гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Гусевский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Ахтырской» Епархиальные монастыри РПЦ

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

История

Гусевский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Ахтырской» открылся 21 февраля 1996 года на месте ранее закрытого монастыря.

Ахтырский женский монастырь был основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы ( Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину.

В 1871 г. отец Иоанн и отец Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области
Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями возвели плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования.

Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. ее официально утвердили в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Все дела в общине решались по благословению и совету старца Амвросия, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.
В 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

По данным историка С.П. Синельникова, в 1922—1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923—1924 гг. здесь в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10 октября 1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ. После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование школу крестьянской молодежи на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат.

В феврале 1926 г. общину выселяют. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Приходская Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22 сентябя 1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева).

Вновь обитель открылась 21 февраля 1996 года. Пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Все обнесено забором, разбит садик с каштанами, липами, берёзами, посажены цветники, огород, заведены животные. Идет реставрация старинного келейного корпуса.

Источник

Богородице — Ахтырский женский монастырь

Официальный приходской сайт

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

О нас

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Контактная информация

Сначала 30 сёстёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей.

В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» и х. Толмачёв (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогают в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда.

В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает наши места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей.

Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.

Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. её официально утверждают в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Старец Амвросий пристально следит за духовным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке зовёт её «новой Лией», т.е. такой же смиренной и покорной пред Богом как библейская женщина. Все дела в общине решались только по воле старца, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.

Инокиня Елизавета (Годейн) отходит ко Господу 3 декабря 1904 г. и захоранивается в склепе у храма. Её тело перед погребением находилось около 5 суток в натопленном храме, но не проявляло признаков разложения. На время смерти инокини Елизаветы монастырь уже сильно окреп: кроме благоустроенного храма, он имел 6 сестринских корпусов, игуменский корпус, больницу, ковровую мастерскую, конюшни, множество иных помещений. Всё это окружала высокая каменная стена.

Монастырский священник о. Михаил Соловьёв в 1912 г. издаёт книгу о инокине Елизавете. Известно имя и другого священника обители – о. Иоанн Позднеев. В 1914 г. он жертвует в епархиальный комитет по оказанию помощи раненым воинам 9 руб. 65 коп., собирает по деревням множество вещей для солдат (простыни, полотенца, чулки, фуфайки и т.п.). В марте 1915 г. за свою активную работу он награждается скуфьёй. Да и сами сёстры изготовили и отослали на фронт сотни необходимых в окопах и в лазаретах предметов. Монастырь только за зиму 1914-1915 гг. передал семьям фронтовиков 52 руб. пожертвований, отгрузил им 60 возов дров, по 3 воза соломы и кизяка.

В мае 1915 г. монастырь посещает епископ Палладий, в своей проповеди сказавший, что на сестёр «взирают сектанты, живущие вблизи от вас» (о какой секте шла речь неизвестно). Довольный деятельностью настоятельницы, 22 мая владыка возлагает наперсный крест на игуменью Августу.
А в 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

Всё это и духовное и материальное богатство вызывает ненависть большевиков, начавших гонения на веру. Хотя в годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов).
Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921-1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «всё ценное, что найдётся в церквах и монастырях».

Прошла национализация монастырских имуществ и, по данным историка С.П. Синельникова, в 1922-1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923-1924 гг. здесь в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10.10.1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ, т.к. коммунисты планировали устроить здесь школу крестьянской молодёжи (ШКМ). После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование ШКМ на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат.

Монахини жалуются во все инстанции (в том числе председателю Совета Народных Комиссаров А.И. Рыкову), пытаясь отстоять своё существование как сельскохозяйственную трудовую артель. На конец 1925 г. она состояла из 24 трудоспособных и 29 нетрудоспособных сестёр. В феврале 1926 г. общину выселяют, хотя здесь имелась масса свободных помещений. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

Верующие должны были подписать договор на пользование своим храмом с 1925 по июнь 1929 г. Но их не оставили в покое и начали преследовать за то, что монахини ночевали в церкви («превратили её в ночлежку»), не смогли делать ремонт и т.д. Ссылаясь на высказывания граждан о ненужности монастырского храма, наличии прихода неподалёку в сл. Гусёвке и истечение срока договора аренды, власти решили закрыть церковь. Всероссийская газета «Безбожник» от 12 мая 1929 г. писала: «Давно решили крестьяне с. Гусёвки Ольховского района Камышинского округа закрыть церковь. Дело утверждено всеми инстанциями и застряло где-то в краевых органах. До каких пор?».

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом».

Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева). Обитель снова открывается 21 февраля 1996 г. Её новым насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Молодые послушники во главе с о. Иоанном, начав возрождать святыню, устроили церковь в одном из зданий. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся от старого монастыря иконы. Удалось отремонтировать дома для игуменьи и сестёр, трапезную, сделать баню и склады, обнести всё забором. Сейчас здесь проживает штатный священник архимандрит Василий (Захарич), а также около десятка монахинь с настоятельницей игуменьей Евфросинией (Панченко). 1 октября 2001 г. митрополитом Германом в основание церкви закладывается первый камень и освящается фундамент нового каменного храма, оконченного 15 июля 2002 г. Сейчас отреставрирован старинный келейный корпус. Высокий забор красиво отделывается камнем.

В настоящее время (сентябрь 2006 года). Восстановлен святой источник. В годы коммунистических репрессий этот источник был осквернён, он был засыпан огромным количеством мусора. Но коммунисты не остановились только на мусоре, чтобы уж точно источник был непригоден, на него вылили огромное количество солярки.

Но когда обитель восстанавливалась, источник дал о себе знать. Начали расчищать его и послышалось молитвенное пение! Копали глубже и увидели свет как бы от горящих свечей! Наконец раздался колокольный звон от невидимых колоколов, и источник снова забил.

Теперь всех приезжих паломников монахини водят на этот колодец, с молитвою достают оттуда водичку, окропляют её верующих и желающим разливают водичку в посуду. Работы по восстановлению источника ещё не закончены, сейчас заканчивают изготовления креста, который вскоре появится на куполе над колодцем. Сам колодец будут отделывать красивым резным дубом с православной символикой. Так же по словам матушки на подходе к колодцу будет создана красивая арка, будет выложена красивая дорожка, разбиты цветники.

Источник

Гусёвский монастырь – или другой взгляд на православие

Как пара к рассказу о Белогорском монастыре – рассказ о другой обители, посещенной в тот же день в сентябре 2009 года.

Интересно, много ли в России самых обычных сельских районов, где не один, а целых два православных монастыря? Как в Ольховском районе Волгоградской области.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Гусёвский Ахтырской иконы Божьей матери женский монастырь был основан священником Иоанном Левитским и афонским монахом Никодимом в 1865 году – в честь иконы, которую Никодим привёз с собой из Греции. Изначально основан в городе Камышине, но в 1871-м перенесён к слободе Гусёвка Ольховской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Решающую роль в становлении обители сыграла Елизавета Годейн – аристократка из рода князей Багратионов, направленная в обитель своим духовным отцом, оптинским старцем Амвросием. Собственно, она на свои средства монастырь и построила.

Официально обитель утверждена как монастырь в 1891 году. После революции монастырь некоторое время существовал как сельскохозяйственная трудовая артель, окончательно был закрыт в 1926-м, монастырская церковь уничтожена в конце 30-х годов. На месте обители основали коммуну, но за несколько лет коммунары всё пропили и развалили. Уцелевшие постройки заняла деревенская школа, которая и обреталась там до передачи зданий епархии в 1996-м. «Стоим мы посреди двора и не знаем что делать. Ни жилья, ни храма, ни денег… Ничего нет» – вот так описывает начало возрождения обители один из его участников. В 2003 году была освещена церковь в честь Ахтырской иконы, сейчас в монастыре – 6 монахинь.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Ныне монастырь находится в самом селе Гусёвка. Ехать от Белогорья на машине с полчаса – через райцентр Ольховка, в центре которого на перекрёстке под светофором, рядом с камнем в память основания населённого пункта (вот такая новая русская мода), свернуть налево. Рядом с селом есть и железнодорожная платформа, на которой останавливаются электрички Волгоград–Петров Вал.

Среди нас в Гусёвке все были впервые и монастырь мы нашли не сразу, изрядно поплутав по пустынным улицам вечернего села, пока один из местных на белой «шестёрке» не сжалился и не проводил к самым воротам. И, правда, найти непросто.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Сама монастырская территория невелика и буквально втиснута среди дворов обычных гусёвских обитателей. За невысоким кирпичным забором (местами сохранились участки старинной стены) высится новенькая церковь.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

За церковью слева – единственный корпус, уцелевший от изначального монастыря.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Ныне там находится церковная лавка, зимняя церковь (в современном пристрое), трапезная.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Направо – игуменский дом и ещё одно современное здание, перед которым высился деревянный крест.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

За корпусом тропа уходит чуть налево, к колодезному срубу – это местный святой источник. Самый обычный колодец, только ещё мелкий – после 2-3 ведёр вода идёт мутная, с песчаной взвесью.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Дело было к вечеру и толп тут не было – только матушка, пара монахинь да трудниц. Причём работающую в церковной лавке монахиню вызывали по мобильнику – похоже, некоторые из монахинь живут в деревенских домах.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Удивительно, Гусёвка тоже находится на стадии восстановления, но ничего похожего на стройплощадку, как в Белогорье, не наблюдалось. Наоборот, всё чистенько, ухоженно, с массой цветов на клумбах. Может, так отражается разница между мужским и женским монастырём?:) Сама матушка, в отличие от строгого батюшки из Белогорья, сразу разохалась – чего же мы так поздно, приехали бы до вечерней службы, мы бы вас покормили, за стол усадили.

Разумеется, для желающих тут же была открыта церковь. Ибо внутри церкви находится то, что делает скромный монастырь известным во всём православном мире.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

На снимке она слева, в окладе, наполовину засыпанном всякими подношениями. Это самый обычный список Ахтырской иконы Божьей матери, что тысячами делали до революции по всей России. И это же – самая известная чудотворная икона современного православия. Поскольку является единственной иконой с доказанным фактом исцеления.

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Ничего удивительного в том, что из пары посещённых в тот день монастырей Гусёвка приглянулась мне гораздо больше. Тихое умиротворяющее место с гостеприимными обитателями. Матушка – просто образец русской бабушки. Запомнились её слова на вопрос, как они принимают монахинь – «в монастырь приходят не спасаться от мира, а идти к Богу».

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Так что, именно Гусёвка и её настоятельница для меня – настоящее человеческое лицо современного русского православия. Того самого, которое так нравилось когда-то Розанову, христианство не любившего.

P.S. А ещё в церковной лавке в Гусёвке купил карманную иконку Святого Вадима. Купил совершенно случайно – просто сунул руку в коробку, где они лежали, абсолютно не глядя. И вытащил именно его – ну после такого знака я не мог его не купить.

Фото и текст: antinormanist, 2010

Екатерина
Автор циничный ревизор. В обоих своих отчетах об Ольховских монастырях. Неприятно было читать.
08.08.2013 в 09:46

Наталья
Автор написал так, как увидел. Это его история. Вы можете написать свою. Кому не нравится, тот пускай не читает.
08.05.2014 в 12:49

Источник

Гусевка. Гусевский Ахтырский женский монастырь.

Церковь Ахтырской иконы Божией Матери
Домовая церковь Ахтырской иконы Божией Матери

Карта и ближайшие объекты

гусевский женский монастырь ахтырской божьей матери

Статьи

Ахтырский монастырь, общежительный, при слободе Гусевке, в 60 верстах от города Камышина. Учрежден в 1892 году из существовавшей с 1880 года женской общины. При монастыре богадельня и школа-приют для малолетних девочек-сирот.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сестёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г. и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей. В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогали в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда. И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. Известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812-1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении).

В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает эти места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей. Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.

В селе Гусёвка Ольховского района города Волгограда Инокиня Елизавета (Годейн) отходит ко Господу 3 декабря 1904 г. и захоранивается в склепе у храма. Её тело перед погребением находилось около 5 суток в натопленном храме, но не проявляло признаков разложения. На время смерти инокини Елизаветы монастырь уже сильно окреп: кроме благоустроенного храма, он имел 6 сестринских корпусов, игуменский корпус, больницу, ковровую мастерскую, конюшни, множество иных помещений. Всё это окружала высокая каменная стена.

Монастырский священник о. Михаил Соловьёв в 1912 г. издаёт книгу о инокине Елизавете. Известно имя и другого священника обители – о. Иоанн Позднеев. В 1914 г. он жертвует в епархиальный комитет по оказанию помощи раненым воинам 9 руб. 65 коп., собирает по деревням множество вещей для солдат (простыни, полотенца, чулки, фуфайки и т.п.). В марте 1915 г. за свою активную работу он награждается скуфьёй. Да и сами сёстры изготовили и отослали на фронт сотни необходимых в окопах и в лазаретах предметов. Монастырь только за зиму 1914-1915 гг. передал семьям фронтовиков 52 руб. пожертвований, отгрузил им 60 возов дров, по 3 воза соломы и кизяка.

В мае 1915 г. монастырь посещает епископ Палладий, в своей проповеди сказавший, что на сестёр «взирают сектанты, живущие вблизи от вас». Довольный деятельностью настоятельницы, 22 мая владыка возлагает наперсный крест на игуменью Августу. А в 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

В годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов). Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921-1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «всё ценное, что найдётся в церквах и монастырях».

Прошла национализация монастырских имуществ и, по данным историка С.П. Синельникова, в 1922-1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923-1924 гг., в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10.10.1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ, т.к. коммунисты планировали устроить здесь школу крестьянской молодёжи (ШКМ). После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование ШКМ на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат. Монахини жалуются во все инстанции (в том числе председателю Совета Народных Комиссаров А.И. Рыкову), пытаясь отстоять своё существование как сельскохозяйственную трудовую артель. На конец 1925 г. она состояла из 24 трудоспособных и 29 нетрудоспособных сестёр. В феврале 1926 г. общину выселяют, хотя здесь имелась масса свободных помещений. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

Верующие должны были подписать договор на пользование своим храмом с 1925 по июнь 1929 г. Но их не оставили в покое и начали преследовать за то, что монахини ночевали в церкви («превратили её в ночлежку»), не смогли делать ремонт и т.д. Ссылаясь на высказывания граждан о ненужности монастырского храма, наличии прихода неподалёку в сл. Гусёвке и истечение срока договора аренды, власти решили закрыть церковь. Всероссийская газета «Безбожник» от 12 мая 1929 г. писала: «Давно решили крестьяне с. Гусёвки Ольховского района Камышинского округа закрыть церковь. Дело утверждено всеми инстанциями и застряло где-то в краевых органах. До каких пор?».

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом».

Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева).

Ахтырский Божией Матери женский монастырь в селе Гусёвка Ольховского района города Волгограда открылся 21 февраля 1996 г. Его насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Идет реставрация старинного келейного корпуса.

10 октября 2001 г. был заложен первый камень в основание каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Строительство храма закончено. Летом 2004 г. нашли старый колодец, над которым была построена часовня.

С.М. Иванов http://www.volgaprav.ru/monasteries/axtyrskij-bozhiej-materi-zhenskij-monastyr/

Ченстоховская церковь при Гусевском Ахтырском женском монастыре построена и освящена 8 сентября 1879 г. тщанием дочери генерал-майора города Москвы девицы Елизаветы Николаевны Годейн и настоятельницы монастыря игуменьи Нины; деревянная, теплая; настоящая внутри и снаружи оштукатурена, однопрестольная. Зданий, принадлежащих церкви, не имеется.

Священник живет в деревянном, находящемся в слободе Гусевке, монастырском доме с отоплением от монастыря. Жалованья положено священнику 500 руб., каковое и получается ежемесячно. Священник Михаил Покровский. Прихожан при церкви числится: духовных, военных, крестьян обоего пола душ 96, дворов 2, деревень нет.

«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *