделы; до революции их не существовало.
Основной четверик устроен гораздо сложнее. Два ряда его столпов, имеющих в разрезе неправильную форму, задают концентрическую структуру помещения, как бы удвоенную «лепестками», которые примыкают к четверику с юга, севера и востока. Центральная часть вверху обозначена некоторым подобием купола.
С непривычки здесь можно даже заплутать, хотя постоянных прихожан Троицкого храма наши пространственные недоумения, скорее всего, лишь позабавят. В центре, соответствующем восточному «лепестку»-апсиде, освящен Христорождественский придел. В боковых «лепестках» выгорожено еще два придела: южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Боковые приделы размерами своими гораздо уступают Христорождественскому, друг другу же приходятся «братьями-близнецами». Идентична не только их форма; практически неотличимы даже иконостасы (по-разному исполнены лишь царские двери).
Чтобы подняться на второй этаж, следует вернуться на улицу и подойти с запада к колокольне. Вверх ведет крутая каменная лестница — на площадках поставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Планировочная структура второго этажа в общих чертах совпадает со структурой первого этажа. Однако всё тут кажется гораздо просторнее — во-первых, из-за того, что основной четверик в верхней церкви значительно выше (ровно на высоту довольно высокого «барабана» и купола), а во-вторых, по причине некоей пустынности помещения: благоустроительных работ на втором этаже предстоит еще выполнить немало. Потолок трапезной здесь забран временными досками; в четверике взгляд упирается в огромный кирпичный купол. Благодаря большому количеству окон верхняя церковь буквально пронизана светом, а гулкое пространство с готовностью отвечает эхом на всякий звук.
Центральный иконостас является очевидной репликой дореволюционного иконостаса, но с некоторым упрощением — вполне объяснимым стесненным финансовым положением прихода, которому храм достался в полуразрушенном состоянии.
Троицкий собор Гусь-Железный богослужения график работы контакты как добраться расположение на карте
График работы собора
Троицкий собор Гусь-Железного открыт ежедневно с 10:00 до 18:00.
Богослужения в Троицком храме Гусь-Железного
Богослужения в храме совершаются в воскресные и праздничные дни. Божественная литургия — в 9:40; накануне — вечернее богослужение: в 17:00. Расписание богослужений советуем уточнять на сайте храма.
С особой торжественностью в Троицком храме отмечают день памяти святой исповедницы Матроны Анемнясевской — 29 июля. Даты даны по новому стилю.
Контакты
Как добраться самостоятельно к собору в Гусь-Железном
На общественном транспорте: лучше всего из Москвы ехать в Гусь-Железный на автобусе — с Щелковского автовокзала (время в пути 5 часов) или автостанции «Котельники» (время в пути 4 часа 20 минут). Кроме того, сюда ходят автобусы из Рязани и Владимира.
На автомобиле следует выезжать через Люберцы по Егорьевскому шоссе (Р-105) — оно идет через Егорьевск и Спас-Клепики. Расстояние от Москвы до Гусь-Железного — 270 километров.
Троицкий храм в Гусь-Железном
Троицкий храм в Гусь-Железном – гигантский белокаменный двухсветный храм с купольным восьмериком и колокольней. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России. Храм вмещает примерно 1200 человек. Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки: Между 1802 и 1868.Адрес: Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный.XIXв., архитектор неизвестен, заказчик – владелец местных заводов Андрей Андреевич Баташев.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5628/119796075.79/0_90d39_b96b514a_XXL.jpg
Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.
Собор поражает еще и тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.
Пока мы гуляем вокруг собора и рассматриваем эту необычную архитектуру, познакомимся поближе с заказчиком храма и его отцом. В те далекие времена этой землей владел Андрей Родионович Баташов (1731/32—1799) (кто любит ужасы Прошлой жизни – может поподробнее почитать про Андрея Родионовича здесь http://hrodgar.livejournal.com/63959.ht ml). Андрей Родионович возвел огромный заводской и усадебный комплекс, но при этом довольствовался скромным деревянным храмом Иоанна Предтечи, поставленным недалеко от дома в 1766 году, в то время, как в соседнем Касимове купцы с меньшими капиталами строили одну за другой добротные каменные церкви. Набожностью суровый хозяин Гуся не отличался, что дало повод соседям даже заподозрить его в принадлежности к масонству. А простонародье считало, что он и вовсе продал душу дьяволу.
Предтеченский храм сгорел около 1802 года. Наследник, Андрей Андреевич по прозванию – Черный, отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового каменного храма. Конечно, в любом случае нельзя исключать возможную роль Андрея Родионовича, как возможного заказчика проекта.
С сыном Андреем от первого брака у Андрея Родионовича (всего он был женат три раза и у него было два сына по имени Андрей – от первого и второго брака), судя по всему, складывались непростые отношения. Когда Андрею-старшему, (Черному), исполнилось 17—18 лет, он был послан отцом на три года «для снискания потребных для него знаний в иностранные европейские государства». Андрей Родионович хотел подготовить себе достойного преемника. Но, то ли сын не оправдал отцовских надежд, то ли их взаимоотношения осложнились после второй женитьбы отца (что более вероятно), но, если в середине 80-х гг. XVIII в. Андрей-старший еще жил в Гусе, то в 90-х гг. отставной поручик Андрей Андреевич Баташев находился уже далеко от отцовского дома. Вместе с семьей, женой Пелагеей Ивановной, дочерью тульского купца Ивана Петровича Лугинина, и малолетним сыном Петром (1787—?), он проживал в Нижегородской губернии, где по поручению отца управлял одним из самых отдаленных заводов — Илевским.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6426/119796075.79/0_90d34_7dd522c9_XL.jpg
Имение Баташовых в Гусь-Железном. Справа виден купол уже построенного Троицкого храма.
После смерти отца случай помог Андрею Черному утвердиться в правах единственного наследника: 26 октября 1801 г. сгорел походный синодальный архив, где хранились метрические книги. Ссылаясь на отсутствие документов, Комиссия Синода своим решением от 20 марта 1802 г признала Андрея-старшего — единственным наследником Андрея Родионовича. К нему перешло все огромное состояние отца: семь железных заводов, дома, мельницы, многотысячные земельные угодья, десятки сел и деревень и более 10 тыс. крестьян и мастеров. Все имения располагались на территории пяти губерний: Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской 14.
После того, как сгорел старый, деревянный храм, Андрей Черный, перебравшийся к этому времени уже в Петербург, немедленно отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового, каменного храма, на который не пожалел средств. При устройстве церкви, в пользу притча, Баташовыми было «приложено пахотной земли по 15 четвертей в поле и сена 15 копен», но до 1871г. эта земля находилась во владении Баташова. В 1871г. опекунское управление над наследниками Баташова обменяла прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 десятин – 1.092 саж.
Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты «русской готики». К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов, якобы, были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин или ученик Баженова Иван Таманский. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.
Троицкая церковь сложена из красного кирпича, облицована белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей. Ее планировка уникальна (жаль, я нигде не нашла изображения планировки храма). Высота храма – 55 метров, колокольни – 70.
Троицкий храм весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и огромная колокольня с часами.
Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» («Русские достопамятности» — печатный орган Московского общества истории и древностей российских. Издавались на русском языке) пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». От классики – спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики – стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.
По основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они лежали в области средневековой замковой архитектуры. Троицкая церковь производит именно такое впечатление. Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви все это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки (шпиль колокольни, шпиль и фиалы восьмерика) пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С.В.Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ.
При Андрее Андреевиче Барашове храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня – до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.
Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)
Чугунная плита у входа в храм. Обратите внимание на изображения гусей.
В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме.
Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня – небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Фотографировать в храме мне не разрешили, поэтому фотографии взяты из интернета.
В 1921 году постановлением Совнаркома из храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт. Только крест удалось прихожанам выкупить.
13 января 1935 г. Наркомфин сообщает Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, что жалоба верующих с. Гусь-Железный Меленковского района (ныне Рязанская область) удовлетворена – райфинотделу предложено переисчислить местные налоги. Председатель церковного совета Устюжина съездила во ВЦИК, там ей разрешили служить «галасловно», после чего 28 октября местный священник провел службу при большом стечении народа. Во время службы 4 раза заходил председатель сельсовета с требованием прекратить службу. После службы священника и Устюжину в сельсовете уже ждали сотрудники ГПУ, допросили и оставили их там на ночь под арестом, 29-го же, получив отказ на предложение сдать ключи, забрали обоих в Меленки: Устюжину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком, 50 верст!
При советской власти храм использовался для хозяйственных нужд, в нем были размещены склады, а под колокольней торговали керосином – для этого даже была устроена цистерна внутри основания колокольни.
На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.
Богослужения проходят в нижней церкви. Что же касается аварийного состояния, то в верхних строениях сгнили деревянные конструкции. Восстановление если идёт, но медленно. В 50-х годах церковь горела от удара молнией.